Обязан ли я пропустить пешехода, который вступил на проезжую часть на полосе встречного движения?

С 29 ноября 2014 года и с 01 июля 2015 года вступят в силу изменения в Правила дорожного движения, в соответствии с принятым Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 №1197 «О внесении изменений в ПДД РФ».

В основном эти изменения коснуться взаимодействий между водителями и пешеходами. В частности, будет запрещён обгон на пешеходных переходах, пешеходные переходы теперь могут быть не только на проезжей части дороги.

Изменений не много, но они важные, поэтому следует с ними заранее ознакомиться.

Трамвайные пути и пешеходный переход

Понятие «пешеходный переход» обновлено.

Как было: “Пешеходный переход” – участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

Как стало: “Пешеходный переход” – участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.

2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.

С 29 ноября зона пешеходного перехода расширится. С этого момента пешеходный переход может быть не только на проезжей части, но также и на трамвайных путях. Таким образом, пешеходы, пересекающие трамвайные пути по пешеходному переходу, будут пользоваться всеми преимуществами данного перехода. например, водитель трамвая, двигаясь по рельсам, должен будет уступить дорогу пешеходам.

Однако пешеходам следует помнить, что трамвай тяжёлый и он не сможет резко остановиться, поэтому не стоит кидаться под колёса трамваю на переходах, лучше пропустить его и только потом перейти дорогу.

Запрет обгона на пешеходном переходе

Как было: 11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

 Как стало: 11.4. Обгон запрещен:

  • на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Таким образом, с 29 ноября будет запрещён обгон на пешеходных переходах в любом случае. Ранее обгон был запрещён только в том случае, когда на пешеходном переходе находились люди.

Пропуск пешеходов на переходах

Как было: 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода.

Как стало: 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Посмотрев на изменения, можно увидеть, что в принципе ничего не изменилось, законодатель решил вернуться к редакции, действовавшей до 2010 года.

С 29 ноября из правил будет исключена фраза «пропустить пешеходов». Из-за отсутствия расшифровки данного понятия, водители не могли его однозначно понять.

Водители теперь должны уступить дорогу пешеходам на нерегулируемых переходах.

«Уступить дорогу (не создавать помех)» – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Пункт 14.2 ПДД также подвергся изменению:

Как было: 14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

Как стало: 14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

Раньше данный пункт распространялся только на водителей, которые двигаются по соседним полосам. С 29 ноября снизить скорость или остановиться будут обязаны все водители, движущиеся в данном направлении.

Например, если вы двигаетесь по третьей полосе четырёхполосной дороги, и на первой полосе транспортные средства замедлили ход перед пешеходным переходом, Вы обязаны будете также замедлиться или остановиться.

Продолжить движение можно будет только после того, как уступите дорогу пешеходам.

 Запрет движения велосипедистов по пешеходным переходам

Транспортные средства, в том числе и велосипеды, не могли и до этого пересекать дорогу по пешеходным переходам. Однако не все велосипедисты могли проассоциировать свой велосипед с транспортным средством.

С 29 ноября 2014 года запрет движения велосипедиста по пешеходным переходам прописан отдельной строкой:

Что стало: 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Для водителей введение данного пункта упрощает оформление бумаг при возникновении ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе. Теперь достаточно будет указать, что велосипедист нарушил пункт 24.8 Правил дорожного движения.

Пешеходы со светоотражателями

Как стало: При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

Данный пункт распространяется на пешеходов ВНЕ населённых пунктов. Данная поправка вызвала наибольший интерес на форумах. Кто-то высказывался «за» эту поправку, кто-то «против».

Однако тут, скорее, вопрос о собственной безопасности, ведь на загородных трассах ночью, пешеходов очень плохо видно, а вспомнив, что разрешенная скорость за городом выше, то становится понятно, что у водителя меньше возможностей увидеть пешехода. Светоотражатели помогут сократить смертность пешеходов на загородных трассах.

После вступления поправок в силу, при возникновении ДТП с участием пешеходов на загородной трассе, при отсутствии светоотражателей на одежде пешехода, часть вины водитель сможете переложить на плечи пешехода.

Odnoklassniki

Mail.ru

Загрузка…

Источник: https://politklass.ru/peshexody-i-perexody-novye-izmeneniya-v-pdd-s-29-noyabrya.html

Уступить дорогу пешеходам: ГАИ объяснила, как не


“Принцип двух свободных полос” – не закон, а разумный подход к взаимоотношениям водителя и пешехода на нерегулируемом переходе”, – считают в ГАИ.

Как трактуют ПДД инспекторы и водители? На каких дорогах пропуск пешеходов – камень преткновения между автомобилистами и ДПС?
Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, “снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам“. Из этого, казалось бы, следует, что пешеход как минимум должен находиться на переходе, но некоторые сотрудники ГАИ трактуют эту норму по-другому: уступить дорогу нужно даже пешеходу, которого… нет.

ПДД разъясняют, что же подразумевается под “уступить дорогу“: не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление и/или скорость движения.

Вместе с тем этими же словами в КоАП сформулировано не что иное, как “создание аварийной обстановки” – это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе – но их направление и скорость движения не меняются.

Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад – и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, а не, например, внезапно зазвонивший телефон! – выходит, водитель не только “не уступил дорогу”, но и “создал аварийную ситуацию”.

И административную ответственность уже должен нести не за “непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам” (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание тем самым “аварийной ситуации” (ч. 10 той же статьи).

Что, как мы уже выяснили, с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 100-500 тысяч за “непропуск” против 500 тыс – 1 млн рублей с лишением “прав” на срок до 2 лет или без лишения за “аварийную ситуацию”. Дорогая, однако, несостыковка.

Единственное понятное для водителей руководство по пропуску пешеходов, прописанное в “Комментариях к ПДД”,  – это “принцип двух свободных полос”: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля. “Работает” принцип только на дорогах с двумя и более полосами движения в каждом направлении и только в случае, когда пешеход(ы) движется с одной стороны: если люди начали переход с обеих сторон навстречу друг другу – однозначно нужно остановиться, а не считать полосы в надежде “проскочить”.

Но есть нюанс: комментарии к ПДД с юридической точки зрения – не более чем толстая книга для желающих понимать, что в том или ином случае имели в виду составители правил, и руководствоваться написанным в ней никто не обязан.

Соответственно, и “принцип двух свободных полос”, как пояснили в ГАИ, сугубо рекомендательный – инспекторов лишь “ориентируют на разумный подход в разрешении конфликтов автомобиль – пешеход на переходе”, что формально не обязывает отдельно взятого сотрудника ГАИ руководствоваться им при определении меры вины.

Несовершенство законодательства в этой сфере провоцирует конфликт “водитель – пешеход – ГАИ” едва ли не больше, чем, собственно, сами непростые их взаимоотношения на дороге. Поэтому пенять не на кого: каждой из трех сторон фактически дано право трактовать ПДД по-своему. И каждый же останется по-своему прав. 
AUTO.TUT.BY попросил начальника отдела ГАИ Октябрьского района Минска Сергея Багаева разъяснить на практике, как должен вести себя водитель, подъезжая к нерегулируемым переходам на дорогах с разным количеством полос в каждом направлении движения, а также – как должны инспекторы ДПС подходить к рассмотрению ситуаций, связанных с “непропуском пешеходов”.

– Как только пешеход ступил на проезжую часть – водитель обязан уступить ему дорогу. То есть – предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности, – он может ехать, и наказывать его инспектор ДПС не должен, – считает Сергей Багаев.

Получается, пока пешеход стоит на кромке тротуара, демонстрируя однозначное намерение перейти дорогу, или приближается к пешеходному переходу по тротуару – водитель не должен снижать скорость или останавливаться?  

– Хоть в ПДД это прямо и не сказано, но, на мой взгляд, – должен.

Установленные на дороге знаки “Пешеходный переход” и нанесенная разметка “зебра” не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, троллейбус не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека – который, вроде бы, только “намеревается”, и участником дорожного движения вы его не считаете – просто убьет огромным боковым зеркалом этого транспортного средства. Разумнее всего, по мнению представителя ГАИ, “снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода – он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями”.
 

Гайд по полосам

Разберем различные дорожные ситуации вместе с представителем ГАИ на конкретных примерах.


Одна полоса движения в каждом направлении

– Здесь все просто и однозначно.

Если на дороге всего две полосы (или три – две в одну сторону и одна во встречном направлении), водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу – справа по ходу движения его машины или слева, – поясняет Сергей Багаев. – Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля – водитель может продолжать движение.

А если пешеход по каким-то одному ему известным причинам сделает шаг назад, развернется и побежит обратно или начнет падать в ту полосу, из которой уже вроде бы вышел?

– Останавливаться на проезжей части, в том числе и на переходе, пешеходу запрещено – равно как и стоять на разделительной линии разметки. Так регламентируют его обязанности ПДД. Но давайте допустим, что он действительно, перейдя вашу полосу, начал заваливаться назад.

Ведь что угодно может быть: сердечный приступ, состояние алкогольного опьянения. И вы, продолжив движение, совершите наезд.

Возможно, по ПДД водитель будет прав, а пешеход – нет, но кого это знание уже спасет? На мой взгляд, лучше убедиться, что пешеход отошел от автомобиля так далеко, чтобы ваши траектории не пересеклись даже в случае форс-мажора.

Две и более полосы движения в каждом направлении

– Здесь можно применять “принцип двух свободных полос”. Законодательно он нигде не закреплен – лишь в порядке разъяснения прописан в “Комментариях к ПДД”, но инспекторы ГАИ, равно как и водители, на эту теорию ориентируются, – рассказал Сергей Багаев.

И заверил: штрафовать водителя, который движется по первому ряду, когда через 5 полос слева от него на дорогу ступает пешеход, никто не будет.

Однако, по мнению представителя ГАИ, “гораздо проще снизить скорость или даже остановиться перед переходом: а вдруг в движении водитель полосы, “оставшиеся” до человека, неправильно посчитает или пешеход перейдет на быстрый бег?”

Нюансы есть лишь при наличии или отсутствии на многополосной дороге “островка”: если он есть, пешеход имеет право там остановиться и чувствовать себя, “как на тротуаре” – то есть полностью защищенным. Водитель же, в свою очередь, имеет право относиться к пешеходу, “как будто тот на тротуаре”, – ежесекундно контролируя, но не останавливаясь. Если же “островка” на дороге нет, то останавливаться на разделительной линии разметки пешеходу запрещено.

– С другой стороны, если стоит выбор между “продолжить в соответствии с ПДД переход проезжей части, невзирая на не сбавляющий скорости “МАЗ” справа” и “нарушить правила, остановившись на линии” – я бы выбрал второе, – шутит Сергей Багаев. И серьезно добавляет: “Правила дорожного движения лучше “пересоблюсти”, чем “недособлюсти” – и это касается обеих сторон конфликта “водитель – пешеход”. 

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/343539.html

Пропустить пешехода

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой внизу страницы.Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работеПреподаватель высшей школы, кандидат технических наукКузнецов Юрий Александрович

Пропустить пешехода

Водители и пешеходы относятся друг к другу, в большинстве своем, со стойкой антипатией. Не соблюдая Правила, не могут поделить между собой дорогу, и похожи на соседей на коммунальной кухне, которые пытаются одновременно сварить борщ на одной конфорке.

Проезжая часть предназначена для машин, для пешеходов на дороге сделаны тротуары или обочины. Но, так как перелететь с одного тротуара на другой пешеход не может, ему разрешается дорогу переходить. В этом случае водитель должен его пропустить (правда, не всегда).

Где пешеход может переходить дорогу

а) По подземным или надземным пешеходным переходом. Идеальный вариант для водителей во всех отношениях; для пешеходов он безопасен, но не удобен. Поэтому, даже при наличии таких переходов они все равно выходят на проезжую часть. При этом пешеход нарушает Правила.

б) По регулируемому пешеходному переходу. Здесь все участники должны соблюдать  требования светофоров (регулировщика). При этом, если пешеход вышел на проезжую часть на зеленый сигнал светофора (разрешающий сигнал регулировщика) водитель должен дать ему завершить переход, даже если сигналы уже сменились на запрещающие.

в) По нерегулируемому пешеходному переходу. Здесь водитель всегда должен уступать ему дорогу. То, что пункт ПДД 4.

5 при этом требует, чтобы пешеход перед переходом «оценил расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедился, что переход будет безопасен» ничего в этой связи не меняет.

Это можно сравнить с запретом ребенку открывать дверь чужим людям или предупреждением о том, что на автобусном маршруте орудуют воры- – карманники. Простое напоминание о необходимости быть бдительными, так как вокруг много плохих незаконопослушных граждан.

г) При отсутствии на перекрестке оборудованного пешеходного перехода пешеход переходит дороги вдоль перекрестка по линии тротуара или обочины (п.4.3 ПДД). При этом водитель должен его пропустить. Эта обязанность, даже при отсутствии обозначенного пешеходного перехода, определена п.13.1 ПДД. Этот пункт Правил для многих является откровением.

д) При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрестка (вдоль которого также можно переходить дорогу) пешеход может просто пересечь проезжую часть под прямым углом. Но при этом преимущества он не имеет и сам должен пропустить проезжающие мимо машины. Запрещается переходить вне пешеходного перехода дорогу с разделительной полосой.

е) Пешеход переходит проезжую часть, чтобы осуществить посадку в маршрутное транспортное средство, в том случае, если остановка организована посередине проезжей части и не оборудована специальной посадочной площадкой.

При этом пешеход пользуется преимуществом, но выходить на проезжую часть может только после остановки транспортного средства. Также, его необходимо пропустить при высадке из транспортного средства на таких остановках.

ж) В любом месте надо пропустить слепого пешехода, подающего сигнал белой тростью.

Что значит «пропустить пешехода»

Здесь чаще всего возникают вопросы:

Когда надо остановиться?

Как долго необходимо стоять?

Итак, вы подъехали  к нерегулируемому пешеходному переходу. Перед переходом стоит пешеход. Ваши действия.

Пункт Правил 14.1 требует пропустить пешеходов «…переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода».

Конечно, ступать на проезжую часть, по которой несутся автомобили явно небезопасно и требовать этого от пешехода со стороны водителя невежливо и некрасиво. Поэтому, я советую пропускать пешехода, даже если он стоит на тротуаре возле перехода.

Но, так как многие безграмотные пешеходы стоят  там с другими целями (например, ждут «маршрутку», которой, кстати, останавливаться там категорически запрещается) то, имейте в виду, что наказывать вас за проезд мимо стоящих на тротуаре пешеходов, не ступивших  на проезжую часть, неправомерно.

Что скрывается под фразой Правил «…снизить скорость или остановиться…чтобы пропустить пешеходов» (п.14.1 ПДД).

«Пропустить» в соответствии с терминологией ПДД означает «уступить дорогу».

Уступить дорогу означает, что Вам запрещается начинать движение, продолжать движение или маневрировать, если тем самым вы заставите пользующегося преимуществом участника движения изменить скорость или направление движения.

Возможно, в этой связи, некоторые водители думают, что если пешеход переходит, например, первую (крайнюю правую) полосу, а водитель в это время проезжает по, например, третьей (крайней левой) полосе, то он, якобы, ничего не нарушает, так как пешеход из-за него скорость не менял. Такой проезд – это однозначное нарушение. Логика его проста. Здравомыслящий пешеход никогда не  начнет переход, пока не убедится, что его все пропускают.

Надо ли ждать, пока пешеход, пройдя мимо вашей машины, пересечет остальные полосы движения и выйдет на противоположный тротуар. Часто, водителей, этого не дожидающихся, наказывают за нарушение ПДД. Но, фактически, водитель при этом ничего не нарушает. Логика также проста.

Невозможно создать помеху (не выполнить требование «уступить дорогу») тому участнику, траектории движения с которым не пересекаются. Однако, это не освобождает вас от необходимости добиться перед началом движения безопасного интервала между вашим автомобилем и пешеходом.

 Часто задаваемый вопрос. Надо ли пропускать пешехода, который на дороге с разделительной полосой находится на проезжей части встречного направления. Нет. Речь в п.14.1 ПДД идет о пешеходе, вступившем на вашу проезжую часть.

PSЕсли пешеход, переходящий дорогу в неположенном месте, будет сбит автомобилем и его здоровью будет причинен вред, водитель все равно будет нести ответственность (вплоть до уголовной), потому что автомобиль является источником повышенной опасности и водитель несет ответственность за весь вред, который может быть причинен этим источником.

Категория: Нюансы ПДД | Популярность: 295882 | 4.84

Источник: http://akpspb.ru/blog/nyuansy_pdd/propustit_peshehoda/4-298

Уступать некуда: кто на дороге главный — пешеход или водитель?

МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости, Сергей Белоусов. В последний рабочий день недели в России ужесточили наказание для водителей, не уступающих дорогу пешеходам.

В новой редакции Кодекса об административных правонарушениях (КоАП РФ), который вступил в силу 10 ноября, фиксированный штраф в размере 1,5 тысячи рублей заменен “вилкой” от 1,5 до 2,5 тысячи. Сколько именно должен заплатить автомобилист, будет решать инспектор. В случае фиксации нарушения на камеру сумма составит прежние 1,5 тысячи рублей.

Однако до сих пор не разрешена масса спорных ситуаций, в которые попадают автомобилисты и пешеходы на дорогах России. РИА Новости вместе с юристами дает разъяснения большинству спорных случаев.

Дышло правил

До сих пор в Правилах дорожного движения сохраняются два диаметрально противоположных пункта, которые могут сделать виноватыми как водителей, так и пешеходов. Согласно пункту 4.

5 ПДД, на нерегулируемых переходах пешеходы обязаны “оценить расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедиться, что переход будет для них безопасен”. Только после этого человек может ступить на “зебру”. Получается, что пешеход должен обезопасить автомобилиста от самого себя.

С другой стороны, пункт 14.1 ПДД обязывает водителей уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу или вступившему на проезжую часть или трамвайные пути.

“К сожалению, у нас сложилась такая судебная практика, при которой водитель всегда виноват, — говорит адвокат Алексей Реут.

 — Даже при наличии знака пешеходного перехода и “зебры” автомобиль не обязан снижать скорость, но должен быть предельно бдительным. А теперь представьте, что машина уже находится на расстоянии десяти метров от перехода, как на него выбегает пешеход.

Водитель уже ничего не сможет сделать. В этом случае виноват пешеход, но сотрудники ГИБДД почти всегда признают виновным водителя”.

Шустрые малые

Выбегающие на дорогу пешеходы — не единственная проблема для автомобилистов. Владельцы самокатов, гироскутеров, дети на игрушечных электромобилях, которые иногда едут быстрее велосипеда, а по своим размерам едва уступают компактным автомобилям smart, — подобного рода игрушек в последнее время пруд пруди. При этом все они не являются транспортными средствами.

“Владельцы необычных средств уличного передвижения приравнены к пешеходам. Однако требование “спешиться” при пересечении пешеходного перехода действует только в отношении велосипедистов (пункты 24.6 и 24.

8 ПДД), — говорит адвокат Марат Аманлиев. — ПДД отдельно не регламентируют движение владельцев самокатов, гироскутеров, сегвеев и моноколес.

Как и все пешеходы, они имеют право пересекать “зебру” на своих средствах передвижения”.

Вылетая на пешеходный переход, человек на самокате почти не оставляет шанса водителю избежать столкновения, даже если тот едет с допустимой городской скоростью в 50-60 км/ч, не говоря уже о переходах на загородных трассах. Как пишет газета “Коммерсантъ”, первый вице-премьер Игорь Шувалов уже дал поручение ведомствам закрепить в ПДД статус сегвеев и гироскутеров как участников движения.

Дорожный сюрреализм

Но даже при отсутствии “зебры”, знаков пешеходного перехода и светофора транспортные средства при повороте налево или направо обязаны уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую поворачивает автомобиль (пункт 13.1 ПДД). Всегда. Без исключений. Даже когда машина поворачивает на перекрестке, двигаясь по главной дороге, а велосипедист двигается в нарушение ПДД против движения или пьяный пешеход вдруг выскакивает на МКАД в надежде перейти его живым.

При выезде с дворовой территории необходимо уступить дорогу не только пешеходам, но и всем, кто появляется на пути. Однако и тут могут случиться совершенно невероятные, если не сказать глупые, аварии.

“В моей практике был случай, когда водитель выезжал с дворовой территории, посмотрел налево, убедился в отсутствии помех и продолжил движение. В этот момент в него врезалась велосипедистка, которая ехала по встречной (для нее) полосе, — продолжает Алексей Реут. — Сотрудники ГИБДД сразу признали виновным водителя”.

Кстати, пешеходам можно переходить дорогу в любом месте, если в зоне видимости нет перехода или перекрестка, но только на участках без разделительной полосы и ограждений под прямым углом к краю проезжей части. Но и тут снова встречается двойная трактовка правил: согласно пункту 4.5 ПДД, при переходе дороги вне “зебры” пешеходы не должны создавать помех для движения автомобилей.

“Каждый конкретный случай нельзя рассматривать единым образом, — считает Алексей Реут. — В случае ДТП будет решаться вопрос о том, имел ли водитель возможность избежать столкновения: если да, то он будет признан виновным, нет — виноват пешеход”.

Когда уступать?

Если автомобиль совершил наезд на пешехода на нерегулируемом перекрестке, значит, он его не пропустил. Но если пешеход только ступил на проезжую часть, а машина едет по противоположной стороне проезжей части — должна ли она применять экстренное торможение и пропускать идущего?

“Три года назад существовала неразбериха, из-за которой многих водителей штрафовали за то, что они не пропустили пешехода, находившегося в пяти полосах от проезжающего мимо него автомобиля, — говорит Алексей Реут. — В ноябре 2014-го в пункт 14.

1 ПДД внесли изменения, после чего водителям больше не требуется снижать скорость перед нерегулируемым переходом. Теперь сам автомобилист решает, как ему пропускать пешехода: притормозить, остановиться или продолжить движение с той же скоростью”.

В том же 2014 году в ПДД изменился пункт 14.

2, который еще больше обезопасил пешеходов: если перед нерегулируемым переходом транспортное средство остановилось или снизило скорость, то водители других автомобилей, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Увы, но до сих пор этому правилу следует лишь часть автомобилистов, и случаи, когда один остановился пропустить пешехода, а другой на полной скорости проезжает “зебру”, нередки.

Снизить скорость, чтобы при необходимости пропустить пешеходов, водители обязаны теперь только тогда, когда подъезжают к остановившемуся транспортному средству с включенной аварийной сигнализацией, имеющему опознавательные знаки “Перевозка детей”.

Можно ли наказать водителя?

Однако и среди водителей хватает хамов и невежд. Некоторые из них демонстративно не пропускают пешеходов, сигналят им, показывают из окна неприличные жесты и иногда даже нападают с кулаками. Может ли пешеход записать номер машины, сообщить о нарушении и надеяться на справедливое наказание для автохама, если рядом не оказалось сотрудников полиции?

“Просто так обвинить кого-то в нарушении, даже если оно было, можно, но вряд ли из этого что-нибудь получится, — объясняет Алексей Реут. — Без видеозаписи такую жалобу просто отклонят из-за недостатка доказательств. Другое дело, если автомобиль совершил наезд на пешехода и получил повреждения, то тогда пострадавший, зная госномер, может обратиться в органы.

Полиция разыщет автомобиль, сопоставит слова пешехода с вмятинами и царапинами на машине и привлечет водителя к ответственности. Но и это палка о двух концах: таким способом пользуются мошенники, которые находят поврежденные машины и потом заявляют о несуществующем ДТП.

В таком случае водителю грозит не только штраф, но и лишение прав за оставление места происшествия”.

Не наезжай

Пунктом 14.4 запрещено въезжать на пешеходный переход, если сразу за ним образовался затор. Тот, кто ходит пешком по городским улицам, знает, что это правило соблюдается водителями крайне редко.

Если в это время дорогу будет переходить пешеход, то сотрудник ГИБДД сможет наказать водителя штрафом, а если рядом людей не окажется, то и водитель выйдет сухим из воды: наказания за это не предусмотрено.

“В КоАП наказания за это нет, — говорит Алексей Реут. — Восьмого ноября в ПДД официально внесли понятие “вафельная разметка”, за остановку на которой водителей и будут штрафовать”.

Не трамвай объехать

Водители обязаны уступить дорогу пешеходам, которые пересекают проезжую часть, чтобы попасть в общественный транспорт, чаще всего трамвай.

Однако посадка в трамвай может затянуться, а очередь в него — растянуться на половину проезжей части. Многие водители теряют терпение и начинают объезжать людей справа.

Некоторые автомобилисты считают, что пропускать нужно только тогда, когда открываются двери, и отчаянно сигналят бегущим к остановившемуся трамваю старушкам.

“Водитель обязан пропустить пешехода, но он не обязан стоять и ждать, пока все люди загрузятся в трамвай, — поясняет Алексей Реут.

 — Если есть возможность объехать очередь, не создавая помех людям, то можно смело ей воспользоваться.

То же самое касается открытых дверей — если из трамвая никто не выходит и никто в него не входит, а он стоит возле остановки с открытыми дверьми, то водитель может продолжить движение”.

Белый посох

Получить штраф за непропущенного пешехода можно абсолютно в любом месте, независимо от ширины дороги, наличия на ней “зебры” или каких-либо знаков, если этот пешеход — слепой человек. Но даже в этом случае правила вводят одно существенное условие.

Водители обязаны пропускать слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Этот “символ” незрячего человека признан во всем мире и в большинстве стран позволяет таким людям переходить дорогу абсолютно в любом месте. Кстати, ответственность за использование белой трости введена лишь в нескольких странах, в России пока таковой нет.

Источник: https://ria.ru/20171110/1508513472.html

Когда пешеходов можно не пропускать

В Правила дорожного движения РК внесены изменения. Увы, знают о них лишь самые продвинутые из водителей. А потому участились конфликты на дорогах – между теми, кто уже ездит по новым правилам, и теми, кто о них не слышал.

Поэтому мы обратились за разъяснениями в городскую дорожную полицию, и заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД города Алматы полковник Абдрахман МОЛДАБАЕВ разъяснил, что сейчас является нарушением, а что – нет.

– Раньше водители были обязаны остановиться перед пешеходным переходом, едва только пешеход ступил на проезжую часть. А как сейчас?

– Теперь водитель МОЖЕТ продолжать движение, если пешеходы, переходящие дорогу по пешеходному переходу, находятся на полосе встречного движения и еще не достигли осевой линии. Если же пешеход находится на той же стороне дороги, что и водитель, то его надо пропустить.

Внесены изменения и в главу «Проезд перекрестков»: при завершении маневра автотранспорта водители обязаны пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть по направлению его движения. А тех, кто двигается на полосе встречного движения, пропускать не надо.

Пристегнитесь и не высовывайтесь!

– В последнее время сотрудники дорожной полиции стали требовать, чтобы ремнями безопасности пристегивались даже в такси…

– Это касается не только такси, но и автомобилей оперативных служб. Согласно изменениям в ПДД, водители и пассажиры обязаны пристегиваться ремнями безопасности. В случае аварии эта мера предосторожности может уберечь людей от получения травм и даже смерти.

Кроме того, изменен порядок перевозки детей. Если раньше правила позволяли перевозить детей до 12 лет на переднем сиденье грузопассажирских и грузовых автомобилей на базе легковых без специального удерживающего средства – детского кресла, то теперь это запрещено!

– Читателей «Каравана» очень интересуют проблемы, связанные с установлением виновника и возмещением ущерба при ДТП, совершенных во дворах жилых домов, на территории АЗС, парковок и автостоянок.

До сих пор в подобных случаях дела об административных правонарушениях не возбуждались, и, значит, не выносились постановления о привлечении виновного к ответственности.

А так как без этого страховые компании не возмещали материальный ущерб, то пострадавшие оставались ни с чем.

– В настоящее время из ПДД исключено такое понятие, как «прилегающая территория».

Теперь все вышеуказанные происшествия будут рассматриваться в рамках административного законодательства, и вопросы возмещения потерпевшим материального ущерба будут решены в соответствии с требованиями законодательства в области обязательного страхования гражданской правовой ответственности владельцев транспортных средств.

– Недавно видел, как сотрудник дорожной полиции остановил свадебный кортеж. Офицер попросил пассажиров лимузина не высовываться в люк и в окна.

– Правильно, пассажирам категорически запрещено высовываться в оконные проемы и люки транспортных средств во время движения. Даже если это свадебная машина.

Кому положены мигалки?

– Слышал про какие-то хитрые шторки на номерных знаках, которые не «видят» видеорегистраторы…

– Да, многие водители начали применять государственные номерные знаки за специальными шторками. Они не позволяют камерам стационарных приборов зафиксировать цифры и буквы на госномерах. Это помогает водителям избежать наказания за нарушение. Поэтому подобные шторки официально запрещены.

– Какие автомобили имеют право оснащаться специальными световыми, звуковыми сигналами и окраской кроме машин полиции, КНБ, СОП, экстренных служб – ЧС и «скорой помощи»?

– По причине того, что сейчас охранными функциями в большинстве случаев наделены частные организации, они внесены в Перечень оперативных и специальных служб. В ПДД включены дополнения, разрешающие автотранспорту частных организаций пользоваться проблесковыми маячками оранжевого или желтого цвета.

– Ранее в пункте 3 статьи 18 Закона РК «О безопасности дорожного движения» говорилось, что эксплуатация транспортных средств на дорогах общего пользования без регистрации и учета в дорожной полиции запрещена. Но конкретные сроки для постановки машин на учет не указывались. А сейчас с этим как?

– Владельцы механических транспортных средств обязаны зарегистрировать их в дорожной полиции в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» либо не позднее 10 суток с момента приобретения или таможенного декларирования.

В тему

Пешеход пошел несознательный!

За январь 2012 года в городе Алматы произошло 167 аварий, в которых 15 человек погибли, а 180 получили различные травмы.

– Беспокоит то, что примерно пятая часть из этого количества приходится на пешеходов, – говорит заместитель начальника управления дорожной полиции ДВД города Алматы полковник Абдрахман МОЛДАБАЕВ. – С начала года по их вине совершено 38 ДТП, а 32 аварии произошли из-за того, что несознательные граждане буквально бросались под колеса проезжавших авто!

Из 2 тысяч 448 ДТП, зарегистрированных в прошлом году, 653 – на совести пешеходов. В 555 случаях они пересекали проезжую часть в неустановленном месте.

На прошлой неделе сотрудники дорожной полиции привлекли 102 пешехода к административной ответственности.

– Все они переходили и перебегали проезжую часть в неустановленных местах, – поясняет начальник пресс-службы УДП ДВД города Алматы майор полиции Еркин УТЕГЕНОВ. – Ситуация осложнялась тем, что большинство нарушителей не имели при себе никаких документов. Их приходилось доставлять в отделы полиции для установления личности.

Между прочим, несознательным пешеходам могут грозить серьезные неприятности.

Если в течение 40 дней они не уплатят штраф за нарушение правил дорожного движения, протокол, составленный дорожным инспектором, направляется в административный суд.

Судья выносит решение о принудительном взыскании штрафа и передает дело судебным исполнителям. Если же на пешехода составлено три протокола, то нарушитель может пополнить ряды административно арестованных.

Олег ГУБАЙДУЛИН

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4473580-kogda-peshekhodov-mozhno-ne-propuskat.html