Любой ущерб, причиненный вашему автомобилю, можно подсчитать.
И страховая компания обязана возместить страхователю расходы по ремонту в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГО ВТС).
И даже если оценщик определит, что ремонт экономически нецелесообразен (в прошлый раз мы писали о том, как определяется гибель транспортного средства), страхователю возместят рыночную стоимость его автомобиля.
С одной лишь оговоркой: если причиненный ущерб не превышает лимит ответственности страховой компании по выплатам страхового возмещения. Наш страховой случай как раз описывает подобную ситуацию: транспортное средство на грани «гибели», причиненный ущерб больше такого лимита. На какую максимальную сумму выплат может рассчитывать страхователь? Кто возместит ущерб в полном объеме?
AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» запускает новый проект — «Страховой случай». Каждую неделю у нас будет появляться материал о новом страховом случае, основанный на реальном дорожном происшествии.
На протяжении нескольких месяцев мы будем подробно рассказывать о всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводить осмотр и оценку аварийных автомобилей, составлять калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывать размер компенсации.
Наша цель — сделать все расчеты страховой максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.
На 31-м километре трассы Молодечно — Воложин водитель МАЗа на развязке не пропустил грузовой микроавтобус Peugeot Boxer. В результате столкновения французскому «Боксеру», скорее всего, придется закончить карьеру — вся передняя часть практически уничтожена.
Водителю фургона очень сильно повезло в этом ДТП — он чудом остался целым и невредимым (если не считать ушибы). При этом машина от бампера до начала грузового отсека превратилась в месиво из металла, пластика и стекла.
Кроме этого, деформированы металлические крыша и стены грузового отсека. В списке элементов на замену, составленном оценщиком, более 40 позиций. Логично было бы предположить, что страховая компания признает его «погибшим».
Однако наш страховой случай неординарный — оценщик признал, что «ремонт экономически целесообразен».
Давайте вникнем в его логику расчетов. Стоимость замены всех деталей, окрасочных работ и материалов была оценена в 385 619 545 рублей без НДС. Автомобиль не очень старый — всего 5 лет, пробег 150 тысяч. Поэтому при расчете размера вреда учитывался процент износа в размере 43%. Итого: 259 639 185 рублей.
Чтобы понять, имеет ли экономический смысл ремонтировать фургон, оценщик выяснил рыночную стоимость аналогичного «Боксера» на момент ДТП. Она составила 263 059 000 рублей.
А так как рыночная стоимость оказалась выше, чем расходы на ремонт, — до «гибели» не хватило всего лишь 3 419 814 рублей.
Значит ли это, что потерпевшему должны выплатить 259 639 185 (при пересчете по курсу Национального банка Республики Беларусь на момент ДТП — 12 015,33 евро)?
Нет. Потерпевшему была выплачена меньшая сумма. Почему?
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— Любой вид страхования предусматривает лимит ответственности страховой компании (либо страховую сумму). Лимиты по ОСГО ВТС установлены указом президента № 531.
За вред, причиненный в результате ДТП имуществу потерпевших (в том числе транспортному средству), максимальный размер выплат ограничен суммой 10 000 евро.
В таком же размере установлен лимит ответственности страховой компании в случае нанесения вреда жизни или здоровью потерпевшего, из них не более 4000 евро — на возмещение расходов, связанных с погребением потерпевшего, лицам, понесшим эти расходы.
Однако из этого не следует, что потерпевший должен получить 10 000 евро.
Дело в том, что из страховой выплаты вычли расходы на эвакуацию с места ДТП до места стоянки — 3 850 000 рублей, расходы на вызов виновника на осмотр телеграммой — 46 704 рубля.
Для осмотра и расчета размера вреда привлекался сторонний оценщик; вычли и стоимость его услуг — 385 000 рублей (такой порядок предусмотрен законодательством).
Все расходы по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату ДТП (16.01.2016) составили 198,15 евро. Итого владелец «Боксера» получил 9801,85 евро (211 808 177 рублей).
Кто доплатит за разбитый автомобиль?
Ущерб, превышающий эти лимиты, взыскивается в судебном порядке с виновника ДТП.
Статья 941 Гражданского кодекса устанавливает обязанность юридического лица или гражданина возмещать разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба в случае, когда страхового возмещения недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред. Если размер ущерба превышает лимит ответственности страховщика, разница между возмещенным размером вреда и размером реального ущерба взыскивается с причинившего вред лица.
Ситуации с взысканием ущерба в полном объеме в судебном порядке не так уж редки. И виновнику ДТП иногда не позавидуешь. Представьте себе, что вы врезались в очень дорогой автомобиль, вы виновник. Помните случай, когда VW Golf въехал в Bentley в центре Минска? Владельцу народного автомобиля тогда все сочувствовали, так как стоимость ремонта Bentley вряд ли вписалась в лимит по ОСГО ВТС.
В таких случаях потерпевший, которому не хватило 10 000 евро для возмещения причиненного ущерба, вправе обратиться в суд. Вы, как виновник, будете оплачивать оставшуюся разницу между возмещенным размером вреда и размером реального ущерба. Как обезопасить себя от таких ситуаций?
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— Некоторые страховые компании предоставляют возможность страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в добровольном порядке.
В этом случае лимит ответственности можно установить в зависимости от условий, предусмотренных Правилами страхования, от 10 000 евро и выше.
Выплата по такому виду страхования производится после того, как компания по ОСГО ВТС выплатила лимит, а ущерб этот лимит превысил.
Если говорить о том, есть ли возможность в рамках ОСГО ВТС получения страхового возмещения по транспортному средству виновника ДТП, то следует упомянуть о существовании комплексного договора страхования (с «элементом АВТОКАСКО») — по нему страховая компания виновника не только возмещает вред, причиненный потерпевшему и его транспортному средству, но и вред, причиненный в результате ДТП транспортному средству виновника с учетом процента износа. Стоимость такого страхования, естественно, дороже обычной «автогражданки».
Кстати о КАСКО. Если предел ответственности страховщика в ОСГО ВТС 10 000 евро (устанавливается указом президента № 531), то по КАСКО страховая сумма определяется страховой стоимостью транспортного средства, установленной при заключении договора страхования.
У каждой страховой компании в Правилах добровольного страхования имеется такое понятие, как гибель транспортного средства. И метод ее расчета отличается от того, который предусмотрен в ОСГО ВТС.
При превышении размера рассчитанного ущерба установленного предела от страховой стоимости транспортного
средства (70, 75, 80% и т. д. — у каждой страховой компании это определено в Правилах страхования), транспортное средство признается «погибшим».
И здесь выплата чаще всего производится следующим образом: страховая стоимость минус годные остатки транспортного средства. Они определяются расчетным методом,
опять же, это делает оценщик по определенной методике либо по результатам аукционных торгов, если это предусмотрено Правилами страхования страховой компании.
Так вот, в нашем страховом случае с «Боксером» расчет по КАСКО выглядел бы так.
Страховая стоимость — 265 500 000 рублей. Стоимость годных остатков (рассчитанная) — 29 044 372 рублей.
К выплате: 265 500 000 рублей — 29 044 373 рублей = 236 455 627 рублей (10 942,46 евро). Это больше, чем 10 000 евро, даже если бы мы не учитывали расходы на эвакуацию, оценщика и телеграммы (кстати, по КАСКО «оценщики» и «телеграммы» не вычитаются из страховой суммы (страховой стоимости транспортного средства)).
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— Важный момент: нельзя получить выплату и по ОСГО ВТС, и по КАСКО. Это будет считаться необоснованным обогащением. В случае, если в ДТП пострадало транспортное средство, застрахованное по АВТОКАСКО, и виновным в происшествии является другое лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства, можно получить возмещение одним из следующих способов:
- обратившись в страховую компанию, с которой заключен договор добровольного страхования АВТОКАСКО и которая произведет выплату страхового возмещения;
- по ОСГО ВТС — в компанию, где застрахована ответственность причинителя вреда или ответственность потерпевшего, а если по АВТОКАСКО сумма, подлежащая выплате, больше, чем по обязательному страхованию, то делается доплата в размере разницы между суммой возмещения, подлежащей выплате, и уже выплаченной суммой в рамках ОСГО ВТС.
В ближайшее время мы подготовим материал о том, как выгодно оформить КАСКО и получить страховые выплаты в полном объеме.
ЗАСО «Промтрансинвест»
- на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
- более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
- развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.
+375 (17) 228−12−48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest.insurance
Источник: https://auto.tut.by/news/autobusiness/489518.html
Автострахование в Казахстане: в каких случаях ущерб не будет возмещаться и как этого избежать
Каждая вторая семья в Казахстане владеет личным транспортным средством. Улицы Алматы и Астаны давно погрязли в пробках, а с наступлением заморозков не избежать и аварийных ситуаций на дорогах.
Журналисты informburo.kz разобрались в неутихающих спорах о возмещении страховыми компаниями ущерба после ДТП. О самых наболевших вопросах казахстанцев рассказала судья Верховного суда РК Альфия Савинова.
Вред, причинённый в результате взаимодействия с источником повышенной опасности, возмещается на общих основаниях – то есть при наличии вины владельца транспортного средства. Например, если столкнулись два автомобиля и оба пострадали, то владелец, по чьей вине нанесён вред, будет возмещать ущерб другому.
Обратите внимание, что речь идёт об ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим следует пояснить, что в данном случае понятия “собственник” и “владелец” – неоднозначные.
Владельцем автомобиля может быть не только сам собственник, но и другое лицо, которое владеет им на законном основании. Например, это может быть договор аренды или доверенность.
Поэтому каждое лицо, которое по какому-либо законному основанию владеет транспортным средством, должно обязательно застраховать свою ответственность за имущество.
Это делается в первую очередь для защиты прав потерпевших.
Страхование гражданско-правовой ответственности транспортных средств. Сразу стоит пояснить, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Если автомобиль сбил пешехода, владелец может отвечать и без вины.
Его ответственность может исключаться только в двух случаях:
- если он докажет, что вред причинён обстоятельствами непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, другие катаклизмы)
- умысел потерпевшего. Если в суде будет доказано, что он умышленно бросился под колёса автомобиля.
Если лицо управляет автомобилем в силу трудовых отношений, либо с владельцем или в его присутствии. К примеру, транспортная компания имеет в собственности несколько автомобилей. Она обязана заключить страховой договор по каждой единице эксплуатируемого транспортного средства. Эта страховка будет действовать в отношении любого работника предприятия, который будет управлять автомобилем.
Допустим, если водитель фирмы совершил ДТП, то отвечать за ущерб будет владелец этого транспортного средства – компания, которой принадлежит автомобиль. Если автомобиль застрахован, то ущерб будет выплачивать страховая компания. Таким образом, суд выясняет, кто на данный момент является владельцем автомобиля и застрахована ли его ответственность.
Это когда за вред отвечает не одно лицо, а два и более.
Что касается вреда, причинённого источником повышенной опасности, то законом солидарная ответственность предусмотрена только в одном случае: если вред причинён третьему лицу, в результате взаимодействия этих источников.
Например, столкнулись два автомобиля, и вред причинён третьему лицу – пешеходу. Отвечать перед ним будут два владельца солидарно и одновременно. Во всех остальных случаях солидарная ответственность не наступает, отвечает только один владелец.
Например, совершено ДТП, водитель признан виновным, понёс административную ответственность. Имущество владельца застраховано. При этом есть перечень случаев, когда страховщики могут эту сумму потребовать у своего страхователя:
- Если автомобилем управлял водитель в состоянии алкогольного опьянения
- Если лицо без объективных причин отказалось от прохождения медицинского освидетельствования
- Если водитель скрылся с места ДТП
- Если автомобилем управлял человек, не имеющий права управления. Здесь часто возникал вопрос: что это за человек? На практике страховые компании таковыми признают лица, которые имеют незарегистрированную доверенность, когда ещё письменная доверенность была нужна. Лицо, не имеющее права управления – это человек, который вообще не имеет водительского удостоверения. То есть никогда его не имело, либо было лишено водительских прав судом, или не имеет соответствующей категории. В этом случае СК имеет право обратного требования.
- Ещё один случай, который часто вызывает споры. Когда страховой случай наступил вследствие неисправности автомобиля, о котором страхователь узнал или должен был знать. То есть она должна быть явной, и доказательство этого должна представить страховая компания. Например, решением суда был удовлетворён иск страховой компании к собственнику транспортного средства. В суде было установлено, что ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля – не работало сцепление. Водитель, который управлял этим транспортным средством, пояснил, что о неисправности он знал и неоднократно предупреждал своего владельца, однако тот постоянно откладывал проведение ремонта.
В 2016 году в закон “О страховании” были внесены изменения. Национальным банком были разработаны правила определения размера вреда, причинённого транспортному средству.
Если ранее страхователь производил оценку вреда с помощью независимого эксперта, как правило, осуществлялась оценка по заявлению страхователя, согласно которому он мог самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта.
По ныне действующему закону оценку проводит страховая компания. Потерпевший должен сохранять имущество со дня подачи заявления (хранить автомобиль в неизменном виде) и предоставить возможность страховщику произвести его осмотр.
Если страховщик в установленный законом 10-дневный срок не производит оценку, то страхователь уже вправе обратиться к независимому оценщику. И уже этот отчёт будет обязателен для страховщика.
Он не может его оспаривать и должен выплатить страховое возмещение.
Стоит отметить, что согласно отчёту об оценке, который выдаёт страховщик в течение 10 дней с момента осмотра, потерпевший обязательно должен сделать отметку о согласии, либо несогласии с произведённым расчётом.
Если он не согласен, то он может обжаловать отчёт в суде. На практике люди допускают самую простую ошибку: соглашаются с отчётом, получают страховое возмещение, а через некоторое начинают его оспаривать.
Страховщик всегда оценивает размер ущерба с учётом износа, и при полной гибели имущества выплачивается сумма, равная рыночной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая.
При этом автомобиль считается полностью уничтоженным, когда стоимость его восстановления превышает 80% от рыночной стоимости. При этом потерпевший обязан передать остатки автомобиля страховой компании.
Если он этого не делает, то страховая компания может вычесть из страховой выплаты сумму годных остатков повреждённого авто.
Стоит отметить, что существует и предельный размер ответственности страховщика. Если говорить об имуществе, то страховая компания отвечает в размере реального ущерба, но не более 600 МРП (1 млн 361 тысяча 400 тенге).
Если же сумма реального ущерба превышает 600 МРП, то разницу будет выплачивать владелец, виновный в совершении ДТП. По закону страховая компания возмещает только реальный ущерб.
Однако моральный вред, убытки, упущенную выгоду и утрату товарной стоимости страховая выплата не покрывает. За это отвечает сам владелец автомобиля.
Читайте Informburo.kz там, где удобно:
в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://informburo.kz/cards/avtostrahovanie-v-kazahstane-v-kakih-sluchayah-ushcherb-ne-budet-vozmeshchatsya-i-kak-etogo-izbezhat.html
Возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы
Предлагаем рассмотреть тему: “возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы” с ми профессионалов. Мы старались разъяснить все понятным языков и полностью раскрыть тему. Внимательно причитайте статью и, если возникнут вопросы, вы можете их задать в х или напрямую дежурному консультанту.
Для возмещения причиненного ущерба в полном объеме (согласно ст.15 и ст.1064 Гражданского Кодекса РФ) потерпевшая сторона предъявляет претензии виновнику, предварительно оценив этот ущерб с помощью специалистов.
Виновник дорожно-транспортного происшествия (ДТП) обязан возместить ущерб, если:
- лимита страховой выплаты не хватило либо выплата была частичной (только для восстановления автомобиля). Возмещается недостающая часть из личных средств;
- страховая компания виновника аварии отказалась возместить ущерб (не страховой случай), либо у него не было договора ОСАГО. Виновник возмещает ущерб в полном объеме.
Договоренность потерпевшего с виновником ДТП о выплате компенсаций без обращения в суд вполне законна, но важно зафиксировать все условия в письменном виде.
Прежде чем начинать переговоры с виновником ДТП, потерпевший должен
- получить документы в ГИБДД и ответ из страховой компании (отказ от страховой выплаты или выплату, существенно меньше суммы реального ущерба);
- сделать независимую экспертизу пострадавшего автомобиля.
Далее составляется досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. В документе указывается:
- информация о ДТП и поврежденном автомобиле;
- данные виновника аварии и потерпевшего;
- результаты независимой экспертизы;
- общая сумма убытков;
- информации о страховой выплате и разнице между страховым возмещением и фактическим размером ущерба (если работает полис ОСАГО);
- сумма, которую необходимо выплатить, чтобы снять все претензии потерпевшего;
- срок и форма выплаты (наличными либо на счет в банке).
К досудебной претензии прилагаются копии:
- акта о страховом случае;
- справки о ДТП; постановления, протокола по делу об административном правонарушении;
- телеграммы с вызовом на осмотр машины для независимой экспертизы;
- отчета независимой экспертизы;
- чеков и квитанций, а также договоров по расходам, связанным с ДТП.
Нет видео.
(кликните для воспроизведения). |
Отправляется заказным письмом с описью и уведомлением о вручении или передается лично под роспись о получении.
В случае отказа виновника ДТП возместить ущерб в добровольном порядке, потерпевший вправе обратиться в суд — мировой или районный, в зависимости от суммы ущерба (районный суд рассматривает дело, если причиненный ущерб более 50 тыс. рублей).
- Иск подается в суд по месту жительства виновника ДТП.
В исковом заявлении описываются события, на основании которых требуется взыскать возмещение ущерба, с обязательным указанием норм законов, дающих право на это.
- Ущерб подтверждается документами (экспертизы, справки, расчеты, протокол ГИБДД и т.д.).
- Уплачивается государственная пошлина (ее сумма зависит от суммы иска).
- При подготовке и на судебном заседании может потребоваться помощь юриста, который сможет грамотно апеллировать к нормам законов и приводить примеры из судебной практики.
НА ЗАМЕТКУ! Стоимость услуг юриста, сумму госпошлины, расходы на проведение независимой оценки ущерба и иные необходимые для ведения судебного процесса расходы включаются в итоговый размер ущерба, который должен компенсировать виновник по решению суда.
: Взыскание ущерба с виновника ДТП
Потребовать возмещения ущерба с виновника ДТП может не сам потерпевший, а страховщик, к которому переходит право требования, после выплаты потерпевшему страхового возмещения по договору каско (суброгация, ст.965 ГК РФ).
Оценка ущерба «по железу» проводится с привлечением специалиста-оценщика.
ВАЖНО! Перед осмотром пострадавшего автомобиля виновник ДТП и его страховая компания (при наличии) оповещаются о дате и месте оценки. Лично под расписку или заказной телеграммой с уведомлением о вручении (копия телеграммы заверяется на телеграфе). За 3-6 рабочих дней до назначенного осмотра (срок зависит от местонахождения адресата).
Понадобятся документы
- Паспорт гражданина, заказывающего оценку (для составления договора на оказание услуги).
- Паспорт транспортного средства (ТС), свидетельство о регистрации ТС.
- Если машина была на гарантийном обслуживании, пригодится сервисная книжка с соответствующими отметками.
- Справка (или копия) об аварии из ГИБДД (с указанием повреждений авто).
- Акт (или копия) предыдущего осмотра, если экспертиза уже проводилась (например, страховой компанией, занизившей выплаты), с приложением произведенных тогда расчетов.
ВАЖНО!
Источник: https://mse69.ru/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-s-vinovnika-po-osago-sudebnaya-praktika-i-sovety/