Оформление путевых листов

Как оформить путевой лист на месяц образец

Оформление путевых листов

Каждое предприятие, у которого в эксплуатации есть автомобили как грузового, так и легкового плана (собственные или арендные), должно оформлять путевой лист на них. Сейчас мы разберем все о путевом листе, что нужно обязательно знать.

Для чего нужен путевой лист

Для представителя бухгалтерии ответ на вопрос «зачем нужен путевой лист» будет простым и однозначным — для подтверждения производственной направленности расходов, которые связаны на обеспечение данного автомобиля ГСМ. И это логично.

Ведь путевой лист — документ первичной документации по учету и контролю за работой водителя и собственно транспорта, также он дает подтверждение эксплуатации транспорта, его выезда и потребления ГСМ.

Данный документ подтвердит маршрут по которому будет двигаться транспорт, и он часто используется предпринимателями всех уровней.

С его помощью можно отследить не отклоняется ли водитель от назначенного маршрута, и использует ли рабочий транспорт в собственных целях. Так происходит первичной контроль за движением транспорта предприятия.

Данное положение прописано и законодательно, где четко озвучена позиция обязательного наличия путевого листа у водителя, так при первом требовании сотрудников правоохранительных органов — должен быть предоставлен с остальным положенным комплектом документов.

При отсутствии соответствующего документа водитель подвергнется наказанию административного плана (п. 2 = ст. = 12.3 = КоАП РФ).

Согласно федеральному закону 259, оформлять путевые листы обязаны все предприятия, занимающиеся перевозкой людей, багажа и грузов:

  • на трамвае;
  • на троллейбус;
  • легковой автомобиль;
  • грузовой автомобиль.

Если предпринимательская деятельность не предусматривает оказание таких услуг, предприятию нужно выдать для водителя доверенность на эксплуатацию автомобиля.

При отсутствии либо путевого листа либо доверенности у водителя, такое его нахождение за рулем данного транспорта является незаконным.

Важно! Доверенность подтверждает право водителя эксплуатировать транспорт, а путёвой лист — еще и по обозначенному маршруту.

Формы путевых листов

Данная информация отображена в постановлении, выданном Государственным комитетом статистики РФ от 1977 года № 78, и определяет следующие формы:

  • легковой автотранспорт — № 3;
  • автотранспорт специального назначения — № 3 спец.;
  • легкового такси — № 4;
  • грузовой автотранспорт с оплатой перевозки в сдельному тарифу — № 4-С;
  • грузовой автотранспорт с почасовым тарифом — № 4-П;
  • автобус — № 6;
  • автобус не общественного использования — № : спец.;

Важно! Форма журнала по учету путевых листов также имеет свой специальный номер — 8.

На какой срок оформляется путевой лист

Тут все напрямую зависит от номера формы путевого листа. Так форма № 3 — только на срок не более одного рабочего дня или одной рабочей смены.

Однако более длительный срок может быть оформлен только в случае отправления водителя в командировку. Это обозначено в постановлении № 78. а вот постановление № 152 прописывает оформление путевого листа на срок до месяца.

Отсюда можно сделать вывод, что предприятие не занимающееся перевозками любых форматов имеет право оформлять путевой лист в пределах одного календарного месяца.

Важно! В случае действия период годности путевого листа, транспортное средство эксплуатируется посменно разными водителями — выписывается разные путевые листы на каждого из них.

Штраф за отсутствие путевого листа

Штраф за отсутствие или ненадлежащее оформление путевого листа прописан во второй части статьи 12.3 КоАП и составляет 500 рублей. Возможно штраф не будет выписан, а будет выдвинуто только предупреждение.

Журнал учёта движения путевых листов

Журнал учета путевых листов формы № 8 может быть как бумажного типа, так и электронного. Это напрямую зависит от такого по какой системе ведётся учет на предприятии.

В данном документе отображается все информация о путевых листах все форм и типов. Нумеруются путевые листы в данном журнале по сквозному типу.

Физическое выражение журнала выполняется в виде титульной части, на которой отмечают период ведения учета и табличную часть, которая состоит из:

  • номера путевого листа;
  • даты, когда выдан путевой лист;
  • персональные данные водителя;
  • табельного номер водителя;
  • гаражного номера транспорта;
  • подписи водителя, свидетельствующей о получении путевого листа;
  • подписи диспетчера с датой, когда был принят путевой лист и водительские документы;
  • подписи бухгалтера с датой принятия им путевого листа;
  • примечания.
  • Название и номер.
  • Срок действия — тут должна быть отмечена полная дата с указанием и месяца, года и числа как начала, так и окончания его действия.
  • Данные собственника транспорта — если это юридическое лицо, то название, данные об организационной и правовой форме, месторасположение, контактные данные; если это частный предприниматель, то ФИО, данные о прописке и контакты.
  • Данные о транспорте:
  1. тип транспортного средства;
  2. модель транспортного средства;
  3. данные о прицепе, полуприцепе, с указание модели и типа устройства, его номерной знак;
  4. данные номерного знака автомобиля, государственного образца;
  5. данные спидометра, отмечающие отрезок с момента выезда и возврата в гараж;
  6. датирование с указанием точного времени как выезда. Так и заезда в гараж предприятия;
  1. персональные данные;
  2. дата с временным указанием медицинского осмотра водителя как перед, так и после поездки;

В случае оформления путевого листа по форме 4 сзади него обязательно должны присутствовать данные о заказах, которые принял и осуществил водитель.

Обычно она табличной формы, первая таблица отображает данные о названии и адресе заказа, вторая — маршрут движения с обязательным указание данных таксометра, времени, сумме оплаты, места отправки и доставки. И обязательно указывать лицо, разрешившее поездку.

Важно! Разрешено наличие дополнительного реквизита на путевом листе, в случае если они напрямую связаны с деятельности предприятия.

  1. путевой лист обязательно оформляется для каждого автомобильного транспорта, который эксплуатируется предприятием;
  2. обязательно соблюдение сроков на которые оформляются путевые листы;
  3. на одно транспортное средство должно быть оформлено столько путевых листов, сколько водителей его эксплуатируют;
  4. в поле наименование указывают данные о типе транспортного средства (пример, путевой лист трамвая);
  5. номера путевых листов идут соответственно принятой на предприятии и проставляется возле наименования;
  6. печать и/или штамп проставляются в заголовке;
  7. датирование с указанием точного времени выезда и въезда проставляет диспетчер или другое уполномоченное лицо;
  8. датирование с указанием точного времени медицинского освидетельствования пред рейсового и после рейсового плана вносит медицинский работник предприятия;
  9. регистрировать путевые листы в соответствующем журнале — обязательно;
  10. срок сохранности путевого листа равен 5 годам;

Образец  путевого листа

Скачайте образец путевого листа здесь (формат Excel .xls)

Источник: http://rushbiz.ru/upravlenie-biznesom/obrazcy-dokumentov/putevoi-list-na-mesyac.html

Путевой лист на месяц — скачать образец

Чтобы подтвердить право водителя эксплуатировать автомобиль на заданном маршруте, ему на руки выдается путевой лист. В большинстве случаев этот документ выписывается на один день.

Но в случае с продолжительными поездками допускается его оформление на месяц. Предприятие может использовать одну из унифицированных форм или разработать собственный шаблон.

В конце статьи можно путевого листа на месяц образец 2017 скачать.

Какая форма подойдет для месячной командировки

Формы путевых листов предназначены для разных видов транспорта. В большинстве случаев документ оформляется на один день. Шаблонов, рассчитанных на 1 месяц, не существует.

Всего Госкомстатом утверждено 7 форм, каждая из которых предусмотрена для определенного вида транспорта – грузовиков, автобусов, легковых автомобилей и так далее. Из всех этих образцов оформлять на длительный срок можно только шаблоны № 3 и № 6. Все остальные используются для одной смены. 

В связи с этим при заполнении бланка на месяц есть три варианта:

  • разработать собственную форму;
  • вносить только месяц и год, не указывая число;
  • разработать унифицированные формы с дополнительными ячейками.

Путевой лист на месяц должен содержать все обязательные реквизиты. В том числе следует отразить с точностью до минут время выезда водителя и его возвращения в гараж.

Форма путевого листа: обязательные реквизиты

Со вступлением в силу закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» использование унифицированных форм первичных документов перестало быть обязательным. Предприятие может разработать и применять собственные образцы, но в них должны отражаться все необходимые данные.

Бланк путевого листа содержит следующую информацию:

  1. Наименование организации, владеющей транспортным средством.
  2. Сведения об автомобиле, в том числе отметка о технической исправности.
  3. Данные водителя, а также отметка о том, что он допущен к управлению автомобилем по состоянию здоровья.
  4. Показатели работы машины и водителя. Сюда включаются пробег, время в поездке и прочее.

При использовании унифицированной формы нужно заполнять строки для отметок медицинского работника перед рейсом и после него. При оказании транспортных услуг потребуется еще строка для подписи механика, подтверждающая, что машина исправна.

Важно! Если на одном автомобиле работает два водителя или более, отдельный путевой лист выписывается каждому из них.

Источник: https://ruavtoadvokat.com/kak-oformit-putevoy-list-na-mesyats-obrazets/

Какие правила заполнения путевого листа по приказу 152 в 2019 году?

Оформление путевых листов

Оформление путевых листов регулирует приказ 152 Минтранса. В статье – актуальные образцы путевых листов на 2019 год с учетом всех изменений, руководство по заполнению, справочники на 2019 г. и полезные ссылки.

Путевой лист – это обязательный документ при грузо- и пассажироперевозках легковым и грузовым автотранспортом. Без путевого листа 2019 г. автотранспортировки имущества или людей запрещены. Кроме того, этот документ является «первичкой» для подтверждения суммы расходов на ГСМ при автоперевозках и суммы зарплаты водителя.

Как вы знаете, правила заполнения путевых листов 2019 г. из приказа от 18.09.08 № 152 обязательны для фирм и предпринимателей.

При малейшем нарушении в оформлении документа подтвердить расходы в налоговом учете будет затруднительно. Ситуация осложняется тем, что в бланки путевых листов 2019 г. часто вносятся исправления.

Кроме того, корректировке подвергаются и правила заполнения путевых листов 2019 г.

Воспользуйтесь этими документами по учету топливных расходов. Наши справочники и образцы спасут от обидных штрафов и защитят от ошибок. Актуальность подтверждена экспертами программы БухСофт. Скачивайте бесплатно:

Форма путевых листов 2019 г

Форму путевых листов 2019 г. Госкомстат утвердил 28 ноября 1997 года приказом № 78. Сейчас эти бланки не обязательны для применения. При необходимости компания вправе разработать бланки самостоятельно, взяв за основу госкомстатовские.

Отметим: при самостоятельном создании новой формы, помимо необходимых для работы реквизитов, компания должна включить обязательные реквизиты. Они перечислены в приказе 152 Минтранса РФ от 18 сентября 2008 года. Бланк должен соответствовать и требованиям закона О бухучете от 6 декабря 2011 года. Применение конкретного бланка фирма должна отразить в своей учетной политике.

Оформляйте путевые листы в бесплатной программе БухСофт: Путевые листы. Она простая и удобная в работе. Быстро скачали файл размером 8 мегабайт, легко установили и можно сразу приступать к работе. Документы формируются автоматически – а перепроверить самые распространенные ошибки помогут эксперты программы БухСофт.

Скачать программу БухСофт: Путевые листы

Обязательные реквизиты по оформлению путевых листов 2019 г

Сведения, без которых документ не имеет юридической силы, установлены приказом Минтранса от 18.09.08 № 152 об утверждении основных правил работы с документом. К таким реквизитам относятся:

  • наименование бланка;
  • номер документа;
  • сроке действия документа;
  • информация о владельце транспортного средства;
  • информация о транспортном средстве;
  • информация о водителе.

Подробнее о заполнении каждого из реквизитов документа читайте далее.

Формы путевых листов 2019 утвержденные Минтрансом России

При наличии вышеназванных обязательных сведений бланки полностью соответствуют требованиям закона, даже если они составлены не по типовым формам. А типовые бланки Госкомстата можно рассматривать как формы путевых листов 2019, утвержденные Минтрансом России. Подробнее о них читайте в таблице 1. Из таблицы можно скачать путевой лист легкового автомобиля бланк 2019 скачать бесплатно.

Таблица 1. Формы путевых листов 2019 утвержденные Минтрансом России

БланкКак скачатьКак составить онлайн
Для легкового автотранспортаВ программе БухСофт – путевой лист на актуальном бланке, полностью соответствующем требованиям законодательства. Его можно сохранить и распечатать. Попробуйте бесплатно:Оформить путевой лист
Для грузовика – по форме 4-с
Для грузовика – по форме 4-п
Для специального автомобиля:
  • автокрана,
  • бетономешалки,
  • цементовоза и т. п.
Форма № 3 спец.
Для легкового таксиФорма № 4
Для автобусаФорма № 6
Для строительной машины на автомобильном ходуФорма ЭСМ-2

Приведем  самые распространенные бланки путевых листов 2019 г., а потом расскажем про оформление путевых листов приказа 152 на 2019 год.

Образец заполнения путевого листа в 2019 году на легковушку

Актуальный бланк для легкового автотранспорта представлен в окне ниже, этот документ можно скачать:

Гость, получите бесплатный доступ к программе БухСофт

Полный доступ на месяц! – Формируйте документы, тестируйте отчеты, пользуйтесь уникальным сервисом экспертной поддержки “Системы Главбух”.

Позвоните нам по телефону 8 800 222-18-27 (бесплатно).

Образец заполнения путевого листа в 2019 году на грузовик

Для грузовиков наиболее часто применяют две формы: 4-с и 4-п. Первую, когда начисляют зарплату водителю или вознаграждение перевозчику по сдельным расценкам. Вторую – при использовании повременного тарифа. Актуальный бланк для грузовика по форме 4-с представлен в окне ниже, этот документ можно скачать:

Изменения по оформлению путевых листов приказа 152 на 2019 год

Последние изменения законодатели внесли в бланки путевых листов 2019 г. еще в 2017-м году, в результате чего в форме путевых листов 2019 г.:

  • появились новые реквизиты;
  • был уточнен порядок заполнения.

Подробнее о последних изменениях по оформлению читайте в таблице 2.

Таблица 2. Изменения по оформлению путевых листов приказа 152 на 2019 год

Реквизит документаЧто изменилось
Корректировки полей документа
Заголовочная частьИсключено требование ставить печать или штамп фирмы или ИП
Информация о владельце транспортного средстваПоявилось требование указывать ОГРН
Новые реквизиты
Дата предрейсового технического контроляПоявилось требование указывать:
  • дату (число, месяц, год),
  • время (часы, минуты) проведения контроля
Время предрейсового технического  контроля

Правила заполнения путевых листов 2019 г

На каждое транспортное средство составляют один бланк. В названии сразу указывают тип используемого транспорта. В унифицированных формах они предусмотрены. Про основные  правила заполнения путевых листов 2019 г. читайте в таблице 3.

Таблица 3. Правила заполнения путевых листов 2019 г.

БланкКак заполнять
Форма № 3 для легковушекВ соответствии с письмом Росстата от 03.02.05 № ИУ-09-22/257
Форма № 4-с для грузовиков, когда зарплата у водителя сдельнаяДокумент заполняют:
  • до выдачи – диспетчер;
  • после выдачи водителю – владелец транспорта и заказчик.

В форме № 4-п можно указать два заказа за один день работы или смену. При транспортировке ТМЦ нужно:

  • указать номера товарно-транспортных накладных,
  • приложить накладную.
Форма № 4-п для грузовиков, когда зарплата у водителя повременная
Форма № 3 спец для спецавтомобиляОтрывные талоны заполняет владелец спецавтомобиля. Они подтверждают стоимость работ для заказчика
Форма № 4 для легкового таксиСодержит показания таксометра. Водитель получает документ в начале рабочего дня, а в конце дня сдает работодателю
Форма № 6 для автобусаИспользуется для автобусов, занятых на городских и пригородных маршрутах
Форма № 6 (спец) для спецавтобусаОформляется отдельно на каждого заказчика
Форма ЭСМ-2 для строительной машины на автомобильном ходуПрименяется в специализированных фирмах

Общий порядок оформления путевых листов 2019 г

Вести документы должен одним уполномоченный работник компании. Он будет контролировать заполнение и заверение соответствующих реквизитов ответственными сотрудниками.

Лица, отвечающие за эксплуатацию транспортных средств, проверяют данные документа при выезде и возвращении ТС в части:

  • расхода топлива,
  • показаний одометра и т. п.

Также они указывают дату и время предрейсового контроля ТС. Эту информацию они заверяют своими подписями с расшифровкой ФИО либо штампами.

Медицинские работники, которые осматривают водителей до и после выезда, ставят дату и время пред- и послерейсового медосмотра. Они также заверяют информацию своими подписями с расшифровкой ФИО либо штампами.

Кроме того, медработники делают записи:

  • «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен»,
  • «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Отметим: информация о медосмотрах обязательно должна быть указана в документе. И ее должен вносить квалифицированный медицинский специалист. В противном случае фирму могут оштрафовать трудовые инспекторы.

Оформление путевых листов 2019 г. можно делать на каждый день или на другой срок, составляющий не более месяца. При посменном использовании ТС можно оформлять документы по каждому водителю.

Периодичность оформления зависит от того, относится ли фирма к автотранспортным предприятиям или нет.

  1. Если да, то требуется ежедневное составление бланков, так как они действительны только в течение дня или смены.
  2. Если нет, то можно оформлять документы с периодичностью, позволяющей обосновать расходы на ГСМ, но не более месяца.

Санкции по оформлению путевых листов приказа 152 на 2019 год

Любое несоблюдение требований по форме документа или правилам его заполнения наказуемо. Подробнее о санкциях читайте в таблице 4.

Таблица 4. Санкции по оформлению бланков

ВиновникСанкция
Первое нарушение
Фирмаот 110 000 р. до 130 000 р.
Директорот 15 000 до 25 000 рублей
Предпринимательот 15 000 до 25 000 рублей
Повторное нарушение
Фирма
  • или штраф от 100 000 р. до 200 000 р.
  • или приостановка работы сроком до 90 суток
Директор
  • или штраф от 30 000 р. до 40 000 р.
  • или дисквалификация сроком от 1-го до 3-х лет
Предприниматель
  • или штраф от 30 000 р. до 40 000 р.
  • или приостановка работы сроком до 90 суток

Сроки хранения документов

Как вы знаете, этот первичный документ подтверждает:

  1. Расходы на покупку ГСМ;
  2. Длительность поездки для оплаты труда водителя;
  3. Стоимость услуг перевозчика.

Поэтому его необходимо хранить не менее пяти лет:

  • чтобы подтвердить суммы расходов при налоговых проверках
  • как бухгалтерскую «первичку».

Подробнее о требованиях по сохранности читайте в таблице 5.

Таблица 5. Хранение бумаг по ГСМ и перевозкам

ДокументСрок хранения для юрлиц
Путевые листы
  • 5 лет, если проведена проверка (ревизия)
  • 75 лет, если нет других бумаг в обоснование тяжелых, вредных и опасных условий труда
Книги или журналы учета ПЛ5 лет

Наглядный образец заполнения документа

На основании этого первичного документа начисляют зарплату водителю или вознаграждение перевозчику. Поэтому документ нужно заполнять четко и без ошибок. В унифицированных формах путевого листа нельзя оставлять незаполненные реквизиты.

  1. Образец для легкового автомобиля (форма 3)
  1. Образец для грузового автомобиля (форма 4-с)
  1. Образец для грузового автомобиля (форма 4-п)

См. последнюю редакцию норм расхода топлива на 2019 год>>

Источник: https://www.buhsoft.ru/article/1235-oformlenie-putevyh-prikazu-152-2019

Оформление путевых листов по новым правилам — Audit-it.ru

Оформление путевых листов

Юлия Антонцова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», июль 2019 г.

Сыграйте в игру в честь 20-летия газеты – и выпустите свой 
номер «Прогрессивного бухгалтера»!

С 1 марта 2019 г. порядок заполнения путевых листов претерпел ряд изменений. Но некоторые организации игнорируют новые правила заполнения путевых листов и продолжают оформлять их по-старому. За это налоговые органы могут исключить расходы компании на ГСМ, доначислить налог на прибыль и отказать в вычете НДС.

Сроки оформления путевых листов

С 1 марта 2019 г. Минтранс РФ внес поправки (приказ от 21.12.2018 № 467), согласно которым путевой лист уже нельзя выписывать больше, чем на месяц. Их теперь нужно делать перед каждым рейсом, если он продлится дольше рабочего дня или смены. Однако все еще разрешается оформлять один путевой лист, если в рамках одной рабочей смены водитель успевает выполнить несколько рейсов.

Оформлять путевые листы продолжительностью более одного дня можно только тогда, когда водителя отправляют в многодневный рейс. Такой рейс может продлиться даже дольше месяца.

Как было: ранее путевые листы разрешали оформлять на любой срок в рамках месяца. Хотя и раньше Минтранс РФ рекомендовал выписывать их на каждый рейс.

Отметки о медосмотре

В путевой лист обязательно вносятся данные о предрейсовом и послерейсовом медицинских осмотрах водителя. Врач фиксирует дату и время его проведения, а также свои фамилию и инициалы. Каждая такая отметка заверяется подписью врача.

Согласно новым правилам дополнять вышеперечисленное еще и специальной печатью больше не нужно. Однако этого требует Порядок проведения медосмотров (от 15.12.2014 № 835н), утвержденный Минздравом, поэтому безопаснее будет все же ее ставить.

Как было: помимо требования заверять данные о медосмотре не только подписью, но и штампом, врач должен был вписывать свои имя и отчество полностью. Сокращение до инициалов не было разрешено.

Показания одометра

Теперь километры пробега нельзя визировать только штампом уполномоченного работника. С 1 марта допускается только один вариант – подпись сотрудника с фамилией и инициалами.

В перечне обязательных реквизитов теперь нет и показаний одометра по окончании рейса. Однако в Порядке заполнения (от 18.09.2008 № 152) все еще есть оговорка о том, что показания снимаются дважды.

Поэтому будет надежнее фиксировать и показания одометра по возвращении машины на парковку.

Как было: допускали два способа заверить показания одометра: штамп или подпись сотрудника. Теперь подпись стала обязательна. Также одними из обязательных реквизитов были наряду с показаниями одометра на момент выезда машины со стоянки, были и показания к моменту возвращения. Хотя сейчас они уже не относятся к обязательным реквизитам, но их по-прежнему стоит вносить.

Ответственность за нарушения

При выявлении несоответствий в путевых листках организация рискует столкнуться с санкциями не только со стороны налоговой инспекции, ведь правильность их оформления в настоящее время контролируется сразу несколькими ведомствами. В таблице 1 представлены размеры штрафов за разного рода нарушения:

Таблица 1. Штрафы за недочеты в путевых листах

В чем недочетКто вправе оштрафоватьРазмер штрафа
на компаниюна гендиректорана водителя
Нет отметки о предрейсовом или послерейсовом медосмотреРоструд (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ)От 110 000 до 130 000 руб.От 15 000 до 25 000 руб.
ГИБДД (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Росздравнадзор (ст. 11.32 КоАП РФ)От 30 000 до 50 000 руб.От 2000 до 3000 руб.От 1000 до 1500 руб.
Ространснадзор (ч. 2   ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Нет отметки о контроле технического состояния автомобиляГИБДД (ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Ространснадзор (ч. 3   ст. 12.31.1 КоАП РФ)30 000 руб.5000 руб.3000 руб.*
Путевой лист не подтверждает факт использования автомобиляНалоговая инспекция (п. 1   ст. 122 НК РФ)20% от доначисленной суммы налога на прибыль

Как упростить ведение путевых листов

Для упрощения процесса создания и ведения путевых листов есть специальные программы. Они позволяют использовать готовые формы путевых листов, которые будут сами обновляться, учитывая изменения законодательства.

Также эти системы интегрируются с программой «1С», в которой непосредственно ведется учет, поэтому не понадобится переносить данные вручную. Среди таких решений «Респект: учет путевых листов и ГСМ» и «Победасофт».

Кроме того автоматизация учета путевых листов предусмотрена в «коробочных» решениях «1С:Управление автотранспортом 8» версий Стандарт и ПРОФ, а также в отраслевой конфигурации «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8».

Что проверить еще

Даже составив путевой лист, опираясь на вышеперечисленные изменения в реквизитах документа, не стоит исключать риска, что инспекторы могут найти серьезные недочеты и попросту признать его недействительным. Обезопасить себя можно, проверив другие ключевые реквизиты, которые, как правило, проверяются налоговиками очень тщательно.

К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях.

Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки.

Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.

Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия.

Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами. Например, с накладными и датами отгрузки в них.

Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.

Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ.

Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день.

А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.

С 2017 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.

Поскольку путевой лист является первичным документом, без подписи он недействителен. Но кто именно должен визировать путевой лист? На текущий момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако судебная практика показывает, что наиболее безопасно заверять путевые листы подписями водителя и бухгалтера.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a11/992182.html

Оформление путевых листов: топ-10 вопросов

Оформление путевых листов

Основными нормативными актами по использованию автотранспорта являются Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон от 08.11.

2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Первый устанавливает правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ, а второй регулирует отношения, возникающие при оказании услуг с использованием автомобильного транспорта.

В статье 6 Устава автомобильного транспорта сказано, что запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство. Минтранс России издал Приказ от 18.09.

2008 № 152, в котором утверждены обязательные реквизиты путевых листов и порядок их заполнения. При этом в Приказе четко сказано, что его обязаны применять в том числе и юридические лица, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

То есть об оказании услуг по перевозке речи уже нет.

Таким образом, Приказ фактически расширил круг лиц, обязанных применять положения Устава автомобильного транспорта. Получается, что эксплуатация любого транспортного средства организации должна оформляться путевым листом (Определение Верховного Суда РФ от 01.09.2014 № 302-КГ14-529, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 № 03-01/21740-ИС).

Чтобы от начала и до конца разобраться в порядке оформления путевых листов с учетом новых требований, смотрите вебинар Контур.Школы «Автотранспортные расходы: путевой лист, бухгалтерский учет и налогообложение». В рамках видеоурока показан образец самостоятельно разработанной формы путевого листа, которую можно использовать.

По гражданскому законодательству аренда транспортного средства может осуществляться без экипажа (ст. 642–649 ГК РФ) и с экипажем (ст. 632–641 ГК РФ). По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации.

При аренде автомобиля без экипажа арендатор обязан вести путевые листы, поскольку именно он эксплуатирует транспортное средство и несет расходы на ГСМ.

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, является фактическим доказательством использования организацией арендованного транспортного средства в ее деятельности (ст. 252, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

При этом путевой лист — один из первичных документов, подтверждающих расходы на ГСМ в целях налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Путевой лист при аренде заполняется как обычно, только в поле «Организация» нужно прописать сведения о владельце машины — в данной ситуации об арендаторе: его наименование, организационно-правовую форму, местонахождение, номер телефона и ОГРН (п. 5 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Приказ Минтранса от 18.09.2008 № 152 предусматривает оформление путевого листа либо на рабочий день, либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. При этом в Письме Минтранса от 04.04.

2019 № ДЗ-514-ПГ говорится, что срок действия путевого листа не регламентирован, а пункт 4 Приказа так же, как и раньше, определяет срок действия, в течение которого путевой лист может быть использован.

В случае если путевой лист оформляется более чем на один день, прописывается дата (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого действует путевой лист.

Таким образом, путевой лист может быть оформлен на период, превышающий один день. Главное, проставить в документе следующие обязательные реквизиты:

  • показания одометра транспортного средства при выезде с парковочного места, а также при возвращении из рейса и окончании смены водителя транспортного средства;
  • дату и время выезда транспортного средства с парковки и его заезда на парковку;
  • дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Действительно, в Госкомстатовских бланках путевых листов не предусмотрены реквизиты для отметок о проведении предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Например, в отношении технического состояния машины в путевом листе легкового автомобиля есть лишь отметка «Автомобиль технически исправен», причем за подписью механика, а не контролера (Типовая межотраслевая форма № 3, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78).

Но в документе должны быть дата, время и подпись с указанием фамилии и инициалов контролера, а также текст: «Контроль технического состояния транспортного средства пройден» (п.

 12 Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от 08.08.2018 № 296, п. 16.

1 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152).

Получается, использование типовых форм путевых листов влечет за собой нарушение нормативных требований. Поэтому унифицированные формы Госкомстата можно лишь брать за основу и дополнять необходимыми реквизитами.

При этом путевые листы могут быть составлены компанией в произвольной форме, но с использованием обязательных реквизитов, перечисленных в Приказе Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (Письма Минфина России от 23.09.2013 № 03-03-06/1/39406, от 25.08.

2009 № 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Проведение предрейсовых медосмотров дистанционным способом действующим законодательством не предусмотрено (Письмо Роструда от 03.10.2018 № ПГ/31740-03-3). На сайте онлайнинспекция.рф говорится, что дистанционно можно провести лишь некоторые манипуляции, входящие в предрейсовый медосмотр. Но невозможно проверить состояние кожных покровов, слизистых глаз, склер, зрачков и их реакцию на свет.

Суд также отмечает, что прохождение предрейсовых медосмотров удаленным способом с использованием телемедицинских технологий не соответствует положениям Федерального закона от 10.12.1995 № 196 «О безопасности дорожного движения» (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 № 05АП-7137/2018).

Если проводить предрейсовые медосмотры водителей дистанционно, то контролирующие органы, скорее всего, расценят это как допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения медосмотра и привлекут к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде штрафа:

  • для организации — от 110 000 до 130 000 руб.;
  • для руководителя — от 15 000 до 25 000 руб.

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств.

По мнению Верховного Суда РФ, если работник по должности не является водителем, но по должностной инструкции или исходя из характера работы ему приходится управлять служебным транспортным средством, то он обязан проходить предрейсовые медосмотры (Постановление Верховного Суда РФ от 19.12.2016 № 18-АД16-173).

Есть и противоположные мнения судов о том, что предрейсовый медосмотр не нужен лицам, работающим в качестве водителей, в служебные обязанности которых не входят обязанности водителей (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2018 № 33а-6141/2018).

Исходя из сказанного безопаснее будет провести предрейсовый медосмотр работника, управляющего автомобилем и принятого на работу не в качестве водителя, в том числе и генерального директора.

Приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не относит к числу обязательных реквизитов информацию о пройденном маршруте транспортного средства.

Однако налоговые органы считают, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в деятельности организации и, как следствие, об экономически обоснованных расходах на ГСМ (ст. 252 НК РФ, Письма Минфина России от 01.08.2005 № 03-03-04/1/117 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Судебная практика по данному вопросу достаточно противоречива. Некоторые суды солидарны с контролирующими органами и признают, что если в путевом листе нет информации о маршруте, то расходы на ГСМ необоснованны (Определение ВАС РФ от 30.08.

2013 № ВАС-11880/13, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.04.2015 № Ф05-3450/2015). Другие арбитры говорят, что отсутствие в путевых листах данных о маршруте автомобиля не является основанием для отказа в подтверждении расходов на ГСМ (Постановления ФАС Московского округа от 26.08.

2010 № КА-А41/9668-10 и от 20.07.2010 № КА-А40/7436-10).

В целях предотвращения риска исключения при проверке из состава налоговых расходов затрат на приобретение ГСМ лучше составлять путевой лист с указанием маршрута автомобиля.

Пункт 3 Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенных в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р, все еще содержит текст, что эти нормы предназначены для расчетов по налогообложению предприятий.

Но, по результатам экспертизы Минэкономразвития России, из пункта было исключено упоминание о предназначении этих норм для расчетов по налогообложению предприятий (п. 4.2 Заключения Минэкономразвития России от 20.04.2012 «По итогам экспертизы на распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г.

№ АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»).

Таким образом, организации не обязаны применять Минтрансовские Методические рекомендации. Об этом не раз говорилось в разъяснениях Минфина, который признает право, а не обязанность налогоплательщиков учитывать эти нормы (Письма Минфина России от 22.03.2019 № 03-03-07/19283, от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 27.09.2018 № 03-11-11/69335).

Организации могут использовать как Минтрансовские, так и собственные нормы расхода ГСМ, только не забывая прописать в своей учетной политике выбранный вариант.

Если предприятие использует собственные нормы, то они должны быть утверждены приказом руководителя. Разработать их можно разными способами (Письма Минфина РФ от 10.06.

2011 № 03-03-06/4/67 и Управления ФНС России от 05.11.2015 № 08-14-03/13321). Например, на основании:

  • заключения научной организации, осуществляющей разработку таких норм;
  • данных технической документации автотранспорта;
  • информации, предоставленной изготовителем автомобиля;
  • актов контрольных замеров норм расхода топлива для конкретного автомобиля.

Способ заполнения путевых листов Приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 не установлен. Однако из положений этого документа следует, что даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяет их своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Дату и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства должен проставить контролер технического состояния автотранспортных средств, проводивший соответствующий контроль, и заверить своей подписью с указанием фамилии и инициалов.

Таким образом, все отметки медика и технического контролера могут быть сделаны только от руки.

Кроме того, путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, а значит, в него не могут быть заранее внесены время, километраж, показания спидометра и маршрут следования. Значит, технически невозможно, выполнив положения Приказа, заполнить эти поля путевого листа на компьютере.

При этом путевой лист — это обычный первичный учетный документ, который может быть составлен не только в момент совершения операции, но и непосредственно после ее окончания (п. 3 ст.

9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На этом основании можно заполнять путевые листы комбинированным способом: частично на компьютере (проставляя данные, известные до начала рейса) и частично от руки.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1683

Абсолютное право
Добавить комментарий