Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

Оплата труда водителей бюджетных учреждений

Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

ОПЛАТА ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В редакцию нашей газеты поступает множество писем с просьбой предоставить разъяснения по тем или иным вопросам, касающимся темы оплаты труда водителей автотранспортных средств. Мы решили объединить ваши вопросы и подготовили подробную статью на эту тему. Надеемся, информация, содержащаяся в ней, поможет вам при начислении зарплаты водителям.

Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

В отличие от других категорий работников бюджетной сферы порядок оплаты труда водителей автотранспортных средств имеет свои особенности. Рассмотрим их далее подробно.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ

При установлении водителям тарифных ставок (должностных окладов) необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными документами, регулирующими вопросы оплаты труда той или иной категории работников бюджетной сферы.

Следует отметить, что такими документами предусмотрено установление водителям тарифного разряда (должностного оклада) в зависимости от типа автомобиля, его технических характеристик и габаритов.

При определении должностного оклада водителя, за которым закреплены несколько разных по типу автомобилей (например, автобус и легковой автомобиль), следует исходить из того, ставка какого водителя предусмотрена штатным расписанием учреждения и какой именно автомобиль был изначально закреплен за водителем.

Тарифный разряд (должностной оклад) устанавливается при приеме на работу и в последующем не меняется, поскольку условиями оплаты труда водителей не установлены диапазоны тарифных разрядов в зависимости от квалификации водителя.

С другой стороны дифференцирование оплаты труда водителей в зависимости от их квалификации, стажа и опыта работы производится работодателемпутем присвоения соответствующего квалификационного класса и, как следствие, установления надбавки за классность.

Повышение должностного оклада. Отдельным категориям водителей условиями оплаты труда предусматривается повышение тарифных ставок (должностных окладов), к примеру:

— водителям санитарного транспорта тарифные ставки повышаются на 20 % за управление санитарным транспортом (п. 2.4.4 Условий № 308/519);

— в детских домах должностные оклады (ставки заработной платы) работников (кроме педагогических и руководящих, деятельность которых непосредственно связана с учебно-воспитательным процессом) повышаются на 20 % согласноп. 32 Инструкции № 102.

ПОРЯДОК ПРИСВОЕНИЯ КЛАССОВ И УСТАНОВЛЕНИЯ НАДБАВОК ЗА КЛАССНОСТЬ

Квалификация — это уровень подготовленности, мастерства, степень готовности к выполнению работы по определенной специальности или должности, определяется разрядом, классом или другими аттестационными категориями.

Для водителей уровень квалификации определяется классом. Классы являются критерием оценки уровня профессионального мастерства водителей. Они зависят от сложности управления механическими транспортными средствами, профессиональной подготовки и опыта работы водителя.

Согласно абз. 4ст. 96 КЗоТ отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов работникам проводится работодателем согласно тарифно-квалификационным справочникам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Квалификационные характеристики по должности водителя автотранспортных средств предусмотрены п. 4 «Водитель автотранспортных средств» разд. II Справочника № 136.

Примечанием к этому пункту установлено, что в процессе работыв учреждении водителю может быть присвоена квалификация II или I класса.

Для присвоения II класса в удостоверении водителя должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «E» или «D», или «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем III класса в учреждении — не менее трех лет.

Для присвоения I класса должно быть разрешение на управление транспортными средствами категорий «B», «C», «D» и «E», а также непрерывный стаж работы водителем II класса в данном учреждениине менее двух лет. Для наглядности приведем вышесказанное в таблице.

Класс водителяНаличие в водительском удостоверении отметок на право управления механическими транспортными средствами, относящимися к категориям*Требования к стажу, предусмотренные Справочником № 136
III класс«B» и (или) «C»Требования к стажу не предъявляются.Право на управление транспортными средствами, оборудованными специальными звуковыми и световыми сигналами,имеют граждане, которые последние три года работали водителями соответствующей категории транспортных средств (п. 7 Положения о выдаче водительских удостоверений)
II класс«B», «C», «E» или «D», или «D» и «E»Непрерывный стаж работы в учреждении не менее 3 лет в качестве водителя III класса
I класс«B», «C», «D» и «E»Непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее 2 лет в качестве водителя II класса
* Напомним, что со вступлением в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 24.09.2008 г. № 586-VI произошли изменения в порядке выдачи водительских удостоверений и присвоения водительских категорий.

Источник: https://i.factor.ua/journals/bb/2012/september/issue-36/article-74801.html

к законодательству

Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 июня 2014 г. № 31 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г.

№ 47» (далее – постановление) подготовлено в целях реализации статьи 2 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее – Закон), а также, в целях приведения норм Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10.04.2000 г. № 47 (далее – Инструкция № 47), в соответствие с требованиями изменившегося законодательства и с учетом практики ее применения. Данным постановлением вносятся изменения и дополнения в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47, а также в порядок исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, установленный Инструкцией № 47. В соответствие с внесенными Законом изменениями в статьи 81 и 82 Трудового кодекса Республики Беларусь приведены в соответствие с ними название главы 2, пункт 1, подпункты 4.7, 5.34 Инструкции № 47. Постановлением установлено, что в расчет среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, не включается оплата пособий по временной нетрудоспособности и (или) по беременности и родам, вне зависимости от того, в каком размере она произведена. Оплата всех видов пособий осуществляется за счет средств Фонда социальной защиты населения и не включается в фонд оплаты труда организации.

Условный пример. Работница получала пособие по беременности и родам с ноября 2013 г. по март 2014 г. и в марте ушла в отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 х лет.

В августе 2014 г. она увольняется. Какой период надо принимать для исчисления среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск? Исключаются ли из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, месяцы, за которые работница получала пособие по 2 беременности и родам? Согласно нормам Инструкции № 47 для исчисления среднего заработка для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск принимается 12 календарных месяцев (с 1 го до 1 го числа), предшествующих месяцу выплаты компенсации. В данном случае с августа 2013 г. по июль 2014 г. Так как, с ноября 2013 г. по июль 2014 г. работница сначала получала пособие по беременности и родам, а затем находилась в отпуске по уходу за ребенком и получала пособие по уходу, то месяцы с ноября 2013 г. по июль 2014 г. из периода, принимаемого для расчета, исключаются. Следовательно, средний заработок для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск будет исчисляться исходя из заработной платы, начисленной работнице с августа по октябрь 2013 г. (3 месяца). Исключение месяцев, в которых работнику производилась выплата пособий по временной нетрудоспособности, из расчета среднего заработка, сохраняемого за время отпусков и для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, осуществляется в соответствии с пунктом 13 Инструкции № 47, так как в этом месяце работник освобождался от работы в соответствии с законодательством. В данном случае сравнение заработной платы месяцев, в которых работник болел, с заработной платой полностью отработанных месяцев производится без учета выплаченных сумм пособий по временной нетрудоспособности. Пунктом 13 Инструкции № 47 определено, что если в месяцах, когда работник освобождался от работы, он имел заработок выше или на уровне полных месяцев, то эти месяцы из периода, принимаемого для исчисления среднего заработка, не исключаются.

Условный пример. Работник уходит в трудовой отпуск в августе 2014 г. Для исчисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска, принимается период с августа 2013 г. по июль 2014 г. В феврале 2014 г.

работник дней болел (из них 5 рабочих дней) и ему было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере 80 процентов среднего заработка.

Необходимо ли применять в данном случае пункт 13 Инструкции? Исключается ли данный месяц из периода, взятого для расчета среднего заработка?

Ответ. Да, в данном случае необходимо применять пункт 13 Инструкции. Для обоснованности исключения февраля 2014 г. из периода, принимаемого для расчета, необходимо сравнить оплату, произведенную работнику в феврале, со всеми остальными месяцами.

При этом для сравнения, за февраль 2014 г. принимается заработная плата, начисленная работнику за 15 рабочих дней (по графику – 20 рабочих дней), т.к. за 5 рабочих дней работнику было начислено пособие по временной нетрудоспособности. В заработную плату включаются выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (ежемесячные, квартальные, полугодовые премии, единовременные премии, по итогами работы за год и т.д.) В результате, если уровень оплаты труда работника в феврале 20 г. находится на уровне или выше уровня оплаты остальных месяцев, то исключать его из расчета нецелесообразно. Если февраль 2014 г. все таки исключается из периода, то соответственно исключаются и все выплаты, произведенные в данном месяце. Кроме того, с учетом практики применения норм Инструкции № 47 внесены изменения в порядок исчисления среднего заработка для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Согласно нормам Инструкции № 47 при исчислении среднего заработка для оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, определения размера выходного пособия и в других случаях, предусмотренных законодательством, принимается заработная плата, начисленная работнику за два календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу, в котором производится выплата на основе среднего заработка. Внесенными изменениями конкретизирован период и заработная плата, которая принимается для исчисления вышеуказанного среднего заработка в двух случаях: первый случай – если работник не работал после трудоустройства ни одного дня до начала выплат по среднему заработку; второй случай – если работник работал только в месяце трудоустройства до начала выплаты по среднему заработку или увольнения. Если работник не работал после трудоустройства и не имел фактически начисленной заработной платы (фактически отработанных дней) до начала выплат по среднему заработку, то средний заработок сохраняется исходя из тарифной ставки (оклада).

Условный пример: Работник трудоустроился в организацию 18 августа 2014 г и со дня трудоустройства направлен на курсы переподготовки с сохранением среднего заработка за время нахождения на курсах. Каким образом рассчитать работнику средний 4 заработок, сохраняемый за все рабочие дни, приходящиеся на время курсов переподготовки по основному месту работы?

Ответ. В данном случае, среднедневной заработок исчисляется исходя из тарифной ставки установленной работнику в трудовом договоре (контракте) путем ее деления на количество рабочих дней в данном месяце, согласно графику работы.

Общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, приходящихся на период нахождения работника на курсах переподготовки.

Если работник работал только в месяце трудоустройства до начала выплаты по среднему заработку или его увольнения, то для исчисления среднего заработка принимается фактически начисленная заработная плата за фактически отработанные работником дни в месяце трудоустройства до начала указанных выплат (его увольнения).

Условный пример: Работник трудоустроился в организацию с августа 2014 г. С 18 по 22 августа 2014 г. наниматель направляет работника в командировку в Российскую Федерацию. Каким образом рассчитать работнику средний заработок, сохраняемый за все рабочие дни, приходящиеся на время командировки по основному месту работы?

Ответ. Согласно внесенной норме в Инструкцию № 47 средний заработок сохраняемый работнику за все рабочие дни, приходящиеся на время командировки по основному месту работы будет исчисляться исходя из фактически начисленной заработной платы за фактически отработанные работником дни в периоде с 1 по 17 августа 2014, т.е. до начала командировки.

Среднедневной заработок определяется путем деления фактически начисленной заработной платы с 1 по 17 августа 2014 г., на фактически проработанные в течение этого периода дни. Общая сумма, причитающаяся к выплате по среднему заработку, определяется путем умножения среднедневного заработка на количество рабочих дней, подлежащих оплате с 18 по 2 августа 2014 г. Аналогичные нормы предусмотрены в Российской Федерации, Республике Молдова, Республике Казахстан. Внесены изменения в порядок определения размеров выходного пособия, пособия по безработице и стипендии безработным, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению государственной службы занятости (пункт 30 Инструкции № 47). Так, при расчете среднемесячной заработной платы для определения выходного пособия 5 может применяться как среднедневной, так и среднечасовой заработок. Это обусловлено установлением в организации различных режимов рабочего времени. Из порядка корректировки среднего заработка исключена норма, согласно которой при проведении совершенствования состава заработной платы поправочные коэффициенты при исчислении среднего заработка не применялись. Необходимость проведения совершенствования состава заработной платы была обусловлена государственным регулированием формирования тарифной части заработной платы, а также установленными ограничениями по включению общей суммы средств, направляемых на выплату премий за производственные результаты и надбавок всех видов, в затраты, учитываемые при налогообложении и ценообразовании. В настоящее время в отношении организаций в реальном секторе экономики осуществляется политика либерализации оплаты труда работников коммерческих организаций и расширения прав нанимателей в стимулировании их труда. Это определено статьей 63 Трудового Кодекса Республики Беларусь, Директивой Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4, Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181; Нанимателям предоставлено право самостоятельно принимать решение о введении иной системы оплаты. Проведение совершенствования состава заработной платы в организации – это тоже введение иной системы оплаты труда либо изменение действующей. В связи с этим, с 19 декабря 2013 г. были отменены Рекомендации по совершенствованию состава заработной платы работников коммерческих организаций путем увеличения доли оплаты труда по тарифным ставкам (окладам), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты от 15 июня 2009 г. N 73. Соответственно, из главы 4 Инструкции № 47 исключена норма, которой был определен порядок корректировки среднего заработка после проведенного совершенствования состава заработной платы. В данном случае, если в организации будет проведено совершенствование состава заработной платы, что аналогично введению в организации иной системы оплаты труда, то корректировка среднего заработка будет производиться пропорционально отработанному времени до и после ее введения (проведения совершенствования). В приложении к Инструкции № 47 в перечень выплат, не учитываемых при исчислении среднего заработка, включена ежемесячная доплата к заработной плате в размере, определяемом 6 работодателем, производимая работникам согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (далее Указ № 441). Это обусловлено следующим. Нормы Указа № 441 позволяют работнику выбрать ежемесячную доплату к заработной плате взамен формирования права на профессиональную пенсию. Ее размер будет определяться работодателем, но не может быть менее суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование за этого работника по тарифу, установленному Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование». Следовательно, нормы Указа №441 предоставляют возможность работникам, которые до 1 января 2009 г. выработали менее половины специального стажа, дающего право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет, выбрать способ компенсации занятости на работах с вредными и (или) опасными условиями оплаты труда. Учитывая, что данная доплата носит характер компенсаций взамен суммы взноса на профессиональное пенсионное страхование, то она не должна учитываться при исчислении среднего заработка, сохраняемого во всех случаях, предусмотренных законодательством.

Заместитель начальника управления организации и мотивации труда главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики БеларусьСекержицкая Е.И.

Источник: http://komtrud.minsk.gov.by/comments_to_legislation/9/

Оплата при простое. Что должен знать бухгалтер?

Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

Все вебинары по кадровому учету для бухгалтера

Учимся правильно оформлять трудовые отношения от приема до увольнения

Посмотреть

Простой — это временная приостановка работы. Ее причины могут быть не только экономического характера, но так же и технологического, технического или организационного характера (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ).

Простой по причинам экономического характера, как правило, не зависит ни от работодателя, ни от работника.  Правда, у судей другое мнение.

Они считают, что негативное финансовое положение общества (отсутствие заказов) является финансовым (коммерческим) риском в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности, следовательно, относится к непосредственной вине работодателя (Апелляционное определение Владимирского областного суда от 31.10.

2013 № 33-3566/2013). В любом случае наличие обстоятельств, оправдывающих работодателя, он же и должен доказать (см., п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Технический простой может произойти:

  • по вине работодателя (если работодатель, имея все необходимые детали, сознательно затягивает ремонт оборудования),
  • по вине работника (сломал станок),
  • по причинам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя (ремонт нельзя начать из-за несвоевременной поставки запчастей).

В зависимости от вида простоя ТК РФ предусматривает различные размеры оплаты простоя. Установить, есть ли вина работодателя или простой возник по причинам, не зависящим ни от одной из сторон трудового договора, не всегда возможно. Тем более, что исчерпывающий перечень причин простоя в ТК РФ отсутствует.

Достаточно часто бухгалтеры не понимают различий между временем недоработки и временем простоя. Это два разных понятия, и они регулируются разными статьями Трудового кодекса. В частности, что касается времени недоработки, то это время, на которое сотрудник не приостанавливает работу.

Оно возникает, когда работодатель не обеспечивает сотрудникам отработку рабочего времени, либо, когда это не зависит ни от работника, ни от работодателя (например, в результате стихийного бедствия, метеорологических условий, из-за которых работник не может добраться до работы, а работодатель — доставить его до места работы)

Какие документы оформлять при простое

Правильное оформление — это условие того, что неотработанное время будет оплачено как простой. Законодательно эта процедура не установлена. На практике введение простоя обычно оформляется письменным приказом (распоряжением) работодателя. Унифицированной формы такого приказа нет. Его составляют в произвольном виде.

В целях максимального соблюдения трудовых прав работников в данном приказе (распоряжении) следует указать:

  • в отношении кого вводится простой (всей организации, ее филиала, подразделения, определенного работника и т.д.);
  • причины введения простоя (так как в силу с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» обязанность доказать наличие причин для введения простоя возлагается на работодателя);
  • время начала и окончания простоя;
  • размер оплаты времени простоя (который не может быть ниже двух третей средней заработной платы работника);
  • где будут находиться работники во время простоя (на рабочих местах или будут освобождены от необходимости присутствовать на работе). Следует отметить, что вопрос о том, должны ли работники во время простоя по вине работодателя находиться на рабочем месте, трудовым законодательством прямо не урегулирован. В силу ст. 107 ТК РФ время простоя не относится ко времени отдыха. Поэтому формально работники во время простоя по вине работодателя должны находиться на своих рабочих местах. Однако представляется, что работодатель может издать приказ (распоряжение), позволяющее работникам в этот период отсутствовать на рабочем месте.

Кроме приказа, необходимо оформить следующие документы:

  • акты о простое — унифицированной формы акта нет, его составляют в произвольной форме.
  • служебная записка от руководителя подразделения директору компании (ч. 4 ст. 157 ТК РФ). В записке будут указаны дата и время начала простоя, его продолжительность (если она известна), причины возникновения простоя и т.п.
  • табель учета рабочего времени с отметками периода простоя. Компания может применять унифицированную форму табеля, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, или форму, разработанную самостоятельно.

Для обозначения простоя используют следующие буквенные или цифровые коды:

  • «РП»или 31 — время простоя по вине работодателя;
  • «НП» или 32 — время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
  • «ВП» или 33 — время простоя по вине работника.

В табеле нужно обязательно указывать продолжительность неотработанного времени в часах и минутах. Также важно правильно обозначить период простоя, потому что от этого зависит размер его оплаты.

ТК РФ не содержит обязанности работодателя согласовывать приказ о введении простоя с профсоюзной организацией предприятия. Но в службу занятости работодателю придется сообщить. Сделать это нужно в письменной форме.

На это отводится три рабочих дня после принятия решения о простое (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

Роструд считает, что уведомлять службу занятости нужно только в случае приостановления производства в целом по предприятию (Письмо от 19.03.2012 N 395-6-1).

Как оплатить часы простоя

В Трудовом кодексе установлены определенные размеры оплаты времени простоя. Компания вправе самостоятельно установить другие, например, повышенные размеры оплаты. Законодательство не ограничивает их размер. Размер оплаты может быть прописан в трудовых или коллективных договорах.

Порядок оплаты простоя зависит от того, по чьей вине он произошел:

  • Работодателя — оплачивается не менее 2/3 среднего заработка работника (часть 1 ст. 157 ТК РФ),
  • Работника — не оплачивается (часть 3 ст. 157 ТК РФ);
  • Ни работника, ни работодателя — оплачивается не менее 2/3 тарифной ставки или оклада работника, рассчитанных пропорционально времени простоя (часть 2 ст. 157 ТК РФ).

Как оплатить простой по вине работодателя

Если простой произошел по вине работодателя, его оплачивают в размере 2/3 среднего заработка работника.

Средний заработок нужно определять в соответствии:

  • со ст. 139 Трудового кодекса;
  • с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение о среднем заработке).
  • Если простой длился несколько рабочих дней, оплату времени простоя определяют путем умножения среднего дневного заработка на количество дней простоя и на 2/3 (п. 9 Положения о среднем заработке).

Рассмотрим расчет оплаты труда за время простоя по вине работодателя.

Пример 1. Инженер Петров А.И. не работал с 01.08.2016 по 21.08.2016 (15 раб. дн.) в связи с простоем, возникшим по вине работодателя. Рассчитаем сумму выплат, причитающихся за время простоя, при условии, что:

  • время простоя оплачивается исходя из 2/3 средней заработной платы работника;
  • работнику установлена 40-часовая пятидневная рабочая неделя. Оклад — 24 500 руб.
  • расчетный период с 01.08.2014 по 31.07.2015 (250 раб. дн.) работник отработал полностью;

Выплаты за расчетный период составили:

оклад — 294 000 руб. (24 500 руб. x 12 мес.);

премии — 10 000 руб. в мае 2015 года;

Зарплата за расчетный период составила 294 000 + 10 000 = 304 000 руб.

Средний дневной заработок работника равен 1216 руб. (304 000 руб.: 250 раб. дн.).

За время простоя нужно начислить = 1216 х 15 раб. дн. x 2/3 = 12 160 руб.

Кстати, выплаты в пользу работников за время простоя не являются компенсационными с точки зрения терминологии ТК РФ (ст. 164) и подлежат обложению НДФЛ на основании п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ.

Оплата нескольких часов простоя

Порядок расчета среднего заработка за несколько часов простоя зависит от способа учета рабочего времени работника — поденного или суммированного:

  • если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, средний заработок определяют исходя из среднего часового заработка (п. 13 Положения о среднем заработке).
  • при поденном учете рабочего времени необходимо рассчитать средний дневной заработок (п. 9 Положения о среднем заработке).

Пример 2. Работнику установлен поденный учет рабочего времени, 40-часовая пятидневная рабочая неделя. Оклад работника — 30 000 руб. Как оплатить несколько часов простоя по вине работодателя?  

Работник Трифонов А.В. 6 августа 2016 г. в течение двух часов не мог начать работу по вине работодателя, который вовремя не обеспечил поставку комплектующих.

Ежемесячно работник получает доплату за классность в фиксированной сумме 5 000 руб.

Нужно рассчитать оплату за два часа простоя работника, если расчетный период он отработал полностью.

Для того чтобы определить средний заработок за период простоя, нужно рассчитать средний дневной заработок Трифонова А.В. (п. 9 Положения о среднем заработке).

Расчетный период — с 1 августа 2015 г. по 31 июля 2016 г.

Зарплата сотрудника за расчетный период равна 420 000 руб. [(30 000 руб. + 5 000 руб.) x 12 мес.].

Количество отработанных дней за расчетный период — 245.

Средний дневной заработок работника равен 1714,29 руб. (420 000 руб.: 245 раб. дн.).

Часы простоя переведем в рабочие дни. Получим 0,25 раб. дн. (2 ч: 8 ч/раб. дн.).

Оплатить время простоя Трифонову А.В. в размере 285,72 руб. (2/3 x 1714,29 руб. x 0,25 раб. дн.).

Как оплатить простой, если никто не виноват

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 1, но допустим, что простой введен по не зависящим от работодателя или работника причинам.

В такой ситуации время простоя будет оплачено Петрову А.И. в размере не менее 2/3 оклада, рассчитанных пропорционально времени простоя.

Допустим, в месяце простоя 21 рабочий день. Поскольку оклад Петрову установлен в размере 24 500 руб., премия за май 2016 года — 10 000 рублей, а период простоя составил 15 рабочих дней, то за время простоя она получит 16 428,57 руб. ((24 500 руб.+ 10 000 руб.): 21 x 2/3 x 15 раб. дн.).

Трудовой кодекс не запрещает в случае простоя сотрудника без его согласия перевести на другую работу на срок до одного месяца (ст. 72.2 ТК РФ). Письменное согласие требуется только в случае, если эта временная работа требует более низкой квалификации.

В таких ситуациях оплата труда сотрудника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Положения ст. 157 ТК не применяются, поскольку сотрудник не «простаивает», а работает.

Как оплачивать внутрисменный простой? Исходя из часовой части тарифной ставки (оклада). Как определить часовую ставку, если работнику установлен оклад?

Минздрав России рекомендует использовать среднегодовое количество рабочих часов (Письмо от 02.07.2014 N 16-4/2059436). Их количество в 2015 г. для сотрудников с 40-часовой рабочей неделей составляет 164,25 ч (1971 ч: 12 мес.).

Пример 4. Работнику установлен оклад. Причина внутрисменного простоя не зависит ни от работодателя, ни от работника.

Работник Котов В.В,. не смог доработать смену из-за внезапного отключения электроэнергии. То есть, 31 марта 2016 г. работник находился в простое 4 часа. Его оклад — 32 000 руб. в месяц. Других выплат работник не получает.

Причина простоя не зависит ни от работодателя, ни от работника. Время такого простоя нужно оплатить Котову В.В. исходя из часовой части оклада — 194,82 руб. (32 000 руб.: 164,25 ч). За простой работнику нужно начислить 519,52 руб. (2/3 x 194,82 руб. x 4 ч).

Как оплачивать простой работнику — совместителю

Пример 5. В летние месяцы в организации был объявлен простой. Ряд работников организации осуществляют свою деятельность в качестве совместителей. Должен ли работодатель выплачивать зарплату совместителям, если они получают зарплату по основному месту работы?

Учитывая положения ст. 287 ТК РФ, нормы ст. 157 ТК РФ применяются и к совместителям (Письмо Роструда от 19.03.2012 N 395-6-1). Данный вывод подтвержден и судебной практикой. В Апелляционном определении Верховного суда Республики Бурятия от 28.05.

2012 по делу N 33-1332 суд удовлетворил иск о взыскании заработной платы за время вынужденного простоя, доплаты за совместительство, отпускных, компенсации морального вреда, поскольку имел место простой в работе организации по вине работодателя, а в соответствии со ст.

157 ТК РФ время простоя подлежит оплате работодателем.

Читайте другие материалы по кадровому учету:

Предоставление отгула сотруднику: как оформить и рассчитать

Расчет компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении

Предоставление учебного отпуска работнику: 5 правил для бухгалтера

Все вебинары по кадровому учету для бухгалтера – учимся грамотно оформлять трудовые отношения от приема до увольнения. 

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1487

В таллинне не хватает водителей автобусов. поможет ли снижение возрастного ценза

Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

ТАЛЛИНН, 24 окт — Sputnik. Таллинн из-за острой нехватки водителей автобусов был вынужден отказаться от увеличения числа автобусных маршрутов. Столичные власти считают, что проблему решит снижение возрастного ценза при приеме на работу новых водителей. Что об этом думают действующие работники, Sputnik Эстония узнал в ходе опроса.

Опрос проводился на конечной остановке сразу нескольких автобусных маршрутов в таллиннском районе Ласнамяэ. Водители, что сразу бросилось в глаза корреспонденту Sputnik Эстония, в большинстве своем были возрастом “выше среднего”.

На вопрос, в чем причина отсутствия за рулем таллиннских автобусов молодых кадров, водители автобусов в комментарии Sputnik Эстония озвучили две основные причины.

“Ответ совершенно очевиден. Зарплата неконкурентоспособная и не мотивирует молодежь приходить на эту должность. А должность водителя автобуса очень непростая: нагрузки очень большие, дорога создает большое напряжение, и молодые водители автобусов попросту не выдерживают”, — сказала водитель автобуса Ольга.

Так что просто снижение возрастного ценза без повышения заработной платы, по ее мнению, точно не приведет к желаемому результату. “Да и сам ценз, я считаю, наоборот — нужно не снизить, а даже повысить. Молодежь все-таки безответственная и может совершать необдуманные поступки на дороге. Посмотрите — аварии в основном записывают на свой счет молодые любители погонять”, — отметила Ольга.

© Sputnik / Денис Пастухов

Водитель автобуса Ольга

Эдуард в своем комментарии объяснил, что работа водителем автобуса очень непростая, а заработная плата действительно невысокая. Но первый пункт все же существеннее второго.

“Не думаю, что подъем заработной платы сразу решил бы проблему дефицита. Условия все-таки очень тяжелые: ранние подъемы, зимой — холодно, летом — жарко, многие пассажиры не совсем, скажем так, адекватные. Не думаю, что молодежь сможет выдержать такие испытания”, — считает Эдуард.

© Sputnik / Денис Пастухов

Водитель автобуса Эдуард

В отношении ценза Эдуард солидарен с Ольгой: не каждый молодой водитель автобуса может верно оценивать обстановку на дороге — по причине молодости, неопытности и особого взгляда на жизнь.

Сергей в отличие от Эдуарда, однако, полагает, что достойная зарплата могла бы значительно улучшить кадровый дефицит, но и повышение зарплаты должно быть существенным. Молодежь не хочет работать за маленькую зарплату — у многих набраны, к примеру, кредиты и потребность в деньгах повышена.

“За такие деньги, как сейчас (меньше 5 евро в час), молодые парни точно не придут работать, ну что вы… Я пришел на курсы водителей автобусов в далеком 1977 году. Работали, бывало, до потери пульса, но получал я больше, чем мои отец, мать и бабушка вместе взятые. В советское время профессия водителем обеспечивала хороший достаток, можно было также получить квартиру”, — вспомнил Сергей.

Хотя, разумеется, зарплата зарплатой, но все-таки не каждый хочет быть водителем автобуса: у профессии своя специфика, которая подходит не каждому. Нужно, допустим, в три часа ночи заступать на работу.

Возможное снижение возрастного ценза Сергей не порицает: он и сам начал учиться на водителя примерно в 20 лет, сама учеба длилась полгода. Но у снижения возраста должны быть разумные пределы.

© Sputnik / Денис Пастухов

Водитель автобуса Сергей

“Конечно, такого интенсивного движения в то время не было. Но 21 год для водителя автобуса — это уже, считаю, нормально. Моложе точно нельзя — у таких юношей еще ветер в голове”, — полагает водитель.

“Опасно снижать возрастной ценз. В 18-21 год люди считают себя взрослыми, но не могут на 100% оценить ситуацию на дороге. 24 года — не меньше. Если посмотреть, как молодежь ездить на легковых автомобилях, то понимаешь, что доверять общественный транспорт им не стоит”, — такие мнения звучали в ответах Sputnik Эстония.

Каким может быть возрастной ценз для водителей

Сейчас, в чем можно убедиться на странице предприятия Tallinna Linnatransport AS, на курсы водителей автобусов можно записываться начиная с 24 лет и наличии водительских прав категории B в течение минимум двух лет (при этом не первичных прав).

Правда, закон о дорожном движении с 2006 года позволяет нанимать молодежь с 18 лет на должность водителя автобуса, но с ограничениями: только на местных линиях протяженностью не более 50 километров и при прохождении спецкурса в объеме 280 часов. Это подошло бы для Таллинна, но такой курс предлагает только одно учебное заведение — в городе Вильянди.

В будущем государство планирует снизить возрастной ценз водителей автобусов из-за дефицита кадров в автобусных компаниях, поправки к закону Министерстство экономики планирует передать в эстонский парламент зимой.

Полноценные права категории D можно будет получить с 20 лет, будет снижено и количество необходимых часов обучения при должном водительском опыте.

Например, с 21 года продолжительность спецкурса при наличии опыта вождения должно будет сократиться до 35 часов, с 18 лет — до 70.

Водители автобусов грозят забастовками

Ранее, как писал Sputnik Эстония, стало известно, что из-за нехватки водителей автобусов TLT пришлось отложить открытие пяти новых автобусных маршрутов.

По словам вице-мэра Андрея Новикова, город готов хоть сразу взять на работу полсотни водителей, но желающих сесть за руль автобуса пока нет.

Ситуация усугубляется тем, что средний возраст водителей автобусного парка превышает 50 лет, и чем больше людей уходят на пенсию, тем острее ощущается проблема дефицита кадров.

Новиков уверен, что причина нехватки работников не связана с уровнем зарплат.

Сами водители автобусов, однако, считают иначе. В августе этого года недовольные уровнем своих зарплат водители автобусов вышли на пикет в Таллинне перед Министерством экономики и коммуникаций. Участники требовали повышения минимальной зарплаты водителям автобусов с нынешних 945 евро в месяц до 1200 евро.

Ранее Профсоюз работников транспорта обращался к Департаменту шоссейных дорог и к министру экономики с просьбой о дополнительном финансировании для повышения зарплат, однако те проигнорировали просьбы водителей. В случае, если требования работников общественного транспорта не будут удовлетворены, они не исключают проведения в 2020 году общегосударственных забастовок.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/tallinn_news/20191025/18266108/tallinn-voditelej-avtobusov-vozrastnogo-cenza.html

В городах эстонии могут остановиться автобусы — водители настроены решительно

Оклад водителя при отсутствии автобуса по независящим от него причинам

Сможет ли остудить пыл водителей автобусов поднятие заработной платы, узнал на пикете “автобусников” Sputnik Эстония.

ТАЛЛИНН, 27 авг — Sputnik, Денис Пастухов. На пикет, где требовали повышения минимальной зарплаты для водителей автобусов и который состоялся в Таллинне у Министерства экономики и коммуникаций во вторник, 27 августа, собрались водители автобусов из разных городов Эстонии — Таллинна, Тарту, Пярну, Нарвы.

Пикет был организован Профсоюзом работников транспорта и дорожных рабочих Эстонии (Transpordi Ametiühing, ETTA), их поддержали многие другие профсоюзы. Речь шла о зарплате. В настоящее время минимальная зарплата водителя автобуса в Эстонии — 945 евро брутто, а пикетчики считают, что она должна быть не менее 1200 евро.

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Солидарность водителям автобуса выразил Независимый профсоюз моряков Эстонии (EMSA)

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

  • Пикет водителей автобусов в Таллинне

    © Sputnik / Денис Пастухов

1 / 8

© Sputnik / Денис Пастухов

Пикет водителей автобусов в Таллинне

Они обратились к государственному учреждению — Министерству экономики и коммуникаций: именно государство, по мнению участников акции, должно содействовать повышению зарплат “автобусникам”. Правда, министр Таави Аас, появившийся на пикете, отметил (слова Ааса озвучили представители ETTA) — государство пока помочь не может.

© Sputnik / Денис Пастухов

Пикет почтил вниманием министр экономики и коммуникаций Таави Аас (в центре)

Председатель ETTA Юллар Каллас спросил собравшихся, готовы ли они бастовать и остановить автобусы в случае, если их требования не будут удовлетворены. В ответ прозвучало единогласное “да”.

Профессия водителя автобуса быстро “стареет”

Sputnik Эстония обратился к участникам пикета, чтобы узнать — решит ли зарплата проблемы автобусного сектора и действительно ли водители готовы проводить забастовки.

Водитель автобуса в Тарту Андрус сказал в комментарии Sputnik Эстония, что низкая заработная плата доставляет водителям очень много неудобств, и ситуация, в общем-то, критическая.

“Приходится постоянно перерабатывать, ведь водителей просто нет, а средний возраст имеющихся уже достигает 60 лет.

Молодежь не приходит к нам работать, да и вообще мало кто придет работать за такую нечеловеческую зарплату. По нашему мнению, 1200 евро — это самая минимальная месячная зарплата водителя, без учета переработки.

Отмечу, 1200 — это минимум, а по факту водитель должен получать больше”, — заявил Андрус.

Андрус сомневается в том, что государство в срочном порядке сможет решить проблему недофинансирования — до сих пор с этой задачей оно не справлялось.

Проблема, по словам Андруса, характерна для всей Эстонии. И даже для одного из самых благополучных городов Эстонии — стольного Таллинна, что подтвердили Sputnik Эстония столичные транспортники.

Так, по словам главного доверенного лица профсоюза муниципального предприятия Tallinna Linnatransport Сергея Логвиненко, спрос на профессию “водитель автобуса” сильно упал, всё меньше и меньше людей любого возраста выбирают эту работу.

© Sputnik / Денис Пастухов

Сергей Логвиненко

“Всегда хочется большего, но минимальная зарплата в 1200 евро, мы надеемся, сумеет привлечь новых людей на работу водителями автобусов”, — сказал Сергей Логвиненко.

У водителей автобусов множество проблем

Водитель таллиннского городского автобуса Виталий тоже считает, что повышение окладов необходимо. Работа водителем автобуса очень тяжелая, поэтому требует не только хорошего здоровья, умения справляться с напряжением, но и достойной оплаты труда.

При этом любой водитель автобуса, уверен Виталий, скажет, что всё только урезается и усекается. То есть как можно дешевле водитель должен проехать как можно больше километров, при этом плавно, чтобы учитывать находящихся в салоне пассажиров. И часто в ущерб своему законному отдыху и даже перерыву на обед.

Проблем у водителей автобусов, продолжил Виталий, действительно много. Например, в автобусный парк часто закупаются автобусы, на которых неудобно ни работать водителю, ни ездить пассажирам. Далеко не всегда учитываются проблемы со здоровьем у водителей. Но самое печальное — это зарплаты.

Слов недостаточно, нужны действия

Виталий считает, что прежде всего повышение заработного минимума поможет решить проблему нехватки кадров — ради интереса или любви к профессии сейчас мало кто работает.

© Sputnik / Денис Пастухов

Водитель таллиннского городского автобуса Виталий

“Дайте зарплату — и люди сами придут. Новое поколение можно всему научить, всё объяснить и обеспечить достойную смену тем, кто вскоре уйдет на пенсию. Пока же никаких действий не видно.

Многие мои знакомые присматриваются к возможности работать водителем автобуса.

Но если сегодня меня спросят, стоит ли сейчас прийти работать водителем автобуса, я однозначно скажу нет: есть гораздо более цивилизованные условия работы и более достойная зарплата”, — отметил Виталий.

Виталий добавил, что если профсоюзы или автобусные предприятия решат организовать стрейк, то он его поддержит.

“На сто процентов поддерживаю вариант хотя бы с кратковременным стрейком. Общаться на уровне слов — покучковались и разошлись — недостаточно. Нужны действия. Только так можно показать государству значимость общественного транспорта, то, что люди им пользуются. И обратить на себя внимание”, — добавил Виталий.

Sputnik Эстония уже писал о том, что Профсоюз работников транспорта уже обращался к Департаменту шоссейных дорог и к министру экономики с просьбой о дополнительном финансировании для повышения зарплат, однако те проигнорировали просьбы водителей. В том случае, если пикет не даст ожидаемых результатов, “автобусники” не исключают проведения в 2020 году общегосударственных забастовок в сфере общественного транспорта.

Источник: https://ee.sputniknews.ru/estonian_news/20190827/17702265/goroda-estonia-avtobusy-voditeli.html

Абсолютное право
Добавить комментарий