Зачем проводится предстраховой осмотр по каско?
Автомобиль — это дорогое имущество. При заключении договора каско владелец перекладывает на страховую компанию риски повреждения и утраты автомобиля.
Возможные выплаты возмещения могут довольно большими. По статистике средняя выплата по ущербу в каско равна 50 тысячам рублей. А при угоне или тотальной гибели речь уже идет о сотнях тысяч рублей.
Именно поэтому перед заключением договора каско страховая компания проводит предстраховой осмотр автомобиля. И особо указывает в правилах страхования, что предоставление машины на осмотр — это обязанность страхователя.
К примеру, в правилах компании ВСК №125.4 от 24.12.2013. отдельным пунктом указано:
«6.8. При заключении договора страхования, аддендума или пролонгации договора Заявитель (Страхователь) обязан представить застрахованное имущество для осмотра представителю Страховщика».
При осмотре автомобиля страховая компания преследует сразу несколько целей:
- убедиться в том, что транспортное средство действительно существует;
- сверить VIN и номер кузова, указанные в документах, с теми, что выбиты на железе;
- уточнить комплектацию автомобиля;
- зафиксировать внешние повреждения кузова, приборов внешнего освещения, стекол и отделки салона;
- сфотографировать автомобиль и повреждения, при их наличии;
- перепроверить стоимость автомобиля, заявленную страхователем, со среднерыночными расценками.
Подробнее о том, чем грозят для автовладельца обнаруженные в ходе осмотре повреждения машины, читайте в статье – “Что делать, если на предстраховом осмотре нашли повреждения?”
Содержание
- 0.1 Каско без осмотра — когда не требуется показывать автомобиль?
- 0.2 Можно ли отказаться от предстрахового осмотра?
- 0.3 Требования к автомобилю при прохождении осмотра?
- 0.4 Кто проводит предстраховой осмотр по каско?
- 0.5 Что именно делает сотрудник компании при осмотре?
- 0.6 Акт предстрахового осмотра
- 1 Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?
- 2 Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно
- 3 Вс разъяснил процедуру осмотра автомобиля после дтп
- 4 Осмотр транспортного средства после ДТП
- 5 Как правильно подготовитьсяк предстраховомуосмотру?
Каско без осмотра — когда не требуется показывать автомобиль?
В ряде ситуаций страховые компании не проводят предстраховой осмотр. При этом автовладельцы заключают договор каско без предоставления машины на осмотр.
Во-первых, такая поблажка распространяется на новые автомобили, приобретенные в автосалоне и застрахованные до начала фактической эксплуатации.
Фактом начала эксплуатации, как правило, признается момент выезда нового автомобиля с территории автосалона. Как только вы уехали на купленном авто из салона, ваша машина перестает быть новой. Во всяком случае так считают большинство страховщиков каско.
Во-вторых, договор каско без осмотра могут оформить страхователи, пролонгирующие (перезаключающие на новый срок) предыдущий договор, по которому не было аварий.
Безубыточным клиентам страховые компании предоставляют массу преимуществ и всяческие стараются их удержать. Отмена предстрахового осмотра как раз одно из таких преимуществ.
Можно ли отказаться от предстрахового осмотра?
Конечно, проведение предстрахового осмотра не является принудительным мероприятием. Автовладелец может отказаться от него. Однако, за такой отказ возможны последствия.
Основным последствием отказа в предоставлении автомобиля на осмотр может стать отказ в заключении договора каско. Ряд страховых компаний категорически запрещают своим представителям оформлять полисы каско без проведения осмотра.
На тот случай, если страховой агент и владелец автомобиля всё же решат договориться и застраховать машину без осмотра, компании ввели в полисы особые оговорки.
Варианты оговорок могут звучать так:
«Договор считается недействительным до момента проведения предстрахового осмотра объекта страхования уполномоченным сотрудником страховой компании».
Или так:
«До момента проведения предстрахового осмотра автомобиля по рискам «Ущерб» и «Хищение» действует безусловная франшиза в размере 99% от страховой стоимости».
Другим распространенным последствием отказа от осмотра может стать введение в договор каско существенных ограничений по страховым рискам.
Это может быть уменьшение перечня страховых случаев, покрываемых договора страхования. Или введение различных франшиз по рискам «Ущерб» или «Хищение».
К слову, требование страховой компании об обязательном предстраховом осмотре автомобиля является косвенным подтверждением надежности страховщика. В том случае, если компания согласна оформить полис каско без осмотра (речь идет про страхование не новых автомобилей), должно насторожить автовладельца – «а будет ли эта компания в будущем оплачивать возможные убытки?».
Требования к автомобилю при прохождении осмотра?
При предоставлении автомобиля на осмотр в страховую компанию владелец (или его законный представитель) обязан соблюсти ряд требований. Перечислим основные.
Важно! Обращаем внимание, что требования могут компаний могут различаться. Необходимо уточнять заранее у своего страховщика, что потребуется для успешного прохождения осмотра
Предоставление оригиналов документов – ПТС и свидетельства о регистрации.
Если свидетельство о регистрации есть у всех, то вот ПТС мало кто возит с собой постоянно. Оба этих документ нужны для того, чтобы сверить основные номера – VIN, номер кузова, номер двигателя, номер рамы (для внедорожников и грузовиков).
Предоставление действующей диагностической карты.
По срокам действия диагностических карт у ряда страховых компаний в правилах страхования введены особые оговорки.
Дело в том, что на момент осмотра карта может действовать, а в дальнейшем при наступлении ДТП её срок действия может истечь.
Просроченная диагностическая карта означает, что автомобиль по техническому состоянию не допущен к эксплуатации на дорогах общего пользования. А это в свою очередь может послужить хорошим основанием к отказу в выплате возмещения.
Предоставление всех комплектов оригинальных ключей и брелоков от сигнализации.
При осмотре специалист страховой компании обязан убедиться в полном комплекте ключей и брелоков. Это важный момент при страховании машины по риску «Хищение».
Важно! Если у автовладельца на руках всего один оригинальный ключ (к примеру, в таком виде ему пригнали авто из-за рубежа), то страховщик возможно откажет в страховании по риску «Хищение» или добавит в договор некоторые ограничения.
Автомобиль в чистом виде.
Казалось бы разумное требование страховщика показать на осмотр чистую машину в определенные сезоны становится почти невыполнимой миссией. Так в периоды снегопада, дождя и просто ненастной погоды, автовладелец должен умудриться доехать до места осмотра, не испачкав авто.
Акты осмотра, оформленные по даже слегка забрызганным машинам, зачастую не принимаются в страховых компаниях. И автовладельца заставляют повторно показать автомобиль.
Решением может стать приглашение эксперта по осмотрам на автомойку, для проведения осмотра сразу после помывки автомобиля. Правда, не все компании предоставляют опцию выезда эксперта.
Показ машины на осмотр в светлое время суток.
По внутренним регламентам страховщиков осматривать и фотографировать автомобиль на улице вечером или ночью категорически запрещено. Даже если припарковаться под фонарем, всё равно запрещено.
Летом это не проблема, ведь световой день довольно длинный. А вот зимой, когда уже после 4 часов наступают сумерки, могут возникнуть затруднения. Выходом в этой ситуации может стать согласование места осмотра, например, в хорошо освещенном боксе знакомого автосервиса. Кстати, некоторые компании имеют собственные боксы для осмотра.
Кто проводит предстраховой осмотр по каско?
Осмотр автомобиля при заключении договора каско могут проводить специально уполномоченные сотрудники страховой компании или ее представители.
Как правило, осмотрами занимаются специалисты отделов урегулирования убытков. Или независимые эксперты, получившие от страховщика доверенность на проведение осмотров.
В недавнем прошлом широко применялась практика проведения осмотров силами сотрудников продающих подразделений и страховыми агентами. То есть сотрудник и выписывал полис каско, и принимал платеж от клиента, и осматривал автомобиль. Сейчас эта практика не используется. И продающие подразделения страховых компании в основной своей массе лишены права осмотра.
Что именно делает сотрудник компании при осмотре?
При предстраховом осмотре автомобиля, принимаемого на страхования, уполномоченный сотрудник страховой компании проводит значительный перечень манипуляций.
Мы собрали основные из них. Итак, при осмотре сотрудник обязан:
- сверить государственный регистрационный знак ТС с данными, указанными в регистрационных документах ТС;
- сверить VIN (идентификационный номер ТС), номер кузова (рамы), выгравированные на кузове (шасси) автомобиля, с данными, указанными в регистрационных документах ТС;
- сверить заявленный пробег ТС с пробегом по одометру;
- описать комплектацию ТС согласно Акту осмотра;
- проверить наличие, наименование противоугонных систем (электронных, механических, охранно-поисковых);
- проверить наличие штатного и дополнительно установленного оборудования, принимаемого на страхование ТС;
- провести наружный и внутренний (в салоне) осмотр ТС;
- обращать особое внимание на возможные повреждения переднего и заднего ветровых и боковых стекол, стекол фар и габаритных фонарей (сколы и трещины), кузовных деталей, нарушений лакокрасочного покрытия ТС (сколы, глубокие царапины, незначительные следы коррозии), а также повреждения обивки сидений и дверей автомобиля;
- результаты осмотра занести в Акт осмотра ТС (ДО);
- сфотографировать автомобиль (минимум 6-8 фотографий с разных ракурсов, включая крупные фото одометра, колес, таблички с VIN, отделки салона).
Рекомендации по ракурсам фотосъемки из регламента компании ВСК:
Акт предстрахового осмотра
Результатом проведения предстрахового осмотра становится Акт осмотра. Его подписывают владелец автомобиля и сотрудник страховой компании, проводивший осмотр.
Образец акта осмотра автомобиля по каско компании СГ МСК:
В большинстве случаев страховая компания не предоставляет своим клиентам копию акта осмотра.
Однако рекомендуется проявить настойчивость и запросить копию акта, заверенную подписью и печатью. Это позволит в дальнейшем более аргументированно вести переговоры со страховой компанией при возникновении страховых случаев и избежать разночтений по комплектации автомобиля и выявленным в ходе осмотра повреждениям.
Ссылки по теме:
Какие риски можно застраховать по полису каско?
Можно ли застраховать автомобиль только от угона?
Что делать, если на осмотре нашли повреждения автомобиля?
Источник: https://www.711.ru/kasko-predstrah-osmotr.html
Нужно ли доставлять к страховщику на эвакуаторе ТС, повреждения которого исключают его самостоятельное передвижение?
5 августа 2017 года по вине водителя Б. был поврежден принадлежащий А. автомобиль. 31 августа 2017 года А. обратился в страховую компанию Б. с заявлением о выплате страхового возмещения, указав, что характер повреждений автомобиля исключает возможность его представления для осмотра по месту нахождения страховщика. Причем об этом он уведомил страховщика дважды.
Однако тот осмотр транспортного средства так и не произвел. В связи с этим А. организовал экспертизу самостоятельно, а затем обратился к страховщику с претензией о выплате страхового возмещения.
К своему заявлению он приложил составленное экспертом заключение, но страховая в выплате отказала, объяснив свое решение тем, что потерпевший не предоставил свой автомобиль для осмотра.
Это вынудило А. обратиться в суд. В своем иске он просил взыскать со страховщика страховое возмещение, неустойку за каждый день просрочки, штраф, а также расходы на оплату услуг представителя и на нотариальное оформление его полномочий.
Суд заявленные требования удовлетворил, подчеркнув, что транспортное средство не было представлено страховщику на осмотр в связи наличием повреждений, которые препятствуют его эксплуатации (разбито заднее стекло), а страховщик осмотр по месту нахождения транспортного средства так и не организовал (решение Советского районного суда г. Липецка от 5 декабря 2017 г. по делу № 2-11193/2017).
Страховая компания с таким выводом не согласилась и обжаловала вынесенное решение. Областной суд встал на сторону ответчика, отменил решение нижестоящего суда и оставил иск А.
без рассмотрения (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 1 марта 2018 г. по делу № 33-668/2018). По мнению апелляции, А.
действительно нарушил досудебный порядок урегулирования спора, так как повреждение автомобиля не исключало возможность его самостоятельного передвижения либо доставку на эвакуаторе.
В итоге А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с просьбой защитить его нарушенные права и отменить апелляционное определение. И Суд нашел для этого основания (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 31 октября 2018 г. № 77-КГ17-25).
ВС РФ напомнил, что, по общему правилу, потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления о страховой выплате обязан представить поврежденное транспортное средство или его остатки для осмотра и (или) независимой технической экспертизы (абз. 1 п. 10 ст. 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”; далее – закон об ОСАГО). А в том случае, когда характер повреждений исключает представление автомобиля для осмотра и экспертизы по месту нахождения страховщика (например, повреждения исключают участие транспортного средства в дорожном движении), осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения поврежденного имущества в срок не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления о страховом возмещении (абз. 3 п. 10 ст. 12 закона об ОСАГО). Если же страховщик так и не осмотрел транспортное средство или его остатки и (или) не организовал независимую экспертизу (оценку), потерпевший вправе организовать экспертизу самостоятельно. При этом результаты такой экспертизы должны быть приняты страховщиком для определения размера страховой выплаты (абз. 2 п. 13 ст. 12 закона об ОСАГО).
Тем самым, подчеркнул Суд, повреждения, исключающие участие в дорожном движении, отнесены законом к случаям невозможности представления автомобиля для осмотра по месту нахождения страховщика.
Областной суд счел, что разбитое стекло задней двери не лишает транспортное средство А. способности к передвижению. А вот ВС РФ обратил внимание на то, что эксплуатация транспортных средств в случае отсутствия предусмотренных конструкцией стекол запрещена (п. 7.
1 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств).
Довод апелляции о том, что истец не был лишен возможности представить транспортное средство на осмотр страховщику путем его транспортировки на эвакуаторе, отметил ВС РФ, противоречит как смыслу, так и буквальному содержанию закона об ОСАГО. При таком толковании закона потерпевший при любых повреждениях автомобиля признавался бы способным транспортировать его к страховщику, уточнил Суд.
Таким образом, ВС РФ признал апелляционное определение незаконным и отменил его, направив дело на новое рассмотрение.
Источник: https://www.garant.ru/news/1153271/
Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно
Ежегодно количество автомобилей в городах прирастает высокими темпами. Наличие машины в семье – дело привычное. И пробками в час пик и на выезде из города в уикэнд никого не удивишь. К сожалению, происшествия и аварии на дорогах также стали нормой. Схема «Как действовать при ДТП. Пошаговая инструкция»
Что делать, если случилось ДТП? Как правильно оформить документы и распорядиться своим правом на получение страховой выплаты?Что такое независимая автоэкспертиза? На все эти вопросы нам поможет найти ответ эксперт в области защиты прав автомобилистов Кирилл Форманчук.
Кирилл Викторович Форманчук с 2006 года и по настоящее время занимается автоправозащитной деятельностью. Является председателем общественного движения «Комитет по защите прав автовладельцев» и президентом «Федерации автовладельцев России» в Свердловской области.
1. Всегда ли нужно вызывать ГИБДД на место ДТП или можно справиться своими силами?
ДТП можно оформить без участия сотрудников полиции всего в нескольких случаях. Согласно ст.
11 Закона «Об ОСАГО», оформить документы о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции можно, если размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не превышает 25 000 руб.
Способ оформления ДТП без участия полиции, или европротокол, применяют, если:
• вред в результате дорожно-транспортного происшествия причинен только имуществу, люди не пострадали;• в ДТП участвовали два транспортных средства, владельцы которых имеют на момент аварии действующие полисы ОСАГО;• обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников дорожно-транспортного происшествия. Нет спора о вине в ДТП, и участники достигли согласия относительно размера стоимости вреда причиненного ТС. Во всех остальных случаях необходимо оформлять ДТП с помощью сотрудников полиции.
2. Что такое независимая автоэкспертиза? В чем суть оценки и каковы ее этапы? Выиграю ли я, обратившись к независимым экспертам?
Вся экспертиза по умолчанию независимая, но выводы экспертов иной раз существенно отличаются друг от друга. Когда разница особенно заметна? Когда страховая компания направляет потерпевшего на осмотр поврежденного имущества в экспертные организации, с которыми у нее есть договор.
И в случаях, когда потерпевший самостоятельно, с запросом для личных нужд, обратиться в это же учреждение, не предъявляя направления от страховой компании. Результаты этих двух экспертиз будет очень сильно отличаться.
Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.Экспертиза состоит из двух основных этапов: визуальный осмотр поврежденного имущества и расчет стоимости восстановительного ремонта.
При осмотре эксперт определяет характер повреждений и степень ремонтных воздействий, необходимых для восстановления имущества, а так же соотносит характер повреждений и обстоятельства их наступлений. Осмотр могут проводить как единожды, так и несколько раз.
Если в процессе ремонта или разборки были выявлены скрытые повреждения, которые не было возможности обнаружить визуально, то эксперт проводит дополнительный осмотр.
Следующий этап – это выполнение расчета. Эксперт с помощью специального программного обеспечения и справочников определяет стоимость и количество работ, а также цены на материалы и запасные части, необходимые для восстановления ТС.
3. Когда необходима независимая оценка после ДТП? Всегда ли автовладелец имеет на нее право?
Собственник имущества имеет право распоряжаться им, как он посчитает нужным. Если потерпевший не согласен с результатами экспертизы, выполненной по направлению страховщика, он вправе без согласования с ним провести другую экспертизу.
Как показывает практика, результат экспертизы по направлению страховой компании почти всегда получается меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками.
Как показывает практика, оцененная стоимость ущерба в результате экспертизы по направлению страховой компании почти всегда меньше, чем у эксперта, не связанного со страховщиками.
4. Сколько времени потребуется на автоэкспертизу?
Все зависит от сложности повреждений и предмета оценки. Так, три-четыре часа займет экспертиза ТС, если повреждено не более 10 элементов. Эксперт, у которого на руках необходимые справочники и цены, сделает расчет быстро.
5. Какие документы мне надо передать для независимой автоэкспертизы?
Пакет документов зависит от конкретного случая и может варьироваться.
Ориентировочный перечень:• Документы на транспортное средство;• Справка о ДТП или любой документ, свидетельствующий о дате наступления повреждений;• Договор купли-продажи ТС, так как закупочная цена важна при определении величины утраты товарной стоимости (УТС) и при расчете амортизационного износа.
6. Как узнать, что компания по независимой оценке ущерба вследствие ДТП имеет право на осуществление деятельности, а ее заключение будет иметь доказательную силу в суде?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Если эксперт действует в рамках закона «Об ОСАГО» и делает экспертизу по направлению страховой компании, то он должен быть включен в государственный реестр экспертов-техников Министерства Юстиции РФ.
Если за экспертизой обращается потерпевший, а не страховая компания, то эксперту достаточно диплома, или какого-нибудь удостоверения, что он прослушал какие-нибудь курсы по определению стоимости восстановительного ремонта после ДТП.
Более того, суды принимают и отчеты об оценке, выполненные специалистами, которые не имеют права определять стоимость восстановительного ремонта, а также различные консультативные заключения. Если, по сути, расчет верный, но оформлен не так, как надо, суд его примет все равно. Такая сложилась практика.
7.
Стоит ли обращаться к компаниям и экспертам, указывающим свои телефоны на столбах и заборах вроде «Оценка ущерба ДТП»? Не обманет ли сам эксперт?
Я не рекомендую обращаться к тем, кто рекламирует себя на столбах и расклеивает объявления по подворотням. Обращайтесь к проверенным специалистам. Рекомендую предварительно уточнить, имеет ли специалист хоть какие-нибудь документы, подтверждающие его квалификацию.
Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста. Отнеситесь к своему выбору ответственно!Эксперта выбрать сложно, почти также сложно, как и грамотного юриста
8.
Примерная стоимость услуг независимого автоэксперта? Из чего она складывается?
Стоимость услуг варьируется от 3 000 до 15 000 руб. Цена за экспертизу зависит от квалификации эксперта, от расходов экспертной организации. Стоимость экспертизы в организации, которая платит налоги и выдает кассовые чеки за свои заключения, будет стоить дороже, чем в организации выдающей квитанции, за которые не отчитываются в налоговой.
Бывали случаи, когда суды отказывались компенсировать стоимость экспертизы из-за отсутствия кассового чека. Экспертиза, содержащая цветные фотографии, также будет стоить дороже, чем экспертиза без фотографий. На это тоже нужно обратить внимание, т.к. суды требуют фотографии поврежденного имущества.
9.
Вернет ли мне страховая стоимость проведения независимой автоэкспертизы?
Оплата экспертиза – это убытки, связанные с незаконными действия страховой компании, они подлежат возмещению наряду с другими расходами потерпевшего, такими как: эвакуация ТС, хранение на стоянке до даты осмотра и пр.
10. Несколько практических советов для автовладельцев, попавших в ситуацию с ДТП.
Я рекомендую после ДТП сразу обращаться к независимому эксперту и направлять все документы по почте в страховую компанию. Так вы обезопасите себя от неквалифицированной оценки со стороны страховщика и сбережете свое время, которое могли провести в очередях в страховой компании. Если страховая компания не заплатит, то нужно обращаться в суд.
Закон «О защите прав потребителей» распространяется на страховые отношения, и суд, при вынесении решения, обязан взыскать со страховой компании штраф в размере 50% от суммы удовлетворенных исковых требований. Кроме того, потребителю возмещается моральный вред за незаконные действия страховщика.
Знайте свои права и водите аккуратно!
Схема: Как дейсвовать при ДТП: пошаговая инструкция
Источник: Экспертиза ДТП: знайте свои права и водите аккуратно
Источник: http://xn--80aniv.xn--p1ai/ekspertiza-dtp-znajte-svoi-prava-i-vodite-akkuratno.html
Вс разъяснил процедуру осмотра автомобиля после дтп
Очень интересное разъяснение для пострадавших в аварии автолюбителей дал Верховный суд, когда пересматривал одно стандартное дело. Точнее – денежный спор автовладельца со страховщиками.
Таких конфликтных выяснений отношений у нас последнее время – очень много. Большинство из них не доходят до суда. А из дошедших далеко не каждое в итоге добирается до высшей судебной инстанции страны, которая разъясняет, в первую очередь самим судьям, как надо правильно разрешать такие споры.
Итак, стандартная ситуация – ДТП с участием нескольких машин. Одно из авто, за рулем которого была женщина, серьезно пострадало. Виновным в столкновении ГИБДД признала одного из водителей, который своим поведением на дороге и “собрал” несколько автомобилей.
Страховая компания заплатила даме за ремонт машины. Но – минимально. Остальное ей пришлось выкладывать из кармана. Женщина обратилась в суд с иском к страховщикам и виновнику аварии с требованием компенсировать потраченное.
Районный суд, получив иск, написал женщине, что дело ее оставляет без рассмотрения, так как дамой “не соблюден досудебный порядок рассмотрения спора”. А еще женщине написали, что если она такой порядок выполнит, то может снова обращаться в суд.
Эти ключевые слова – про несоблюдение досудебного порядка рассмотрения дела – частый аргумент судов, когда они выносят решение не рассматривать какой-либо спор.
Про необходимость соблюдения досудебного порядка сказано в 222 статье Гражданского процессуального кодекса.
Если перевести формулировку этой статьи на наш конкретный случай, то дама отказалась предоставлять машину на осмотр независимым экспертам, которых такими назвали страховщики. В суде женщина пояснила, что как только отремонтировала машину, тут же ее и продала. Ну, раз так, решил суд, то иск останется без рассмотрения.
После такого решения районного суда женщина пошла по судебной лестнице дальше и выше. Кассационная инстанция решение районного суда отменила и вновь отправила дело в районный суд.
Но следом за ней решение о возвращении дела на новое рассмотрение отменила надзорная инстанция и сказала: в районном суде все решили правильно и этот вердикт надо оставить.
У пострадавшей автоледи выбора не осталось. Машину вернуть в прежний вид невозможно, да и она давно стала собственностью других людей. А без осмотра “независимых экспертов” в суде с ней и разговаривать не хотели.
Последней надеждой оказался Верховный суд.
И тут женщина поняла, что правильно боролась, потому как Судебная коллегия по гражданским делам ВС претензии истицы посчитала справедливыми и главное – законными.
Ну а что же тогда делать с несоблюдением порядка урегулирования спора и с 222 статьей Гражданского процессуального кодекса?
А на это Верховный суд заявил следующее. Согласно 222 статье ГПК суд вправе оставить заявление без рассмотрения, но в строго определенных случаях. Если истцом не соблюден порядок, “установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотрен договором сторон досудебный порядок разрешения спора.”
Верховный суд делает вывод: представление автомобиля на осмотр страховщику не является досудебным порядком урегулирования спора, как об этом пишет 222 статья ГПК.
По закону осмотр поврежденного автомобиля осуществляется вне зависимости от возникновения спора между владельцем и страховщиком. Это просто обязательная процедура.
И получая свои копейки от страховщиков, женщина это уже делала.
Кстати, и по тому же закону о страховании транспорта осмотр нужен исключительно для выяснения “обстоятельств причинения вреда и определения размера ущерба, который надо возмещать”.
Кроме того, сказал Верховный суд, женщина предъявила “денежные” претензии не только к страховщикам, но и к отдельному гражданину – виновнику аварии.
А районный суд этого просто не заметил и оставил весь иск без рассмотрения. Что было совершенно неправильно и незаконно.
Страхование
В последнее время Верховный суд все чаще встает на сторону автовладельца, что может только радовать.
Так, например, в данном случае хозяйка машины вообще не обязана была предоставлять автомобиль на осмотр. Согласно последним решениям Верховного суда, деньги, потраченные на ремонт автомобиля, подтвержденные счетами из компании, которая восстанавливала машину, страховая компания должна была компенсировать.
В случаях, когда речь идет о выплатах по добровольному страхованию КАСКО, у страховщика, согласно решению того же Верховного суда, еще больше обязанностей. Он должен компенсировать ремонт без учета износа.
Для ОСАГО учет износа прописан в законе. Кроме того, страховщик по добровольным видам страхования должен оплачивать еще и утрату товарной стоимости.
Понятно, что после капитального ремонта автомобиля, он сильно теряет в цене.
Подобные вердикты главного суда страны, вынесенные в пользу граждан, но против страховщиков, заставляют последних все громче требовать повышения цены полиса.
На сегодняшний день страховщики уже обратились с жалостливыми письмами куда только можно. Они написали в правительство, министерство финансов и в Государственную думу. В этих письмах страховщики расписывают особенности финансовых потоков в страховом бизнесе. По их словам, в страховом бизнесе не может применяться стандартная схема “товар-деньги-товар”.
Здесь вложения, то есть плата за страховку окупаются годами. Так за аварию, которая была сегодня, им, может быть, придется платить через несколько лет. Поэтому тариф на ОСАГО надо увеличить. Что касается ОСАГО не всегда тех сумм, которые выплачивает страховая компания, хватает на полноценный ремонт.
В этом случае никто не отнимал у автовладельца права предъявить претензии не только страховщику, но и владельцу машины, по вине которого был нанесен ущерб. И, как показывает практика, суды в большинстве своем выносят решения именно в пользу пострадавшего автовладельца.
Напомним, что самая “популярная” причина аварий на наших дорогах – несоответствие скорости дорожным условиям. Зачастую действительно водители не учитывают образование наледи под колесами или неожиданно возникшие лужи.
Но чаще всего под эту категорию списываются все аварии,
по которым сложно установить их причину. Из-за ошибок в выборе скорости в прошлом году произошло почти 58 тысяч аварий. На втором месте – аварии по причине недостатков улично-дорожной сети. В прошлом году – почти 43 тысячи ДТП .
Кстати
Есть два закона, которые касаются проблемы пострадавшей женщины. Это Закон “Об организации страхового дела в РФ” от 1992 года и принятый десять лет спустя Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
В обоих законах просто нет требований о досудебном порядке урегулирования споров.
В законе о страховке машин сказано, что страховщик вправе отказаться платить целиком или частично, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков произведены до осмотра независимой экспертизы и не позволяет “достоверно установить наличие страхового случая или размер убытков по ОСАГО”.
Источник: https://rg.ru/2013/03/04/prozedura-site.html
Осмотр транспортного средства после ДТП
Каждая авария на дороге – это риск гибели и ранения людей, повреждения транспорта, потери груза, уничтожения дорожной инфраструктуры и прочее. Если в результате дорожного происшествия повреждён лишь автомобиль, то водителя в основном волнует один вопрос – сколько потребуется денег на ремонт. Для определения размера причинённого вреда проводится осмотр автомобиля после ДТП.
Важно! Если в ходе осмотра автомобиля возникнут подозрения о том, что есть какие-то внутренние повреждения транспортного средства, то эксперт-техник в акте должен внести запись об этом – «возможны скрытые повреждения».
Правила проведения осмотра автомобиля после ДТП
После оформления документов о ДТП, водитель обращается в страховую компанию. Получив извещение о попадании в ДТП, оформленное должным образом, компания определяет место и время осмотра автомобиля.
Обычно таким место является стоянка страховщика или СТО, с которым у страховой имеется заключённый договор о сотрудничестве. Страховщик оценивает повреждения и определяет сумму, необходимую на восстановление автомобиля.
Она, собственно, и закладывается в размер подлежащей выплате компенсации.
Если владелец авто не согласен с оценкой страховщика, то он может пригласить независимых экспертов. К ним можно обращаться и в других случаях:
- расследования причин автоаварии;
- установления скрытых повреждений;
- определения видов восстановительного ремонта.
Услуги независимого эксперта, в случае доведения дела до суда, оплачиваются стороной, которая это дело проиграла (в 98% случаев это страховая компания). Либо если заключен договор с автоюристами, то расходы на экспертизу и ведение дела оплачивают они, а потом взыскивают компенсацию со страховой компании.
Важно! Независимую экспертизу должен проводить эксперт-техник, имеющий подтверждающие документы на право занятия подобной деятельностью. Эксперт-техник должен быть зарегистрированных в государственном реестре экспертов-техников (ссылка на реестр).
Правила осмотра автомобиля после ДТП
Чтобы осуществить осмотр поврежденного автомобиля, следует соблюдать следующую последовательность:
- потерпевший автовладелец подаёт заявление в страховую компанию;
- страховщик в течение пяти рабочих дней должен осмотреть авто или организовать проведение независимой оценки (возможен вариант совместно с независимым экспертом);
- страховщик с потерпевшим должны согласовать время и место представления повреждённой машины в целях её осмотра;
- если страховщик не выполнит свои обязанности, то гражданин вправе сами обратиться к эксперту;
- в случае наличия повреждений, препятствующих доставке авто в другое место, осмотр проводится по месту его нахождения.
Если потерпевший согласен с решениями страховщиков по вопросам компенсационных выплат, то независимая экспертиза может не проводиться.
Для проведения качественного осмотра, требуется соблюдать следующие условия:
- не вносить никаких изменений в техническое состояние транспортного средства с момента происшествия и до обследования;
- процедура проводится при хорошем освещении;
- осматриваемая машина должна быть чистой;
- применять специалистом измерительную линейку для фиксации повреждений;
- детали, отлетевшие от автомашины и не подлежащие восстановлению, должны быть также предоставлены;
- повреждения, идентификационный номер, показания спидометра должны быть зафиксированы методом фотосъёмки.
Важно! ОСАГО не оплатит отмеченные в акте повреждения, если не будет их фотоснимков.
Акт осмотра
При осмотре авто после ДТП составляется документ, в котором и отражаются все повреждения автомобиля и возможные пути их устранения (ремонт или замена). Этот документ называется «акт осмотра». В нём отображается следующая информация:
- данные об автомашине;
- дата и место дорожно-транспортного происшествия;
- факт регистрации ДТП;
- данные собственника повреждённого автомобиля;
- список повреждений с описанием характера всех поломок;
- выводы о замене или ремонте каждой детали;
- пункт о скрытых повреждениях.
Акт подписывается:
- представителем страховой компании;
- экспертом-техником, осматривавшим авто;
- владельцем машины;
- другим водителем-участником ДТП.
Важно: Собственнику автомобиля, если он не согласен с результатами, не надо ставить свою подпись в акте.
Потерпевший должен взять оформленную копию акта, во избежание внесения в него изменений страховщиком.
Расчет стоимости восстановительного ремонта
Произвести расчёт стоимости ущерба, причинённого автомобилю в результате аварии по единой методике, позволяет лицензированная программа Аудатэкс. Она имеет обширную базу информации по автомобилям и запасным частям. Ею можно пользоваться в режимах онлайн и офлайн. Расчётные результаты можно получить в формате программы Microsoft Word.
Расчет при полной гибели авто — Тотал
Расчёт стоимости ремонта или компенсации, если транспортное средство не подлежит восстановлению, происходит исходя из данных, полученных в результате осмотра. При этом во внимание принимается среднерыночная стоимость работы, запасных частей и материалов для данного региона.
Если окажется, что сумма на восстановительный ремонт будет большей, чем стоимость автомобиля, то он не подлежит ремонту.
Так как расчёты производят эксперты при страховых компаниях, то можно предполагать, что экспертиза будет не совсем объективной:
- не все повреждения, зафиксированные в акте, будут внесены в расчёт;
- стоимость деталей может быть заниженной;
- нормативы производственных операций будут уменьшенными.
В итоге страховая сумма будет намного меньшей, чем должна была бы быть.
Если вы хотите, чтобы в акте осмотра были указаны все повреждения автомобилю, в том числе скрытые, чтобы в расчете стоимости ремонта указаны справедливые стоимости ремонта – закажите осмотр транспортного средства у нас. На вопросы готовы ответить по телефону, звоните!
Источник: http://pravonaosago.ru/osmotr-transportnogo-sredstva-posle-dtp/
Как правильно подготовитьсяк предстраховомуосмотру?
При заключении договора КАСКО или ОСАГО страховщик имеет право осмотреть машину на предмет повреждений. Предстраховой осмотр является важной составляющей страхования, потому к нему нужно готовиться со всей серьёзностью. Оплошности при подготовке к осмотру непременно скажутся в будущем, если возникнет необходимость в страховой выплате.
Нужно заблаговременно узнать о всех тонкостях предстрахового осмотра автомобиля. В этом вопросе большое значение имеет не только подготовка самого автомобиля, но также место и время фотографирования машины. Кроме того, следует очень внимательно проверять акт предстрахового осмотра.
При оформлении договора ОСАГО страховая компания вправе осмотреть автомобиль на предмет повреждений. Это необходимо для выявления случаев мошенничества, такая возможность закреплена законодательно.
Другое дело, что не все страховые компании прибегают к подобной процедуре. Некоторые страховщики предпочитают не тратить время на предстраховой осмотр при оформлении автогражданки, но далеко не все. Нужно быть готовым к тому, что менеджер страховой компании попросить представить машину на осмотр.
Предстраховой осмотр при оформлении полиса ОСАГО не требуется в двух случаях:
- Клиент и менеджер компании не сумели договориться о месте и времени осмотра.
- Договор оформляется в электронной форме через сайт страховой компании.
В случае с добровольным автострахованием право страховщика на осмотр предусмотрено правилами КАСКО . Мотивы предстрахового осмотра при оформлении такой страховки опять же продиктованы необходимостью выявления мошенников.
В отдельных случаях страховая компания может отказаться от осмотра машины, например, в случае приобретения нового автомобиля в дилерском центре.
Когда менеджеры страховой компании заявляют об отсутствии необходимости в осмотре новой машины, стоит попросить их сослаться на пункт правил КАСКО, где указана такая возможность. Если они не смогут этого сделать, следует настоять на осмотре автомобиля. В противном случае при наступлении страхового события невозможно доказать, что машина не имела повреждений на момент заключения договора.
Нередко автовладельцы сталкиваются с отказом в предстраховом осмотре. Это вызывает негативные эмоции, ведь защита по риску «ущерб» начинает действовать только после составления акта осмотра.
Самая распространенная причина отказа в осмотре кроется во внешнем виде автомобиля.
Если клиент приехал на грязной машине, менеджер попросту не сможет оценить техническое состояние кузова, в частности лакокрасочного покрытия.
Автовладелец может скрыть какие-либо повреждения, а затем заявить, что они были получены уже после оформления страховки. Конечно же, это самое настоящее мошенничество, но страховая компания вряд ли сумеет доказать факт аферы. Поэтому страховщики предпочитают осматривать лишь чистые автомобили.
Итак, как же правильно подготовить машину к предстраховому осмотру? Для этого следует действовать в следующем порядке.
- Оговорите с менеджерами компании время и дату осмотра.
- Узнайте, есть ли поблизости от офиса страховой компании автомойка.
- Заблаговременно запишитесь на мойку.
- Помойте машину перед осмотром.
Эти несложные шаги гарантируют, что менеджеры страховой компании не откажут в проведении осмотра.
Кроме того, подчас бывает сложно отыскать идентификационный номер кузова (так называемый VIN). Желательно заблаговременно узнать, на каких частях кузова следует его искать. Для этого стоит обратиться к сотрудникам дилерского центра либо поискать информацию на специализированных форумах в Интернете.
При заключении договора КАСКО перед осмотром необходимо представить все комплекты ключей и брелоков. Отсутствие ключа или брелока может послужить поводом для отказа в выплате по риску «угон». Также следует заранее проверить работоспособность противоугонных систем.
Фотографирование – неотъемлемая часть осмотра. Причем менеджер страховой компании в любом случае сделает снимки, даже если машина находится в идеальном состоянии. При этом страховщики не располагают профессиональной фотоаппаратурой, поэтому качество снимков зависит от освещения.
Если фотографирование проводится при плохом освещении, в частности в темное время суток, на снимках будут видны многочисленные блики. В дальнейшем страховая компания может использовать такие фотографии для отказа в ремонте отдельных деталей, ведь под каждым бликом может скрываться повреждение.
Чтобы лишить менеджеров возможности схитрить подобным образом, следует очень серьезно подойти к выбору места и времени осмотра. Эта процедура должна проводиться на открытой площадке в светлое время суток, в идеале в полдень.
Если проведению осмотра на улице мешают погодные условия, можно его отложить или перенести в помещение (например, в подземный гараж).
При этом следует помнить о необходимости хорошего освещения места проведения осмотра. Кроме того, выбранное помещение должно быть просторным, иначе менеджер страховой компании не сможет сфотографировать машину с разных ракурсов.
В процессе осмотра сотрудник страховой компании документирует все найденные царапины, сколы и иные дефекты. Для этого составляется акт предстрахового осмотра. В нём в числе прочего указывается:
- техническое состояния сигнализации (при наличии);
- номера кузова и двигателя;
- номер страхового договора;
- пробег автомобиля.
Акт осмотра составляется в двух экземплярах. Автовладельцу обязательно следует получить свой экземпляр. Если в ходе осмотра менеджер не найдет дефектов, в документе ставится отметка «повреждения отсутствуют». В противном случае в акте указываются все выявленные повреждения.
При несогласии с результатами осмотра нельзя расписываться в акте, ведь тогда автовладелец соглашается с тем, что машина имеет повреждения. Чтобы оспорить итоги осмотра, нужно обратиться к руководителю офиса. Не исключено, что эту процедуру поручат другому специалисту, а результаты предыдущего осмотра будут аннулированы.
Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_predstrahovoj_osmotr