Многие граждане пользуются советами юристов, чтобы избежать проблем законом. Но предостережение прокурора – не просто очередная рекомендация, а официальный документ, который нельзя игнорировать. В чём же заключается его особенность и как стоит реагировать получателю на подобное оповещение?
Содержание
- 0.1 Предостережение прокурора: что это такое?
- 0.2 Как происходит объявление прокуратурой о недопустимости нарушения закона?
- 0.3 Что делать, если получили извещение?
- 0.4 Срок и порядок обжалования
- 1 Иск о признании незаконным предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона удовлетворен правомерно, поскольку при проведении проверки прокуратурой письменных объяснений с руководителя истребовано не было, достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях со стороны руководителя, связанных с дальнейшим прохождением гражданской службы, не имелось
- 2 Предостережение о недопустимости нарушения закона: обжалование
- 2.1 Закон о предостережении о недопустимости нарушения закона
- 2.2 Когда отправляют предостережение
- 2.3 Сущность предостережения
- 2.4 Предостережение прокурора
- 2.5 Получение предостережения – пошаговая инструкция
- 2.6 Что делать при получении предостережения
- 2.7 Срок и порядок обжалования предостережения
- 2.8 Ответственность за игнорирование постановления
- 3 Что делать, порядок и срок обжалования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований закона
Предостережение прокурора: что это такое?
Письменное предостережение прокурора – специальный акт реагирования на предстоящее (или запланированное) нарушение закона.
Данная бумага оформляется и идёт на подпись прокурором или его заместителем в целях предупреждения будущих правонарушений или при наличии аргументов о предстоящих незаконных деяниях.
Данные мысли обычно выражаются: публично в форме высказывании, в подготовительных операциях (выдача распоряжения работникам низшего звена) или в виде бездействия.
Согласно ст. 25.1 закона “О прокуратуре РФ” рассматриваемый документ направляют при наличии определённых сведений предостережение в адрес:
- должностных лиц;
- руководителя общественных (религиозных) группировок;
- иных лиц (аналогичных объединений);
- предостережение о предстоящих нарушениях.
В теле письма обычно просят отказаться от совершения задуманных действий и разъясняют возможные последствия.
В ситуации намеренного неисполнения требований, указанных в высланном предостережении, особа, которой оно объявлено, велик риск быть привлечённым к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности, а также таких форм наказания, как отстранение от должности в установленном законом порядке.
Как происходит объявление прокуратурой о недопустимости нарушения закона?
Предостережение прокурора считается независимым правовым методом реагирования ответственной особы на попытку нарушения закона, используемого при совершении контроля над соблюдением законов.
Как важный способ индивидуального воздействия на граждан, которые совершают или пытаются сделать любой противоправный поступок (или нарочно умалчивать о выполнении такового), причинивший вред другим людям, или которые идут в разрез государственным интересам или интересам любой части общественности.
Предупреждение о недопустимости правонарушения оформляется на стандартном бланке. Оно обязано применяться только на базе тщательно проверенных фактов, которые исключают любые сомнительные предположения и неясности.
Предостережение считается официальным документов, поэтому должно опираться на задокументированные показания свидетелей и прочие аргументы.
А от должностных лиц, нарушивших закон или планирующих сделать противоправный поступок, обязательно должны дополнительно потребовать развёрнутые объяснения.
Параллельно органами собираются и прочие неоспоримые доказательства их неоспоримой виновности (комментарии, справки, жалобные обращения, заявления и прочее). Совершение гражданином какого-либо проступка или преступления уже после факта применения к нему предостережения, стоит рассматривать как дополнительные отягчающие обстоятельства при назначении наказания.
Что делать, если получили извещение?
Начиная с зимы 2017 года, в силу вступило правило, согласно которому юридические лица и ИП будут отчитываться перед соответствующими органами об исполнении предупреждения о недопустимости нарушения выдвигаемых требований. Если нет возражений, то в течение 60 дней необходимо уведомить о выполнении предостережения и указать в тексте письма следующие данные:
- полное наименование организации или инициалы;
- ИНН юридического лица или ИП;
- дата и номер полученного предостережения;
- полные сведения о принятых мерах по обеспечению соблюдения указанных требований.
Компания имеет право направить уведомление в органы госконтроля не только классическим методом (по почте), но и онлайн, в электронном формате (обязательно заверить его электронной подписью квалифицированного сотрудника).
Иногда компания может и принять противоположную позицию: не согласиться с выводами о том, что её деятельность приводит к нарушению требований. Тогда организация должна аргументированно обосновать свою позицию в возражении. Стандартной формы такого ответного письма нет, но предусмотрен обязательный список сведений, которые непременно должны в нём содержаться:
- полное наименование фирмы или Ф. И. О. руководителя;
- ИНН юридического лица или ИП;
- дата и номер полученного предостережения;
- обоснование позиции в отношении указанных действий, которые чреваты нарушением требований.
Его стоит направить контролирующему органу по аналогичному с уведомлением принципу в течение 20 рабочих дней, начиная с даты получения предупреждения.
Срок и порядок обжалования
Если ориентироваться на ч. 2 ст. 46 конституции, решения и неправомерные действия (или бездействие) органов государственной власти и вышестоящих лиц (включая прокуратуру), могут быть сразу при получении обжалованы через судебные организации.
Однако современное законодательство не учитывает специального алгоритма оспаривания представлений (или протестов), которые были отправлены прокурором.
Исходя из ст. 3 и ст. 245 ГПК РФ следует, что любое заинтересованное лицо имеет право обратиться в правоохранительные органы за защитой нарушенных либо обжалуемых прав. Подать подобную жалобу допускается сроком в 3 месяца с момента получения официального предостережения.
Подготовленные противоправные действия в большей мере уже совершенные или совершаемые на момент обращения, даже если на данный момент не предоставляют значительной общественной опасности правонарушения, нередко перерастают в опасные проступки, включая и серьёзные преступления. В итоге главная цель применения рассматриваемого предостережения о недопустимости нарушения закона сводится как раз к своевременному пресечению такого антиобщественного поведения и исключения риска возникновения предпосылок для более серьёзных правонарушений.
Это средство влияния не заменяет, а лишь дополняет остальные средства реагирования. Но как официальный документ, данное извещение нельзя игнорировать, и стоит обязательно отвечать на него (в форме согласия и отчёта о проделанной работе или в виде оспаривания и возражений).
Источник: https://vzapase.expert/sluzhba/predosterezhenie-prokurora
Иск о признании незаконным предостережения прокурора о недопустимости нарушения закона удовлетворен правомерно, поскольку при проведении проверки прокуратурой письменных объяснений с руководителя истребовано не было, достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях со стороны руководителя, связанных с дальнейшим прохождением гражданской службы, не имелось
Судья Бабикова И.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Басковой Г.Б.
судей Кашиной Л.И. и Афанасьевой Т.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Басковой Г.Б.
10 сентября 2012 года
дело по апелляционным жалобам прокуратуры Ярославской области, П. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 18 июня 2012 года, которым постановлено:
Заявление Т. удовлетворить.
Признать незаконным предостережение прокурора Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N, адресованное руководителю Управления Федерального казначейства по Ярославской области Т. о недопустимости нарушения закона.
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., объяснения П. и представителя Прокуратуры Ярославской области по доверенности С. в поддержание доводов жалоб, возражения по доводам жалоб представителя Т. по доверенности Ш., судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ П. уволена с должности на основании п. 6 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004 г.
N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с отказом от предложенных для замещения иных должностей гражданской службы и сокращением занимаемой должности гражданской службы. Решением Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ П. восстановлена на службе с ДД.ММ.ГГГГ
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отменено и принято новое решение — об отказе П. в удовлетворении заявленных исковых требований.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, оставлено в силе решение Дзержинского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ.
Во исполнение решения Верховного Суда РФ приказом УФК по Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ N П. восстановлена на работе в прежней занимаемой должности.
С ДД.ММ.ГГГГ Отделение по г. Ярославлю и Ярославскому району УФК по Ярославской области реорганизовано в форме присоединения к УФК по Ярославской области и создано новое структурное подразделение УФК по Ярославской области — отдел N 1.
ДД.ММ.ГГГГ П. вручено уведомление, в котором указывалось об изменении существенного условия служебного контракта и предложено занять должность без изменения должностных обязанностей.
В случае отказа от замещения должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта, П. может быть освобождена от замещаемой должности по истечении 2 месяцев с момента получения уведомления и уволена со службы в соответствии с п.
7 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Прокурором Ярославской области начальнику УФК по Ярославской области Т. вынесено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ N о недопустимости нарушения закона, а именно увольнения П. по указанным в уведомлении основаниям и указано о необходимости предложения ей всех вакантных должностей гражданской службы, соответствующих ее специальности, уровню образования, квалификации, стажу работы.
Т. обратился в суд с заявлением об обжаловании предостережения прокурора от ДД.ММ.ГГГГ N. В обоснования заявления ссылался на незаконность предостережения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе прокуратуры Ярославской области ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения — об отказе в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе П. ставится вопрос об отмене решения суда с принятием по делу нового решения — об отказе в удовлетворении заявления. Доводы жалобы сводятся к нарушению норм материального и процессуального права, несоответствию выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционные жалобы представитель Т. просит оставить решение суда без изменения, а жалобы — без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, обсудив их, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционные жалобы не содержат оснований к отмене решения суда и подлежат оставлению без удовлетворения.
Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о том, что вынесенное прокурором предостережение Т. незаконно, поскольку нарушен порядок применения данной меры прокурорского реагирования и содержание предостережения не соответствует требованиям закона. При этом суд исходил из того, что у Т.
не было взято письменных объяснений по факту выданного П.
уведомлению; достоверной информации о готовящихся противоправных деяниях должностным лицом у прокурора не имелось; возложение на заявителя, как руководителя УФК по ЯО, обязанности по предложению государственному служащему вакантных должностей в связи с существенными изменениями условий служебного контракта не предусмотрено законом.
Судебная коллегия с указанными выводами суда и его мотивами соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
Материальный закон, которым суд руководствовался при принятии решения, истолкован и применен правильно. Нарушений норм материального права не допущено.
В соответствии со статьей 25.1 ФЗ от 17.01.
1992 года N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Порядок применения прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона определен Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.
1999 N 39/7, в соответствии с которым основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда охраняемым законом правам и свободам граждан.
Вынесению предостережения в обязательном порядке должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Судом первой инстанции установлено, что при проведении проверки прокуратурой Ярославской области письменных объяснений с Т., как руководителя УФК Ярославской области, истребовано не было. Достоверных сведений о готовящихся противоправных деяниях со стороны руководителя Управления, связанных с дальнейшим прохождением гражданской службы П., не имелось.
Судебная коллегия считает, что при доказанности данных обстоятельств суд пришел к правомерному выводу о незаконности обжалуемого предостережения.
Довод жалобы прокуратуры о том, что Указание Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 года N 39/76 не является нормативным правовым актом и при разрешении данной категории споров суду следовало проверить действия должностных лиц только на соответствие нормативным правовым актам, является несостоятельным.
В силу пункта 1 статьи 17 ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» изданные Генеральным прокурором Российской Федерации указания являются обязательными для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры.
Вышеуказанное Указание Генерального прокурора РФ издано в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 1 статьи 17 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», и является обязательным. Неисполнение данного указания свидетельствует о нарушении прокурором норм ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» относительно порядка вынесения предостережения, которое является существенным.
Довод жалобы прокуратуры о том, что не произошло изменения существенных условий служебного контракта с П., а имеет место сокращение должности заместителя начальника отдела расходов, является также несостоятельным.
В силу части 3 статьи 24 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» существенными условиями служебного контракта являются наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа.
В случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта.
Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы (ч.ч. 1, 3 ст.
29 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»).
Как видно из материалов дела, введение в новое штатное расписание должности обусловлено исполнением решения суда о восстановлении П. на службе в прежней должности.
Вместе с тем, на момент исполнения решения суда Отделение по г.
Ярославлю и Ярославскому району УФК по Ярославской области перестало существовать и было реорганизовано в форме присоединения к УФК по Ярославской области в качестве отдела N 1.
В реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденном Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года N 1574, должность с таким наименованием отсутствует.
Наименование должности согласно реестру должностей с указанием подразделения государственного органа является существенным условием служебного контракта.
Судебная коллегия считает, что при доказанности данных обстоятельств, невозможности прохождения П.
гражданской службы в законодательно отсутствующей должности и в том подразделении государственного органа — , при сохранении ей прежних должностных обязанностей, происходит изменение существенных условий служебного контракта с П.
, вызванного изменением существенных условий профессиональной служебной деятельности актами федеральных органов исполнительной власти, о чем она и была уведомлена.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом жалобы П. о том, что Т. является ненадлежащим лицом по делу. В частности, в жалобе указывается на то, что предостережение вынесено в адрес Т. как руководителя УФК по Ярославской области, однако заявление об оспаривании предостережения подано в суд Т. как физическим лицом.
В соответствии со статьей 25.1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, направленное прокурором предостережение Т. оспаривается как должностным лицом — руководителем УФК по Ярославской области (л.д. 10).
В случае неисполнения предостережения прокурора Т. может быть привлечен к ответственности в установленном законом порядке.
Поскольку к решениям должностных лиц, оспариваемым в порядке Главы 25 ГПК РФ, относятся единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, судебная коллегия считает, что, исходя из положений статьи 254 ГПК РФ, разъяснений, содержащихся в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», Т. вправе обжаловать предостережения прокурора.
Доводы жалобы П. о соответствии предостережения прокурора требованиям закона, об отсутствии изменения существенных условий служебного контракта, основанием к отмене решения не являются.
По вышеизложенным мотивам судебная коллегия согласилась с выводами суда о незаконности предостережения прокурора и о наличии в сложившейся правовой ситуации изменения существенных условий служебного контракта, заключенного с П.
Вывод суда о том, что реорганизация в территориальных органах Федерального казначейства повлекла за собой изменение существенных условий профессиональной служебной деятельности, подробно мотивирован в решении и, по мнению судебной коллегии, является обоснованным.
Остальные доводы жалобы П., с учетом предмета настоящего дела, не имеют правового значения и на правильность постановленного решения не влияют.
Процессуальных нарушений, которые бы могли повлиять на правильность принятого судом решения, не допущено.
По изложенным мотивам судебная коллегия оставляет жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы прокуратуры Ярославской области, П. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 18 июня 2012 года оставить без удовлетворения
Источник: http://www.ourcourt.ru/jaroslavskij-oblastnoj-sud/2012/09/10/455305.htm
Предостережение о недопустимости нарушения закона: обжалование
Согласно законодательству, предостережение о недопустимости нарушения закона является, своего рода, правовым актом, который прокурор направляет должностному лицу при наличии информации о готовящемся акте правонарушения.
Если это должностное лицо проигнорировало предостережение, то допускается привлечение к ответственности. Стоит рассмотреть более подробно, в чем заключается подобное предостережение, когда его отправляют и какая у него цель.
О поводах и основаниях для возбуждения уголовного дела вы можете прочитать в нашей статье здесь.
Закон о предостережении о недопустимости нарушения закона
Подобное предостережение считается профилактикой нарушения закона.
Если у сотрудников правоохранительных органов есть информация, что готовится террористический акт или иное правонарушение, то прокурор может передать постановление с предупреждением о недопустимости его совершения.
Передача документа осуществляется должностному лицу – руководителю организации, сотрудниками которой являются потенциальные нарушители закона.
Если изложенные в предостережении требования не исполняются, должностное лицо привлекается к уголовной ответственности. Стоит отметить, что необходимо доказать вину. Не всегда руководитель организации знает, что задумали его подчиненные. Он может озвучить информацию на общем собрании, чтобы ни у кого не было желания нарушать закон.
Выписка из статьи 25.1 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992 года
Как показывает практика, подобные предостережения работают не всегда. Некоторые преступные группировки понимают, что их разоблачили, поэтому прекращают подготовку. Другие начинают работать более скрытно. Таким образом, представителям правоохранительных органов приходится следить за потенциальными нарушителями еще какое-то время, чтобы понять: собираются ли они продолжить начатое.
Вот основные нюансы законодательства, о которых важно помнить:
- только прокурор может выписывать предостережение;
- получателем могут быть только должностные лица;
- передается документ, если есть сведения о готовящемся правонарушении, он всегда должен быть составлен в письменном виде;
- целью подобного предупреждения считается профилактика совершения преступлений.
Таким образом, положения статьи 25.1 ФЗ-2202-1 от 17.01.1992 года не подлежат расширенном толкованию.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»
Когда отправляют предостережение
Существует несколько случаев, когда работник прокуратуры отправляет постановление должностному лицу:
- Юридическое лицо, ИП или должностное лицо ранее не привлекалось к уголовной ответственности.
- Есть сведения о готовящемся правонарушении.
Информация о подготовке противозаконного акта может появиться у работников правоохранительных органов благодаря «кроту», который передает им информацию. Но чаще это происходит за счет проведения ряда мероприятий, которые не связаны с взаимодействием с должностным лицом или преступной группировкой.
Прокурор готовит предостережение о недопустимости нарушения закона
Постановление считается серьезным документом, поэтому руководителю структурного подразделения необходимо внимательно изучить, кто может оказаться нарушителем. При этом обо всех подозрительных действиях требуется сообщать прокурору. Таким образом, наличие камер видеонаблюдения в кабинетах и на производстве помогает узнать о готовящемся акте экстремизма и так далее.
Важно! Каждый случай индивидуален. Иногда нарушители имеют косвенное отношение к должностному лицу или руководителю компании. Поэтому необходимо детально все разбирать, чтобы понять, есть ли вина получателя постановления прокурора в совершении правонарушения.
Сущность предостережения
Суть предостережения заключается, чтобы передать должностному лицу документ, где будет указано о возможных последствиях при совершении преступления. Необходимо дать понять, что получатель тоже будет отвечать. Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться несколькими способами.
Таблица 1. Как выражаются противоправные деяния
Способ выражения противоправного деянияКраткое описание
Публичное высказывание | Должностное лицо может высказаться о намерении нарушить чьи-то права или осуществить противоправное действие, после которого последуют действия со стороны сотрудников правоохранительных органов. |
Подготовительные действия | Непосредственное участие в нарушении закона. Даже издание приказа, который нарушает положения ТК РФ считается противоправным. |
бездействие | Должностные лица должны применять действия, чтобы не допустить совершения преступления, когда они обладают информацией о его подготовке. Если решить проблему самостоятельно невозможно, требуется передать сведения сотрудникам правоохранительных органов. |
Образец предостережения
Таким образом, предостережение позволяет пресечь нарушения, которые уже были совершены или будут, но еще не представляют опасности для общества. Если вовремя не предпринять меры, то наступит основание для применения положений Уголовного кодекса РФ.
Предостережение прокурора
Необходимо понимать, как выглядит постановление прокурора. Оно составляется по образцу и должно иметь следующее:
- дату и место составления;
- краткую информацию о готовящихся правонарушениях;
- предостережение должностного лица с указанием ФИО, места жительства и должности;
- разъяснения о последствиях нарушения закона;
- ФИО прокурора, классный чин и должность, а также его подпись и печать.
Должностное лицо изучает предостережение
Предоставляется два экземпляра документа, на одном из них должностное лицо должно расписаться в получении. Стоит отметить, что передача информации происходит несколькими способами:
- должностное лицо вызывается в прокуратуру;
- предоставление бумаги через работников муниципалитета;
- отправление по электронной почте или обычной почте;
- передача лично работником прокуратуры на территории получателя.
Важно! Форма постановления отличается, но на ней всегда есть ФИО и подпись прокурора, а также печать.
Получение предостережения – пошаговая инструкция
Необходимо понимать, как происходит весь процесс предоставления предостережения должностным лицам. Невозможно рассылать эти документы массово по принципу, что где-то действительно готовится противоправное деяние, поэтому не будет лишним напомнить об ответственности.
Шаг 1
Проведение проверки, во время которой обнаруживается факт правонарушение или намерение его совершить. Ее осуществляют работники прокуратуры, следственного комитета ли других государственных структур, у которых есть соответствующие полномочия. Они могут работать непосредственно на объекте или вести скрытые следственные мероприятия. На последние необходима санкция суда.
Проведение проверки
Шаг 2
Прокурор пишет предостережение. Он должен оформить его, согласно условиям действующих законов. При этом требуется сослаться на нормы права, которые нарушаются. Это позволит должностному лицу подробнее прочитать соответствующую статью и понять, что его ожидает.
Прокурор пишет предостережение
Шаг 3
Передача постановления одним из доступных способов.
Передача постановления
Шаг 4
Изучение документа и принятие необходимых мер для пресечения правонарушения на объекте. После этого требуется предпринять необходимые меры и отчитаться о проделанной работе.
Изучение документа и принятие необходимых мер
Если получатель не предпримет никаких действий, чтобы пресечь правонарушение, его привлекают к ответственности.
Что делать при получении предостережения
Требуется понимать, что нужно делать при получении постановления прокурора. С 22 февраля 2017 года действуют правила, при которых не только работники бюджетных структур, но и предприниматели и директора юридических лиц обязаны уведомлять работников контрольно-надзорных структур о принятых мерах.
Закон дает 60 дней для принятия мер и составления отчета. Последний содержит следующее:
- полное наименование организации;
- ИНН и юридический адрес;
- дату и номер предостережения;
- меры, которые приняты для обеспечения законности.
Собрание сотрудников для ознакомления с постановлением
Допускается отправить отчет по электронной почте, если работники надзорного органа не возражают. При этом документ обязательно должен иметь электронную подпись. Сегодня многие организации ее заказывают, так как это требуется для ускорения делопроизводства.
Так, можно отправлять финансовые и другие отчеты без необходимости личного присутствия в этих структурах. Однако надо понимать, что ЭЦП платная, а время ее изготовления варьируется, исходя из ее вида.
Для получения подписи нужно обращаться в специализированные удостоверяющие центры.
Таким образом, если должностное лицо согласно с доводами прокурора, оно принимает соответствующие действия:
- отменяет действие приказа;
- уведомляет работников о недопустимости совершения преступления;
- предпринимает иные действия для обеспечения законности.
Но не всегда доводы прокурора аргументированы, поэтому его постановление допускается обжаловать.
Срок и порядок обжалования предостережения
Не всегда должностное лицо или руководитель частного предприятия согласен с доводами прокурора. Поэтому есть возможность обжаловать постановление. Согласно положениям ч.2 ст. 46 Конституции РФ, действия государственной власти, в том числе органов прокуратуры, можно обжаловать в суде.
Однако закон не указывает на специальный порядок обжалования представлений прокурора. При этом статьи 3 и 245 ГПК РФ позволяют подать иск в суд, если права и свободы физического или юридического лица нарушаются. Согласно положениям статьи 246 ГПК РФ и Постановлению Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10.02.
2009 года, подать жалобу допускается в течение 3 месяцев с момента получения постановления. Но для этого необходимы весомые аргументы.
Требуется подготовить иск и собрать доказательную базу. Так как оппонентом выступает прокуратура, рекомендуется обратиться к практикующему юристу.
Он изучит материалы дела и скажет, насколько вероятен благоприятный исход. Сегодня юристы не берутся за дела, где нет шанса на выигрыш.
Таким образом, если есть вероятность желаемого результата, юрист согласится помочь вам. Он должен выполнить следующее:
- собрать доказательную базу об отсутствии риска совершения преступления, указанного в предостережении;
- подготовить иск;
- уведомить работника прокуратуры о передаче дела в суд;
- представлять интересы клиента во время заседания.
Составление апелляции
Стоит понимать, что суды в России носят состязательный характер. Это значит, что нужно подготовит неопровержимые доказательства.
Например, если должностное лицо обвиняют, что он издал приказ, противоречащий закону, можно предоставить журнал регистрации внутренних или исходящих документов.
Он должен присутствовать в любой компании, чтобы делопроизводство велось согласно требованиям закона. Его отсутствие осложнит работу юриста, так как это считается основной доказательной базой в рамках подобного разбирательства.
Однако каждое дела индивидуально, поэтому доказательная база будет отличаться. Допускается привлечение других государственных структур для проведения проверки. Их акт тоже считается доказательством о безосновательности предостережения.
Цель решения вопроса через суд заключается в невозможности принять меры против преступления, которое не совершалось и не планируется. То есть, должностное лицо не сможет своевременно отчитаться о проделанной работе, из-за чего может лишиться работы.
Стоит отметить, что допускается взыскание моральной компенсации с работников прокуратуры, так как пришлось тратить время и деньги, чтобы заняться оспариванием предостережения вместо того, чтобы сосредоточиться на решении текущих вопросов развития структурного подразделения или компании.
Ответственность за игнорирование постановления
Требуется понимать, что бездействие или неправильные действия приводят к тому, что преступление совершается. Тогда работники прокуратуры и следственного комитета начинают вести расследование, чтобы изучить все обстоятельства дела.
Работа фирмы практически парализуется из-за того, что все действия требуется дополнительно согласовывать с представителями контрольно-надзорных структур.
Стоит рассмотреть подробнее, какая ответственность предусмотрена для должностного лица:
- штраф, размер которого зависит от инкриминируемой статьи;
- арест или тюремное заключение, срок которого назначается судом;
- увольнение и лишение права занимать определенные должности;
- предупреждение.
Суд над должностным лицом
Однако каждое дело внимательно изучается судьей. Случается, что руководитель не предполагал о том, что совершают его подчиненные. Тогда допускается освобождение от ответственности.
Если получатель предостережения знал о подготовке преступления, то его ждет несколько уголовных статей. Надо понимать, что на территории России также действует наказание за несообщение о готовящемся правонарушении.
Если кто-то не заявил об этом, то считается соучастником. При этом наказание определяется уровнем участия в подготовке.
Таким образом, предостережение прокурора считается правовым актом, который позволяет предотвратить совершения правонарушения на предприятии.
По закону требуется отчитаться о проделанной работе в установленные сроки. Бездействие или неправильные действия считаются поводом для наказания по закону.
Если должностное лицо уверено, что оснований для получения предостережения нет, то его стоит обжаловать через суд.
Источник: https://yr-expert.com/predosterezhenie-o-nedopustimosti-narusheniya-zakona/
Что делать, порядок и срок обжалования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований закона
Итак, давайте разбираться.
Что такое предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона
С 1 января 2017 года органы контроля (надзора) наделяются полномочиями по выдаче предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
С 1 января 2017 года вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.
2016 № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», согласно которым органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля наделены полномочиями выдачи предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Порядок объявления предостережений закреплен в статье 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», если иной порядок не установлен другим федеральным законом.
В соответствии с указанной статьей предостережение объявляется в следующих случаях:
– при наличии у органа контроля (надзора) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий,
– и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора).
При объявлении предостережения юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований.
Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определяются Правительством Российской Федерации.
Что делать, если получили предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований закона?
Правительство определило, как компаниям отвечать на предостережения контролирующих органов
С 22 февраля 2017 года начинают действовать правила, по которым юрлица и ИП будут уведомлять контролирующие, надзорные органы об исполнении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Правилами нужно будет руководствоваться также, направляя в названные органы возражения на указанное предостережение.
Понадобятся правила и органам госконтроля (надзора), и органам муниципального контроля, поскольку они будут составлять и направлять юрлицам и ИП предостережения.
В предостережении контролирующий или надзорный орган среди прочего предложит в течение определенного срока, который составит не менее 60 дней, уведомить об исполнении предостережения. Если оно направлено организации и у нее нет возражений, то ей потребуется указать в уведомлении следующие данные:
– наименование юрлица;
– ИНН;
– дата и номер предостережения, направленного в адрес компании;
– меры, которые она приняла, чтобы обеспечить соблюдение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Компания сможет направить уведомление в органы госконтроля (надзора), муниципального контроля не только по почте, но и в электронном виде.
В последнем случае лицо, уполномоченное действовать от имени компании, должно заверить его квалифицированной электронной подписью.
Направить такой документ можно будет, например, на указанный в предостережении адрес электронной почты контролирующего органа.
Компания может и не согласиться с выводами контролирующего или надзорного органа о том, что ее действия или бездействие приводят либо могут привести к нарушению требований.
В таком случае организация должна свою позицию обосновать в возражении. Его можно будет направить контролирующему органу так же, как и уведомление.
Эти органы должны будут дать ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.
Напомним, с 2017 года контролирующие, надзорные органы в ряде случаев обязаны объявлять юрлицам и ИП предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Документ: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 166 (вступает в силу 22 февраля 2017 года)
Срок и порядок обжалования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований закона
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции России решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц, в том числе и органов прокуратуры, могут быть обжалованы в суд.
Однако действующее законодательство не предусматривает специального порядка обжалования представлений (или протестов) прокурора. Вместе с тем из ч. 1 ст. 3 и ст.
245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ) следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
П.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г.
N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам гл. 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Таким образом, на основании ст.256 ГПК РФ подать жалобу возможно в 3-х месячный срок с момента получения вами предостережения.
Подробнее …
Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему должностному лицу, готовящемуся совершить противоправное деяние или совершающему его, требования о прекращении противоправных действий, или отказе от их совершения и разъяснении ему возможных для него последствий, если эти действия не будут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).
Готовящиеся противоправные деяния могут выражаться в публично высказанном должностным лицом намерении совершить противозаконные действия, могущие ущемить права и свободы граждан, коллектива предприятия и т.д.
или в подготовительных действиях, например в даче распоряжения подчиненным работникам о подготовке проекта правового акта, противоречащего законам, вступление в действие которого приведет к негативным последствиям.
Речь может также идти и о бездействии соответствующего должностного лица, обязанного принимать меры по недопущению наступления тех или иных вредных последствий или его халатном отношении к исполнению возложенных на него служебных обязанностей, что также чревато причинением вреда публичному и личному (частному) интересу.
Подытоживая сказанное, нельзя не прийти к выводу, что готовящиеся противоправные деяния — это в подавляющем большинстве уже совершенные или совершаемые, но пока еще не представляющие большой общественной опасности правонарушения (нарушения законов), которые, не будучи пресеченными, могут перерасти в более опасные нарушения законов, не исключая и преступления.
Поэтому основная цель применения предостережения о недопустимости нарушения закона как раз и состоит в пресечении (прекращении) и предупреждении противоправного антиобщественного поведения, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений.
Это средство не заменяет, а дополняет другие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений прокуроры могут использовать внесение протестов и представлений.
Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами повышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.
Предостережение является самостоятельным правовым средством реагирования прокурора на нарушения закона, применяемого при осуществлении надзора за исполнением законов.
Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся совершить единоличные противоправные действия (бездействие), не влекущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам, либо государственным или общественным интересам.
Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы.
При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствующих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходимость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут прекращены.
Поэтому предостережение правомерно рассматривать и как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.
Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на основании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности.
При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пытающихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения.
Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).
Продолжение противоправной деятельности либо совершение нового правонарушения после применения к должностному лицу предостережения должно влечь за собой более строгие меры прокурорского реагирования. Совершение лицом административного проступка или преступления после применения к нему предостережения следует рассматривать как обстоятельства отягчающие наказание.
Ведь должностное лицо, игнорируя требования прокурора как официального представителя федерального надзорного органа, продолжило совершение противоправных действий. Поэтому было бы целесообразно включить в ст.
63 УК РФ самостоятельный пункт «Совершение преступления лицом, к которому в течении года объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона». Соответствующим пунктом можно было бы дополнить ст. 4.
3 «Обстоятельства, отягчающие наказание за административное правонарушение» Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих организаций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим было бы разумным внести соответствующие дополнения в ст. 251 Закона о прокуратуре.
На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.
Хорошие результаты в плане предупреждения нарушений законов достигаются тогда, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры протекает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информация о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемые в органы представительной и исполнительной власти.
Источник: https://www.advokatorium.com/index.php/ru/news/vse-dlya-yurista/chto_takoe_predosterezhenie_o_nedopustimosti_narusheniya_zakona_poryadok_dejstvij_ot_prokurora_ili_gosorgana