Налоговые правонарушения — это совершенные умышленно или по неосторожности действия либо бездействие налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, которые нарушают законодательство о налогах и сборах и порождают ответственность по НК РФ.
Расскажем о понятии, функциях и признаках налоговой ответственности, ее основаниях. Поясним, в каком порядке к ней привлекают, какие обстоятельства от нее освобождают. Расскажем и о том, что может ее смягчить или, наоборот, усугубить.
Также разберемся в видах ответственности, грозящей за нарушение налогового законодательства.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение — так буквально называется раздел VI части первой НК РФ (гл. 15 – 18). Первая из них регулирует общие положения об ответственности за соответствующие деяния. Налоговая ответственность НК РФ урегулирована в гл. 16 и 18, где описаны конкретные нарушения со следующими за их совершение штрафами.
Содержание
- 0.1 Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
- 0.2 Основания налоговой ответственности
- 0.3 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
- 0.4 Порядок привлечения к налоговой ответственности
- 0.5 Освобождение от налоговой ответственности
- 0.6 Смягчение и отягчение
- 1 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- 2 4.Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
- 3 Ильинов О. А. Правовые основы ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования
Понятие, функции и признаки налоговой ответственности
Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.
В данном случае выделяют две функции:
- юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
- социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.
Ее признаками являются следующие моменты:
- государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
- наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
- применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
- правонарушителя ждут определенные материальные потери;
- воплощается процессуально (в установленном порядке).
Основания налоговой ответственности
По п. 3 ст. 108 НК, основание для привлечения лица за нарушение фискального законодательства — это фактическое доказывание вступившим в силу решением налоговиков совершения данного нарушения.
Таким образом можно выделить три основания:
- нормативное — описание конкретного нарушения в законе (скажем, ст. 129.11 НК «, ч. 1 которой гласит, что непредоставление в установленный срок налогоплательщиком документации карается взысканием штрафа в 100 000 руб.;
- фактическое — означает реальность совершенного нарушения;
- процессуальное — соответствующий акт ФНС или суда, который вступил в силу.
Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
Нарушителей закона ждут следующие виды санкций:
- налоговые — мерой налоговой ответственности является взыскание твердых или процентных (от конкретной суммы) штрафов (гл. 16, 18 НК). Другими словами, мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является соответствующая санкция, которая устанавливается и применяется как денежное взыскание, прописанное в статьях указанных глав. Размер штрафов варьируется от 200 руб. до полумиллиона, а процентных — от 0,2 до 100 %. Возможно также принудительное взыскание недоимок по обязательным платежам по ст. 46–48 НК: с организаций — бесспорно, с физлиц — через суд или проявляться как обеспечительные меры (гл. 11 НК) (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия). О том, с какого возраста наступает налоговая ответственность, говорит п. 2 ст. 107 НК — это 16 лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, равен трем годам (с момента совершения нарушения). Иные нюансы, связанные с этим временным отрезком, прописаны в ст. 113 НК. Вопрос срока давности по взысканию штрафов регулирует ст. 115 НК;
- дисциплинарные (ст. 192 ТК) по приказу работодателя возможны, скажем, для бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность;
- административная ответственность за нарушение налогового законодательства урегулирована гл. 15 КоАП;
- уголовные (ст. 198 – 199.2 УК РФ).
Порядок привлечения к налоговой ответственности
Обозначенный режим состоит из четырех этапов:
- Выявление должностными лицами контролирующих органов (в пределах их компетенции, через соответствующие ревизии, получения объяснений налогоплательщиков, фискальных агентов и плательщиков сбора, страховых взносов, проверки учетных данных и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также в других формах, предусмотренных НК) фактов нарушения налогового законодательства.
- Рассмотрение материалов дела и вынесение решения. Обнаружение соответствующих нарушений благодаря проверкам (камеральной или выездной) означает, что указанный порядок будет регулировать ст. 101 НК. Она же используется, когда речь идет о нарушениях ст. 120, 122 и 123 НК. Выявление соответствующих деяний иными мерами фискального контроля (вызовом налогоплательщика письменным уведомлением для дачи пояснений по уплате обязательных платежей, осмотром, инвентаризацией его имущества, вне фискальных проверок) указывает на регулирование рассматриваемого порядка уже по ст. 101.4 НК.
- Обжалование решений органов ФНС. Использовать при этом нужно отдельные положения гл. 19, 20 НК, а именно ст. 137, частично 138, о праве и режиме обжалования — ст. 139 —– порядок и срок подачи жалобы, 139.2 — ее форма и содержание, 139.3 — случаи оставления без рассмотрения, 140 — рассмотрение жалобы.
- Исполнение решений налоговиков (ст. 101.3 НК).
Освобождение от налоговой ответственности
По ст. 109 НК, нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:
- отсутствует событие подобающего правонарушения;
- лицо безвинно в его совершении;
- нарушитель моложе 16 лет;
- прошли сроки давности (ст. 113 НК).
Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.
Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК, являются:
- стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
- болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
- исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
- иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.
Смягчение и отягчение
Ответственность за налоговые нарушения смягчается или отягчается благодаря наличию обстоятельств, перечисленных в ст. 112 НК. Смягчают ее:
- стечение тяжких семейных или индивидуальных обстоятельств;
- угрозы или принуждения, а также служебная, материальная или иная зависимость;
- тяжелое материальное положение — для физического лица;
- иные обстоятельства, которые признаются таковыми в конкретной ситуации.
Отягчает ответственность рецидив нарушения.
Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/otvetstvennost-po-nk
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность. Незнание законов не освобождает от ответственности.
Запрещается повторное привлечение к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности платить налог. НК РФ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, смягчающие и отягчающие ответственность за нее.
Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения | Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения |
Отсутствие события налогового правонарушения | Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств |
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения | Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа |
Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет | Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта |
Истечение сроков давности привлечения к ответственности | Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения |
К обстоятельствам, смягчающим налоговую ответственность относятся нарушения, совершенные в период тяжелых личных или семейных обстоятельств, под угрозой или те, которые могут быть признаны судом или налоговым органом как смягчающие.
К обстоятельствам, отягощающим налоговую ответственность, относятся нарушения, совершенные лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичные деяния.
Обстоятельства, смягчающие или отягощающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом.
При наличии смягчающих обстоятельств налоговые санкции уменьшаются не менее чем в два раза, при наличии отягощающих обстоятельств увеличиваются в два раза.
Срок исковой давности по привлечению к налоговой ответственности составляет три года, кроме привлечения к ответственности за неуплату или неполную уплату налога или за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения.
За совершение налогового правонарушения предусмотрена мера ответственности — налоговые санкции, устанавливаемые в следующих размерах.
Размер штрафа в зависимости от вида налогового правонарушения
Виды налоговых правонарушений | Статья НКРФ | Размер штрафа |
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на налоговый учет при отсутствии признаков налогового правонарушения | 116, п. 1 | 5000 руб. |
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней | 116, п. 2 | 10 000 руб. |
Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на учет в налоговом органе | 117, п. 1 | 10% от доходов, полученных в течении указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 руб. |
Ведение деятельности налогоплательщиком без постановки на налоговый учет в налоговом органе более трех месяцев | 117, п. 2 | 20% от доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней, но не менее 40 000 руб. |
Виды налоговых правонарушений | Статья НКРФ | Размер штрафа |
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком либо банке | 118 | 5000 руб. |
Непредставление налогоплательщиком в установленный налоговым законодательством срок налоговой декларации при отсутствии признаков налогового правонарушения | 119, п. 1 | 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от указанной суммы и не менее 100 руб. |
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока | 119, п. 2 | 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, и 10% от суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная с 181-го дня |
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения | 120, п. 1 | 5000 руб. |
Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода | 120, п. 2 | 15 000 руб. |
Те же деяния, если они повлекли за собой занижение налоговой базы | 120, п. 3 | 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб. |
Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) | 122, п. 1 | 20% от неуплаченных сумм налога |
Деяния, предусмотренные п. 1 ст. 122, совершенные умышленно | 122, п. 3 | 40% от неуплаченных сумм налога |
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом | 123 | 20% от суммы, подлежащей перечислению |
Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест | 125 | 10 000 руб. |
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством | 126, п. 1 | 50 руб. за каждый непредставленный документ |
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа | 126, п. 2 | 5000 руб. |
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля | 128 | 1000 руб. |
Отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний | 128 | 3000 руб. |
Отказ эксперта или специалиста от участия в проведении налоговой проверки | 129, п. 1 | 500 руб. |
Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо _ложного перевода | 129, п. 2 | 1000 руб. |
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо Должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового нарушения | 129.1, п. 1 | 1000 руб. |
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года | 129.1 п. 2 | 5000 руб. |
Нарушение установленного НК РФ порядка регистрации в налоговых органах игровых столов, игровых автоматов, касс тотализаторов, касс букмекерской конторы, либо порядка регистрации изменений количества названных объектов | 1292, п. 1 | Трехкратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения |
Те же деяния, совершенные более одного раза | 1292,п.2 | Шестикратный размер ставки налога на игорный бизнес |
Виды налоговых нарушений банком и размеры установленных в соответствии с НК РФ штрафов за их совершение
Виды налоговых правонарушений | Статья НКРФ | Размер штрафа |
Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления им свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика | 132, и. 1 | 20 000 руб. |
Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета налогоплательщиком | 132, п. 2 | 40 000 руб. |
Нарушение банком установленного НК РФ срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налогового платежа | 133 | Пеня в размере ,/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки |
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налогов | 134 | Штраф 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 10 000 рублей |
Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налогового авансового платежа, сбора, пеней, штрафа | 135, п. 1 | Пеня в размере 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый день просрочки |
Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которых в банке находится инкассовое поручение налогового органа | 135, п. 2 | 30% от непоступившей в результате таких действий суммы |
Непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам налогоплательщика в установленный срок при отсутствии признаков правонарушения | 135.1 | 10 000 руб. |
Источник: http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page25.html
4.Виды ответственности за совершение налоговых правонарушений
Российскоезаконодательство предусматриваетфинансовую, в том числе налоговую,административную, уголовную идисциплинарную ответственностьналогоплательщиков (плательщиковсборов) за совершенные ими налоговыеправонарушения.
Финансовыесанкции – это меры экономическоговоздействия, применяемые уполномоченнымина то государственными органами и ихдолжностными лицами к юридическим лицамза нарушение договорных обязательств,кредитной, расчетной, бюджетной,финансовой дисциплины и за ряд другихнарушений.
Налоговаяответственность является разновидностьюфинансовой ответственности, котораянаступает в результате совершенияналогового правонарушения, а налоговаясанкция является мерой ответственностиза совершение указанного деяния.Налоговые санкции устанавливаются иприменяются в виде денежных взысканий(штрафов) в определенных размерах,зависящих от вида нарушения законодательствао налогах и сборах.
Административнаяответственность. Под административнойответственностью как вида юридическойответственности следует пониматьприменение в установленном порядкеуполномоченными на то органами идолжностными лицами к нарушителямзаконодательства о налогах и сборахмер административного воздействия.
Уголовнаяответственность. Уголовная ответственностьза нарушение налогового законодательстваприменяется за наиболее опасныепреступления, а именно за уклонение отуплаты налогов и таможенных платежейв крупных и особо крупных размерах.
Общиеусловия привлечения к ответственностиза совершение налогового правонарушения.Встатье 108 НК РФ устанавливаются следующиеусловия привлечения к ответственностиза совершение налоговых правонарушений.1.
Никто не может быть привлечен кответственности за совершение налоговогоправонарушения иначе, как по основаниями в порядке, которые предусмотренынастоящим Кодексом.2. Никто не можетбыть повторно привлечен к ответственностиза совершение одного и того же налоговогоправонарушения.3.
Предусмотреннаянастоящим Кодексом ответственность задеяние, совершенное физическим лицом,наступает, если это деяние не содержитпризнаков состава преступления,предусмотренного уголовным кодексомРФ.4.
Привлечение организации кответственности за совершение налоговогоправонарушения не освобождает еёдолжностных лиц при наличии соответствующихоснований от административной, уголовнойили иной ответственности, предусмотреннойзаконами РФ.5.
Привлечение налогоплательщикак ответственности за совершениеналогового правонарушения не освобождаетего от обязанности уплатить причитающиесясуммы налога и пени.6. Лицо считаетсяневиновным в совершении налоговогоправонарушения, пока его вина не будетдоказана в предусмотренном федеральнымзаконом порядке и установлена вступившимв законную силу решением суда.
5.Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения
Законодательствоустановило как ряд положений, исключающихпривлечение к ответственности лицавиновного в совершении налоговогоправонарушении и положений, смягчающихответственность налогоплательщика,так и положения, отягощающие этуответственность. Согласно статье111 НК РФ обстоятельствами , исключающимивину лица в совершении налоговогоправонарушения, признаются:1.
Совершениедеяния, содержащего признаки налоговогоправонарушения, вследствие стихийногобедствия или других чрезвычайных инепреодолимых обстоятельств;2.
Совершение деяния, содержащего признакиналогового правонарушения, налогоплательщиком- физическим лицом, находившимся в моментего совершения в состоянии, при которомэто лицо не могло отдавать себе отчетав своих действиях или руководить имивследствие болезненного состояния;3.
Выполнение налогоплательщиком илиагентом письменных разъяснений повопросам применения законодательствао налогах и сборах, данных налоговыморганом или другим уполномоченнымгосударственным органом или ихдолжностными лицами в пределах ихкомпетенции.При наличии хотя бы одногоиз вышеназванных обстоятельств лицоне подлежит ответственности за совершениеналогового правонарушения.
Согласностатье 112 НК РФ обстоятельствами,смягчающими ответственность за совершениеналогового правонарушения, признаются:1.Совершение правонарушения вследствиестечения тяжелых личных или семейныхобстоятельств;2. Совершение правонарушенияпод влиянием угрозы или принуждениялибо в силу материальной, служебной илииной зависимости;3.
Иные обстоятельства,которые судом могут быть признанысмягчающими.Соответствующие налогиорганы не могут самостоятельно увеличиватьили уменьшать размеры штрафных санкций,такие полномочия остались только усудов. Бремя доказательства в суде фактасмягчающих ответственность обстоятельствложится на обвиняемое лицо, а отягчающихответственность – на налоговые (таможенные)органы.
Формулировки, которыезаконодатели предусмотрели в даннойстатье, не являются однозначноисчерпывающими и допускают различныетолкования. Относятся эти формулировкитолько к физическим лицам, или могутбыть распространены на организации?Очевидно, что отсутствие в статьях НКконкретизирующих признаков являетсяаргументом в пользу их расширенноготолкования.
Кроме того, переченьобстоятельств, смягчающих ответственностьналогоплательщика, не является закрытым,поскольку существует возможностьсмягчения ответственности вследствиекаких-то иных обстоятельств, чтопредусмотрено п.3 ст. 112.Важно отметитьи тот факт, что хотя совершение аналогичногоправонарушения отнесено к отягчающимответственность обстоятельствам,определение аналогичности данного иранее совершенных правонарушенийостается неоднозначным.
Аналогичнымимогут быть признаны правонарушения,которые, хотя и могут быть отнесены кразным составам и статьям, но имеютобщие квалифицирующие признаки, либосходный характер действий виновноголица. При таком подходе правонарушения,предусмотренные разными пунктами однойстатьи, и даже разными статьями, могутрассматриваться как аналогичные.
Например, как аналогичные правонарушениямогут трактоваться нарушение срокапостановки на учет (ст. 117 НК РФ) и уклонениеот постановки на учет (ст. 117 НК). С другойстороны, не аналогичными будут признанытакие правонарушения, как непредставлениеналогоплательщиком налоговому органусведений о себе.
Очевидно, что в силунеясности данного момента в законодательстве,толкование этих норм будет окончательноразрешено только арбитражной практикой.
Заключение
Складывающиесяреалии современной жизни нагляднодемонстрируют, что процесс формированиянового налогового законодательствавыявил особую актуальность вопросовответственности за налоговыеправонарушения.
Неустранимая зависимостьгосударственного бюджета по большейчасти от налоговых поступлений сделалатакого рода ответственность краеугольнымкамнем системы налоговых правоотношенийи потребовала ее четкой правовойрегламентации.
Проведеннаяв процессе исследования системнаяаналитическая работа позволила сделатьряд важных заключений.
Такбыл обоснован тот факт, что финансоваяответственность – это самостоятельныйвид юридической ответственности,структурно дифференцированный в своюочередь на бюджетную, налоговую, валютнуюи иные подвиды юридической ответственности.Правовый нормы, регулирующие общественныеотношения в сфере финансовойответственности, в своей совокупностиобразуют комплексный институт финансовогоправа, и входят как в его общую, так и вособенную части отрасли.
Вдальнейшем было установлено, чтоналоговая ответственность кактеоретическая категория не носиткомплексный характер. Вместо этого онапредставляет собой разновидностьфинансовой ответственности.
Комплекснойможно назвать ответственность занарушение законодательства о налогахи сборах, которая включает в себя мерыне только и не столько налоговой(финансово-правовой), сколькоадминистративной и уголовнойответственности.
Приосвещении некоторых проблем, возникающихв процессе привлечения налогоплательщиковк ответственности за совершение налоговыхправонарушений был рассмотрен комплекснеобходимый поправок законодательства.
Вцелях соблюдения принципов справедливости,презумпции невиновности и равенстваправ сторон налогового спора былопредложено дополнить раздел VII Налоговогокодекса РФ главой «Производство попересмотру решений налоговых органовпо жалобам налогоплательщиков в связис новыми или вновь открывшимисяобстоятельствами». Кроме того, сделанвывод о необходимости введения вналоговое законодательство институтадосудебного соглашения о сотрудничестве,при помощи которого налоговые органыполучают возможность смягчитьналогоплательщику тяжесть наказания,применяемого за совершение налоговогоправонарушения. Наконец, в работеобосновывается, что технические ошибкии опечатки, а также несущественныенарушения форм представления документови иных сведений, не препятствующиеналоговым органам осуществлять налоговыйконтроль, не должны являться основаниемдля привлечения к налоговой ответственности.
Этии другие мер позволят, в известнойстепени, несколько улучшить ситуациюв налоговой сфере, в то же время не стоитпитать иллюзий на этот счет.
Списоклитературы:
1.НалоговыйКодекс Российский Федерации, часть 1
Источник: https://studfile.net/preview/6216601/page:3/
Ильинов О. А. Правовые основы ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В УСЛОВИЯХ РЕФОРМЫ НАЛОГОВОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
административное право,
финансовое право,
информационное право
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата юридических наук
Москва — 2007
Работа выполнена в ННОУ «Московский гуманитарный университет» на кафедре государственно-правовых дисциплин
Научный руководитель: кандидат юридических наук
Мельников Сергей Иванович
Официальные оппоненты: доктор юридических наук
Столяренко Владимир Михайлович
кандидат юридических наук
Тедеев Астамур Анатольевич
Ведущая организация: АНО «Международная академия
предпринимательства» (Институт)
Защита состоится 31 мая 2007г. в 14 час. в на заседании диссертационного совета Д 521.004.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук при ННОУ «Московский гуманитарный университет» по адресу: 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5/1, учебный корпус № 3, ауд. 511.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ННОУ «Московский гуманитарный университет».
Автореферат разослан «____» ____________ 2007г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
кандидат юридических наук, доцент Е. В. Белоусова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Современный уровень развития общественно-экономических отношений неизбежно требует увеличения поступления налогов в государственный бюджет, упрощения налогового учета, стабильности и эффективности налоговой системы в целом. В этой связи неуклонно повышается интерес к вопросам реформирования налоговой системы и оптимизации процессов налогового администрирования.
Одной из важных задач, решаемых государством, является задача обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также во внебюджетные фонды.
Выполнение данной задачи возможно лишь в том случае, когда имеется разработанный и отлаженный механизм налогового администрирования.
В этом смысле оптимально выстроенное налоговое администрирование выступает предпосылкой эффективного функционирования налоговой системы и, как следствие, государственной экономики.
К сожалению, нет нормативно-правовых актов, регламентирующих конкретно администрирование, а в существующих правовых нормах имеются значительные недостатки, пробелы, и разрабатывались они без единого концептуального подхода .
Исследование теоретических и практических аспектов администрирования налогов напрямую связано с необходимостью реформирования и совершенствования этого института налогового права с целью обеспечения надлежащего правового регулирования деятельности исполнительных и судебных органов на практике, создания баланса публичных и частных интересов.
Положения ст. 57 Конституции Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы. Но для исполнения закона недостаточно издать соответствующие юридические нормы.
Закон, в котором закреплены воля государства, право субъективного требования государства, является только абстрактной нормой, намечающей процесс поведения неограниченного круга субъектов. Для его исполнения, подчинения ему необходимы управляющие, организующие и контролирующие действия государства.
Их осуществляют уполномоченные государством органы, управляющие и работающие непосредственно с организациями и людьми, а через них управляющие имуществом, работами, услугами и общественными процессами.
Целью налогового администрирования является исполнение налоговой политики государства, которая проводится в отношении всех участников правоотношений регулируемых налоговым законодательством.
При этом согласие субъекта не является обязательным и необходимым условием возникновения налоговых правоотношений.
На настоящий момент одним из сдерживающих факторов повышения эффективности мобилизации налогов в бюджет являются сложившиеся методы налогового администрирования.
Возражения хозяйствующих субъектов вызывают в основном контролирующие функции: правила проведения налоговых проверок, и в частности повторных, количество и сроки проверок в течение года; перечень документов, которые налоговые органы вправе затребовать при камеральных проверках.
Отсутствие типовых процедур проверки, низкое качество проведения проверок, слабая доказательная база о взыскании налоговых санкций при рассмотрении дел в суде, широкое применение «фирм-однодневок», большое участие в обороте наличных денег и т.д.
– все это указывает на неотлаженный механизм налогового администрирования и необходимость осуществления мер по его дальнейшему совершенствованию.
Для борьбы с рассматриваемыми правонарушениями со стороны уполномоченных государством органов должен быть установлен постоянный контроль доходов и расходов организаций и физических лиц, преследующий цель изначально предоставить в распоряжение налоговых органов сведения, прямо или косвенно характеризующие объект налогообложения и налоговую базу по каждому налогоплательщику. Необходимо, чтобы система налогового администрирования не просто обеспечивала уменьшение уровня затрат на исполнение налогового законодательства для государства и для налогоплательщиков, но и формировала у последних понимание неотвратимости выявления нарушения и взыскания в бюджет полной суммы причитающихся к уплате налогов.
Указанные обстоятельства требуют определения и детального рассмотрения правовой природы администрирования налогов, а также подчеркивают значимость и актуальность изучения правовых основ ответственности за совершение налоговых правонарушений в условиях реформы налогового администрирования.
Степень разработанности темы и круг источников. Современный этап развития налоговой системы РФ, помимо внушительных объемов законотворческой работы, отмечен возросшей научной активностью, в том числе направленной на изучение вопросов налоговой ответственности.
Различные аспекты правового регулирования ответственности за совершение налоговых правонарушений были и ранее предметом анализа в налоговом, административном и уголовном праве. Тем не менее, вне поля зрения ученых остались вопросы комплексного исследования проблемы мер ответственности, установленных Налоговым кодексом РФ за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Вопросы о понятии и сущности налогового администрирования, о правовой природе налоговой ответственности, о конструкции налоговой ответственности в условиях налогового администрирования, о соотношении налоговой ответственности и добросовестного заблуждения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), о нормативно-правовом регулировании малозначительности совершенного деяния при привлечении к налоговой ответственности не стали предметом исследования в правовой науке.
Отсутствие теоретических разработок по рассматриваемой проблематике сказывается на частых и противоречивых изменениях и дополнениях, вносимых в Налоговый кодекс РФ, на непоследовательной правоприменительной практике налоговых органов и зачастую непредсказуемой позиции судов, что не способствует соблюдению режима законности и соблюдению прав и законных интересов государства, граждан и организаций.
При написании диссертационного исследования была использована научная и учебная литература по целому ряду отраслей права, включая общую теорию государства и права, административное, финансовое, налоговое, уголовное, гражданское и трудовое право.
Теоретической базойработы являются исследования в ряде отраслей российского права, связанные с правовым регулированием различных аспектов юридической ответственности российских ученых-правоведов: С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Д.Н. Бартоха, М.И. Брагинского, С.Н. Братуся, А.В. Бенедиктова, В.В. Витрянского, О.Н. Горбуновой, О.С. Иоффе, Ю.М. Козлова, А.Н.
Козырина, М.А. Краснова, Н.И. Химичевой, Ю.Х. Калмыкова, Е.А. Ровинского, И.С. Самощенко и других. В диссертации использованы также отдельные теоретические положения и выводы ученых-юристов Е.С. Белинского, А.В. Брызгалина, Г.А. Гаджиева, Ю.А. Денисова, В.И. Слома, А.Я. Курбатова, В. Карасевой, Л.Ю. Кролис, Г.К. Матвеева, С.Г. Пепеляева, Г.В. Петровой, С.А.
Герасименко, Л.Л. Голомазовой, И.И. Воронцовой, В.И. Гуреева, Ю.Н. Старилова, И.В. Хаменушко, А.М. Эрделевского и других.
В качестве правовой базы в настоящем исследовании диссертант опирался на Конституцию РФ, Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и другие акты российского законодательства.
В диссертации анализируются нормы законодательных актов, устанавливающих санкции за нарушение налогового законодательства, правоприменительная практика налоговых органов по взысканию налоговых санкций, практика разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о налогах и сборах, а также постановления и определения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности отдельных положений законов о налогах, федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, органов исполнительной власти и др.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе привлечения лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Предмет исследования составляют нормы законодательства о налогах и сборах, регулирующие общие положения об ответственности за налоговые правонарушения и практика их применения.
Цели и задачи диссертационного исследования.
Целью исследования является анализ правовых основ ответственности за совершение налоговых правонарушений, исследование особенностей ее регулирования в условиях реформы налогового администрирования, разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства для повышения эффективности системы налоговой ответственности. Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой следующие основные задачи:
· исследовать сущность налогового администрирования, дать научное определение данному понятию;
· выявить правовую природу ответственности за совершение налоговых правонарушений;
· определить место налоговой ответственности в системе юридической ответственности;
· исследовать систему применяемых налоговым законодательством санкций, обосновать собственную позицию относительно правовой конструкции налоговой ответственности;
· сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вины как условия применения ответственности за совершение налоговых правонарушений;
· сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования добросовестного заблуждения при применении ответственности за совершение налоговых правонарушений;
· сформулировать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования малозначительности деяния при привлечении к налоговой ответственности.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют общенаучные и специальные (частно-научные) методы исследования: исторический метод, системно-структурный метод, логический метод, статистический метод, технико-юридический метод, метод толкования, а также иные методы, традиционно используемые в юридической науке.
Эмпирической базой исследования послужила практика применения норм и положений, посвященных вопросам применения ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В целях настоящего исследования автором были проанализированы судебные акты по вопросам применения ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, в том числе более 200 судебных постановлений окружных арбитражных судов (Уральского округа, Северо-Западного округа, Западно-Сибирского округа, Восточно-Сибирского округа, Центрального округа, Дальневосточного, Волго-Вятского и Поволжского округа), более 30 писем инспекций ФНС России, аналитических записок региональных подразделений (управлений по субъектам) ФНС России, ряд материалов выездных налоговых проверок и др.
Научная новизна исследования состоит
Источник: https://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2007/abstract/Ilionov_OA/