Даже выезжая из двора на улицу, водитель не всем обязан уступать дорогу. К такому неожиданному выводу пришли судьи Верховного суда.
Сотрудники ГИБДД оштрафовали женщину за то, что она не уступила дорогу двигающемуся по встречке автомобилю. Чтобы оспорить штраф 500 рублей, женщине пришлось дойти до Верховного суда. Дело произошло в Перми еще в феврале прошлого года. Однако история разрешилась только сейчас.
Водитель, двигавшийся по встречной полосе в нарушение Правил дорожного движения, не имеет преимущества на дороге
Итак, ситуация была следующей: некая гражданка Борисова выезжала из двора на улицу с односторонним движением. Перед выездом на эту улицу стояли знаки “уступи дорогу”, а также знак о том, что эта улица именно с односторонним движением.
Дама уступила дорогу всем, кому была должна ее уступить, и выехала. Но беда прилетела с другой стороны, с которой она опасности даже не могла ожидать. По этой улице в противоположном направлении ехал другой автомобиль, которым управлял гражданин Бартоломей.
Он, как и следовало ожидать, врезался в машину Борисовой. Благо, обошлось без жертв.
Новая трасса появится в Новой Москве в 2023 году
Сотрудники ГИБДД, прибывшие на место аварии, оформили в отношении Бартоломея протокол о нарушении Правил дорожного движения по части 3 статьи 12.16 Кодекса об административных правонарушениях. То есть за движение по встречке. Однако они также оформили протокол на Борисову за то, что она не уступила дорогу автомобилю Бартоломея.
Ну, действительно, выезжала под знак “Уступи дорогу” – так будь добра уступить дорогу всем, даже неожиданно прилетевшему НЛО. В общем, протокол был оформлен за нарушение пункта 8.3 Правил дорожного движения. По этому пункту, в соответствии с частью 3 статьи 12.14 КоАП, положено предупреждение или штраф в размере 500 рублей. Конечно же, гаишники оштрафовали даму на 500 рублей.
Но Борисова с этим не согласилась и обжаловала постановление в суде. Однако и Свердловский районный суд Перми, а затем Пермский краевой суд, и даже заместитель председателя Пермского краевого суда посчитали ее виновной в совершении правонарушения. То есть в том, что она не уступила дорогу тому. Тогда Борисова обратилась в Верховный суд.
Верховный суд просто напомнил то, что написано в ПДД: “согласно пункту 8.3 правил, нарушение которого вменено Борисовой, при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней.
В силу пункта 1.2 правил, требование уступить дорогу означает, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость”.
Ключевое слово здесь – “преимущество”. Согласно ПДД, указывает Верховный суд, “преимуществом признается право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения”.
Бартоломей двигался по улице с односторонним движением во встречном направлении. Это подтверждается схемой ДТП, протоколом, составленным в его отношении, а также тем, что сам он против этого не возражает. Соответственно, нарушая правила, он не имел никаких преимуществ. А значит, у Борисовой не было обязанности уступать ему дорогу.
Какие дорожные штрафы могут стать неожиданностью для московских водителей
По этой причине Верховный суд все акты, вынесенные в ее отношении – постановление ГИБДД, судебные решения – отменил, а дело прекратил в связи с отсутствием состава правонарушения.
Надо сказать, что это не первое решение ВС, которое устанавливает, что нарушитель правил дорожного движения не может пользоваться преимуществом перед остальными транспортными средствами.
По словам адвоката Льва Воропаева, еще в 2014 году было принято решение Верховного суда о том, что водитель, который двигался по обочине, не имел никакого преимущества перед водителем, который поворачивал налево со своей полосы.
Хотя все остальные суды считали иначе. С тех пор позиция региональных судов начала меняться.
Но происходит все это медленно. Буквально через месяц после решения Верховного суда одного автомобилиста признают виновным в ДТП из-за того, что он не уступил дорогу машине, ехавшей по обочине.
А водитель, двигавшийся по главной дороге задним ходом, вдруг всеми судами был признан правым, несмотря на то, что двигался задним ходом через перекресток.
И только Верховный суд установил, что в данной ситуации у водителя, двигавшегося по второстепенной дороге, не возникло обязанности уступить дорогу тому, кто едет, нарушая правила. Это новая тенденция, и приживается она пока с трудом.
Источник: https://rg.ru/2021/03/18/kto-i-pri-kakih-obstoiatelstvah-ne-imeet-preimushchestva-na-doroge.html
Содержание
Прилегающая территория: что это, правила выезда и осуществления разворотов, парковка и стоянка
Понятие прилегающей территории и правила движения по ней описаны в ПДД, но даже опытный водитель иногда допускает ошибки при въезде на примыкающий к дороге участок и выезде с него.
Новички часто путают участок, который прилегает к трассе с обычным перекрёстком и нарушают правила движения, провоцируя возникновение ДТП.
Поэтому каждому автолюбителю нужно чётко знать определение и главные признаки этого понятия, а также правила перемещения, парковки и стоянки на таком участке. Подробней обо всём этом — далее в статье.
Определение прилегающей территории в ПДД
Прилегающая территория — это участок, который расположен по соседству с дорогой и имеет выход на проезжую часть, но не предназначается для сквозного движения машин, хотя автомобили могут заезжать на такую территорию и передвигаться по ней.
Движение всех транспортных средств в пределах такой области должно осуществляться строго по определённым нормам, описанным в ПДД.
К примыкающей территории относятся находящиеся внутри жилых массивов дворы, автомобильные стоянки, заправочные станции для машин, жилые массивы, велодорожки, а также земельные участки вокруг предприятий.
Основными признаками таких участков являются:
- по прилегающей территории невозможно сквозное движение машин — она расположена возле дороги и «связана» с ней выездом, но обычно заканчивается тупиком;
- отсутствие дорожных знаков — в отличие от обычных перекрёстков, на въезде и выезде с таких участков нет никаких указателей, но иногда могут находиться знаки « дорога» или «Уступите дорогу»;
- данная зона всегда считается второстепенной дорогой — это означает, что выезжая с неё на трассу, водителю по закону предписано сначала пропустить все движущиеся мимо транспортные средства;
- отсутствие светофоров — регулирующие движение устройства располагаются только на перекрёстках, так как на них предусмотрено сквозное движение машин.
Правила движения
Поскольку прилегающая территория не является автомобильной дорогой, то для неё предусмотрены отдельные правила перемещения автомобилей. Они подразумевают наличие дополнительных ограничений, при нарушении которых водителю машины грозят штрафные санкции.
Основные правила движения транспортных средств по таким участкам:
- проезд по такой территории разрешён со скоростью до 20 км/ч;
- запрет на учебное вождение — отрабатывать навыки управления автомобилем можно только на специально отведённых для этого площадках или на автомобильных трассах;
- приоритет в движении принадлежит пешеходам — пешеходы не должны препятствовать передвижению машин в такой зоне, но водитель может продолжать ехать по ней только после того, как уступит дорогу всем пешим участникам дорожного движения;
- в примыкающей зоне нельзя перемещаться задним ходом;
- проезжая по такому участку, нужно придерживаться правой стороны, пропуская авто, движущиеся справа.
Как осуществлять развороты, выезд
Существуют определённые правила въезда и выезда автомобиля на прилегающую территорию. Они зависят от того, с какой стороны от дороги и автомобилиста находится примыкающий участок.
Правила въезда и выезда машины с примыкающей территории, расположенной с правой стороны от дороги:
- Чтобы заехать на участок, нужно проехать немного вперёд от него и остановиться.
- Пропустить все движущиеся по трассе автомобили, чтобы избежать случайного столкновения с ними.
- Не спеша въехать на примыкающий участок задним ходом, следя за дорожной обстановкой вокруг своего автомобиля.
- Чтобы снова выехать на трассу, нужно включить у своего автомобиля сигнальный левый поворот.
- Уступить дорогу проезжающим по основной трассе машинам, а затем совершить поворот налево, учитывая перемещение других участников дорожного движения возле места выезда.
Иногда водитель автомобиля не может отличить перекрёсток от прилегающей территории — в этом случае рекомендуется соблюдать правила движения, предусмотренные для равнозначного перекрёстка
Правила въезда и выезда транспортного средства на прилегающий участок, расположенный по левую сторону от дороги:
- Включить соответствующий сигнальный поворот, чтобы оповестить других участников дорожного движения о своём намерении заехать на прилегающую зону.
- Переместить машину с крайней левой стороны, чтобы она находилась ближе к примыкающей территории. Предоставить приоритет в движении всем транспортным средствам, двигающимся во встречном направлении.
- Заехать на участок передним ходом, придерживаясь правой стороны, чтобы не блокировать путь для выезжающих из примыкающей зоны машин.
- Для выезда из зоны нужно убедиться в отсутствии машин на главной дороге, а затем плавно выехать на неё задним ходом. При этом нужно обращать внимание на передвижение пешеходов и велосипедистов возле места выезда с участка.
Прилегающую территорию можно использовать для осуществления разворота авто. Если данная зона находится с правой стороны от дороги, то водителю нужно въехать на неё, развернуть машину и вернуться на трассу, двигаясь передним ходом. Если примыкающий участок находится слева от дороги, то после въезда и разворота водителю нужно выезжать только задним ходом.
Парковка и стоянка на прилегающей территории
На прилегающей территории разрешено парковать машины и осуществлять стоянку, но при этом автомобилисту нужно соблюдать некоторые правила, чтобы не создавать препятствий для свободного перемещения других транспортных средств или пешеходов.
Важно! В зависимости от расположения парковочного места, процесс парковки осуществляется по алгоритму въезда и выезда машины с прилегающей территории, расположенной справа или слева от дороги.
Основные особенности парковки и стоянки машины на примыкающем участке перечислены ниже:
- парковать транспортное средство на прилегающей территории можно только в специально отведённых для этого местах, имеющих соответствующую разметку;
- размещать машину на парковке нужно строго в рамках нанесённой разметки, чтобы она находилась между разграниченными линиями одного машиноместа;
- оставлять в такой зоне автомобиль с работающим двигателем можно не более, чем на 5 минут;
- ставить грузовые транспортные средства, имеющие массу более 3,5 т запрещено;
- нельзя оставлять свой автомобиль на газоне;
- запрещено оставлять машину на прилегающей территории, если ширина участка, предназначенного для движения авто, составляет менее 5 м.
Изучив представленное в статье определение и основные признаки прилегающей территории, можно отличить её от перекрёстка и правильно выполнить манёвры въезда на такой участок или выезда с него.
А знание основных правил разворота, стоянки и парковки машины в такой зоне поможет предотвратить получение автомобилистом штрафа и позволит избежать создания препятствий для остальных участников дорожного движения.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, , , Instagram, Pinterest, Yandex Zen, и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
Источник: https://auto.today/bok/14534-opredelenie-prilegayuschey-territorii-v-pdd.html
Как выезд со двора может стать равнозначным улице
В редакцию ABW.BY обратился Леонид, для которого заурядное ДТП, где все было очевидно, перевернулось с ног на голову. А все потому, что вторым его участником оказался подполковник милиции.
Это ДТП произошло 4 августа на ул. Автозаводской в Могилеве. По словам Леонида, улица сама по себе узкая, а вдоль нее тем утром было припарковано еще и много автомобилей.
“Пытаясь разъехаться со встречным транспортом, я двигался на своем Volkswagen Sharan очень медленно, примерно 15 километров в час. Все это время Volkswagen Polo стоял у края бордюра на проезде от дома №48”.
“Разъехавшись с двумя встречными авто, я как раз стал проезжать этот выезд между домами 46 и 48. В тот момент, когда Polo уже исчез из моего поля зрения, раздался удар в правый бок. Основной удар пришелся в середину автомобиля и заднюю дверь”.
По словам Леонида, водитель Volkswagen Polo несколько раз извинился за случившееся. Он сказал, что “подождал, пока проедут машины справа, и тронулся с места, чтобы повернуть, но забыл посмотреть налево”. После приезда ГАИ водитель Volkswagen Polo также признал свою вину. Были произведены все полагающиеся замеры, претензий друг к другу участники ДТП не имели.
“Сотрудник ГАИ записал мои показания, позвонил в разные инстанции, как я понял – в дорожно-коммунальную службу, горархитектуру и т.д., и выяснил, что это улица Автозаводская, а Polo выезжал из жилой зоны. После этого инспектор составил протокол, в котором водитель Polo обвинялся в несоблюдении пункта 136 ПДД, то есть не уступил дорогу, выезжая с прилегающей территории”.
136. При выезде из жилой и пешеходной зон, прилегающей территории водители должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по дороге, а также пешеходам, велосипедистам и всадникам, путь движения которых они пересекают.
Ситуация складывалась гладко, поэтому Леонид сказал сотруднику ГАИ, что не хочет привлекать водителя Polo к ответственности, о чем расписался в протоколе и стал ждать справку о ДТП. Инспектор позвал водителя Polo к себе в машину для дачи показаний и через 30 минут отпустил.
“Выяснилось, что водитель Polo не согласен с обвинением и просит проверить: возможно, это равнозначный перекресток, а не выезд со двора. В результате инспектор составил новый протокол для отдела дознания, дело неожиданно стало обретать новый вектор”.
“Я узнал, что водителя Polo зовут Попков Андрей Михайлович. Работает он руководителем уголовно-исполнительной инспекции ОВД администрации Октябрьского района города Могилева, подполковник милиции. На сайте УВД даже есть посвященная ему статья, которая называется “Есть на кого равняться…”.
Через неделю Леонида вызвали в отдел дознания, где полтора часа пытались убедить, что он нарушил п.110 ПДД, то есть не уступил дорогу транспортному средству справа.
110. На перекрестке равнозначных дорог водитель транспортного средства, кроме трамвая, обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. На таких перекрестках водитель трамвая имеет преимущество перед другими транспортными средствами, кроме трамваев, независимо от направления его движения.
“Оказалось, что сотрудники ГАИ считают это место перекрестком равнозначных дорог. По их мнению, если обе дороги асфальтированные, то этого достаточно. Мои доводы о жилой зоне, о самом моменте ДТП, что он меня ударил, а не я его, о бордюре, с которого съезжал Polo, слушать никто не хотел. В результате на меня составили протокол, забрали “права” и сказали приходить на комиссию.
На комиссии меня ждала еще одна полуторачасовая обработка. Естественно, я свою вину не признал, аргументируя это тем, что ни на одной из карт проезда, по которому двигался Polo, нет, а улица Автозаводская есть. И по совокупности всех обстоятельств эти дороги равнозначными быть ну никак не могут. Постановление в итоге мне не дали, а предложили написать жалобу, что я и сделал”.
Следующие две недели Леонид пытался найти официальное подтверждение того, что эти дороги не могут быть равнозначными.
“Согласно публичной кадастровой карте улица, по которой двигался я, является Автозаводской, а проезд, из которого выезжал Попков, на карте не указан, так как является элементом жилой застройки”.
29 августа Леонида вызвали в ГАИ, чтобы ознакомить с ответом на его жалобу.
“Мне дали три листа. На первом листе было изображение улицы Автозаводской в районе места ДТП и подпись “Проезд №1”. На втором из двора и подпись “Проезд №2”.
Поскольку сделать копии мне не разрешили, привожу основную мысль, которая содержалась на третьем листе: “Указанный на схеме №1 участок улично-дорожной сети, соединяющий параллельные ул. Автозаводскую и пр. Витебский в районе дома №48, является проездом.
Указанный на схеме №2 участок улично-дорожной сети, расположенный в районе многоэтажной жилой застройки между домами №46 и №48 по пр. Витебскому, также является проездом. Данный проезд расположен на придомовой территории дома №48 по пр. Витебскому”.
Так росчерком пера улица Автозаводская и выезд из придомовой территории неожиданно стали проездами, то есть равнозначными дорогами. А я стал виновником ДТП, потому что не избежал “помехи справа”.
2.11.
главная дорога – дорога, обозначенная дорожными знаками ” дорога”, “Пересечение со второстепенной дорогой”, “Примыкание второстепенной дороги”, “Автомагистраль” или “Дорога для автомобилей”, по отношению к пересекаемой (примыкающей), дорога с усовершенствованным покрытием по отношению к дороге без такого покрытия, дорога с гравийным покрытием по отношению к грунтовой, любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий или жилых зон. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием (усовершенствованным или гравийным) не делает ее равной по значению с пересекаемой.
“Естественно я не собирался сдаваться и показал сотрудникам ГАИ, что не сидел это время сложа руки. Мы вместе посмотрели сайт Госкомимущества и расположенные на нем карты.
Мне опять было предложено написать прошение о продлении сроков рассмотрения дела и попросить их сделать зачем-то запрос в этот комитет.
Я отказался и через 40 минут получил постановление, в котором был признан виновным в неправильном проезде равнозначного перекрестка и наказан предупреждением.
Не знаю, чем руководствовались сотрудники ГАИ, но то, что они написали в постановлении, доказывает, что дело они не “дошили”: “Гр. Вилькин Л.Г. допустил нарушение пункта 110 ПДД РБ, выразившееся в том, что 04.08.2017 в 7 ч 30 мин. на перекрестке улиц Автозаводской и а/д к дому №48 пр-т Витебский равнозначных дорог не уступил дорогу автомобилю, приближающемуся справа”.
Вся эта ситуация вызывает у Леонида, мягко говоря, недоумение.
“Людям в погонах просто плевать на то, что у меня две маленькие дочки, 2 года и 2 месяца, жена в декрете, пришлось потратить на ремонт машины около 700 у.е. Неужели главное – любой ценой выгородить своего?”
Мы попытались связаться со вторым участником этого ДТП подполковником Попковым по номеру его рабочего телефона. Но в четверг, 1 сентября, у Андрея Михайловича был выходной, нам посоветовали позвонить в пятницу. Мы так и сделали.
Источник: https://www.abw.by/novosti/law/191951
Движение по прилегающей территории по ПДД
Все участки, элементы, сооружения и объекты, примыкающие к автодороге, относятся к дорожной инфраструктуре. Но это в том случае, если они функционально совпадают с назначением, связанным с автотранспортными средствами и их движением.
В отношении использования таких территорий действуют свои Правила, описанные в ПДД (Правилах дорожного движения).
За нарушение требований по надлежащему применению подобных зон грозит ответственность в форме денежных взысканий, либо эвакуации автотранспортного средства на штрафную стоянку или лишения водительских прав.
Прилегающая к автодороге территория – это те участки и объекты, которые непосредственно примыкают к проезжей части, входят в автодорожную инфраструктуру, обеспечивают машинам комфортное обслуживание, либо временную остановку.
Но использование их обязательно должно происходить по Правилам, чтобы не нарушать общий порядок. Допустим, при выезде из зоны пешеходной дорожки, запрещен заезд на полосу движения через поворот в левую сторону.
По этим дорожкам не разрешается длительная езда и парковка, но можно проехать короткий отрезок пути в отсутствие людей, если не стоит стоп-знак.
Особенности таких участков и примеры:
Специфика | Примеры |
Изолированность или слитность с автодорогой. | Любой участок, выходящий за пределы линии проезжей части, но сливающийся с нею дорогами, предоставляя возможность машинам заезжать на них. |
Выполнение функций обслуживания автотранспортных средств | Автозаправка, к примеру. |
Обеспечение безопасности пассажирам, пешеходам | Напр., заездные карманы для маршрутных автобусов |
Создание безопасной временной остановки для машин, которым это необходимо. | Разметка дороги – «Островки» безопасности для аварийных остановок. |
Нахождение машины в стороне от движущегося потока, не нарушая Правил. | Это может быть требование сотрудника полиции съехать с проезжей части на площадку, где установлен пункт ДПС. |
Движение по таким (и иным) видам прилегающих зон обязательно регулируются Правилами дорожного движения. Несмотря на то, что сквозного перемещения здесь произвести нельзя, тем не менее, по ним также ездят машины.
Это значит, что такие элементы дорожной инфраструктуры тоже входят в зоны повышенной опасности из-за присутствия на них движущихся машин.
Благоустройство может включать установку дорожных знаков, чтобы, к примеру, запретить выезд налево на проезжую часть со двора и др. Поэтому на эти участки распространяется ПДД.
Как определить участки
Как понять, что же такое прилегающая территория по отношению к автодорогам, трасам, магистралям? Автомобилисты путаются при её определении, принимая за примыкающую зону даже внутренние дворы жилых комплексов из многоэтажных, многоквартирных домов. На самом деле определить просто.
Здесь важны несколько критериев:
- Непосредственная близость к автодорогам.
- Прямое отношение к автомобильной тематике по назначению.
- Не являются частью полотна, где происходит сквозное перемещение машин.
- Движение по таким зонам тоже подлежит исполнению норм Правил ДД.
Главный критерий определения – машина может заехать на примыкающий к дорогам участок, может выехать с него, но осуществлять сквозное движение по нему не представляется возможным.
Это обозначает единственное – эти территории нельзя назвать дрогами, они не относятся к такому понятию, как «проезжая часть».
Поэтому если это не дорога, то место присоединения к проезжей части нельзя именовать перекрестками, ведь путь приводит в тупик, не позволяет двигаться ТС далее.
К тому же, по отношению к использованию мест перекрещивающихся путей, Правила действуют совсем другие, устанавливают свои знаки и наносят совершенно иную разметку на асфальт.
Что может быть прилегающей территорией:
- дворы жилых домов (только заезды с проезжей части!);
- микрорайоны;
- жилые массивы;
- велодорожки;
- широкие пешеходные дорожки;
- автостоянки;
- автозаправки (АЗС);
- зоны предприятий, расположенных у дорог;
Кроме перекрестков схожесть примыкающих мест к сквозным дорогам имеют дворовые въездные, выездные пути. Там тоже есть проезжая часть, хоть и не сквозная, а также и тротуары для пешеходов.
В дворовых зонах пешеходам дается право перемещаться как по проезжей части, так и по тротуарам.
Правила ДД по движению на прилегающей территории
Что касается перемещения автотранспортных средств по зоне, примыкающей к автодорогам, то здесь действует достаточное количество ограничений.
Соблюдать понадобится следующие общие правила:
Область применения норм | Правила |
Разрешенная скорость движения | Не выше 20 км/ч |
Отработка навыков вождения | Запрещена |
Держать машину с работающим мотором | На протяжении больше, чем 5 минут. |
Ставить грузовики, чья масса превышает 3,5 тонны. | Запрещено |
Ставить авто на газонной полосе. | Строго воспрещается |
Действия в отношении пешеходов | Территория преимущественно для пешеходов. Нужно уступать дорогу пешим людям. |
Но кроме обобщающих условий, как должно двигаться по прилегающей территории, существуют также и отдельные нюансы. Так, дорога, переходящая в заезд во двор, должна использоваться определенным образом.
Парковка и стоянка на участках заездных карманов, «островков» и прочих местах также осуществляется в том порядке, который определяется в ПДД. Поэтому все эти детали следует рассмотреть отдельно.
Въезд и выезд
Правила въезда или выезда из прилегающей территории напрямую зависят от того, с какой стороны она находится по отношению к трассе.
Следует рассмотреть оба варианта:
Расположение | |
Справа | Слева |
1. Нужно проехать немного вперед.2. Затем – остановиться.3. Пропустить движущиеся авто.4. Задним ходом въехать на прилегающую территорию.5. Выехать можно только после включения сигнального левого поворота и адекватной оценке свободного пространства между движущимися машинами на главной дороге. | 1. Включается сигнал, оповещающий других автомобилистов о намерении совершить поворот к примыкающей зоне.2. Машина должна уже перемещаться с крайней левой стороны – ближе к примыкающей территории.3. Встречные машины следует пропустить.4. Передом водитель заезжает на участок, но держаться на нем желательно с правой стороны. Это необходимо сделать для того, чтобы не заграждать путь выезда тем машинам, уже находящимся на участке.5. Выезжать следует задом, но только после того, как водитель полностью убедится, что по главной дороге никто не едет. |
Когда требуется покинуть прилегающую территорию, то здесь в действие вступает одно единственное важное правило. Сначала пропускаются все движущиеся машины по проезжей части, а затем, уже можно выезжать вправо.
При этом следует обращать внимание также и на перемещение велосипедистов или пешеходов. Например, это необходимо сделать при выезде с территории АЗС (автозаправочной станции).
Движение
Ездить по самой прилегающей территории необходимо также, держась правой стороны. Заезжать или выезжать следует с той стороны, которая предусмотрена для этих целей – например, когда заезжать нужно на автостанцию, автозаправку.
При движении, часто очень сложно сразу определить перекресток впереди, либо просто примыкающая зона. Поэтому следует понимать, чем они отличаются.
В отношении того, пропускать пешехода или нет – на прилегающих территориях, относящихся к дворам, либо имеющие тротуары, пешеходам отдается преимущество для перемещения.
Некоторые ограничения:
- запрещено ехать задом;
- не нужно делать развороты в несколько маневров;
- следует всегда уступать дрогу тому, кто едет справа.
Как отличить перекресток от прилегающей территории:
Правило | Ориентировка |
Регулируемые перекрестки снабжаются светофорами. | Как только впереди водитель заметил наличие светофора, либо соответствующих дорожных знаков, разметку – это значит перед ним перекресток, либо поворот. |
Прилегающая территория не оборудуется светофорами или знаками именно дорожными. | Когда автомобилист впереди не видит светофоров, знаков, он уже может понять, что это не поворот или перекресток, а примыкающая зона. |
Парковка
Заезд и выезд с парковочного места проделывается в том же порядке и такому же алгоритму, что и в случае с правосторонней, либо левосторонней примыкающей зоны.
Здесь сквозной проезд не предусматривается, а места для автомобилей расчерчиваются на площадке специальной разметкой.
Ставить машину следует строго в рамках машиноместа, разграниченного линией, обозначаемой в Правилах по номером 1.1.
Такие участки могут быть расположены как в городе, возле зданий, во дворах, близлежащих к проезжей части, или вне населенного пункта, вдоль дорог.
Стоянка
Места стоянок, где можно временно остановиться, оборудованы специальными знаками или разметкой. Точно также это касается и обозначений, которые воспрещают стоянку.
Например, желтая разметка зигзагом, расчерченная ближе к обочине дороги, либо с захватом заездного кармана, разрешает останавливаться на ней только пассажирскому транспорту (в т.ч. и такси).
Если с места стоянки выезжать в противоположном направлении, тогда это может быть расценено как движение по встречной полосе. На автостоянке, при намерении выехать, сначала следует уступить дорогу машине продвигающейся между рядами.
Разворот
Проблема с разворотами, осуществляемыми на проезжей части, часто возникает потому, что она попросту узкая. В таких ситуациях можно использовать участок примыкающей территории с тем, чтобы сделать безопасный разворот. Разумеется, это делается в том случае, если дорожные знаки и правила разрешают осуществить маневр.
Самое главное, не создавать никаких помех для других участников дорожного движения. Будь это автостоянка, либо площадка АЗС, когда водителю нужно развернуться, чтобы заехать на территорию, сначала следует убедиться в отсутствии помех для продвижения.
Штрафы за нарушение пунктов закона
Важно для каждого участника автодорожного движения не нарушать правил не только езды по трассам и дорогам, но также и пользования территориями, близлежащими к проезжей части.
Особенно аккуратными должны быть водители, передвигающиеся по второстепенной дороге, которым требуется съехать с нее и попасть на прилегающую территорию.
Самое первое для них – пропускать машины, движущиеся по главному пути. Любое нарушение всегда чревато наказанием, определяемым в КоАП РФ.
Виды наказаний:
- штрафы;
- лишение прав;
- принудительная отбуксировка автомобиля на штрафстоянку.
Денежные взыскания:
Нарушение | Штраф, руб. |
Продвижение по участку дороги встречного потока | 5000 |
Игнорирование предупреждений запрещающих знаков | 500 |
Неправильно использовалось ограничение по сквозному проезду | 15003000 – для москвичей |
На прилегающей территории автомобилист занял незаконно место, определенное для инвалидов. | 3000-5000 |
Управление авто в пьяном состоянии | 30 000 |
Превышение скорости | 500-5000 |
Эвакуация авто – один из видов наказания за несоблюдение правил парковки. Отвезти на штрафную стоянку авто могут в принудительном порядке, если оно загораживает проход там, где имеют права перемещаться пешеходы.
Следует отметить, что нахождение на штрафной площадке автотранспортного средства не бесплатное. За каждые сутки назначается приличная оплата.
Некоторые стоянки рассчитаны на то, чтобы содержать авто недолго. Поэтому там определяют плату почасово. Такое распоряжение могут давать местные власти больших городов, где есть риск скопления автомобилей и занятость машиноместа.
Часто водители игнорируют знаки, предупреждающие о запрете парковки во дворах, если их установка предусмотрена по коллективному договору ТСЖ (или ТСН).
Большое скопление машин на тротуарах, в жилых массивах, возле детских площадок и в других местах, прилегающих к проезжей части, создает большой дискомфорт для жильцов и других автомобилистов.
Каждый водитель должен понимать, что камеры видеонаблюдения могут находиться, в том числе, и во дворах домов. Именно на основании данных таких приборов будут начисляться штрафы.
: Изучаем ПДД #4:Понятие «прилегающая территория»
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://avtopravozashita.ru/pdd/prilegajushhaja-territorija-po-pdd.html
1.7. Общие положения. Преимущество в движении
15 Июнь 2016 Администратор страница » Курс ПДД
Огромное число ДТП (дорожно-транспортных происшествий) связано с тем, что кто-то кому-то не уступил дорогу. Другими словами, кто-то не предоставил кому-то преимущественное право на движение, предписанное Правилами.
Давайте попробуем разобрать блок понятий, связанных с наличием и отсутствием преимущества в движении.
ПРЕИМУЩЕСТВО (ПРИОРИТЕТ)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Это одно из центральных понятий в ПДД. Обладание преимуществом (или приоритетом) означает, что данный участник дорожного движения имеет право на то, чтобы первым выполнить намеченное – например, двигаться в интересующем его направлении в прежнем скоростном режиме. Другие же участники движения обязаны уважать его преимущественное право и уступать дорогу.
Зададимся конкретными примерами приоритетности.
Например, преимуществом пользуются пешеходы, переходящие проезжую часть по пешеходному переходу.
Преимуществом пользуется спецавтомобиль с включенными проблесковыми маячками синего (или синего и красного) цвета и включенным специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемые им транспортные средства (например, в составе организованной транспортной колонны).
ГЛАВНАЯ ДОРОГА
Весьма распространенным случаем преимущества (приоритета) является движение по главной дороге.
« дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.
1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
Попробуем упростить данное – весьма емкое – определение.
Итак, главная дорога, движение по которой предоставляет преимущество водителю транспортного средства, бывает трех видов.
1. Главной дорогой будет участок дороги, обозначенный знаками « дорога» (2.1), «Пересечение со второстепенной дорогой» (2.3.1), «Примыкание второстепенной дороги» (2.3.2 – 2.3.7), «Автомагистраль» (5.1).
Двигаясь по данным дорожным знакам, водитель будет пользоваться преимуществом перед теми транспортными средствами, которые находятся на второстепенной дороге.
2. Главной дорогой (при отсутствии указанных ранее знаков) будет дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, бутовый камень, брусчатка и пр.) по отношению к грунтовой дороге. Соответственно, грунтовая дорога будет второстепенной дорогой, по отношению к главной, которая обладает твердым покрытием.
Кстати, даже если на второстепенной дороге перед перекрестком есть небольшой участок с твердым покрытием (как видно на рисунке выше), — все равно, — это второстепенная дорога. А участок с твердым покрытием сделан специально для того, чтобы не нарушать Правил и обеспечить максимальную безопасность движения.
Помните, есть общее требование ПДД – не загрязнять покрытие дорог. Так вот, заасфальтированное «ушко» перед перекрестком – это способ избежать загрязнения проезжей части кусками грязи и глины, которая обязательно налипнет в непогоду на колеса выезжающей на перекресток машины.
На этих «ушках» водители должны останавливаться и очищать поверхности своих колес от грязи и глины, которым не место на дороге.
3. Главной дорогой признается любая дорога по отношению к выезду с прилегающей территории (дворов, жилых массивов, АЗС и пр.).
Все просто. Выезжая с прилегающей территории, водитель попадает на главную дорогу. Однако здесь есть одно большое «НО»…
В данное положение ПДД закралась неточность. Дело в том, что, как мы выяснили ранее, прилегающая территория не является дорогой, а выезды с нее не считаются перекрестками. Да и 8 раздел Правил обязывает водителя выезжающего с прилегающей территории уступать дорогу всем транспортным средствам и пешеходам, которые по ней двигаются.
Однако эта неточность играет в пользу безопасности дорожного движения. Поэтому простим ее, позиционировав следующий принцип: выезжая с прилегающей территории, водитель выезжает на главную дорогу. А посему — должен уступить дорогу.
И последнее. Важно помнить, что принцип «главности» дороги распространяется только на транспортные средства и не касается пешеходов. Взаимоотношения пешеходов и водителей регулируются специальными нормами ПДД.
УСТУПИТЬ ДОРОГУ (НЕ СОЗДАВАТЬ ПОМЕХ)
Говоря о преимуществе, не следует забывать о том, что есть и оборотная сторона медали – отсутствие преимущества (приоритета).
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Согласитесь, достаточно сложное определение. Попробуем его упростить.
Главный смысл требования уступить дорогу – это не создать помех для движения тем участникам, которые в настоящий момент пользуются преимуществом (приоритетом).
Помехи могут выражаться в необходимости изменить: а) скорость движения; б) направления движения.
И чтобы выполнить требование «несоздания помех», необходимо сделать все возможное (отказаться от начала, возобновления или продолжения движения).
Очень часто понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» связано с действием одноименного дорожного знака «Уступите дорогу» (2.4).
Давайте обратимся к конкретному примеру.
Анализ дорожной ситуации позволяем сделать нам следующий вывод: мы находимся перед перекрестком на второстепенной дороге. И наша обязанность – уступить дорогу легковому автомобилю, двигающемуся по главной дороге.
Следовательно, мы должны воздержаться от любых действий, которые заставят водителя «легковушки» испытать помехи (изменять направление или скорость своего движения).
В то же самое время понятие «Уступить дорогу (не создавать помех)» – весьма коварное. Некоторые водители полагают, что по требованию уступить дорогу следует обязательно остановиться. Это неправильно. Если нам некому уступать дорогу, то и останавливаться не следует.
И еще один существенный момент. Бывают случаи, когда мы должны уступить дорогу, но своими действиями не создадим помех приоритетному участнику движения. В этом случае мы можем продолжить движение, ибо выполним требования о «несоздании помех».
Вот с последним положением попробуем разобраться более детально.
Судя по дорожному знаку, мы обязаны уступить дорогу грузовому автомобилю, находящемуся на главной дороге. Однако траектории движения наших транспортных средств на перекрестке не пересекаются.
Поэтому мы, поворачивая направо, не создадим помех грузовику, осуществляющему левый поворот. Следовательно, в данной ситуации мы имеем право начать движение, но, только убедившись, что не создаем помех грузовому автомобилю.
ПРАВИЛО «ПРАВОЙ РУКИ»
Скажем честно, в ПДД нет такого понятия. Оно – продукт обыденного языка инструкторов, водителей и инспекторов ГИБДД. Однако правило «правой руки» — это универсальный принцип ПДД, который так же касается проблемы приоритетности в движении. Именно поэтому мы своим волевым решением вводим такое понятие в наше изложение (не ждать же комментирования раздела 8 ПДД).
Суть правила «правой руки» раскрыта в пункте 8.9 ПДД.
«8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».
Итак, представим себе такую ситуацию: мы подъехали к перекрестку и не можем определить, кому принадлежит преимущественное право на движение, а кто, соответственно, обязан уступить дорогу.
В этом случае вступает в действие универсальное правило «правой руки»: водитель, у которого есть помеха справа, должен этой помехе уступить дорогу. Иными словами, на представленном выше рисунке мы должны уступить дорогу помехе справа – грузовому автомобилю.
А вот на следующем рисунке – обратная ситуация.
Поворачивая налево, мы не имеем помехи справа в лице грузового автомобиля. А вот грузовой автомобиль, напротив, испытывает помеху справа от нас. Следовательно, он и уступит нам дорогу.
Или вот еще один пример.
Мы выезжаем с места парковки (стоянки) одновременно с другим автомобилем. И первым в этом случае проедем отнюдь не мы. А причина – в правиле «правой руки»: мы имеем помеху справа в лице отъезжающего вместе с нами автомобиля. Мы должны уступить ему дорогу.
И последние. Правило «правой руки» действует только тогда, когда очередность проезда не оговорена Правилами.
В этом случае правило «правой руки» не действует, потому что Правила оговаривают очередность проезда в ситуации, представленной на рисунке.
Подведем общий итог по шестому блоку понятий ПДД, связанных с преимуществом в движении. Вопросы приоритета или отсутствия преимущества играют принципиальное значение в обеспечении безопасности движения. Уважение чужого права на первоочередное движение – это залог безаварийной езды.
Источник: http://autoass.ru/kurs-pdd/pdd-1-7.html
Соблюдение ПДД при въезде и выезде со двора
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будут рассмотрены пункты правил дорожного движения, относящиеся к въезду на прилегающую территорию и выезду из нее.
На всякий случай напомню, что к прилегающим территориям относятся дворы, стоянки, автозаправочные станции, территории предприятий и прочие объекты, не предназначенные для сквозного движения транспортных средств.
Поскольку количество автомобилей за последние годы значительно возросло, все чаще возникают ситуации, в которых требуется разъезд при въезде или выезде из двора. Именно о них сегодня и пойдет речь:
- Правила въезда во двор.
- Правила выезда со двора.
- Разъезд при въезде во двор.
Кроме того, Вы узнаете, как наиболее безопасно въезжать и выезжать с прилегающих территорий.
Въезд во двор
Рассмотрим пункты правил дорожного движения, регламентирующие въезд на прилегающую территорию:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
В данном случае нас интересует только вторая часть пункта 8.3 ПДД. При съезде с дороги необходимо уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, причем не имеет значения, в каком направлении движутся эти пешеходы и велосипедисты.
Кроме того, не следует забывать и про пункт 8.5 правил, который требует занять крайнее положение на проезжей части перед поворотом:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Обратите внимание, что если при повороте направо на придомовую территорию Вы оставите с правой стороны от автомобиля 40-50 сантиметров свободного места, то туда может неожиданно юркнуть другой участник дорожного движения (велосипедист или водитель мопеда). В этом случае дорогу придется уступить и ему.
В 2021 году во многие городские дворы достаточно сложно заехать со встречной полосы, то есть повернув налево. В этом случае следует дополнительно уступить дорогу встречным транспортным средствам (пункт 8.8 ПДД), поток которых может быть довольно плотным, особенно в часы пик.
Поэтому рекомендую строить свои маршруты таким образом, чтобы при подъезде к собственному дому или работе нужно было выполнить только поворот направо для въезда во двор. Практически для любой прилегающей территории подобные маршруты можно легко придумать.
Также рекомендую обратить внимание и на перепады высот при въезде во дворы. Естественно, лучше подъезжать ко въезду во двор с той стороны, где Ваш автомобиль движется под горку. В случае незапланированной остановки это позволит Вам быстро продолжить движение и не заниматься троганием на подъем.
Выезд со двора
Рассмотрим пункты ПДД, регламентирующие выезд со двора:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
При выезде с прилегающей территории необходимо уступить дорогу всем участникам дорожного движения независимо от того, как они движутся.
Отдельно хочу обратите Ваше внимание на велосипедистов, которые активизируются начиная с середины весны и встреча с которыми уже давно перестала быть редкостью. Так вот, далеко не все велосипедисты знают правила дорожного движения, а следовательно выезжая из двора всегда будьте готовы к тому, что по тротуару мимо Вас проедет велосипед со скоростью 20-30 км/ч (значительно быстрее пешехода).
Это особенно актуально, если выезд из Вашего двора происходит через арку или между стенами соседних домов, т.е. возможность заметить велосипедиста заранее отсутствует.
Еще одна особенность выезда из двора. При повороте направо нужно уступить дорогу не только автомобилям движущимся слева-направо (попутно), но и автомобилям, движущимся справа-налево (во встречном направлении). Будьте готовы к тому, что автомобиль, едущий справа-налево, будет ехать по встречной полосе (ему тоже нужно уступить дорогу).
Многие водители не учитывают также и автомобили, едущие с нарушением правил, однако и таких на наших дорогах предостаточно.
Разъезд при въезде во двор
Рассмотрим довольно распространенную ситуацию, когда при въезде во двор встречаются 2 автомобиля, едущие в противоположных направлениях. При этом неширокий въезд во двор не позволяет разъехаться, т.к. 2 автомобиля на дорожке просто не умещаются. Возникает вопрос: “кто из водителей должен уступить дорогу?”.
Многие водители в этом случае пытаются применить пункт 8.3 ПДД, однако он к ситуации не подходит:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Связано это с тем, что выезжающий со двора автомобиль может остановиться на месте и до бесконечности пропускать автомобиль, который хочет въехать во двор.
При этом оранжевый автомобиль въехать не сможет, так как ехать ему просто некуда. Пропускать автомобили нужно непосредственно при выезде, однако в описанной ситуации выезд не выполняется, т.к.
белый автомобиль стоит на месте. То есть пункт 8.3 к ситуации не подходит.
Водители попадают в ситуацию встречного разъезда, которая правилами не регламентирована. В данном случае маневрирование остается целиком на совести водителей.
Однако я рекомендую придерживаться следующих правил:
1. Если Вы хотите въехать во двор, то сначала выпустите все автомобили, которые из него выезжают.
2. Если все же автомобили оказались “нос к носу” на узкой дороге, то задним ходом должен ехать тот водитель, у которого сзади больше пространства для маневров.
Например, если территория двора позволяет разъехаться нескольким машинам, то лучше задним ходом отъехать именно туда. Если же двор представляет собой узенькую дорожку, то лучше из двора выехать.
Не забывайте при этом, что движение задним ходом – это один из самых опасных маневров автомобиля и следует обязательно воспользоваться помощью других лиц (например, водителя встречного автомобиля).
Удачи на дорогах!
Источник: https://pddmaster.ru/pdd/vezd-vo-dvor.html