Право на жилую площадь

3. Заключение договора социального найма жилого помещения и

Право на жилую площадь

Договор социального найма заключается на основании административно-правового решения о предоставлении жилья из жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 63 ЖК). Он может быть заключен только на помещение, указанное в решении о его предоставлении и соответствующее названным ранее правилам жилищного законодательства.

Поэтому предмет данного договора не согласуется его сторонами, а также не может быть изменен или уточнен ими. Точно так же и условия пользования предоставленным по договору социального найма жилым помещением императивно определяются жилищным законодательством, а не соглашением (взаимной волей) сторон.

Таким образом, само гражданско-правовое соглашение сторон о заключении данного договора возможно лишь при наличии административно-правового решения о предоставлении жилья.

При этом будущий наймодатель связан названным решением прежде всего в смысле невозможности отказа от заключения договора социального найма с указанным в решении гражданином, а последний, свободно соглашаясь на заключение договора, связан административно-правовым решением в смысле невозможности изменения предложенного предмета и ряда других существенных условий заключаемого им договора.
Заключенное в результате этого соглашение подлежит обязательному письменному оформлению (ст. 674 ГК) по типовой форме. Типовой договор социального найма жилого помещения представляет собой не только его обязательную проформу, а в соответствии с ч. 2 ст. 63 ЖК утверждается федеральным правительством в качестве нормативного акта , который в нормативном порядке и предопределяет содержание существенных условий данного договора. ——————————–

См.: Типовой договор найма жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в РСФСР, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1985 г. N 415 // СП РФ. 1992. N 6. Ст. 31 (с послед. изм.). В настоящее время утратил силу.
Вместе с тем следует признать, что правоотношение найма конкретного жилого помещения и, соответственно, право пользования граждан этим жилым помещением возникают только из договора найма жилого помещения. Решение о предоставлении жилого помещения влечет возникновение самостоятельного, комплексного жилищного правоотношения по заключению договора социального найма (со своим субъектным составом, содержанием и всеми другими атрибутами) . Ведь пока договор социального найма не заключен, правоотношение найма жилого помещения не возникает; у гражданина, несмотря на решение о предоставлении жилья, нет права пользования указанным в нем помещением, нет обязанности вносить плату за пользование им и т.д. Все эти права и обязанности могут приобретаться только с момента заключения договора. ——————————–

Ранее этот вопрос из-за наличия ордера и связанных с ним особых жилищных правоотношений вызывал разнообразные дискуссии в литературе. Изложенный подход к его решению впервые был предложен учеником С.М. Корнеева Ю.А. Мехтиевым (см.: Мехтиев Ю.А. Юридические гарантии прав граждан при распределении жилых помещений в домах государственного фонда // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1986. N 6). Предоставляемое по договору социального найма из государственного или муниципального жилого фонда помещение переходит в целевое владение и пользование его нанимателя (ч. 1 ст. 60 ЖК). Собственно говоря, ради приобретения этих возможностей гражданином-нанимателем и заключается данный договор. этих правомочий состоит в возможности проживания в жилом помещении самого нанимателя, а также членов его семьи. Вместе с тем наниматель, заключив договор, приобретает и определенные элементы права распоряжения, например право обмена нанятого помещения, сдачи его в поднаем и др. (ср. ч. 1 ст. 67 ЖК). В совокупности правомочия владения и пользования нанятым жилым помещением (с учетом элементов права распоряжения) нередко называют правом на жилую площадь. По своей сущности это право представляет собой возникшее из договора право нанимателя (и членов его семьи) на вещь, принадлежащую другому лицу, т.е. право использовать чужое недвижимое имущество (жилое помещение) в пределах, предусмотренных законом и договором. Ранее из этого иногда делался достаточно поспешный вывод о природе данного права как ограниченного вещного права, несмотря на отсутствие у него некоторых необходимых признаков вещных прав (абсолютного характера и вещно-правовой защиты взаимоотношений наймодателя и нанимателя; государственной регистрации данного права, соответствующей характерному для вещных прав “принципу публичности”, и др.).

Главное, однако, состоит в том, что императивно определенное законом право на жилую площадь по своему юридическому содержанию и социально-экономическому характеру в действительности представляет собой правовой способ бесплатного распределения среди малоимущих и других граждан дефицитного государственного и муниципального жилья, а не гражданско-правовое оформление объективно необходимых экономических отношений по использованию чужого (частного) недвижимого имущества . Поэтому с гражданско-правовых позиций его можно охарактеризовать как возникающее на основе административно-правовых предпосылок обязательственное право пользования публичным имуществом, содержание которого императивно определено законом. ——————————–

Подробнее о гражданско-правовом оформлении вещных прав на недвижимость см. § 2 гл. 11 т. I, § 1 гл. 18, § 1 и 2 гл. 23 т. II настоящего учебника.
Изложенным вполне объясняется и строго целевой характер права на жилую площадь, также отличающий его от традиционных вещных прав. Жилое помещение предоставляется нанимателю и членам его семьи для проживания в нем, т.е. для удовлетворения своей жилищной потребности (ч. 1 ст. 17 ЖК, ч. 1 ст. 678 ГК). Наниматель по договору социального найма обязан использовать жилое помещение только для проживания, он не вправе переводить его в нежилое помещение для использования в других целях без соблюдения специально предусмотренных законом условий (ст. ст. 22 – 24 ЖК). Не допускается размещение в жилых помещениях торговых предприятий, офисов юридических лиц, использование их для нужд промышленного характера, для складов и т.п. Использование жилого помещения не по назначению становится (при соблюдении предусмотренных законом условий) основанием для расторжения договора найма жилого помещения без предоставления другого жилья (ч. 1 ст. 91 ЖК, абз. 2 п. 4 ст. 687 ГК).

Источник: //jurisprudence.club/pravo-grajdanskoe/zaklyuchenie-dogovora-sotsialnogo-nayma-jilogo.html

Споры за площадь: что считать жилым помещением?

Право на жилую площадь

Татьяна Горошко

Не будет преувеличением сказать, что практически каждый человек тем или иным образом обеспечен жильем: собственным ли, служебным или по найму.

Да, безусловно, стремление улучшить свое жилищное положение также зачастую является непременным спутником человека, особенно при изменении социального статуса, заключении брака, рождении детей и т.п.

Но и в таком случае, выбирая себе жилье, как правило, мы в первую очередь обращаем внимание на район, социальную инфраструктуру, экологическую ситуацию, однако одним из первых интересующих нас параметров, наряду с ценой за квадратный метр, выступает площадь жилья.

Однако, к большому сожалению, такой, казалось бы, на первый взгляд, вопрос, как площадь жилого помещения, не всегда удаётся определить с помощью арифметических вычислений, в связи с чем покупатели недвижимости или сталкиваются с большими проблемами своего нового жилища, или теряют свои деньги, или приобретают «квадратные метры», но не квартиры. Некоторые аспекты таких споров, в том числе споров, связанных со статусом так называемых «апартаментов», мы и рассмотрим в нашей статье.

Итак, традиционно начнем с буквы закона. Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в своей статье 15 приводит следующее определение:

«Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования))».

Следовательно, можно сделать следующий вывод: законодатель ввиду высокой социальной значимости жилья не признает жилыми любые помещения, в которых проживают люди, а лишь те, которые соответствуют определенным, установленным на законодательном уровне критериям:

– являются изолированными помещениями;

– являются недвижимым имуществом;

– пригодны для постоянно проживания ввиду соответствия установленным требованиям.

Подробно каждый из данных критериев рассматривать не будем, так как это не является предметом исследования в нашей статье.

Однако необходимо отметить, что основные требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены в разделе II Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.

2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее — Постановление № 47).

Относительно иных критериев площади помещений в указанном Постановлении № 47 уделено не так много внимания, однако существенным представляется следующий момент:

  • В п. 20 Постановления № 47 установлена необходимость применения таких объемно-планировочных решений, а также такой минимальной площади комнат и вспомогательных помещений, при которых должно быть возможно разумно и удобно (эргономично) размещать необходимую технику, предметы мебели и т.д. «Объемно-планировочное решение жилых помещений и их расположение в многоквартирном доме, минимальная площадь комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилых помещениях (кроме прихожей и коридора), должны обеспечивать возможность размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования с учетом требований эргономики».

Однако, несмотря на установление Правительством РФ указанного правила, законодатель и судебная практика не считают невыполнение данного требования стопроцентным и безоговорочным основанием для признания помещения нежилым:

  • В п. 41 того же самого Постановления № 47 указано, что не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания [среди прочих] несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Данный нюанс нашел свое отражение и в судебной практике высших судов: Верховный Суд Российской Федерации (далее — ВС РФ) 14.05.2007 принял решение № ГКПИ07-185 по делу, в котором оспаривались положения указанного выше п. 41 Постановления № 47.

Узянбаев А.А. и Львова Л.Г.

обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца третьего, фактически оспаривая абзац четвертый пункта 41 Положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее — Положение), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, согласно которому не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания несоответствие объемно-планировочного решения жилых помещений и их расположения минимальной площади комнат и вспомогательных помещений квартиры в эксплуатируемом жилом доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации, принятым в настоящее время объемно-планировочным решениям, если это решение удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Свои требования заявители мотивировали тем, что приведенной правовой нормой фактически узаконивается эксплуатация многоквартирных жилых домов муниципального жилищного фонда, не оборудованных ванными, спроектированных и построенных по ранее действующим нормативным документам, что противоречит пункту 1 статьи 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ограничивает их права на благоприятную среду жизнедеятельности.

При этом правило, позволяющее учитывать прежние нормативы, поставлено в зависимость от совокупности двух обязательных условий: 1) если жилое помещение находится в доме, спроектированном и построенном по ранее действующей нормативной документации; 2) если объемно-планировочное решение таких жилых помещений удовлетворяет требованиям эргономики в части размещения необходимого набора предметов мебели и функционального оборудования.

Нормативного правового акта более высокого уровня, который бы распространял на ранее возведенные жилые дома действие принятых впоследствии объемно-планировочных решений жилых помещений и их расположения, что в каждом случае приводило бы к соответствующим перестройкам и перепланировкам эксплуатируемых жилых домов, не имеется.

Вернемся теперь опять к тексту ЖК РФ.

Упомянутая уже статья 15 дает определение общей площади жилого помещения путем описания данного понятия: «общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас».

Таким образом, на основании краткого анализа приведённой нормы можно сделать следующий вывод: законодатель в статье 15 ЖК РФ выделяет 3 типа площади:

  • Жилая площадь;
  • Площадь вспомогательных помещений;
  • Общая площадь жилого помещения.

Очевидно, что только знания правил подсчета площадей из курса средней школы будет недостаточно для определения площадей в жилище. Итак, обратимся снова к тексту нормы. Существует приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации». П. 3.

34 указанной Инструкции на нормативном уровне закрепляет, что по каждой квартире, а также в целом по зданию, подсчитываются жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир).

Данная Инструкция подробным образом описывает все технические нюансы измерения площадей и отражения схем помещений, квартир и здания в целом.

Однако, несмотря на то, что, казалось бы, наличие Инструкции должно предотвращать возникновение споров, касающихся неточного или недостоверного подсчета тех или иных площадей, этого не происходит.

В связи с этим важным для понимания данной проблематики является пример дела № 33-3199, рассмотренного Верховным Судом Удмуртской Республики 04.10.2010.

В своем кассационном определении суд отметил, что поскольку при проектировании и строительстве дома используются одни правила определения площади, а после создания жилого помещения — другие, невключение органом технической инвентаризации площади балкона в общую площадь жилого помещения при составлении технического паспорта квартиры не дает основания для изменения порядка определения цены квартиры, установленного при заключении договора участия в долевом строительстве дома. Не будем подробно рассматривать фабулу данного дела, но остановимся лишь на некоторых моментах.

Первоначально Ч.С.В.

(далее по тексту — истец) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «И» (далее по тексту — ответчик, ООО «И») о взыскании денежных средств, мотивируя свои требования тем, что 25 декабря 2006 года между истцом (Дольщик) и ООО «И» (Застройщик) был заключен договор на участие в долевом строительстве жилого дома. ООО «И» приняло на себя обязательство построить и передать истцу квартиру общей площадью 82,23 кв. м. Со своей стороны истец должен был оплатить, затем принять указанную квартиру. Свои обязательства перед застройщиком истец выполнил — оплата произведена в полном объеме.

27 июня 2008 года между сторонами был подписан акт приема-передачи объекта долевого строительства. После замеров специалистами ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» по УР фактической площади квартиры и получения технического паспорта на квартиру выяснилось, что общая площадь квартиры составляет 77,0 кв. м, а не 82,23 кв. м, как это указано в договоре и акте.

Указанная разница в площади возникла вследствие невключения площади балкона 4,9 кв. м в общую площадь квартиры, а также изменившейся площади квартиры после перепланировки на 0,4 кв. м.

В этом случае в соответствии с пунктом 3.6 договора Застройщик обязан осуществить возврат Дольщику излишне уплаченных средств исходя из инвестиционной стоимости 1 кв. м указанной в пункте 1.1.2 договора.

//www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

Переданное ему помещение, поименованное как «веранда», является по сути своей балконом. В силу пункта 3.

37 Инструкции «О проведении учета жилищного фонда в РФ» общая площадь квартиры должна определяться как сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, при этом площадь балкона должна подсчитываться с понижающим коэффициентом — 0,3, в связи с чем площадь балкона, вошедшая по договору в общую площадь квартиры и указанная как веранда, должна была быть рассчитана с коэффициентом 0,3, а приведенная к оплате площадь — 1,47 кв. м x 0,3 = 1,47 кв. м, что равно 48 951 (1,47 кв. м x 33 300 рублей = 48 951 руб.). Таким образом, истцом оплачено на 3,43 кв. м больше, чем должно было быть, что в стоимостном выражении составляет 3,43 кв. м x 33 300,00 руб. = 114 219 руб.

25 мая 2009 года истец обратился в ООО «И» с просьбой сделать перерасчет и вернуть разницу в стоимости квартиры, а также проценты за пользование чужими денежными средствами. Ответа от ООО «И» до настоящего времени не получил.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования истца, исходил из того, что площадь балкона не входит в состав общей площади, подлежащей передаче истцу, установив, что в соответствии с заключенным договором долевого участия в строительстве ответчик должен передать истцу жилое помещение площадью 82,23 кв. м, а фактически по результатам обмеров БТИ передал 77,4 кв. м, суд взыскал разницу в недостающих квадратных метрах 4,9 кв. м, указав при этом, что в соответствии с пунктом 3.6 договора долевого участия в строительстве ответчик обязан выплатить истцу разницу между фактической площадью квартиры по результатам обмеров БТИ с проектной (пункт 1.1.2 договора) пропорционально изменению площади, исходя из стоимости одного квадратного метра, указанной в п. 1.1.2 договора, придя к выводу, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 163 170,00 руб. (4,9 кв. м x 33 300 руб.).

Судебная коллегия полагает данные выводы суда ошибочными.

… из смысла договора, заключенного между сторонами, следует, что стоимость объекта долевого участия (цена договора) определялась сторонами исходя из стоимости 1 кв. м проектной площади квартиры.

Источник: //www.top-personal.ru/estatelawissue.html?883

Право на жилую площадь

Право на жилую площадь

Конституционное понятие права на жилище не сводится к гражданско-правовому понятию “право на жилую площадь“, под которым обычно подразумевается комплекс правомочий нанимателя по пользованию и распоряжению жилым помещением, предоставленным ему по договору или другому законному основанию. Первое по содержанию значительно шире второго.

По вопросу о том, что такое “право на жилую площадь”, в юридической литературе были высказаны разные мнения.

По мнению одних авторов, право на жилую площадь представляет собой правомочия съемщика (нанимателя), которые в совокупности образуют некоторое особое право на занимаемое им помещение; осуществление этого права происходит в значительной степени независимо от организации, в ведении которой это помещение находится.

Это – особый гражданско-правовой институт. В более поздней работе С. И.

Аскназий, уточняя свою точку зрения, писал, что правомочия нанимателя являются элементом не вещного, а двустороннего жилищного правоотношения, имеющего своим основанием договор жилищного найма.

Он предлагал понимать”право на жилище” как термин, выражающий комплекс правомочий нанимателя на пользование и распоряжение жилым помещением, предоставленным ему по договору или другому законному основанию**.

По мнению Ю. Г. Басина, термин “право на жилище” является неудачным, поскольку, он используется на практике лишь для обозначения субъективного права нанимателя. Он считает, что более правильным было бы именовать данный институт жилищным правом, под которым имеется в виду совокупность норм, регулирующих жилищные отношения независимо от оснований их возникновения*.

Следует отметить, что термин “право на жилую площадь” и в нормативных актах, и на практике используется в различных значениях, в том числе как право на жилое помещение, жилой дом, либо как понятие, охватывающее совокупность полномочий нанимателя. Нередко “право на жилую площадь” отождествляется и с понятием “право на жилище”, когда речь идет не о конкретном жилом помещении, а о возможном объекте каких-либо правоотношении.

Конституционное право на жилище означает прежде всего право гражданина иметь жилище для проживания.

Главным содержанием права на жилище является гарантированное Конституцией РФ и другими законами право пользования жилищем, а также право распоряжаться им в определенных пределах в своих интересах и в интересах своей семьи.

Право на жилище на стадии пользования жилыми помещениями реализуется в конкретных правоотношениях, в которых соответствующие органы государства, частные, кооперативные и общественные организации, иные лица выступают в качестве наймодателей, а граждане – в качестве нанимателей жилых помещений.

Право на получение гражданами жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда социального использования для удовлетворения своих жилищных потребностей реализуется в основном в правоотношениях административно-правового характера, а в домах частного жилищного фонда – отношениях гражданско-правового характера. ГК РФ (ст. 288) прямо предусматривает право собственника сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основе договора.

Закрепленное в Конституции РФ право на жилище отражает, на наш взгляд, тот факт, что право иметь жилище уже в настоящее время является реальным правом, хотя в жилищной сфере еще имеется много проблем.

Потребности граждан в области жилищной обеспеченности постоянно растут, качественно меняется характер жилищных потребностей и просьб об улучшении жилищных условий граждан: в большинстве случаев речь идет не просто о предоставлении впервые жилого помещения, а о предоставлении благоустроенных квартир (вместо неблагоустроенных или неполноценных) или большего размера, более высокой потребительской стоимости (ценности).

По мере осуществления жилищных программ будет расширяться содержание права на жилище, оно будет обогащаться новыми моментами, охраняться новыми материальными и юридическими гарантиями.

В деле реализации права на жилище важное значение имеет правильное, справедливое обеспечение граждан жилищем для социального использования.

Жилищные законы, устанавливая принципиальные положения о порядке распределения жилья социального использования, предоставляют целый ряд льгот и преимуществ при получении жилья такими категориями граждан, как участники и инвалиды войны и труда, многодетные семьи и др.

Вместе с тем жилищные законы предусматривают возможности для приобретения гражданами жилья за счет собственных средств, использования помощи государства, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций.

Источник: //www.bibliotekar.ru/4-1-39-zhilischnoe-pravo/19.htm

§ 6. СОХРАНЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ ЖИЛЫМ ПОМЕЩЕНИЕМ ЗА ВРЕМЕННО

Право на жилую площадь

Сохранение права пользования жилым помещением за временно отсутствующим съемщиком и членами его семьи —

одна из существенных гарантий жилищных- прав советских граждан.

Если наниматель, кто-либо из членов его семьи или даже все члены семьи нанимателя временно отсутствуют, право пользования жилым помещением сохраняется за каждым из отсутствующих в течение шести месяцев.

При отсутствии по уважительным причинам более продолжительное время этот срок может быть продлен наймодателем по заявлению нанимателя или членов его семьи.

В случае несогласия наймодателя на продление срока и возникновения спора о праве отсутствующего на, пользование помещением данный спор разрешается в' судебном

' См. постановление Совета Министров СССР от 15 августа 1948 г. «О жилищных льготах семьям военнослужащих и партизан, погибших на фронтах Отечественной войны» (СП СССР, Г948, № 5, ст. 61).

139

порядке. Следовательно, если наниматель или члены его семьи временно отсутствуют'в течение шести месяцев, причины их отсутствия безразличны; для сохранения же за ними помещения на более длительный срок необходимо, чтобы эти причины были квалифицированы наймодателем либо судом как уважительные.

Следует, однако, отличать временное отсутствие съемщика от его выезда в связи с переменой места жительства, который неизбежно приводит к расторжению договора жилищного найма со дня фактического выезда (ч. II ст.

329 ГК), причем последовавшее затем изменение намерений бывшего съемщика и его желание вновь поселиться в жилом помещении, которое он занимал до отъезда, не приводят к созданию у него права на это помещение.

В случае перемены места жительства нанимателем не требуется предъявления наймодателем иска о расторжении с выбывшим договора найма жилого помещения; он утрачивает право на жилую площадь в соответствии с требованиями закона.

Право требовать в судебном порядке признания временно выбывших нанимателя и членов его семьи утратившими право на жилую площадь принадлежит оставшимся проживать в жилом помещении другим постоянным пользователям, а также наймодателю.

Суд в каждом конкретном случае выясняет и оценивает все обстоятельства, которые вызвали длительное отсутствие нанимателя и (или) членов его семьи, и лишь установив, что причина отсутствия является неуважительной, удовлетворяет иск о признании лиц, длительно отсутствующих, утратившими право на жилую площадь.

Закон (ст. 306 ГК) перечисляет ряд бесспорных оснований для сохранения права пользования жилыми помещениями за временно отсутствующими более шести месяцев.

а) Призыв на срочную военную службу является основанием для сохранения за нанимателем или соответственно за членами его семьи права пользования жилым помещением в течение всего времени срочной военной службы и шести месяцев после увольнения со службы.

Если в жилом помещении гражданина, призванного на срочную военную службу, не проживают члены его семьи, то по истечении трех месяцев со дня призыва наймодатель вправе предоставить это помещение кому-то из нуждающихся в жилой площади, заключив с ним договор найма этого жилого помещения на время прохождения призванным срочной военной службы, с условием освобождения жилой площади по возвращении постоянного съемщика. Последний имеет право потребовать немедленного освобождения помещения в течение шести месяцев после увольнения со службы. В случае отказа временно проживающих в' квартире военнослужащего выполнить это тре-

140

бование они подлежат выселению в судебном порядке, независимо от срока предоставления им наймодателем другой жилой площади. Если же гражданин, вернувшийся по окончании военной службы, не воспользуется своим правом в течение шести месяцев со дня увольнения, то договор жилищного найма, участником которого он являлся до призыва, считается расторгнутым;

б) временный выезд из постоянного места жительства по условиям и характеру работы (экипажи судов, работники геологических, изыскательских партий и т. д.), а также в связи с обучением (студенты, аспиранты и т. п.) —это основание для сохранения права пользования помещением в течение всего времени выполнения данной работы или обучения и шести месяцев по окончании работы или обучения;

в) помещение детей на воспитание в государственное детское учреждение, к родственникам или опекуну в случае, если в жилом помещении, из которого выбыли дети, остались проживать члены их семьи, не приводит к утрате детьми права на жилую площадь.

Это право сохраняется на протяжении всего времени их пребывания в детском учреждении, у родственников пли опекуна и сверх того еще шесть месяцев.

Если же в квартире никого из членов семьи не осталось и помещение предоставлено другим гражданам, то по окончании срока пребывания детей в государственном детском учреждения они обеспечиваются жилой площадью исполкомом местного Совета депутатов тру

дящихся';

г) выезд нанимателя или членов его семьи для лечения в лечебном учреждении—основание для сохранения права пользования жилым помещением и на все время пребывания в лечебном учреждении и в течение шести месяцев по окончании лечения;

д) факт заключения под стражу не приводит к прекращению права пользования жилым помещением съемщика, это право сохраняется за ним в течение всего времени нахождения под следствием или судом.

В случае же осуждения к лишению свободы, ссылке или высылке на срок свыше шести месяцев, если в жилом помещении не остались проживать члены семьи осужденного, договор найма жилого помещения считается расторгнутым с момента приведения приговора в исполнение2.

' Так решается вопрос гражданскими кодексами большинства союзных республик. Однако более справедливым представляется правило, содержавшееся в ст. 315 ГК Эстонской ССР, в соответствии с которым наймодатель вправе предоставить такое жилое помещение другим гражданам на срок до возвращения детей из государственного детского учреждения, от родственников или опекуна.

2 В ГК Казахской ССР (ч. I ст. 292), Литовской ССР (ч. II ст. 329), Узбекской ССР (ч. I ст. 342) вопрос о моменте утраты права на жилое помещение лицом, осужденным к лишению свободы, ссылке или высылке,

141

Бронирование жилой площади. Ряду лиц, по условиям и характеру работы длительное время отсутствующих в месте их постоянного жительства, гарантируется сохранение права на пользование жилым помещением в особом порядке.

В таких случаях происходит бронирование жилой площади—оформление прав нанимателя и членов его семьи на пользование жилой площадью специальным документом, называемым охранным свидетельством.

Жилая площадь бронируется в домах местных Советов, государственных, кооперативных или общественных организаций, а также в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, как за нанимателем, так и за членами его семьи.

Охранные свидетельства выдаются исполкомами местных Советов, на территории которых находится бронируемое жилое помещение, безотносительно к тому, к какому жилому фонду оно относится.

, Закон предусматривает три группы оснований для бронирования жилой площади.

а) За лицами, командируемыми различными предприятиями, учреждениями и организациями на работу за границей, а также за членами их семей жилая площадь в месте постоянного. жительства сохраняется в течение всего срока заграличной командировки;

б) выезд на работу в районы Крайнего Севера или в местности, приравненные к ним, также служит основанием для бронирования жилой площади на все время действия заключенного на определенный срок трудового договора, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, на все время работы в этих районах и местностях.

Указанное правило распространяется и на граждан, которые выехали в такие районы по собственной инициативе и на месте заключили срочный трудовой договор.

При переводах из одного предприятия (учреждения, организации) в другое в пределах районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей льготы на бронирование жилой площади сохраняют свою силу;

в) жилая площадь бронируется и в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и постановлениями Совета Министров РСФСР. Например, за работниками Всесоюзного объединения «Союзгосцирк», находящимися в постоянных гастрольных поездках, и членами их семей жилая площадь по месту жительства бронируется навесь срок их отсутствия'.

решается иначе, чем в ГК РСФСР: в случае осуждения нанимателя .или члена его семьи к лишению свободы, ссылке или высылке право пользования жилым помещением сохраняется за осужденным в течение шести месяцев со дня приведения приговора в исполнение.

' См. постановление Совета Министров РСФСР от 8 мая 1959 г. № 769 «О бронировании жилой площади за работниками «Союзгосцирка» и членами их семей, выезжающими на длительные гастроли». СП РСФСР, 1959, № 4, ст. 92.

142

Заселение забронированной жилой площади в доме местного Совета государственной, кооперативной или общественной организации производится по усмотрению съемщика — владельца охранного свидетельства, который вправе поселить на этой площади либо поднанимателей, либо временных жильцов на срок в пределах действия брони (ст. 309 ГК).

При возвращении нанимателя или членов его семьи они вправе на основании ст. 310 ГК потребовать немедленного освобождения забронированного помещения. В тех же случаях, когда поднаниматели или временные жильцы отказываются освободить это помещение, они по иску нанимателя подлежат выселению без предоставления другой жилой площади.

Требование о возврате помещения съемщик может предъявить в течение шести месяцев после окончания срока действия охранного свидетельства.

Если же он не воспользуется предоставленным законом правом, то договор жилищного найма считается расторгнутым со всеми вытекающими из этого факта юридическими последствиями (в частности, жилищные органы могут в судебном порядке ставить вопрос о выселении проживающих в жилом помещении поднанимателей или временных жильцов как не имеющих самостоятельного права на жилую площадь).

Если окажется, что наниматель имел право на бронирование жилой площади, но по каким-либо не зависящим от него обстоятельствам своевременно не получил охранного свидетельства, вследствие чего наймодатель после его выезда заселил жилое помещение, то суд при рассмотрении иска нанимателя о восстановлении права на жилую площадь не должен исходить только из факта отсутствия брони, а может в-отдельных исключительных случаях принять во внимание и другие письменные доказательства 1.

Источник: //lib.sale/pravo-grajdanskoe-uchebnik/sohranenie-prava-polzovaniya-jilyim-40283.html

О праве отдельных категорий военнослужащих на дополнительную площадь жилого помещения как основании нуждаемости в ее получении

Право на жилую площадь

(Воробьев Е. Г.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 10)

О ПРАВЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛОЩАДЬ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ КАК ОСНОВАНИИ НУЖДАЕМОСТИ В ЕЕ ПОЛУЧЕНИИ

Е. Г. ВОРОБЬЕВ

Воробьев Е. Г., начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Голицынского пограничного института ФСБ России, кандидат юридических наук, доцент.

До начала непосредственных рассуждений по указанной теме представляется необходимым дать пояснение относительно применяемой в статье терминологии, когда выражения «право на дополнительную жилую площадь» и «право на дополнительную площадь жилого помещения» используются как синонимы.

Юридическое различие в этих словосочетаниях означает лишь различие в подходах нормирования жилищного обеспечения: в первом случае речь идет о праве на определенный размер жилой площади, во втором — о праве на размер общей площади жилого помещения. Объяснение таково.

Если ранее законодатель прибегал к нормированию главным образом жилой площади помещений (посредством учета площади жилых комнат без вспомогательных помещений), то в настоящее время правовое значение им придается общей площади жилых помещений (путем учета общей площади и комнат, и вспомогательных помещений).

Но, по сути, речь идет об одном и том же праве на дополнительную площадь. Поэтому указанным терминологическим различиям в данном случае можно не придавать значения. Что же касается вопроса, затрагиваемого в предлагаемой публикации, то он напрямую касается законных интересов значительной части военнослужащих, так как согласно нормам п. 1 и п. 8 ст.

15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе) отдельные категории граждан, перечисленные в нем, приобретают особое право быть обеспеченными служебным или постоянным жильем сверх обычных норм общей площади жилых помещений в размере от 15 до 25 квадратных метров.

Даже беглое ознакомление с перечислением юридически значимых «регалий» таких граждан (военнослужащие, имеющие воинское звание полковника и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, преподаватели военных вузов, научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания) позволяет утверждать, что речь идет о лицах, добившихся наиболее высоких результатов в военно-служебной деятельности, что невозможно без многолетнего напряженного ратного труда, самоорганизации и высокой дисциплины. Государство, следовательно, признает за такими военнослужащими особое право на более благоприятные жилищные условия, необходимые им как для «домашнего» труда во внеслужебное время, так и для отдыха, тем самым дополнительно материально стимулируя их служебные заслуги. В то же время, несмотря на прямое закрепление в законе, анализируемое право до сих пор не рассматривается как полноценное субъективное право указанных военнослужащих. Согласно сложившейся правоприменительной практике и ее поддержке в теоретическом плане оно не применяется как самостоятельное основание признания нуждаемости в получении жилья для улучшения жилищных условий . ——————————— Решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2003 года ВКПИ 03-5 // Белов В. К., Фатеев К. В. Судебная практика по применению законодательства о воинской обязанности, военной службе, статусе военнослужащих и об участии военных организаций в гражданских правоотношениях. М., 2004. С. 210 — 212.

Данную ситуацию весьма точно обрисовал А. В. Кудашкин: «По сложившейся практике дополнительная жилая площадь предоставляется гражданам (военнослужащим) при переселении (выделено мной.

— Автор), если они фактически ее имели, а также право на эту площадь учитывается при выделении жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий (выделено мной. — Автор)» .

Развивая эту мысль, нетрудно довести ее до логического завершения: при возникновении соответствующих юридических оснований (получение воинского звания полковника и выше, преподавание в военном вузе, получение почетного звания Российской Федерации, ученой степени или ученого звания) анализируемое право так и не обеспечивает получения реального жилого помещения с большим метражом в дополнение или взамен имеющегося, если нет иных юридически более веских оснований получения (права на переселение, права на улучшение жилищных условий). ——————————— Кудашкин А. В. Жилищное право: Учеб. М., 2005. С. 159.

В подтверждение приведем как один из примеров извлечение из конкретного Определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации N 5н-358/99. «В судебном заседании установлено, что Ю. в 1993 г. была выделена трехкомнатная квартира в г. Ростове-на-Дону жилой площадью 40,3 кв. м, общей площадью 69,1 кв. м. После расторжения брака в 1997 г. Ю.

в апреле 1998 г. заключил новый брак. Жилищной комиссией Ю. отказано в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. По приказу Министра обороны Российской Федерации в 1998 г. он уволен с военной службы в запас по достижении предельного возраста. Из материалов дела усматривается, что в 1987 г. Ю.

на семью была предоставлена трехкомнатная квартира в г. Волгограде. Эту квартиру при переводе по службе и получении трехкомнатной квартиры в г. Ростове-на-Дону в 1993 г. Ю. не сдал, оставив дочери и родителям супруги. В соответствии с положением «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г.

Ростове-на-Дону» нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, занимающие общую площадь менее 10 кв. м. Согласно имеющимся данным, на момент рассмотрения дела обеспеченность общей площадью Ю., его бывшей супруги и ее отца в квартире с тремя изолированными комнатами составляет по 23 кв. м на каждого проживающего. В соответствии с п.

11 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в улучшении жилищных условий, право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Кроме того, как видно из материалов дела, двухкомнатная квартира, в которой зарегистрированы супруга Ю., ее дочь, двое родителей и сестра (всего пять человек), имеет общую площадь 51,7 кв. м, т. е. на каждого проживающего приходится также более 10 кв. м. Не является основанием для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий и то, что Ю. с супругой вынуждены проживать на условиях поднайма, поскольку они имеют другую жилую площадь. Невозможность совместного проживания Ю. и его супруги на жилой площади каждого из них также не может быть признана основанием для постановки на учет, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Решения народных судов не препятствуют Ю. в размене, в том числе принудительном, трехкомнатной квартиры, нанимателем которой он является. Таким образом, на момент увольнения Ю. с военной службы оснований для признания его и его супруги нуждающимися в улучшении жилищных условий не имелось. С учетом этих обстоятельств увольнение заявителя следует признать законным, а его требования о восстановлении на службе и предоставлении жилья не подлежащими удовлетворению. Военная коллегия, рассмотрев дело в порядке надзора, согласилась с доводами протеста, отменила состоявшиеся судебные решения и приняла новое — об отказе в удовлетворении жалобы» . ——————————— Обзор судебной практики рассмотрения дел по жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 1999 год (извлечение) // Военное право: Электронное периодическое издание. 2007. Вып. 6.

Источник: //center-bereg.ru/e685.html

Жилищные права

Право на жилую площадь

ДЕЙСТВУЕТ С 1-ГО ЯНВАРЯ 2018 ГОДА

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПРИКАЗ

от 30 ноября 2012 г. N 991н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2005, N 1, ст. 25; 2008, N 30, ст. 3616; 2012, N 30, ст.

4175) и подпунктом 5.2.108 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст.

3526), приказываю:

  1. Утвердить перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, согласно приложению.
  2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 “Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5488).

Министр
В.СКВОРЦОВА

ПриложениеПЕРЕЧЕНЬЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО

НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

 N 

п/п

      Наименование заболеваний      

Код заболеваний по МКБ-10

1. 

Туберкулез любых органов и систем с 

бактериовыделением, подтвержденным  

методом посева                      

A15; A17 – A19               

2. 

Хронические и затяжные психические  

расстройства с тяжелыми стойкими или

часто обостряющимися болезненными   

проявлениями                        

F01; F03 – F09; F20 – F29;   

F30 – F33                    

3. 

Трахеостома, каловые, мочевые свищи,

пожизненная нефростома, стома       

мочевого пузыря (при невозможности   

выполнения реконструктивной операции

на мочевых путях и закрытия стомы), 

не корригируемое хирургически       

недержание мочи, противоестественный

анус (при невозможности             

восстановления непрерывности        

желудочно-кишечного тракта), пороки 

развития лица и черепа с нарушением 

функции дыхания, жевания, глотания  

Z93.0; Z93.2 – Z93.6; K63.2; 

N28.8; N32.1 – N32.2; N36.0; 

N39.4; N82; Q35 – Q37; Q67.0 

– Q67.4                      

4. 

Множественные поражения кожи с      

обильным отделяемым                 

L10; L12.2; L12.3; L13.0; L88

5. 

Псориаз артропатический, требующий  

применения инвалидных кресел-колясок

L40.5                        

6. 

Лепра                               

A30                          

7  

ВИЧ-инфекция у детей                

B20 – B24; Z21               

8. 

Отсутствие нижних конечностей или   

заболевания опорно-двигательной     

системы, в том числе наследственного

генеза, со стойкими нарушениями     

функции нижних конечностей,         

требующих применения инвалидных     

кресел-колясок                      

M05 – M06; M16 – M17; M30 –  

M35; M45; Q72.0; Z89.7 –     

Z89.9; Z99.3                 

9. 

Органические заболевания центральной

нервной системы со стойкими         

нарушениями функции нижних          

конечностей, требующие применения   

инвалидных кресел-колясок, и (или) с

нарушениями функции тазовых органов 

G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2

– T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3;

Z99.8                        

10.

Состояния после трансплантации      

внутренних органов и костного мозга 

Z94                          

11.

Тяжелые органические поражения      

почек, осложненные почечной         

недостаточностью II – III степени   

N03 – N05; N07; N11 – N15;   

N20.9; N25 – N28; N18 – N19  

——————————–

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр).

dei`stvuet s 1-go ianvaria 2018 goda

Источник: //perspektiva-inva.ru/protec-rights/law/federal/fed-4/374-ob-utverzhdenii-perechnya-zabolevanij-dayushchikh-invalidam-stradayushchim-imi-pravo-na-dopolnitelnuyu-zhiluyu-ploshchad

Абсолютное право
Добавить комментарий