Правомерно ли действие командира и как наказать его?

А.Г. ТИЩЕНКОА.Г. Тищенко, капитанюстиции, офицер юридической службы ВС РФ.

Думаю, читатель согласится со мной, чтоназвание статьи само по себе “режет” слухкаждому, кто имеет непосредственноеотношение к военной службе.

Беспрекословное выполнение подчиненнымприказа, отданного ему командиром(начальником), – основной признакединоначалия, которое, в свою очередь,является одним из принципов строительстваВооруженных Сил Российской Федерации,руководства ими и взаимоотношений междувоеннослужащими. Более того, в абз. 3 ст.

30Устава внутренней службы Вооруженных СилРоссийской Федерации (далее – УВС ВС РФ) сказано:обсуждение приказа недопустимо, анеповиновение или другое неисполнениеприказа является воинским преступлением .

——————————– Это утверждениеболее подробно будет рассмотрено ниже.Однако, несмотря на всю ясность инезыблемость вышеназванных положений,время от времени в тех или иных ситуацияхвозникает спор на предмет выполненияподчиненным незаконного приказа командира(начальника). Обсуждаются и иные формырассматриваемой проблемы: имеет ли правовоеннослужащий не выполнять заведомонезаконный приказ командира (начальника)?Необходимо ли привлекать военнослужащего,не выполнившего незаконный приказ, кюридической ответственности? Существует иболее “радикальное” мнение: подчиненный,получив незаконный приказ, обязан доложитьо незаконности приказа отдавшему егокомандиру (начальнику) и в случаеподтверждения его исполнения, не исполняянезаконный приказ, доложить о его получениивышестоящему командиру (начальнику). Имеют ли перечисленные вопросы законныеоснования? Или же они являются следствиемискаженного понимания демократическихпроцессов, происходивших и происходящих внашей стране, охвативших все институтыгосударства, в том числе и Вооруженные Силы?Попытаемся разобраться. Итак, должен лиисполняться военнослужащим незаконныйприказ? Ключевым словом в этом предложенииявляется слово “незаконный”. Именно оновызывает чувство сомнения в истинностивозможного ответа на вопрос ипредопределяет его структуру.Действительно, вопрос: “Должен ливоеннослужащим исполняться законныйприказ?” – лишен содержания, поскольку нанего без раздумий готов ответ: “Так точно!”Именно такой смысл содержат в себе ст. ст. 30и 31, ст. ст. 38 – 41 УВС ВС РФ. Кратко их(названных статей УВС ВС РФ) суть может бытьвыражена в двух тезисах: -военнослужащему не могут отдаватьсяприказы и распоряжения, ставиться задачи,не имеющие отношения к военной службе илинаправленные на нарушение закона; -приказ командира (начальника) должен бытьвыполнен беспрекословно, точно и в срок. Но если командир (начальник) отдаетнезаконный приказ? Какие действия должен(или обязан, или имеет право) предпринятьвоеннослужащий, получивший данный приказ,чтобы при этом не нарушить закон самому?Возможен ли он (незаконный приказ) вообще? Исходя из содержащихся в ст. 30 и ст. ст. 38 -41 УВС ВС РФ требований, незаконный приказ впринципе (читай ” в теории”) невозможен.Однако повседневная жизнь и деятельностьвойск доказывает обратное: незаконныеприказы существуют. Это положение делзаконодатель не мог не учитывать и долженбыл бы предусмотреть определенный порядокреакции полномочных на то субъектов военно- служебных отношений на несоответствиеотданного приказа законодательству.Установлен ли законодательством такойпорядок? Прежде чем ответить на данныйвопрос, необходимо дать определениеприменяемых в настоящей статье понятий, атакже показать значение частоупотребляемых в служебной деятельностислов и фраз в целях правильного пониманиясмысловой нагрузки, вложенной в нихзаконодателем. Приказ – этораспоряжение командира (начальника),обращенное к подчиненным и требующееобязательного выполнения определенныхдействий, соблюдения тех или иных правилили устанавливающее какой-нибудь порядок,положение (абз. 1 ст. 36 УВС ВС РФ).

Вовторой части указанной нормы определено:приказ может быть отдан письменно, устноили по техническим средствам связи одномуили группе военнослужащих. Письменныйприказ является основным распорядительнымдокументом (правовым актом ) военногоуправления, издаваемым на правахединоначалия командирами воинских частей(начальниками учреждений).

——————————– См. п. 26 Инструкции поделопроизводству в Вооруженных СилахРоссийской Федерации, утвержденнойПриказом Министра обороны РоссийскойФедерации от 23 мая 1999 г. N 170. Правовойакт – общеобязательное государственноепредписание постоянного или временногохарактера, рассчитанное на многократноеприменение (см. постановлениеГосударственной Думы “Об обращении вКонституционный суд Российской Федерации”от 11 ноября 1996 г. N 781-11 ГД).Учитываяважность сказанного, акцентируем вниманиена последнем предложении: правом на отданиеписьменного приказа обладают толькокомандиры воинских частей или начальникиучреждений. Устные приказы отдаютсявсеми командирами (начальниками). Представляется, что данное положение неносит запретного характера и не исключаетотдания письменного приказа (кромекомандиров воинских частей и начальниковучреждений) командирами (начальниками). Например, в случае отсутствия возможностиотдания приказа устно или по техническимсредствам связи командиры (начальники)могут применить письменную форму отданияприказа. Однако в этом случае такой приказне будет являться основнымраспорядительным документом военногоуправления (правовым актом). Здесьуместно остановиться и на определениипонятия командира (начальника) в том смысле,в котором это понятие применяется вфедеральных законах “О статусевоеннослужащих”, “О воинской обязанности ивоенной службе” и в общевоинских уставах ВСРФ. Командир (начальник) – это воинскоедолжностное лицо, обладающее всей полнотойраспорядительной власти по отношению кподчиненным, правом единолично приниматьрешения, отдавать приказы в строгомсоответствии с требованиями законов,воинских уставов и требовать ихвыполнения. Возвращаясь к обсуждаемойпроблеме, проанализировав положения УВС ВСРФ, касающиеся исполнения приказа, можносделать вывод: устанавливая принципбеспрекословного выполнения приказовкомандиров, воинские уставы исходят изпрезумпции их законности и соответствияинтересам службы. Приказ отдается только послужбе и в интересах службы, в пределахкомпетенции данного начальника. Аналогичная точка зрения содержится и вабз. 1 п. 3 ст. 37 Федерального закона “Овоинской обязанности и военной службе” от 28марта 1998 г., который устанавливает, чтокомандирам (начальникам) запрещаетсяотдавать приказы (приказания) ираспоряжения, не имеющие отношения кисполнению обязанностей военной службы илинаправленные на нарушениезаконодательства Российской Федерации.

В абз. 3 ст. 26Федерального закона “О статусевоеннослужащих” от 27 мая 1998 г. такжезакреплен принцип беспрекословноговыполнения военнослужащим приказовкомандира.

Таким образом, на основанииуказанных выше норм можно сделатьследующий вывод: военнослужащий,получивший приказ, обязан выполнить его нетолько точно и в срок, но и беспрекословно.Обсуждение приказа недопустимо.Обязанностью военнослужащего являетсябеспрекословное выполнение полученногоприказа. Как следствие существующегоположения, касающегося исполнениявоеннослужащим приказа, он (военнослужащий)не имеет права совершать иные действия поотношению к полученному приказу, будь тообсуждение, не строгое (не точное) илинесвоевременное (не полное) его выполнение.Более того, абз. 3 ст. 30 УВС ВС РФ, кажется, ужеокончательно исключает возможность спорапо данному вопросу: неповиновение илидругое неисполнение приказа являетсявоинским преступлением. Однако небудем забывать, что вышеуказанный порядокисполнения приказа установлен исходя изпрезумпции его законности и соответствияинтересам службы. Но возможности какой-либореакции военнослужащего на получениенезаконного приказа ни Федеральный закон “Остатусе военнослужащих”, ни Федеральныйзакон “О воинской обязанности и военнойслужбе”, ни УВС ВС РФ не содержат. Отсюдаможно сделать еще один вывод:военнослужащий, получивший приказ (любой:законный или незаконный), обязан егобеспрекословно выполнить, точно и в срок.Только в этом случае он не нарушит законовРоссийской Федерации и требованияобщевоинских уставов. Действительно,такое положение дел является верным иединственно возможным, иначе ни о какомединоначалии и управлении в ВооруженныхСилах не приходится говорить. Нетрудно себепредставить, во что бы вылилосьпредоставление военнослужащему,получившему приказ, права на оценку (авпоследствии и на соответствующиедействия) соответствия полученного приказазаконодательству, его справедливости ицелесообразности, исходя из его(военнослужащего) внутреннего убеждения,уровня образования и сознания. Косвенно полученный вывод обобязательности беспрекословноговыполнения военнослужащим приказакомандира (начальника) подтверждает такжето, что ответственность за законностьотдаваемого приказа несет командир(начальник). Например, в ст. 38 УВС ВС РФопределено: командир (начальник) передотдачей приказа обязан всесторонне оценитьобстановку и предусмотреть меры пообеспечению его выполнения. Он несетответственность за отданный приказ и егопоследствия, за соответствие приказазаконодательству, а также зазлоупотребление властью и превышениевласти или служебных полномочий вотдаваемом приказе и за непринятие мер поего выполнению. Приказ должен бытьсформулирован ясно, не допускать двоякоготолкования и не вызывать сомнения уподчиненного. Командиры (начальники),отдавшие приказы, не имеющие отношения кисполнению обязанностей военной службы илинаправленные на нарушениезаконодательства Российской Федерации,привлекаются к ответственности всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации (абз. 2 п. 3 ст. 37Федерального закона “О воинскойобязанности и военной службе”). Военнослужащие (в том числе командиры иначальники) в зависимости от характера итяжести совершенного правонарушения несутдисциплинарную, административную,материальную, гражданско – правовую иуголовную ответственность. Запроступки, связанные с нарушением воинскойдисциплины или общественного порядка,военнослужащие несут дисциплинарнуюответственность по основаниям и в порядке,которые определены общевоинскимиуставами. Командиры не несутдисциплинарной ответственности заправонарушения, совершенные ихподчиненными, за исключением тех случаев,когда командиры скрыли преступления, атакже в пределах своей компетенции непринимали необходимых мер попредупреждению и предотвращению указанныхправонарушений, привлечению кответственности виновных лиц.

За административныеправонарушения (нарушение правилдорожного движения, правил охоты,рыболовства и охраны рыбных запасов,таможенных правил) военнослужащие несутответственность на общих основаниях, но кним не могут быть примененыадминистративные взыскания в виде штрафа,лишения права на управление транспортнымисредствами, исправительных работ иадминистративного ареста. За остальныеадминистративные правонарушениявоеннослужащие несут дисциплинарнуюответственность в порядке, определенномобщевоинскими уставами.

Заматериальный ущерб, причиненныйгосударству при исполнении обязанностейвоенной службы, военнослужащиепривлекаются к материальнойответственности в соответствии сФедеральным законом “О материальнойответственности военнослужащих”. Заневыполнение или ненадлежащее выполнениепредусмотренных федеральными законами ииными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации обязательств, заубытки и моральный вред, причиненныевоеннослужащими, не находящимися приисполнении обязанностей военной службы,государству, физическим и юридическимлицам, и в других случаях, предусмотренныхфедеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации,военнослужащие несут гражданско – правовуюответственность.

За совершенныепреступления военнослужащие несутуголовную ответственность в соответствии сфедеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации (ст. 28Федерального закона “О статусевоеннослужащих”).

Таким образом,командир (начальник) за незаконный приказ,отданный подчиненному, может бытьпривлечен в зависимости от характера итяжести совершенного правонарушения кдисциплинарной, административной,материальной, гражданско – правовой иуголовной ответственности . ——————————– Здесь обратимвнимание на то, что, как нами былоустановлено выше, военнослужащий,выполнивший незаконный приказ,ответственности за него (приказ) и за егопоследствия не несет. Напомним, что такойвывод позволяет сделать анализсоответствующих норм, содержащихся вфедеральных законах “О статусевоеннослужащих”, “О воинской обязанности ивоенной службе” и УВС ВС РФ.

Военнослужащие привлекаются кдисциплинарной ответственности всоответствии с Дисциплинарным уставомВооруженных Сил Российской Федерации(далее – ДУ ВС РФ), кадминистративной – в соответствии сКодексом РСФСР об административныхправонарушениях и ДУ ВС РФ, к материальной -в соответствии с Федеральным законом “Оматериальной ответственностивоеннослужащих” от 12 июля 1999 г., к гражданско- правовой – в соответствии с Гражданскимкодексом Российской Федерации и, наконец, куголовной – в соответствии с Уголовнымкодексом Российской Федерации.

ДУ ВСРФ, Кодекс РСФСР об административныхправонарушениях, Федеральный закон “Оматериальной ответственности” иГражданский кодекс не содержат положений,каким-либо образом изменяющих порядок,относящийся к исполнению приказа,установленный в Федеральных законах “Остатусе военнослужащих”, “О воинскойобязанности и военной службе” и УВС ВС РФ.

Представляется, что споры, касающиесяобязанности выполнения незаконногоприказа, породила ст. 42 Уголовногокодекса Российской Федерации. В нейсказано:

“1. Не является преступлениемпричинение вреда охраняемым уголовнымзаконом интересам лицом, действующим воисполнение обязательных для него приказаили распоряжения. Уголовнуюответственность за причинение такого вреданесет лицо, отдавшее незаконные приказ илираспоряжение.

2. Лицо, совершившееумышленное преступление во исполнениезаведомо незаконных приказа илираспоряжения, несет уголовнуюответственность

Сравнительно – правовой анализ увеличения количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с квалификацией и сроками военной службы »

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/5613

Исполнение приказа как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность

В статье 42 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) закреплены условия правомерности исполнения незаконного приказа, согласно данной статье не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения.

Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность [1].

Определение понятия приказа закреплено в ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ), согласно которой «Приказ – распоряжение командира (начальника), обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение» [2].

Приказ может быть отдан в письменном виде, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих.

Обсуждение (критика) приказа недопустимо, а неисполнение приказа командира, отданного в установленном порядке, является преступлением против военной службы согласно ст. 332 УК РФ.

Таким образом, существуют следующие условия правомерности исполнения незаконного приказа.

Приказ должен быть незаконным, законный приказ не влечет уголовную ответственность, поэтому и «исключать» ответственность не приходится.

Приказ должен быть обязательным для лица, его получившего, при отсутствии обязанности, когда лицо могло действовать самостоятельно, вовсе нельзя говорить об исключении уголовной ответственности.

Обязательность приказа для лица обуславливается двумя критериями: во-первых, он должен быть отдан соответствующим компетентным лицом, в подчинении которого находится лицо, принимающее приказ, во-вторых, должна быть соблюдена надлежащая форма отдачи приказа.

В соответствии с ч. 2 ст. 42 УК РФ лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

Заведомость означает явность, очевидность для исполнителя того факта, что приказ, отданный ему, является преступным. Осознание этого должно иметь место еще до начала исполнения приказа. «Заведомость» указывает на единственно возможную форму вины в совершенном преступлении – умысел – и исключает возможность совершения неосторожного преступления во исполнение приказа.

Таким образом, приказ для лица носит обязательный характер. Его невыполнение предполагает возможность наступления одного из видов юридической ответственности (дисциплинарной, административной, уголовной).

Уголовную ответственность за реализацию незаконного приказа несёт лицо, отдавшее его.

Ситуация, когда исполнитель не осознаёт незаконный характер приказа, выступает не чем иным, как посредственным причинением, когда лицо, отдавшее приказ, фактически совершает преступление посредством использования другого лица, не осознающего обстоятельства содеянного. Если исполнитель осознаёт незаконность приказа, но тем не менее выполняет его, содеянное должно рассматриваться как соучастие в совершении преступления [3].

Исполнитель, осознававший незаконность приказа, несет уголовную ответственность за причинение вреда в результате совершенного им во исполнение приказа умышленного преступления наряду с начальником, отдавшим приказ. При этом лицо, отдавшее преступный приказ, несет уголовную ответственность как организатор преступления [4].

Однако в теории уголовного права имеется и другая точка зрения, согласно которой отдача незаконного приказа должна квалифицироваться как подстрекательство к преступлению [5].

В своих разъяснениях Пленум Верховного суда РФ уточняет, что действия лица, издавшего незаконный приказ, следует рассматривать при наличии к тому оснований как подстрекательство к совершению преступления или организацию этого преступления и квалифицировать по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации со ссылкой на ч. 3 или 4 ст. 33 УК РФ. Лицо, издавшее заведомо незаконный приказ лицу, не осознавшему незаконность такого приказа или распоряжения и исполнившему его, подлежит ответственности как исполнитель преступления [6].

Неисполнение заведомо незаконного приказа в соответствии со ст. 42 УК РФ исключает уголовную ответственность.

Однако стоит отметить противоречивость норм Уголовного кодекса и Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно УК РФ заведомо незаконный приказ может не исполняться лицом, которому был отдан такой приказ, однако нормы УВС ВС РФ закрепляют обязательность исполнения приказа, при том что его отдал надлежащий субъект в надлежащей форме.

Приказ должен быть выполнен, и только после этого его можно обжаловать. Данное правило закреплено в ст. 43 УВС ВС РФ, согласно которой «Приказ командира (начальника) должен быть выполнен беспрекословно, точно и в срок.

Выполнив приказ, военнослужащий, несогласный с приказом, может его обжаловать. Подчиненный, не выполнивший приказ командира, отданный в установленном порядке, привлекается к уголовной ответственности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации».

В свою очередь, в ст. 41 вышеуказанного Устава говорится, что приказ (приказание) должен соответствовать федеральным законам, общевоинским уставам и приказам вышестоящих командиров.

Командирам запрещается отдавать приказы (приказания), не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры, отдавшие такие приказы (приказания), привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказ формулируется ясно, кратко и четко без употребления формулировок, допускающих различные толкования.

Однако нельзя говорить о безусловном характере приказа. Как отмечалось выше, обязательным для подчиненного будет приказ, отданный надлежащим лицом, в надлежащей форме, который отдан по службе, в интересах службы и касается сферы военно-служебных отношений. При этом лицо, отдавшее приказ, не имеет права отдавать его, заведомо зная, что он незаконный.

Воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Исходя из содержания ст. 30 и 38 – 41 УВС ВС РФ, незаконный приказ в принципе «в теории» невозможен. Однако на деле незаконные приказы всё же существуют [7].

Факт осознания исполнителем приказа его незаконности играет важную роль, так как при отсутствии такого осознания отсутствует признак виновности, а это служит основанием исключения уголовной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 42 УК РФ.

При этом если лицо осознавало незаконность приказа, но заявило об этом командиру, такое заявление является обстоятельством, смягчающим наказание.

Наряду с осознанием и не осознанием исполнителем приказа незаконности такового вполне возможны ситуации, когда лицо не знает этого наверняка, но лишь сомневается в законности приказа. В данном случае уголовная ответственность также не может наступать [8].

При этом приказ не должен быть явно незаконным. Согласно ч. 2 ст. 33 Римского статута Международного уголовного суда «все люди наделены разумом и совестью».

Существует так называемая «теория умных штыков», согласно которой любой человек должен понимать недопустимость отдельных деяний, поскольку их противоправность осознаётся в любом случае, и доказывать обратное бессмысленно.

Поэтому некоторые приказы в любом случае должны осознаваться как заведомо незаконные.

Лицо, получившее приказ, должно соблюдать законодательство РФ, однако какой нормативный правовой акт должен соблюдать военнослужащий в приоритете – Уголовный кодекс РФ или Устав ВС ВС РФ?

Однозначной точки зрения нет, но поскольку незаконные приказы не должны исполняться, при осознании его незаконности, лицо, получившее незаконный приказ, должно отказаться от его исполнения.

Таким образом, исполнение приказа является одним из обстоятельств, исключающих уголовную ответственность при соблюдении определенных условий, и первостепенным условием является волевой момент, осознание или заблуждение по поводу незаконности приказа.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ // Электронная система «Консультант плюс», Ст. 42. [3] Дорогин Д. А. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность: проблемы теории и практики. М.,-2017. С. 67-72. [4] Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Учебник / Под ред. А.В. Бриллиантова. М., 2015. С. 113, 114. [5] Соломоненко И. Соучастие в исполнении незаконного приказа // Российская юстиция. 2000. N 5. С. 40, 41. [8] Дорогин Д.А. Исполнение приказа в условиях военной службы как обстоятельство, исключающее уголовную ответственность // Право в Вооруженных Силах. 2016. № 4. С. 90-98.

Источник: http://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-7/item/205-ispolnenie-prikaza-kak-obstoyatelstvo-isklyuchayushchee-ugolovnuyu-otvetstvennost

Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы

Анализ обращений лиц, уволенных с военной службы, за защитой своих прав в судебные инстанции и органы военной прокуратуры свидетельствует о необходимости подробного разъяснения процедуры исключения уволенных военнослужащих из списков личного состава воинских частей и проведения с ними расчетов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уволенный военнослужащий должен быть исключен из указанных списков в день истечения срока военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством (нахождение в отпусках, на стационарном лечении и др.).

До этого дня военнослужащим сдаются дела, должность, и с ним производятся необходимые расчеты, в том числе с полным обеспечением по установленным нормам денежным довольствием, иными выплатами, вещевым имуществом и в ряде случаев продовольственным пайком.

Порядок сдачи дел и должности определен статьями 90–92 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Срок сдачи дел устанавливается в зависимости от должностного положения военнослужащего.

Лицам, чьи должности не указаны в статье 90 названного Устава, этот срок определяется старшим командиром (начальником).

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» расчеты с уволенным военнослужащим должны быть произведены в течение пяти дней.

Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В ряде случаев военнослужащие состоят на обеспечении всеми или отдельными видами довольствия не по месту прохождения службы, а в других воинских частях или организациях.

Однако данное обстоятельство не освобождает командиров войсковых частей от обязанности исключать таких военнослужащих из списков личного состава части при увольнении со службы только после получения ими причитающихся видов довольствия.

Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и для восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» предусмотрена выплата увольняемым военнослужащим единовременного пособия при увольнении в зависимости от общей продолжительности их военной службы: при выслуге менее 20 лет – два оклада денежного содержания, 20 лет и более – семь окладов денежного содержания.

Размер указанного пособия увеличивается на один оклад для военнослужащих, награжденных в период прохождения военной службы государственными наградами или удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Указанное пособие не выплачивается следующим лицам: уволенным в связи с переходом на службу в иные государственные органы, не выдержавшим испытание, а также уволенным по так называемым «дискредитирующим основаниям» – например, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятями, по собственному желанию, в связи с переходом на службу в иные органы, а также общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы. В соответствии со статьями 29 и 31 Положения о порядке прохождения военной службы при увольнении предоставление отпусков военнослужащему осуществляется полностью до дня истечения срока его военной службы.

При невозможности использования основного и дополнительных отпусков до указанного времени они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками.

В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи дел и должности.

Основной отпуск предоставляется пропорционально прослуженному времени и исчисляется путем деления его установленной продолжительности на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших до предполагаемого дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Дополнительные отпуска в год увольнения с военной службы, в том числе ветеранам боевых действий, предоставляются военнослужащим в полном объеме.

В случае, когда невозможно своевременное исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

Кроме этого, законодательством предусмотрен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями либо в один год из трех лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Действия командиров (начальников), связанные с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, военнослужащие могут обжаловать вышестоящему командиру (начальнику), военному прокурору или в суд. В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении командованием его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201601291359-jp70.htm