Приказ мз по первичной переподготовке

Медицинские реформы коснулись не только повседневной работы, но и программ повышения квалификации врачей.

Почему сертификаты скоро станут не нужны и что их заменит? Для чего нужно будет постоянно учиться и как будет контролироваться этот процесс? Откуда брать баллы, необходимые для допуска к аттестации? Как будут проходить аттестационные экзамены? Ответы на эти вопросы ищите в статье.

Содержание

Зачем нужно повышать квалификацию

Работа медработника влияет не только на здоровье каждого отдельного человека, но и на общество в целом — это поняли еще древние правители.

И, поняв, тут же попытались нормировать работу врача законодательно: первые законы такого рода были созданы еще в древнем Вавилоне и датируются 17 веком до нашей эры.

В современной России медицинскую деятельность регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[1].

В частности, в законе говорится, что оказывать медицинскую помощь могут только лица, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Кроме того, медицинские работники обязаны совершенствовать свои знания и профессиональные навыки не реже, чем раз в 5 лет, обучаясь по дополнительным профессиональным программам.

По крайней мере, этого требует приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 № 66н[2]. Точнее — требовал. С 2017 года в систему дополнительного образования медицинских работников вводятся изменения.

Студентов — будущих молодых врачей — уже коснулась отмена интернатуры. Считается, что выпускники, отучившиеся по новым государственным стандартам медицинского образования, должны быть готовы работать врачом первичного звена. И лишь после трех лет на посту терапевта или педиатра поликлиники молодые доктора смогут поступить в ординатуру для получения узкой специализации.

Вторая масштабная перемена затронет уже работающих врачей. На смену сертификату специалиста, который получали после курсов повышения квалификации, приходит аккредитация.

Сертификаты, полученные до 2016 года включительно, остаются действительными в течение 5 лет, на которые они были выданы. Их владельцы сразу по истечению срока их действия приступают к НМО.

Те же, кто получит сертификаты с 2017 по 2025 год, вступают также в систему непрерывного медицинского образования.

В этой системе на смену сертификации придет аккредитация, во время которой медицинский специалист должен показать, что он не только овладел знаниями и навыками, необходимыми профессионалу в сфере здравоохранения, но и знаком со стандартами медицинской помощи и установленным порядком ее оказания. По крайней мере, так утверждает часть 3 статьи 69 Закона № 323-ФЗ. Порядок и процедуры аккредитации описывают:

  • Приказ Минздрава РФ от 25 февраля 2016 года № 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категории лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» (далее — Приказ № 127н);
  • Приказ Минздрава РФ от 2 июня 2016 года № 334н «Об утверждении положения об аккредитации специалиста» (далее — Приказ № 334н);
  • Приказ Минздрава РФ от 6 июня 2016 года № 352н «Об утверждении порядка выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, формы свидетельства об аккредитации специалиста и технических требований к нему».

Итак, согласно закону всего предусматривается 3 вида аккредитации:

  • первичная — ее проходит молодой специалист, только что окончивший медицинское учебное заведение, и только после этого его можно допустить к работе;
  • первичная специализированная — проходится после обучения новому виду медицинской деятельности (получения узкой специализации), представляет собой ординатуру и курсы профессиональной переподготовки;
  • периодическая — повторяется раз в 5 лет на протяжении всей профессиональной деятельности медика.

Аккредитация проходит под видео-и аудиоконтролем и состоит из 3 этапов:

  1. Тестирование. Создается индивидуальный набор из 60 тестовых заданий, в каждом из которых 4 варианта ответа, правильный лишь 1. На прохождение теста дается 90 минут. На сегодня на сайте методического центра аккредитации[3] доступно 3500 тестов по специальности «стоматология» и 3200 вариантов по специальности «фармация».
  2. Оценка практических навыков в симуляционных условиях. Для прохождения экзамена используются фантомы, манекены и другие симуляторы. В 2016 году при аккредитации стоматологов на демонстрацию навыка отводилось 10 минут.
  3. Решение клинических задач. По сути, это собеседование, во время которого специалист проводит разбор трех ситуационных задач (кейсов) на клиническое мышление. На подготовку к ответу отводится 60 минут, на сам ответ — 10 минут.

Для того чтобы быть допущенным к периодической аккредитации, специалист должен предоставить портфолио — отчет за последние 5 лет о профессиональной деятельности. То есть на смену курсам повышения квалификации, которые проходили раз в 5 лет, приходит непрерывное профессиональное образование врача.

Каждый год специалист должен посвятить повышению своей квалификации не менее 50 часов. Организаторы здравоохранения считают, что такая система позволит специалистам непрерывно обновлять знания.

Действительно, медицина — наука, в которой информация обновляется очень быстро: появляются новые методы диагностики, лечения, меняется информация об эффективности тех или иных лекарственных средств и держать руку на пульсе приходится постоянно.

Порядок и программы повышения квалификации врачей

Таким образом, за пять лет к моменту прохождения аккредитации специалист должен накопить 250 баллов, где 1 балл равен 1 часу дополнительного профессионального образования. Набирать баллы можно не одномоментно, а постепенно:

  • участвуя в конференциях, семинарах, в том числе дистанционных;
  • участвуя в симуляционных тренингах, мастер-классах;
  • проходя циклы повышения квалификации, как очные с применением дистанционных технологий и без, так и заочные.

Каждый специалист должен зарегистрироваться на Портале непрерывного медицинского образования[4], где создается личный кабинет, в котором каждый самостоятельно формирует индивидуальный план обучения.

Обучающие мероприятия можно выбирать из активностей, информация о которых размещена на порталах.

Набранные к аккредитации баллы будут подтверждаться отчетом, сформированном в личном кабинете на том же портале.

Конференции, семинары, мастер-классы могут быть как очными, так и заочными (вебинары). Последние подойдут тем, кто не имеет возможности посещать конференции очно, особенно специалистам, практикующим в отдаленных районах нашей страны.

Но самый удобный способ получения баллов в системе непрерывного медицинского образования — это циклы повышения квалификации. Во-первых, они рассчитаны на 18 или 36 часов, а это 18 или 36 баллов. Во-вторых, они не обязательно должны быть очными.

Позволяется и прохождение дистанционного обучения (оно может быть как очным, так и заочным), главное, чтобы организация, осуществляющая образовательную деятельность, была допущена Координационным советом по непрерывному образованию к участию в программе непрерывного медицинского образования, а программа обучения была внесена в перечень образовательных программ (образовательных мероприятий), размещенных на Портале непрерывного медицинского образования.

Курсы повышения квалификации: топ-9 наиболее востребованных специальностей

Вот какие специальности наиболее востребованы на сегодня по данным поисковых систем и какие квалификационные требования предъявляются к врачам этих специальностей:

  1. Косметолог. Квалификационные требования — высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Дерматовенерология». Переподготовка по специальности «Косметология».

К сведению
В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программы профессиональной переподготовки направлены на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Они относятся к дополнительным образовательным программам и разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения программ.

  1. Физиотерапевт. Высшее образование по специальности «Педиатрия» или «Лечебное дело». Подготовка в ординатуре по специальности «Физиотерапия» — первичная, либо переподготовка — при уже имеющейся другой врачебной специализации.
  2. Стоматолог. Специалитет — высшее образование по специальности «Стоматология». Интернатура или ординатура по специальности «Стоматология общей практики».
  3. Терапевт. Специалитет по этой профессии называется «Лечебное дело», дополнительная подготовка не требуется, за исключением обязательного для всех врачей непрерывного медицинского образования в течение всей профессиональной деятельности.
  4. Рентгенолог. Требуется высшее образование (специалитет) по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», также возможны «Медицинская биофизика» и «Медицинская кибернетика». Первичная специальная подготовка по специальности «Рентгенология» в интернатуре или ординатуре, также возможна переподготовка с других врачебных специальностей.
  5. Педиатр. В отличие от терапевта, которым может стать только «взрослый» специалист — то есть окончивший ВУЗ по специальности «Лечебное дело», стать педиатром может как человек, изначально выбравший профессию детского врача — специалитет «Педиатрия», так и выпускник лечебного факультета, который готовит будущих терапевтов. В любом случае потребуется профессиональная подготовка в интернатуре или ординатуре по специальности «Педиатрия». А вот переподготовку по этой специальности могут пройти только семейные врачи, то есть прошедшие ординатуру по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)». Врачу узкого профиля переучиться на педиатра, минуя этот этап, нельзя.
  6. УЗИ-специалист (специальность «Ультразвуковая диагностика»). Такому специалисту, как и рентгенологу, можно иметь высшее образование не только по специальностям «Лечебное дело» или «Педиатрия», но и «Медицинская биофизика» или «Медицинская кибернетика». Далее потребуется ординатура по специальности «Ультразвуковая диагностика». Переучиться на эту специальность может любой врач, имеющий узкую специализацию.
  7. Реаниматолог. Точнее, анестезиолог-реаниматолог. Специалитет «Лечебное дело» или «Педиатрия». Интернатура или ординатура по специальности «Анестезиология и реаниматология». А вот переучиться на эту специальность может только врач-нефролог или неонатолог.
  8. Врач ЛФК (специальность «Лечебная физкультура и спортивная медицина»). Ординатура по специальности доступна после получения специалитета «Лечебное дело» или «Педиатрия». Переучиться может любой врач узкой специальности.

Что касается повышения квалификации по данным специальностям на очных курсах, то, как правило, далеко ходить не надо — кафедры постдипломного образования есть практически во всех российских медицинских образовательных учреждениях. Именно на их базе до сих пор проводились курсы повышения квалификации, которые врачи посещали раз в 5 лет перед продлением сертификата.

С заочным обучением ситуация не так однозначна. С одной стороны — часть вебинаров уже есть на Портале непрерывного медицинского образования.

Но многие врачи говорят о том, что информации на портале недостаточно для набора нужного количества баллов, поэтому приходится искать другие организации, которые аккредитованы в системе НМО, как, например, курсы АНО ДПО «Современная научно-технологическая академия».

Итак, как и любые другие профессионалы в области медицины, врачи рассмотренных специальностей должны непрерывно повышать свою квалификацию, раз в 5 лет проходя аттестацию специалиста.

Ежегодно необходимо «получать» не менее 50 часов обучения, что приравнивается к 50 баллам. Не менее 70% часов (баллов) должны приходиться на обучение по основной специальности.

30% баллов можно набрать, обучаясь смежным областям.

Источник: https://glivec.su/2018/07/29/pervichnaja-perepodgotovka-vrachej-prikaz-2017/

Документы

  1. Документ о высшем/среднем медицинском или фармацевтическом образовании
  2. Документ о послевузовском профессиональном образовании (интернатура, ординатура) для специалистов с высшим образованием
  3. Документ о профессиональной переподготовке (при наличии)
  4. Сертификат специалиста (при наличии)
  5. Документ о повышении квалификации (при наличии)
  6. Копия трудовой книжки, заверенная в отделе кадров по месту работы
  7. Копия паспорта
  8. Документы, подтверждающие смену фамилии (при наличии)
  9. СНИЛС
  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 ноября 2012 г. N 982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»
  4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»
  5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование”
  6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»
  7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 16 апреля 2008 г. N 176н «О номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации»
  8. Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»
  9. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»
  10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.12.2017 г. № 1043н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов»

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательные организации имеют законное право выдавать следующие документы установленного государственного образца:

Диплом о профессиональной переподготовке

Выдается при освоении курса профессиональной переподготовки, в объеме не менее 504 академических часов и прошедшим итоговую аттестацию.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.

Профессиональная переподготовка (сокращённо ПП) – это получение дополнительных компетенций (знаний, умений, навыков, а также личностных качеств), необходимых для выполнения функций нового направления профессиональной деятельности или получения дополнительной квалификации. Данная форма обучения доступна лицам, имеющим среднее или высшее профессиональное образование.

Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает её обладателю право заниматься новым видом профессиональной деятельности.

Диплом о профессиональной переподготовке

Удостоверение (Свидетельство) о повышении квалификации

Выдается при освоении курса повышения квалификации, в объеме не менее 144 академических часов и прошедшим итоговую аттестацию.

Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Курсы повышения квалификации могут проходить только те, кто уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.

Удостоверение о повышении квалификации

Сертификат специалиста

Сертификат специалиста (далее — сертификат) свидетельствует о достижении его обладателем уровня теоретических знаний, практических навыков и умений, достаточных для самостоятельной профессиональной (медицинской или фармацевтической) деятельности. Сертификат действует пять лет на территории Российской Федерации.

Сертификат специалиста

Сертификат выдается по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2008 г.

N 176н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 2008 г., регистрационный N 11634), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 мая 2010 г.

, регистрационный N 17160), и Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 апреля 2009 г.

N 210 н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2009 г., регистрационный N 14032), с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г.

, регистрационный N 20144).

Источник: http://xn--b1a0aw.xn--p1ai/doc.html

Дополнительное профессиональное образование медицинского персонала

Дополнительное профессиональное образование (далее по тексту — ДПО) — это процесс обучения медицинского персонала по дополнительным образовательным программам за пределами основных образовательных программ.

В Российской Федерации существует три основных вида ДПО:

  • Повышение квалификации;
  • Стажировка;
  • Профессиональная переподготовка.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка медицинского персонала осуществляются согласно Приказу Минздрава России от 03.08.

2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (далее по тексту — Приказ № 66н).

Повышение квалификации медицинского персонала

Повышение квалификации — вид ДПО, направленный на обновление теоретических и практических знаний медицинского персонала в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач и не завершающийся повышением уровня (ступени) образования.

Повышение квалификации проводится не реже чем один раз в пять лет (п. 4 Приказа № 66н).

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

  • Краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного вида деятельности, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
  • Тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов);
  • Длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Профессиональная переподготовка медицинских работников

Профессиональная переподготовка (далее — переподготовка) — вид ДПО, направленный на освоение обучающимися образовательных программ для выполнения нового вида работы или группы работ.

Переподготовка не обеспечивает получения нового уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но она дает возможность изменить направление профессиональной деятельности на уже имеющемся уровне образования.

По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации медицинского персонала в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Стажировка

Стажировка — форма повышения квалификации или переподготовки с помощью непосредственного участия обучающегося в соответствующей трудовой деятельности медицинского персонала. Стажировка может осуществляться без предварительного обучения.

В системе ДПО стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Дополнительное образование среднего персонала медицинского учреждения

Ещё одним важным документом, касающимся повышения квалификации среднего медицинского персонала, является Приказ Минздрава РФ от 05.06.1998 № 186 «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием». Этим документом закреплён Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского персонала.

Названный Перечень в виде таблицы содержит информацию о периодичности (не реже 1 раза в 5 лет), продолжительности и виде постдипломного образования по окончании определённой тематики циклов. Одна или несколько тематик для повышения квалификации установлена для определённых категорий специалистов и должностей работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием.

Однако стоит не забывать, что упомянутый Приказ Минздрава № 186 не имеет статуса нормативного правового документа, поэтому требования некоторых должностных лиц органов надзора, касающиеся его точного исполнения, не являются правомерными.

Основные требования к организации ДПО

Сроки, формы, содержание и технология обучения медицинского персонала по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности).

Необходимость прохождения работниками повышения квалификации, профессиональной переподготовки и стажировки устанавливается работодателем.

Профессиональная переподготовка проводится в обязательном порядке для работников, планирующих выполнение нового вида медицинской деятельности.

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка работников проводятся главным образом с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения.

Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем образовательной или научной организации, где она проводится.

Новые правила проведения ДПО

Источник: https://www.kormed.ru/baza-znaniy/medicinskie-kadry/kvalifikacionnye-trebovaniya-k-medicinskih-rabotnikov/dopolnitelnoe-professionalnoe-obrazovanie-meditsinskogo-personala/

Профессиональная переподготовка врачей: курсы, организация процесса

Как проводится профессиональная переподготовка врачей, в каких случаях она необходима, какие документы нужно подготовить.

Рассмотрим вопрос оплаты обучения.

Бонус – полезные материалы для скачивания и конкретные варианты обучения.

В каких случаях требуется профессиональная переподготовка врачей

Профессиональная переподготовка врачей позволяет приобрести новую квалификацию, получить доступ к новому виду деятельности.

Программы дополнительного профессионального образования, курсы профессиональной переподготовки разрабатываются в соответствии с ФЗ «Об образовании».

Что будет, если не направить медработника на обучение
посмотреть/скачать>>

Законом «Об охране здоровья» граждан предусматривает ряд случаев, когда переподготовка врачей обязательна:

  1. Если врач неспособен выполнять свои обычные трудовые обязанности в силу состояния своего здоровья, когда происходит ликвидация медучреждения или сокращение штата медработников.
  2. Переподготовка обязательна для медработников, которые имеют длительный перерыв медицинской деятельности (более 5 лет). Они должны пройти специальную программу подготовки и получить свидетельство об аккредитации.

Приказом Минздрава РФ № 66н от 03.08.2012 года установлен порядок прохождения обучения по дополнительным образовательным программам для медработников, а также сроки такого обучения.

  1. Администрация медучреждения может определить необходимость прохождения допобучения медработником.
  2. Любой медицинский специалист должен пройти обучение, если планирует выполнять новый вид деятельности, который его дипломом не предусмотрен.
  3. Прохождение курсов переподготовки обязательно для специалистов, квалификации которых недостаточно для выполнения некоторых видов деятельности, но они имеют непрерывный стаж медицинской деятельности от 5 до 10 лет.
  4. В связи с назначением на новую должность, которая предусматривает освоение дополнительных программ обучения.

При этом курсы переподготовки врачей организуются в соответствии с квалификационными требованиями, которые перечислены в приказе Минздрава РФ № 707н от 08.10.2015 года.

  • В статье вы найдете только несколько готовых образцов и шаблонов. В Системе «Главный врач» их более 5000.

Успеете скачать всё, что нужно, по демодоступу за 3 дня?

Активировать

Кто должен оплачивать переподготовку

Профессиональная переподготовка врачей может быть оплачена как за счет медучреждения, так и за счет самих специалистов.

Обязывать специалистов оплачивать обучение нельзя. Сегодня есть множество платных курсов переподготовки для медработников, участие в которых позволяет набрать им необходимое количество баллов.

Вместе с тем, формально медучреждения, которые не оплачивают обучение своих специалистов, формально правы. При этом на образовательном портале Минздрава сказано, что переподготовка врачей может быть оплачена за счет самого медика.

Этой позиции противоречит содержание двух нормативных актов высшей юридической силы:

  1. В п. 2 ч. 1 ст. 72 ФЗ «Об охране здоровья граждан» говорится о том, что именно работодатель предоставляет средства для оплаты программ переподготовки медицинских работников.
  2. В ч. 4 ст. 196 ТК РФ установлена обязанность организации оплачивать обучение сотрудников в том случае, если получение соответствующего образования является условием деятельности по закону.

Однако, может возникнуть такая ситуация, что позднее Минздрав примет нормативный акт, которые задним числом распространит свое действие на существующие правоотношения, и медработники обратятся к своим работодателям, требуя возврата потраченных на обучение денег.

Какое решение в таком случае принять медучреждению? Оптимальное решение – оплатить курсы переподготовки врачей за счет средств нормированного страхового запаса ТФОМС. Документы для предоставления такого финансирования предоставляются ежеквартально.

Школа главного врача – это специальная площадка, где руководитель медорганизации может повысить свою квалификацию с получением удостоверения установленного образца. Или продлить свой сертификат специалиста.

Клиенты Системы Главный врач учатся по льготной цене. 4 курса доступны прямо сейчас, кликните на картинку, и начните обучение:

Документы для поступления

Для получения дополнительного образования медработник должен обратиться в образовательную организацию со следующим пакетом документов:

  • копия трудовой книжки специалиста, заверенная в надлежащем порядке кадровой службой медучреждения. Также можно оформить личную анкету в отделах кадров, записи о трудовой деятельности врача в которой заверяются отделом кадров;
  • копия паспорта (2-3 страница);
  • копия документов о законченном образовании с приложениями;
  • фотографии специалиста (размер 3х4);
  • договор на оплату образовательных услуг в том случае, если специалист будет оплачивать обучение самостоятельно.

Чем отличается КПК от профессиональной переподготовки

Профессиональная переподготовка врачей имеет существенные отличия от повышения квалификации специалиста:

  1. Любая программа повышения квалификации строится в пределах основной квалификации медика. Он получает в ходе таких программ новые умения и навыки, повышает свою компетенцию, которая необходима для работы.
  2. Минимальный срок программы повышения квалификации составляет 16 учебных часов, в программу включает описание компетенций специалиста в рамках имеющейся квалификации. Курсы переподготовки врачей имеют более длительные сроки обучения.
  3. При повышении квалификации итоговые экзамены специалист может сдавать в разных формах, например, путем написания выпускной работы, в форме теста или экзамена.

Процедура

Профессиональная переподготовка врачей позволяет медработнику получить новую компетенцию или квалификацию, в том числе для выполнения новых профессиональных обязанностей.

Минимальный нормативный срок обучения по таким программам – 250 академических часов. В каждой программе приведен план обучения, график занятий, рабочие программы по разным дисциплинам, материалы для оценки знаний специалиста и т.д.

При составлении программ обучения учитываются требования к квалификации специалистов, профстандарты и изложенный в них профиль компетенции специалиста.

Заканчивается обучение итоговой аттестацией, которая заключается в сдаче квалификационного экзамена или защите выпускной работы, тему которой специалист выбирает в начале прохождения курса. Важное требование к такой работе – она должна иметь практическую ценность и базироваться на собственной деятельности специалиста.

На экзамене медработники сдают тест, а также решают ситуационные задания.

Подтверждением окончания обучение является выдача медработнику диплома о профессиональной переподготовке.

Пример: курсы переподготовки врачей

Профессиональная переподготовка врачей предполагает разделение программы обучения на тематические модули.

В качестве примера приведем некоторые модули программы переподготовки специалиста по управлению в здравоохранении:

Материал проверен экспертами Актион Медицина

  • организационные основы управления в сфере здравоохранения;
  • психологические и этические аспекты управленческой деятельности в медицине;
  • правовые и экономические основы управления в сфере здравоохранения;
  • организация деятельности медучреждения.

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293658362-18-m04-18-professionalnaya-perepodgotovka-vrachej

Приказ мз по первичной переподготовке

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н
«Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г.

N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 6, ст. 3577; N 30, ст. 4307; N 37, ст.

4969; 2015, N 2, ст. 491; N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333), приказываю:

1. Утвердить Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» согласно приложению.

2.

Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292);

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 декабря 2011 г.

N 1644н «О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития 7 июля 2009 г. N 415н» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2015 г.

Регистрационный N 39438

Обновлены квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Они дифференцированы по специальностям. Указано, каким уровнем профобразования необходимо обладать для занятия соответствующих должностей.

Также установлены требования к дополнительному профобразованию. В их числе — повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 октября 2015 г.

Регистрационный N 39438

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2015 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 15 июня 2017 г. N 328н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Новости по теме

Приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н внесены изменения в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием

Приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, зарегистрированным в Минюсте России 3 июля 2017 года, внесены изменения в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н.

Вступает в силу с 15.07.2017.

Основные изменения в требованиях к квалификации медицинских работников:

1. Лица, получившие образование по основной образовательной программе в соответствии с ФГОС высшего образования после 1 января 2016 года и прошедшие аккредитацию специалиста, смогут без подготовки в интернатуре/ординатуре, но при условии непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности занимать должности:

  1. врача-терапевта участкового,
  2. врача по общей гигиене,
  3. врача-эпидемиолога,
  4. врача клинической лабораторной диагностики,
  5. врача функциональной диагностики,
  6. врача-статистика,
  7. врача-педиатра участкового,
  8. врача-стоматолога,
  9. провизора,
  10. провизора-технолога.

2.

Установленные квалификационные требования для занятия должностей медицинской сестры общей практики, медицинской сестры по паллиативной помощи, медицинской сестры по профилактике, медицинской сестры по реабилитации.

Специалист должен иметь высшее образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и участвовать в системе непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности.

3. Для занятия должности врача-косметолога исключена обязательная подготовка в ординатуре по специальности «Косметология», достаточно пройти профессиональную переподготовку по специальности «Косметология» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальности «Дерматовенерология».

4. Исключена возможность подготовки в интернатуре по специальностям

  • «Детская урология-андрология»,
  • «Нефрология»,
  • «Эндоскопия».

Не требуется подготовка в ординатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью». Предусмотрена возможность подготовки в ординатуре по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия».

5. Разрешено проходить профессиональную переподготовку по специальностям «Нефрология» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» после интернатуры.

6. Лица с базовым высшим образованием — специалитетом по специальности «Стоматология» не смогут проходить подготовку в ординатуре по специальностям «Лечебная физкультура и спортивная медицина», «Мануальная терапия», «Рентгенология», «Физиотерапия», «Функциональная диагностика». При этом для них стала возможна подготовка в ординатуре по специальности «Остеопатия».

7. По специальности «Рефлексотерапия» разрешено проходить профессиональную переподготовку при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре по специальностям «Инфекционные болезни», «Психиатрия», «Психиатрия-наркология».

8.

Уточнено, что для допуска к медицинской деятельности по определенным специальностям требуется либо подготовка в интернатуре/ординатуре по соответствующей специальности, предусмотренная разделом «Уровень профессионального образования», либо профессиональная переподготовка по соответствующей специальности, предусмотренная разделом «Дополнительное профессиональное образование», за исключением случаев, когда прохождение профессиональной переподготовки квалификационными требованиями к определенной специальности не предусмотрено.

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.06.2017 г. № 328н «О внесении изменений в Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н»

Источник: https://lotos70.ru/prikaz-mz-po-pervichnoj-perepodgotovk.html