Проблемы воспитания в детском саду

Проблемные дети-проблема воспитания

Проблемы воспитания в детском саду

Людмила Владимировна Кунденок
Проблемные дети-проблема воспитания

ПРОБЛЕМНЫЕ ДЕТИ? – ПРОБЛЕМА В ВОСПИТАНИИ.

Утром раздражённая мама привела Свету в детский сад. Она разговаривала с ребёнком на высоких тонах. На капризы ребёнка мама ответила словесной грубостью и рукоприкладством. С каким настроением пришёл ребёнок в детский сад нетрудно догадаться.

А что же дальше происходит в группе с этим ребёнком? Со Светой не хотят дружить, она дерётся, играет только с двумя сильными в группе мальчиками, которые тоже не отличаются дружелюбием. Любимые её мультики про роботов, где стреляют и убивают.

На занятиях рисования на задание воспитателя Светочка реагирует слезами, сомнением и полным отказом, оперируя тем, что у неё ничего никогда не получается.

На подбадривание воспитателя и на его вопрос, – почему она так думает? Ребёнок отвечает, что её подарок маме на восьмое марта был выброшен в мусорную корзину, потому что он ей не понравился.

А вот Денис, он отказывается заниматься на занятиях в группе детского сада, да ещё и мешает другим, тем, что отвлекает воспитателя своими выкриками, встаёт и ходит по группе.

На замечания воспитателя никак не реагирует, такая демонстративная манера поведения: «я сам по себе и вы мне не указ». Денис единственный поздний ребёнок в обеспеченной семье, которому ни в чём не отказывают родители.

На замечания и жалобы воспитателей по поводу поведения ребёнка, родители реагируют негативом в их адрес: «…У нас все хорошо, а вот вы воспитывать не умеете. Это ваши проблемы».

Уважаемые родители! Давайте поставим главный вопрос. Что такое правильно воспитать ребенка? И кто же всё-таки должен воспитывать и брать ответственность за воспитание своего ребёнка.

«Пункт 2, статьи 14 Конвенции ООН о правах ребенка» говорит о том, что право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей, самостоятельно выбирая методы, согласующиеся с развивающимися способностями ребенка.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Помимо прав, родители также несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Ст. 47 Семейного кодекса РФ говорит о том, что родительские права возникают с момента рождения ребенка и государственной регистрации отцовства и материнства.

Таким образом, первые учителя и воспитатели ребёнка это отец и мать, и первые жизненные уроки ребёнок получает в семье.

Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям.

Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Она является важнейшим фактором, влияющим на формирование личности. Именно в семье дети просто и естественно приобщаются к жизни.

Важно не забывать, что личное поведение, было есть и остаётся продуктом свободной воли, и всё, что «вложили» в малыша, вернётся к Вам сторицей. Дефицит родительской любви, недостаток внимания и заботы негативно сказываются на развитии ребенка, даже если мама и папа успешно удовлетворяют все остальные (чисто биологические) потребности ребенка.

Если ребёнок с раннего детства лишён материнской любви, заботы и должного ухода – а такие случаи нередки, – то именно так и складывается тот самый цикл насилия. Насилие порождает насилие, и ребёнок перенимает роль насильника у своих собственных родителей.

Прежде, чем вы возьмете в руки, вынесите пожизненный приговор “ничего из тебя в жизни хорошего не получится” подумайте что: постоянная критика учит ребенка ненавидеть весь мир; высмеивание недостатков ведет к замыканию и неуверенности в себе; упреки учат жить с чувством вины; вражда в семье учит ребенка агрессивности.

На этой предостерегающей ноте вернёмся к нашей Свете, проследим небольшой отрезок из её жизни в детском саду.

Частые случаи прихода в детский сад с плохим настроением, истерики и капризы, негативное отношение девочки к воспитателю, если он уделяет ей чуть меньше внимания, чем другому ребёнку, частые ссоры и драки, в конечном счете, всё это сказалось на нервном состоянии ребёнка.

Врачи поставили диагноз

Викепедия:
онихофагия психическое расстройство, выражается в навязчивом обкусывании ногтей. Чаще всего возникает в детском возрасте, реже наблюдается у взрослых. Данное расстройство поведения может быть связанно с повышенной тревожностью ребенка из-за проблем в садике, школе.

А может всё-таки проблема кроется в семье – в проблеме воспитания ребёнка, а высвечивается в садике? Современная медицина утверждает что, длительное пребывание в состоянии эмоционального стресса неизбежно приводит к нарушениям здоровья, а корни многих детских заболеваний – от частых мигреней, заикания и астмы до депрессий уходят в «трудное детство». Иногда ребёнок пытается скрыть собственную тревожность и боязливость, робость, неуверенность, застенчивость, обидчивость и повышенную чувствительность за агрессивностью. Мы видим в данном случае у Светы явные всплески агрессии и аутоагрессии.

Э. Фромм:
Любовь матери к ребёнку – важнейшее условие детской жизни вообще. Она воспитывает в малыше любовь к жизни и учит его любить эту жизнь: посмотри, как прекрасна жизнь, как бы говорит мать своему малышу, посмотри, как хорошо быть маленьким мальчиком или девочкой на этой земле.

А настолько ли хорошо быть маленьким и беззащитным, беззащитным перед теми, кто самой судьбой призван тебя защищать? Но разве, же может родительская любовь быть во вред дочери или сыну, а тем более, портить ребенка? Ведь, казалось бы, чем сильнее мы любим свое чадо, тем это лучше для него.

О материнской любви принято говорить, что она святая. Но чрезмерная материнская любовь, ломает судьбы, а иногда и лишает полноценной жизни своих детей. Многие женщины не видят и не замечают этого.

Что это значит – чрезмерная, сильная материнская любовь? Это когда любовь к детям становится сильнее любви к себе и к мужу, когда дети выходят на первое место в системе ценностей матери а отец, да и часто сама мать, отодвигаются на задний план. Так и в семье Дениса.

Если он не хочет что – то делать, то его и не заставляют, во всём потакают. Такой ребёнок привык к постоянному вниманию и восхищению со стороны окружающих его взрослых.

Это случается с излишне заботливыми родителями, которые хотят для своих детей больше, чем сами дети. Да и трудно захотеть, когда вперед любому твоему желанию «забегают» сразу и папа, и мама.

Психологи отмечают, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. А заниматься ни желания, ни интереса у Дениса, к сожалению нет. А вот чем это оборачивается для ребёнка, несложно догадаться.

Проблемами и конфликтами в детском саду, а в дальнейшем в школе безынициативностью и несамостоятельностью.

Такие дети похожи на наследных принцев и принцесс, которые до попадания в детский сад были абсолютно уверены, что они самые главные люди на планете.

И вдруг они попадают в то место, где таких “принцев” и “принцесс” целая куча, и взрослые вместо того, чтобы смотреть только на них, смотрят на всех. И чтобы вернуть свое уникальное положение, они начинают привлекать внимание к своей особе и делают это постоянно.

Если добиться внимания не получается, они обижаются, впадают в ярость и начинают драться, обзываются, перестают слушать взрослых.

К таким сложным детям конечно воспитатели должны уметь найти подход и в этом им помогает приобретённый опыт и знание педагогики.

Но уважаемые родители, детский сад не решит всех проблем без Вашего участия в судьбе ребёнка, мы призваны их решать ВМЕСТЕ с ВАМИ.

И в этом детский сад вам поможет, поддержит ВАС, но главные воспитатели ребёнка это всё-таки ВЫ.

Вот мы и подошли уважаемые родители, к главному вопросу: – Как правильно воспитать ребенка?

Ю. Б. Гиппернейтер:
Психологи советуют

1. Безусловно принимать ребёнка.

2. Активно слушать его переживания, и потребности.

3. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно разрешать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем) вместе. Ты, конечно, справишься.

10. Обнимать не менее четырёх, а лучше по восемь раз в день.

И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь к вашему ребенку. Хотелось бы отметить, что окружающий нас мир стремительно изменяется, меняемся мы, становятся другими наши дети.

Размываются ориентиры, рушатся незыблемые прежде категории, происходит естественная переоценка ценностей или замещение одних “правил игры” другими. При этом никто не снимает с родителей их главной обязанности подготовить к самостоятельному плаванию своих детей.

Разные факторы влияют на формирование характера ребенка или на состояние его здоровья, но есть все основания утверждать, что в основе плодотворного партнерства «родитель — ребенок» лежит некий магический четырехугольник это: душевная теплота, четкие правила, взаимное уважение и привитие ребенку чувства собственного достоинства.

Педагог психолог Кунденок Л. В

МАУ д/сад комбинированного вида №107

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/problemnye-deti-problema-vospitanija.html

Проблемы воспитания в детском саду

Проблемы воспитания в детском саду

Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов: наследственность; воздействие окружающей среды (экологические и природно-климатические факторы); влияние факторов организации медицинского обслуживания; социально-экономические факторы и образ жизни.

Частые заболевания дошкольников неблагоприятно влияют на физическое состояние их организма, отрицательно сказываются на нервно-психическом и физическом развитии, а также затрудняет выполнение детьми их социальных функций.

Часто болеющие дети серьезная проблема семьи. От того, как растет ребенок, зависит, как происходит перестройка и формирование организма, насколько полноценно закладывается иммунная и адаптационная системы, нервная и эндокринная.

Все системы и органы организма взаимосвязаны и составляют единую систему. Неблагополучие одного органа ведет к патологии других систем и органов. Наиболее распространенными причинами частой заболеваемости у детей является:

  – сложные роды,

  –  родовые травмы,

  – раннее искусственное вскармливание,

  – дисбактериоз кишечника, который сопровождается кожными проявлениями,

  – заболевания ЛОР органов,

  – врожденные хронические заболевания,

  – врожденный гепатит и многие другие причины.

Детей, подверженных частым респираторным инфекциям, принято называть часто болеющими (ЧБД).

У каждого ребенка с частыми респираторными инфекциями необходимо уточнить причины повышенной заболеваемости и выявить конкретные провоцирующие факторы.

Комплекс медицинской реабилитации часто болеющих детей включает рациональный режим дня и питания, закаливание, общеукрепляющую и лечебную физкультуру, медикаментозную терапию.

Рациональный режим дня. В связи с тем, что у часто болеющих детей часто наблюдаются функциональные нарушения со стороны центральной и вегетативной нервной системы, необходимо исключить занятия и игры, приводящие к переутомлению и перевозбуждению ребенка. Целесообразно увеличить продолжительность сна на 1-1,5 часа. Обязательным является дневной сон или отдых.

Рациональное питание. В питании часто болеющих детей необходимо использовать оптимальное количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей, важно обязательное включение в ежедневный рацион свежих овощей, фруктов и ягод, при недостаточном потреблении которых необходимо использовать поликомпонентные витамино-микроэлементные препараты.

Оздоровительные мероприятия. Большую значимость приобретает закаливание, снижающее уровень заболеваемости. Закаливающие процедуры необходимо сочетать с проведением гимнастики и массажа.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни; как снизить заболеваемость, и добиться высоких результатов в области физического развития детей?

В нашем детском саду разработано комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития часто болеющего ребенка и осуществляется оно при участии разных специалистов ДОУ (инструктора по физическому воспитанию, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, медицинского работника). Проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, тщательно изучается состояния здоровья детей и прививаются навыки здорового образа жизни.

Вся система мероприятий позволяет:

– обеспечить благоприятное течение адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения;

– решать оздоровительные задачи всеми средствами физической культуры;

– предупреждать острое заболевание и невротическое состояние методами профилактики;

– проводить социальные, санитарные и специальные меры по профилактике и распространению инфекционных заболеваний;

– организовать здоровьесберегающую среду в группе и ДОУ;

– пропагандировать ЗОЖ и методы оздоровления в коллективе детей родителей и сотрудников;

– сохранить и укрепить здоровье частоболеющих детей.

Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности детей в детском саду.

Физкультура необходима и важна абсолютно для каждого ребенка. Родители часто недооценивают значение физических упражнений в росте и развитии детского организма. А ведь уже на первом месяце жизни нужно, а часто даже крайне необходимо позаботиться о физкультуре младенца.

Физкультура – это не просто бег и приседания. Это принцип, система, включающая комплекс действий и упражнений, грамотно поставленных и правильно выполняемых. Поэтому для того, чтобы занятия физкультурой были эффективны и приносили пользу организму, необходимо следовать некоторым правилам.

 Необходимо сознательно подходить к этому вопросу.   Физкультура для детей разных возрастов включает в себя очень разные мероприятия. Физкультура для детей до года это рефлекторные, пассивные и активные упражнения, а также массаж.

По мере взросления ребенка упражнения становятся более сложными и разнообразными. Вначале все происходит в игровой форме, но ближе к 6-летнему возрасту приближается к школьному уроку. В любом случае, к двум годам ребенок должен начинать свой день с утренней гимнастики.

Делайте зарядку вместе со своим малышом – так будет веселей, да и приучить ребенка к физической культуре значительно легче на своем собственном примере. Упражнения должны включать в себя бег, ходьбу, приседания, прыжки, лазанье, метание, развитие координации движений и удерживания равновесия.

Имейте ввиду, что ребенок в раннем возрасте быстро устает, но так же быстро и восстанавливается. Поэтому занятия физкультурой должны проходить с перерывами на отдых.

Работа по физическому воспитанию ослабленных детей строится с учетом особенностей состояния их здоровья, наличия или отсутствия у них отставания в физическом и двигательном развитии от возрастных нормативов, их физиологических возможностей.

Прививайте детям любовь к физкультуре и привычку заниматься ею с раннего возраста. Станьте им достойным примером для подражания. Выполнение основных рекомендаций по организации двигательной деятельности частоболеющих детей, безусловно, будет способствовать укреплению их здоровья.

Источник: https://dousad-25.ru/index.php/nashi-spetsialisty/instruktor-po-fiz-vospitaniyu/2014-10-27-13-52-57/problemy-vospitaniya-doshkolnika-v-detskom-sadu

Проблема воспитания одаренного ребенка в детском саду

Проблемы воспитания в детском саду

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Л.Ю.Пономарева

В настоящее время проблема одаренности становится все более актуальной. Общество испытывает потребность в неординарной творческой личности.

Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его способности к творческому мышлению и нестандартному поведению.

Сегодня необходимо формирование личности, готовой не только жить в современном обществе, но и активно влиять на жизнь этого общества.

Одаренный ребенок нуждается в особом внимании взрослых – родителей, воспитателей, учителей, психологов.

Эти взрослые должны «увидеть уникальность ребенка, узнать его способности и понять его потребности; дать ему уверенность и свободу быть таким, каким он может быть; …принять его агрессивность как созидательную силу.

Только тогда ребенок отважится реализовать свою одаренность и взять на себя ответственность работать для себя и окружающего мира».

Ребенок впервые получает возможность проявлять свою одаренность именно в семье.

Родители могут либо поддержать ребенка в развитии его талантов, либо помешать их раскрытию. Исследователи данного вопроса выделяют несколько типов отношений родителей к детской одаренности: негативное, игнорирующее и положительное.

Негативное отношение проявляется в том, что родители не хотят, чтобы их ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, они всячески подавляют его талантливость. Данные родители придерживаются стереотипного мнения, что быть одаренным – значит быть «ненормальным», вследствие чего несчастным.

Игнорирование проявляется в невнимании родителей к талантам своих детей. Его можно разделить на:

1. Бессознательное – родители мало информированы о феномене детской одаренности и игнорируют ее проявления потому, что не знают о них;

2. Осознанное – родители знают и замечают проявления одаренности в своем ребенке, но невнимательны к его талантам, поскольку для них главное, чтобы ребенок был обычным продуктом своей среды.

Сталкиваясь с таким отношением, ребенок пытается подавить свои способности для того, чтобы заслужить одобрение родителей.

Даже запрещение творчества, как это ни парадоксально, может более положительно влиять на развитие ребенка, чем равнодушие.

Позитивное отношение – это реакция радостного принятия детской одаренности. Но можно выделить несколько вариантов позитивного отношения родителей к одаренности их ребенка.

1. Гиперсоциализация. Родители оценивают одаренность ребенка как нечто престижное, дающее им возможности самоутверждения через выдающиеся способности своего ребенка.

Для них важнее всего результаты, которых добивается ребенок, возможность рассказать о достижениях ребенка окружающим.

Они чрезмерно загружают его и не заботятся о том, может ли ребенок выдержать такую нагрузку, необходимы ли для него эти занятия.

2. Родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и далеко не все оправдывают надежды тщеславных родителей.

3. Родители акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Если одаренность проявляется в какой-то определенной области (например, у ребенка выдающиеся музыкальные способности), занятия музыкой заполняют всю его жизнь и препятствуют полноценному развитию других способностей, что ведет к одностороннему развитию.

4. Безусловная любовь. Родители ценят и любят самого ребенка, а не его таланты. Такое отношение способствует наиболее благоприятному развитию личности, ее реализации. У ребенка появляется ощущение безопасности, уверенности в себе, защищенности, своей значимости для ближних и т. д.

В современной науке существуют десятки трактовок понятия детской одаренности, многие из них крайне противоречивы.

Поэтому приходится довольствовать «усредненным» понятием, по которому одаренность – это индивидуальное сочетание способностей, которое позволяет человеку в совершенстве за сравнительно короткое время овладеть навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения деятельности.

Целый ряд психологических исследований и специальные наблюдения показывают, что одаренные дети в целом гораздо более благополучны, чем другие дети: не испытывают проблем в обучении.

Лучше общаются со сверстниками, быстрее адаптируются к новой обстановке.

Их укоренившиеся интересы и склонности, развитые уже с детства, служат хорошей основой для успешного личностного и профессионального само определения.

Правда, на современном этапе и у этих детей могут возникать проблемы в том случае, если не учитываются их повышенные возможности: обучение становится слишком легким или же нет условий для развития их творческих потенций.

У многих особо одаренных детей особенно заметны проблемы, связанные с их физическим развитием. Так, некоторые дети явно избегают всего, что требует физических усилий, тяготятся уроками физкультуры.

Особой, весьма трудной с точки зрения помощи этим детям, является проблема волевых навыков или шире – саморегуляции.

Для особо одаренных детей ситуация развития часто складывается таким образом, что они занимаются только деятельностью, достаточно интересной и легкой для них, то есть составляющей суть их одаренности.

Любую другую деятельность, которая не входит в сферу их склонностей многие одаренные дети избегают, пользуясь снисходительным отношением к этому взрослых людей. В конечном итоге возникает специфическая ситуация.

Когда особо одаренные дети, проявляя очевидную склонность к любимому труду, все же не умеют трудиться тех случаях, когда от них требуются выраженное волевое усилие. В гораздо меньшей степени это относится к детям с психомоторной (спортивной) одаренностью и в значительно большей степени – к детям с повышенными познавательными способностями.

Другой серьезной проблемой некоторой части интеллектуально одаренных детей является отсутствие творческих проявлений. Судя по имеющимся эмпирическим и литературным данным она возникает у детей скорее всего как личностная проблема, как следствие особой направленности лишь на освоение знаний.

Особенно часто это происходит с детьми у которых наблюдается ускоренный темп умственного и общего возрастного развития. С раннего детства они получают одобрение окружающих за поражающие всех объем и прочность знаний, что и становится впоследствии ведущей мотивации их умственной деятельности.

Нет никакого сомнения, что при соответствующей системе обучения и воспитания, при четко продуманной системе развития мотивации эта проблема интеллектуально одаренных детей может быть успешно преодолена. При этом система развития одаренности должна быть тщательно выстроена. Строго индивидуализирована, и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Еще одной часто встречающейся проблемой многих одаренных детей является трудность профессиональной ориентации. Нередко бывает, что даже к окончанию подросткового периода одаренные юноши или девушки затрудняются с выбором своего призвания.

Таким образом, в последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.

А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Следовательно, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Источник: https://infourok.ru/problema-vospitaniya-odarennogo-rebenka-v-detskom-sadu-2058343.html

Проблема взаимодействия детского сада и семьи

Проблемы воспитания в детском саду

Проблема взаимодействия детского сада и семьи

Дергачева О.М., Хозяинов Г.И.,
кафедра педагогики

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов.

Остановимся на некоторых из них:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей дошкольников.

Со второй половины 19 века, с открытия первых детских садов в России появляется проблема приоритетности общественного и семейного воспитания.

После 1917 года приоритет отдается общественному воспитанию, призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и культурной жизни ( Н.К. Крупская ).Эти взгляды поддерживали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что общественное воспитание должно соединиться с семьей.

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка ценностей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является необходимой и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это доказывают исследования, проведенные Т.А. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой и другими.

Опираясь на результаты исследований, наблюдения массовой практики, можно говорить об актуальности проблемы взаимоотношений в социально-психологической подсистеме “родители- ребенок”.

Актуальность обуславливается следующим:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина , рассматривая структуру психологического климата семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения ее членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент, выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми членами семьи, а также интеллектуальный компонент.

Последний реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и потенциальные возможности для воспитания ребенка различны.

И от того, в какой психологический климат семьи попадает ребенок, зависит его социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

В силу возрастных психологических особенностей (образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дошкольник “открыт” для воздействия взрослого, который особенно значим, притягаем для ребенка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина).Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе – Я-Концепция, – где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа(В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей(А.А. Лысаков).Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

Таким образом, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье. Этому мы хотели бы посвятить свое исследование.

В своем исследовании проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны – это “Детский сад – семье” – процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д. (Л.В. Загик, Т.А. Маркова ,О.Л. Зверева); с другой стороны – это “Семья – детскому саду” – процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения(Г.Н. Гришина, В.П. Дуброва, Е.П. Арнаутова, Е.П. Милашевич).

Анализ психолого-педагогической работы детских садов с семьями показал, что проблеме взаимодействия детского сада и семьи уделяется недостаточно внимания, поэтому в своем исследовании мы поставили следующие задачи:

1.Выявление условий эффективного функционирования педагогической системы “Детский сад – семья” в физическом воспитании дошкольников.

2.Разработка средств, форм, содержания, методов физического воспитания в педагогической системе “Детский сад – семья”.

Мы решили строить свою работу в двух направлениях:

1.Работа с коллективом воспитателей.

2.Работа воспитателей с коллективом родителей.

Целью нашей работы с коллективом воспитателей является подготовка воспитателя к взаимодействию с родителями, совершенствование культуры педагога, развитие коммуникативных умений.

Для реализации этой цели мы использовали следующие формы работы:

1.Анкетирование воспитателей с целью выяснения трудностей во взаимоотношениях с родителями.

2.Обучение педагогическому тренингу общения.

3.Овладение воспитателями самодиагностикой (В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров).

4.Консультация:Стили взаимоотношений в системах “Взрослый – взрослый”(воспитатели – родители, воспитатели – воспитатели), “Взрослый – ребенок”.

5.Проведение двух семинаров – практикумов “Развитие коммуникативных умений”, “Особенности общения воспитателя с родителями”.

Для организации работы воспитателей с коллективом родителей мы использовали схему поэтапной работы, предложенную А.А. Петрикевич, В.П. Дубровой.

Свою работу по установлению взаимодействия с родителями мы разделили на пять этапов:

1 этап – моделирование взаимодействия.

На этом этапе происходит установление компенсаторных связей (“Детский сад – семье”, “Семья – детскому саду”) с целью формирования общей готовности к участию в жизни группы. Мы познакомили воспитателей с методикой изучения семьи и семейного воспитания (Г.Т. Хоментаускас, Л.Я. Вага, В.В. Столин).

Воспитателями были проведены групповые собрания, анкетирование, тестирование, посещение каждой семьи, консультации т.д. Таким образом, воспитатели получили полное представление о каждой семье, о стилях отношений, психологическом климате, отношение к ребенку.

2 этап – установление между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество.

На этом этапе работа строилась в двух направлениях:

1.Привлечение внимания родителей к детям.

2.Привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.

Для привлечения внимания родителей к детям воспитатели обучили родителей тренингу общения, были проведены ряд консультаций, на которых родители познакомились с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей младшего дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Воспитателями проводились ежедневные беседы с родителями о их детях с выделением положительных качеств детей. Воспитатели и родители стали использовать прием “авансирования успеха” по отношению к детям.

Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводились “Вечера знакомств”, на которых воспитатели и родители в непринужденной дружеской обстановке учились понимать друг друга, вставать на другую позицию “позицию воспитателя” или “позицию родителя”, “позицию ребенка”.Результат таких встреч: сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями.

3 этап – формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия.

На этом этапе мы только начали работу. Он будет включать в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности физическом развитии. На таких занятиях будут использоваться рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого будет проводиться ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема и вечером.

Далее мы планируем проведение 4 этапа – изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.

Здесь предполагаются следующие формы работы: индивидуальные беседы с родителями, опросы, родительская почта и другие. На этом этапе инициаторами должны выступать родители.

Последний этап 5 – совместное с родителями исследование личности ребенка.

На этом этапе мы планируем объединение родителей в группы по интересам. А затем соединение этих групп в единый “Спортивный клуб”, где вся работа с детьми будет планироваться совместно воспитателями и родителями, будут организовываться различные праздники, развлечения, походы и т.д.

Наша работа по организации взаимодействия детского сада и семьи находится на стадии разработки и проведения.

Литература:

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.М.,1988.

2. Бакашвили В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях Грузинской ССР. Автореф…дисс…канд…пед…наук.М.,1990

3. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореф… дисс… канд… пед… наук. – М., 1990.

4. Зверева О.Л. Работа с молодой семьей.М.,1991

5. Взаимосвязь детского сада и семьи на современном этапе:методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. И.В. Корниенко Комсомольск – на -Амуре,1996

Источник: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=665

Адаптация к детскому саду: лайфхаки и советы для родителей

Проблемы воспитания в детском саду

Сентябрь – начало нового учебного сезона в детских садах и школах. Кто-то ждет этот период с трепетом, для кого-то это стресс, ведь столько всего нужно сделать и подготовить. Но если со школой все более-менее понятно, то с детским садом у многих большие сложности. 

Мы поговорили с Аллой Ободянской, консультантом по адаптации к детскому саду и основательницей домашнего сада “Чудо-Чада”, и попросили ее рассказать о том, как же родителям начать подготовку своих детей к первому и такому важному в их жизни опыту социального общения, который обычно и начинается в саду.

В каком возрасте оптимально отдавать ребенка в детский сад?

Дислексия у ребенка: как научить его читать

Стоит отметить, что детский сад – это в первую очередь потребность мамы или обоих родителей, так как ребенок может вырасти социально адаптированным, находясь дома. Поэтому родители сами выбирают оптимальное для них время, чтобы отдать ребенка в сад.

Если они признаются себе в этом, то адаптация пройдет намного легче. Кто-то начинает плавную адаптацию по несколько часов в день в четыре года, а кто-то в полтора уже остается на весь день.

Однако не слишком удачным периодом для начала посещения сада является период так называемого “кризиса трех лет”, поскольку в это время ребенок учится понимать свои желания и отстаивать свои права на них, он становится более самостоятельным и осваивает новые навыки.

Стоит помнить, что плавная адаптация по несколько часов в день будет менее стрессовой для ребенка и родителей.

Как начать подготовку ребенка дома? Сколько времени на это нужно?

Опять же начинаем с подготовки родителей. Поход в детский сад желательно спланировать заранее, чтобы морально настроиться на расставание с ребенком.

Далее следует выбрать несколько заведений для ознакомления и записаться на экскурсию. Когда вы узнаете ответы на волнующие вас вопросы по поводу воспитателей, общения с детьми, питания, сна, занятий и т.д.

, можете выбрать один или несколько садов для пробных занятий.

Как правильно лечить гнойную ангину у ребенка

Только после этого начинается подготовка ребенка. Вы в хорошем настроении рассказываете ребенку, что, например, во вторник пойдете вместе в детский сад, чтобы познакомиться и поиграть с воспитателем и детьми.

Все занятия вы будете вместе (важно соблюдать обещания), в частных заведениях это нормальная практика.

Также можно наблюдать за воспитателями и детьми во время прогулки, обращать внимание на то, как они играют или как воспитатель успокаивает расстроенного ребенка.

Если мы говорим о государственных садах, то там, к сожалению, общая адаптация не предусмотрена. Но вы можете быть вместе во время прогулки, в некоторых садах это допускается. 

Ни для кого не секрет, что каждая мама в процессе подготовки к саду общается с другими мамами на площадках и во время прогулок и спрашивает других об их опыте. Этот опыт бывает разным, если вам рассказывают о неудачах какого-то ребенка, важно не принимать это на свой счет. Существует несколько лайфхаков, которыми с нами поделился консультант, они помогут ребенку быстрее адаптироваться.

Полезные лайфхаки:

рассказывайте истории о том, как вы сами когда-то ходили в детский сад;

читайте психологические сказки, которые помогут ребенку адаптироваться (“Лама в садике без мамы”, “Зайчик Сева не хочет идти в детский сад” и отдельные сказки детских сказкотерапевтов);

ассоциируйте поход в сад в первую очередь с воспитателем, а уже потом – с детьми. Ребенку нужен взрослый, который будет заботиться о нем, когда родителей нет рядом. Взрослый, которому он будет доверять и быть в нем уверенным;

помните, что спокойствие или тревога передаются от родителей к ребенку, поэтому вы должны максимально доверять воспитателям;

рассказывайте о саде в контексте того, что нравится вашему ребенку. Например, ваш сын любит строить башни из кубиков, поэтому вы рассказываете, что в садике есть кубики и дети что-то строят;

можно сделать адаптационный календарь и каждый день, проведенный в саду, заклеивать наклейками, считая дни до выходных, которые ребенок проведет с родителями. Первый месяц можно планировать интересные активности на уикенд;

установите контакт с воспитателями: “Если мама доверяет этой тете, то и мне можно”;

Шум в сердце у ребенка: насколько это опасно и что нужно предпринять

не уходите из сада, не попрощавшись с ребенком, например, пока он заигрался с кем-то или мыл руки. Заведите ритуал прощания: поцелуи, объятия и т.д., можно также махать в окно или оставлять сюрприз в детском рюкзаке для ребенка;

всегда рассказывайте ребенку, когда вы за ним придете: после сна, после прогулки, после обеда/ужина – так детям проще ориентироваться во времени;

разрешите ребенку взять в сад (если это допустимо в саду) любимую игрушку, она будет ассоциироваться у него с домом;

интересуйтесь, как прошел день вашего ребенка в саду не только у воспитателя, но и у самого ребенка. Спрашивайте, что интересного сегодня делали, с кем играли, обращайте внимание на поделки, которые сделал ребенок в саду и показывает вам;

избегайте фраз и вопросов с негативной окраской: “ты сегодня плакал”, “тебя кто-то обижал”;

никогда не запугивайте садиком, когда ребенок плохо себя ведет;

вспоминайте на выходных о воспитателях, просите ребенка рассказывать какие-то приятные истории из сада;

после сада уделяйте ребенку больше времени и внимания: играйте вместе, готовьте, гуляйте, читайте;

больше обнимайте ребенка и говорите ему, как сильно вы его любите! 

Самое важное, о чем нужно помнить, – сад никогда не заменит внимания родителей.

Что делать маме, если капризы и истерики не проходят через несколько месяцев после начала посещения сада?

Важно понимать, что у каждого ребенка адаптация проходит по-разному и продолжается примерно месяц.

Прежде всего надо проанализировать ситуацию в семье, не было ли в последнее время существенных изменений (переезд, ожидание или рождение второго ребенка, выход мамы на работу, приезд бабушки/дедушки, ссор или развода родителей и т.д.).

Также мама может быть морально не готова отдать ребенка в садик, но под давлением социума или жизненных обстоятельств приняла такое решение, тогда ей надо поработать над собой.

Спросить, как ребенок чувствует себя в саду. Возможно, возник конфликт с другим ребенком или постоянная воспитательница ушла в отпуск. В этой ситуации должен помочь более тесный контакт с воспитателем и психологические игры в группе. Обычно кого-то из родителей ребенок отпускает проще (например, папу). Это также может облегчить прощание.

Универсальный совет: больше телесного контакта с ребенком и совместных игр придадут внутреннего покоя.

Что должен уметь ребенок двух и трех лет, что облегчит его пребывание в саду

Требования ДОУ к детям, которые идут в сад, – владение навыками самообслуживания (самостоятельно есть, переодеваться, освоить горшок). В первую очередь это облегчает работу воспитателей, а уже потом – детей. В три года практически все дети освоили горшок, чего нельзя сказать о двухлетках. И это нормальное физиологическое развитие.

Еда. Важно, чтобы к походу в садик ребенок ел обычную пищу с общего стола. Это ускорит процесс налаживания питания в саду.

Одежда. Ближе к двум годам дети уже могут самостоятельно раздеваться, застегивать липучки на обуви.

В три года дети также могут надеть простую одежду – носки, кофту без замка или пуговиц, штаны, и обуться.

Все это при условии, что детская одежда максимально простая и родители дома дают ребенку возможность освоить новые навыки, несмотря на то что этот процесс требует больше времени и терпения.

Как подготовить ребенка к школе

Точно облегчит пребывание вашего ребенка в саду доверие к воспитателям, которое формируется через спокойную и постоянную коммуникацию родителей с работниками сада. Также большим плюсом будет владение воспитателями базовыми знаниями по детской психологии.

Начало посещения детского сада – нелегкий и чувственный период. Родители хотят сделать процесс адаптации максимально комфортным для ребенка, иногда даже праздничным.

Но этот период также вызывает и грусть от разлуки. Взрослые боятся детских слез, но стоит дать возможность и себе, и ребенку проживать разные эмоции в начале нового этапа в жизни.

И помните, вы – лучшие родители для своего ребенка!

Ольга Кузьменко

Источник: https://tsn.ua/ru/lady/dom_i_deti/deti/adaptaciya-k-detskomu-sadu-layfhaki-i-sovety-dlya-roditeley-1401747.html

Абсолютное право
Добавить комментарий