С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

4. Порядок задержания обвиняемого, находящегося в розыске

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

Дозволениезаконодателем задержания разыскиваемогообвиняемого в порядке, предусмотренномглавой 12 УПК РФ дает возможностьобратиться к технологии задержанияподозреваемого. С этой целью, по аналогиис порядком задержания подозреваемого,следует выделить структурные элементы,образующие порядок задержания обвиняемого:

1)вынесение постановления о задержанииобвиняемого;

2) обнаружениеобвиняемого;

3)захват и доставление разысканногообвиняемого в служебное помещение;

4)уведомление инициатора розыска обобнаружении и проверка основанийзадержания обвиняемого;

5) составлениепротокола;

6) досмотр и (или)личный обыск задержанного;

7) допрос обвиняемого;

8) сообщениепрокурору о задержании обвиняемого;

9) уведомлениесемьи (родственников) о задержании;

10)окончание задержания.

Далее целесообразносконцентрировать внимание на анализеособенностей процессуальной формырассматриваемой меры принуждения. Кмоменту объявления обвиняемого в розыскв распоряжении следователя имеетсявремя для обдуманного и взвешенногорешения о задержании обвиняемого,которое оформляется постановлением.

При этом следует учитывать, чтопостановление направляется с поручениемв порядке п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, в которомкроме задержания, следует предусмотретьпроизводство следственных действий сучастием обвиняемого (личный обыск,допрос обвиняемого).

Следует признатьнеправомерной практику, когда постановлениене выносится, а ограничиваются составлениепоручения о задержании.

Донедавнего времени не был урегулированзаконом момент непосредственногоограничения свободы (захват и доставление)разысканного обвиняемого. Данный пробелустранен благодаря закону «О полиции».Необходимо обратимся к п. 13 ч. 1 ст.

13,согласно которого полиция вправедоставлять граждан, то есть осуществлятьих принудительное препровождение вслужебное помещение в целях установленияличности гражданина, если имеютсяоснования полагать, что он находится врозыске как скрывшийся от органовдознания, следствия или суда.

Фактдоставления в служебное помещениеоформляется протоколом, составленнымв порядке, установленном частями 14 и 15статьи 14 закона «О полиции». Дальнейшиедействия с разысканным обвиняемым будутзависеть от места его обнаружения.

Приобнаружении обвиняемого по местурасследования особых трудностей,связанных с процедурой задержания, невозникает.

Обвиняемый доставляется вдежурную часть, о чем уведомляетсяследователь, в производстве которогонаходится уголовное дело, который и всвою очередь и составляет протоколзадержания.

Сложностивозникают при обнаружении обвиняемогоне по месту расследования. Разбирательствос разысканным обвиняемым в соответствиис ведомственными приказами должноосуществляться оперативным дежурными сотрудниками дежурной смены.

Вместес тем рассмотрение вопроса о дальнейшемудержании обвиняемого целесообразнопоручать следователю. Это оправданоисходя из следующих соображений.

Во-первых, следователем более взвешеннобудет рассмотрен вопрос о потребностиреализации постановления о задержании,так как у него имеется опыт принятияподобных решений. Во-вторых, ему же впоследующем придется поддерживатьходатайство об аресте в суде.

Проводимаяпо факту обнаружения обвиняемогопроверка состоит в совершении комплексадействий: необходимо уведомить инициаторрозыска, оценить по имеющимся сведениямрезультаты отождествления личностиобвиняемого, проверить его по учетам,получить от него объяснения.

Прирассмотрении вопроса о субъектахправомочных принять решение о задержаниинеобходимо обратиться к закону «Ополиции». В соответствии с п. 4 ч. 2ст.

 14 закона сотрудники полиции вправе задерживать разысканных лиц, допередачи их соответствующим органам,учреждениям или должностным лицам этихорганов и учреждений.

Если в случаезадержания подозреваемого в законе «Ополиции» обозначено, что оно осуществляетсяпо основаниям, в порядке и на срок,которые предусмотрены уголовно-процессуальнымзаконодательством РФ (п. 1 ч. 1. ст.

14),относительно задержания разысканноголица подобной законодательный приемне применен. И это, полагаем, не случайно.В этой связи интересным представляетсявопрос о том, являются ли задержание,произведенное полицией и задержание,предусмотренное ч. 3 ст. 210 УПК РФразными видами ограничения свободыпередвижения или разными этапамиодноименной меры принуждения.

Задержание- это не одномоментный акт, а комплексправоотношений, реализация которыхобусловлена созданием необходимыхгарантий, направленных на обеспечениеего правомерности. Анализ ст.

14 Закона«О полиции» позволяет предположить,что порядок задержания лица носитнеоконченный характер, в нем нашлирегулирование первоначальные действияпо ограничению свободы передвижения.

В частности, не обозначен допросзадержанного, сообщение прокурору, всвою очередь, данные процессуальныедействия предусмотрены главой 12 УПКРФ.

Крометого, следует учитывать, что задержаниеразысканного лица, согласно п. 4 ч. 2ст. 14 закона «О полиции», длиться допередачи его соответствующим органам,учреждениям или должностным лицам этихорганов и учреждений.

Однако последоставления обвиняемого, к примеру,следователю, сохраняется потребностьрешения в отношении разысканного лицавопроса о мере пресечения в видезаключения под стражу. Соответственно,до получения судебного решения об арестеобвиняемого требуется его дальнейшеесодержание под стражей.

Таким образом,полицейское задержание направлено надоставление обнаруженного лица вправоохранительный орган, дальнейшееограничение свободы его передвиженияосуществляется в порядке, предусмотренномч. 3 ст. 210 УПК РФ.

Прирассмотрении данного этапа задержанияважно определиться с органом, которомусотрудник полиции передает разысканноелицо.

При обнаружении обвиняемого поместу расследования каких-либо трудностейс решением данного вопроса не возникает.

Сотрудник полиции доставляет его вдежурную часть или непосредственно кследователю (дознавателю) и составляетпротокол задержания, в котором отражаетобстоятельства обнаружения разысканноголица.

Однако,как быть при обнаружении обвиняемогов удаленном от места расследованиирегионе, когда для его доставлениятребуется продолжительное время(превышающее 48 часов). Возникает вопрос,правомерно ли в данном случае егодоставление в рамках полицейскогозадержания.

Полагаем, ответ на данныйвопрос должен быть отрицательным. В п.4 ст. 14 закона «О полиции» не указан срок,на которое лицо может быть задержано,обозначено, что задержание может длитьсядо передачи подозреваемого (обвиняемого)соответствующим органам или учреждениям.

Однако, общий срок задержания, согласност. 22 Конституции РФ, не может превышать48 часов.

Кроме того, как уже было отмеченоранее, после передачи разысканногообвиняемого к следователю, сохраняетсяпотребность дальнейшего его удержаниядля решения вопроса о мере пресеченияв виде заключения под стражу.

Такимобразом, под соответствующим органом,учреждением, до передачи которымзадерживается обвиняемый, в случае егообнаружения в удаленном от местарасследования регионе, следует пониматьближайший правоохранительный орган,должностное лицо которого правомочнорешить вопрос о дальнейшем ограничениисвободы лица, в порядке уголовно-процессуальногозаконодательства.

Изложенноепозволяет предположить, что задержаниеразысканного обвиняемого производитьсяв несколько этапов, выделение которыхобусловлено характером деятельностиправоохранительных органов, осуществляющихуголовное судопроизводство.

Определеннымиполномочиями в этой сфере обладаютсотрудники полиции, которые впредусмотренных законом случаяхоказывают содействие следователю.

Сотрудники полиции осуществляют розыск,соответственно, должны обладатьпроцессуальными полномочиями, стольважными при обнаружении разыскиваемогообвиняемого.

Задержаниеразысканного лица представляет собойнекий технологичный процесс, состоящийиз нескольких этапов, в зависимости отситуации, реализующиеся соответствующимисубъектами. В идеале, когда следовательвыполняет весь процесс задержаниясамостоятельно.

Право сотрудниковполиции на задержание возникает лишьв случаях исключающих его осуществлениеследователем. Эта вынужденная мераоперативного реагирования, реализуемаяв ситуациях, когда необходимостьзадержание возникает внезапно.

Обстоятельства, характеризующие моментобнаружения обвиняемого позволяетобосновать право сотрудников полициизадержать разысканное лицо в отсутствиина руках постановления следователя.Однако дальнейшее ограничение свободыобвиняемого в порядке, предусмотренномч. 3 ст.

210 УПК РФ может осуществлятьсяисключительно соответствующим субъектом(следователем, в производстве которогонаходиться уголовное дело или иноедолжностным лицом на основании егопостановления).

Вслучае задержания в соответствии сзаконом «О полиции», а затем в соответствиис ч. 3 ст. 210 УПК РФ составляется двапротокола задержания, первый из которыхсоставляется в соответствии ч.ч. 14, 15ст. 14 закона «О полиции».

Второйсоставляется после передачи обвиняемогоследователю в соответствии с ст. 92УПК РФ. Протокол составляется в четырехэкземплярах. Оригинал остается вуголовном деле.

Копии должны быть врученыобвиняемому и его защитнику, направленыв ИВС.

Следуетпризнать неправомерными встречающиесяв правоприменительной практике случаи,когда следователь, инициирующий розыск,отсылает к месту обнаружения обвиняемогозаполненный от своего имени протоколзадержания. Сотруднику, обнаружившемуобвиняемого, остается только вписатьвремя задержания.

Высказывается точказрения, согласно которой протокол долженсоставляться не сотрудником органадознания, исполняющим постановление,а следователем, его вынесшим11.Заочное составление протокола озадержании в отсутствии обвиняемогонедопустимо.

При возникновении такихситуаций следует выносить постановлениео задержании, а лицо, его реализующее,от своего имени составляет протокол,на основании которого администрацияИВС помещает задержанного в камеру длязадержанных (ст.

5 Федерального законаот 15 июля 1995 «О содержании под стражейподозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений»)12.

Взавершении следует отметить, что свведением задержания обвиняемого всистему мер принуждения не решаютсявсе проблемы, возникающие при обнаруженииразыскиваемого лица. Дальнейшеесовершенствование уголовно-процессуальногозаконодательства в этой части видитсяв детальном урегулировании задержанияобвиняемого, смягчении запрета назаочный арест.

Источник: https://studfile.net/preview/6707912/page:10/

Кодекс Республики Беларусь № 295-З (Кодекс Республики Беларусь от 16 июля 1999 г. №295-З «Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.»)

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

Уголовно-процессуальный кодексРеспублики Беларусь

16 июля 1999 г. №295-З

Принят Палатой представителей 24июня 1999 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года

Изменения и дополнения:

Закон РеспубликиБеларусь от 11 мая 2000 г. № 377-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 47,2/152) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 4 января 2003 г. № 173-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8,2/922) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 14 июля 2003 г. № 220-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 80,2/969) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 22 июля 2003 г. № 227-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83,2/974) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 4 мая 2005 г. № 15-З (Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 74,2/1112) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 19 июля 2005 г. № 40-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,№ 121, 2/1137) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 3 ноября 2005 г. № 53-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г.,№ 175, 2/1144) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 15 декабря 2005 г. № 71-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 1,2/1168) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 31 декабря 2005 г. № 82-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6,2/1179) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 10 января 2006 г. № 95-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9,2/1192) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92,2/1219) – ЗаконРеспублики Беларусь вступает в силу 18 сентября 2006г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 17 июля 2006 г. № 147-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г.,№ 111, 2/1242) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 30 декабря 2006 г. № 198-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4,2/1292) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 12 июня 2007 г. № 234-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.,№ 146, 2/1331) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 15 сентября2007 г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 11 июля 2007 г. № 251-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.,№ 170, 2/1348) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 1 ноября 2007 г. № 281-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.,№ 264, 2/1378) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 3 декабря 2007 г. № 288-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г.,№ 291, 2/1385) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 20 декабря 2007 г. № 290-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1,2/1387) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 20 декабря 2007 г. № 297-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1,2/1394) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 4 января 2008 г. № 308-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6,2/1405) – ЗаконРеспублики Беларусь вступает в силу 12 февраля2008 г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14,2/1412) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 5 января 2008 г. № 317-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14,2/1414) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 15 июля 2008 г. № 411-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г.,№ 184, 2/1508) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 10 ноября 2008 г. № 451-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г.,№ 277, 2/1547) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 15 июня 2009 г. № 26-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г.,№ 148, 2/1578) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 15 июля 2009 г. № 42-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г.,№ 173, 2/1594) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 4 января 2010 г. № 105-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15,2/1657) – ЗаконРеспублики Беларусь вступает в силу 21 июля 2010 г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 4 января 2010 г. № 107-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 14,2/1659) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 5 мая 2010 г. № 122-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г.,№ 120, 2/1674) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4,2/1775) – внесены изменения и дополнения,вступившие в силу 22 января 2011 г., за исключением изменений идополнений, которые вступят в силу 12 мая 2011г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4,2/1775)  – внесены изменения и дополнения,вступившие в силу 22 января 2011 г. и 12 мая 2011г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 3 июля 2011 г. № 284-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78,2/1836) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 18 июля 2011 г. № 302-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83,2/1854) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.,№ 127, 2/1861) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 25 ноября 2011 г. № 318-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.,№ 134, 2/1870) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 25 ноября 2011 г. № 322-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г.,№ 134, 2/1874) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 6 июня 2012г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140,2/1877) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 30 декабря 2011 г.№ 334-З (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1884) – ЗаконРеспублики Беларусь вступает в силу 6 апреля 2012г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 3 января 2012 г. № 335-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 4,2/1887) ;

Закон РеспубликиБеларусь от 7 января 2012 г. № 349-З (Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10,2/1901)  – ЗаконРеспублики Беларусь вступает в силу 25 июля 2012г.;

Закон РеспубликиБеларусь от 13 июля 2012 г. № 417-З (Национальныйправовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1969) – Закон РеспубликиБеларусь вступает в силу 22 сентября 2012г.;

Источник: http://etalonline.by/document/?regnum=HK9900295

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999 № 295-З

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь

16 июля 1999 г. № 295-З

Принят Палатой представителей 24 июня 1999 года
Одобрен Советом Республики 30 июня 1999 года

Изменения и дополнения:

Закон Республики Беларусь от 11 мая 2000 г. № 377-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 47, 2/152);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 г. № 173-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 8, 2/922);

Закон Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 220-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 80, 2/969);

Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 227-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 83, 2/974);

Закон Республики Беларусь от 4 мая 2005 г. № 15-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 74, 2/1112);

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 40-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 121, 2/1137);

Закон Республики Беларусь от 3 ноября 2005 г. № 53-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 175, 2/1144);

Закон Республики Беларусь от 15 декабря 2005 г. № 71-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 1, 2/1168);

Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2005 г. № 82-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 6, 2/1179);

Закон Республики Беларусь от 10 января 2006 г. № 95-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 9, 2/1192);

Закон Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 122-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 92, 2/1219) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 18 сентября 2006 г.;

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. № 147-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 111, 2/1242);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 198-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 4, 2/1292);

Закон Республики Беларусь от 12 июня 2007 г. № 234-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 146, 2/1331) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 15 сентября 2007 г.;

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. № 251-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 170, 2/1348);

Закон Республики Беларусь от 1 ноября 2007 г. № 281-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 264, 2/1378);

Закон Республики Беларусь от 3 декабря 2007 г. № 288-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 291, 2/1385);

Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 290-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 2/1387);

Закон Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. № 297-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 1, 2/1394);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2008 г. № 308-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 6, 2/1405)- Закон Республики Беларусь вступает в силу 12 февраля 2008 г.;

Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1412);

Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 317-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 14, 2/1414);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. № 411-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 184, 2/1508);

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 451-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 277, 2/1547);

Закон Республики Беларусь от 15 июня 2009 г. № 26-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 148, 2/1578);

Закон Республики Беларусь от 15 июля 2009 г. № 42-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 173, 2/1594);

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 15, 2/1657) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 21 июля 2010 г.;

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 107-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 14, 2/1659);

Закон Республики Беларусь от 5 мая 2010 г. № 122-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 120, 2/1674);

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4, 2/1775) – внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 января 2011 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 12 мая 2011 г.;

Закон Республики Беларусь от 27 декабря 2010 г. № 223-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 4, 2/1775) – внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 22 января 2011 г. и 12 мая 2011 г.;

Закон Республики Беларусь от 3 июля 2011 г. № 284-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 78, 2/1836);

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 302-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 83, 2/1854);

Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 127, 2/1861);

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 318-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 134, 2/1870);

Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2011 г. № 322-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 134, 2/1874) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 6 июня 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 13 декабря 2011 г. № 325-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 140, 2/1877);

Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 334-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 2, 2/1884) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 6 апреля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 3 января 2012 г. № 335-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 4, 2/1887);

Закон Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 349-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 2/1901) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 25 июля 2012 г.;

Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 417-З (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.07.2012, 2/1969) – Закон Республики Беларусь вступает в силу 22 сентября 2012 г.;

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=33381

Выдача заграничного паспорта гражданина РФ

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета, в ходе предоставления государственной услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга, для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ Комитета, должностного лица Комитета в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в Комитет. Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются в Правительство Санкт‑Петербурга.

Жалоба может быть направлена по почте, через МФЦ, с использованием сети Интернет, Cайта Комитета, федерального Портала (www.gosuslugi.ru) либо Портала (www.gu.spb.ru), а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, предоставляющего государственную услугу, должностного лица Комитета, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит рассмотрению председателем Комитета и иным уполномоченным им лицом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

В письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Источник: https://gu.spb.ru/188421/traditional/

Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

В соответствии с ч. 1 ст.

46 УПК РФ подозреваемым лицо становится с одного из следующих моментов: 1) с момента возбуждения в отношении него уголовного дела; 2) момента задержания лица по подозрению в совершении преступления; 3) момента применения меры пресечения до предъявления обвинения; 4) момента вручения ему письменного уведомления о подозрении в совершении преступления при производстве дознания.

Подозреваемый — не обязательный участник досудебного производства по уголовному делу. Если решения, в связи с которыми лицо становится подозреваемым, не принимаются, то постановление о привлечении в качестве обвиняемого может быть вынесено и в отношении свидетеля. С этого момента свидетель приобретает статус обвиняемого, не имея до этого статуса подозреваемого.

В соответствии с ч. 4 ст.

46 УПК РФ подозреваемый наделен правами: 1) знать, в чем он подозревается, и получить копию документа, которым он был поставлен в положение подозреваемого; 2) давать объяснения и показания по поводу имеющегося в отношении сто подозрения либо отказаться от дачи объяснений и показаний; 3) пользоваться помощью защитника и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса; 4) представлять доказательства; 5) заявлять ходатайства и отводы; 6) давать показания и объяснения на родном языке или языке, которым он владеет; 7) пользоваться помощью переводчика бесплатно;

  • 8) знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания;
  • 9) участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству, ходатайству его защитника либо законного представителя; 10) приносить жалобы; 11) защищаться иными средствами и способами, прямо не запрещенными законом.

Помимо прав в содержание процессуального статуса подозреваемого входят и его обязанности. Он должен своевременно являться по вызовам дознавателя и следователя. В случае неявки без уважительных причин подозреваемый может быть подвергнут приводу (ст. 113 УПК РФ).

Он не вправе нарушать избранную в отношении его меру пресечения, а также препятствовать проведению в отношении его освидетельствования, получения от него образцов для сравнительного исследования.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, обязано соблюдать порядок в местах содержания задержанных.

Обвиняемый

Согласно ч. 1 ст. 47 УПК РФ обвиняемый — это лицо, в отношении которого принято одно из решений: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) в ходе дознания вынесен обвинительный акт.

Процессуальная фигура обвиняемого появляется с момента составления одного из этих документов, а не с момента ознакомления лица с их содержанием. Это обеспечивает возможность применения к обвиняемому мер процессуального принуждения независимо от его явки или неявки к следователю (дознавателю).

Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное заседание, называется подсудимым; обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, -осужденным; обвиняемый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор, — оправданным.

Обвиняемый основная процессуальная фигура. С момента его появления в уголовном деле все основные действия и решения касаются именно обвиняемого. Поэтому закон предоставляет обвиняемому большой объем процессуальных прав.

В ч. 3 ст. 47 УПК РФ особо выделено право обвиняемого защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите. Право обвиняемого на защиту — это более широкое по своему содержанию право, чем возможность лица пользоваться помощью защитника. Все права, закрепленные в ч. 4 ст. 47 УПК РФ, по сути конкретизируют и раскрывают его право на защиту.

Так, обвиняемый вправе: 1) знать, в чем он обвиняется; 2) получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого, копию постановления о применении к нему меры пресечения, копию обвинительного заключения или обвинительного акта; 3) возражать против обвинения, давать показания по предъявленному ему обвинению либо отказаться от дачи показаний; 4) представлять доказательства; 5) заявлять ходатайства и отводы; 6) давать показания и объясняться на родном языке или языке, которым он владеет; 7) пользоваться помощью переводчика бесплатно; 8) пользоваться помощью защитника, в том числе бесплатно в случаях, предусмотренных УПК РФ; 9) иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально, в том числе до первого допроса обвиняемого, без ограничения их числа и продолжительности; 10) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника либо законного представителя, знакомиться с протоколами этих действий и подавать на них замечания; 11) знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта; 12) знакомиться но окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме; 13) приносить жалобы; 14) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй, кассационной и надзорной инстанций; 15) обжаловать приговор; 16) защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.

На обвиняемого возложены обязанности, аналогичные обязанностям подозреваемого.

Источник: https://studme.org/1806020316327/pravo/uchastniki_ugolovnogo_sudoproizvodstva_storony_zaschity

Правило Миранды по-русски

С момента установления личности, какие уведомления должен был получить обвиняемый?

Подобно американским копам российские следователи будут предупреждать подозреваемых об их правах и выдвигаемых к ним претензиях, причем в письменной форме. Однако некоторые другие внесенные в УПК РФ поправки ухудшают положение подозреваемых.

Подобно американским копам российские следователи будут предупреждать подозреваемых об их правах и выдвигаемых к ним претензиях, причем в письменной форме. Однако некоторые другие внесенные в Уголовно-процессуальный кодекс РФ поправки ухудшают положение подозреваемых.

Только с 20 июня в России будет действовать так называемые «Правило Миранды», признанное Верховным Судом США в далекие 60-ые. Соответствующий закон 6 июня подписал Президент России Владимир Путин.

В то же время срок проведения дознания (предварительного расследования) увеличился с 20 до 30 суток, а с санкции прокуроров еще не признанный даже обвиняемым гражданин может находиться под следствием до года.

Слово не воробей: не поймаешь – сядешь

По действующему Уголовно-процессуальному кодексу РФ (УПК) прокурор, следователь или дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому его права, обязанности и ответственность, а также обеспечивать возможность осуществления его прав. Соответствующая отметка делается в протоколе.

По новым правилам надо не просто разъяснить права, а выдать письменное уведомление с описанием преступления, в совершении которого и подозревается вызванный или задержанный гражданин (например: «есть основания подозревать Вас в совершении преступления – нападения на гражданина К такого-то числа во столько-то возле дома N по такому-то проспекту. Гражданину К была нанесена рана…»)… Только с момента получения такого уведомления гражданин приобретает статус подозреваемого и возможность пользоваться всеми предоставленными ему правами. В течение трех суток с момента вручения уведомления дознаватель должен допросить подозреваемого по существу. Причем последний сможет представить свое алиби – доказательства, что в указанное время он был совсем в другом месте.

Этот принцип списан с решения Верховного Суда США 1966 года. Более 40 лет назад полиция штата Аризона обвинила Эрнесто Миранда в похищении и изнасиловании. После двухчасового допроса в полицейском участке он признался, и только на основании этого признания был осужден.

Рассмотрев жалобу его адвоката, Верховный Суд США потребовал, чтобы полицейские при аресте зачитывали так называемое «предупреждение Миранды»: о причине ареста, о праве хранить молчание, о возможности использования показаний против них, о праве на адвоката и возможности пригласить защитника за счет государственной казны.

Российские законодатели решили отказаться от устной формы уведомления подозреваемого. Ведь в отличие от Соединенных Штатов, где наряду с презумпцией невиновности де-факто действует презумпция честности показаний полицейских, в нашей ситуации наблюдается ровно обратная картина.

Копию письменного уведомления дознаватель обязан будет не только подшить в дело, но и выслать прокурору. Хотя и это не защищает невиновного от возможной фальсификации дела со стороны следствия.

Под мечом правосудия

Проект закона, вступающего в силу через 10 дней, был внесен группой депутатов два года назад. Первоначально он предусматривал только увеличение срока производства предварительного расследования в форме дознания с 20 до 30 суток и возможность продления указанного срока прокурором еще на месяц (сейчас – 10 дней).

Эту идею сразу поддержали в Правительстве России: «Срок дознания, предусмотренный действующим уголовно-процессуальным законодательством, объективно недостаточен для завершения расследования в форме дознания, что влечет за собой увеличение количества уголовных дел, передаваемых из органов дознания в органы предварительного следствия», – констатировал вице-премьер Александр Жуков.

Потом в законопроект добавили множество норм, некоторые из которых ухудшали, а некоторые, наоборот, улучшали положение подозреваемых. Поправку о введении процедуры выдачи письменных уведомлений внесло Правительство России.

С другой стороны, районная прокуратура получила право продлить срок дознания до шести месяцев, если требуется осуществление различного рода экспертиз (химических, баллистических, судебно-медицинских, судебно-психиатрических и т.д.).

А в «исключительных случаях» (в связи с установлением личности подозреваемого, направления запроса за рубеж) срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Федерации до 12 месяцев. В течение всего этого периода подозреваемый будет жить под дамокловым мечом. При этом формально он даже не считается обвиняемым и к нему не могут быть применены меры пресечения и т.д.

Антон Одынец, специально для «Фонтанки.ру»

Рассылка “Фонтанки”: главное за день в вашей почте. По будним дням получайте дайджест самых интересных материалов и читайте в удобное время.

Источник: https://www.fontanka.ru/2007/06/09/050/

Абсолютное право
Добавить комментарий