Санитарно гигиенические требования к учебным кабинетам

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА, НОРМЫ
И ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ

2.4.2. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.4.2.576-96

МИНЗДРАВ РОССИИ

МОСКВА

1997

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.Разработаны:

– Научный Центр Охраны здоровья детей, подростков и молодежи РАМН (Н. Н. Куинджи, Б. З. Воронова, В. И. Белявская, Г. М. Сапожникова, М. И. Степанова, З. И. Сазанюк, М. А. Поленова, В. В. Бутров);

– Центр госсанэпиднадзора г. Москвы (Д. В. Синякова, Л. И. Пронина, З. Ф. Степанова);

– Санкт-Петербургская государственная медицинская академия (В. Г. Маймулов, Т. С. Чернякина, Л. Т. Блинова, В. Ю. Андреева, А. В. Суворова);

– НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л. С. Федорова, А. И. Фролова);

– Российский институт общественных зданий (В. И. Степанов);

– Нижегородский НИИ детской гастроэнтерологии (И. Э. Александрова);

При участии

Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Б. Г. Бокитько).

2.Рекомендованы Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве России.

3.Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96 № 49.

4.Введены взамен «Санитарных правил по устройству и содержанию общеобразовательных школ», утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 29 сентября 1974 г., № 1186-а-74.

ЗАКОН РСФСР «О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ

БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»

Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (далее – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.

Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 ).

Санитарными правонарушениями признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства РСФСР, в том числе действующих санитарных правил…

Должностные лица и граждане РСФСР, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности (статья 27).

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения и область применения . 22. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений . 32.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений . 32.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений . 42.3. Требования к школьному зданию .. 52.4. Требования к оборудованию помещений . 82.5. Требования к воздушно-тепловому режиму . 92.6. Требования к естественному и искусственному освещению .. 112.7. Требования к водоснабжению и канализации . 122.8. Требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленном здании . 132.9. Требования к организации учебно-воспитательного процесса . 132.10. Требования к организации медицинского обслуживания учащихся . 162.11. Требования к санитарному состоянию и содержанию общеобразовательных учреждений . 172.12. Требования к организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях . 18Приложение 1 Примерный перечень оборудования и инструментария медицинского кабинета школы .. 20Приложение 2 Комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ) 20Приложение 3 Комплекс упражнений гимнастики для глаз . 21Приложение 4 Примерный объем двигательной активности учащихся . 23Приложение 5 Примерная схема трехсовмещенного комплектования классов в малокомплектной школе . 24Приложение 6 Гигиенические требования к расписанию уроков . 24Приложение 7 Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих общеобразовательные учреждения . 25Приложение 8 Санитарно-дезинфекционный режим в общеобразовательных учреждениях в период карантина . 26Нормативные ссылки . 27

Утверждены

Постановлением

Госкомсанэпиднадзора России

от 31 октября 1996 г. № 49

СанПиН 2.4.2.576-96.

Дата введения

с момента опубликования

2.4.2 ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

HYGIENIC REQUIREMENTS FOR THE CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S STUDY IN DIFFERENT KINDS OF MODERN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Санитарные правила и нормы

СанПиН 2.4.2.576-96

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее – Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов, сопровождающих их учебную деятельность и определяют санитарно-гигиенические тре бования к:

– размещению общеобразовательного учреждения;

– участку общеобразовательного учреждения;

– школьному зданию;

– оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

– воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения:

– естественному и искусственному освещению;

– водоснабжению и канализации;

– помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях;

– организации учебно-воспитательного процесса;

– организации медицинского обслуживания учащихся;

– санитарному состоянию и содержанию общеобразовательного учреждения;

– организации питания учащихся.

1.2. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.

1.3. Проектирование, строительство и реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими санитарными правилами и нормами.

1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими Санитарными правилами санитарно-гигиенических требований должны быть включены в государственные стандарты и другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль – медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100 – 170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.

2.1.3. Размещение школ на внутриквартальных и особенно межквартальных проездах с регулярным движением транспорта недопустимо.

2.1.4. Строительство вблизи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.

Между границами школьных участков и гаражей минимальная санитарно-защитная зона должна составлять 25 м при мощности гаража до 20 машин и 50 м – при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школы должен быть согласован с органами Госсанэпиднадзора.

2.1.5. Расстояния от школьного здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.1.6.

Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности; в I климатическом районе ( I подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста ( I – II ступени обучения) – 0,3 км, для старших школьников ( III ступень) – 0,4 км; в I климатическом районе ( II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста – 0,4 км, для старших школьников – 0,5 км.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся I ступени – 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступени – не более 30 минут (в одну сторону).

2.1.7. В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся I ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.

Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании – не более 30 минут.

Предельный радиус обслуживания учащихся II – III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.

Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3-х сторон, защищена барьером от проезжей части дороги, иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10 % мест от общей вместимости учреждения.

2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1,5 м и вдоль него – зелеными насаждениями.

2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50 % площади его территории.

При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25 % площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она должна включать площадки для подвижных игр и тихого отдыха.

Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации – к дворовым уборным должны покрываться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.

Источник: //znaytovar.ru/gost/2/sanpin_24257696_gigienicheskie.html

Гигиенические требования к учебным лабораторий

Источник: //studbooks.net/81230/bzhd/gigienicheskie_trebovaniya_uchebnym_laboratoriy

Лаборатории химии, физики, биологии должны иметь площадь не менее 70-100 м2, а также лаборантскую 6 м2. их лучше размещать на верхних этажах здания (лучше проветривание и снижения загрязнения других классов). Учебные лаборатории должны быть оборудованы искусственной вентиляцией, водопроводом для мытья посуды и оборудования.

Требования в спортзал в школе

Лучше располагать на первом этаже, при блочной системе строительства – в отдельном блоке (шум мешает урокам в других классах). Площадь спортивного зйлу – 4 м2 на 1 учащегося, высота – не менее 6 м. Особенность микроклимата – температура 16 ° С, так как возможен перегрев детей при интенсивной двигательной активности, объем вентиляции 80 м3 / ч, кратность вентиляции 4-5.

Вход в спортивный зал должен предусматривать проход или непосредственно через раздевалку, или через обособленное коридор. Инвентарная комната для спортивного оборудования должна соединяться со спортивным залом через двери или открытое отверстие размерами (2 м × 2,2 м). С инвентарной комнаты или спортивного зала следует предусмотреть дополнительный выход на спортивную площадку.

Гигиенические требования к школьной мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГСанПиН 5.5.2.008-01, ГОСТ 5994-93, 11015-93, 11016-93).

Основные требования:

– Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)

– Травмобезопасность;

– Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработки;

– Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145 °. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция (рис. 13.2).

Дистанция сиденья расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения.

Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.

) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения (рис. 13.3).

Рис. 13.2. Основные размеры школьной парты

1 – высота переднего края стола; 2 – высота заднего края стола; 3 – ширина горизонтальной части крышки стола; 4 – ширина наклонной части крышки стола; 5 – высота сидения; 6 – глубина сидения; 7 – ширина сидения; 8 – дистанция спинки; 9 – дистанция сидения; 10 – диференция

Рис. 13.3. Различные варианты дистанции сидений

А – отрицательная; Б – нулевая; В – положительная

Дистанция спинки расстояние (по горизонтали) от заднего края стола до спинки сиденья. Согласно гигиеническим требованиям дистанция спинки должна превышать переднезадний диаметр грудной клетки в пределах 3-5 см.

Диференция – расстояние (по вертикали) от заднего края парты плоскости сиденья, в норме равна расстоянию от локтя до лавы при свободно опущенной руке с добавлением 5-6 см, что обеспечивает свободное расположение рук на столе. Принято считать, что в среднем диференция должна составлять 1/7 – 1/8 части роста.

При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед и сгибать корпус, а это приводит к искривлению позвоночника (кифоз). Большая диференция (высокий стол или низкое сиденье) – вызывает поднятие правого плеча и возникновения правостороннего сколиоза, расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженной.

При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье) ученик должен сильно наклоняться и опираться на стол, что приводит к сжатию органов грудной клетки и брюшной полости, опускание правого плеча, а это способствует появлению сутулости и возникновению левостороннего сколиоза, особенно если одновременно есть положительная дистанция (рис.

13.4).

Рис. 13.4. Правильная и неправильная посадки

В настоящее время для учащихся 1-4-х классов изготавливают одноместные и двухместные парты с учетом возраста. Они могут иметь постоянные размеры или универсальные с регулируемой высотой стола, сиденья и наклона крышки. В учебных кабинетах для школьников средних и старших классов используют одно- или двухместные ученические столы с постоянными или регулируемыми параметрами и стулья.

Они делятся на пять групп в соответствии с ростом учащихся: первый номер соответствует росту до 1 30 см, а каждый следующий номер соответствует увеличению роста на 15 см. Поверхность ученических столов покрывают лаками, эмалями или другими светлыми материалами, легкодоступными для мытья и дезинфекции. Парты, столы и стулья имеют разное групповое (цифровое) и цветовую маркировку (табл. 13.

4).

Таблица 13.4

Группа мебели

Длина тела, см

Высота задней крышки стола над палом, см

Высота сиденья над полом, см

цвет маркировки

А

до 130

54

32

желтый

Б

130-145

60

36

красный

В

145-160

66

40

синий

Г

160-175

72

44

зеленый

Д

выше 175

78

48

белый

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда.

В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной – 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт – 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение. Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт.

Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах – 90-95 см от пола.

Школьные учебники. Гигиенические требования к учебникам сводятся к следующему: размер и форма шрифта; качество бумаги и иллюстраций; формат и масса книг.

Для первоклассников, которые учатся читать, высота букв в учебниках должна составлять 6-8 мм. Высота шрифта для учеников

2-4 классов должна составлять 2-2,5 мм, начиная с 5-го класса – 1,75 мм. Минимальная толщина основных штрихов – 0,25-0,3 мм, а расстояние между ними в букве не менее 0,5-0,6 мм.

В обычных учебниках не рекомендуется набор текста на странице в две колонки (затрудняет работу зрительного анализатора). В учебниках для 1-2-х классов расстояние между строками должно быть не менее 2,8 мм (между словами – не менее 4 мм), для 3-4-х классов – не менее 3 мм, начиная с 5-го класса – не менее 2 мм.

Бумага, который используют для печати учебников, должен быть белого или светло-желтого цвета с коэффициентом отражения 0,7-0,8, который обеспечивает хороший контраст между фоном и печатным материалом (буквами, рисунками). Оптимальное расстояние головы от текста при его чтения считается 25 см для детей 8-9 лет и 30-35 см – для школьников начиная с 11-12 лет. Оптимальный угол наклона книги к поверхности стола должна составлять 40-50 °.

На основании исследований функционального состояния опорно-двигательного аппарата установлены следующие допустимые массы учебного комплекта (масса учебников, школьных принадлежностей и портфеля) школьников: для учащихся 1-2-х классов – 1,2 кг, для учеников 3-4-х классов – 2 2 кг, для учеников средних классов – 2,2-3,2 кг, для учеников старших классов – 3,2-3,7 кг. Вместе с тем, необходимо отметить, что масса каждого учебника для школьников начальных классов не должна превышать 300 г.

Основным детским учреждением для детей дошкольного возраста служит детский сад, предназначенный для детей от 3 до 6 лет. В соответствии с возрастом дети объединяются в группы по 25 человек в каждой.

Земельный участок , которая отводится под детский сад, должна быть сухой, озеленена, доступной солнечному облучению, удаленной от источников загрязнения атмосферы, шума.

На участке должны буги предусмотрены групповые площадки, предназначенные для прогулок и игр детей (по числу групп), физкультурный площадка, хозяйственная площадка вблизи пищеблока с отдельным въездом и зеленые насаждения.

Процент застройки участка не должен превышать 10-12%, а площадь зеленых насаждений должна составлять не менее 50% от его площади. Групповые площадки должны иметь также теневые навесы для защиты от солнца и осадков.

В детских дошкольных учреждениях обязательный принцип групповой изоляции, соблюдение которого предусматривает максимальное разъединение отдельных, особенно ясельных, групп друг от друга (на участке и в доме), с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Здание . Детские ясли, детские сады должны размещаться в отдельно стоящих зданиях, высотой не более 2 этажей.

В состав помещений детского сада обязательно входят групповые комнаты, в которых дети проводят большую часть своего времени (игры, прием пищи), спальни, туалетные помещения, буфет, медицинская комната, изолятор. Окна групповых комнат ориентируют на юг или юго-восток.

Наиболее совершенной системой строительства дошкольных учреждений является блочная, которая позволяет выделить в отдельный блок помещения для детей преддошкольного возраста, дошкольного возраста, а также административно-хозяйственные и общие помещения (комната для музыкальных занятий, кабинет заведующего, медицинские помещения, пищеблок, прачечная).

Помещения общего назначения должны располагаться изолированно от детских групп. Комната для музыкальных занятий (75-100 м2) предполагается в детских яслях-садах вместимостью более 90 детей. Современные проекты часто предусматривают расширенный набор помещений для физкультурных занятий и игр: наличие бассейна, игротеки, зимнего сада.

Пищеблок обязательно располагается на первом этаже и имеет отдельный вход с участка.

Как правило, пищеблок детского сада работает на сырье с полным циклом обработки продуктов, в связи с этим должны предусматриваться складские помещения и все необходимые производственные помещения (кухня с мойкой, заготовительные, раздаточные) достаточной площади в зависимости от мощности.

Медицинский пункт обычно располагается на первом этаже здания и состоит он из медицинского кабинета (6-Ю м2) и комнаты больного ребенка (6-8 м2), которая имеет выход на улицу.

Гигиенические требования к детской мебели : соответствие антропометрическим размерам детей, травмобезопасность, мебель должна изготавливаться из дерева, покрытые светлой нетоксичной краской, залах краски не более И балла.

Гигиенические требования к игрушкам в ДДЗ. Игрушки необходимые для развития ребенка и они поэтому должны отвечать следующим требованиям:

1) в игрушке не должно быть острых выступающих краев, углов, выступов, которые могут травмировать ребенка;

2) вес игрушек: для детей ясельного возраста – не более 220 г, дошкольного – 400 г, младшего школьного – 800 г;

3) диаметр отдельных частей в пирамидах, наборах колец для детей ясельного возраста допускается не менее 30 мм, высота их не менее 12 мм;

4) материал – пищевые сорта резины и пластмассы. Краски – нетоксичные, устойчивые к дезсредств, яркие, соответствуют естественным; залах игрушек для детей до 3 лет – 1 балл, от 3 до 7 лет – 2 балла;

5) не рекомендуется применение игрушек, которые плохо пишвються дезобробни (мягкие игрушки)

6) игрушки должны соответствовать дидактической назначению – по цвету и внешнему виду соответствовать тому, что они изображают;

7) напряжение электрического тока в игрушках – до 12 В.