Штраф за утерю ккм

М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук
Источник: Финансовые и бухгалтерские консультации (электронный журнал) №1-2015
: 15 января 2015

В интернет-магазине общества была утеряна часть мобильных контрольно-кассовых машин (ККМ).

О факте утери ККМ в правоохранительные органы своевременно сообщено не было, поскольку ККМ постоянно находились в пользовании экспедиторов и определение даты, места пропажи ККМ и виновного лица не представлялось возможным.

В процессе инвентаризации также было выявлено, что у общества отсутствуют учетные карточки и (или) технические паспорта утерянных ККМ. Утерянные ККМ включены в Государственный реестр используемых ККМ, начало их эксплуатации — 2010-2012 гг.

  1. Каковы налоговые риски общества, в том числе в части претензий проверяющих органов, если отсутствующие ККМ будут оставаться на учете в налоговых органах?
  2. Какие существуют варианты снятия с учета утерянных ККМ? Имеется ли практика обращения организаций в налоговые органы по снятию с регистрации ККМ в случае выявленных недостач ККМ и учетных карточек и (или) технических паспортов по ним по результатам инвентаризации? Может ли это в случае использования именно мобильных ККМ являться причиной снятия с учета?

1. Вопросы применения контрольно-кассовой техники (ККТ), ее регистрации, а также порядок взаимодействия налоговых органов с организациями изложены в Законе о ККТ[1], Регламенте[2] и Положении № 470[3].

Указанные акты не устанавливают обязанность общества по совершению действий, необходимых для снятия ККМ с учета в случае ее неиспользования (в том числе по причине утраты, утери, кражи и др.). Все обязательные требования в отношении ККМ относятся к вопросам эксплуатации, использования ККМ или неиспользования их в установленных законом случаях.

Административная ответственность за правонарушения в связи с использованием или неиспользованием ККМ определена п. 2 ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Указанная норма содержит исчерпывающий перечень оснований для привлечения к ответственности, а именно:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях ККМ;
  • применение ККМ, которая не соответствует установленным требованиям;
  • использование ККМ с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения;
  • отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

Совершение любого из перечисленных деяний влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб., на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Таким образом, на наш взгляд, бездействие общества в отношении снятия утраченных ККМ с регистрации в налоговом органе не содержит признаков перечисленных правонарушений – а, следовательно, за такое деяние к обществу или ответственному лицу общества не должны быть применены какие-либо штрафные санкции.

Обратите внимание: нормативными актами установлено, что блок «электронной контрольной ленты защищенной» (ЭКЛЗ) подлежит обязательной замене каждые 12 месяцев вне зависимости от его заполнения (п.

2 раздела II Протокола заседания ГМЭК от 26 февраля 2003 г. № 1/73-2003, п. 1 письма Минэкономразвития России от 4 февраля 2011 г. № Д05-305).

Однако действующим законодательством также не предусмотрена ответственность за несвоевременную замену ЭКЛЗ.

Каких-либо разъяснений налогового органа, а также судебной практики по привлечению к административной ответственности по указанным обстоятельствам авторами не выявлено. Полагаем, этот факт можно рассматривать как признак того, что налоговый орган, как правило, не предъявляет претензий по данным основаниям, в связи с чем споры отсутствуют.

Также не выявлено налоговых рисков общества в отношении нахождения утраченных ККМ на учете в налоговых органах (при условии отражения обществом в бухгалтерском учете утраты ККМ).

Вместе с тем при утрате ККМ существует риск ее использования иными лицами и выявления данного факта налоговым органом (см. письмо ФНС России от 5 июня 2013 г. № АС-4-2/10250 «О направлении арбитражной практики»).

Полагаем, в такой ситуации операции, учтенные или проведенные через утерянную ККМ, могут быть рассмотрены налоговым органом как операции, осуществленные организацией, за которой зарегистрирована утерянная ККМ.

В связи с этим полагаем, что заявление в правоохранительные органы и в налоговый орган об утрате ККМ, выявленной в результате проведения инвентаризации, дает организации возможность ссылаться на то, что она не осуществляла какие-либо операции на данной ККМ в период как после подачи такого заявления, так и до этого момента (момент утери не определен конкретной датой, если нет иных доказательств).

2. Вопрос снятия ККМ с учета регламентирован Положением № 470 и Регламентом. Отметим, что какие-либо специальные положения относительно снятия с учета именно мобильных ККМ отсутствуют.

В соответствии с п. 16 Положения № 470, п. 26 и 82 Регламента для снятия ККМ с регистрации потребуется представить в налоговый орган:

  • заявление о снятии ККМ с регистрации; для этого используется та же форма, что и при регистрации ККМ (приложение № 1 к приказу ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152 @ );
  • паспорт ККМ;
  • карточку регистрации ККМ;
  • учетный талон ККМ;
  • книгу учета;
  • саму ККМ.

Если заявление о снятии ККМ с регистрации представляется заявителем по причине возникновения форс-мажорных обстоятельств, приведших ККМ в неисправное состояние, либо в связи с хищением (утерей) ККМ, дополнительно должен быть представлен документ, подтверждающий факт возникновения данных обстоятельств (п. 86 Регламента).

Из практики, сложившейся в налоговых органах, следует, что в качестве подтверждения факта утраты (хищения) ККМ инспекции требуют предъявить соответствующую справку из правоохранительных органов, которая должна содержать информацию о количестве утерянных (похищенных) ККМ, моделях и заводских номерах ККМ.

Таким образом, следуя требованиям действующего законодательства, обществу для снятия утерянной ККМ с регистрации необходимо представить в налоговый орган все названные документы, включая подтверждающую справку из правоохранительных органов о заявлении обществом об утере (хищении) ККМ.

В отношении ситуации, когда документы на ККМ утрачены, отметим следующее.

Согласно ст. 5 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККМ.

Пунктом 13 Положения № 470 установлено, что функции по хранению документации возлагаются:

  • на поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о ККТ и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;
  • поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой ККТ;
  • центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой ККТ;
  • пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации ККТ.

Паспорт ККМ и учетная карточка ККМ относятся к документам, связанным с вводом ее в эксплуатацию. Следовательно, их хранение должно осуществляться обществом.

Полученные в налоговых органах разъяснения относительно возможности снятия ККМ с регистрации при отсутствии учетных карточек и технических паспортов ККМ свидетельствуют о том, что представление документа, подтверждающего утерю (хищение) как самих ККМ, так и документов на них, обязательно.

Обратите внимание: на практике после рассмотрения заявления о снятии с учета утерянных (похищенных) ККМ налоговый орган принимает решение о внесении в базу, содержащую информацию о зарегистрированных ККТ, записи «утеря (хищение)». При этом утерянная ККМ снимается с учета только по истечении пяти лет после внесения данной записи.

В силу п. 19 Положения № 470 налоговый орган может самостоятельно снять с регистрации ККМ в случае истечения нормативного срока амортизации модели ККМ, исключенной из Государственного реестра.

Каких-либо актов или разъяснений налоговых и иных органов, а также судебной практики, в которых бы шла речь о выявлении недостач ККМ и документов на них в результате именно инвентаризации, выявлено не было.

В заключение еще раз отметим, что, не заявляя в правоохранительные органы об утрате ККМ и не снимая ККМ с регистрации в налоговом органе, общество может столкнуться с проблемой доказывания факта неиспользования им утраченных ККМ в своей деятельности в случае применения таких ККМ третьими лицами.

Для снятия утраченных ККМ с регистрационного учета в налоговом органе обществу необходимо представить в территориальный налоговый орган заявление о снятии ККМ с регистрации и выданную правоохранительными органами справку, подтверждающую заявление обществом об утрате как самих ККМ, так и учетных карточек, технических паспортов ККМ.


[1] Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

[2] Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержден приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. [3] Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.

М.А. Петрова, юрист «ФБК Право», Е.А. Даренина, ведущий юрисконсульт «ФБК Право», А.С. Ермоленко, партнер ФБК, руководитель корпоративной практики «ФБК Право», канд. юрид. наук

Повтор документа — повтор чека ККМ

В нашу аптеку обратился покупатель с просьбой выдать копии кассоых чеков (в связи с утратой оригиналов). На основании товарных чеков мы выдали копии чеком ККМ (ККМ Феликс — через комп выдал чек с надписью — повтор документа).

Эти документы покупатель предъявил для оплаты в ФСС и теперь ФСС требует от нас предоставить информацию о порядке предоставления гражданам копий кассовых чеков, указать основание, и подтвердить правомерность выдачи указанных документов.

Наталья, определенного регламента по выдаче дубликатов кассовых чеков нет. Все что мы можем предложить Вам прочитать по Вашему вопросу — это следующее письмо МинФина:

Источник: https://lotos70.ru/shtraf-za-uterju-kkm.html

Штрафы за нарушения при работе с онлайн-кассами

Пока вы размышляете о том, когда же купить онлайн-кассу, выбираете подходящую модель и изыскиваете средства, возможно, к вам уже идет налоговый инспектор. Его визит обычно не несет ничего хорошего, а на этот раз дела могут оказаться еще хуже. Теперь за неправильную работу с онлайн-кассами вовсю начали штрафовать, и штрафы эти, прямо скажем, немаленькие.

В этой статье мы разберем, какие штрафные санкции предусмотрены за нарушение Федерального закона №54 ФЗ, как правильно работать с кассой, чтобы избежать наказания, и что делать, если штраф все-таки был выписан.

Штрафы за нарушение правил при работе с онлайн-кассой

Самая плохая идея — полностью проигнорировать требования закона и не работать с применением онлайн-ККТ. То есть вы просто забиваете на покупку нового кассового аппарата и работаете по старинке — без передачи фискальных данных в налоговую. За такие выкрутасы штрафы будут следующие:

  • должностное лицо или индивидуальный предприниматель — от 25 до 50 процентов выручки, сделанной без применения интернет-кассы, но не меньше 10 000 рублей;
  • для организации (юридического лица) наказание будет посерьезнее: от 30 тысяч рублей, или 75-100 процентов продаж, сделанных без онлайн-кассы.

Если после назначения штрафа выводы не были сделаны и нарушение выявлено повторно, да еще и выручка за рассматриваемый период перевалила за миллион рублей, должностному лицу могут запретить занимать должность на срок от 1 до 2 лет. ИП грозит приостановка деятельности сроком 90 дней. Сумма штрафа такая же, как и в предыдущем пункте.

Если организация быстренько поставит нового директора, а обычно так и делается, то деятельность компании не остановится, чего нельзя сказать о ИП. Для частного предпринимателя пауза в три месяца может быть фатальной — особенно если бизнес и так не особо стоит на ногах.

Идем дальше. Вы все таки приобрели кассовый аппарат, но на этом все закончилось. Устройство стоит на прилавке, вроде бы что-то даже пробивает, но фискальные данные в налоговую не передаются. В этом случае штрафы будут такими:

  • индивидуальные предприниматели и должностные лица — предупреждение или наказание от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • юридическое лицо — штраф от 5 до 10 тысяч, или предупреждение.

Такие же суммы предусмотрены за не отправленные в ФНС отчетные документы.

Случай третий: кассовый аппарат работает как положено, чеки улетают в налоговую. Но вот беда — кассир не отправил покупателю электронную копию чека, хотя тот об этом просил.

За такое нарушение также предусмотрен штраф — 2 тысячи рублей для индивидуального предпринимателя и 10 тысяч — для юридического лица. На первый раз можно отделаться простым предупреждением.

Что нужно сделать, чтобы избежать наказания

Для того чтобы проблем при работе с онлайн-кассами не было, нужно строго соблюдать все требования законодательства. Рассмотрим пошагово, как купить и зарегистрировать кассовый аппарат, чтобы со стороны проверяющих органов не было никаких претензий.

Шаг первый — покупка онлайн-кассы

Сначала нужно выбрать и приобрести сам кассовый аппарат. Найдите подходящую для вашего бизнеса модель.

Для большого супермаркета нужна продвинутая POS-система, небольшому магазинчику или салону будет достаточно смарт-терминала или фискального регистратора.

Если ваша деятельность связана с работой на выезде — например, это курьерская доставка, оказание услуг на дому или служба такси — тогда понадобится мобильный кассовый аппарат, способный автономно работать в течение долгого времени.

Устройство можно купить в специализированной компании, у оператора фискальных данных или взять у банка. Все решения имеют свои достоинства и недостатки, о которых мы писали в статье о выборе кассового аппарата.

Шаг второй — выбор оператора фискальных данных и заключение договора с ним

После того, как кассовый аппарат куплен, нужно заключить договор на обработку и передачу фискальных данных. Этим занимаются специализированные организации, уполномоченные и аккредитованные налоговой службой. Таких операторов 18, выбрать можно абсолютно любого.

Для заключения договора потребуется зарегистрироваться на сайте ОФД, заполнить анкету и оплатить счет. Стоимость услуг всех операторов одинакова — 3 тысячи рублей в год. Если ваш парк контрольно-кассовой техники насчитывает тысячи устройств, можно рассчитывать на серьезные скидки от ОФД.

Сеть супермаркетов “Магнит” вообще зарегистрировалась в качестве оператора фискальных данных и теперь передает данные в ФНС через собственные серверы, да еще и подрабатывает на сторону.

Шаг третий — регистрация кассового аппарата в Федеральной налоговой службе

Как и раньше, кассовый аппарат необходимо поставить на учет в ФНС. Сделать это можно двумя способами — лично наведаться в налоговую или зарегистрировать кассу через интернет. Второй способ гораздо быстрее и удобнее, но требует наличия усиленной электронной подписи. В обоих случаях госпошлина не берется.

Регистрация через интернет делается в личном кабинете налогоплательщика. Для работы понадобятся:

  • марка и модель онлайн-кассы;
  • заводской номер;
  • договор с ОФД;
  • данные ИП или организации;
  • электронная подпись;
  • адрес установки и использования контрольно-кассовой техники.

При регистрации непосредственно в отделении налоговой нужно принести те же документы, да еще и захватить сам кассовый аппарат для осмотра. Правда, здесь можно сэкономить — электронная подпись в этом случае не понадобится, а стоит она около 1500 рублей.

После постановки на учет выдается карта регистрации и устройству присваивается индивидуальный регистрационный номер. Остался последний шаг — подключить сам кассовый аппарат к сети интернет.

Шаг четвертый — технический. Подключение онлайн-кассы к интернету, настройки

Кассы подключаются к интернету двумя способами — по мобильной сети или проводной связи.

Для первого варианта нужно заключить договор с мобильным оператором — они предлагают тарифы специально для онлайн-касс.

Стоимость услуги от “Билайна” и “МТС” — 1160 рублей в год, “Мегафон” обойдется в 100 рублей в месяц. После этого кассовый аппарат готов к работе и можно не беспокоиться о том, что вам выпишут штраф.

Теперь нужно проинструктировать продавцов и кассиров о правилах работы с онлайн-кассами. Работники должны следить за отправкой документов в облачное хранилище, ежедневно закрывать смену и отправлять электронные чеки покупателям и клиентам. О любых сбоях в работе кассовых аппаратов нужно своевременно докладывать администратору или ответственному лицу.

Что делать, если штраф все-таки выписали? Пять законных способов избежать наказания

Допустим, вы что то прохлопали и штраф все-таки прилетел. Не спешите расстраиваться — пока все не так плохо. Возможно, платить ничего не придется, если действовать быстро и правильно. Есть, как минимум, пять вариантов уладить ситуацию.

Вариант первый — подать жалобу в суд. Если у вас есть веские причины и доказательства о незаконности штрафа — смело обращайтесь в судебные инстанции.

Обратитесь к хорошему юристу с богатой практикой таких дел — у них есть наработанная аргументация для защиты. Даже если нарушение серьезное, все равно в законе есть лазейки, позволяющие если не отменить штраф, то, хотя бы уменьшить сумму выплаты.

Это касается даже серьезных нарушений: таких, как работа без кассы вообще.

Не стоит забывать, что в суде многие дела разваливаются из-за неправильно поставленной закорючки — элемент везения никто не отменял. Многие протоколы об административных правонарушениях составлены с ошибками, и грамотные адвокаты прекрасно могут это использовать для защиты интересов ответчика.

Вариант второй — ссылайтесь на письма Министерства финансов. Минфин издал несколько разъяснительных писем, в которых указывает, в каких случаях штрафные санкции к предпринимателям не применяются. Речь идет о случаях, когда бизнесмен сделал все возможное, для того чтобы соблюсти закон, но в каком-то месте не срослось и работать по новым правилам он пока не может.

Например, поставщик вовремя не привез кассовый аппарат или фискальный накопитель.

Договор на поставку есть, деньги уже заплачены, по произошла задержка в поставке или на складе нет в наличии нужной модели.

В этом случае смело аргументируйте этими фактами — и штраф по закону наложить не должны. Но будьте готовы предъявить соответствующие документы: чеки, счета-фактуры и акты.

Вариант третий — валите все на продавца-кассира. Звучит некрасиво, однако те, кто в теме, сразу поняли, о чем идет речь. Практика перевести стрелки на рабочий персонал налажена еще с лихих девяностых.

Дело в том, что штрафы на физическое лицо на несколько порядков меньше, чем на организацию или даже ИП. Проще договориться с продавцом, чтобы тот взял вину на себя, а потом компенсировать ему ущерб.

Конечно, с серьезными нарушениями это скорее всего не прокатит. Вряд ли удастся доказать, что онлайн-касса не была куплена по вине уборщицы. Однако грамотное делегирование полномочий позволит оставить место для маневра.

Например, можно назначить ответственного за переход на онлайн-кассы. Допустим, это будет администратор. А администратор — не должностное лицо и штрафы на него такие же, как на физическое.

Любые сомнения толкуются в суде в пользу обвиняемого и возможно, у вас появится шанс.

Вариант четвертый — написать жалобу в суд. Не путать с вариантом номер 1, речь здесь совсем о другом.

Кодекс административных правонарушений предусматривает предупреждение за первое нарушение по многим статьям закона — об этом в нем есть соответствующие положения. Здесь адвокат не нужен — жалоба подается в произвольной форме.

Грамотно изложите причины нарушения и попросите суд заменить штраф предупреждением — и скорее всего, его отменят.

На подачу жалобы даются конкретные сроки. Она должна быть направлена в суд не позднее 10 календарных дней со дня выписки постановления.

Подать жалобу можно и позднее этого срока, если есть уважительные причины: болезнь истца, действие непреодолимой силы (пожар, наводнение, стихийное бедствие) и другие похожие обстоятельства.

Правда, здесь причину задержки придется доказать — например, предоставить больничный лист из медицинского учреждения.

Вариант пятый — договориться с проверяющим. Нет, это не совет дать инспектору взятку: мы рассматриваем исключительно законные способы избежать штрафа. Просто проверяющие — тоже люди, а к любому человеку можно найти свой подход. Не нужно представлять инспекторов монстрами, которые только и мечтают содрать с вас денег.

В большинстве своем это милые тетечки, которые хотят пить чай в офисе и сидеть в “Одноклассниках”. Перспектива ходить по судам большинству из них совсем не улыбается — на этом и можно сыграть.

Пообещайте, что купите кассу вот прямо завтра, что такого больше не повторится, мол забегался/закрутился/запарился и чем черт не шутит — ледяное сердце инспектора растает и вам дадут поблажку.

Как оплатить штраф

Для оплаты существует множество способов. Начнем с классического — “Почта России” или отделение любого банка. Вы приходите с постановлением в офис, отдаете деньги и реквизиты оплаты в окошечко — и все готово.

Можно оплатить штраф через терминалы. Внимательно введите реквизиты счета в соответствующие поля, вставьте купюры и получите квитанцию.

Если вы активно пользуетесь интернетом, лучше оплатить штраф онлайн. Сделать это можно через портал Госуслуг или различные сервисы. В любом случае сохраните квитанции об оплате штрафа. Так вы в любой момент сможете доказать, что выполнили требования закона.

Самое главное — сразу же устранить нарушение, чтобы наказание не было наложено повторно. А лучше вообще не доводить до применения санкций — штрафы за некоторые нарушения гораздо больше стоимости даже самого продвинутого кассового аппарата.

Источник: https://onlinekassa.pro/shtrafy-za-narusheniya-pri-rabote-s-online-kassami/

Штраф за нарушение кассовой дисциплины

Какие традиции есть у бизнеса в России в канун Нового Года? Нет, не период распродаж, а что-то касающееся всех. Конечно же, это заготовка государства по изменениям условий ведения бизнеса. Различные фонды, министерства, департаменты соревнуются кто же больше изменит жизнь бизнесу с 1-го января следующего года.

Любое новшество может не своевременно дойти до слуха получателей «сюрприза», не менее традиционно могут встретиться «белые пятна» и противоречия в законах и нормативной базе, и это не говоря о судебной практике. А последняя связана… с нарушением кассовой дисциплины и штрафом от налоговой.

То есть незнание закона… в общем, налогоплательщики всем всё должны, а чиновники никому ничего не должны. Инспекция может выписать не только  штраф за отсутствие кассового аппарата ( штраф за работу без кассового аппарата можно было и раньше получить), или за кассовую книгу, но и за  кассовую дисциплину, которая не соблюдалась.

Правил на этот счет много а подлили пару канистр бензина в огонь, конечно же, онлайн-кассы, вернее не они сами, железки-то не виновата, а чиновники.

Какие штрафы за онлайн-кассы в 2019 году? Если вкратце, то онлайн-кассы в соответствии с ФЗ-54 должны применяться, и применяться правильно (за повторные нарушения штрафовать тоже будут), иначе будет штраф для ИП – от 25 до 50% выручки, совершенной без применения онлайн-касс, не меньше 10 тыс руб, а также приостановка деятельности сроком до 90 дней. Если онлайн-касса имеется, но «не работает» — предупреждение или штрафы от 1,5 до 3 тыс руб. Если работает но покупателю не отправлена электронная версия чека — штраф 2 тыс руб. На этом налоговая не остановится, если бизнес решит платить иногда штрафы, могут запретить деятельность полностью, увеличить штрафы или что-то ещё предпринять.

Как же бизнесу замотивировать себя? Наверное, как обычно, либо кнут, либо пряник. Как больно звучат штраф за онлайн-кассы для ИП уже понятно, для ООО всё ещё сложнее и больнее. Для кого-то этого достаточно. А если хочется позитива? А для этого нужно стремиться извлечь профит из ситуации.

Чтобы соблюдать кассовую дисциплину, соблюдать закон про онлайн-кассы можно взять и повысить уровень автоматизации бизнеса.

Например, на ум сразу приходит среди всего ПО на российском рынке онлайн-сервис Контур Эльба, с ней интегрировался целый ряд производителей кассового ПО, Эльба и сама-то предоставляет высочайший уровень автоматизации и интеграции — здесь бизнес получает 100-в-1, практически всё можно делать в Эльбе.

А с онлайн-кассами получилось, что ранее не замкнутый круг теперь замкнулся — рутину больше не нужно поручать бухгалтеру (а это деньги!), или другим сотрудникам, теперь всё делается автоматически. Попробовать Эльбу можно бесплатно, при этом настроив всё нужное:

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

Ну а в историю, вероятно, уходят проблемы с выездными проверками ККТ, например, получив перечни, налоговые инспекторы приступали к проведению проверок.

Регламенты проверок ККМ или ККМ (контрольно-кассовой машины) должны проходить по установленному порядку в налоговой) и кассовой дисциплины утверждены Приказами Минфина России от 17 октября 2011 г.

№ 133н и № 132н соответственно. Документы вступили в силу ещё в феврале 2012 года.

Штрафные санкции

КоАП РФ предусматривает две основные статьи, к которым обращаются инспекторы, когда видят нарушение кассовой дисциплины и выбирают какой же штраф выписать. Одна из статей устанавливает санкции за ошибки по ККМ, другая – по кассовой дисциплине (таблица 1).

Таблица 1

№ п/п Нарушение

Штрафы (руб.)

ООО

ИП

1 Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) 30 000 – 40 000 3000 – 4000
2 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):- осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

— несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

— накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

40 000 – 50 000 4000 – 5000
3 Нарушение платёжными агентами обязанностей по сдаче в банк полученных наличных денег для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).Неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ) 40 000 – 50 000 4000 – 5000

Штраф за нарушение кассовой дисциплины — основные виды наказаний (КоАП РФ)

До 2012 года предпринимателя можно было оштрафовать только за ККМ. Судьи в большинстве случаев отменяли санкции по статье 15.1 КоАП РФ за нарушения кассовой дисциплины.

Прежний порядок ведения кассовых операций, действовавший до 2012 года, и обязанность вести кассу (касса и ККМ — разные вещи!) распространялись только на организации. Точно так же первичные документы по кассе (РКО, ПКО, кассовая книга), согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г.

№ 88, обязательны для юридических лиц, но не для предпринимателей. Судьи, указывая, что ИП достаточно вести налоговый учёт в Книге учёта доходов и расходов, штрафы по кассовой дисциплине отменяли.

А уж когда Президиум ВАС РФ подтвердил, что на ИП обязанность соблюдать кассовую дисциплину не распространяется, споры и вовсе стали утихать (Постановление от 29 июня 2010 г. № 1411/10). Но ненадолго.

С 1 января 2012 года всё изменилось: индивидуальные предприниматели официально обязаны соблюдать кассовую дисциплину, а налоговые инспекторы вправе предъявлять ИП штраф по статье 15.1 КоАП РФ.

Банки теперь не проверяют кассовую дисциплину.

Первая статистика

Многие региональные отделения налоговой службы опубликовали результаты контрольной работы за первое полугодие 2012 года в части проверок ККМ. В отчётах, помимо сведений о непосредственных проверках кассовых аппаратов, дана информация по проверкам кассовой дисциплины.

Практически каждая проверка выявляет нарушения, за которые применяются штрафные санкции. Менее одного процента проверок проходит без штрафа.

В отдельных регионах акцент сделан именно на проверках кассовой дисциплины у индивидуальных предпринимателей. Например, по официальным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу количество проверок кассовой дисциплины ИП за первое полугодие 2012 года составило 706, ООО – 29. Для сравнения: за 2011 год проведено всего 133 проверки ИП и 129 проверок ООО.

Общая сумма штрафов, взысканных по итогам проверок кассовой дисциплины у ООО и ИП за полугодие 2012 года, составила 4088 тыс. руб. По итогам 2011 года – 5729 тыс. руб.

, то есть годовую норму прошлого года в Санкт-Петербурге почти выполнили. Причём за счёт ИП. Общая сумма штрафов для ИП составила 2882 тыс. руб. (в 2011 году – 566 тыс. руб.), ООО – 1206 тыс. руб. (в 2011 году – 5163 тыс. руб.).

По отдельным регионам сведения приведены в таблице 2.

Выгоду пристального внимания к предпринимателям понять несложно. Вспомним установленные размеры штрафов (таблица 1). Для организаций они значительно выше. Но юридические лица, в свою очередь, чаще готовы оспаривать санкции, в том числе в суде. Индивидуальным предпринимателям нередко проще заплатить установленные 3–5 тыс. рублей. Редко кто готов судиться, тратить время.

Нехитрый расчёт показывает, что инспекторам проще взять «массовостью» проверок ИП, взыскав с бизнесменов штрафы и пополнив казну. Например, в Москве количество проверок ИП – почти 15 тыс., ООО – около 6 тыс. Правда, штрафных санкций по ООО использовано в два раза больше (порядка 83 000 тыс. руб.), чем по ИП (42 368 тыс. руб.).

Сказывается разница в установленных мерах наказания.

Штраф за нарушение кассовой дисциплины и проверки ККМ

Не забывают инспекторы и о кассовых аппаратах. Не все проверяющие взяли курс на проверки кассовой дисциплины. Где-то значительная доля проверок и санкций остаётся за проверками ККМ.

Например, в Новосибирской области акцент в проверках – на контроле работы с ККМ. За полугодие проведено 937 проверок (против 1002 проверок в течение всего 2011 года), при этом выявлены нарушения у 550 предпринимателей и 94 организаций. В 2011 году нарушителей среди организаций было больше – 228, но лидировали всё равно предприниматели – 770. Но, ещё раз отмечу, цифры за весь 2011 год.

В Иркутске также контролируют в первую очередь предпринимателей – за полугодие выявлено 469 нарушителей среди бизнесменов. В то же время среди ООО санкции использованы к чуть более чем 100 организациям.

Неприменение ККМ, за которое установлен штраф, в первую очередь проявляется на практике в невыдаче кассового чека покупателю. Зачастую нарушение фиксируют сами инспекторы, покупая какую-нибудь мелочь, то есть осуществляя так называемую контрольную закупку. Чек не выдан, это фиксируется в акте проверки и выливается в постановление о штрафе.

Между тем проводить проверочную (контрольную) закупку налоговые инспекторы не вправе.

Большинство штрафов судьи отменяли именно потому, что нарушение выявлено в ходе закупки, осуществляемой инспекторами.

То, что проверочная закупка инспекторов выходит за рамки их полномочий и штрафы по результатам такой проверки незаконны, подтвердил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 1988/09.

Новый Регламент проверок не предоставляет инспекторам прав на закупку. Согласно Регламенту № 132н, проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Один нюанс: полномочия проводить контрольную закупку предоставляются законом.

Нормативный акт Минфина (именно таковым является приказ, которым утверждён регламент) таковым не является. При этом все нормы законов, на основе которых Президиум ВАС РФ когда-то сделал выводы о недопустимости проверочных закупок, действуют до сих пор.

Это подтверждают и первые судебные споры.

Инспекторы ссылаются на Регламент № 132н как доказательство своего права осуществлять закупку. Но проверочная закупка относится к мероприятиям оперативно-розыскной деятельности. Налоговые инспекторы осуществлять данные действия не вправе (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ).

Такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только федеральным законом, а не ведомственным нормативным актом, которым является Приказ Минфина, – говорится в Постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14 августа 2012 г. № 09АП-20134/2012.

Суд отменил штраф за неприменение ККМ, выявленное инспекторами в ходе контрольной закупки.

Согласно Регламенту № 132н, инспекторы вправе лишь наблюдать, как кассир выдаёт (или не выдаёт) чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись.

Источник: Клерк. ру

 касса, кассовая дисциплина, ккт, налоговая, проверка, штрафы

Источник: http://www.elba-buhgalter.ru/otchetnost-elba/shtraf-za-narushenie-kassovoy-distsiplinyi.html