Сколько классов школы необходимо окончить по закону?

Многие клиенты спрашивают нас о том, что такое старшая школа в Испании, так как этот термин часто употребляется, когда речь идет об иностранных системах образования. В этой статье мы подробно расскажем о данном этапе школьного образования в Испании.

Что такое старшая школа в Испании

В соответствии с Органическим законом об образовании от 2006 года бачилерато, или старшая школа в Испании, – последний этап школьного образования, с 16 до 18 лет.

Этот этап не является обязательным для получения аттестата о среднем образовании в Испании, потому что аттестат ученики получают после окончания четвертого класса средней школы (4 ESO). Окончание старшей школы в Испании требуется только в том случае, если ученик планирует обучение в высшем учебном заведении Испании.

Иными словами, бачилерато в Испании является своеобразным аналогом Sixth form в британской системе образования (этап A-Level) и аналогом последних двух лет High School в американской системе образования.

В государственных школах в Испании старшая школа, как правило, отделена от детской и начальной. Дети с 3 до 12 лет обучаются в школах, где обучение ведется только до 12 лет, и затем переводятся в среднюю школу, но учатся уже в другом здании, в Испании его принято именовать институтом. Курс старшей школы в Испании ученики проходят в стенах средней школы.

Многие полугосударственные школы в Испании не предлагают этап бачилерато или предлагают его только на платной основе, таким образом, нужно платить за обучение, как в частной школе. Если вы остановили свой выбор на полугосударственной школе в Испании, мы рекомендуем уточнить наличие курса бачилерато и его стоимость.

Большинство частных школ в Испании, в том числе международные и иностранные частные учебные заведения, предлагают обучение детей с 3 до 18 лет, т. е. включают в себя все этапы образования.

Закон об образовании устанавливает, что обучение в старшей школе в Испании осуществляется по трем направлениям по выбору ученика:

1) научное;

2) гуманитарное;

3) искусство.

Направление выбирается в зависимости от того факультета, на который планируется поступление по окончании школы.

В 2013 году был принят Органический закон об улучшении качества образования. Существующая система школьного образования в Испании уже давно требовала качественного пересмотра, однако принятые меры не нашли поддержки ни среди преподавательского состава, ни среди учеников и их родителей.

Существенные изменения коснулись и старшей школы, в частности, предполагается поменять систему допуска учеников к этапу bachillerato, изменить порядок выпускных экзаменов и т. д.

В настоящее время из-за многочисленных протестов действие данного закона во многом приостановлено, и продолжает действовать его предыдущая версия.

Процесс обучения в старших классах в школах с иностранной системой образования, в английских и американских школах строится в строгом соответствии с иностранной системой образования, что предполагает также сдачу всех необходимых экзаменов. В последнее время большую популярность получил диплом международного бакалавриата.

Большинство международных школ предлагают данную программу, но обучение ведется не только на английском языке, часть предметов изучается на испанском. Если вы ищете программу международного бакалавриата только на английском языке, то необходимо выбирать американские школы в Испании, которые предоставляют такую возможность.

Как можно поступить в старшую школу в Испании?

Если вы решили отправить ребенка для обучения в старшей школе в Испании, необходимо иметь в виду, что для поступления даже в частную школу необходимо предварительно омологировать аттестат о среднем образовании.

Существуют специальные таблицы соответствия разных систем образования. Поэтому одновременно с выбором школы и организацией поступления необходимо пройти процедуру омологации аттестата о среднем образовании, полученном в вашей стране проживания.

Обратите внимание: наличия аттестата об окончании 9 классов российской школы не достаточно для поступления на этап бачилерато. Испания требует окончания 10 классов и только потом разрешает поступить в старшую школу.

Отметим, что многие школы не всегда хорошо осведомлены об этих нюансах и принимают детей на бачилерато после 9 классов, и в дальнейшем возникает проблема со сдачей выпускных экзаменов по окончании старшей, детей к ним просто не допускают.

Омологация иностранного школьного аттестата или диплома может происходить параллельно с процессом оформления поступления. Зачастую школам достаточно подтверждения того, что документы на омологацию были поданы, но этот вопрос стоит уточнить заранее, т. к. школа может настаивать на необходимости наличия уже омологированного аттестата к моменту поступления.

Если речь идет о школах с иностранной системой образования, то процесс поступления в старшую школу обязательно проходит через вступительные экзамены по профильному языку, математике, физике или химии.

Некоторые английские и американские школы предоставляют возможность получения двойного диплома. Это означает, что помимо английского или американского диплома ученики имеют возможность получить диплом испанского бачилерато. Для этого они должны сдать дополнительные экзамены в самой школе или международном университете дистанционного образования.

Таким образом, процесс поступления в старшую школу в Испании можно разделить на 3 этапа:

1) выбор школы;

2) прохождение вступительных экзаменов;

3) оформление поступления.

Центр услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски» уже более 15 лет работает в Испании, наши сотрудники проконсультируют вас по всем вышеперечисленным и другим вопросам поступления в старшую школу в Испании, а также помогут омологировать аттестат о среднем образовании, если это необходимо.

Статья оказалась полезной?

Да

(1) (0)

Источник: //espanarusa.com/ru/pedia/article/591763

Школа в Германии

Какие бывают немецкие школы, почему дети в Германии обязаны их посещать, что изучают в школах, когда каникулы и другая информация.

В Германии существуют как общественные школы, так и частные. Частных существенно меньше. Обычно они платные. Общественные школы всегда бесплатные для учеников. За обучение платит государство и земля, в которой школа находится.

Обучение в школе для немцев начинается с шести лет. До этого они обычно ходят в детский сад. Первый этап обучения, что-то вроде нашей начальной школы, называется Grundschule. В большинстве случаев этот этап длится четыре года, но порой может достигать и шести лет.

После окончания начальной школы родители детей должны принять решение, куда ребёнок пойдёт дальше. Чаще всего решение принимается на основании оценок. Оценки в Германии ставят по шестибальной системе, от 1 до 6.

Единица – это лучшая оценка, но ставят её крайне редко. Это вроде российской 5+. В первых двух классах оценки детям обычно вообще не ставят, потому что немцы считают, что это может помешать ребёнку развиваться.

Лишь с третьего класса начинаются первые контрольные работы.

После четвёртого класса немецкие дети могут пойти в главную школу (Hauptschule). Проучившись там до девятого класса школу можно закончить, получив самое низшее образование.

Обычно тот, кто идёт в главную школу, после её окончания учится дальше на рабочие специальности, такие как маляр, слесарь и тому подобное.

Поэтому в главной школе детей не нагружают лишними знаниями и преподают лишь то, что может пригодиться в обычной жизни.

Конечно, такой школой довольствуются не все. Как альтернатива ей существуют Realschule – если переводить буквально, настоящие школы. В них начинают учиться с шестого класса. То есть те, кто почувствовал, что учёба в главной школе идёт очень легко, может перейти в школу настоящую.

Здесь уже детей учат более сложным, но в то же время, практичным навыкам. Например, наряду с обычными предметами, как математика или иностранный язык, могут учить печати на компьютере десятипальцевым методом. Настоящая школа даёт среднее образование и заканчивается в 10 классе.

Если же в четвёртом классе у ребёнка только “двойки” и “единицы” по всем предметам (то есть, он очень хорошо успевает), то он имеет право учиться в гимназии. Здесь уже нагрузка примерно сопоставима с той, которую привыкли получать российские школьники. Тут детей учат физике, химии, нескольким иностранным языкам и тому подобное. Этот этап длится до 12 или 13 класса.

Последние два класса гимназии называются колледжем. Школьники могут специализировать себя по интересам. Кому нравится физика, может уделять больше внимания ей в ущерб какому-нибудь другому предмету. В каждой школе разные правила, но обычно от самого нелюбимого предмета можно совсем отказаться. Конечно, от самых важных предметов отказаться нельзя.

В колледже ученик должен написать курсовую работу по заданной теме, листов на 30. Это называется подготовкой к студенчеству.

Тот, кто заканчивает гимназию, получает так называемый абитур, с которым он может поступать в университет.

Абитур обычно получают в 18-19 лет, но в принципе случается, что и 55-ти летние бюргеры вдруг решают продолжить обучение и отправляются в гимназии, правда, в вечернее время.

В принципе, абитур можно получить и после окончания других видов школ, но сделать это сложнее, потому что требуемых для поступления в немецкий ВУЗ знаний ученикам обычных школ просто не преподают.

Абитур, пожалуй, самая общепринятая цель обучения. Получение абитура в Германии приравнивается к получению аттестата зрелости. Немцы бурно празднуют окончание школы, порой отправляясь всем классом на какой-нибудь европейский курорт. Также принято к окончанию гимназии покупать первый автомобиль, на котором обычно пишут дату окончания школы.

В Германии действует закон, по которому все дети обязаны учиться в школах. В большинстве земель маленькие бюргеры обязаны окончить минимум 9 классов.

Лишь достигнув совершеннолетия, немцы получают возможность самостоятельно решать, учиться им дальше или нет. А до этого возраста избежать школы никак нельзя.

Если ребёнок не появился на занятиях без объявления причины, то разбирки будут суровыми.

Иностранцам часто эта деталь немецкой системы образования неизвестна. По старинке, родители могут оставить ребёнка дома, если тот приболел, не сходив к врачу и не получив справку. А потом сильно удивляются, когда у двери появляется полицейский и просит немедленно собрать ребёнка в школу. Хорошо, если ещё и не оштрафуют. Читайте подробнее о законе обязывающем посещать школу в Германии.

Большинство немецких детей ходит в школу в дообеденное время. Занятия начинаются в восемь утра и заканчиваются в час дня. Лишь в старших классах есть ещё и дневные занятия. На случай, если оба родителя работают, существуют “продлёнки”. Там детей кормят обедом и помогают делать домашние задания.

Система школьных каникул построена на принципе “лучше чаще, но короче”. Перерывы между каникулами обычно три-пять недель. Каникулы длятся от недели до двух месяцев летом. Учитывая, что в Германии закон запрещает оставлять ребёнка дома одного, пока ему не исполнится девять лет, кому-то из родителей приходится либо домохозяйничать, либо работать на половину ставки.

День начала занятий каждая земля определяет самостоятельно, но обычно учёба начинается во второй неделе сентября. График каникул также составляется на уровне федеральных субъектов. Во время каникул цены на европейских курортах подскакивают чуть ли не в два раза. Туристические компании пользуются тем, что пропускать школу нельзя, для получения выгоды.

Общее образование также подразумевает присутствие в школах детей-инвалидов. Обычно те дети, которые больны лишь физически, учатся вместе со здоровыми детьми. Для тех, кто отстаёт в умственном развитии, обычно предлагаются отдельные школы, где за места платят социальные службы.

О немецкой системе школьного образования идут постоянные дискуссии.

Самая критикуемая проблема заключается в том, что уже в десятилетнем возрасте ребёнок и его родители должны выбирать между главной школой, настоящей школой или гимназией.

И от этого выбора зависит очень многое, потому что сменить вид школы в сторону повышения уровня довольно проблематично. Не слишком ли рано приходится определяться со своим будущим?

Также часто критикуют то, что гимназия позволяет учиться до 13 класса. По европейским меркам – это уж слишком много. Поэтому в некоторых гимназиях и сократили обучение до 12 классов.

04-09-2008, Степан Бабкин

Источник: //www.tupa-germania.ru/obrazovanie/nemetskaja-shkola.html

Школьное и дошкольное образование

В Республике Беларусь функционирует развитая система общегосреднего образования. Современная модель общеобразовательной школы включает начальное образование (I–IV классы); базовое образование (V–IXклассы); среднее образование (X–XI классы). Школьное образованиеначинается с 6 лет. Общее базовое образование (1-9 классы) являетсяобязательным.

В 2002 году в Беларуси была введена десятибалльная системаоценки знаний в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования взамен пятибалльной системы.

Успешно окончив базовую школу, молодые люди имеютвозможность продолжить обучение в колледжах, лицеях ипрофессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднееобразование и профессиональную подготовку. Желающие могут получить общеесреднее образование в школе. Аттестат об общем среднем или среднем специальномобразовании является основным документом, дающим право на поступление в высшееучебное заведение.

Общее среднее образование – уровень основного образования,направленный на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося,подготовку его к полноценной жизни в обществе, овладение учащимся основаминаук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного ифизического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения,эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельномужизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования.

Общее среднее образование включает три ступени:

I ступень – начальное образование (I – IV классы);

II ступень – базовое образование (V – IX классы);

III ступень – среднее образование (X – XI классы).

I и II ступени общего среднего образования составляют общеебазовое образование.

I, II и III ступени общего среднего образования составляютобщее среднее образование.

На начало 2018/2019 учебного года в республике насчитывалось 3035 учреждений общего среднего образования с численностью учащихся в них более 1 млн. человек, что на 16 тыс. (на 1,6%) больше, чем на начало предыдущего учебного года.

В соответствии с демографической ситуацией и потребностьюрегионов идет оптимизация и рационализация сети общеобразовательных учреждений.При этом учитываются как социальные, экономические, так и демографическиефакторы региона.

Образовательный процесс в общеобразовательных учрежденияхорганизован в режиме шестидневной школьной недели, включающей пятидневнуюучебную неделю и один день для проведения с учащимися спортивно-массовых,физкультурно-оздоровительных, иных воспитательных мероприятий, организациитрудового обучения, в том числе учебных занятий на учебно-производственныхобъектах.

В общеобразовательных учреждениях обязательными для изученияявляются два государственных языка – белорусский и русский, а также один изиностранных языков – английский, немецкий, французский, испанский иликитайский.

Обеспечены права граждан, относящихся к национальнымменьшинствам, они изучают родной язык, культуру и традиции своего народа(граждане польской, литовской, украинской и других национальностей).

В учебном плане общеобразовательных учреждений предусмотреныпомимо обязательных предметов факультативные занятия. Они проводятся по желаниюучащихся в группах по 3-5 человек и финансируются из госбюджета.

У одаренной и талантливой школьной молодежи есть возможностьосваивать учебные программы на повышенном уровне. Уровень образования, егоконкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг стабильно высокие.

В целях повышения качества общего среднего образования с2015/2016 учебного года начат переход на относительную завершенность II ступении введено профильное обучение на III ступени общего среднего образования. С 1сентября 2015 г. десятые профильные классы открыты в 1118 учреждениях общегосреднего образования. Учебные предметы на повышенном уровне изучают около 29тыс. учащихся десятых классов.

С 2015/2016 учебного года открыты 103 профильных классапедагогической направленности, в которых 1220 учащихся изучают учебные предметына повышенном уровне.

Разработаны новые учебные программы по всем учебнымпредметам и методическое обеспечение допрофильной подготовки и профильногообучения учащихся. Учреждения общего среднего образования в плановом порядкеобеспечиваются необходимой учебной и учебно-методической литературой,укрепляется их учебная база.

Дошкольное образование

В стране хорошо развита система дошкольного образования. Ихотя оно не является обязательным, большинство малышей, прежде чем пойти вшколу, посещают детские дошкольные учреждения. Их работники призваныобеспечивать уход, воспитание, обучение, развитие, оздоровление и коррекциюнарушений в развитии детей в возрасте от 2 месяцев до 6 лет с учетом ихвозрастных и индивидуальных особенностей.

Дошкольное образование осуществляется на базе яслей, детскихсадов и дошкольных центров развития ребенка. Значительную часть расходов насодержание малышей в яслях и детских садах берет на себя государство.

Помимо вышеупомянутых учреждений дошкольного образования вБеларуси также развивается система открытого дошкольного образования, подразумевающаянепосредственное участие родителей в процессе обучения детей, где родителивыполняют функции помощников воспитателей, руководителей кружков, секций истудий.

На начало 2018/2019 учебного года в республике работало 3803 учреждения дошкольного образования с общей численностью детей 435,1 тыс. человек.

В текущем учебном году учреждения дошкольного образования посещают 79,4% детей дошкольного возраста, что является одним из самых высоких уровней охвата детей дошкольным образованием среди стран СНГ.

Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 3 лет составляет 44,3% (в том числе в сельской местности – 22,9%), от 3 до 6 лет – 96,4% (в том числе в сельской местности – 68,3%).

Обеспечен равный доступ мальчикам и девочкам к получению дошкольного образования, 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе.

В учреждениях дошкольного образования страны созданыздоровьесберегающие условия, благодаря которым наблюдается устойчивая тенденцияуменьшения количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.

Принимаются меры по научно-методическому обеспечениюобразовательного процесса в учреждениях дошкольного образования.

Источник: //president.gov.by/ru/school_ru

Среднее образование | Министерство образования и науки

Гимназия – это следующая после основной школы общеобразовательная школа с трехлетним периодом обучения. В Эстонии исторически преобладала гимназия, в которой учеба ведется с 1-го по 12-й класс, т.е.

12 лет. Гимназий, в которых есть только гимназическая ступень (с 10-го по 12-й год обучения), мало. С 2010 года государство начало поддерживать создание государственных гимназий только с гимназической ступенью.

В гимназиях повседневная учебная работа ведется на основании школьных учебных программ, которые составляются исходя из государственной гимназической учебной программы.

Поступление в гимназию

Для поступления в гимназию необходимо свидетельство об окончании основной школы. Общие условия приема учащихся в гимназию устанавливает министр образования и науки.

Более точные условия и порядок приема в гимназию, включая порядок оценивания умений при приеме в гимназию, устанавливает управляющая школой структура или, по ее доверенности, директор гимназии.

Условия и порядок приема в школу публикуются на сайте школы.

Смена гимназии

Переход из одной гимназии в другую возможен, если в принимающей гимназии есть свободные учебные места и учащийся cоответствует установленным условиям приема.

Учащийся, прекративший учебу в гимназии, имеет право продолжить учебу в профессиональном учебном заведении, при этом прошедшее обучение засчитывается. Также возможно продолжить учебу в гимназии для взрослых с нестационарной формой обучения.

Гимназии для взрослых

В гимназии для взрослых возможность приобретения среднего образования обеспечивается всем взрослым, главным образом, в нестационарной форме обучения.

В нестационарном обучении больше внимания уделяется самостоятельной работе, количество предусмотренных государственной учебной программой для гимназии факультативных курсов меньше, учащиеся имеют возможность изучать отдельные предметы, физкультура не является обязательным предметом, получившие профессиональное среднее образование лица могут изучать предметы, необходимые для сдачи госэкзаментов или для выполнения условий приема в вузы.

Гимназию можно окончить и экстерном, т.е. обучаясь самостоятельно. В гимназии для взрослых могут учиться лица, окончившие основную школу или достигшие возраста не менее 17 лет.

В гимназии для взрослых учится около 1/6 всех обучающихся на гимназической ступени. В основном речь идет о работающих людях или о тех, кто прекратил учебу в дневной школе.

В 2013/2014 учебном году в Эстонии насчитывается 202 гимназии с дневной формой обучения и 16 гимназий для взрослых с нестационарной формой обучения.

Учебные программы

Государственная учебная программа для гимназий предусматривает обязательные для гимназической ступени учебные предметы, факультативные курсы и их обязательный объем. При составлении школьной учебной программы школы учитывают требования государственной учебной программы.

Предметы и их объем в школьной учебной программы зависят от выбора самой школы. В гимназии минимально разрешенная нагрузка составляет 96 курсов в течение трех лет, при нестационарной форме обучения – как минимум 72 курса.

В государственной учебной программе предметные программы представлены в виде курсов, каждый курс – это 35 45-минутных учебных часов.

Гимназии с нестационарной формой обучения и гимназии для детей с особыми образовательными потребностями при составлении школьных учебных программ могут не учитывать требования государственной учебной программы относительно объемов и предметов курсов по выбору. 

Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной системе.

Согласно закону, школа может использовать и другую систему оценивания, но при окончании гимназии или в случае, если учащийся  захочет сменить школу, оценки требуется перевести в пятибалльную систему.

Большая часть гимназий, пользующихся иной системой оценивания, ориентируются на оценочную систему вузов. В гимназии ставят оценки за курсы и итоговые оценки за ступень обучения. 

Учебные предметы и их объем в школьной учебной программе определяются исходя из выбора школы.

На гимназической ступени минимальная разрешенная учебная нагрузка учащихся составляет 96 курсов в течение трех лет, при нестационарном обучении – не менее 72 курсов.

В государственной учебной программе для гимназий предметные программы составлены в виде курсов, причем курс означает, прежде всего, учебную 35-часовую единицу (по 45 минут).

Окончание школы

С 2013/2014 учебного года организация сдачи госэкзаменов и окончания гимназии претерпела изменения. Учащемуся, выполнившему условия окончания гимназии, или экстерну выдается свидетельство об окончании гимназии.

Ученик, сдавший госэкзамены, может ознакомиться с результатами в свидетельстве о сдаче госэкзаменов, которое публикуется в электронном виде.

Данные свидетельства о сдаче госэкзаменов и свидетельство об окончании гимназии вносятся в инфосистему образования в подрегистр документов, подтверждающих образование. Свидетельство о сдаче госэкзаменов действительно только вместе со свидетельством об окончании гимназии.

Свидетельство об окончании гимназии действует как самостоятельный документ, подтверждающий образование, в т.ч. без оценочного листа и свидетельства о сдаче госэкзаменов.

С 2013/2014 учебного года свидетельство об окончании гимназии школа на основании решения педсовета выдает учащемуся:

  • оценки которого за школьную ступень хотя бы удовлетворительные или, в части факультативных курсов, удовлетворительные или «зачтено»;
  • который сдал не менее чем с удовлетворительным результатом соответствующие обязательному объему по предмету госэкзамены по эстонскому языку (как родному или как второму языку), математике и иностранному языку (английскому, французскому, русскому или немецкому);
  • который достиг не менее чем на удовлетворительных результатов на гимназическом школьном экзамене;
  • который в течение гимназического курса выполнил учебное исследование или практическую работу (за исключением тех, кто закончил школу экстерном);
  • учащемуся с особыми образовательными потребностями, которому на основании школьной учебной программы или по рекомендации консультационной комиссии в рамках индивидуальной учебной программы сокращены или заменены учебные цели государственной учебной программы для гимназий, основанием окончания школы является достижение учебных результатов, определенных школой или индивидуальной учебной программой.

Руководство для школ “Огранизация проведения исследовательских и практических работ в гимназии” (на эстонском языке)

Продолжительность учебного года

Согласно Закону об основной школе и гимназии, учебный год длится с 1 сентября текущего года по 31 августа следующего года. Учебный год состоит из учебных четвертей и школьных каникул.

В учебных четвертях в общей сложности не менее 175 учебных дней (35 недель), в выпускном классе не менее 185 учебных дней (37 недель). В день выпускного экзамена и не менее чем в течение двух дней до этого уроки не проводятся, но эти дни засчитываются как учебные дни.

Школьные каникулы, а также период выпускных экзаменов в основной школе и гимназии устанавливает министр образования и науки на каждый конкретный год.

Законодательство

Среднее образование не является обязательным.

Требования к общему среднему образованию установлены законом об основной школе и гимназии.

Требования к профессональному среднему образованию установлены законом о профессиональных учебных заведениях.

Закон о частных школах устанавливает требования к среднему образованию на тех же основаниях, что и закон об основной школе и гимназии и закон о профессиональных учебных заведениях. 

Конституция, закон об образовании и закон о защите детей также содержат параграфы, связанные с приобретением среднего образования

В Эстонии работает восемнадцать государственных гимназий, которые относятся к сфере управления Министерства образования и науки.

Для обеспечения качественного гимназического образования и эффективного функционирования школьной сети, Министерство образования и науки инициировало создание в уездных центрах государственных гимназий, в которых обучение ведется с 10-го по 12-й класс.

Первая так называемая уездная гимназия – Вильяндиская гимназия – начала работать 1 сентября 2012 года. Годом позже начали работу Ляэнемааская общая гимназия в Хаапсалу и Йыгевамааская гимназия в городе Йыгева. Осенью 2015 года открылись Йыхвиская гимназия, Пярнуская гимназия Койдулы, Тартуская Таммеская гимназия и Выруская гимназия.

Осенью 2016 года открылись Пылваская гимназия, Валгаская гимназия и Хийумааская гимназия; в 2018 году – Раплаская гимназия, Пайдеская гимназия и гимназия Виймси.

Между министерством и государственными гимназиями заключается соглашение о качестве, в котором стороны договариваются о показателях качества учебы и учебной среды.

Помимо этого, в качестве государственных гимназий действуют Реальная гимназия в Ныо (направленность на реальные и естественные науки), гимназия Ноароотси (шведский язык и культура Северных стран), Таллиннская музыкальная средняя школа (с 1-го по 12-й класс, музыкальная направленность) и находящаяся в Нарве школа языкового погружения Нарвская государственная школа Ваналинна (с 1-го по 12-й класс). Все эти гимназии работают с общегосударственным приемом учащихся.

Согласно программе упорядочения школьной сети, к 2023 году будет открыто 24 государственные гимназии, как минимум по одной в каждом уезде.

Согласно достигнутым договоренностям, в 2019 году откроется Кохтла-Ярвеская государственная гимназия. В 2021 году начнут работу государственные гимназии в Курессааре и Табасалу, в 2022 – в Раквере, Нарве и Таллинне, а в 2023 году – в Юри и Таллинне. 

Источник: //www.hm.ee/ru/meropriyatiya/bazovoe-osnovnoe-i-srednee-obrazovanie/srednee-obrazovanie

Альтернативное образование: учись когда хочешь

Ходить в школу только на любимые уроки — это возможно! Вы знали об этом? Можно приходить ко второму или к третьему уроку, или посещать школу только три раза в неделю вместо пяти, или не ходить в школу вовсе, и при этом отлично усваивать программу.

О том, насколько широкие возможности предоставляет родителям и детям Закон об образовании, рассказала корреспонденту «МИР 24» Светлана Марзеева — автор портала «Альтернативное образование в России», создатель общественной организации «Клуб семейных школ».

Три года назад Светлана призвала родителей и педагогов совместно обучать своих детей в небольших группах, объединяясь по территориальному признаку. С тех пор таких групп в Москве уже больше сорока, и число их постоянно растет. Для кого-то такая группа – альтернатива обычной школе, а для кого-то – настоящее спасение. Вот что рассказала Светлана:

— Сейчас закон предоставляет родителям буквально неограниченные возможности в выборе образовательной траектории для своего ребенка.

Многие просто не верят, что можно не посещать уроки учителей, которые не нравятся, или просто нелюбимые предметы, можно отсыпаться утром, если ребенок — «сова», или посещать уроки по нескольким предметам в одной школе, а, скажем, по математике или химии — в другой, где учат интереснее. Надо только грамотно выстроить отношения со школой, где-то воспользоваться своим правом, а где-то – договориться.

— Что значит «договориться»? Родители привыкли, что обязаны выполнять все требования школы. В какой части мы можем с ней договариваться?

— В той части, где школа сама принимает решения в рамках закона. Дело в том, что школе тоже государством даны большие права и возможности.

Любая государственная школа может выбирать не только образовательные программы, но и учебники, может сделать посещение уроков свободным, может разрешить своим ученикам учиться сразу в нескольких школах (в законе это называется «сетевое обучение»), может позволить себе маленькие классы, необычные предметы и самые современные методики.

Я знаю, это звучит фантастически, но это полностью соответствует российскому законодательству. Более того, такие школы были и раньше. Например, школа № 200 (гуманной педагогики по системе академика РАН Ш.А. Амонашвили), школа № 734 (школа самоопределения Александра Тубельского).

— Давайте сначала подробнее о том, что положено по праву, о чем и договариваться не надо.

— Самое главное: родители имеют преимущественные права в области воспитания и образования перед другими лицами: смотрите Семейный кодекс и ФЗ-273.

Это значит, что вам, как родителю, знающему склонности и потребности ребенка, виднее, надо ли ему делать домашние задания и ходить в школу каждый день.

Вы имеете право написать заявление, что вы просите перевести вашего школьника «на обучение по индивидуальному учебному плану» (ст. 34 ч.1 Федеральный закон 273-ФЗ), а затем выбрать те предметы, которые решили посещать в школе.

А остальные изучать дома и сдавать по ним аттестацию (то есть, писать одну итоговую контрольную или сдавать тест, или представить реферат). Вот и все, ничего больше для этого не надо — никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей.

Точно такие же возможности дает заявление с формулировкой «прошу перевести моего ребенка на очно-заочную форму обучения». А вот какой из этих двух вариантов выбрать – это уже предмет переговоров со школой. Раньше добиться от школы разрешения не присутствовать на отдельных уроках было очень сложно, потому что таких прецедентов не было, и они воспринимались как какая-то эксцентричная выходка.

Но после того как некоторые представители администрации учебных заведений потеряли свои должности, они поняли, что это не шутка и у родителей действительно есть веские аргументы и серьезные причины. Так что, учеников, которые посещают занятия в школе только частично, становится все больше и отнюдь не только в столице, но и в регионах.

— Какие же причины есть у родителей, чтобы добиваться таких условий, я бы сказала, особых? Ведь это пока еще не стало массовым явлением.

— За те годы, что я занимаюсь своим проектом, я хорошо изучила причины, по которым люди обращаются к альтернативному образованию. В первую очередь — это здоровье детей. Во вторую — качество их обучения.

Дело в том, что школьная программа основана на запоминании и при этом сильно перегружена ненужной и устаревшей информацией.

Многие известные педагоги говорят о том, что невозможно выполнить тот объем заданий, которые требуют с детей, начиная со средней школы. «Школьная программа неосуществима!» – Эти слова принадлежат Алексею Битнеру, в прошлом новосибирскому учителю и директору, который сегодня помогает ученикам избавиться от школы, окончив ее экстерном.

Дети, которые честно пытаются все запомнить, испытывают постоянный стресс. Поэтому организм просто вынужден включать защитные механизмы – то есть, болезни, причем, иногда они бывают очень серьезными, даже неизлечимыми.

Тем, у кого психика более устойчива, приходится включать пофигизм, врать, притворяться, прогуливать или просто игнорировать всю эту постоянную насильственную информационную интоксикацию. На этом фоне отсутствие времени на прогулки, сокращение сна, отдыха, необходимость сидеть неподвижно по 8 часов в день – это уже «мелочи».

Это про здоровье. Теперь про образование. Такая жизнь убивает интерес не только к познанию, а вообще лишает энергии и радости. То есть, даже важные навыки и сведения детьми не усваиваются. Кроме того, за бортом школы, остается много важного, чему детей не учат.

Бесконфликтному общению не учат, находить общий язык с другими людьми не учат, финансовой грамотности не учат. Профориентация, психология, основы экономики и бизнеса — все это приходится добирать вне школы. Но когда? Если посещать школу, то времени на это просто нет.

Я помню, когда училась в школе, то нам на лето задали выучить балладу «Вересковый мед». Моей дочке задали сделать то же самое, но за три дня. Вот это очень показательная разница: все то же самое, только намного быстрее. Потому что добавилась же еще современная литература за прошедшие годы, но ничего не сократили, просто уменьшили время изучения.

В системе госшкол родители не погружаются так глубоко в образовательные проблемы, но они видят верхушку айсберга – дети в средней школе теряют интерес к учебе.

И чтобы сохранить мотивацию, а заодно здоровье и радость они тоже приходят к выводу о необходимости сокращения времени, которое ребенок тратит на школу.

Именно поэтому мы в последние годы наблюдаем такой всплеск интереса к альтернативным формам образования.

— А как быть, если родители работают и не могут водить ребенка в школу или не готовы брать на себя ответственность за его обучение?

— Если мы говорим о средней школе, то ответственность за собственное обучение подросткам уже по силам. У них уже нет такой страсти к познанию, как у малышей, но мотивация все равно есть. Например, они сами считают сложный или скучный предмет важным. Или им хочется проверить свои силы. Или эти знания нужны им для будущей профессии.

А если мы говорим о начальной школе, то там все проще. Чтобы успешно учиться в младшей школе, кому-то будет достаточно иметь хорошего учителя. Ведь не случайно все твердят: ищи не школу, ищи учителя. А если кто-то хочет большего, то можно перевести ребенка на семейное или заочное обучение, найти несколько единомышленников по соседству и вскладчину нанять педагога для обучения своих детей.

Кстати, именно так мы с несколькими родителями и поступили. Это было в 2012 году, еще до принятия последнего закона об образовании. Эту схему не я придумала, первую такую семейную школу придумал и воплотил на базе кружка для трудных подростков психолог Борис Гречухин – яркий, неординарный и внутренне очень свободный человек.

Да и кому пришла бы в то время крамольная мысль о том, что «бесплатное массовое обучение – это конфискация детей у родителей». Но громкие слова говорить несложно. А каково было создать свою собственную школу в СССР? Да еще заявив: «Никаких профессиональных школьных педагогов. С детьми занимаются студенты и родители».

К тому моменту подобный опыт был у родителей, открывших первый класс на базе собственного частного детского садика, и у нас.

Я условно назвала эти группы родителей и педагогов семейными школами, но это не очень удачное название прижилось. Буквально за четыре года таких не-школ в Москве и Московской области стало больше пятидесяти.

А теперь такие объединения есть уже и в Санкт-Петербурге, и в Самаре, и в Калининграде, и во многих других городах России.

Сейчас в столице и в Питере даже появился крошечный пока опыт создания школ-парков Милослава Балабана. Это школы свободного посещения, где ученики сами выбирают, какие занятия (студии) им посещать. Такой эксперимент когда-то давно впервые поставили в школе № 734.

Буквально за последние два года появился еще один вариант альтернативного обучения в началке: это классы Жохова.

Владимир Иванович Жохов — заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, разработал методику преподавания в начальной школе.

Как ни странно, многие директора государственных школ взяли на себя ответственность за открытие таких классов. То есть, у некоторых альтернативных методик есть уже и поддержка в лице госшкол.

— Какие еще возможности, не замеченные широкими массами, дал нам закон об образовании?

— В Федеральном законе об образовании есть очная, очно-заочная, семейная и дистанционная формы обучения. А еще есть сетевая форма, позволяющая обучаться в нескольких школах сразу.

И если первые четыре так или иначе используются, то последняя только начинает осваиваться родителями и школами. Все школы (и частные, и государственные) могут заключать между собой соглашения о сетевом взаимодействии.

Это значит, что ученик может обучаться по разным школьным предметам в разных школах, если они заключили между собой соответствующее соглашение.

Например, частная Международная Школа Завтрашнего Дня (МШЗД) формирует дистанционные классы, которые удаленно обучаются русскому языку по методике Ольги Соболевой и под ее методическим руководством. Такая возможность пока есть только в этой российской школе, но обучаться в ней могут дети из любого уголка России.

При такой форме получения образования ученики могут не посещать занятия по русскому в своей основной школе: там зачитываются оценки, которые они получают в МШЗД. Они и фигурируют в табелях успеваемости и личном деле учащегося.

Очень жаль, что такие перспективные формы обучения пока мало используются. Но так здорово, что они есть, что наше государство законодательно позаботилось об этом.

— Ну хорошо, а если ребенок по некоторым предметам учится дома, то как и кто контролирует его знания, и не приведет ли такое вольное обращение со школьной программой к снижению качества знаний? Ведь родители редко объективно могут оценить уровень знаний своих детей.

— По тем предметам, которые ребенок посещает частично, в классе проводятся контрольные, опросы и прочие многочисленные т.н. срезы знаний. А по тем предметам, которые ребенок не посещает, школы контролируют уровень знаний с помощью аттестаций. Они могут быть один, два, три раза в год, по усмотрению родителя и там, где он захочет — хоть в государственной, хоть в частной школе.

Если руководствоваться законом, то де юре вообще обязательны только ГИА и ЕГЭ. Но де факто у нас родители и их дети все же предпочитают ежегодно или раз в полгода сдавать аттестации по тем предметам, которые не посещает ребенок. Во-первых, чтобы быть уверенными, что он благополучно осваивает программу, а во-вторых, чтобы иметь на руках документы, это подтверждающие.

— Почему же все-таки многие школы с трудом соглашаются на такие эксперименты?

— Многие, наверное, и не соглашались бы, но их обязывает закон. Я думаю, что к этому не готовы прежде всего родители. Например, теоретически школа имеет право начинать обучение не в 8.30, что, на мой взгляд, вредно для здоровья, а в 9.30 или в 10.00.

Я помню, как мы рассказывали об успехах детей директору крутого лицея, откуда мы забрали детей, чтобы учить их самостоятельно. И она нам сказала: «Конечно, ведь они же у вас высыпаются!».

Сама она понимает пользу от этого, но не может сделать время начала учебы позже, потому что каждое утро в 8.00 и даже раньше ей под дверь закрытой школы приводят детей, которых родителям некуда деть. То есть, учебные заведения просто отвечают родительским запросам.

Если в школе, где учится моя дочь, директор разрешит свободное посещение для всех, его родители живьем съедят!

Заместитель директора одной из школ в Царицыно недавно рассказывал мне, что именно родители выступили против свободного посещения школы, когда его в этой школе хотели ввести. Тогда сам этот замечательный педагог, кандидат исторических наук, ввел свободное посещение только на своих уроках.

Первые две недели к нему вообще никто не пришел! Дети просто не могли поверить в такую «лафу». А потом стали заглядывать, чаще и чаще. А потом история стала у многих любимым предметом. Дети не бросят школу, если их перестанут заставлять туда ходить. Они просто станут делать это с пользой для себя.

Татьяна Рублева

О силе привычки

Участники опроса, проведенного аналитической службой Рамблер по заказу «МИР 24», рассказали, какую форму среднего образования они считают наиболее правильной для ребенка.

Большинство респондентов (70%) поддерживают существующую в России школьную систему. Они ответили, что наиболее правильной является форма среднего образования «стандартная – как у всех».

За вариант «альтернативное образование с индивидуальным подходом» проали 20% опрошенных. В ании приняли участие 1168 респондентов.

На третьем месте по популярности (8%) оказался вариант, предполагающий, что часть уроков можно изучать в школе, а часть – дома. Меньше всего респондентов (2%) сочли правильным домашнее обучение без посещения школы.

Источник: //mir24.tv/news/15343669/alternativnoe-obrazovanie-uchis-kogda-hochesh