Воланд из шедеврального «Мастера и Маргариты» не напрасно считал, что квартирный вопрос испортил людей. Тема «прописки-выписки» много лет является одной из самых обсуждаемых.
Регистрация граждан по месту жительства традиционно относится к институтам административного права. И если с этим правовым аспектом редко возникают противоречия, то с процедурой снятия все несколько сложнее.
Вопрос о том, как можно «выписать» (граждане по старинке использует этот, более привычных с советских времен, термин) из своего жилья «лишнего» человека, занимает первые места в рейтинге вопросов, задаваемых на консультациях адвокатам.
И тут далеко не все просто. Ведь споры о том, как организовать снятие с регистрационного учета в судебном порядке, относятся к разряду дел повышенной сложности.
Содержание
- 0.1 Основания для снятия с учета без согласия зарегистрированного лица
- 0.2 Причины снятия с регистрационного учета
- 0.3 Порядок обращения в суд
- 0.4 Перечень документов
- 0.5 Особенности составления иска
- 0.6 Послесудебный порядок действий
- 0.7 Судебная практика
- 0.8 Заключение
- 1 Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства
- 2 Прокуратура разъясняет
- 3 Почему отказывают в снятии с регистрационного учёта по нотариально заверенному заявлению?
- 4 Мои Документы – Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства
Основания для снятия с учета без согласия зарегистрированного лица
Основные положения, по которым гражданин может быть снят с регистрационного учета, прописаны в пункте 31 Постановления Правительства Российской Федерации № 713 от 17 июля 1995 года «Об утверждении Правил регистрации».
Основания для снятия с регистрационного учета через суд, предусмотренные этим положением, можно условно разделить на 2 категории:
- снятие с учета на основании решения миграционного органа;
- снятие с учета на основании решения суда.
В случае если собственник жилого помещения считает, что лицо или несколько лиц зарегистрированы на его площади незаконно, он может защитить свои права, проявив инициативу и обратившись в суд с исковым заявлением.
Причины снятия с регистрационного учета
Согласно статье 7 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства» снятие с регистрационного учета происходит по следующим причинам:
- смена места жительства — гражданин должен написать заявление (письменно или в электронной форме) о регистрации по адресу нового места жительства;
- смерть или объявление решением суда человека умершим — в орган регистрации подается свидетельство о смерти;
- призыв на военную службу — в качестве основания выступает сообщение военного комиссариата;
- признание судом человека безвестно отсутствующим — постановление судебного органа, принявшего соответствующее решение;
- осуждение к лишению свободы — необходим приговор, вступивший в законную силу;
- выселение из жилья или признание утратившим право пользования им — основание выступает судебное постановление или решение суда;
- установление сведений, не соответствующих действительности, неправомерные действия должностных лиц — об этом должно быть принято решение суда.
Основания могут быть разными, но процедура происходит в соответствии с порядком, установленным законодательством, и по определенным этапам.
Порядок обращения в суд
Для снятия гражданина с регистрации посредством обращения в суд, необходимо пройти определенную процедуру. Но перед тем как написать заявление в судебную инстанцию, необходимо собрать документы. Их количество и содержание будет зависеть от особенностей дела.
К примеру, если речь идет о выселении лиц, нарушающих общественный порядок или правила проживания в жилом помещении, необходимо подкрепить исковое заявление в суд доказательной базой. В качестве аргументов подойдут свидетельские показания соседей, копии протоколов, составленных представителями правоохранительных органов, аудио- и видеозаписи.
Исковое заявление составляется по правилам, определенным на законодательном уровне. В обязательном порядке оно должно содержать основания, по которым заявитель желает снять гражданина с регистрации.
Многие граждане задаются вопросом по поводу того, в какой суд подавать заявление. Заявление с пакетом документов направляется в судебный орган по месту прописки выселяемого лица.
При вынесении положительного решения судом лица будут выселены при участии миграционной федеральной службы или правоохранительных органов. При несогласии гражданина с решением суда, он может его оспорить, подав заявление в апелляционный суд, а также в Верховный суд РФ. Такой порядок действовал ранее и в том числе в 2019 году.
Перечень документов
Снятие с регистрационного учета по месту жительства в судебном порядке происходит на основании подачи искового заявления и сопровождается сбором следующих документов:
- паспорт заявителя (копия);
- документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;
- справка, подтверждающая, что выселяемое лицо не проживает на указанной жилплощади;
- квитанция об оплате госпошлины (госпошлина, подлежащая оплате, — 200 руб.);
- справка о составе семьи;
- свидетельство о расторжении брака;
- копии искового заявления и всех перечисленных выше документов.
Количество копий иска и всех документов зависит от числа участников судебного процесса. У всех заинтересованных лиц должен быть на руках пакет документов. Обязанность обеспечить документацией возложена на заявителя. Чем больше документов будет предоставлено в суд, тем лучше.
В качестве дополнительных документов могут выступать:
- документы, подтверждающие нарушения со стороны выселяемого гражданина. Если это показания соседей, то на бумаге должны присутствовать подписи всех давших показания;
- чеки об оплате коммунальных услуг (особенно, если выселение связано с тем, что прописанное лицо отказывается участвовать в оплате коммунальных услуг).
Особенности составления иска
В исковом заявлении следует подробно описать все обстоятельства по делу. Основания для снятия с регистрационного учета должны быть вескими.
В заявлении должны содержаться следующие сведения:
- наименование судебного органа;
- личные контактные данные истца и ответчика;
- основания для подачи заявления и, соответственно, для снятия с регистрационного учета;
- требования;
- перечень документов из приложения;
- дата и подпись заявителя.
Послесудебный порядок действий
Если с подачей иска и сбором документов все относительно понятно, то возникает следующий вопрос: как исполнить решение суда о снятии с регистрационного учета?
Если с выселяемым лицом не удалось договориться на этапе досудебного урегулирования, вряд ли он сразу броситься выселяться из жилого помещения.
После того, как дело в суде выиграно, необходимо соблюсти определенную последовательность действий, чтобы права вступили в законную силу:
- получение решения суда о снятии с регистрационного учета;
- составление заявления о выписке;
- сбор и подготовка документов, включая копии;
- обращение в миграционную службу по месту жительства с решением суда, заявлением и прикрепленными к нему документами.
Если выселяемое лицо изъявило желание самостоятельно сняться с регистрационного учета, ему достаточно просто ввести сведения в листки убытия и прибытия.
Судебная практика
Иск с требованием снять гражданина с регистрационного учета можно подать не всегда. Суд примет обращение, если, к примеру, гражданин сменил место жительства и не претендует на право пользования прежним жилым помещением, но по каким-то причинам не снялся с регистрационного учета.
Судебная практика по снятию с регистрационного учета не придерживается изложенной позиции в следующих случаях:
- ответчик переехал в другой населенный пункт;
- имеются свидетельские показания о том, что ответчик не имеет намерений проживать по прежнему месту жительства;
- выселяемое лицо вступило в бессрочные трудовые отношения в другой местности.
Для получения доказательной базы того, что снимаемый с регистрационного учета выбыл с прежнего места жительства, целесообразно перед подачей искового заявления инициировать предварительный процесс. Это необходимо для взыскания с гражданина в порядке регресса части оплаты по коммунальным платежам.
В слушаниях судебных процессов по подобным исковым заявлениям ответчики настаивают на том, что они якобы в этом жилье не проживают и жить не собираются, поэтому платить не должны.
Целью истца в таких случаях является добиться скрупулезной фиксации взысканий в протоколе судебного слушания. Также следует после окончания судебного процесса ознакомиться с протоколом.
Заключение
Снятие с регистрационного учета без согласия прописанного лица возможно только по решению суда. Право на регистрацию связано с жилищными нормами. Поэтому суд будет устанавливать наличие или отсутствие прав у ответчика в отношении рассматриваемой жилплощади.
При нарушении порядка регистрации гражданин может быть выписан по решению органа регистрационного учета и суда.
Источник: http://expert-home.net/snyatie-s-registratsionnogo-ucheta-v-sudebnom-poryadke/
Осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства
Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации заявления о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- требование внесения заявителем при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- отказ органа регистрационного учета и (или) его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
Предмет жалобы
Жалоба должна содержать:
- наименование органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, либо фамилию, инициалы, специальное звание (классный чин) должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю (за исключением случая, когда жалоба направляется посредством Единого портала);
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица;
- доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица.
Органы государственной власти и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть направлена жалоба
Жалоба рассматривается органом регистрационного учета, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) органа регистрационного учета либо его должностного лица.
В случае, если обжалуется решение начальника или заместителя начальника органа регистрационного учета, предоставляющего государственную услугу, жалоба рассматривается вышестоящим должностным лицом соответствующего территориального органа МВД России на региональном или районном уровне.
Жалоба может быть направлена:
- на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на районном уровне (в том числе подразделениями по вопросам миграции отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне), — руководителю территориального органа МВД России на районном уровне либо в соответствующий территориальный орган МВД России на региональном уровне;
- на решения, принятые подразделениями по вопросам миграции на региональном уровне, — руководителю территориального органа МВД России на региональном уровне либо в Главное управление по вопросам миграции МВД России;
- на решения, принятые руководителями территориальных органов МВД России на региональном уровне, руководством ГУВМ МВД России — Министру внутренних дел Российской Федерации, заместителю Министра внутренних дел Российской Федерации, который является ответственным за деятельность ГУВМ МВД России.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба подается заявителем в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в орган регистрационного учета либо в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне.
В территориальных органах МВД России и органах регистрационного учета определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:
- прием и рассмотрение жалоб;
- направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.
В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя.
При подаче жалобы в электронном виде она должна быть подписана электронной подписью, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг». При этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Жалоба может быть подана через подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ).
При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и территориальным органом МВД России.
В случае, если жалоба подана заявителем в территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, территориальный орган МВД России на региональном или районном уровне или орган регистрационного учета направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет соответствующие материалы в органы прокуратуры.
Жалоба, поступившая в орган регистрационного учета, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа регистрационного учета либо должностного лица органа регистрационного учета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
Основания для приостановления рассмотрения жалобы заявителя на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц отсутствуют.
По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
- об удовлетворении жалобы полностью или частично;
- об отказе в удовлетворении жалобы.
Основанием для отказа в удовлетворении жалобы являются:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного подпунктами 153.1‑153.2 пункта 153 административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае, если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
Заявитель вправе обжаловать решение по жалобе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц осуществляется посредством размещения информации на официальном сайте МВД России, официальном сайте территориального органа МВД России на региональном или районном уровне, на Едином портале, в МФЦ, а также на информационных стендах органов регистрационного учета.
Источник: https://gu.spb.ru/188907/traditional/
Прокуратура разъясняет
В каких случаях можно снять человека с регистрационного учета по месту жительства без его согласия?
Многие сталкивались с ситуацией, когда необходимо снять человека с регистрационного учета по месту жительства без его согласия. Причин для этого может быть масса — от прекращения семейных отношений до смены собственника жилого помещения. Решить вопрос с принудительной «выпиской» человека из квартиры в большинстве случаев можно только через суд.
Чтобы «выписать» человека из приватизированной квартиры без его согласия, есть масса оснований. Одно из наиболее распространенных — это прекращение семейных отношений. Например, в случае развода собственник жилого помещения, не являющегося совместно нажитым имуществом, может выписать экс-супруга без его согласия. Для этого необходимо обратиться с иском в суд.
При этом важно знать, что в соответствии с пунктом 4 статьи 31 ЖК РФ, суд может сохранить за бывшими членами семьи собственника права пользования жилым помещением на определенный срок, если их имущественное положение не позволяют обеспечить себя иным жилым помещением. Кроме того, суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Еще один распространенный случай, когда необходимо снять с регистрационного учета гражданина, который ранее был зарегистрирован в квартире, но по каким-то причинам выехал на иное место жительства без снятия с учета. Необходимость одностороннего снятия с регистрации по месту жительства также часто возникает при продаже жилого помещения, когда лица, в нем зарегистрированные, добровольно на это не соглашаются.
В этих случая также необходимо обратиться в суд с иском о признании утратившими таких лиц право пользования. Такое решение суда является основанием снятия с регистрационного учета.
Если квартира приватизирована, то могут возникнуть проблемы со снятием с учета лиц, которые на момент приватизации обладали правом приватизации, но в их собственность квартира не оформлена. Многие ошибочно считают, что в таком случае принудительная «выписка» невозможна. Это не так.
Верховный суд РФ в обзоре судебной практики за 2014 год указал, что в случае выезда в другое место жительства право пользования приватизированным жилым помещением бывшего члена семьи собственника может быть прекращено независимо от того, что в момент приватизации это лицо имело равное право пользования данным жильем с приватизировавшим его лицом.
При этом, как указал Верховный Суд РФ, основания для признания утратившим право пользования для бывшего члена семьи собственника, обладавшего правом приватизации, и для членов семьи нанимателя по договору социального найма одинаковы – добровольное решение о смене места жительства, которое означает добровольный отказ от права пользования жилым помещением. В данном случае подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Согласно этим разъяснениям судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что если гражданин добровольно выехал на новое место жительства и не приобрел там право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением по договору социального найма, то это не является основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, так как согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
Снятие с регистрационного учета несовершеннолетнего осуществляется по этим же правилам за исключением случая, когда один из родителей зарегистрирован и (или) проживает в этом жилом помещении.
В этом случае выписать в судебном порядке нельзя, так как право пользования ребенка основано и на семейных отношениях с родителями, закрепленных нормами Семейного кодекса РФ.
В этом случае можно выписать только, если родитель также не проживает в квартире, подав иск о признании такого родителя и ребенка утратившими право пользования.
В случае, если жилое помещение предоставлено гражданам по договору социального найма, то статья 91 Жилищного кодекса РФ описывает несколько оснований, по которым можно выселить нанимателя и членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Выселение окажется возможным, если:
жилое помещение используется не по назначению;
наниматель допускает разрушение жилого помещение;
систематически нарушаются права и законные интересы соседей.
Наймодатель, обычно это орган местного самоуправления, обязан сделать письменное предупреждение нанимателю и дать срок для устранения нарушений.
Если нарушения продолжаются, то наймодатель или, например, соседи, чьи права были нарушены, обращаются с иском в суд, который может принять решение о выселении без предоставления другого жилого помещения.
Выселение нанимателя по решению суда, в соответствии с постановлением правительства РФ от 17.07.1995 № 713, является основанием для снятия его с регистрационного учета по месту жительства.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 ст. 91 ЖК РФ, без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
Так же возможны и особые случаи, по которым гражданин может быть снят с регистрационного учета.
В постановлении правительства РФ от 17.07.
1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» описываются особые случаи, когда для снятия человека с регистрационного учета по месту жительства его согласие не требуется:
призыв на военную службу — снятие с регистрационного учета происходит на основании сообщения военного комиссариата;
осуждение к лишению свободы или принудительным работам – на основании вступившего в законную силу приговора суда;
признание безвестно отсутствующим – на основании вступившего в законную силу решения суда;
обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда;
выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, – на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Федеральной миграционной службой.
Данная информация подготовлена с использованием правовой базы «Консультант-Плюс».
Заместитель прокурора района
советник юстиции Е.Д. Ватагина
Источник: http://admkochevo.ru/prokuratura_kochevskogo_rajona/prokuratura_razasnajet/2016/06/06/118776/
Почему отказывают в снятии с регистрационного учёта по нотариально заверенному заявлению?
Почему отказывают в снятии с регистрационного учёта по нотариально заверенному заявлению?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Снятие с регистрационного учета («выписка») без согласия лица возможна, только если это лицо не имеет долю в праве собственности на квартиру. Но и при отсутствии доли это возможно только в судебном порядке при наличии следующих оснований (п. 31 Постановление Правительства РФ от 17.07.
1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации»:Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:а) изменения места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или в форме электронного документа). При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;…г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;з) изменения гражданином, указанным в пункте 26(1) настоящих Правил, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, — на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, подтверждающего ведение гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни;…к) выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.Согласно ст.31 Жилищного кодекса, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
По истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений части 4 настоящей статьи, соответствующее право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между собственником и данным бывшим членом его семьи. До истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на данное жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда.
Бывший член семьи собственника, пользующийся жилым помещением на основании решения суда, принятого с учетом положений части 4 настоящей статьи, имеет права, несет обязанности и ответственность, предусмотренные частями 2 — 4 настоящей статьи.
Гражданин, пользующийся жилым помещением на основании соглашения с собственником данного помещения, имеет права, несет обязанности и ответственность в соответствии с условиями такого соглашения.Согласно п.п.
128,133 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской ФедерацииСнятие с регистрационного учета по месту жительства без непосредственного участия гражданина производится в случае:признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном порядке;выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда;поступления заявления гражданина, находящегося за пределами Российской Федерации, заверенного в соответствующем российском загранучреждении в стране проживания, либо у нотариуса с последующей легализацией документа в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года, за исключением случаев, когда апостиль не требуется в соответствии с международным договором Российской Федерации (поступившего почтовым отправлением из страны проживания);выявления факта фиктивной регистрации гражданина по месту жительства в жилом помещении, в котором этот гражданин зарегистрирован, — на основании решения органа регистрационного учета.Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3 дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учета в карточках регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Максимальное время выполнения действия — 3 минуты.При этом адресные листки убытия по форме N 7 (приложение N 4 к Регламенту) в течение 3 дней направляются в подразделение адресно-справочной работы соответствующего территориального органа, уведомления о снятии с регистрационного учета по форме N 14 (приложение N 16 к Регламенту) — в орган регистрационного учета по новому месту жительства граждан, а листки статистического учета выбытия ежемесячно в территориальный орган Росстата.В случае, если не представляется возможным проставить штамп о снятии с регистрационного учета по месту жительства в карточку регистрации по форме N 9 (приложение N 13 к Регламенту) или домовую (поквартирную) книгу по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту), оформление снятия с регистрационного учета производится без проставления штампа в указанных документах. При этом на данного гражданина заводится временная карточка регистрации (домовая книга), сведения из которой впоследствии переносятся в отсутствующую карточку регистрации (домовую книгу), а временная карточка (домовая книга) уничтожается.Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина с даты регистрации данного гражданина по новому месту жительства, указанной на оборотной стороне заявления о снятии с регистрационного учета по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту), независимо от даты его поступления из органа регистрационного учета по новому месту жительства.Снятие с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства умерших граждан производится органом регистрационного учета с даты государственной регистрации смерти.В случае, если в свидетельстве о смерти отсутствует запись даты смерти, снятие с регистрационного учета умерших граждан производится органом регистрационного учета с даты государственной регистрации смерти.Сведения о фактах снятия с регистрационного учета граждан, состоящих на воинском учете, или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, направляются в двухнедельный срок в военный комиссариат субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию.
Таким образом, в законодательство было внесено изменение, запрещающее снятие с регистрационного учета по доверенности. Лицо может подать заявление о снятии его с регистрационного учета и постановке на регистрационный учет в другом месте в отделение УФМС по месту своего жительства. Также лицо может быть снято по его запросу с одновременной подачей заявления о постановке его на регистрационный учет по месту своего жительства. Снятие с регистрационного учета по запросу возможно в любом субъекте РФ.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Источник: https://pravo163.ru/pochemu-otkazyvayut-v-snyatii-s-registracionnogo-uchyota-po-notarialno-zaverennomu-zayavleniyu/
Мои Документы – Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства
Перевод документов в цифру позволит повысить скорость проведения регистрационных действий, в том числе, экстерриториально.
Федеральная кадастровая палата перевела в электронный формат более 33,8 млн кадастровых дел, что составляет 55%от всех кадастровых документов, находящихся на хранении в архиве учреждения. Перевод документов в «цифру» позволит оперативно оказывать учетно-регистрационные услуги, в том числе, вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости, то есть экстерриториально.
В 2019 году доля переведенных в электронный вид кадастровых документов должна достигнуть 52%. Всего в архивах Кадастровой палаты содержится около 62 млн кадастровых дел.
По результатам работы в электронный вид уже полностью переведены документы в 15 регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Магаданской области и Чукотском АО, Иркутской области, республиках Коми, Марий-Эл, Калмыкия, Тыва, Хакасия, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Татарстан, Алтай.
В Кемеровской области-Кузбассе в архиве содержится более 1,1 млн кадастровых дел, оцифровано 612 тыс кадастровых дел, что составляет 53 % от общего количества кадастровых дел.
«Перевод кадастровых дел в цифровой формат позволит повысить скорость оказания услуг вне зависимости от месторасположения объекта недвижимости, то есть экстерриториально.
Сегодня же житель Владивостока, получивший в наследство участок в Краснодарском крае, может оформить все необходимые документы, не выезжая за пределы своего региона, – операции с недвижимостью будут проведены в дистанционном режиме в обычные сроки: от пяти до 10 рабочих дней в зависимости от вида учетно-регистрационных действий», – говорит первый заместитель директора Федеральной кадастровой палаты Игорь Абазов.
Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в Единый госреестр недвижимости вносятся сведения об объекте.
Это документы, подтверждающие образование или прекращение существования объекта недвижимости, изменения его основных характеристик.
Кадастровое дело хранится в архиве Кадастровой палаты бессрочно и не подлежит изъятию или утилизации даже в случае ликвидации земельного надела.
Сканированию подлежат заявление о кадастровом учете, межевой и технический планы, акт определения кадастровой стоимости, акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта, копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка и пр. Все созданные файлы заверяются личной электронной подписью специалиста архива Кадастровой палаты.
Граждане и юридические лица могут запрашивать документы из архива Кадастровой палаты при проведении сделок с недвижимостью, а также для урегулирования земельных споров.
К примеру, может потребоваться копия межевого или технического плана, копия документа, подтверждающего принадлежность земельного участка к определенной категории земель, установленное разрешенное использование участка и изменение назначения здания или помещения.
Запрос можно подать в ближайшем офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или воспользоваться электронными сервисами Росреестра. При этом запросы принимаются только от правообладателей объектов недвижимости или их представителей, наделенных соответствующими полномочиями. По одному запросу выдается только один документ.
Копию архивного документа можно получить как на бумаге, так и в электронном виде. Электронный документ заверяется цифровой подписью и имеет такую же юридическую силу, что и бумажный. Выдача сведений из архива занимает не более трех рабочих дней.
29.11.2019 В Федеральной кадастровой палате рассказали, как защитить свою электронную подпись от мошенников
Специалисты управления информационной безопасности Федеральной кадастровой палаты рассказали о безопасном использовании электронной подписи, а также дали подробный инструктаж, как не пострадать от связанных с ней действий мошенников.
Прежде всего, нужно учитывать, что если мошенник завладел средством для создания усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) от имени другого человека, то фактически спектр его действий с этим инструментом становится неограниченным.
Поэтому в первую очередь необходимо обеспечить недоступность для других лиц носителя, содержащего ключевую информацию, соответствующую вашему квалифицированному сертификату ЭП.
При получении квалифицированного сертификата ЭП необходимо установить надежный ПИН-код к хранилищу ключевой информации и сохранить его в тайне. Если возникло подозрение, что конфиденциальность ключевой информации была нарушена, не рекомендуется заверять электронные документы квалифицированной ЭП.
В этом случае необходимо сразу же обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, выдавший квалифицированный сертификат ЭП, чтобы приостановить или прекратить его действие.
Следует пояснить, что самой электронной подписью завладеть нельзя, можно завладеть лишь инструментом для создания подписи от чьего-либо имени.
Таким инструментом служит так называемый закрытый ключ ЭП – это конфиденциальная информация владельца сертификата электронной подписи.
Совместно сертификат ЭП и соответствующий ему закрытый ключ являются аналогом именной печати с кодом. Доступ посторонних лиц к закрытому ключу ЭП является несанкционированным.
Получить его мошенник может двумя способами. Во-первых, взять оставленный без присмотра USB-носитель (флэшку/токен) с ключевой информацией, подписать необходимые электронные документы и вернуть его на место.
Во-вторых, найти удостоверяющий центр, который лояльно относится к клиентам и, в нарушение 63-ФЗ «Об электронной подписи», мягок при удостоверении личности заявителя и поверхностен в отношении обработки персональных данных.
Такому центру для процедуры идентификации заявителя может быть достаточно отправленных по электронной почте фотографий или скан-копий паспорта, ИНН, СНИЛС и других документов предполагаемого будущего владельца сертификата ЭП.
«Мы также поддерживаем усиление контроля за деятельностью аккредитованных УЦ и повышение их ответственности за создание и выдачу квалифицированных сертификатов ЭП, которые могут быть использованы для получения государственных услуг в электронном виде, в том числе для проведения действий с недвижимостью.
Например, не стоит доверять аккредитованным удостоверяющим центрам, обещающим выдать квалифицированный сертификат ЭП дистанционно, на основании фотографий или скан-копий персональных данных, без визита в офис аккредитованного центра для удостоверения личности», – отмечает замглавы Федеральной кадастровой палаты Павел Чащин.
Процедура идентификации личности перед созданием квалифицированного сертификата электронной подписи должна проводиться только при личном присутствии заявителя и представлении оригиналов документов(если нет ИНН или СНИЛС, предварительно нужно получить их в соответствующих ведомствах). Кроме того, например, при обращении в Кадастровую палату исключена возможность получения квалифицированного сертификата ЭП для физического лица уполномоченным лицом по доверенности или на основании иного документа, подтверждающего данные полномочия.
Помимо этого, следует проявлять бдительность в отношении своих персональных данных и оценивать, какие данные, каким образом, на каком основании и кому передаются. Например, контрагенту может быть нужен только номер телефона, а он запрашивает ИНН, адрес прописки и т. д.
Отдельное место занимает положение о предоставляемом вами согласии на обработку персональных данных при работе в интернете на каких-либо сайтах. Это положение является обязательным к прочтению.
Стоит обратить внимание на объем предоставляемых в рамках этого положения персональных данных, а также на место их обработки, операции по их обработке и возможность передачи данных третьим лицам.
«Нам известно о двух случаях мошенничества с ЭП на рынке недвижимости, в масштабах всей страны – это тысячная доля процента. Но даже на такие единичные случаи государство очень быстро отреагировало и ужесточило законодательство», – напоминает Павел Чащин.
Так, с 13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ (286-ФЗ), регулирующий порядок применения усиленной квалифицированной ЭП при проведении сделок с недвижимостью. По новым правилам провести такие сделки можно только с письменного согласия собственника недвижимости.
Для этого нужно подать специальное подписанное собственноручно заявление в МФЦ.
Между тем, есть исключения из правил, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не требуется специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости.
Так, электронные документы, заверенные электронными подписями, созданными с применением квалифицированных сертификатов ЭП, которые выданы аккредитованным удостоверяющим центром Федеральной кадастровой палаты, по умолчанию принимаются в работу.
С помощью таких квалифицированных сертификатов ЭП сделки можно проводить дистанционно, без подачи специального заявления в Росреестр.
Не требуется также специального заявления от собственника, если электронный пакет документов на регистрацию сделок с его недвижимостью подает в Росреестр кредитная организация, например, в рамках проектов электронной регистрации.
С одной стороны, новый закон минимизирует риски мошенничества и защищает собственников объектов недвижимости, с другой – учитывает уже существующие механизмы цифровизации рынка.
28.11.2019 Покупателям «криминального» жилья в Кузбассе компенсируют его стоимость
Соответствующие изменения в закон «О государственной регистрации недвижимости» вступят в силу с 1 января 2020 года. Закон позволит защитить права граждан, лишившихся жилья, которые, приобретая такое жилье, не знали о его «криминальном» прошлом, и у которых оно затем было истребовано судом.
Так с 1 января 2020 года добросовестный приобретатель, лишившийся жилого помещения с «криминальным» прошлым, имеет право на выплату однократной единовременной компенсации за счет казны Российской Федерации.
Компенсация выплачивается на основании вступившего в силу решения суда по иску приобретателя к Российской Федерации.
Судебный акт принимается в случае, если приобретатель выиграл иск о компенсации убытков, возникших в связи с истребованием у него жилого помещения, но взыскание приставами произведено частично или не проводилось в течение полугода.
Размер компенсации решено не ограничивать суммой в 1 млн. руб. Он будет рассчитываться судом исходя из реального ущерба либо, если это заявит добросовестный приобретатель, из кадастровой стоимости жилого помещения.
Изменен порядок получения компенсации.
Если сейчас гражданин, взыскивая по суду убытки за утрату жилья и не получив их в полном объеме, должен ждать прекращения исполнительного производства, чтобы обратиться за компенсацией, то после 1 января 2020 года он сможет получить деньги через полгода после передачи судебного решения приставам. Такой же порядок предусмотрен в тех случаях, когда суд взыскал у добросовестного приобретателя жилье в пользу государства до 1 января 2020 года. В этом случае у приобретателя есть 3 года на подачу иска к Российской Федерации.
Также, в новой редакции закона исключено указание на то, что жилье должно быть единственным.
Нормы о компенсации будут иметь обратную силу. В течение трех лет после вступления закона в силу граждане, которые ранее лишились жилого помещения, смогут обратиться в суд с требованием о выплате компенсации. Такая возможность позволит им восстановить справедливость и защитить свои права на жилище.
15.11.2019 ПРЕСС-РЕЛИЗ
Запущен механизм обратной связи для получения в онлайн-режиме информации от субъектов МСП о результатах проверок и нарушениях, допущенных при их проведении («зеркальный реестр»)
Источник: http://mfc-yurga.ru/index.php/migratsionnaya-sluzhba/252-snyatie-grazhdan-s-registratsionnogo-ucheta-po-mestu-prebyvaniya-i-po-mestu-zhitelstva