Источник: https://www.biodiversity.ru/publications/books/commoopt/dopoln.html
Статья 8.39 КОАП РФ. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
См. все связанные документы >>>
1. Статья содержит формальный состав с альтернативными признаками объективной стороны (места совершения правонарушения). Ее формулировка во многом совпадает со ст. 262 УК РФ, содержащей материальный состав нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов.
Цели статьи – защита особо охраняемых территорий и находящихся на них ресурсов, предотвращение причинения им, населяющему их животному миру и произрастающим на их территории лесам и внелесной растительности вреда, сохранение биологического разнообразия, эталонов живой природы.
2. Правовое регулирование обеспечивается Федеральными законами от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”, от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ “Об охране озера Байкал”, от 7 мая 2001 г.
N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока”, положениями о заповедниках, национальных парках и иными актами, устанавливающими правовые режимы ограничения хозяйственной и иной деятельности, меры охраны указанных территорий, а также положениями о конкретных особо охраняемых природных территориях и объектах.
3. Предметы правонарушения – окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, т.е.
участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния.
Законодательством об особо охраняемых природных территориях выделяются: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные, природные парки, государственные природные заказники; памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты, природные территории, территории традиционного природопользования. В отношении каждого из перечисленных видов особо охраняемых природных территорий устанавливается специальный режим охраны. Так, на территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного пользования природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир). На их территории запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника, а также интродукция живых организмов в целях их акклиматизации, а равно пребывание граждан, не имеющих специального разрешения.
4.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами, в частности: проникновение на территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности в заповедных зонах национальных парков, разведка и разработка полезных ископаемых, предоставление права на размещение на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков, а также на движение и стоянку механизированных транспортных средств, если только это не связано с функционированием национального парка, и т.д. Бездействие может проявляться в непринятии уполномоченными лицами (администрацией особо охраняемых территорий) соответствующих мер по обеспечению режима их охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием “режим”. Нарушение их может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.
5. Субъективная сторона – вина в форме умысла или неосторожности.
6. Дела рассматриваются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых территорий федерального значения (ст. 23.25); органов, осуществляющих государственный экологический контроль (ст. 23.
29); органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений, – в отношении правонарушений, совершенных на территориях горно-санитарных зон и округов (ст. 23.
31), а также судьями в случае передачи им таких дел на рассмотрение (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).
Источник: https://rulaws.ru/koap/Razdel-II/Glava-8/Statya-8.39/
| другие книги | содержание | “Постатейный к Федеральному закону Российской Федерации ДОПОЛНЕНИЕ К ПОСТАТЕЙНОМУ КОММЕНТАРИЮ Необходимость дополнить настоящий постатейный к Федеральному закону “Об особо охраняемых природных территориях” обусловлена введением в действие с 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001 г. (“Российская газета”, 31.12.2001 г. )и утратой силы с того же дня ранее действовавшего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Настоящее дополнение включает комментарии к двум статьям Федерального закона. Статья 34. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО ОХРАНЕ ТЕРРИТОРИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) наделяет ряд должностных лиц (в том числе и государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков) определенными правами, необходимыми для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а именно: Осуществление доставления (принудительного препровождения) физического лица в целях составления протокола (при невозможности его составления на месте) в помещение милиции или в иное служебное помещение (ст. 27.2. КоАП РФ). То есть госинспекторы вправе доставить нарушителя в помещение заповедника или национального парка, что ранее действовавшими правовыми актами не предусматривалось. Проведение личного досмотра и досмотра вещей(ст. 27.7. КоАП РФ). Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых. В исключительных случаях — при наличии достаточных оснований полагать, что при нарушителе находятся оружие и другие предметы, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью других лиц, — личный досмотр и досмотр вещей могут быть осуществлены и без понятых. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О совершенных вышеупомянутых действиях составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.7. КоАП РФ. Произведение осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8. КоАП РФ).
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. О произведенном осмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.8. КоАП РФ. Осуществление досмотра транспортного средства (ст. 27.9. КоАП РФ). Досмотр транспортного средства любого вида осуществляется в присутствии лица, во владении которого оно находится, а также двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, досмотр может быть осуществлен в отсутствие владельца. О досмотре составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.9. КоАП РФ. Изъятие вещей и документов (ст. 27.10. КоАП РФ). Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу, осуществляется в присутствии двух понятых. Об изъятии составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.10. КоАП РФ. В соответствии со ст. 26.7. КоАП РФ изымаемые документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, а также другие носители информации. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14. КоАП РФ), явившихся орудиями совершения или предметами правонарушения, заключается в составлении описи указанных предметов с объявлением лицу, в отношении которого применена данная мера (либо его законному представителю), о запрете распоряжаться (а в случае необходимости — и пользоваться) ими. Эта мера применяется в случае, если указанные предметы изъять невозможно и (или) их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Арестованное имущество может быть передано на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест. Арест осуществляется в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствие их владельца. Об аресте составляется протокол в порядке, установленном ст. 27.14. КоАП РФ. Право госинспекторов по охране территорий заповедников и национальных парков составлять протоколы о нарушениях правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях определено ст. 28.3. КоАП РФ. Помимо этого п. 33 ч. 2 ст. 28.3. КоАП РФ предоставляет вышеупомянутым должностным лицам право составлять протоколы об административных правонарушениях против порядка управления:
|