Стоит ли отправлять потерпевшего в ДТП в суд для взыскания ущерба от ДТП, если у него старое авто?

1. Что именно считается застрахованным по договору ОСГПО (ОСАГО, автоцивилка, автогражданка)?
Застрахованной по закону считается гражданская ответственность водителя за тот вред, который он может причинить здоровью, жизни, имуществу других граждан. То есть при любой аварии пострадавшая сторона получит компенсацию за нанесенный ей ущерб.

2. Обязательно ли оформлять полис автострахования или можно обойтись без него?
В соответствии с законами Украины абсолютно все владельцы транспортных средств, которые используются в Украине, обязаны иметь при себе страховые полисы.

3. Сколько я могу ездить без оформления ОСГПО, если приобрел новое авто?
Без страхования ездить нельзя, поэтому вы обязаны оформить страховку, как только у вам станет доступной информация о вашем новом транспортном средстве.

4. Если полис отсутствует, как наказывает автовладельца полиция?
Если при проверке оказалось, что у владельца транспортного средства не оформлены ОСГПО (ОСАГО или автогражданка) его могут оштрафовать на 425 гривен.

5.

На какой срок можно застраховать транспортное средство, есть ли какие-то ограничения?
По закону Украины, легковые машины, которые владелец использует только в личных целях, а также мопеды и мотоциклы следует застраховать на 12 месяцев. Грузовики, прицепы, автобусы, машины, которые перевозят грузы, пассажиров, должны быть застрахованы до следующего прохождения техконтроля.

6. Какие документы необходимо представить, чтобы оформить полис?
Чтобы заключить договор страхования, владельцам транспортных средств нужно предоставить такие сведения и документы:

  •        госномер авто;
  •        серия, номер водительского удостоверения, указать, кем и когда оно выдано;
  •        ИНН;
  •        адрес прописки;
  •        телефон;
  •        электронный адрес;
  •        банковская карточка.

Для новых авто, которые недавно зарегистрированы, потребуются такие сведения:

  •          модель, марка,
  •          госномер,
  •          год выпуска,
  •          VIN-код,
  •          тип двигателя,
  •          город, где авто прошло регистрацию.  

7. Почему автовладельцы платят разные суммы за страховку, от чего она зависит?
Стоимость страхования определяется несколькими параметрами: объем двигателя, место регистрации, сфера использования авто, франшиза, срок действия договора.

8. Действительна ли страховка, если у автомобиля нет талона о прохождении техосмотра?
Полис действителен до даты следующего осмотра. Если транспортное средство освобождено от техосмотра – оно считается застрахованным на протяжении всего срока договора.

9. Если виновник ДТП находился в состоянии алкогольного опьянения, заплатит ли страховая компания компенсацию пострадавшему?
Да. Но затем она может предъявить соответствующий иск виновнику ДТП с требованием возместить выплаченную пострадавшему сумму за то, что виновник нарушил правила страхования.

10. Если владелец полиса нарушил ПДД, станет ли это причиной для отказа выплат тому, кто пострадал?
Страхование изначально подразумевает, что пострадавшему будет возмещен ущерб, если Вы виноваты. Поэтому нарушение правил не могут быть причиной для отказа в возмещении ущерба третьему лицу. 

11. Как на практике происходит выплата?
Возмещение выплачивается по безналичному расчету.

12. Можно ли самому автовладельцу выбирать фирму, осуществляющую независимую экспертизу?
В соответствии с законодательством, если на протяжение десяти рабочих дней пострадавшее имущество не будет осмотрено специалистом страховщика, владелец авто может обратиться к независимому эксперту. При этом страховая компания обязана возместить все расходы на экспертизу.

13. Что делать, если участником и виновником ДТП стал автовладелец, который застрахован в другом регионе, области?
Представительства ОСГПО (ОСАГО, автогражданка) есть во всех областях Украины, поэтому Вы сможете без проблем получить возмещение.

14. Как поступить, если я недоволен размером полученной выплаты?
Если Вы не признаете размер выплаты, она кажется недостаточной, можно действовать так.

  •          Написать письмо в адрес страховой компании.
  •          Отправить письмо в Моторно-транспортное страховое бюро Украины.
  •          Провести собственную независимую экспертизу, чтобы с ее результатами обратиться в суд. Если вы выиграете дело, страховщик обязан оплатить все издержки, а также доплатить ущерб по страховке.

15. Что значит «бонус-малус»?
На языке страховщиков это система бонусов: скидок, прибавок, использования акционных предложений. Их размер зависит от того, насколько аккуратны Вы при вождении транспортного средства, были ли по Вашей вине дорожно-транспортные происшествия во время действия предыдущих договоров.

16. Если я хочу перейти из одной страховой компании в другую, можно ли сохранить коэффициент, который начисляется за безубыточность?
Данный коэффициент сохранится, даже если вы решили сменить страховую компанию.  При этом новый страховщик вправе потребовать справку, что предыдущий год действия полиса на самом деле был безубыточным.

17.Что означает европротокол?
В Европе существует специальный бланк для упрощенного оформления незначительного происшествия. Участники ДТП заполняют европротокол прямо на месте аварии, не дожидаясь патрульной машины, и сами передают его страховщику.

18. В какой ситуации можно использовать европротокол?
Обычно европротоколы используются при незначительных столкновениях, когда оба водителя готовы прийти к полюбовному урегулированию конфликта.

  •          У обоих участников ДТП должны быть оформлены полисы ОСАГО.
  •          Во время аварии были повреждены только машины, нет ущерба здоровью и жизни людей.
  •          Необходимо, чтобы участники ДТП договорились о том, почему произошло столкновение, кто виноват.
  •          Недопустимы алкогольное, наркотическое опьянение у участников столкновения, воздействие лекарственных                 препаратов.

Если водители не могут договориться, ведут себя неадекватно, не могут определить размер ущерба – следует вызывать полицию и оформлять протокол в соответствии с установленной процедурой.

Вызывать ли полицию на место аварии, решают ее участники. Полиция не имеет права отказать в выезде на место происшествия и оформлении протокола.

19. Как и где получить европротокол и разобраться в его оформлении?
Соответствующий бланк можно взять при оформлении электронногополиса в любой страховой компании. Также его можно оформить онлайн на сайте: https://dtp.mtsbu.ua/index.html

20.

Куда передать заполненный бланк европротокола, есть ли сроки, в которые нужно уложиться?
В течение трех дней со дня аварии ее участники обязаны обратиться со своими протоколами в страховую компанию, которая оформляла им ОСГПО (ОСАГО, автогражданку). Если протокол был заполнен на сайте, то страховые компании автоматически оповещаются о том, что произошло ДТП с участием людей, оформивших у них полисы.

21. Если я воспользуюсь европротоколом, то когда получу возмещение?
Общий процесс урегулирования, выяснения обстоятельств должен занять не более 90 дней с момента обращения. Когда все выяснено и отрегулировано, возмещение от страховой компании поступит в течение 15 дней.

22. Как найти свой «Центр ГАИ» (МРЭО)?
Чтобы отыскать «Центр ГАИ» (МРЭО) по регистрации авто – загляните в техпаспорт, там вы увидите его номер.

23. Как понимать слова «прямое урегулирование»?
Обычно ущерб выплачивает компания виновника происшествия, но бывает, что автовладелец получает возмещение убытков в своей компании. Это называется прямым возмещением убытков.

24. Как выяснить место регистрации авто?
Местом регистрации транспортного средства считается адрес государственного органа, который зарегистрировал автомобиль (МРЭО, Центр ГАИ). 

24.1. А если оформить документы не по месту регистрации (МРЭО), а, например, по месту прописки автовладельца? 
Вам это невыгодно, потому что в случае ДТП страховая компания выплатит потерпевшему всю сумму возмещения, а затем выставит иск к владельцу полиса на возмещение 50% выплаты.

25. Как сделать оплату по всем правилам?
Удобнее всего сделать проплату банковской картой VISA или MasterCard через платежную систему LiqPAY.

Зайдя на страницу оплаты, необходимо указать такие данные:

  •          номер своей банковской карты – 16 цифр;
  •          граничный срок действия карты – 4 цифры;
  •          код CVV – 3 цифры.

Если все графы заполнены правильно, с указанной банковской карточки будет снята сумма платежа. Не волнуйтесь о безопасности своих данных − мы не видим, не сохраняем Ваших личных данных, они остаются на странице платежной системы и надежно защищены как законодательно, так и технически.

26. Что делать, если при оплате банковской картой возникли проблемы?
Платеж может не пройти по нескольким причинам.

  •          Нестабильный интернет – при этом теряется связь с платежной системой. Следует отрегулировать интернет-канал           и найти устройство с надежной связью.
  •          На карточке мало средств – если так случилось, следует пополнить банковскую карту.
  •          Не подтвержден платеж в приложении Приват24 и Sender.

27. Почему считается, что страхование онлайн более выгодно?
У онлайн-страхования есть свои преимущества.

  •          Скорость. Покупка полиса происходит буквально за минуту. Вывводите номер автомобиля, выбираете страховщика, заполняете необходимые графы в форме, оплачиваете указанную сумму онлайн − и все, полис высылается Вам на электронный адрес в приложении (если оно у Вас установлено)!
  •          Легальность. Вы получаете электронный полис, официально зарегистрированный в базе МТСБУ и имеющий такую же юридическую силу, как и бумажный договор.
  •          Доступная стоимость.Онлайн можно выбрать лучшие предложения, скидки, бонусы. Все это возможно, потому что процесс подписания договора автоматизирован, он не требует затрат на бланки, доставку.
  •           Комфорт. Вне зависимости от наличия интернета, полис в приложении всегда с Вами! Он не порвется и не потеряется, как привычный всем бумажный вариант.
  •          Сервис. Онлайн-сервис заранее напомнит о приближающемся окончании срока страхования и подберет удобный вариант на будущее.
  •           Надежность. Мы выбираем проверенных партнеров, поэтому при покупке у нас электронного договора вы ничем не рискуете.

28. При заполнении документа необходимо вписывать множество цифр, легко ошибиться. Можно ли исправить ошибку?
Да, можно. Подойдите в страховую компанию с паспортом, полисом и устраните выявленные недочеты.

29. Если я продаю машину до истечения срока страховки, можно ли вернуть деньги?
Обратитесь в свою страховую компанию и попросите расторгнуть договор. Если одновременно с продажей Вы приобретаете новую машину, попросите переоформить на нее договор. При этом оставшиеся деньги со старого полиса переведут на новый.

30. Что такое франшиза?
Это та часть ущерба, которая по договору страхования не возмещается страховщиком.

31. Почему имеет значение, где зарегистрирован мой автомобиль?
Действительно, в крупных населенных пунктах стоимость автогражданки выше, чем в районных центрах. Дело в том, что в мегаполисе вероятность ДТП намного больше, чем в небольшом городке, поэтому от региона зависит и размер ОСАГО: например, для Киева он будет более дорогим, чем для Сум.

32. Какой лимит компенсации предусматривает страховка?
Полис может компенсировать на одного пострадавшего определенную сумму:

  •          200 тыс. грн. – для компенсации вреда жизни и здоровью;
  •          100 тыс. грн. – для компенсации вреда имуществу.

Источник: https://shtrafua.com/ru/chasto-zadavaemye-voprosy-2

Возмещение ущерба после ДТП если автомобиль продан?

Возмещение ущерба при ДТП производится виновником, а если он застрахован – страховой компанией.

Закон об ОСАГО облегчил жизнь автовладельцам, которые получили гарантию выплаты, если их машину ударили и повредили.

Вред возмещается из фондов страховщика, которые заведомо больше, чем доходы виновника. Это избавляет виновника от долгов, а потерпевшего – от долгого ожидания.

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП: в каких случаях платит виновный

Парадоксально, но особенно у опытных шофёров, никогда не допускавших аварий, после первого столкновения возникает вопрос: если я виновник ДТП, кто оплачивает ущерб потерпевшему?

Случаи возмещения ущерба при ДТП виновником закон определяет как общее правило: что не застраховано, то страховщиком не оплачивается. «По умолчанию» виновный водитель должен платить, но если у него есть полис, то ему придётся заплатить сверх той суммы, которую не покрыла страховка, а от остального он будет избавлен.

Ответственность за причинённый в аварии урон регулируется статьями ГК и профильного закона об обязательном страховании автогражданской ответственности. Урон оценивается независимым экспертом, который приводит методику расчёта и источник цен на детали и услуги. Страховщики ущерб от столкновения считают с учётом износа деталей: износ уменьшает цену.

Конституционный суд в 2017г. разрешил взыскивать с виновных разницу между деньгами, которые были перечислены за счёт страховой компании, и затратами на ремонт, которые были необходимы, но не оплачивались страховщиком из-за коэффициента износа авто и заменяемых деталей, который понижает страховую выплату.

Таким образом, у пострадавшего есть возможность запросить плату тремя различными способами:

  1. У страховой компании.
  2. У виновного.
  3. У обоих лиц.

Выбор, чей страховщик будет платить, принадлежит потерпевшему: он вправе подать заявление страховщику виновного, а может потребовать от своего прямого покрытия убытков. С 2017 года прямое перечисление действует и в тех ситуациях, если столкнулось более двух автомобилей.

Процедура возмещения ущерба ДТП в натуре – в виде ремонта стала основным видом возмещения с 2017г. Авторизованные центры выполняют ремонт по направлению страховщика, а уже им деньги перечисляются из компании. Исключение оставлено для иностранных туристов, поскольку у них нет времени для ожидания ремонта машины.

Такой же льготой пользуются и украинские шофёры из восточных районов Донецкой и Луганской области. Признание водительских удостоверений ДНР и ЛНР позволяет жителям Донецкой и Луганской областей получать страховку ОСАГО по данным документам.

Работа по возмещению ущерба после ДТП в виде ремонта проводится в срок не более месяца со дня передачи машины в ремонт.

Авария может привести к повреждению не только автомобиля, но и груза, и иного имущества. Гражданский кодекс требует от виновного возмещать убыток в полном объёме, но допускает и снижение ответственности, если виновный малообеспечен и не сможет расплатиться по долгу.

Эта норма, предусматривающая возможное уменьшение ответственности, носит характер защиты граждан от неблагоприятных обстоятельств, например, когда в результате аварии разбивается партия ценного алкоголя.

В свою очередь, перевозчик и отправитель должны помнить о том, что они могут взыскать не весь убыток, который понесли, и принимать меры предосторожности: страховать груз, помещать его в мягкую упаковку и т.п.

У водителей, которые ездят не имея договора ОСАГО, в ситуации столкновения не по их вине возникает вопрос: выплатит ли им деньги страховая компания нарушителя, если они сами как потерпевшие не имеют полиса? Ответ положительный: хотя езда без ОСАГО является административным правонарушением, она не лишает водителя права на компенсацию материального убытка.

Однако в этой ситуации водитель без полиса не сможет получить прямую оплату от своего страховщика, а будет вынужден обращаться к компании нарушителя.

Возмещение морального вреда

Как уже было сказано выше, оплата сверх страховой суммы законом не предусмотрена, поэтому если повреждения машины оказались дороже 400 тысяч рублей (на 2018г.), разницу виновник будет платить из своего кармана, если у него нет покрытия ДСАГО. Но дорожное происшествие способно принести не только материальный убыток.

Если люди не пострадали, но опоздали из-за аварии на самолёт и лишились отдыха, они вправе взыскать компенсацию стоимости пропавшей путёвки и моральный осадок от испорченного отпуска.

В случае, если столкновение закончилось трагически, и виновник понёс уголовную ответственность, родственники погибшего также могут предъявить ему гражданский иск. Он подаётся в рамках уголовного дела, и ещё до направления дела в суд потерпевшие могут ходатайствовать перед следователем о наложении ареста на имущество обвиняемого.

Удовлетворённые исковые требования о компенсации морального страдания можно расположить от большего к меньшему следующим образом:

  • требования родственников погибшего;
  • претензии травмированных;
  • компенсация за сорванные отпуск, отдых;
  • иные требования.

Так, например, в 2015г. по приговору Кромского районного суда в отношении гражданина Ефимова, осуждённого за аварию с гибелью женщины, на преступника была возложена обязанность выплатить трём родственникам женщины по миллиону рублей. Приговор был обжалован, но Курский областной суд оставил взысканную сумму без изменения.

Для сравнения: Миякинский районный суд в 2019 г. взыскал с гражданина Султанова за тяжкий урон здоровью потерпевшего компенсацию в сумме 50 тысяч рублей.

Оценка морального урона всегда остаётся условной величиной, потому что вернуть погибшего невозможно никакими деньгами. Предполагается, что на полученные деньги потерпевший сможет наладить свою жизнь и постепенно пережить стресс.

В уголовном процессе по делам о дорожных происшествиях адвокаты советуют подзащитным по возможности полно удовлетворять требования потерпевших, поскольку заглаживание вреда является смягчающим обстоятельством и помогает избежать колонии.

Возмещение вреда здоровью при ДТП

Лёгкий и средний вред здоровью влечёт ответственность по КоАП, тяжкий – по УК. Судебный акт, в котором установлен факт вреда здоровью, будет обязательную силу для суда при рассмотрении дела о компенсации потерь. В административном деле виновность влечёт штраф, а в гражданском – выплату компенсации потерпевшему.

Максимальный размер выплаты установлен в законе: 400 тысяч за повреждение машины и 500 тысяч за вред здоровью и жизни.

В случае возбуждения уголовного дела по ст.264 УК РФ стоимость медицинской помощи может быть взыскана с виновного. Взыскателем в таких случаях выступает страховая организация, которая возмещала больнице расходы по ОМС. Если пострадавший лечился за государственный счёт, заявление в интересах государства предъявляет прокурор.

Если вопрос о размере вреда не рассматривался параллельно с производством по УК или КоАП, то к исковому заявлению нужно приложить соответствующий судебный акт, в котором будут изложены обстоятельства.

Право на оплату урона здоровью имеют:

  • потерпевший, который был вынужден лечиться за свой счёт;
  • страховая, оплатившая лечение;
  • государство, оказавшее бесплатную экстренную помощь.

В случае очень высоких расходов на лечение ответчик может их оспорить, если докажет, что они не были необходимыми.

Источник: https://ukstrela.com/vozmeschenie-uscherba-posle-dtp-esli-avtomobil-prodan/

Оцени ущерб: как получить больше денег по новым правилам ОСАГО

МОСКВА, 9 окт — РИА Новости, Сергей Белоусов. Госдума одобрила в первом чтении поправки в закон об ОСАГО, увеличивающие лимит выплат по ДТП, оформленным без участия сотрудников полиции.

В случае принятия документа с 1 января 2018 года по так называемому европротоколу потерпевший сможет рассчитывать на компенсацию в размере до 100 тысяч рублей вместо нынешних 50 тысяч.

РИА Новости выяснило, насколько нововведения смогут упростить и одновременно усложнить жизнь автомобилистам.

Угадай-ка

По действующим нормам закона об ОСАГО для оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД (читай — по европротоколу) должны быть соблюдены определенные условия: в аварии участвовало не более двух транспортных средств, вред причинен только имуществу, у водителей нет разногласий по поводу обстоятельств ДТП, характера и перечня видимых повреждений, оба имеют действующий страховой полис, заполнили и передали в страховую извещения о дорожно-транспортном происшествии. В этом случае потерпевший вправе претендовать на компенсацию от страховщика в размере 50 тысяч рублей.

По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), количество водителей, обратившихся с заявлением о выплате по европротоколу, по итогам за январь-июнь 2017 года выросло на 10% и составило 269 тысяч человек. Доля водителей, оформлявших ДТП без вызова сотрудников полиции, в первом полугодии 2017 года в целом по России выросла с 29 до 32%.

Принятие законопроекта позволит увеличить сумму возмещения по “стандартному” европротоколу до 100 тысяч рублей. По данным Минфина, выступившего автором поправок, средний размер выплат по ОСАГО превышает 65 тысяч рублей, поэтому повышение суммы необходимо.

С ведомством не согласны в РСА: “Повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведет к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. Это может привести к значительному росту страхового мошенничества.

Большинство добросовестных граждан не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются лимитом 50 тысяч рублей”.

Для многих подсчет ущерба — почти невыполнимая задача, а понять, во сколько обойдется восстановление машины, держа в уме сумму 100 тысяч, будет еще сложнее.

Помимо внешних повреждений автомобиля, в большинстве аварий есть скрытые, распознать которые без тщательного осмотра не сможет даже опытный сотрудник автосервиса. Чтобы не быть голословным, РИА Новости подготовило тест, который позволит определить, насколько вы способны оценить ущерб от ДТП (см. в конце статьи).

С точностью до метра

Но на этом поправки в закон об ОСАГО не заканчиваются. Правительство предлагает выплачивать компенсацию по европротоколу, даже если водители не смогли договориться о том, кто из них виноват.

Если несговорчивые участники ДТП все же решат не вызывать гаишников, тогда им нужно будет зафиксировать обстоятельства ДТП с помощью “технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации”.

О том, что это за устройства, должны знать жители Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.

Согласно действующей редакции закона об ОСАГО, уже сейчас они могут получить максимальную страховую выплату в размере 400 тысяч рублей, но только при условии фото- или видеофиксации обстоятельств аварии. Речь идет о видеорегистраторах и фотоаппаратах, а также камерах в планшетах и смартфонах.

Согласно постановлению правительства № 1002, технические средства должны не только записывать видео и делать снимки, но и фиксировать точное время и спутниковые координаты.

Сделать важные кадры нужно в течение часа после аварии, а на записях должны быть видны госномера, повреждения и расположение транспортных средств с привязкой к объектам дорожной инфраструктуры. Бонусом будет фото номерного знака машины свидетеля ДТП.

С 2018 года требования к приборам ужесточатся: простой видеорегистратор в случае автоматической фиксации аварии уже не поможет. Нужен будет прибор, способный записать не только дату, время и координаты, но и скорость в момент совершения ДТП, а также ускорение по трем осям (x, y и z). Такие возможности предусмотрены в автомобилях, оснащенных системой аварийного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС.

“Если виновными будут признаны оба водителя, то им будут произведены выплаты в пределах 100 тысяч рублей, — рассказал Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов “АльфаСтрахования”.

 — Но если оба водителя окажутся невиновными в ДТП, то выплату произвести нельзя, так как при страховании гражданской ответственности отсутствие вины допускается только при выплатах в случае причинения вреда жизни или здоровью”.

По мнению страховой компании, двукратное увеличение суммы выплат может привести к всплеску мошенничества и росту убыточности.

Европротокол на полную катушку

Через пару лет необходимость подсчитывать в уме сумму ущерба отпадет сама собой. Лимит для жителей регионов действует до 1 октября 2019 года, после любой автовладелец России сможет рассчитывать на полную компенсацию ущерба своему имуществу в рамках договора об ОСАГО, то есть на 400 тысяч рублей.

Правда, технические средства фиксации, которые сейчас необходимы жителям Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, станут обязательными для всех, независимо от места происшествия.

По мнению авторов законопроекта, скорое повышение выплат до 100 тысяч рублей и будет способствовать более плавному переходу к европротоколу без ограничений.

Фиксация нарушений должна существенно упроститься: в проекте федерального закона в качестве альтернативного варианта предусмотрено программное обеспечение для смартфонов и планшетов, которое сможет снять повреждения, определить местоположение, а также передать данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС РСА).

Подобное приложение уже разработано РСА и запущено в 2015 году, его можно установить в смартфон или планшет, работающий под управлением операционных систем Android и iOS. Сделанные с помощью “ДТП. Европротокол” фотографии автоматически поступают на хранение в информационную систему РСА.

По мнению союза, интеграция с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) не требуется, поскольку данные о пользователях есть в полисах ОСАГО, а значит, и в АИС РСА.

“Такой идентификации вполне достаточно для урегулирования страхового случая с применением этих данных”, — отметили в пресс-службе РСА.

Если у водителя нет возможности использовать приложение, а в автомобиле отсутствует система ЭРА-ГЛОНАСС, всегда остается возможность вызвать на место ДТП сотрудников полиции — они подскажут, что делать.

Цена неосведомленности

Порой автомобилисту трудно разобраться с геолокацией, видеофиксацией, данными о продольном и поперечном ускорении и другими сложными вещами. Некоторые пожилые водители даже кондиционер включить не могут. Но опытные и продвинутые тоже становятся заложниками собственной неосведомленности.

В судах нередко рассматриваются регрессные иски, поданные страховыми компаниями против виновников аварий, оформленных по европротоколу.

Дело в том, что в законе об ОСАГО содержатся требования об обязательном предоставлении в страховые компании заполненных бланков извещений о ДТП обоими участниками происшествия в течение пяти рабочих дней.

Для потерпевшего это важно, так как его автомобиль должен быть отправлен в ремонт, но второй участник не придает этому значения, выкидывает извещение в помойку и самостоятельно ремонтирует машину, чем пользуются автостраховщики.

Компания выплачивает потерпевшему необходимую сумму (или ремонтирует автомобиль в сервисе), а затем подает в суд регрессное требование на виновника аварии с требованием полностью возместить денежные средства в пределах суммы европротокола. Такое право компаниям дает статья 14 закона “Об ОСАГО”. Сейчас это 50 тысяч рублей (до 400 тысяч для жителей Москвы, Питера и их областей), а с принятием поправок сумма возрастет до 100 тысяч.

“Закон ясно указывает на то, что извещение должно быть направлено страховщику в течение пяти рабочих дней с даты ДТП. Это можно сделать по почте, по факсу или любым иным способом, подтверждающим факт отправки. Документ об отправке нужно хранить и предъявлять страховщику в случае необходимости”, — пояснили в пресс-службе РСА.

Кстати, если воспользоваться официальным сайтом РСА и скачать оттуда бланк извещения о ДТП, то в нем будет указано следующее: “Заполняется и передается в течение 15 рабочих дней страховщику”. В инструкции по упрощенному оформлению ДТП необходимость передачи заполненного извещения в течение пяти рабочих дней прописана правильно, но много ли водителей готовы разбираться в этих тонкостях?

А теперь попробуйте пройти тест. Все автомобили в нем действительно попадали в аварии и были застрахованы по ОСАГО в компании “АльфаСтрахование”. Предлагаем вам угадать, сколько стоил ремонт конкретной машины: меньше 100 тысяч рублей или больше?

Источник: https://ria.ru/20171009/1506368999.html

Страхуем авто: как добиться возмещения ущерба

Часто страховщики отказывают в оплате ремонта

Сюжет №1: роковая потертость

Рассмотрим реальную ситуацию. После ДТП по всей ширине двери пострадавшей машины широкой полосой была содрана краска. СК виновной стороны отказала в оплате покраски: мол, та и до ДТП не была идеальной — в уголке была небольшая потертость. Вот и возникает вопрос: получается, страховая защита существует только для идеально целых автомобилей?

СТРАХОВЩИКИ. По логике СК, пострадавший действительно должен “краситься” за свой счет.

“В данном случае речь идет не о царапинах, а о том, что если деталь нужно было полностью красить и до убытка, то страховщик не должен возмещать стоимость покраски, поскольку выплата должна позволить вернуть имущество в состояние, в котором оно было до убытка”, — объясняет начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Allianz Украина” Александр Яременко.

Тем не менее кому-то из пострадавших может и повезти. “Если старое и новое повреждения “накладываются” во время страхового случая, это действительно проблема, — говорит менеджер по коммуникациям компании “PZU Украина” Александр Мельничук.

 — В некоторых СК идут по такому пути: если старое повреждение занимает менее 5% от площади нового, на него не обращают внимания и в полной мере компенсируют убыток.

В противном случае стоимость восстановления старого повреждения компенсироваться не будет”.

ЮРИСТЫ. По закону описанная ситуация толкуется иначе. Так, ведущий юрист МПК “УкрЮрЦентр” Кирилл Бобровный напоминает о ч. 1 ст. 991 ГК Украины и ч. 1 ст. 26 Закона Украины “О страховании”, где предусмотрен перечень оснований для отказа страховщика в осуществлении страховых выплат или страхового возмещения.

Среди таких есть умышленное создание условий для возникновения страхового случая или предоставление ложных сведений, но нет ничего о наличии каких-то старых повреждений. “В данном случае СК незаконно отказала в выплате страховки, — утверждает юрист. — Чаще всего это делается, если сумма страховой выплаты небольшая.

СК умышленно отказывается выплачивать страховку, надеясь на то, что страхователь не будет подавать в суд”.

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ. А что же делать пострадавшему? Получается так: раз СК платить не хочет, раскошелиться должен сам виновник ДТП. “Согласно ст.

1194 Гражданского кодекса, лицо, застраховавшее свою гражданскую ответственность, в случае недостаточности страховой выплаты обязано само доплатить потерпевшему разницу между выплатой и реальным ущербом.

За возмещением стоит обращаться в суд”, — говорит юрист компании “Правовая помощь” Андрей Бузинный.

Сюжет №2: игра в прятки

В ДТП был поврежден задний бампер.

Хозяйка пострадавшей машины отвезла документы в офис СК виновной стороны и полгода не могла от нее ничего добиться: телефоны либо заняты, либо не отвечают, либо чудом пойманный сотрудник оказывается не в курсе и предлагает позвонить оценщику, для которого становится новостью, что он должен куда-то ехать и что-то смотреть. В итоге хозяйка машины махнула рукой.

СТРАХОВЩИКИ. “Это типичный пример того, что некоторые СК больше заботит сбор премий, чем реальное страхование”, — говорит Мельничук. Но в этом есть доля вины и самих страхователей.

“Сколько водителей, покупая полис ОСАГО, выбирают страховщика по параметру надежности, а не только цены? — задает риторический вопрос Александр Яременко. — Часто покупают что угодно, лишь бы подешевле и бумажка для ГАИ была”.

И хотя страдают от этого в первую очередь потерпевшие, покупатели тоже могут поплатиться за желание сэкономить. Ведь им придется возмещать ущерб из своего кармана, когда выяснится, что страховой выплаты не будет.

ЮРИСТЫ. “Затягивание времени — типичное поведение страховщиков”, — говорит Андрей Бузинный. К счастью, их действия четко регламентированы законом.

К примеру, у СК есть только 10 дней с момента получения уведомления о ДТП для того, чтобы направить представителя для выяснения причин аварии и определения ущерба. Если срок пропущен, потерпевший имеет право сам выбрать эксперта.

Эта оценка будет обязательной для СК, которая еще и должна будет возместить стоимость ее проведения.

“Все общение с СК должно быть письменным. Надо озаботиться доказательствами отправки/получения документов по электронной или обычной почте (номер/дата входящей корреспонденции)”, — советует юрист.

Не имеет права СК затягивать и с выплатой компенсации — закон дает ей всего 90 дней с момента подачи заявления о страховом возмещении.

“Если этого не происходит — подавайте в суд”, — говорит Кирилл Бобровный.

Сюжет №3: минус НДС

По результатам ДТП СК насчитала сумму возмещения 44 тыс. грн. Человек же получил 36 тыс. — СК вычла НДС и даже комиссионные за перечисление денег.

ОСАГО. В данном случае и страховщики и юристы единодушны — если выплаты делаются по автогражданке, то СК действовала по закону. “Несмотря на то, что по Налоговому кодексу предоставление страховых услуг освобождено от уплаты НДС, ст.

36 Закона об ОСАГО устанавливает, что если расходы на ремонт возмещаются непосредственно на счет потерпевшего лица, сумма ущерба уменьшается на сумму НДС. При этом доплата в размере такого НДС делается после того, как страховщик получит документальное подтверждение факта оплаты проведенного ремонта”, — объясняет Бузинный.

В данном случае есть прямое разъяснение Государственной налоговой службы.

“Если страховые суммы не перечисляются непосредственно пострадавшим, а направляются на покупку у плательщика НДС услуг по ремонту, замещению, восстановлению застрахованного объекта или товарно-материальных ценностей, которые должны быть использованы в процессе его ремонта, расчет суммы выплаты и такая покупка осуществляются с учетом НДС”, — уточняет Бобровный.

“Большинство пострадавших ремонтирует авто на станциях, которые не платят НДС, — говорит Александр Мельничук.

 — Если СТО, где проведен ремонт, платит налоги на общих основаниях, то страховщик по закону должен доплатить пострадавшему сумму НДС после ремонта автомобиля при условии, что ему будет предоставлен акт выполненных работ. Для этого надо еще раз обратиться в СК с актом и вернуть сумму НДС”.

КАСКО. Если сумма компенсации рассчитана с учетом НДС, то в СК поспешили, считает Мельничук. В случае, когда договора предусматривают выплату на руки, страховщик сразу должен начислять к выплате сумму без НДС.

“Получайте выплату на руки, только если у вас есть личные знакомства в автосервисе. Но тогда позаботьтесь о личном счете в банке.

Иначе выплата будет проводиться с помощью денежного перевода, за который снимается комиссия”, — объясняет страховщик.

Сюжет №4: разорительный износ

В ДТП пострадала 10-летняя иномарка. СК виновной стороны учла амортизацию деталей, которые при ремонте надо заменить, и согласилась оплатить меньше половины их рыночной стоимости (мол, детали-то старые). Но человеку-то надо покупать для замены новые детали по полной стоимости! Аналогичный случай: пострадал однолетний “Ланос”, а его износ страховая компания насчитала в 15—20%.

НОРМА ЗАКОНА. Оказывается, учет износа деталей при выплатах по договорам гражданской ответственности прямо предусмотрен законодательством.

“По Закону об ОСАГО при наступлении страхового случая СК обязана возместить расходы, связанные с ремонтом транспортного средства с учетом износа, который рассчитан в порядке, предусмотренном законодательством. Эта норма зачастую становится известна страхователю только после ДТП”, — объясняет Бузинный.

СК не спешат при заключении договора акцентировать внимание на таких нюансах. “В заблуждение может ввести соотношение понятий “стоимость восстановительного ремонта” и “стоимость материального ущерба”, — указывает Кирилл Бобровный.

— Стоимость восстановительного ремонта как раз и включает в себя стоимость деталей по рыночной цене на сегодняшний день, однако далее эта сумма умножается на коэффициент износа деталей (амортизация). В итоге мы получаем стоимость материального ущерба, которая всегда меньше стоимости восстановительного ремонта. А именно материальный ущерб обязана возместить СК”.

Закон есть закон, и обижаться в подобных случаях на СК смысла нет. “Сумма выплаты по ОСАГО и сумма ущерба определяются по методике автотовароведческой экспертизы, которая утверждена приказом Фонда госимущества. Износ определяется в размере и порядке, предусмотренном этой методикой, а не по желанию СК”, — говорит Александр Яременко.

НЮАНС. Однако во втором случае не все так ясно. Дело в том, указывает Мельничук, что износ не учитывается для иномарок возрастом до 7 лет, а в отношении отечественных авто — до 5 лет (то есть “выгоднее” бить новые машины). Каким образом страховщики умудрились насчитать солидный износ у однолетнего автомобиля, загадка.

Возможно, секрет — в творческом использовании методики. “Она позволяет воспользоваться как вполне понятными критериями — срок эксплуатации, пробег, общее техническое состояние автомобиля или наличие дефектов, — так и весьма спорными: целевое использование авто, статус дорог, по которым двигалось авто, и даже его цвет.

Так, использование автомобиля как такси снижает его стоимость на 10%, как и езда вне дорог общего использования. А покраска транспортного средства в цвет, не пользующийся спросом, заберет еще 1% стоимости”, — говорит Бузинный. Все эти тонкости позволяют СК значительно снижать суммы возмещения.

Если же страхователь не согласен с предложенными подсчетами, ему остается только обращаться в суд.

Как себя обезопасить

НАДЕЖНОСТЬ. “Главный совет — тщательно выбирайте СК, — говорит Александр Мельничук. — Только на надежного страховщика можно переложить свои риски и быть уверенным в том, что он выполнит свои обязательства и вам не придется в срочном порядке искать деньги для ремонта своего или чужого авто”.

Поэтому при выборе компании ориентируемся на ее безупречную репутацию, финансовое положение и опыт. “Чтобы понять, насколько хорошо компания платит своим клиентам и формирует резервы, не поленитесь просмотреть ее финотчетность. Обратите внимание на уровень выплат компании”, — советует Мельничук.

Показатель в 40—50% говорит о том, что СК прилежно платит по убыткам и не имеет проблем с доходностью/убыточностью. Если показатель выплат по всему портфелю составляет 70% и более, то страховщик работает в глубокий минус.

С другой стороны, если показатель выплат 15—20%, стоит задуматься, насколько корректна компания по отношению к клиентам.

НЕ ГОНИМСЯ ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ.

“На рынке есть немало недобросовестных СК, которые продают полисы гораздо дешевле остальных (кстати, это нарушение закона), а когда дело доходит до выплат, всячески пытаются снизить сумму, оттянуть выплату или же вообще исчезнуть со временем”, — предупреждает Александр Яременко. Поэтому слишком дешевые полисы или слишком большие скидки на них — хороший повод обходить компанию десятой дорогой.

ДОГОВОР. Чего категорически нельзя делать, так это вслепую подписывать договор страхования. Полагаться на то, что в договоре страховщики сами все предусмотрят так, чтобы это было максимально удобно и безопасно для вас, — верх наивности. “При оформлении страховки обязательно ознакомьтесь со всеми пунктами договора.

Если вы с чем-то не согласны, предлагайте сразу вносить изменения, исправлять опечатки или ошибки”, — настаивает Бобровный. Обязательно требуйте детальных разъяснений по поводу любых возникающих вопросов. Более того — заранее соберите список возможных спорных ситуаций и попросите объяснить, как СК будет действовать в подобных случаях.

“Страховики, предлагая свой шаблонный договор, обычно очень неохотно идут на изменение его условий, — предупреждает Андрей Бузинный. — Можно пойти в другую страховую, но и там не все условия договора могут устроить”. Однако пытаться изменить что-то в свою пользу стоит — иногда в борьбе за клиента компании идут на уступки.

Есть ли защита?

Множество историй, связанных с автостраховкой, заставляет задуматься: надежна ли система обязательного автострахования? “В большинстве случаев действия СК направлены на то, чтобы под любым предлогом не выплатить страховку или выплатить ее не полностью. Чаще всего пользуются юридической неграмотностью людей и классическим способом перевода стрелок”, — говорит Кирилл Бобровный.

Впрочем, есть и более позитивный взгляд. “Реальная защита существует, при этом настолько полная, насколько позволяет закон, — утверждает Андрей Бузинный.

— К тому же большинство страхователей не задумываются, на какое возмещение они могут претендовать, и чувствуют себя обманутыми, когда выясняется, что сумма возмещения не полностью покрывает затраты на ремонт”.

Чтобы избежать разочарований, юрист советует тщательно читать условия договора ОСАГО и законы. “Возможно, некоторые водители, узнав об ограниченности страхового возмещения по ОСАГО, захотят приобрести более широкую защиту в виде КАСКО”.

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

Источник: https://www.segodnya.ua/economics/avto/Strahuem-avto-kak-dobitsya-vozmeshcheniya-ushcherba-453878.html