Страховой риск страховое событие страховой случай

В п. 1 ст. 9 Закона о страховом деле предполагаемое событие, на случай наступления которого осуществляется страхование, названо страховым риском. Ввиду того, что “страховой риск” наряду со “страховым интересом” является одним из ключевых понятий страхового права, рассмотрю это понятие более подробно.

Понятие “риск” встречается в ГК РФ очень часто. Например, “риск случайной гибели” упомянут в нормах о собственности, залоге и др., а в норме п. 2 ст. 929 содержится формулировка “риск утраты (гибели), недостачи или повреждения”. В норму п. 1 ст. 82 включено понятие “риск убытков”, а в норму п. 2 ст. 939 – “риск последствий”.

Список норм этого Кодекса, в которых использован термин “риск”, можно продолжить.

Тем не менее ГК РФ в отличие от Закона о страховом деле не дает легального определения понятию риска. Более того, в разных статьях ГК РФ этот термин используется в разных значениях:

1) событие, на случай наступления которого осуществляется страхование (ст. ст. 936, 952, 954, 967, 970);

2) возможность причинения вреда (ст. ст. 211, 939);

3) степень или величина возможного вреда (ст. ст. 944, 945, 948, 959);

4) страховой интерес (ст. ст. 929, 958).

Еще В.И. Серебровский отмечал, что в текстах норм понятие риска используют в разных значениях, он писал о трех значениях, в которых используется этот термин. В.А. Ойгензихт насчитал 12 разных значений этого понятия.

Хороший пример проблем, возникающих при использовании понятия “риск”, приведен Д. Варламовым. В описанном им деле спор шел о тождественности понятий “риск случайной гибели” из ст. 211 ГК РФ и “риск утраты (гибели)” из ст. 929 ГК РФ.

Правоведы давно уже обратили внимание на то, что понятие “страховой риск” употребляется в разных значениях. Поэтому в 1904 г. Российская высочайше учрежденная редакционная комиссия по составлению Гражданского уложения опубликовала проект гл.

XX “Страхование” из пятого тома будущего Уложения, в которой во избежание разночтений термин “риск” вообще не был использован.

Безусловно, такая многозначность в использовании термина связана с многогранностью самого явления, обозначаемого данным термином. Поэтому я покажу ниже, что можно построить такую юридическую конструкцию “страхового риска”, учитывающую все стороны этого явления, которая позволит использовать названный термин во всех его значениях.

Конструкция страхового риска. Опасность, ее последствия и связь последствий с опасностью

Из контекстов норм, в которых используется термин “риск”, ясно, что всегда речь идет о каких-то предполагаемых событиях, которые могут причинить вред: риск заболевания, риск пожара, риск допущенных ошибок и т.д. Такие события естественно назвать опасностями.

Важно подчеркнуть, что опасности вовсе не всегда причиняют вред, они лишь могут его причинить. Например, нарушение Правил дорожного движения само по себе не всегда приводит к ДТП и причинению вреда в результате ДТП.

Ошибки при проектировании здания не всегда приводят к аварии и возникновению соответствующей ответственности проектировщика. Заболевание может привести к необходимости дополнительных затрат на лекарства, а может и не привести.

Все это примеры опасностей, которые могут вызвать, но не обязательно вызывают причинение вреда.

Однако страховой риск включает не только опасности. Как я подчеркивал выше, страхование – это защита от вреда. Страховой риск порождают не сами по себе опасности, а возможность причинения ими вреда.

Поэтому мы можем сказать: “риск ошибок проектирования”, а можем сказать “риск обрушения здания из-за ошибок проектирования”, можем сказать “риск заболевания”, а можем сказать “риск расходов, вызванных заболеванием”.

Говоря о риске, мы можем не указать на характер возможного вреда, например, “риск ошибок проектирования”, но всегда указываем на опасность. Сказать же просто “риск расходов”, не уточняя, чем могут быть вызваны эти расходы, – значит ничего не сказать.

Таким образом, можно указать на три элемента конструкции “риск”:

1) опасность, которая может возникнуть;

2) возможные неблагоприятные последствия этой опасности, т.е. возможный вред;

3) причинно-следственная связь между возможной опасностью и возможным вредом.

Соединив эти элементы вместе, получим конструкцию возможности причинения лицу вреда в результате наступления определенной опасности:

Опасность — причинно-следственная связь –> Вред

Вероятностные характеристики риска

Однако построение конструкции “риск” этим не исчерпывается, поскольку в ст. 959 ГК РФ говорится об увеличении риска, а в силу ст. 945 ГК РФ риск можно оценивать. Таким образом, риск должен иметь количественную характеристику.

О количественных характеристиках страхового риска сказано в ст. 944 ГК РФ: это вероятность наступления страхового случая (причинения вреда определенной опасностью) и размер возможных убытков.

Если возможный вред имеет неимущественный характер, то в качестве количественной характеристики риска следует использовать только вероятность причинения вреда.

Если же причиняются убытки, то в количественной характеристике следует учитывать не только саму вероятность, но и размер убытков. В статистике это называют распределением вероятности убытков.

Конструкции страхового риска и события, на случай наступления которого осуществляется страхование

Все сказанное позволяет дать определение риска как конструкции, включающей:

1) опасность, которой подвержено данное лицо;

2) возможное причинение вреда данному лицу этой опасностью;

3) причинно-следственную связь между опасностью и причинением вреда;

4) вероятностные характеристики причинения вреда этой опасностью.

Таким образом, понятие страхового риска можно определить как возможное причинение вреда в результате воздействия определенной опасности с учетом вероятностных характеристик причинения этого вреда этой опасностью.

Легко проверить, что все те значения, в которых используется термин “страховой риск”, охватываются данной конструкцией. Единственная норма, в которой смысл использованного термина остается не вполне ясен, это норма п. 2 ст. 929 ГК РФ, в которой риск, по существу, отождествлен с интересом. Объяснение этому я дам ниже.

Закон о страховом деле понимает под страховым риском предполагаемое событие, на случай наступления которого осуществляется страхование.

Три из четырех элементов предложенной конструкции страхового риска – предполагаемая опасность, возможное причинение вреда и причинно-следственная связь между опасностью и причинением вреда – образуют предполагаемое событие, которое может наступить, а может и не наступить.

Следовательно, данная конструкция риска действительно может использоваться для описания события, на случай наступления которого осуществляется страхование, однако понятие риска более емко, чем просто предполагаемое событие. Помимо самого события, оно включает вероятностные характеристики возможности его наступления. Это хорошо видно из ст.

ст. 944, 959 ГК РФ, в которых говорится о количественной оценке риска. Само название ст. 959 “Последствия увеличения страхового риска в период действия договора страхования” подтверждает это с очевидностью, так как увеличиваться может только количественная характеристика.

Таким образом, под событием, на случай наступления которого осуществляется страхование, следует понимать причинение вреда в результате воздействия опасности, от которой производится страхование.

Еще в 1925 г. В.К. Крюков писал о том, что страхование возможно только от убытков, вызванных определенными причинами, и тем самым косвенно использовал ту же структуру события, на случай наступления которого производится страхование.

В современном отечественном страховом праве такая структура была введена мною в 1999 г. и воспринята практикой (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2001 г. N 4084, от 14 февраля 2001 г. N 4085, от 7 февраля 2001 г.

N Ф04/334-17/А03-2001).

Соотношение страхового риска и страхового интереса

Далее необходимо рассмотреть вопрос, возникающий при прочтении нормы п. 2 ст. 929 ГК РФ, в которой, судя по буквальному содержанию ее текста, риск отождествлен с интересом. Некоторые авторы прямо ставят вопрос: чем отличается страховой риск от страхового интереса?

Для ответа на этот вопрос вспомним, что интерес возникает в ситуации, когда лицу возможно причинение вреда. Мы говорили о том, что интерес представляет собой оборотную сторону вреда до его причинения (я употребляю термин “вред” в широком смысле). Однако и риск описывает ситуацию, когда возможно причинение вреда.

Возможное причинение вреда является общим как для “интереса”, так и для “риска”. С одной стороны, интерес присутствует лишь там, где возможно причинение вреда, с другой стороны, риск – это и есть возможное причинение вреда. Интерес и риск неотделимы друг от друга – там, где есть интерес, всегда есть и риск, и наоборот, там, где присутствует риск, всегда имеется и интерес.

Понятно, почему М.М. Агарков считал, что в основе гражданских отношений лежит идея риска.

Мы видим, что конструкции “интерес” и “риск” описывают одни и те же отношения – возможного причинения вреда. Однако “интерес” описывает эту ситуацию, акцентируя внимание на самом возможном вреде: интерес, связанный с возможной утратой груза, интерес, связанный с возможными расходами на медицинскую помощь, интерес в сохранении имущества и т.д.

Когда мы используем термин “риск”, внимание акцентируется на опасностях: риск пожара, риск заболевания, риск случайной гибели и т.п. Подчеркну еще раз: конструкции “интерес” и “риск” описывают одни и те же фактические отношения – отношения, связанные с возможным причинением вреда.

Но описывают они эти отношения с разных сторон, используя разные признаки.

Для риска важно понятие опасности, так как имеет значение, в результате чего возможно причинение вреда, – разные опасности порождают разные риски. Именно от опасности зависит характер риска. Например, риск причинения вреда имуществу в результате пожара или при перевозке – это разные риски.

Для интереса же имеет значение само возможное причинение вреда, причем неважно, в результате чего он может быть причинен, – характер интереса не зависит от того, какой опасностью будет причинен вред.

Например, характер интереса в сохранении здоровья не зависит от того, какой опасностью может быть вызвано его повреждение: заболеванием, несчастным случаем на улице, ДТП или преступлением.

Отсюда понятен и текст п. 2 ст. 929 ГК РФ, в котором риск на первый взгляд отождествляется с интересом. В действительности никакого отождествления нет. Просто в данной норме делается акцент не на описании регулируемых отношений, а на самих фактических отношениях.

Используя в норме оба понятия: “риск” и “интерес”, законодатель подчеркивает, что в отношениях, регулируемых данной нормой, всегда присутствуют обе составляющие, как риск, так и интерес, и неважно, какую из конструкций взять за основу описания этих отношений. Данные отношения могут оформляться договором имущественного страхования независимо оттого, с какой стороны их рассматривать, – со стороны риска или со стороны интереса.

Тем самым ответ на вопрос о том, чем отличается страховой риск от страхового интереса, ясен: отличаются друг от друга конструкции, описывающие разные стороны фактических отношений, возникающих в связи с возможным причинением вреда, сами же отношения во всей их полноте тождественны, независимо от того, какой из конструкций они описаны.

Январь 2013 г.

Источник: http://www.strahyi.ru/material/strahovoy-risk-sobytie-strahovanie

Страховой риск и страховой случай по ОСАГО

Страховой риск и страховой случай понятия не тождественные, но взаимосвязанные, поскольку из первого вытекает второе. И если для страховщика более значимым являются страховые риски, то для страхователей – страховые случаи. Для договора ОСАГО перечень страховых случае очень ограничен в силу его специфики.

Так  что же такое страховой риск и страховой случай? Какими признаками они должны обладать? И что говорится в законе об этих понятиях? Ответим на данные вопросы в настоящей статье.

Понятие страхового риска

Понятие страхового риска закреплено пунктом 6 законодательного акта об ОСАГО от 25.04.2002 № 40-ФЗ. Согласно указанному нормативно-правовому акту страховой риск – это опасность повреждения жизни или здоровья либо ущерба имуществу при эксплуатации транспортного средства по его назначению.

Законодатель трактует понятие страховой риск как предполагаемое событие, от которого лицо страхуется: причинение телесных повреждений различной степени тяжести, в том числе и гибель участника дорожного движения, причинение материального ущерба водителям при управлении транспортом.

Признаки рискового события

Ключевой принцип страхования – недопустимость обогащения за счет выплат по страховому полису, поскольку данные выплаты носят сугубо компенсационный характер, то есть призваны восстановить положение до наступления страхового случая.

Основываясь на принципах страхования, страховой риск, для отнесения его к таковому, должен обладать рядом признаков, два из которых ключевые:

  • Вероятность. Это означает, что неизвестно произойдет ли событие или нет, его наступление или минование, исходя из статистики исключить невозможно;
  • Случайность наступления. Наступление страхового случая не должно находиться в прямой зависимости от желания и умышленных действий приобретателя выгоды (получателя компенсации по страховке).

Понятие страхового случая

Понятие страхового случая закреплено в статье 1 Федерального закона об ОСАГО.

Согласно законодательному акту страховой случай – это ни что иное, как свершившийся страховой риск, то есть это наступление гражданской ответственности владельца транспорта, которая является следствием произошедшего одного из событий, предусмотренных действующим на момент такового договором обязательного страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и т.д. при использовании транспорта.

События, являющиеся страховым случаем

События, являющиеся страховыми случаями, подразделяются на:

  • имущественные;
  • личные;
  • социальные;
  • страхование рисков ответственности;
  • страхование рисков предпринимательства.

Самым распространенным событием наступления страхового случая является участие в ДТП в качестве его виновника, в том числе и участие в аварии вследствие непреодолимой силы. Понятие ДТП содержится в ПДД и представляет собой событие на дороге при движении транспорта, в результате которого пострадали люди или их имущество, а также другие транспортные средства.

Если же водитель, который участвует в дорожном движении, например, не рассчитал габариты своего транспорта и расстояние до фонарного столба, повредит зеркало, выплат по ОСАГО не получит, поскольку по ОСАГО страхуется гражданская ответственность, здесь же имеет место причинение вреда своему имуществу, что покрывает, как правило, КАСКО, которое заключается только по желанию автовладельца, и страхует непосредственно имущество – транспортное средство.

События, не являющиеся страховыми

Действующей редакцией Закона об ОСАГО предусмотрены события, которые не могут быть отнесены к страховому риску. К их числу относятся:

  • случаи причинения вреда и ущерба, подлежащего возмещению до заключения договора ОСАГО, если он причинен на транспорте, не прописанном в соответствующем договоре;
  • моральный вред, а также случаи необходимости возместить упущенную выгоду;
  • случаи причинения вреда и ущерба на транспорте в процессе соревнований, испытаний и т.д.;
  • загрязнение окружающей среды;
  • вред, который был причинен транспортируемым грузом, если его перевозка требует обязательного самостоятельного страхования в силу положений законодательства;
  • вред, который причинен жизни, здоровью работника в процессе осуществления их трудовой деятельности, когда его возмещение должно осуществляться на основании законов об обязательном, в том числе и социальном, страховании;
  • убытки, понесенные нанимателем, вследствие причинения вреда его работнику;
  • вред, причиненный водителем транспорту, прицепу, застрахованному по ОСАГО, и перевозимому грузу или установленному оборудованию;
  • повреждение застрахованного по ОСАГО транспорта в процессе погрузочно-разгрузочных работ либо передвижение по территории хоз.субъекта;
  • повреждение или уничтожение особо ценных объектов (драгоценности, ценные бумаги, антиквариат, наличные денежные средства и т.д.);
  • превышение лимитов страхового возмещения по ОСАГО.

Перечень нестраховых случаев по ОСАГО жесткий и исчерпывающий.

Заключение

Наличие всех условий, предусмотренных полисом ОСАГО, надлежащее оформление документов на месте и их своевременная передача в страховую, гарантируют выплаты по страховке.

Когда произошло событие, предусмотренное договором ОСАГО как основание для страховых выплат, у водителя имеется соответствующий полис, но транспорт, участвующий в ДТП не прописан в полисе, случай не будет являться страховым и страховая компания, не будет производить страховые выплаты.

Источник: https://insur-portal.ru/osago/strahovoy-risk-i-strahovoy-sluchay-po-osago

Страховые риски по каско

Понятие страхового риска

В понимании страховых компаний страховой риск – это предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование.

То есть страховой риск – это возможный случай причинения вреда (автомобилю, жизни и/или здоровью водителя и пассажиров, третьим лицам), от которых защищает полис каско.

На основе анализа правил страхования каско 28 страховых компании мы выявили 8 основных видов страховых рисков по каско:

    • Ущерб
    • Хищение
    • Дополнительное оборудование (ДО)
    • Добровольная гражданская ответственность (ДСАГО или ДАГО)
    • Несчастный случай (НС)
    • Утрата товарной стоимости (УТС)
    • GAP
    • Непредвиденные расходы

Каждый из этих видов включает в себя несколько случаев причинения вреда (иной раз это весьма экзотические случаи).

И по каждому из этих видов мы поговорим подробнее.

Ущерб

Риск “Ущерб” – это повреждение или гибель ТС (транспортного средства), его отдельных частей, деталей, узлов, агрегатов. 

К риску “Ущерб” относятся следующие неблагоприятные события:

      • авария на стоянке при движении ТС;
      • столкновение ТС с другим(-и) ТС;
      • повреждение припаркованного ТС другим(-и) ТС;
      • повреждение другим механическим транспортным средством на стоянке;
      • наезд ТС на иные предметы, животных, людей;
      • опрокидывание, падение ТС (в том числе в воду);
      • повреждение ТС по вине дорожных, дорожно-эксплуатационных, коммунальных или технических служб.
      • поджога ТС третьими лицами;
      • удара молнии;
      • перехода огня от горящего рядом объекта.
      • Опасные геологические явления:
        • землетрясение;
        • обвал;
        • оползень;
        • извержение вулкана.
      • Опасные гидрологические явления:
        • наводнение;
        • паводок;
        • ледоход.
      • Опасные метеорологические явления:
        • вихрь;
        • ураган;
        • смерч;
        • удар молнии;
        • град;
        • цунами;
        • сель.
      • падение снега;
      • падение льда;
      • инородные предметы, вылетевшие из-под колес других ТС;
      • падение летательных аппаратов, частей зданий или сооружений;
      • падение объектов внеземного происхождения или их частей.
      • переднее, заднее, боковые стекла ТС,
      • стекла внешних световых приборов,
      • стеклянные люки.
      • внешнее повреждение ТС в результате действий животных;
      • повреждения электропроводки грызунами.
      • повреждение ТС,
      • хищение отдельных деталей, узлов, агрегатов.
      • водопроводных,
      • канализационных,
      • тепловых сетей.
      • провал под грунт;
      • провал дорог и мостов;
      • провал под лед (к примеру, при движении по “зимнику”).
      • буксировка,
      • эвакуация с полной или частичной погрузкой.

Хищение

Риск “Хищение” – это утрата ТС исключительно в результате кражи, грабежа, разбоя, угона.

      •  завладение застрахованным ТС, квалифицируемое по ст.158 Уголовного кодекса РФ.
      • тайное хищение застрахованного ТС, квалифицируемое по ст.158 Уголовного кодекса РФ.
      • открытое хищение застрахованного ТС без причинения (угрозы причинения) вреда жизни или здоровью, квалифицируемое по ст.161 Уголовного кодекса РФ.
      • открытое хищение застрахованного ТС, совершенное с применением насилия опасного для здоровья или жизни, либо с угрозой такого применения, квалифицируемое по ст.162 Уголовного кодекса РФ.

Еще некоторые компании различают угон по признаку “документы, ключи”:

    • Угон ТС без документов и ключей.
    • Угон ТС с документами и (или) ключами.

Дополнительное оборудование

Риск “ДО” – повреждение или гибель дополнительного оборудования, установленного на застрахованном ТС.

Как правило, дополнительное оборудование в рамках полиса каско застраховано от тех же рисков, что и автомобиль в целом.

Добровольная гражданская ответственность

Риск “ДСАГО” (или ДАГО) – это ответственность Страхователя или лиц, допущенных Страхователем к управлению ТС и указанных в договоре страхования, перед Потерпевшими лицами за нанесенный имущественный или физический вред, возникший вследствие случайных событий (ДТП) при использовании застрахованного ТС Страхователем или уполномоченным им лицом/лицами.

В отличие от ОСАГО добровольная гражданка не обязательна и включается в полис каско исключительно по желанию клиента.

Несчастный случай

Риск “НС” – это воздействие на организм Застрахованного лица различных внешних факторов произошедшее помимо воли Застрахованного и приведшее к телесным повреждениям, нарушениям физиологических функций организма, постоянной утрате трудоспособности Застрахованного лица или к его смерти.

По сути НС в рамках каско – это упрощенный вариант классического НС.

Утрата товарной стоимости

Риск “УТС” – это утрата товарной стоимости, автомобиля, а именно уменьшение стоимости ТС, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида ТС и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта.

GAP

GAP или Guaranteed Asset Protection дословно переводится как гарантия сохранения стоимости автомобиля.

Включение в полис каско риска “GAP” позволят владельцу автомобиля компенсировать разницу между страховой выплатой и рыночной стоимости ТС для случаев тотального убытка (конструктивная гибель) или хищения ТС.

Непредвиденные расходы

Риск “Непредвиденные расходы” предусмотрен на случай возникновения у владельца ТС в результате неблагоприятного события различных расходов, связанных с последствиями события или ликвидации этих последствий. 

В рамках этого риска компенсируются расходы по следующим направлениям.

      • повреждение колеса ТС;
      • отсутствие топлива в топливном баке ТС;
      • неисправность ТС, не позволяющая начать или продолжать самостоятельное движение ТС, вследствие чего необходима его эвакуация;
      • отсутствие заряда в аккумуляторной батарее;
      • неисправность замков дверей, багажника, капота ТС;
      • неисправность противоугонных систем, установленных на ТС.
      • расходы, связанные с порчей или утратой имущества, находящегося в салоне или багажном отделении ТС.
      • расходы  вследствие утраты, ранения/смерти домашнего животного, находившегося в салоне или багажном отделении ТС в момент наступления страхового случая.
      • расходы на такси, вследствие невозможности эксплуатировать поврежденное или утраченное ТС.
      • расходы по найму водителя для перегона застрахованного ТС до места его постоянной стоянки, в результате внезапного острого или обострения хронического заболевания, экстренной госпитализации или травмы водителя ТС.
      • расходы на аренду автомобиля, вследствие невозможности использовать поврежденное или утраченное ТС.
      • расходы на юридическую консультацию и/или на услуги адвоката в связи с ДТП, произошедшим с застрахованным ТС.
      • расходы на вызов аваркома на места события,
      • расходы по сбору справок из компетентных органов.
      • расходы, возникшие в результате страхового случая  вне территории Российской Федерации.

Заключение

Конечно, перечень страховых рисков, которые мы привели в данной статье, является агрегированным и составлен на основе правил добровольного автострахования сразу 28 страховых компаний.

В зависимости от того, в какой компании приобретается полис каско, состав рисков может отличаться в меньшую сторону.

Но информация о возможных вариантах страховых рисков, которые вообще существуют на современном страховом рынке России, в любом случае позволит более предметно разговаривать со страховщиками при подборе оптимального покрытия и сделает более прозрачными условия, которые предлагаются в рамках полиса каско.

Евгений Попков / 711.ru

Источник: https://www.711.ru/kasko-riski.html