Речевое развитие — одно из главных условий полноценного формирования личности ребенка. Важную роль в коррекции речевых недостатков играет логопед. Его задача заключается в дифференциации диагностики речевых нарушений и проведении коррекционных мероприятий с целью улучшения речевых навыков у ребенка.
Исследования свидетельствуют о том, что большинство дошкольников плохо владеют навыками связной речи или же их словарный запас очень бедный. В связи с этим современный кабинет учителя логопеда должен быть оснащен всем необходимым для создания благоприятной речевой среды, содействующей успешному развитию монологической речи.
- Совершенствование мимической мускулатуры. Помогает нормализовать работоспособность мышечной ткани лица.
- Улучшение речевых навыков. Содействует стабилизации работы дыхательного и ого речевого аппарата и их координации.
- Устранение психологических барьеров. Способствует улучшению познавательных психических процессов, направленных на улучшение речи у ребенка.
В современных детских частных и государственных образовательных учреждениях логопедическое помещение играет важную роль в формировании и усовершенствовании лексико-грамматической основы речи. Занятия со специалистом помогают закрепить и расширить словарь по лексическим направлениям, активизировать использование предложенных конструкций и навыков словообразования.
Содержание
- 0.1 Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ
- 0.2 Важные требования к кабинету логопеда
- 0.3 Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС
- 0.4 Предметы для развития детей
- 1 Документация и организация работы
- 2 Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по ФГОС и прочее
- 2.1 Логопедические занятия: теоретический аспект
- 2.2 Таблица: задачи логопедических занятий
- 2.3 Виды логопедических занятий
- 2.4 Мотивирующее начало логопедических занятий
- 2.5 Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп
- 2.6 : открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»
- 3 Требования к логопедическому кабинету и оснащение
- 4 Логопедическое занятие в 4-ом классе в свете ФГОС (второго поколения)
Ведущие направления кабинета логопеда в ДОУ
- Консультирование педагогов и психологов по вопросам наиболее эффективного обучения детей, имеющих какие-либо трудности при произношении.
- Анализ речевых дефектов детей с целью подбора индивидуальной программы обучения.
- Создание коррекционной развивающей базы для исправления имеющихся нарушений.
Оформление кабинета логопеда в детском саду в согласии с ФГОС должно включать в себя зону диагностики, звукокоррекции и игровой терапии.
Основная задача — помочь детям обрести навыки связной речи при помощи различных методических пособий и грамотно подобранных игр.
Важные требования к кабинету логопеда
- Наличие прогрессивных технических устройств. Внедрение современных интерактивных устройств является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса. Ведь оно обеспечивает оперативную обработку выданной информации без потери времени.
- Отсутствие отвлекающих предметов. Кабинет должен выглядеть строго, но в то же время красиво и уютно, ничто не должно отвлекать от занятий и вызывать дискомфорт. Все вокруг должно создавать у ребенка положительное, рабочее настроение.
- Время проведения. Специалисту запрещается самостоятельно удлинять продолжительность занятий с детьми и производить различные сокращения между ними.
Школьный кабинет логопеда должен также соответствовать утвержденным санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Пособия и устройства для кабинета логопеда по ФГОС
- Для формирования звукопроизношения. Комплект публикаций для работы с речевым дыханием, различные надувные игрушки, специальные альбомы для дифференциации звуков.
- Для изучения грамоты. Различные азбуки, схемы и изображения для изучения предложений, интерактивный сенсорный комплекс «Вундеркинд» для освоения компьютерной грамоты.
- Для развития фонематического восприятия и звука. Сигнальные кружки для изучения звуков, пособия для установления звука в определенных словах, специальные картинки, современные интерактивные доски, например, логопедический комплекс it-YAGA.
- Для формирования связной речи. Красочные сюжетные изображения, наборы текстов для пересказывания и различные современные устройства.
- Для развития зрительного внимания и памяти. Сюда можно отнести разнообразные игровые элементы, сборные картинки и пазлы, а также разрезанные картинки различной конфигурации.
Современный кабинет логопеда, помимо наглядных учебных пособий, должен быть оснащен мебелью и специализированной техникой, игровыми устройствами, интерактивными досками и экранозвуковыми средствами обучения.
Правильно оборудованный кабинет специалиста — это нечто среднее между учебным классом и детской игровой комнатой. Профессиональное оснащение кабинета логопеда позволит создать самую продуктивную атмосферу для индивидуальных и групповых занятий в детских садах и школах.
Предметы для развития детей
- Зеркала. Помогают ребенку наблюдать за собственными артикуляционными и мимическими движениями, содействуют освоению речевых навыков.
- Столы с различными предметами. Всевозможные игрушки, отличающиеся по цвету, форме и весу, помогают развить тактильные ощущения.
- Разнообразные вертушки, мыльные пузыри. Здесь могут быть задействованы различные средства для развития речевого дыхания.
- Современные интерактивные устройства. Многие программные комплексы включают в себя игры на логику, внимание, связную речь, звукопроизношение, грамматический строй.
Современные интерактивные комплексы и электронные устройства в последнее время становятся неотъемлемой составляющей кабинета логопеда в школе.
Они, в сравнении с обычными предметами обучения, помогают значительно повысить интерес детей к коррекционным занятиям и облегчают занятия по лексико-грамматическому строю и связной речи.
Преподаватели-логопеды оценят удобство и полезность использования таких современных логопедических комплексов, как «Вундеркинд» и IT-YAGA от АНРО технолоджи, в комплекте с которыми идет огромный набор специализированных логопедических игр и заданий: от занятий на дыхание и воздушную струю до игр по окружающему миру и обучению чтению.
Рекомендуемые статьи
Источник: https://anrotech.ru/blog/oborudovanie-i-oformlenie-kabineta-logopeda/
Документация и организация работы
- Ежедневный план работы
- Журнал обследования устной и письменной речи учащихся — Смотреть*
- Журнал учета деятельности логопедического пункта (посещаемость групповых занятий, индивидуальных занятий, консультации, учёт рабочего времени) /Соответствует ФГОС/ — Смотреть*
- График работы — Смотреть*, расписание занятий — Смотреть*
- Речевые карты — Смотреть*, протоколы к речевым картам — Смотреть*
- Индивидуальные карточки учащихся — Смотреть*
- Список обучающихся, имеющих недостатки в развитии устной и письменной речи — Смотреть*
- Паспорт кабинета — Смотреть*
- Рабочие тетради детей — 1 — Смотреть*, 2 — Смотреть*
- Отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте за год — Смотреть*
- Мониторинг коррекционно — развивающей работы — Смотреть*
- Копии приказов о зачислении (отчислении) учащихся на логопункт
Логопедическая работа строится на основании нормативных документов :
- Письмо Минобразования РФ от 14 декабря 2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
- Письмо Минобразования РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»
- Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе (А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова, 1996г.)
Деятельность в логопедическом пункте при общеобразовательной школе имеет свою, отличающуюся от других учреждений, специфику.
Логопедическая работа – это не дополнительная образовательная услуга, как её пытаются представить в последние годы, это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует более доступному и успешному его овладению определёнными категориями учащихся. Именно это и делает работу школьного логопеда чрезвычайно актуальной и востребованной.
Логопедический пункт существует в МБОУ «Средняя школа № 18» с 2003 года.
Цель работы логопедического пункта:
- коррекция недостатков в развитии устной и письменной речи учащихся МБОУ «Средняя школа № 18»
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Этапы работы :
I этап – диагностический(1 сентября – 15 сентября)
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
I этап – диагностический (1 сентября – 15 сентября)
Диагностика представляет собой такое обследование речи, которое даёт представление о состоянии речевого развития ребёнка и позволяет учителю – логопеду определить вид речевой патологии, ее форму и степень тяжести речевого дефекта.
Задачи:
- выявление отклонений в развитии устной и письменной форм речи;
- определение структуры речевого дефекта;
- формулировка речевого диагноза;
- планирование коррекционной работы на основе диагностических данных (учёт программных требований по русскому языку)
Актуальность этого направления работы заключается в том, что от своевременной диагностики зависит программа коррекционного воздействия, а в конечном итоге и результативность логопедической работы с детьми.
II этап – коррекционный (15 сентября – 15 мая)
Основные задачи коррекционных занятий:
- формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха и восприятия, закрепление навыков произношения слов различной звуко – слоговой структуры;
- развитие навыков звуко –слогового анализа и синтеза;
- формирование лексико — грамматического строя речи;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение и исправление недостатков письма и чтения.
III этап – оценочный (15 мая – 31 мая)
Задачи :
- проведение анализа коррекционной и учебно – воспитательной работы;
- выводы и рекомендации на основе анализа;
- определение перспективы дальнейшей работы.
Источник: http://logopedushka.ru/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D1%8B/
Логопедические занятия в детском саду: образец анализа, пример конспекта по ФГОС и прочее
Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения.
У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий.
Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.
Логопедические занятия: теоретический аспект
Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно.
Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно.
Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.
В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых
Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:
- обучение правильному произношению всех звуков;
- развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
- развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
- развитие фонетического слуха — различения звуков;
- формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.
Обучение правильному произношению — одно из направлений работы логопеда
Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте.
К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста.
И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.
Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ.
В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет.
Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.
К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит — речевые нарушения корректируются
Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию.
Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»).
По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.
Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик
Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
- О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
- Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.
Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.
В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий
Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля.
Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз).
При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.
Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников
Таблица: задачи логопедических занятий
В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей
Виды логопедических занятий
- Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются.
На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю.
По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.
В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие.
Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, — приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.
Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения
- Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:- искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
- тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.Подгрупповые занятия дают возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками
- Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
Типы фронтальных занятий для логогруппы:- по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
- по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
- по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.Когда моему сыну исполнилось 5 лет, нас направили на специальную комиссию, сына определили в логопедическую группу. Раз в неделю с ним занимается логопед индивидуально. Два-три занятия проводятся в составе подгруппы в логопункте. Чаще всего дети занимаются всей группой в первой половине дня. Фронтальные занятия проводит логопед или один из воспитателей с дополнительной специальностью.На фронтальных занятиях присутствуют все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые
Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием.
Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка.
Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.
Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.
— Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! [c’]).
— Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).
Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.
Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель — воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов.
Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится».
Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.
Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку.
К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами.
Подготовка подобных заданий — показатель мастерства логопеда.
Индивидуализировать задание — значит учесть способности и интересы каждого
Мотивирующее начало логопедических занятий
Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников.
У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию.
Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.
С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:
- изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
- привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
- просмотр короткого видеоролика или презентации;
- проведение познавательной беседы;
- включение в игровую форму занятия;
- создание проблемной или сюрпризной ситуации.
От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы
Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп
Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию
: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»
httpv://www..com/watch?v=embed/szsbrr7Bbq8
Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/analiz-logopedicheskogo-zanyatiya-v-detskom-sadu-obrazets.html
Требования к логопедическому кабинету и оснащение
- Настенное зеркало (не менее 1,5 – 0,5 м).
- Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
- Детские столы и стулья для занятий.
- Стол для логопеда.
- Два стула для взрослых.
- Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
- Настольные часы.
- Шкафы и полки для методической литературы.
- Навесная школьная доска.
- Наборное полотно.
- Фланелеграф.
- Чистое полотенце.
- Картотека на имеющиеся пособия.
- Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.
II. Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:
- Набор логопедических зондов (содержащихся в чистом стеклянном или специальном медицинском стакане). Возможно вы найдете необходимое оборудование на сайте fortis-med.ru.
- Лоточек.
- Спирт медицинский.
- Шпатели металлические.
- Вата стерильная.
III. Документация:
- Перспективный план работы с детьми на год.
- Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
- Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией: а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию; б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники; в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра; г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок.
Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
- Тетради для индивидуальной работы с детьми.
- График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
- Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
- План по самообразованию на текущий год.
VI. Литература:
1. Картотека на имеющуюся методическую литературу.
2. Список рекомендованной литературы.
V. Пособия:
1. По обследованию речевого и общего развития детей.
а) материал на обследование интеллекта:
- счетный материал;
- разрезные картинки из 2-4-6 частей;
- пирамидки разной степени сложности;
- исключение 4-го лишнего предмета;
- картинки и тексты со скрытым смыслом;
- картинки-шутки (что нарисовано неправильно?);
- предметы для группировки их по цвету, форме, общей принадлежности к одной из групп;
- почтовый ящик с геометрическими фигурами;
- мелкий строитель, мозаика;
б) материал на обследование всех компонентов речи:
- фонетики (самодельные альбомы или предметные картинки на все звуковые фонемы);
- лексики (по всем темам, см. «словарь»);
- грамматики (сюжетные картинки’- на падежные и предложные конструкции и на связь слов в предложении или самодельные альбомы);
- связной речи (2-3 простых текста для пересказа детьми, серии сюжетных картинок для определения логической последовательности и составление рассказа по ним).
2. Развитие общего внимания, памяти и логического мышления.
а) упражнения на классификацию предметов и их группировку по цвету, форме и т.д.
б) на развитие слухового внимания (например, «Что ты слышишь?», «Дождь или солнце» и ДР-) в) на развитие зрительного внимания (например, «Найди пару», «Что спрятал Петрушка» и ДР-) г) на развитие речевого внимания (например, «Повтори, не ошибись!», «Кто тебя позвал?» и др.)
д) на развитие логического мышления (например, «Возьми свой предмет», «Подбери картинку к слову» и др.)
3. Формирование звукопроизношения:
а) артикуляционные упражнения (карточки, ширма или стенд); б) набор пособий для работы над речевым дыханием (летающие предметы, надувные игрушки и др.
); в) предметные картинки на все изучаемые звуки для фронтальной и индивидуальной работы; г) альбомы на автоматизацию поставленных звуков (по типу Соколенко и др.
); д) настольно-печатные игры на автоматизацию поставленных звуков; е) пособия для формирования слоговой структуры слов;
ж) тексты на автоматизацию поставленных звуков.
4. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа:
- символы звуков (по желанию);
- сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- схемы на звуко-слоговой анализ слов;
- предметные картинки на дифференциацию звуков;
- пособия для определения позиции звука в слове (карточка с тремя окошками и фишки на каждого ребёнка;
- тексты на дифференциацию звуков.
5. Грамота:
- подвижная азбука;
- азбука в картинках;
- кассы букв или магнитные азбуки на каждого ребёнка;
- схемы для анализа предложений;
- наборы предметных картинок для деления слов на слоги.
6. Работа над словарём:
а) предметные картинки по темам:
«Овощи» «Грибы» «Фрукты» «Ягоды» «Одежда» «Обувь» «Головные уборы» «Дом и его части» «Квартира и ее части» «Мебель» «Посуда» «Продукты питания» «Рыбы» «Игрушки» «Животные и их детеныши» «Птицы» «Насекомые» «Транспорт» «Семья» «Профессии» «Инструменты» «Предметы туалета» «Предметы быта» «Времена года» «Растения» «Деревья» «Школьно-письменные принадлежности» Методические рекомендации ко всем темам (в группах с ФФН эти темы используются на
обобщение предметов).
б) пособия на словообразование:
- суффиксальное (существительное и прилагательное с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- префиксальное (приставочные глаголы);
- относительных (деревянный стол) и притяжательных (лисий хвост) прилагательных от существительных;
- однокоренных слов типа: кот – котик – котенька – котище.
в) предметные картинки на подбор антонимов (большой – маленький).
г) предметные и сюжетные картинки на подбор синонимов (маленький – небольшой).
7. Формирование грамматического строя речи.
Для групп с ОНР:
а) пособия на все падежные формы существительного единственного и множественного числа (в том числе несклоняемых существительных);
б) пособия на все предложные конструкции (составление предложений с простыми и сложными предлогами: на, з. у, из, за, над, под, от, с /со/, к, по, без, через, около, из-за, из-под);
в) пособия на все согласования (прилагательных, глаголов, числительных и местоимений с существительными);
г) пособия для формирования фразы (работа над структурой предложения).
Для групп с ФФН: а) пособия на форму существительного единственного и множественного числа; б)пособия на форму существительного единственного и множественного числа родительного падежа;
в) пособия на предложные конструкции (со сложными предлогами);
г) пособия на все согласования (см. выше).
8. Развитие связной речи.
Для группы с ОНР и логоневрозом:
серия сюжетных картинок;
сюжетные картинки;
наборы предметных картинок для составления сравнительных и описательных рассказов;
наборы текстов для пересказывания и пособия облегчающие этот процесс (например, опорные картинки для восстановления текстов, продуманные планы и др.)
9. Настольно-печатные игры:
(с уточнением программных задач на коррекционную работу с детьми).
10. Методический материал:
а) методические рекомендации;
б) материал из опыта работы логопедов.
Источник: http://logoped18.ru/documentation/requirements-to-logopedist-cabinet.php
Логопедическое занятие в 4-ом классе в свете ФГОС (второго поколения)
Конкурс «Моя педагогическая инициатива – 2014»
Номинация «Новые образовательные стандарты в моей практике»
Наше время предъявляет высокие требования к системе образования, в соответствии с которыми наиболее востребованным становится и логопедическое сопровождение обучающихся.
В веке компьютерных технологий дети скоро перестанут писать мелом на доске и даже шариковой ручкой, уже всё заменяет мобильный телефон, планшет, компьютер.
Где можно всё печатать, не думая о правилах орфографии, зная, что само всё исправится. Смириться с такой ситуацией нельзя!
Процесс коррекционно-развивающей работы начинается с его организации, а организация с самоорганизации. В моей работе логопедическое занятие является одной из форм организации коррекционно-развивающего обучения.
Подготовка к занятию включает продумывание плана и составление плана- конспекта занятия.
При планировании занятия стараюсь учитывать его структуру, которая является алгоритмом организации занятия: актуализация раннее усвоенных знаний и способов действий; формирование новых понятий и способов действий, их применение. Осуществляю постоянный контроль над выполненными заданиями.
Качество и эффективность занятия во многом зависят не только от умения учителя-логопеда планировать, но и от умения анализировать собственную работу.
После каждого занятия я стараюсь разобрать собственные действия и те результаты, к которым они привели или могли привести. Стараюсь анализировать занятия сразу после его проведения.
Только так можно внести нужные коррективы и составить окончательный вариант, который будет использоваться в дальнейшей работе, а также продумываю план следующего занятия с учётом результатов предыдущего.
Могу предложить некоторые рекомендации:
- План-конспект может быть развёрнутым (подробным), а может быть выполнен схематично.
- С помощью алгоритма подготовки каждого плана-конспекта, создаётся конспективный блок документов, что освободит впоследствии рабочее и личное время для профессионального творчества и поиска.
Хочу поделиться опытом проведения логопедического занятия в 4-ом классе.
Тема: Сравнение текста и его искажённых вариантов. Работа с рассказом.
Цели: Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства; расширять словарный запас, развивать навык фонематического синтеза в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов; совершенствовать психологическую базу речи, развивать мелкую и общую моторику, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, массажные шарики.
На своих занятиях стараюсь формировать у детей положительные эмоции. Рефлексия позволяет наглядно оценить ситуацию и сделать соответствующие выводы.
Особенность логопедической работы состоит в том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение).
ФГОС указывает на обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям с ОВЗ и специальных условий для их обучения и воспитания.
Использование на занятиях различных видов физминуток, релаксаций, логоритмических элементов дают потрясающие результаты.
Давайте вместе растить, воспитывать, образовывать и любить наших детей. Помните, только вместе мы сможем добиться положительных результатов. Желаю удачи!
Приложение 2
Источники:
1. Серия «Чтение и литература» издаётся с 2000 г автор-составитель О.В. Джежелей.
2. М. А. Шилякин. Справочник по русской грамматике 1999 г.
3. С.Н. Костромина, Л.Г.Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтении» 2010 г.
4. «Занимательная грамматика» М.: Омега 2008 г.
5. К.Д. Ушинский. Руководство по преподаванию по «Родному слову» Собр.сочин. 1949 г.
6. Н.А. Плёнкин. Система работа связной речи учащихся М-Просвещение 2012 г.
7. Е.И. Никитина. Русская речь М.: «Просвещение» 2010 г.
8. Т.А. Ладыженская. Система работы связной речи учащихся. М.: Педагогика 2009 г.
9. О.А. Ишимова. Логопедическая работа в школе. М.: «Просвещение» 2012 г.
Почекаева Ирина Александровна, учитель-логопед, МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области. Стаж работы 18 лет. Очень люблю свою работу. Стараюсь шагать в ногу со временем.
Источник: https://www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/ruslang/16599.html