Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

Договор поставки был заключен с государственным предприятием

Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

В этом вопросе затронут целый блок проблем, касающихся продолжения договорных отношений в условиях, когда один из контрагентов прошел процедуру реорганизации. Поэтому, прежде чем дать на него точный ответ, целесообразно тщательно проанализировать эту проблемную ситуацию.

Преобразование – смена организационно-правовой формы юридического лица – является одной из форм реорганизации (ст. 57 ГК РФ). При реорганизации любых юридических лиц, в том числе и государственных предприятий, применяется ряд правил, относящихся к гарантиям интересов кредиторов.

Так, учредители или орган, принявшие решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредиторы, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, по которому должником является реорганизуемое юридическое лицо, и возмещения убытков (ст. 60 ГК РФ). Именно персональное извещение предоставляет кредитору возможность реализации своих прав.

Объявление о реорганизации, размещенное в средствах массовой информации, расценивается как дополнительная информация для кредиторов и дополнительный способ соблюдения их прав и законных интересов*(161).

В вопросе речь идет о том, что государственное предприятие уведомило своего контрагента уже о состоявшемся факте своей реорганизации в форме преобразования.

Это очень распространенная ситуация, потому как действующее законодательство не устанавливает конкретных санкций за неуведомление кредиторов. И зачастую кредиторы узнают о состоявшейся реорганизации постфактум.

С одной стороны, в заявлении о государственной регистрации реорганизации заявитель обязан указать, что все кредиторы уведомлены в письменной форме.

Регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации, если заявитель не представит доказательства уведомления кредиторов. Это могут быть копии писем, направленных им, копии публикаций в средствах массовой информации, в частности в специальном журнале “Вестник государственной регистрации”*(162).

С другой стороны, налоговые инспекции подобные документы часто не проверяют, поэтому регистрация может пройти без соблюдения установленной процедуры.

Надо сказать, что регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя документы, не перечисленные в Федеральном законе от 08.08.

2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, поэтому отказ от регистрации реорганизации в связи с непредставлением доказательств уведомления кредиторов может быть признан незаконным по решению суда*(163).

Таким образом, уведомление о факте состоявшейся реорганизации неправомерно, т.к. кредитор (контрагент) должен быть уведомлен об этом заблаговременно (после принятия решения о проведении реорганизации в той или иной форме).

Теперь необходимо проанализировать другой аспект, затронутый в вопросе, – возможность преобразования государственного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Как правило, юридические лица являются собственниками своего имущества (ст.

213 ГК РФ), их имущество – объект частной собственности.

Исключение составляют учреждения, которые обладают правом оперативного управления на имущество, закрепленное за ними собственником, а также унитарные предприятия, имущество которых всегда выступает объектом либо государственной, либо муниципальной собственности.

Изменение организационно-правовой формы унитарного предприятия (преобразование) влечет утрату государством или муниципальным образованием права собственности на имущество предприятия, и это есть не что иное, как приватизация государственного или муниципального имущества.

Скрытая, а проще сказать, незаконная приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий в последние годы стала нередким явлением.

Интересно, что основанием незаконной передачи имущества в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций (обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов) часто являются решения, принятые на собраниях трудовых коллективов унитарных предприятий*(164).

Решения же работников предприятия в данном случае правового значения иметь не могут. Гражданское законодательство предусматривает особый порядок передачи государственного и муниципального имущества в частную собственность – приватизацию, которая возможна исключительно по решению собственника.

В целом реорганизация – это в чистом виде гражданская процедура. Поэтому, соблюдая принципы отраслевого построения нашего законодательства, надо отметить недопустимость смешения норм гражданского и трудового права.

Работники не только не вправе принимать подобные решения на своих собраниях, они не могут и оспаривать состоявшуюся реорганизацию*(165).

Преобразование унитарного предприятия в иные организационно-правовые формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации*(166).

Оно предусматривает, что если уставный капитал унитарного предприятия составляет величину большую, чем минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, то приватизация возможна только в форме преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Учитывая, что минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества равен 1 тыс. МРОТ, а унитарного предприятия – 5 тыс. МРОТ, можно сделать вывод, что преобразование в иные формы юридических лиц для унитарных предприятий невозможно.

В этой связи государственное предприятие не могло преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, поскольку действующее законодательство такой процедуры не допускает.

Следовательно, контрагенту, получившему уведомление, описанное в вопросе, прежде чем задумываться над процедурой изменения текста договора и (или) заключения дополнительного соглашения к нему, для начала необходимо выяснить, что же в действительности произошло с государственным предприятием. Ведь преобразование такого предприятия в ООО невозможно.

Кроме того, даже если бы подобная процедура реорганизации допускалась нашим законодательством, она прошла с нарушением установленного порядка уведомления кредиторов*(167).

Если немного отвлечься от ситуации, описанной в вопросе, нужно проанализировать проблему реорганизованных контрагентов в целом. В процессе реорганизации одни компании прекращают свое существование, а другие, напротив, начинают новую деятельность как их правопреемники.

Допустим, если проходит реорганизация в форме разделения, то разделившееся юридическое лицо (правопредшественник) исключается из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), а его обязательства переходят к вновь появившимся компаниям (правопреемникам).

Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование). Если эти документы не позволяют определить правопреемство, то вновь возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.

Не могут служить доказательством правопреемства свидетельства регистрирующих органов о включении либо исключении организации из ЕГРЮЛ в результате состоявшейся реорганизации, а также бухгалтерские балансы организаций-правопреемников.

Допустим, компания А имеет длящиеся договорные отношения с компанией Б. Общее собрание участников компании А принимает решение о ее разделении на две компании: А-1 и А- 2. Договорные обязательства перед компанией Б согласно разделительному балансу должны перейти к правопреемнику А-1.

Нужно ли и если да, то каким образом внести изменения в договор, ранее заключенный с компанией А? Представляется, что договорные изменения являются здесь просто излишними. Сторонами договора являются компании А и Б, следовательно, поменять условия этого договора могут только его стороны.

Подписать дополнительное соглашение к договору они не могут, потому что на момент проведения реорганизации есть компания А, но еще не зарегистрирован правопреемник – компания А-1, которую и нужно включить в договор в качестве его новой стороны.

Но к тому времени, когда будет зарегистрирована компания А-1, прекратит существование компания А (правопредшественник), т.е. дополнительное соглашение оформить она не сможет. Допустимо ли оформить дополнительное соглашение между компаниями Б и А-1? Думается, что нет.

Ведь компания А-1 просто заменяет в процессе правопреемства реорганизованную компанию А и принимает на себя все ее обязательства по конкретному договору. Каких-либо изменений в договорном обязательстве эта замена не предполагает.

Поэтому, на мой взгляд, компании Б достаточно получить копии документов, подтверждающих состоявшуюся реорганизацию и произошедшее правопреемство. Дополнительное соглашение к договору подписывать не нужно, т.к.

нет ни надлежащего лица, с которым можно его подписать, ни конкретных изменений в договорных условиях, которые следовало бы дополнительно оформить.

Кроме того, возвращаясь к заданному вопросу, нужно отметить, что расторгать прежний договор нет необходимости, кроме случая, когда контрагент, узнавший о начале процедуры реорганизации, решает воспользоваться своим правом досрочного расторжения договора (ст. 60 ГК РФ).

Источник: https://jurisprudence.club/pravo-predprinimatelskoe/dogovor-postavki-byil-zaklyuchen-66629.html

Сменить наименование юрлица: пошаговый алгоритм

Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

В ходе осуществления коммерческой деятельности может возникнуть потребность изменить наименование юрлица. Независимо от причин, тому послуживших, механизм смены наименования один. Рассмотрим, какие этапы он включает и какие изменения в документации влечет.

Структура наименования юрлица

Каждое юрлицо имеет свое наименование, которое позволяет идентифицировать его среди множества других субъектов хозяйствования. Наименование состоит из нескольких элементов, причем их содержание строго регламентировано и должно соответствовать ряду требований, в том числе:

1) содержать указание:

— на организационно-правовую форму, например унитарное предприятие, закрытое акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью и др. ;

— форму собственности унитарного предприятия, например частное .

Обратите внимание!
Исключением является унитарное предприятие, имущество которого находится в частной собственности юрлица, — в его наименовании форма собственности не указывается ;

— характер деятельности унитарных предприятий, например торгово-производственное ;

2) иметь специальное наименование .

Это именно та уникальная часть наименования юрлица, позволяющая индивидуализировать его. Специальное наименование указывается после организационно-правовой формы (формы собственности и характера деятельности унитарного предприятия) и берется в кавычки.

Пример

Форма собственностиХарактер деятельностиОрганизационно-правовая формаСпециальное наименование
ЧастноеТоргово-производственноеУнитарноепредприятие«Инфосноу»

3) наименование должно быть на русском и белорусском языках .

Если наименование юрлица сложное и многословное, то допускается его сокращенное наименование. В сокращенном варианте наименования используется аббревиатура организационно-правовой формы юрлица .

Справочная информация
См. образцы организационно-правовых форм (на русском и белорусском языках).

4) если в наименовании юрлица предполагается использовать, например, фамилию или псевдоним известного лица, то это возможно только с согласия данного лица или его наследников.

Исключение: если такие фамилии или псевдонимы совпадают с именем учредителей .

Когда речь идет о смене наименования, подразумевают изменение той его части, которая указывается в кавычках, — специального наименования. При этом другие составляющие наименования остаются неизменными.

Этап 1. Принятие решения о смене наименования

В зависимости от организационно-правовой формы юрлица решение может быть принято в виде:

— протокола очередного или внеочередного общего собрания участников хозобщества ;

— приказа (распоряжения) руководителя либо решения собственника имущества унитарного предприятия .

Поскольку в законодательстве четко не определено, в чьей компетенции находится смена наименования унитарного предприятия, полагаем, в уставе возможно установить, что решение принимает:

1) руководитель юрлица единолично в рамках предоставленных ему полномочий;

2) руководитель по согласованию с собственником имущества;

3) собственник имущества;

— решения иного уполномоченного учредительным документом органа.

Этап 2. Согласование наименования юрлица

Представленное на согласование наименование не должно совпадать или быть настолько похожим, что может привести к смешению с :

— наименованием уже существующих юрлиц;

— согласованным (зарезервированным) наименованием создаваемых юрлиц.

Поэтому перед процедурой согласования нового наименования рекомендуется проверить его на «уникальность». Сделать это можно посредством базы данных наименований юрлиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся в ЕГР.

За согласованием наименования юрлица может обратиться руководитель либо уполномоченный на то учредительными документами или доверенностью представитель .

Сделать это можно несколькими способами:

1) лично;

2) почтовым отправлением;

3) посредством веб-портала.

При этом в регистрирующий орган необходимо представить :

— заявление.

— копию документа, подтверждающего полномочия обратившегося, например, для руководителя это могут быть трудовой договор, решение собственника имущества о назначении руководителя, протокол общего собрания участников о его избрании, а для представителя — доверенность;

— при личном обращении — паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— разрешение на использование фамилий, псевдонимов известных лиц или использование наименований (в случае, когда они используются в наименовании и не совпадают с именами собственников).

На заметку
Если заявитель использует электронный способ согласования наименования, то следует заполнить установленную форму заявления (см. подробнее). Остальные необходимые документы прикрепляются к нему в отсканированном виде в формате .pdf.

По итогу рассмотрения представленных документов регистрирующий орган выдает справку о согласовании или об отказе в согласовании наименования юрлица в следующие сроки :

— два рабочих дня, если заявление было направлено по почте;

— в день обращения, если заявитель обратился лично;

— не позднее следующего рабочего дня с даты направления заявления, если документы были представлены в электронном виде. При электронном согласовании наименования справка о согласовании (об отказе в согласовании) наименования юрлица направляется на электронный адрес заявителя с использованием ЭЦП сотрудника регистрирующего органа.

Справочная информация
В г. Минске регистрирующим органом является Управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Минского горисполкома (см. подробнее).

Этап 3. Внесение изменений в устав и иные документы

3.1. Внесение изменений в устав

После согласования нового наименования необходимо внести изменения в устав юрлица и передать в регистрирующий орган для госрегистрации. Сделать это нужно не позднее двух месяцев со дня получения справки о согласовании наименования от регистрирующего органа .

Обратите внимание!
Срок действия справки о согласовании наименования юрлица — один месяц. Именно на этот период наименование считается зарезервированным. По прошествии этого периода зарезервированное наименование снова придется согласовывать. Поэтому рекомендуем подать устав в регистрирующий орган для внесения изменений в течение срока действия справки .

Для госрегистрации изменений в устав в регистрирующий орган подаются :

1) заявление о госрегистрации.

2) изменения к уставу, которые должны быть:

— оформлены в виде приложений;

— представлены в двух экземплярах — при этом нотариальное заверение не требуется;

— с приложением их электронной копии (в формате .doc или .rtf);

3) оригинал свидетельства о госрегистрации юрлица.

На заметку
На следующий день после госрегистрации изменения наименования выдается новое свидетельство о госрегистрации юрлица ;

4) оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины. Размер госпошлины за госрегистрацию вносимых в устав изменений составляет две базовые величины .

На заметку
За несвоевременное внесение изменений в учредительные документы предусмотрена административная ответственность — штраф в размере до 50 базовых величин .

3.2. Внесение изменений в иные документы

Смена наименования требует внесения изменений и в другие документы, связанные с деятельностью юрлица. Среди них могут быть:

1) лицензия — в течение одного месяца со дня госрегистрации изменений в уставе . Для этого в лицензирующий орган необходимо представить:

— заявление;

— копию свидетельства о госрегистрации;

— копию изменений, внесенных в устав;

— документ об уплате госпошлины.

На заметку
После внесения изменений лицензия будет выдана на новом бланке. До этого времени юрлицо вправе осуществлять деятельность на основании ранее выданной, если срок ее действия не истек ;

2) сертификат(ы) на производство продукции (выполнение работ или оказание услуг) — в течение 30 дней со дня внесения изменений .

Для получения нового бланка сертификата необходимо представить в БелТПП:

— заявление с обоснованием причин для выдачи сертификата, оформленного на новом бланке;

— копии документов, подтверждающих необходимость выдачи сертификата, оформленного на новом бланке, с предъявлением их оригиналов;

— документ, подтверждающий оплату услуг по выдаче сертификата;

3) свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) — по просьбе юрлица .

Если в товарном знаке (торговой марке) юрлица использовано прежнее его наименование, то после смены наименования юрлицо может продолжать использование данного товарного знака до истечения срока его регистрации. По желанию юрлица может быть подана заявка на продление этого срока.

Для продления срока действия регистрации на последующие 10 лет заявка должна быть подана в последний год срока действия регистрации товарного знака ;

4) разрешение на проведение валютных операций — в течение одного месяца с даты изменений ;

5) документы единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним ;

6) для внесения изменений в иные разрешительные документы необходимо обратиться в соответствующие госорганы и организации.

Этап 4. Уведомление госорганов и организаций

После смены наименования юрлицу в зависимости от конкретных обстоятельств необходимо уведомить об этом, в частности:

— налоговые органы — в течение пяти рабочих дней со дня регистрации изменений .

В течение этого же срока (пять рабочих дней со дня регистрации изменений) необходимо представить в налоговый орган акт инвентаризации неиспользованных бланков документов с определенной степенью защиты с указанием типов, кодов, серий, номеров бланков и их количества;

— орган ФСЗН — в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о смене наименования ;

— Белгосстрах — в течение одного месяца ;

— банк, с которым у юрлица заключен договор банковского обслуживания, — незамедлительно .

В указанный период юрлицо должно оформить новую карточку с образцами подписей и оттиска печати , иначе в исполнении документов по проведению расчетов будет отказано.

— Департамент по ценным бумагам Минфина — для внесения изменений в Государственный реестр ценных бумаг . Данная процедура обязательна для юрлиц-эмитентов.

— Национальный центр интеллектуальной собственности . Например, если юрлицо является обладателем товарного знака (знака обслуживания) и использует его в своей деятельности, то сведения подаются для внесения изменений в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания;

— иные органы и организации, а также контрагентов.

Полагаем, что уведомление контрагентов является важной составляющей осуществления хозяйственной деятельности, т.к.

несвоевременное уведомление их о смене наименования может повлиять, например, на правильность и полноту расчетов в рамках исполнения договорных обязательств.

Чтобы избежать подобных ситуаций и поддержать статус благонадежного партнера, рекомендуем сообщить контрагентам об изменении наименования с помощью:

— использования факсимильной связи;

— направления почтовой корреспонденции (писем-уведомлений);

— иных доступных способов.

Уведомления могут быть направлены в свободной письменной форме. При необходимости — с приложением копии изменений, внесенных в устав.

На заметку
Несмотря на обязанность юрлиц уведомить соответствующие органы и организации о смене наименования, на практике регистрирующие органы самостоятельно направляют уведомления об этом:
— в налоговый орган;
— орган статистики;
— ФСЗН;
— Белгосстрах.

Источник: https://ilex.by/kak-smenit-naimenovanie-yurlitsa-poshagovyj-algoritm/

Приведение наименования ЗАО, ОАО в соответствии с ГК РФ – ARBITRAGE – юридическое бюро

Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

Изменения в Гражданский кодекс внес Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ. Поправки коснулись организационно-правовых форм юридических лиц.

Все юридические лица разделили на две группы: корпоративные и унитарные. К корпоративным отнесены организации, имеющие участников (например, ООО, АО). Смысл такого разделения состоит в том, чтобы можно было устанавливать какие-либо общие правила сразу для всех видов юридических лиц, входящих в группу, а не для каждого по отдельности.

Упразднены такие формы, как ЗАО, ОАО и общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо ЗАО и ОАО появились АО, которые теперь подразделяются на публичные (размещающие акции путем открытой подписки) и непубличные.

Согласно п.5. ст. 3 Закона №99-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

То есть, с 01.09.2014г. ЗАО и ОАО зарегистрировать нельзя, фирменные наименования акционерных обществ теперь будут указываться в ЕГРЮЛ и учредительных документах следующим образом:

  • Согласно п.2. ст. 96 ГК РФ фирменное наименование акционерного общества должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.
  • Согласно п.1. ст. 97. ГК РФ публичное акционерное общество (пункт 1 статьи 66.3) обязано представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным.

Так же есть разъяснения регистрирующего органа, как правильно привести наименование ЗАО или ОАО к действующим нормам права: письмо ФНС РФ от 4 сентября 2014 года № СА-4-14/17740@: …по мнению ФНС России, полное фирменное наименование публичного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «публичное акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «публичное акционерное общество» или «ПАО». Фирменное наименование непубличного акционерного общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова «акционерное общество», сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «акционерное общество» или «АО».

Обратить внимание стоит и на п.11. ст.

3 ФЗ №99-ФЗ, который гласит, что созданные до вступления ФЗ №99-ФЗ акционерные общества и отвечающие признакам публичных акционерных обществ-общества, которые вправе осуществлять публичное размещение акций (бывшие ОАО), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным. То есть, все ОАО, фирменные наименования которых не будут приведены в соответствии с ФЗ№99-ФЗ будут признаваться публичными, вне зависимости от отсутствия указания об этом в ЕГРЮЛ или уставе.

Закон предусматривает, что учредительные документы компаний, а так же наименования, созданных до дня вступления в силу поправок, подлежат приведению в соответствие с нормами гл. 4 Гражданского кодекса РФ (в ред. Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов.

Но в Закон об АО аналогичные поправки еще не внесены, поэтому до момента изменения устава можно руководствоваться нормами ФЗ «Об акционерных обществах в его действующей редакции». Таким образом, законодатель обязал все акционерные общества привести свои фирменные наименования и положения уставов в соответствии с изменениями в ГК РФ.

И это не является реорганизацией. Так как смена наименования происходит в рамках одной организационно-правовой формы, вообщем, как и было ранее при смене наименования ЗАО в ОАО и наоборот. Так, в соответствии с п. 1 ст.

57 Гражданского кодекса РФ реорганизация юридического лица может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. На основании п. 2 ст. 104 ГК РФ акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Таким образом, реорганизация в форме преобразования – это изменение организационно-правовой формы организации, то есть статуса юридического лица. Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа (например, ЗАО в ОАО) не является реорганизацией, поскольку организационно-правовая форма организации не меняется.

В связи с этим, Пленум ВАС РФ выпустил разъяснения в п. 23 Постановления от 18.11.2003 N 19 “О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах”: «23.

В соответствии с пунктом 1 статьи 68 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственное общество одного вида может быть преобразовано в хозяйственное общество другого вида, при этом не исключается возможность преобразования обществ, относящихся к одной организационно-правовой форме юридического лица (акционерных обществ): закрытых в открытые и открытых в закрытые. При рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, – в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они али против преобразования или не участвовали в ании по данному вопросу (статья 75 Закона).

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке. Для подобного рода преобразований законодательством установлены ограничения, в частности следующие:

а) численность акционеров созданного в результате преобразования открытого общества в закрытое не должна превышать 50 (пункт 3 статьи 7 Закона);

б) создание определенных групп акционерных обществ возможно исключительно в виде открытых (пункт 1 статьи 2 Федерального закона “Об инвестиционных фондах” – в отношении акционерных инвестиционных фондов) либо закрытых (пункт 2 статьи 1 Федерального закона “Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)”;

в) размер уставного капитала закрытого акционерного общества, участники которого намерены преобразовать его в открытое, не должен быть ниже минимального уровня, установленного статьей 26 Закона для открытых акционерных обществ.»

Порядок смены наименования акционерного общества
Инициирование процедуры изменений. На данном этапе принимается решение Советом директоров о созыве внеочередного ОСА по вопросу о приведении наименования и устава в соответствии с требованиями закона.
Подготовка списка лиц к ОСА. Указанный список составляется не ранее 10 дней с даты принятия решения Советом директоров о созыве ОСА10 дней + 3 дня на подготовку списка регистратором
Уведомление акционеров о созыве ОСАЗа 20 дней до собрания заказным письмом
Проведение ОСАЧерез 30 дней от даты заседания членов СД.
В случае, если акционер единственный все предшествующие этапы не проводятся, он принимает решение самостоятельно и оформляет его письменно.
Государственная регистрация изменений5 рабочих дней
Изменения в банковскую карточкуПосле получения листа записи о внесении в ЕГРЮЛ изменений необходимо внести изменения в карточку с образцами подписей для движений по расчетному счету
Изменений в трудовые книжки сотрудниковСмена наименования общества отражается записью в трудовые книжки сотрудников
Уведомление кредиторовЖелательно уведомить контрагентов с целью предупреждения поступления денег на невыясненный счет (неправильные реквизиты счета в части наименования).ПФР, ФСС и ФОМС не уведомляется, так как они получают информацию из ИФНС.
Уведомление регистратораПосле получения листа записи о внесении в ЕГРЮЛ изменений необходимо передать нотариально заверенную копию устава (либо заверенную ИФНС) и анкету эмитента регистратору, ведущему реестр акционеров.
Уведомление отделения банкаПосле получения листа записи о внесении в ЕГРЮЛ изменений в течение 30 ти дней необходимо передать уведомление о смене наименования в отделение банка по Ростову-на дону с приложением копии устава, заверенной эмитентом.

юридическое бюро “ARBITRAGE”
корпоративное право
регистрация выпусков акций
тел.: +7 863 260-17-23
email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://f-arbitrage.ru/yuridicheskie-uslugi/obraztsy-dokumentov/privedenie-naimenovaniya-zao-oao-v-sootvetstvii-s-gk-rf.html

Отдельные вопросы при преобразовании ЗАО в ООО

Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

04.12.2014

Специально для сайта www.4dk-audit.ru

Сегодня является актуальным вопрос о реорганизации юридического лица в форме преобразования, когда меняется организационно-правовая форма с закрытого акционерного общества (далее – «ЗАО») на общество с ограниченной ответственностью (далее – «ООО»).

Рассмотрим несколько часто встречающихся вопросов.

Достаточно ли уведомить своих контрагентов о реорганизации или необходимо заключать дополнительные соглашения к действующим договорам?

Согласно ч. 5 ст.

58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

В соответствии с  п. 9 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юридическое лицо.

Законом не предусмотрен обязательный порядок перезаключения договоров или составления дополнительных соглашений в случае реорганизации ЮЛ в форме преобразования.

Таким образом, будет достаточно официально уведомить контрагентов в письменном виде заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочно с подписью контактного лица контрагента, в котором необходимо сообщить, что в связи с реорганизацией в форме преобразования сменилось наименование и реквизиты, а также представить новое наименование и реквизиты. В тоже время, если будут подписаны дополнительные соглашения к действующим договорам, в которых будет указана смена наименования и реквизитов, нарушений закона также не будет.

Один из руководителей ЗАО действовал до реорганизации на основании доверенности, достаточно ли будет приказа Генерального директора ООО, для работы такого руководителя?

Согласно ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать только физическое лицо, за исключением случая, предусмотренного статьей 42 Закона об ООО.

Единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Федеральным законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Следовательно, без доверенности от имени юридического лица может действовать только единоличный исполнительный орган (в нашем случае – Генеральный директор), приказа Генерального директора будет недостаточно для работы Исполнительного директора.

Данную позицию также подтверждает налоговый орган в Письме ФНС России от 31.01.

2014 N СА-4-14/1645@ «О направлении правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в котором на вопрос: «Допустимо ли внесение в ЕГРЮЛ нескольких лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица в обществе с ограниченной ответственностью?», налоговый орган ответил: «Недопустимо.

Правом действовать без доверенности от имени общества с ограниченной ответственностью наделен только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор, президент и другие)»,  на основании положения п.1 и пп. 1 п.3 ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В соответствии с ч.1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Порядок образования и компетенция органов юридического лица определяются законом и учредительным документом.

Учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица, предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕРГЮЛ).

Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Такую же обязанность несут члены коллегиальных органов юридического лица (ч.3 ст. 53 ГК РФ).

В специальные федеральные законы (Закон об ООО, Закон об АО и др.) поправки еще не внесены.

Однако это не мешает уже сейчас на основании норм ГК РФ предусмотреть в уставе ООО или акционерного общества положение о нескольких директорах и внести изменения в ЕГРЮЛ.

Необходимо понимать, что до приведения вышеуказанных законов в соответствие с новой редакцией ГК РФ они применяются в части, не противоречащей ГК РФ (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ).

Материал, представленный в настоящей статье, предоставлен исключительно для информационных целей и может оказаться не применимым в конкретной ситуации, и не должен воприниматься как гарантия будущих результатов.

За решением конкретных вопросов рекомендуем обращаться к специалистам нашей компании.
Обращаем внимание на необходимость учитывать изменения в законодательстве, произошедших после даты подготовки материала.

Все публикации

Источник: http://www.4dk-audit.ru/publications/otdelnye-voprosy-pri-preobrazovanii-zao-v-ooo/

Преобразовать ЗАО в ООО

Уведомление от контрагента при изменении организационно правовой формы

Не так давно в законодательстве произошли некоторые изменения, в связи с чем изменилась процедура преобразования ЗАО в ООО. После Пленума Верховного суда РФ стало возможным реорганизовать ЗАО в ООО в течении 3,5 месяцев, а сам процесс проходит в два основных этапа. Итак, рассмотрим более детально алгоритм перехода ЗАО в ООО.

Услуга Стоимость
Перерегистрация ЗАО в ОООот 10 000 

*Дополнительно оплачивается государственная пошлина в размере 800 .

Решение о преобразовании с уведомлением госрегистратора

Акционеры ЗАО на общем собрании принимают коллегиальное решение о смене организационно-правовой формы – из ЗАО в ООО. Решение должно быть оформлено в виде письменного документа (протокола) и заверено держателем реестра акционеров. Далее необходимо проинформировать регистрирующие органы о предстоящем преобразовании общества.

Госрегистратору предоставляется пакет документов:

  • Протокол о преобразовании;
  • Нотариально удостоверенное заявление формы Р12003.

Заявителем выступает руководитель ЗАО. Для удостоверения заявления руководитель должен будет предъявить нотариусу:

  • Паспорт;
  • Протокол о преобразовании ЗАО;
  • Свидетельство о регистрации;
  • Выписка ЕГРЮЛ;
  • Устав;
  • Приказ (распоряжение) о назначении руководителя.

Данные документы понадобятся только нотариусу при заверении заявления. Для проведения перерегистрации юридического лица они не нужны.

По истечению трех рабочих дней регистратор выдает письмо о начале реорганизации общества (данная норма действует с 29.12.2015г.).

Что делать, если не был передан реестр реестродержателю?

Во – первых, можно передать реестр. Во – вторых, оформить протокол сентябрем 2014г.

Однако, во втором случае регистрирующий орган может оштрафовать юридическое лицо в связи с просрочкой уведомления. Сумма штрафа составляет 5000 рублей в соответствии с п.3 ст. 14.

25 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Тем не менее, штрафы за несвоевременное уведомление накладываются довольно редко.

Что делать, если акции ЗАО не регистрировались?

Чтобы успешно осуществить реорганизацию ЗАО, необходимо составить протокол датой от сентября 2014г. и заверить нотариусом. Многие нотариусы не хотят удостоверять такой документ, но все же это возможно осуществить.

Что делать, если уставной капитал составляет менее 8400 рублей?

В такой ситуации доля уставного капитала будет включать нераспределенную прибыль ЗАО.

ЗАО считается закрытым, когда сведения о его ликвидации появятся в

Процедура регистрации ООО

Реорганизация ЗАО в ООО по своей сути представляет собой правопреемство – переход прав и обязанностей одного юридического лица к другому. Преемника можно будет зарегистрировать уже спустя три месяца после того, как в Госреестре появились сведения о начале преобразования.

Госрегистратору необходимо подать:

  • Нотариально заявление (форма Р12001);
  • Устав в 2-х экземплярах;
  • Квитанция об уплате госпошлины за проведение регистрационных действий;
  • Справка из Пенсионного Фонда о персонификации;
  • Гарантийное письмо с подтверждением юридического адреса;
  • Документ, подтверждающий переход на упрощенную систему налогообложения.

При реорганизации ЗАО в ООО составлять акт приема-передачи нет необходимости.

5 рабочих дней отводится на то, чтобы регистратор провел регистрационные действия (согласно п. 4 ст. 15 Федерального закона «О госрегистрации»).

На этом этапе заявителем также будет руководитель общества.

Если же произошли кадровые изменения и появился другой руководитель вновь созданного юридического лица, то заявителем все равно будет выступать предыдущий руководитель.

Но если необходимо, чтобы на момент создания и регистрации ООО заявление подписывало другое лицо, то проще назначить нового руководителя в ЗАО, а затем уже регистрировать ООО.

Возможность использования типового устава предусмотрена законом. В реальности же установленные формы заявлений на регистрацию не разработаны под типовые уставы.  В дальнейшем планируется, что новые формы заявлений будут разрешать типовые уставы при регистрации юридического лица.

Предъявлять Справку Пенсионного фонда не обязательно, но это лишь тогда, когда сохранена вся отчетность.

Кроме того, при подаче отчетов в ПФ за последний квартал, который еще не закончился, нужно брать во внимание то, что отчеты подаются до регистрации правопреемника юридического лица. Для примера: если планируется зарегистрировать ООО в январе 2017г.

, то отчет формируется и за 4 квартал 2016г., и за 1 квартал 2017г. В случае, если этого не было сделано, в регистрации может быть отказано.

Уведомление о переходе на упрощенную систему подается либо вместе с пакетом документов для регистрации ООО, либо не позднее 30 дней с момента регистрации. Формы уведомления в обоих случаях – разные.

При реорганизации юридического лица можно внести следующие изменения:

  • Название;
  • Юридический адрес;
  • Генерального директора и т.д.

Процедура внесения вышеуказанных изменений заключается в проведении общего собрания и принятии протокола о внесении изменений в уставные документы. В протоколе указываются новые сведения.

Документ подписывается учредителями общества. В заявлении по форме Р12001 на регистрацию вписываются измененные данные.

Стоит сказать, что закон не ограничивает учредителей во внесении дополнительный сведений, установлении критериев при создании ООО.

Последней стадией будет обращение к госрегистратору, который вносит в ЕГРЮЛ информацию о создании нового субъекта хозяйствования – ООО.

Далее для юридического лица остается завершить небольшие организационные нюансы: зарегистрировать юридическое лицо в органах статистки, поменять печать, переоформить банковские счета, оформить приказы и другие внутренние документы предприятия.

Кроме этого, стоит письменно уведомить контрагентов о преобразовании в ООО, перезаключить с ними договора, внести изменения в трудовые книжки работников.

Немаловажно на протяжении 30 дней погасить акции ЗАО, если они были зарегистрированы. Оформить погашение акций нужно в Центральном Банке. После этого процедура преобразования ЗАО в ООО считается оконченной.

Таким образом, если действовать, соблюдая все законодательные нормы, изменение организационно-правовой формы юридического лица (из ЗАО в ООО) не вызовет особых сложностей.

Скорость без ущерба качеству!

Наши документы составляются юристами в кратчайшие сроки и с максимальной проработкой, что впоследствии позволяет Вам избежать сложностей. Мы не готовим документы на «коленке за 15 минут».

Прозрачность и доступность

Наши цены окончательные и доступные, без скрытых доплат и мелкого шрифта. Вы получаете гарантию на наши услуги и в случае отказа по нашей вине компенсацию всех расходов, включая нотариальные. Отсутствие очередей у нотариуса, наши клиенты обслуживаются первыми! (нотариус находится рядом с нами). Огромная практика гарантирует Вам максимальное качество в решении любых вопросов и задач.

Открытие компании от 3-х рабочих дней.

Строгое соблюдение закона. Гарантия отсутствия отказов. Оставьте заявку прямо сейчас!

Источник: https://greenmsk.ru/uslugi/vnesenie-izmenenii-ooo/preobrazovanie-zao-v-ooo

Абсолютное право
Добавить комментарий