Зачастую после ДТП сотрудникам ГИБДД не удается четко определить обстоятельства аварии без специальных исследований. Особенно часто с такими трудностями сталкиваются участники дорожно-транспортного происшествия с жертвами.
Именно благодаря проведению судебных экспертиз судье и сотрудникам ГИБДД удается определить, кто именно выступал виновником и пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии.
Содержание
- 0.1 Зачем обращаться в суд после ДТП
- 0.2 Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии
- 0.3 Виды судебных экспертиз
- 0.4 Автотехническая экспертиза
- 0.5 Оценочная экспертиза
- 0.6 Трасологическая экспертиза
- 0.7 Судебно-медицинская экспертиза
- 0.8 Кто назначает экспертизу
- 0.9 Кто может быть экспертом
- 0.10 Независимые эксперты
- 0.11 Порядок назначения экспертизы
- 0.12 Документы для проведения экспертизы
- 0.13 Виды исследований
- 1 Считаю, что неправильно проведена независимая техническая экспертиза после ДТП. Как избежать судебной экспертизы?
- 2 Экспертиза ДТП
- 3 О независимой экспертизе транспортного средства
- 4 Экспертиза обстоятельств ДТП
Зачем обращаться в суд после ДТП
В соответствии с правилами страхования, судебная автотехническая экспертиза и оценочная экспертиза после ДТП обязательно должны проводиться в каждом страховом случае.
В первую очередь за проведением такой экспертизы обращаются страховые фирмы, чтобы оценить причиненный транспортному средству и пострадавшим ущерб. Проведение такого исследования необходимо для того, чтобы определить точную сумму страхового возмещения, выплачиваемого потерпевшему.
После проведения первой судебной экспертизы, водитель имеет право обратиться за проведением повторной независимой экспертизы. Чаще всего такое обращение поступает в том случае, если автомобилист не доволен результатами первого исследования пострадавшего транспортного средства.
Если виновником аварии стал водитель, у которого нет страхового полиса ОСАГО, то обращение в суд – единственная возможность для пострадавшего автолюбителя получить возмещение за причиненный его транспортному средству и здоровью ущерб.
В особо сложных случаях участники аварии обращаются за многоступенчатой экспертной оценкой. Чаще всего проведение такой экспертизы необходимо в тех случаях, когда жизни и здоровью участников ДТП был причинен серьезный ущерб, а так же если в результате столкновения сильно пострадало имущество.
Зачем нужна экспертиза автомобиля после аварии
В соответствии с требованиями российского законодательства об обязательно страховании автогражданской ответственности, возмещение после наступления страхового случая может быть выплачено только после предоставления страховщику определенного пакета документов.
Оформлением документов по факту дорожно-транспортного происшествия могут заниматься как сотрудники дорожной инспекции, так и сами участники ДТП, путем заполнения европротокол.
Основное предназначение судебной экспертизы – определение точной стоимости восстановительного ремонта транспортного средства. Помимо этого специалисты, которые осуществляют экспертизу, должны установить наличие повреждений транспортного средства, определить их взаимосвязь с произошедшим ДТП.
От суммы причиненного ущерба, которая была определена экспертами во время проведения исследования, напрямую зависит размер страхового возмещения.
Виды судебных экспертиз
Судебная оценка, проводимая экспертами по результатам ДТП, включает в себя сразу несколько направления исследований. Причем каждое из них акцентируется на отдельных аспектах дорожно-транспортного происшествия.
По результатам проведения всех видов анализов специалистам удается определить все обстоятельства аварии.
Автотехническая экспертиза
Проведение автотехнической экспертизы необходимо для того, чтобы выявить все недостатки, имеющиеся на транспортном средстве, определить точные обстоятельства, при которых они могли возникнуть.
К частым причинам появления недостатков на автомобиле можно отнести:
- Дорожно-транспортное происшествие.
- Эксплуатация автомобиля.
- Некачественный ремонт транспорта.
- Производственный брак.
Помимо этого проведение такой экспертизы необходимо для того, чтобы определить, могли ли данные повреждения стать причиной дорожно-транспортного происшествия. В результате такого исследования сотрудникам ГИБДД удается определить круг виновных в аварии лиц.
Оценочная экспертиза
Проведение оценочной экспертизы после дорожно-транспортного происшествия необходимо для получения точного представления о размерах причиненного транспортному средству вреда.
Кроме того проведение такого исследования требуется для того, чтобы соотнести полученные в результате столкновения повреждений с актуальной стоимостью проведения ремонтно-восстановительных работ.
Во время проведения экспертизы специалистами учитывается естественный износ автомобиля, утрата его товарной стоимости.
К сожалению, в большем количестве случаев проведение такого исследования инициируется страховыми компаниями.
Соответственно, после получения заключения от эксперта, страховщик значительно снижает размер положенного материального возмещения.
Именно по этой причине страхователи часто обращаются за проведением повторной независимой экспертизы, так как их не устраивает выплаченная сумма по страховке.
Трасологическая экспертиза
Проведение трасологической экспертизы после ДТП необходимо для исследования следов аварии, которые возникли на месте дорожно-транспортного происшествия. К таким повреждениям можно отнести:
- Следы на дорожном покрытии, оставленные автомобилем в результате столкновения.
- Остатки кузовной краски на ограждения.
- Остатки кузовной краски с одного транспортного средства на другом.
Проведение такой экспертизы дает заинтересованным лицам возможность определить, как именно вели себя автомобилисты на дороги, совершали ли они движение в момент дорожно-транспортного происшествия, были ли попытки выполнить маневр или снизить скорость.
Судебно-медицинская экспертиза
Проведение судебно-медицинской экспертизы после ДТП необходимо для оценки состояния пострадавших после дорожно-транспортного происшествия.
В отличие от других видов исследования, проведение которых назначается непосредственно сразу после столкновения, судебно-медицинская экспертиза может быть проведена только по окончании лечения пострадавшего или после его смерти.
Такая отсрочка проведения исследования необходима для того, чтобы у судьи и заинтересованных лиц появилась возможность учесть медицинское заключение, получить представление о физиологическом состоянии пострадавшего изначально и после всех предпринятых врачами медицинских мер.
Кто назначает экспертизу
В соответствии с нормами российского законодательства, назначить проведение судебной экспертизы после ДТП может ограниченное количество лиц:
- Участники аварии.
- Представители страховщика.
- Следственные органы.
- Суд.
Так как количество экспертиз законом не ограничено, каждый участник дела имеет право обратиться за проведением повторного исследования. Все полученные результаты должны быть приняты всеми сторонами конфликта и третьими лицами, принимающими участие в разбирательстве.
Участники ДТП самостоятельно оплачивают стоимость экспертизы.
Если же назначает исследование суд, то обязанность оплаты будет ложиться на плечи истца или ответчика, в зависимости от того, кто проиграет дело.
Если по результатам ДТП открыто уголовное дело, то экспертизу назначает следователь/дознаватель, а ее стоимость компенсируется государственным бюджетом.
Кто может быть экспертом
В Российской Федерации существуют специальные государственные экспертные учреждения, специалисты которых сотрудничают с судебными инстанциями и следственными органами.
Независимые эксперты
В поисках лицензированного экспертного учреждения можно натолкнуться на множество негосударственных организаций, которые занимаются экспертным анализом транспортных средств и пострадавших после дорожно-транспортных происшествий. Однако несмотря на то, что они представленные в огромных количествах, стоит помнить о том, что не все сотрудники таких компаний могут продемонстрировать высокий уровень профессионализма.
Помимо этого не каждый такой эксперт может похвастаться своей объективной оценкой случившегося.
Именно поэтому автомобилистам, желающим получить экспертную оценку, стоит внимательнее отнестись к выбору специалиста, который сможет провести исследование.
Порядок назначения экспертизы
В рамках действия федерального закона №40 определен порядок, по которому должна проводиться независимая экспертиза после дорожно-транспортного происшествия при наличии споров между страховщиком и страхователем.
К примеру, если у страхователя есть в планах получение от страховщика выплат, необходимых для ремонта транспортного средства, прежде всего ему нужно направить извещение об аварии в офис страховой компании.
По требованию страховщика автомобилист также должен в течение 5 дней предоставить на осмотр свой автомобиль.
Исчисление данного срока начинается с момента передачи всех документов о ДТП и заявления о страховой выплате.
Если между сторонами договора возникли разногласия относительно количества повреждений, характеру или обстоятельствам, при которых они были получены, страховая компания обязательно должна назначить проведение экспертизы.
Данный порядок обязательно должен быть соблюден. Исключение возможно только в том случае, если страховщик категорически отказывается проводить экспертизу. В такой ситуации страхователь имеет право организовать проведение такой экспертизы самостоятельно.
Документы для проведения экспертизы
В соответствии с требованиями российского законодательства, для проведения судебной экспертизы после ДТП собственник транспортного средства должен представить не только сам автомобиль и его оставшиеся части, но и определенный пакет документов, куда входят:
- Регистрационные документы на транспортное средство.
- Справку о дорожно-транспортном происшествии.
- Документы об аварии, которые были направлены страховой компании.
- Если заказчиком экспертизы выступает страховщик, то необходимо предоставление соответствующего направления.
- Прочие документы, связанные с происшествием.
Предоставление такой услуги производится по гражданско-правовому договору, сторонами выступают эксперт и страхователь/страховщик.
Заказчик должен оплатить все расходы по проведению такого исследования.
Виды исследований
В целом вся судебная экспертиза транспортного средства или пострадавших в результате ДТП может быть разделена на три вида:
- Первичная.
- Вторичная.
- Дополнительная.
Первичная экспертиза проводится после дорожно-транспортного происшествия. Как правило, основанием для проведения такого исследования выступают сомнения в правильности выводов сотрудников страховой компании.
Если же заказчик недоволен выводами, сделанными экспертом, он имеет право запросить проведение повторного исследования. Проведение вторичной экспертизы должно быть осуществлено по тем же основанием, что и первичной, то есть, эксперт должен давать ответы на те же вопросы.
Источник: https://ukstrela.com/provedenie-sudebnoy-ekspertizy-pri-dtp/
Считаю, что неправильно проведена независимая техническая экспертиза после ДТП. Как избежать судебной экспертизы?
В июле этого года я попал в ДТП. Меня признали виновником. Спустя некоторое время один из пострадавших присылает мне повестку на независимую экспертизу. Где его эксперт оценивает размер ущерба в 917 000 рублей. Перед этим страховая кампания выплачивает ему 400 000 р. Спустя время без предъявления претензии меня вызывают в суд, не уведомив меня положенным способом.
Разобрав его экспертное заключение я увидел, что заключение сделано по методике министерства юстиции. Свою вину в ДТП я не отрицаю, но в акте независимой экспертизы я указал, что не согласен с перечнем поврежденных деталей. Мой юрист говорит, что в спорах между физическими лицами по возмещению ущерба он применил правильную методику, Но прочитав закон № 223 фз от 21.07.
2014г, который внес изменения в п. 2 ст. 12.1 ФЗ № 40 об ОСАГО независимая техническая экспертиза проводиться по правилам, утверждаемым Банком России. Кому верить? Юрист подал ходатайство о проведении судебной экспертизы. Но может можно ее избежать, развалив экспертизу, не доводя до судебной. Она ведь дорого стоит. И платит за нее тот, кто подает ходатайство.
Подскажите, пожалуйста, как быть?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. 12.1 Федерального закона «Об ОСАГО», в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, установления повреждений транспортного средства и их причин, технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта проводится независимая техническая экспертиза. Независимая техническая экспертиза проводится по правилам, утверждаемым Банком России.
Независимая техническая экспертиза проводится с использованием единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, которая утверждается Банком России и содержит, в частности:
а) порядок расчета размера расходов на материалы, запасные части, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом;
б) порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), в том числе номенклатуру комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), на которые при расчете размера расходов на восстановительный ремонт устанавливается нулевое значение износа;
в) порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства;
г) справочные данные о среднегодовых пробегах транспортных средств;
д) порядок формирования и утверждения справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочаса работ при определении размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства с учетом установленных границ региональных товарных рынков (экономических регионов).
Данные указанных справочников должны обновляться не реже одного раза в течение шести месяцев, в том числе на основании сведений об оплате страховщиками проведенного восстановительного ремонта поврежденных транспортных средств станциям технического обслуживания в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Независимая техническая экспертиза транспортных средств проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного эксперта-техника.
Требования к экспертам-техникам, в том числе требования к их профессиональной аттестации, основания ее аннулирования, порядок ведения государственного реестра экспертов-техников устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Эксперты-техники несут ответственность за недостоверность результатов проведенной ими независимой технической экспертизы транспортных средств. Убытки, причиненные экспертом-техником вследствие представления недостоверных результатов независимой технической экспертизы, подлежат возмещению экспертом-техником в полном объеме.
Судебная экспертиза транспортного средства, назначаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страхового возмещения потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования, проводится в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утверждаемой Банком России, и с учетом положений настоящей статьи.
Таким образом, в случае, если экспертиза проводится по направлению страховщика, то это независимая техническая экспертиза, и расчет стоимости восстановительного ремонта осуществляется по Положению Банка России от 19 сентября 2014 г.
N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства».
В случае, если автомобиль направлен на экспертизу не страховщиком, то проводится автотехническая экспертиза, и для расчета стоимости ремонта используются Методические рекомендации для судебных экспертов по исследованию автотранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Источник: https://pravo163.ru/schitayu-chto-nepravilno-provedena-nezavisimaya-texnicheskaya-ekspertiza-posle-dtp-kak-izbezhat-sudebnoj-ekspertizy/
Экспертиза ДТП
Источник: https://avtoadvokat.com.ua/ekspertiza_dtp.php
О независимой экспертизе транспортного средства
* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.
Независимую экспертизу после ДТП проводят по правилам, утверждаемым Банком России. С 17 октября 2014 года действует Положение ЦБ РФ от 19.09.2014 №433‑П «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (далее – Правила).
Независимая экспертиза дтп: правила
1. Объекты независимой оценки ущерба после ДТП:
- транспортное средство потерпевшего или остатки транспортного средства (ТС) потерпевшего;
- иные представленные для экспертизы ТС, причастные к дорожно-транспортному происшествию (ДТП);
- иные объекты, причастные к ДТП.
2. Какие документы нужны для проведения независимой оценки ущерба автомобиля:
- регистрационные документы на ТС;
- документы о ДТП;
- направление на экспертизу;
- договор на проведение экспертизы.
3. Виды экспертизы: первичная, повторная и дополнительная.В случае несогласия страховщика (потерпевшего) с выводами первичной экспертизы повторную экспертизу проводит иной, не проводивший первичную экспертизу эксперт-техник или экспертная организация по тем же вопросам и основаниям.
Дополнительную экспертизу проводит эксперт по заявлению страховщика (потерпевшего) для исследования дополнительных вопросов или обстоятельств, которые не были рассмотрены в ходе первичной экспертизы или повторной экспертизы.
4.
Права и обязанности эксперта-техника/экспертной организации:
- эксперт вправе запрашивать у страховщика (потерпевшего) информацию, необходимую для проведения экспертизы, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления экспертизы, привлекать к участию в проведении экспертизы других экспертов и специалистов;
- эксперт обязан сообщать страховщику и потерпевшему о невозможности своего участия в проведении экспертизы в случае возникновения обстоятельств, препятствующих проведению экспертизы, обеспечивать сохранность документов и объектов исследования, получаемых от страховщика (потерпевшего) и третьих лиц в ходе проведения экспертизы, не разглашать конфиденциальную информацию, полученную в ходе проведения экспертизы, и результаты экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
5. Эксперт НЕ может проводить независимую оценку ущерба после ДТП, если:
- является учредителем, собственником, акционером, страхователем (клиентом) или должностным лицом страховщика;
- состоит в близком родстве с потерпевшим;
- страховщик (потерпевший) является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом экспертной организации.
Расходы на повторную экспертизу оплачивает инициатор ее проведения, если соглашением между страховщиком и потерпевшим не установлено иное.
При организации повторной экспертизы эксперт должен быть уведомлен инициатором ее проведения о наличии уже проведенной экспертизы, а другая сторона (страховщик или потерпевший) в письменном виде заблаговременно уведомлена о месте и времени проведения повторной экспертизы.
Если у инициатора экспертизы нет возражений по содержанию уже имеющегося акта осмотра поврежденного транспортного средства, то экспертиза может быть проведена без осмотра транспортного средства, на основании имеющегося акта, с обязательным указанием на это в экспертном заключении.
На что обратить внимание:
Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства утверждено ЦБ РФ 19.09.2014 №432‑П.
Итог оценки ущерба авто после ДТП – это экспертное заключение.
Заключение независимой экспертизы авто после ДТП содержит:
- обязательные сведения, указанные в Правилах;
- выводы об обстоятельствах, по которым эксперту не были поставлены вопросы, но которые им были установлены в процессе проведения экспертизы;
- выводы в целом по экспертизе и каждому из поставленных вопросов.
Выводы экспертного заключения излагаются в виде ответов на поставленные вопросы в той последовательности, в которой они были поставлены. На каждый из вопросов должен быть дан ответ по существу в формулировках, не допускающих неоднозначного толкования, либо указаны причины невозможности дать ответ. Копии экспертных заключений и другая документация, связанная с проведением экспертизы, эксперт-техник (экспертная организация) хранят в течение трех лет.
О предоставлении информации о ДТП страховщику
В соответствии с п. 7 ст. 11.1 Федерального закона №40‑ФЗ требования к техническим средствам контроля, составу информации о ДТП и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о ДТП, устанавливает Правительство РФ.
С 11 октября 2014 года действуют Правила представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требования к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 №1002.
Отдельные нормы данных документов вступают в силу с 1 января 2016 года.
Потерпевший в ДТП, являющийся страхователем, в течение пяти рабочих дней со дня ДТП представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы:
- экземпляр бланка извещения о ДТП, заполненный водителями транспортных средств, причастных к ДТП;
- заявление о прямом возмещении убытков;
- электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
- заявление о том, что представленная информация является некорректированной.
Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и содержать изображения:
- государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
- мест повреждения ТС;
- взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
- государственного регистрационного знака ТС свидетеля ДТП (при наличии).
Дата редакции: 10.02.2015
Источник: https://ceur.ru/library/articles/dtp/item133996/
Экспертиза обстоятельств ДТП
Экспертиза обстоятельств ДТП является одним из видов автотехнической экспертизы. Данный вид исследования занимается реконструкцией произошедшего дорожно-транспортного происшествия с восстановлением всех сопутствующих ему факторов и изучением окружающей обстановки.
К этой экспертизе прибегают в тех случаях, когда необходимо восстановить точную картину произошедшего события, особенно если нет свидетельских показаний, либо показания противоречивы и недостаточно исчерпывающи.
Инициатором экспертизы может быть потерпевший, либо виновник дорожно-транспортного происшествия, если он полагает, что его вины в случившейся аварии нет. Исследование также может быть назначено по решению суда.
Предмет экспертизы обстоятельств ДТП состоит из следующих параметров:
- Фактические данные об особенностях произошедшего дорожно-транспортного происшествия.
- Загруженность и техническая исправность автотранспортного средства.
- Скорость движения участников дорожно-транспортного происшествия.
- Особенности дорожного полотна.
- Прочие показатели.
Объектом данного исследования становятся данные, содержащиеся в материалах уголовного дела, из которых в обязательном порядке должна быть исключена правовая оценка.
Экспертиза обстоятельств ДТП в большинстве случаев выполняется комиссией экспертов, однако может быть осуществлена и одним специалистом, который по мере необходимости привлекает к ее производству специалистов из других областей знания, например, инженеров, метеорологов и так далее.
Выполнение исследования начинается с постановки его цели и задач, а также формирования списка вопросов, на которые предстоит ответить эксперту в ходе производства экспертизы. После подписания договора на проведение исследования, эксперт приступает к изучению переданных ему материалов дела.
По мере необходимости специалист запрашивает дополнительные документы и материалы, производит все необходимые анализы и исследования, формирует свое экспертное мнение, отвечает на поставленные вопросы.
По запросу эксперта могут быть проведены повторные опросы участников дорожно-транспортного происшествия, потерпевших, обвиняемых, а также свидетелей. На завершающем этапе исследования, специалист приступает к составлению экспертного заключения, которое является основным смыслом и результатом проводимой экспертизы.
Экспертное заключение заверяется подписью эксперта и печатью экспертной организации, оно обладает доказательной силой и может быть включено в материалы дела в качестве доказательства в ходе судебного заседания.
Если возникает потребность, специалист, производивший экспертизу обстоятельств ДТП, выступает в суде с целью дачи показаний относительно выданного им заключения, разъяснения сделанных им выводов и проведенных экспертных мероприятий. Суд, а также стороны или их представители могут задавать эксперту вопросы, относящиеся к его компетенции.
Экспертиза обстоятельств ДТП представляет собой сложный, многокомпонентный анализ, требующий высокого уровня профессиональной компетенции проводящего его специалиста. Для определения точного хода аварии необходимо изучить все возможные аспекты, а именно:
- Установление всех участников дорожно-транспортного происшествия, скорости движения каждого из них, а также восстановление остановочного пути, исходя из анализа следов торможения.
- Реконструкция обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с помощью трасологического анализа и технических расчетов.
- Восстановление истории действий водителей. Определение соответствия принятых и выполненных им впоследствии решений правилам дорожного движения и техническим требованиям.
- Выявление причин технического характера, вследствие которых автотранспортное средство потеряло управляемость и (или) устойчивость.
- Диагностика автотранспортного средства с целью установления его технического состояния (было ли оно исправно, или же имелись какие-либо повреждения, поломки, заводской брак).
- Проверка достоверности свидетельских показаний, определения соответствия показаний объективно-технической информации, полученной в процессе анализа места дорожно-транспортного происшествия и автомобилей.
- Анализ погодных условий во время дорожно-транспортного происшествия.
- Исследование состояния дорожного полотна в месте, где произошла авария.
- Определение причин дорожно-транспортного происшествия, а также подробное восстановление его картины.
- Анализ других объектов и их перемещения на момент столкновения (в том числе пешеходов).
Правовые основы производства экспертизы обстоятельств ДТП
Специалист, осуществляющий производство экспертизы обстоятельств ДТП, руководствуется положениями Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года, регулирующего экспертную деятельность в российской Федерации.
Статья 7 данного Закона регламентирует постулат о независимости эксперта во время производства экспертизы.
В процессе осуществления экспертных мероприятий специалист не может быть в состоянии какой-либо зависимости от судебного органа, лица или организации, назначившей экспертизу, а также от сторон судебного разбирательства и их представителей.
Экспертное заключение, выдаваемое специалистом по производству экспертизы обстоятельств ДТП, оформляется согласно Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2 и ФСО-3) и содержит все предусмотренные данными нормативными актами компоненты.
Вопросы, на которые отвечает специалист по экспертизе обстоятельств ДТП в процессе осуществления исследования:
- Каковы причины исследуемого дорожно-транспортного происшествия?
- Каков точный механизм данного дорожно-транспортного происшествия?
- По какой полосе перемещался автомобиль непосредственно перед столкновением?
- В каком состоянии находилось дорожное полотно на том участке трассы, где произошло дорожно-транспортное происшествие?
- Какова длина тормозного пути?
- Какова длина полного остановочного пути?
- Какое время понадобилось для того, чтобы данный автомобиль преодолел указанное расстояние?
- Каковы были на момент происшествия дорожно-транспортные условия? Являлись ли они причиной ДТП?
- Соответствуют ли свидетельские показания (показания потерпевших, обвиняемых) произведенным техническим расчетам?
- Находился ли автомобиль в состоянии заноса? Какие внешние обстоятельства могли на это повлиять?
- Являются ли действия водителя и принятые им решения причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия?
- Имеются ли в исследуемом автомобиле какие-либо неисправности (поломки, заводской брак)?
- Была ли у водителя (владельца) автомобиля возможность заблаговременно обнаружить выявленную поломку (неисправность, заводской брак)?
- Является ли исправной тормозная система исследуемого автотранспортного средства?
- Возникли ли обнаруженные неисправности в момент дорожно-транспортного происшествия либо имели место еще до него?
- Повлияло ли состояние дорожного покрытия на опрокидывание исследуемого автомобиля?
- Кто из водителей автотранспортных средств пользовался правом приоритета в условиях нерегулируемого перекрестка, на котором произошло дорожно-транспортное происшествие?
- Какие именно положения Правил дорожного движения были нарушены водителем (водителями)?
- Какие еще участники движения находились в непосредственной близости от участников дорожно-транспортного происшествия? Имелась ли у водителя возможность избежать столкновения путем выполнения маневра?
- Является ли остановочный след непрерывным? Имеет ли он пробелы? Какими факторами можно объяснить прерывистость остановочного следа данного автомобиля?
- Какими причинами можно объяснить выявленные различия между тормозными следами, оставленными левой и правой парами колес автотранспортного средства?
- С какой скоростью двигался автомобиль перед столкновением?
- Какое время прошло с момента начала торможения и столкновением?
- Соответствовали ли погодные и дорожные условия тому, чтобы водитель мог своевременно заметить вышедшего на проезжую часть пешехода?
- Была ли у водителя транспортного средства техническая возможность избежать наезда путем своевременного торможения на необходимом для этого расстоянии?
Источник: https://sudexpa.ru/expertises/ekspertiza-obstoiatelstv-dtp/
Экспертиза ДТП: что это такое и с чем это есть. Как проводится и сколько стоит. Когда за неё платит государство. Какие вопросы поставить? © АвтоАдвокат 17.12.19 16:54:43 версия 2.0 Адвокат + Viber Skype: avtoadvokat001 |
Экспертиза ДТП
Объявление по теме: Если Вас интересует оценка ущерба в ДТП судебным экспертом – звоните. Для посетителей моего сайта многие эксперты предоставляют реальные скидки. Заключения выполняются по всем требованиям закона и 100% принимаются судами. К сожалению каждый водитель тем или иным образом участвовал в дорожно транспортном происшествии. И если серьёзность его сколько ни будь велика, то судебное разбирательство по делу будет представлять из себя не пятиминутку, а довольно небыстрый, часто кропотливый процесс, в ходе которого стороны предпринимают самые разные методы для доказывания нужных им обстоятельств. Естественно привлекаемый к административной ответственности (виновник) пытается доказать свою невиновность, а потерпевший, в свою очередь, наоборот доказывает виновность оппонента. И самым значительным доказательством вины была и скорее всего будет экспертиза ДТП. Не секрет, что для многих за этим понятием кроется нечто загадочное, и даже уголовно окрашенное. Ведь многие смотрят фильмы, где эксперты ходят в красивых комбинезонах с соответствующими надписями и делают свои заключения чуть ли за пятнадцать минут, что называется из воздуха. Но что же на самом деле экспертиза ДТП в реальности, какие они бывают и зачем – читайте далее в настоящем материале. Итак, первый вид экспертиз, которые нужно назначить при ДТП это экспертиза автотовароведческая – оценка ущерба при ДТП. Обычно проводится у любого эксперта, обладающего специальным разрешением на такую деятельность. Но хоть и подобных экспертов в настоящее время пребольшое множество, лучше обращаться к проверенным (ссылка выше), чтобы избежать различных проблем при взыскании вреда в суде. В результате выдаётся в результате акт об оценке ущерба, причинённого владельцу транспортного средства. Размер его может составлять от пяти страниц и более, и зависит от количества описанных повреждений, фото и иной информации. Также, выдаются копии документов, подтверждающих личность и квалификацию проводившего экспертную оценку лица и квитанция об оплате. Исключения. Если виновник аварии имеет полис ОСГПО (автогражданку), то автотовароведческая экспертиза ДТП проводится за счёт его страховой компании. Если же не имеет – то за счёт специального органа – МТСБУ в установленном порядке. Для этого в любом случае, Вам требуется как можно скорее сообщить в эти организации о ДТП.
Потраченные деньги Вам обязаны будут вернуть вышеуказанные страховая или МТСБУ, согласно специального закона. На что обратить внимание. Прежде всего, если исследование проводится за счёт страховой или МТСБУ – сразу договоритесь с экспертом о том, чтобы он выдал Вам копию заключения, либо хотя бы – листа, на котором отображён результат – сумма ущерба. Как правило – это первый лист. Но делать это очень эксперты не любят сетуя на то, что Вы не являетесь заказчиком экспертизы. В этом случае не обойтись без вмешательства адвоката, с как минимум своевременной подачей соответствующего запроса. Также, нужно помнить, что осмотр автомобиля и составление соответствующего протокола должны проводиться только самим экспертом лично. Никаких аварийных комиссаров или помощников. В противном случае, такая экспертиза ДТП будет обоснованно опротестована в суде. Более того, весьма желательно, чтобы при осмотре присутствовал и виновник.
Проводится она как правило в государственных учреждениях. К таким относятся НИИСЭ – научно-исследовательские институты судебных экспертиз и НИЭКЦ МВД – научно-исследовательские экспертно-криминалистические центры. Все экспертизы, назначаемые судами и следователями, направляются именно туда и проводятся за счёт государства. Тем не менее, подобные исследования может проводить и любой независимый частный эксперт на коммерческой основе, то есть за Ваш счёт. Срок проведения – от нескольких дней до одного месяца. Нужно помнить, что правильно поставленные на разрешение экспертизы вопросы могут сыграть решающую роль по делу. Так что я решительно не советую пренебрегать своими правами по письменному предложению вопросов следователю или судье. В этом Вам сможет помочь опытный адвокат по ДТП (без ложной скромности – Ваш покорный слуга). Очень важным вопросом является также и вопрос оплаты проведения экспертиз ДТП, назначаемых на стадии суда.
Судья ожидает, что кто-то привлекаемый или потерпевший заявят такое ходатайство. Затем же требует оплаты экспертизы именно о т того, кто о ней просит. Но такой подход уместен только в гражданских делах. В делах же о привлечении к административной ответственности законодателем предусмотрено проведение экспертиз за счёт государственного бюджета. Из своей практики могу твёрдо отметить, что к сожалению, многие судьи никогда об этом не слышали, другие продолжают отпугивать не нужные им, «затягивающие дело» экспертизы огромными ценниками участникам процесса. Посему, в своих ходатайствах о назначении экспертиз ДТП я всегда подробно и популярно описываю не только требуемые к исследованию обстоятельства, но и указываю на порядок финансирования исследований, что исключает ненужные дебаты об оплате всего за Ваш счёт, ставит процесс на нужный лад с самого начала. При этом будьте готовы, что судья (или помощник) заявят Вам: «В суде нет денег. Принесите на следующее заседание уже готовое заключение экспертизы или будете виновным». Это, конечно же, неправомерно, недопустимо, но частый факт. Тут нужно отметить, что деньги, которые Вы заплатите за экспертизу вернуть будет очень трудно, т.к. сработает обратный эффект. То есть на суде (уже об ущербе) теперь уже другой судья может справедливо отметить, что не требовалось самостоятельно оплачивать экспертизу, так, как государство за неё должно было платить. Всё это нужно учитывать. О таком виде экспертизы ДТП как трассологическая я упомяну вскользь, так, от предыдущей она отличается только назначением – изучением следов происшествия. Ими могут быть тормозные следы автомобиля, след краски одного автомобиля на другом, в результате столкновения, следы протектора шин, пулевые отверстия, вмятина от кирпича, упавшего с раздолбайского грузовика. А вот такого вида экспертизы как судебно-медицинская (СМЭ) остановимся немного подробнее. Ведь именно от её результатов зависит как пойдёт производство по делу – уголовным процессом или по КУоАП. Согласно ст. 286 УК преступлением может быть вина в таком ДТП, в котором пострадали люди. И не слегка, а получив как минимум средней тяжести телесные повреждения. Как раз именно на этот вопрос и отвечает данный вид исследования. Если же будет установлена лёгкая степень повреждений, то по-старому УПК следователь выносил постановление об отказе в возбуждении дела, а по новому обязан уголовное производство закрыть. Многие спрашивают как отличить тяжесть травм. На глаз это конечно сделать трудно.
Назначается следствием, с оплатой за счёт государства. Но потом взыскиваются с признанного виновным. Также важной является экспертиза технического состояния автотранспорта. Здесь уже идёт речь об исправности автомобиля, работоспособности его узлов, агрегатов и соответствия их техническим параметрам. Что это значит на практике? Например Вы не смогли затормозить, так, как не сработали тормоза и попали в ДТП. Требуйте смело такой вид экспертизы! Специалист установит почему машина не послушалась Вас и какая неисправность к этому привела. Здесь важно, что назначение такого исследования целесообразно только тогда, когда машина находится или на штрафплощадке или на ответственном хранении. То есть нужна уверенность, что это не Вы потом, после аварии, перерезали тормозной шланг, чтобы вину с себя снять. Также, практика показывает, что такой вид экспертизы ДТП полезен при проколе (как называют сами эксперты – аварийной разгерметизации) колеса, после чего авто потеряло управление.
К примеру при постановке вопроса – горели ли габаритные огни транспортного средства в момент разрушаещего их воздействия (а, если по-человечески: работали ли габариты когда машину бахнули). Вторым вопросом тут может быть – каким способом изготовлена делать, каково качество сварки и в результате чего произошло её разрушение, каков его механизм. (опять-же по-человечески это не от того ли газель понесло, что на ходу попнула некая деталь, сделанная в гараже, да ещё и плохо приваренная). Часто это касается самопальных буксировочных штанг, тюнигновых кресел, рулей и пр. Итак, например, в ДТП, в котором есть разбитая машина и ушиб у пассажира будут скорее всего назначены все вышеописанные экспертизы. А в таком, в котором отбито зеркало заднего вида самим же владельцем только одна экспертиза ДТП – автотовароведческая, и то самим водителем, и только если его автомобиль застрахован по типу КАСКО. Конечно, в рамках статьи весьма сложно охватить весь объём знаний об экспертизах ДТП, но основные я постарался осветить, дабы пролить на них свет. Я настоятельно советую Вам обращаться к профессионалам при назначении экспертиз, либо отказе в их назначении. Ведь от этого зависит Ваше будущее. Помните, что во владениях отечественной фемиды требуется экспертиза даже для доказывания морального вреда, причинённого смертью близких. Что уже говорить о вреде в десятки и сотни тысяч гривен, причинённом в ходе ДТП. Так что не стесняйтесь задавать вопросы на странице контактов! © 2009-2019 адвокат Лобушко Валерий Владимирович – AvtoAdvokat.com.ua: |