Военная служебная квартира и выселение жены

Выселение из служебного жилья Министерства обороны

Военная служебная квартира и выселение жены

Не секрет, что у многих военнослужащих невысокая заработная плата. Но существует ряд льгот, которые делают работу в армии привлекательной. К таким льготам относится и предоставление служебного жилья. Недавно участились случаи, которые связаны с незаконным выселением военных из служебных квартир или комнат.

По некоторым данным, военные в ряде гарнизонов, стали получать уведомления, в которых им предлагалось добровольно покинуть жильё. Данный факт позволяет предположить, что есть какое-то распоряжение свыше. Попробуем разобраться, что может стать причиной для выселения из служебной квартиры.

В период военной службы или трудовому персоналу министерства обороны при необходимости предоставляется служебная комната в общежитии или квартира и заключается договор найма.

При увольнении со службы военнослужащий обязан покинуть предоставленное жилье. Если бывший сотрудник министерства обороны отказывается покинуть служебное жилье, то он и его семья подлежат выселению по решению суда.

Если в период службы военный был признан нуждающимся в получении жилья, то после своего увольнения он может остаться в служебной квартире до получения иного жилья при выполнении ряда условий:

  1. Если на момент увольнения у него нет другого жилья.
  2. Если после увольнения военнослужащий остался в списках очередников воинской части, стоящих на получение жилья.

Основания выселения из служебного жилья

Если наймодатель требует выписаться и покинуть служебную квартиру или комнату, то признать его действия законными, может только суд.

На основании ст. 83 ЖК РФ существуют следующие основания для прекращения договора найма служебного жилья:

  • несвоевременная оплата ЖКУ за квартиру в течение 6 месяцев, без уважительных на то причин;
  • если жилье используется не по назначению;
  • при регулярном нарушении прав третьих лиц (соседей);
  • длительное отсутствие нанимателя в квартире (переезд в другую квартиру), без предварительного письменного уведомления собственника жилья;
  • смерть нанимателя;
  • порча жилого служебного помещения;
  • если произведена незаконная перепланировка (ст. 29 ЖК).

Согласно ст. 103 ЖК выселение из служебного жилья военнослужащих может быть осуществлено, если военнослужащие:

  • работали по срочному договору;
  • уволились по собственному желанию;
  • были сокращены;
  • допустили нарушение закона;
  • были уволены из-за нарушения трудовой дисциплины;
  • работали временно;
  • военнослужащие, которые уволились не по состоянию здоровья и прослужившие менее 20 лет.

Выселение из служебного жилья при увольнении

При завершении трудовых отношений военнослужащий обязан покинуть жилье, в котором он проживает, по первому требованию наймодателя.

Выселение из служебной квартиры при сокращении

Законодатель предусмотрел гарантии для военнослужащих, проживающих в служебном жилье. Не подлежат выселению военнослужащие, которые были заселены в квартиру или комнату до вступления в силу ЖК РФ, и проживающие по договору соцнайма или получившими право состоять на этом учете (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).

Согласно п. 8 ст. 108 ЖК РСФСР выселение из жилого помещения военнослужащих не применяется для лиц, уволенных по сокращению численности сотрудников или в связи с ликвидацией организации.

Согласно новому ЖК РФ сокращение военнослужащего служит основанием для его выселения из служебной комнаты или квартиры.

Могут ли выселить ветерана боевых действий из служебной квартиры?

Семьи ветеранов боевых действий часто задают вопрос. «Могут ли военнослужащего выселить из служебного жилья?»

Выселению из служебной комнаты или квартиры подлежат военнослужащие, которые получили инвалидность I или II группы в результате травм, полученных на военной службе или из-за болезни, возникшей при выполнении своего служебного долга.

Выселение из служебной квартиры ребенка военнослужащего

По закону нельзя выселить из служебного жилого помещения:

  1. Детей-сирот.
  2. Детей, неимеющих родителей, которые погибли при выполнении военного долга.

Выселение этих категорий граждан не допускается, если у них нет другого жилья.

Если семья военнослужащих имеет несовершеннолетнего ребенка, то это не является основанием для предотвращения выселения. Но органы опеки могут потребовать, чтобы суд предоставил отсрочку такой семье, для поиска подходящего жилого помещения.

Выселение родственников военнослужащего

Из служебного жилья нельзя выселить:

  1. Семьи военнослужащего, который умер (погиб).
  2. Семьи, живущие в общежитии. Если военнослужащий погиб (умер) или пропал без вести, выполняя свой служебный долг перед родиной.
  3. Лиц пенсионного возраста, которые находятся на пенсии по старости.
  4. Детей, у которых нет родителей.
  5. Семью военнослужащего, живущих в квартирах или комнатах, которые сейчас находятся на балансе местных органов власти, а ранее была госсобственностью. При этом военнослужащий должен отработать не менее 10 лет.

В ряде гарнизонов не хватает служебного жилья и их руководство озабочено вопросом. «Как выселить бывшую жену военнослужащего из служебной квартиры?»

Если бывшая супруга живет в квартире, которая была ей получена до 01.03.2005 г. и нуждается в улучшении своих жилищных условий или состоит в очереди на квартиру, то выселить ее не получится.

Исковое заявление о выселении из жилого служебного помещения

Собственник жилья может подать исковое заявление о выселении из служебного жилого помещения, если на, то есть основания. К принудительному лишению жилья собственник помещения прибегает, если решить ситуацию мирным путем не удалось. Этот процесс является нежелательной процедурой, так как влечет временные и денежные затраты.

В ст. 131 и 132 ГПК РФ отражены стандарты составления исковых заявлений. Если иск составлен неправильно, то это может стать причиной для отказа в его рассмотрении.

Иск должен состоять из трех частей:

  1. Содержательная часть – содержит информацию об участниках процесса и реквизиты суда.
  2. Претензионная часть – отражает суть возникшей ситуации и проведенные с ответчиком переговоры.
  3. Законодательная часть – содержит ссылку на статью закона, которая, по мнению истца, была нарушена. Можно указать случаи судебной практике, не забыв сослаться на номер судебного дела.

Существуют определенные правила подачи искового заявления:

  • подавать иск следует в канцелярию суда;
  • истцу предоставляется копия иска, с отметкой о принятии его к рассмотрению или уведомление;
  • обозначается примерный срок судебного разбирательства.

Перед подачей заявления убедитесь, что иск составлен правильно и приложены ли все документы, так как работники канцелярии, не осуществляют проверку поступившей документации.

Законодателем четко обозначены сроки рассмотрения иска:

ДействиеСрок
принятие иска или отказ5 дней
рассмотрение иска в районном судедо двух месяцев
срок на апелляциюодин месяц
рассмотрение апелляциидо двух месяцев
продление рассмотрения апелляцииеще до двух месяцев
обжалование решения ВС первой инстанциидо пяти месяцев

Иск о выселении обязан содержать ходатайство о снятии ответчика с регистрационного учета. Этим вопросом будут заниматься судебные приставы. Они отправляют уведомление в УФМС и ответчика выписывают из занимаемого жилья.Если районный суд затягивает рассмотрение вашего дела, то подается жалоба в Верховный Суд.

Собственник служебного помещения может снять жильцов с регистрации, не обращаясь в суд, но их действия ограничены рядом условий.

Условия снятия человека, проживающего в служебном жилом помещении с регистрации в ФМС.

Смерть жильца.Владелец жилья может снять его с учета.
При невыходе человека на работу и признании его без вести пропавшим.Родственникам через пять лет с момента пропажи человека выдается справка, о признании его умершим. Муниципалитет выдает этот документ через три года.
При увольнении военнослужащего и добровольного освобождения служебной квартиры.Сотрудник снимается с регистрационного учета без решения суда.

Во всех остальных случаях УФМС затребует от владельца жилья судебного решения.

Судебная практика

Инициировать судебный иск о выселении имеет право:

  • собственник помещения;
  • граждане, претендующие на эту жилплощадь;
  • соседи, которые живут с этим недобросовестным ответчиком.

Если вы являетесь ответчиком такого судебного процесса, то можете выбрать следующую линию защиты:

  1. Затянуть срок досудебных споров. Если период исковой давности превышает три года, дело не может быть рассмотрено в суде.
  2. Оспорить причины выселения из служебного жилья.

Собственник служебной комнаты (квартиры), чтобы добиться выселения жильцов, может подвергнуть сомнению статус жилья. Для этого следует настаивать на том, что комната (квартира) не является служебным помещением жилого типа. Или можно настаивать на пересмотре сроков исковой давности, прося суд учесть, что жилище, в которых живет ответчик, не отнесено к жилищному фонду.

Споры, которые затрагивают служебное жилье и выселение из него военных, являются сложными случаями судебной практики.

Кого нельзя выселить из служебного жилья?

В соответствии со ст. 103 ЖК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ выселение военных из предоставленного им жилья недопустимо без  переселения их в иное помещения жилого типа, если эти граждане состоят на учете как нуждающиеся в комнате или квартире, а также:

  1. Граждане, которым была присвоена инвалидность I или II категории из-за травм, приобретенных при исполнении должностных обязанностей.
  2. Лица, достигшие пенсионного возраста.
  3. Членов семьи военного, который исчез (пропал без вести), умер (погиб) при исполнении должностных обязательств.
  4. Лица, получившие инвалидность I или II групп по вине своего работодателя.

Если военный был вселен в должностную квартиру до принятия нового ЖК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (до 01.03.2005 г.

) и занесен в перечень очередников на улучшение своих жилищных условий, его не могут выселить из квартиры, не предоставив ему другое жилье.

А кроме того, выселение недопустимо, в том случае, если у военного отсутствует иное жилище (он не занесен в список очередников), но входит в следующую группу.

  1. Военные, ставшие инвалидами и получившие ранение, увечье или контузию при исполнении должностных обязательств.
  2. Недееспособные граждане, ставшие инвалидами по причине болезни, связанной с участием в боевых действиях.
  3. Участники ВОВ.
  4. Граждане, не относящиеся к военным, но состоящие в трудовых взаимоотношениях с учреждением, которое им дало жилье.
  5. Одинокие люди, которые живут совместно с несовершеннолетними, их переселение допустимо, если новое жилье не уступает по своим техническим характеристикам старому.
  6. Семьи военных.
  7. Граждане, отработавшие в учреждении, которое выделило им служебное жилье, не менее 10 лет.

Полный перечень граждан, которые не могут быть выселены, можно посмотреть в ст. 108 ЖК РСФСР.

Заключение

Если вас пытаются выселить из служебной квартиры, стоит обратиться к адвокату, чтобы он помог вам отстоять проживание в служебной квартире.

Если обратиться к адвокату невозможно, то воспользуйтесь следующими советами:

  1. Обратите внимание на срок исковой давности. Если военнослужащий утратил права пользоваться служебным жильем при увольнении, и с этого момента прошло три года, то период для подачи иска истек.
  2. Если у вас на 01.02005 г. было одно из условий, указанное в ст. 108 ЖК РСФСР, не позволяющее осуществить ваше выселение из служебного жилья, то об этом стоит заявить в суде. Следует написать письменное возражение на иск.
  3. Настаивайте на уточнении статуса жилья и предъявления доказательств, что оно является служебным.

Источник: https://provyselenie.ru/vyselenie-iz-sluzhebnogo-zhilya-ministerstva-oborony/

Служебное жилье для военнослужащих, понятия, право на получение, порядок получения

Военная служебная квартира и выселение жены

Понятие и особенности служебного жилья, предоставляемого военнослужащему

Любое служебное жилье, предоставляемое офицеру (или прапорщику), входит в состав специализированного жилищного фонда, относящегося к военному ведомству. Гражданин, заключивший контракт о прохождении службы, имеет право на обеспечение отдельной служебной квартирой, частным домом или комнатой в общежитии.

Выделяемые для временного размещения военнослужащих и их семей помещения должны быть пригодны для проживания. К примеру, не разрешается размещать несколько семей военнослужащих в одной служебной квартире.

Предоставляется обычно жилое помещение на территории того района, в котором офицер (или прапорщик) проходит службу, но если отсутствует возможность обеспечить военнослужащего служебным жильем по месту нахождения части, то командир (начальник) должен разместить своего подчиненного в расположенном близко населенном пункте.

Обеспечивается офицер (или прапорщик) жилым помещением в трехмесячный срок со дня своего приезда.

Площадь предоставляемого служебного жилья должна соответствовать нормам обеспечения, установленным законодательством. В настоящее время на одного человека данная величина равна 18 квадратным метрам (для бессемейного военнослужащего норматив может быть увеличен вдвое).

В случаях, когда выполнить это требования не представляется возможным, гражданин, прибывший для прохождения службы, может быть размещен вместе с семьей в пригодном для кратковременного проживания помещении меньшей площади или в помещении маневренного фонда, но исключительно с согласия самого военнослужащего.

Кто из военнослужащих имеет право на служебное жилье?

На получение жилья из служебного фонда военного ведомства имеют право претендовать следующие категории военнослужащих:

1.офицеры (или прапорщики), которые заключили контракт до января 1998 года;

2.граждане, получившие назначение на должности после получения образования в военных профессиональных образовательных учреждениях;

3.офицеры, которые заключили свой первый контракт после января 1998 года;

4.прапорщики, сержанты и матросы, заключившие контракт после 1998 года;

5.военнослужащие, являющиеся участниками ипотечной системы обеспечения жильем (но до момента приобретения или получения ими квартиры для постоянного проживания);

6.граждане, проходящие военную службу в военных городках закрытого типа.

Вышеуказанный перечень является исчерпывающим, военнослужащие, которые в него включены не были (граждане, проходящие службу по призыву, граждане иностранных государств) служебным жильем военного ведомства не обеспечиваются.

Особенности служебного жилья для военнослужащих.

Можно выделить следующие особенности служебного жилого помещения:

– служебное жилье не может быть приватизировано, тат как оно входит в состав специализированного фонда военного ведомства, которое нельзя передавать в частную собственность. Приватизацию можно осуществить лишь в том случае, если жилое помещение будет передано муниципалитету;

– служебное жилье не может быть подарено, продано или передано по наследству. Обмену оно также не подлежит, даже если граждане, желающие осуществить данную сделку, проживают в одном доме;

– в отношении служебного жилья не может быть заключен договор аренды или поднайма, даже если военнослужащий вынужден переехать из-за изменения места своей службы;

– военнослужащий после расторжения контракта по собственному желанию обязан освободить предоставленное ему служебное жилое помещение;

– участники ипотечной системы, которые приобрели в период службы жилье за счет средств целевого займа, но в другом городе, также имеют право на обеспечение служебными квартирами (или иными жилыми помещениями).

Порядок получения служебного жилого помещения

Для получения жилья из служебного фонда военного ведомства по месту прохождения службы офицер (или прапорщик) должен обратиться с заявлением в одно из подразделений Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее – ДЖО МО РФ). Сведения о месте нахождения данного учреждения должны располагаться на специальных информационных стендах воинской части, на которых обычно размещается информация, к примеру, о распорядке дня, регламенте служебного времени и т.д.

К вышеуказанному заявлению военнослужащий прилагает следующие документы:

– копии документов, удостоверяющих личность как самого офицера (или прапорщика), так и проживающих совместно с ним близких родственников;

– справку, подтверждающую заключение военнослужащим, претендующим на получение служебного жилья, контракта о прохождении службы;

– копию документа, содержащего информацию о заключении (или расторжении) брака;

– документ, содержащий информацию о составе семьи военнослужащего;

– документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии у военнослужащего в месте прохождения военной службы жилых помещений, занимаемых военнослужащим и членами его семьи на основании договора социального найма или принадлежащих ему на праве собственности;

– документ, подтверждающий, что ранее предоставленное военнослужащему жилое помещение (включая комнату в общежитии) было им и проживающими с ним близкими родственниками освобождено.

После получения указанного комплекта документов подразделение ДЖО МО РФ в пределах десяти дней (рабочих) решает о возможности внесения военнослужащего в список на обеспечение служебным жилым помещением.

Структурное подразделение ДЖО МО РФ в трехдневный срок с момента получения информации о наличии свободной квартиры (или иного жилого помещения), которая может быть предоставлена, уведомляет об этом военнослужащего.

Если офицер (или прапорщик) согласен с предлагаемым ему вариантом, то о своем решении он письменно сообщает в подразделение ДЖО МО РФ в пятидневный срок (течение срока начинается со дня вручения военнослужащему под роспись уведомления).

Если военнослужащий решит отказаться от предлагаемого ему жилого помещения служебного фонда, он также обязан в указанные сроки уведомить об этом подразделение ДЖО МО РФ.

Если военнослужащий не сообщит вовсе о принятом им решении, то не позднее десяти дней с момента получения им сообщения о возможности предоставления жилого  помещения данное служебное жилье будет распределено другому военнослужащему.

Следующим этапом в процедуре получения военнослужащим служебной квартиры является заключение договора найма в отношении жилья из служебного фонда военного ведомства, в котором перечисляются все лица, которые будут занимать данное помещение. В договоре также перечисляются условия пользования предоставленным помещением, права и обязанности сторон, а также случаи расторжения договора:

1.При наличии соглашения обеих сторон договора.

2.По требованию военнослужащего (нанимателя) в любое удобное для него время.

3.В судебном порядке по требованию военного ведомства (наймодателя) в случае:

-невыполнения военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи требований заключенного им договора найма жилого помещения;

-систематическое (в течение шести месяцев) невнесение платы за пользование служебной квартирой и оказанными коммунальными услугами;

– разрушения (или повреждения) военнослужащим (нанимателем) и/или его близкими родственниками предоставленного жилья;

– систематическое нарушение прав других граждан, проживающих по соседству; использование военнослужащим (нанимателем) и/или членами его семьи предоставленной квартиры по иному, противоречащему договору, назначению.

4.В случае изменения собственника данного жилого помещения или передачи его в оперативное управление другому ведомству.

Так как по своей природе договор найма служебной квартиры является срочным, действовать он будет лишь в период службы офицера (или прапорщика).

В тех случаях, когда состав семьи нанимателя увеличивается, военнослужащий имеет право на получения служебного жилья большего по площади, для этого он обращается в структурное подразделение ДЖО МО РФ с соответствующим заявлением, новой справкой о составе семьи и копией свидетельства о рождении ребенка.

Если же состав семьи военнослужащего изменился по причине расторжения брака, но бывшая супруга отказывается освобождать жилое помещение, то выселить ее из служебной квартиры возможно по решению суда.

Порядок освобождения военнослужащим служебного жилья.

После прекращения действия договора найма жилья служебного фонда военного ведомства (в связи с обеспечением военнослужащего постоянным жильем, досрочным расторжением контракта и т.д.) военнослужащий и его родственники, совместно с ним проживающие, обязаны освободить занимаемую ими квартиру (или иное жилое помещение) в трехмесячный срок.

Документом, подтверждающим снятие офицера (или прапорщика) с регистрационного учета, является справка о сдаче жилого помещения, которая должна быть выдана структурным подразделением ДЖО МО РФ.

Для ее получения военнослужащий должен подготовить следующий комплект документов:

– копии документов (паспортов, свидетельств о рождении) с отметкой о снятии их с регистрационного учета, удостоверяющих личности всех граждан, которые были зарегистрированы в освобождаемом жилом помещении;

-копию лицевого счета; документ, подтверждающий отсутствие задолженности по предоставленному коммунальному обслуживанию;

-выписка из домовой книги с отметкой об убытии;

– документ, являющийся основанием для получения служебного жилья, например, договор найма или ордер в отношении служебной квартиры (или иного жилого помещения);

-акт передачи помещения, в котором  отражается информация о техническом состоянии помещения, о произведении ремонта, о наличии (или отсутствии) полного комплекта ключей и т.д.

Данные документы представляются в подразделение уполномоченного органа в случае перевода военнослужащего к новому месту службы.

Если же офицеру (или прапорщику) предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, то дополнительно к вышеуказанному перечню он прилагает:

-копию извещения о распределении жилья;

– нотариально заверенное обязательство о сдаче служебного жилого помещения, содержащее информацию о сроках освобождения жилья, необходимости произведения платы за оказанное коммунальное обслуживание и т.д.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ: Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. №1280

 Судебная практика: Решение № 2А-208/2016 от 22 ноября 2016 г. по делу № 2А-208/2016 Улан-Удэнский гарнизонный военный суд; Решение № 2А-221/2016 2А-221/2016~М-2779/2016 М-2779/2016 от 13 октября 2016 г, Уссурийский военный гарнизонный суд.

Источник: https://bbratstvo.com/yuridicheskaya-pomoshh-veteranam/metodicheskie-rekomendatsii-po-pravovoj-pomoshhi-veteranam/sluzhebnoe-zhile-dlya-voennosluzhashhih-ponyatiya-pravo-na-poluchenie-poryadok-polucheniya

О нюансах выселения из служебного жилья военнослужащих и их семей — pravo.ua

Военная служебная квартира и выселение жены

Рассматривая дела о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Суды должны давать адекватное обоснование для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и осуществлять оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры

13 ноября 2013 года Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску квартирно-эксплуатационного отдела г. Черкасс (КЭО г. Черкасс) к гр-ну Д.

о выселении из служебного жилого помещения, по заявлению гр-на Д.

о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, установила следующее.

В июне 2012 года КЭО г. Черкасс обратился в суд с указанным иском, мотивируя требование тем, что ответчик, гр-н Д., проходил военную службу в воинской части А * в г.

 Золотоноше Черкасской области и был обеспечен служебным жильем, а именно: квартирой № ** в доме по адресу: ***. В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована.

Приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** ответчик выбыл на новое место службы — в г. Харьков и был исключен из списков личного состава части. Квартира № ** в доме по адресу: *** находится на оперативном учете КЭО г.

 Черкасс и используется как служебное жилье для проживания военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей. КЭО г. Черкасс является составной частью Вооруженных сил Украины и подчинен Министерству обороны Украины.

Ссылаясь на то, что в добровольном порядке освободить служебное жилое помещение гр-н Д. не желает, КЭО г.

 Черкасс на основании статьи 124 Жилищного кодекса (ЖК) Украины, постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями» от 3 августа 2006 года № 1081 и приказа Министра обороны Украины «Об утверждении Инструкции по организации обеспечения военнослужащих Вооруженных сил Украины и членов их семей жилыми помещениями» от 30 ноября 2011 года № 737 просил суд выселить гр-на Д. вместе с членами его семьи из служебной квартиры № ** в доме по адресу: *** без предоставления другого жилого помещения.

Решением Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Решением Апелляционного суда Черкасской области от 11 апреля 2013 года решение Золотоношского горрайонного суда Черкасской области от 22 февраля 2013 года отменено и принято новое решение, которым исковые требования КЭО г. Черкасс удовлетворены. Выселены гр-н Д. и члены его семьи: гр-ка Е., гр-н О., гр-ка С. из служебного помещения, расположенного по адресу: ***, без предоставления другого жилого помещения.

Определением судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отказано в открытии кассационного производства по указанному делу.

В сентябре 2013 года в Верховный Суд Украины обратился гр-н Д.

с заявлением о пересмотре определения судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года, ссылаясь на неодинаковое применение судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, вследствие чего приняты разные по содержанию судебные решения в подобных правоотношениях.

В связи с этим гр-н Д. просит отменить определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года и принять новое решение.

Заслушав судью-докладчика, исследовав доводы заявителя, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины считает, что заявление подлежит удовлетворению частично на таких основаниях.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 355 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины заявление о пересмотре судебных решений по гражданским делам может быть подано на основании неодинакового применения судом (судами) кассационной инстанции одних и тех же норм материального права, повлекшего принятие различных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

По смыслу статьи 3604 ГПК Украины суд удовлетворяет заявление о пересмотре дела Верховным Судом Украины и отменяет судебное решение по делу, которое пересматривается на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 355 ГПК Украины, если установит, что судебное решение является незаконным.

Установлено, что гр-н Д. проходил военную службу в воинской части А * в г. Золотоноше Черкасской области.

На основании решения исполнительного комитета Золотоношского городского совета Черкасской области от 13 декабря 2005 года № ****** гр-ну Д. на семью в составе трех человек 19 декабря 2005 года был выдан ордер на занятие служебной квартиры № ** в доме по адресу: ***.

В июне 2011 года воинская часть А * была расформирована.

Приказом командующего Воздушных сил Вооруженных сил Украины от 20 июля 2011 года капитан гр-н Д. назначен на должность начальника учебно-лабораторного комплекса «БУК-М1» кафедры вооружения зенитных ракетных войск факультета зенитных ракетных войск Харьковского университета Воздушных сил.

В соответствии с приказом командира воинской части А * от 16 августа 2011 года № **** гр-н Д. исключен из списков личного состава части.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования КЭО г. Черкасс, суд апелляционной инстанции исходил из того, что, согласно статье 124 ЖК Украины, гр-н Д. после выбытия на новое место службы утратил право пользования служебным жильем, а потому подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.

Отказывая в открытии кассационного производства по делу по иску КЭО г. Черкасс к гр-ну Д. о выселении из служебного жилого помещения, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое гр-ном Д. решение апелляционного суда соответствует требованиям материального и процессуального права, изложенные в кассационной жалобе доводы выводов суда не опровергают.

Гр-н Д. отмечает, что суд кассационной инстанции при рассмотрении дела неодинаково применил одни и те же нормы материального права в подобных правоотношениях и пришел к противоположному правовому выводу, положенному в основу этого судебного решения.

Для примера приводит определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2012 года по делу по иску КЭО г. Черкасс к военнослужащему о выселении из служебного жилого помещения.

Указанным судебным решением, предоставленным заявителем для сравнения, суд кассационной инстанции, пересматривая судебные решения в подобных правоотношениях, не нашел оснований для выводов о незаконности и неправильности судебных решений по этому делу, которыми отказано КЭО г.

 Черкасс в удовлетворении его исковых требований о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. Отказывая КЭО г.

 Черкасс в удовлетворении его исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился и суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответчик относится к кругу лиц, которые в соответствии с требованиями статьи 125 ЖК Украины не подлежат выселению из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, поэтому основания для его выселения, согласно статье 124 ЖК Украины, отсутствуют.

Таким образом, существует неодинаковое применение кассационным судом одних и тех же норм материального права, а именно: статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Решая вопрос об устранении разногласий в применении судом кассационной инстанции норм материального права, Судебная палата по гражданским делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.

Согласно статье 47 Конституции Украины, каждый имеет право на жилье. Никто не может быть принудительно лишен жилья иначе, как на основании закона по решению суда.

Государство гарантирует обеспечение военнослужащих жилыми помещениями или по их желанию денежной компенсацией за надлежащее им для получения жилое помещение на основаниях, в порядке и в соответствии с требованиями, установленными ЖК Украины и другими нормативно-правовыми актами (статья 12 Закона Украины «О социальном и правовом статусе военнослужащих и членов их семей»).

В соответствии со статьей 124 ЖК Украины рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми лицами, которые с ними проживают, без предоставления другого жилого помещения.

Не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случаях, указанных в статье 124 настоящего Кодекса, в частности, семьи военнослужащих; лиц, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо сокращением численности или штата работников (статья 125 ЖК Украины).

В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об охране детства» дети — члены семьи нанимателя или собственника жилого помещения имеют право пользования занимаемым помещением наравне с собственником или нанимателем.

Государство охраняет и защищает права и интересы детей при совершении сделок относительно недвижимого имущества. Недопустимо уменьшение или ограничение прав и интересов детей во время совершения каких-либо сделок, связанных с жилыми помещениями (статья 12 Закона Украины «Об основах социальной защиты бездомных и беспризорных детей»).

В деле, которое пересматривается, гр-н Д. вынужденно сменил место прохождения службы, по новому месту службы другим служебным жильем не обеспечен.

В служебной квартире, которую получил гр-н Д. во время прохождения службы в воинской части А *, проживают и зарегистрированы его жена и двое малолетних детей.

Принимая решение о выселении из служебного жилого помещения нанимателя и членов его семьи: жены и двух детей, суд решил вопрос о правах и обязанностях членов семьи, не привлекая их к участию в деле в качестве ответчиков.

Частью 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод предусмотрено право на справедливый суд, в частности, каждый имеет право на справедливое и публичное рассмотрение его дела на протяжении разумного срока независимым и беспристрастным судом, установленным законом, который решит спор относительно его прав и обязанностей гражданского характера.

В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод каждый имеет право на уважение своей частной и семейной жизни, своего жилища и корреспонденции.

Европейский суд по правам человека, рассматривая дело «Кривицкая и Кривицкий против Украины» (№ 8863/06) 2 декабря 2010 года, установил нарушение статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основоположных свобод, отметив, что в процессе принятия решения относительно права заявителей на жилье последние были лишены процессуальных гарантий.

Международным судебным учреждением установлено нарушение национальными судами прав заявителей на жилье, поскольку суды не дали адекватного обоснования для отклонения аргументов заявителей относительно применения соответствующего законодательства и не осуществили оценку выселения в контексте пропорциональности применения такой меры.

Рассматривая дела этой категории, суды должны учитывать интересы сторон и решать такие споры в зависимости от установленного и на основании закона, а также учитывать, что вследствие выселения ответчиков без ­предоставления другого жилого помещения в связи с перемещением по службе одного из супругов, связанным с переездом в другую местность, без обеспечения жильем, нарушается право этих лиц и членов их семей на жилье.

Ответчики предоставили аргументы о невозможности их выселения без предоставления другого жилого помещения: малолетние дети, невозможность получения жилья по новому месту назначения, перевод на новое место службы не зависел от ответчика.

Указанные аргументы не учтены и не проверены, а также не установлены судом факты, свидетельствующие о явной потребности общества в жилище, которое должен освободить военнослужащий, и будет ли соответствовать выселение требованиям закона с учетом приведенных доводов ответчика.

Выводы, изложенные в определении судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 6 августа 2013 года, предоставленном гр-ном Д.

в качестве примера неодинакового применения судом кассационной инстанции одних и тех же норм материального права в подобных правоотношениях, подтверждают ­обоснованность применения закона при выселении военнослужащих с предоставлением другого жилого помещения.

Судебной палатой по гражданским делам Верховного Суда Украины установлено неодинаковое применение статей 124, 125 ЖК Украины, что привело к принятию разных по содержанию судебных решений в подобных правоотношениях.

Учитывая изложенное, определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года не может оставаться в силе, а подлежит отмене на основании пункта 1 статьи 355 ГПК Украины с направлением дела на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 355, 3603, 3604 ГПК Украины, Судебная палата по граж­данским делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-на Д. удовлетворить частично;

— определение судьи Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 15 мая 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Постановление Верховного Суда Украины является окончательным и может быть обжаловано только на основании, установленном пунктом 2 части 1 статьи 355 Гражданско-процессуального кодекса Украины.

(Постановление Верховного Суда Украины от 13 ноября 2013 года. Дело № 6-115цс13. Председательствующий — Ярема А.Г. Судьи — Григорьева Л.И., Гуменюк В.И., Лященко Н.П., Онопенко В.В., Охримчук Л.И., Патрюк Н.В., Романюк Я.М., Сенин Ю.Л.)

Источник: https://pravo.ua/articles/o-njuansah-vyselenija-iz-sluzhebnogo-zhilja-voennosluzhashhih-i-ih-semej/

Служебное жилье: понятие, правовой статус, порядок предоставления

Военная служебная квартира и выселение жены

Вы можете ознакомиться со статьей про служебное житлье также на украинском языке.

В указанной публикации рассмотрим, что такое служебные жилые помещения, какой их правовой статус, в каком порядке и на каких основаниях предоставляется служебное жилье, как проводится выселение из служебных жилых помещений согласно украинсокого законодательства. Кроме того, разберемся с аналогичными вопросами в отношении военнослужащих.

Правовой статус служебного жилья

Нормативно-правовыми актами Украины, которые определяют правовой статус служебного жилья, являются:

  • Жилищный кодекс УССР;
  • Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений и пользование ими в УССР, утвержденное постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Законодательство не содержит четкого определения понятия «служебное жилое помещение».

При этом, из анализа положений указанных выше нормативно-правовых актов следует, что служебное жилое помещение — это жилое помещение, находящееся в государственной, коммунальной, а в отдельных случаях и в частной собственности (но кроме жилых помещений, находящихся в частной собственности физических лиц), которое в связи с характером трудовых отношений предназначено для более близкого проживания работников.

Для того, чтобы жилое помещение получило статус служебного, соответствующий орган местного самоуправления на основании ходатайства администрации органа, учреждения, предприятия должен принять решение о включении жилья в число служебных. При этом согласно такому решению служебное жилое помещение закрепляется как служебное за соответствующим органом, учреждением, организацией, предприятием.

Предоставления служебных жилых помещений

В соответствии со статьей 119 Жилищного кодекса УССР служебные жилые помещения могут быть предоставлены только категориям лиц, которые определены в соответствующем Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров УССР от 04.02.1988 № 37.

Назначением служебного жилья является обеспечение возможности работников проживать вблизи от работы, учитывая особый характер их работы.

Служебные жилые помещения предоставляются лицам по решению администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия без учета их пребывания / непребывание на учете, льгот, а также очередности.

Лицо, которому предоставляется служебное жилье, должно постоянно проживать и быть зарегистрировано в населенном пункте, где находится такой орган, предприятие, учреждение, организация.

Служебное жилье предоставляется на всех членов семьи, проживаются вместе с ним. При этом, служебное жилое помещение может быть также предоставлено на жену и несовершеннолетних детей, проживающих отдельно, в том числе в другом населенном пункте.

Например: лицо проживает и зарегистрировано по месту нахождения предприятия вместе с матерью. Жена, ребенок 5 лет и отец зарегистрированы и проживают в другом населенном пункте.

В этом случае лицо может получить служебное жилье на себя, мать (как лицо, проживающего семьей с получателем служебного жилья), а также на жену и ребенка.

На отца (поскольку последний не зарегистрирован вместе с таким лицом) служебное жилье не предоставляется.

По общему правилу служебное жилье предоставляется лицам, которые не обеспечены жилыми помещениями в населенном пункте, где они работают. В то же время, когда расположение собственного жилья делает невозможным надлежащее выполнение своих трудовых (служебных) обязанностей, лицо также может быть обеспечено служебным жилым помещением.

 

Как и в случае предоставления жилья для постоянного проживания служебные жилые помещения предоставляются из расчета не более 13,65 кв.м жилой площади на каждого члена семьи. Следует также заметить то, что при предоставлении служебного жилья не учитывается наличие у лица, которому предоставляется служебное жилье, а также членов семьи приватизации.

Документы, представляемые для получения служебного жилья

Законодательством не установлено исчерпывающего перечня документов, необходимых для получения служебного жилого помещения.

В то же время, учитывая приведенные выше положения, документами, необходимыми для получения служебного жилья, являются:

  • заявление на руководство органа, предприятия, учреждения, организации о предоставлении служебного жилого помещений. В указанной заявлении целесообразно отметить составе семьи, на который будет предоставляться жилье;
  • документы, подтверждающие родственные отношения заявителя с другими членами семьи (в частности, свидетельство о браке, свидетельства о рождении и т.д.);
  • копии паспортов с отпечатками штампов о регистрации. Указанное имеет большое значение в контексте необходимости проживания членов семьи (кроме другого супруга и несовершеннолетних детей) по месту регистрации заявителя.

Порядок предоставления служебного жилья для военнослужащих

Право на обеспечение военнослужащих служебным жильем закреплено в ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Более подробно данный вопрос раскрыт в Порядке обеспечения военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями (утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.2006 № 1081).

Прежде всего следует отметить, что указанный Порядок предусматривает возможность предоставления служебного жилья только военнослужащим, у которых отсутствует жилье для постоянного проживания по месту прохождения службы.

Решение о предоставлении служебного жилья принимается командиром воинской части по согласованию с квартирно-эксплуатационным органом.

Служебное жилье предоставляется также без учета льгот, очередности, пребывания или непребывания военнослужащего на квартирном учете.

Перемещение военнослужащего для прохождения военной службы в другое место прохождения службы влечет необходимость освобождения служебного помещения. Также когда военнослужащий освобождается от военной службы он подлежит выселению из служебного жилого помещения, кроме случаев, когда иное не установлено законодательством Украины.

Вопрос об исключении жилья из числа служебных может быть инициирован военнослужащим только при наличии у него 20 календарных лет выслуги на военной службе, учитывая положения ст. 12 Закона Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей».

Приватизация служебных жилых помещений

В соответствии со ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» не подлежат приватизации квартиры, признанные в установленном порядке служебными жилыми помещениями.

В связи с этим для того, чтобы жилье можно было приватизировать, первым шагом должен быть его вывод из числа служебных. В соответствии с Положением-37 основаниями для исключения квартиры из числа служебных являются:

  • отсутствие потребности в дальнейшем использовании жилья в качестве служебного;
  • исключения в установленном порядке жилья из числа служебных.

Исключение жилья из числа служебных осуществляется по ходатайству администрации органа, учреждения, учреждения, предприятия.

При этом, исключение жилья из числа служебных без принятия решения о выселении семьи (необходимости освобождения) фактически следует рассматривать как предоставлениее жилья этой семье для постоянного проживания.

Таким образом, при изучении возможности принятия решения об исключении жилья из числа служебных должен быть одновременно выяснен вопрос о наличии правовых оснований для предоставления указанного жилья для постоянного проживания семье, проживающего в таком служебном жилье. В частности, в таких случаях в обязательном порядке выясняются вопросы пребывания лица, а также членов его семьи на квартирном учете, наличие в их собственности жилья, приватизации и тому подобное.

Учитывая указанное, приватизация занимаемого служебного жилья возможна только после исключения его в установленном порядке из числа служебных.

Выселение из служебных жилых помещений

Следует отметить, что нормы жилищного законодательства являются достаточно устаревшими. Кроме того, в некоторых случаях положения по обеспечению жильем для постоянного проживания и положения, касающиеся служебных жилых помещений, не в полной мере согласуются между собой. Указанное приводит к возникновению достаточно интересных и дискуссионных с правовой точки зрения ситуаций.

Прежде всего стоит обратить внимание, что по общему правилу лица, прекратившие трудовые отношения с органом, учреждением, организацией, предприятием, подлежат выселению из служебного жилого помещения вместе со всеми другими членами семьи без предоставления другого жилого помещения.

Статьей 125 Жилищного кодекса УССР установлен перечень случаев, когда лица, проживающие в служебных жилых помещениях, не подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.

К таким категориям лиц, в частности, относятся:

  • лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет;
  • инвалиды;
  • лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников;
  • одинокие лица с несовершеннолетними детьми, которые проживают вместе с ними;
  • семьи военнослужащих.

Помещение, предоставляемое в связи с выселением должно находиться в этом же населенном пункте и отвечать санитарным и техническим требованиям.

Предоставление служебного жилья и обеспечение жильем для постоянного проживания

Несогласованность отдельныз положений законодательства может приводить к возникновению следующих ситуаций:

Лица, получившие служебное жилье и находящиеся на квартирном учете, после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии других оснований, определенных ст.

125 Жилищного кодекса УССР, фактически приобретают право на получение этого жилья для постоянного проживания без соблюдения очередности, что не в полной мере согласуется со ст.

43 Жилищного кодекса УССР, которым предусмотрено предоставление жилья в порядке очередности.

Лица, получившие служебное жилье и даже не находятся на квартирном учете, не подлежат выселению из служебного жилого помещения после 10 лет работы на предприятии, учреждении, организации или наличии другой на основаниях, определенных ст. 125 Жилищного кодекса УССР.

Указанное жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него не может быть выселено без предоставления другого помещения и в то же время оно не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных и предоставлении его для постоянного проживания.

Как было отмечено выше, лицо может получить служебное жилье в том числе без учета обеспеченности жильем и наличии приватизации.

В связи с этим, в случае наличия у лица и членов его семьи приватизации, служебное жилье не может быть в дальнейшем исключено из числа служебных и предоставлено для постоянного проживания.

Указанное обусловлено необходимостью учета при предоставлении жилья для постоянного проживания наличии другого жилья на праве частной собственности (в том числе приватизации) в соответствии со ст. 48 ЖК УРСР.

Как и в вышеупомянутом случае жилое помещение фактически приобретает «зависший статус», то есть лицо из него выселено не может быть и в то же время лицо, которое в нем проживает не имеет права инициировать вопрос об исключении жилья из числа служебных, предоставлении его для постоянного проживания .

Возможными вариантами при решении сложившейся ситуации является принятие решения о предоставлении другого жилья для постоянного проживания, соответствующий по площади установленным законодательством требованиям, и одновременно принятие мер по выселению лица из служебного жилья.

Выводы

Таким образом, учитывая вышеизложенное, следует отметить, что:

  1. Законодательством Украины достаточно подробно урегулированы вопросы предоставления служебного жилья.
  2. Приватизация служебного жилья возможна только после исключения такого помещения из служебных и предоставление его лице для постоянного проживания, как таковой, нуждающейся в улучшении жилищных условий (находится на квартирном учете).
  3. Законодательством Украины установлены случаи, когда выселение человека из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения не допускается.

Звертаємо увагу шановних читачів, що ми у коментарях до статті не надаємо юридичних консультацій щодо вирішення конкретних ситуацій. Якщо вам необхідна наша практична допомога, скористайтесь розділом ПОСЛУГИ.

Оцініть змістовність та корисність статті

(26 голосів, середняя оцінка: 4,77 из 5)

Источник: http://jurist-blog.com.ua/ru/slugbove-2.html

Абсолютное право
Добавить комментарий