Приоритетное зачисление при прочих равных условиях, место в студенческом общежитии, социальная стипендия, распределение с учетом состояния здоровья — почему же среди людей с инвалидностью всего 14 процентов имеют высшее образование и почти 4 процента никогда нигде не учились? Офис по правам людей с инвалидностью провел исследование доступности белорусских вузов.
По данным Министерства образования, в 2012—2013учебном году в белорусских вузах на дневной форме обучались почти 1,5 тысячи«особенных» студентов. В 2013 году поступили в вузы 326 абитуриентов синвалидностью.
Больше всего студентов с инвалидностью учится вБелорусском государственном университете.
Чтомешает людям с особенностями учиться в белорусских вузах?
1. Недоступнаяаудитория. Отсутствие безбарьерной среды нередко останавливаетабитуриентов, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата и слабовидящих.
Даже если удается попасть внутрь корпуса, сложности возникнут услепого при переходе из одной учебной аудитории в другую, у колясочника — при попыткеподняться на верхний этаж или вписаться в узкий дверной проем аудитории.
Туалетытоже не приспособлены для людей с особенностями.
Корпуса многих учебных заведений построены 40—50 летназад, когда о доступности их для инвалидов мало задумывались. Сегодня же наликвидацию барьеров не хватает финансов.
Юрист Офиса по правам людей с инвалидностью Ольга Трипутень
— Одни вузы ссылаются, что у них «в уставе непредусмотрены расходы на создание безбарьерной среды», другие убеждают, что«создали элементы безбарьерной среды», а частные учебные заведения отмахиваются— средств нет, потому что они находятся на самофинансировании, — отмечает юристОфиса по правам людей с инвалидностью ОльгаТрипутень. — В вузах, конечно, проводится реконструкция зданий, помещенияоборудуются поручнями, лифтами, пандусами. Однако говорить о повсеместносозданной безбарьерной среде преждевременно.
2.Транспортный вопрос. Нерешенным для студентов с особымипотребностями пока остается транспортный вопрос. Они часто нуждаются в подвозена учебу.
— В действующем законодательстве есть нормы, четкорегулирующие порядок бесплатного подвоза обучающихся в государственныхучреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования.
С тем, какдобраться на занятия в вуз, дела обстоят иначе, — рассказывает Ольга Трипутень.
—Только в Минске и Минском районе для людей, имеющих опорно-двигательныенарушения, организован бесплатный транспорт.
Но пользоваться этой услугой могут не все категориилюдей, имеющих инвалидность. Есть и другие специфические особенности. Например,согласно этой программе, студенты дневной формы обучения, передвигающиеся наколяске, могут воспользоваться бесплатным транспортом дважды в неделю.
— Безусловно, здесь налицо улучшение положениястудентов-колясочников в части доступа к образованию, однако предоставлениятаких услуг два раза в неделю недостаточно для полноценного участия в процессеобучения, — говорит эксперт.
3.Без педагогов и «говорящих» учебников. Что еще мешает людям с инвалидностью учиться? Отсутствие специальных средств и методик для обучения, атакже преподавателей, которые готовы профессионально работать с такойкатегорией студентов.
В бюджетной классификации высших учебных заведенийнет отдельных статей расходов на модернизацию специальных образовательныхпрограмм для лиц с нарушением зрения и слуха.
— Это делает практически невозможным участие их вучебном процессе, — заключает Ольга Трипутень.
В целом эксперты отмечают такую тенденцию:возможность получения высшего образования напрямую связана со степеньюинвалидности и видом нарушения здоровья. Опрос, проводившийся в Беларуси,показал, что высшее образование имеют 10,7 процента людей с инвалидностью снарушениями зрения, 6,3 процента – с нарушением слуха и только 6 процентоввзрослых граждан, передвигающихся на коляске.
Люди с инвалидностью по психическому профилю(психические заболевания, заболевания нервной системы и аномалии развития)менее остальных категорий вовлечены в образовательный процесс, имеютминимальные возможности для получения высшего образования.
4.Без дистанционного обучения. В европейских странахдавно и эффективно студенты с инвалидностью получают образование дистанционно. Естьтакая возможность и во многих постсоветских странах — России, Казахстане,Таджикистане, Кыргызстане.
— В Беларуси отсутствует законодательноерегулирование вопросов дистанционного обучения для людей с инвалидностью, —отмечает юрист Ольга Трипутень. — Хотя именно такой подход помог бы им получатьвысшее образование. Нужно активно использовать для обучения интернет, проведениеонлайн-консультаций. Это было бы особенно удобно для тех, кто проживает всельской местности.
5.Не пускают быть милиционером. Часто на выбор будущейпрофессии влияют медицинские документы, в которых приводится переченьрекомендованных специальностей для абитуриента с инвалидностью.
— Двусмысленный ответ мы получили из Академии МВД:«Лица, имеющие инвалидность разных групп, не могут получать высшее образованиев Академии МВД за счет бюджетных средств». Такие ограничения носят явнодискриминационный характер, — приводит пример Ольга Трипутень.
Юристы обращают внимание, что право на образование недолжно быть увязано с правом на труд. У абитуриента должна быть возможностьполучить любую профессию, а если он не сможет работать – это его личноедело.
Университетдля всех
Варшавский университет почти два десятка летпозиционирует себя как «университет для всех». Он считается одним из самыхдоступных вузов Польши. Здесь создана не только безбарьерная среда, но испециальный центр по поддержке студентов с разными видами инвалидности.
— У нас нет людей с ограниченными возможностями, унас учатся люди с особыми потребностями, – рассказывает создатель центра Павел Вдувик, незрячий выпускник вуза.– Я предложил создать такой центр после того, как побывал на стажировке вСоединенных Штатах. Там я понял, что сделать образование доступным – реально.Вернулся и в 1996 году основал центр помощи в Варшаве.
ПавелВдувик, демонстрируя органайзер для незрячих, напоминает, что сегодня техникаможет значительно облегчить учебу студентам с инвалидностью
Как рассказал представитель Варшавскогоуниверситета, в центре работают специалисты, готовые помочь в учебе. Можнопопросить о помощи сурдопереводчика, если есть проблемы со слухом.
Если плоховидишь — специалисты озвучат учебник, а сам студент может напечатать егоазбукой Брайля на специальном принтере или одолжить сканер, помогающийрасшифровывать страницы.
Те студенты, что испытывают трудности в передвижении,могут обратиться за курсом пространственной ориентации: им помогут лучшесориентироваться в университетском дворе, разработают наиболее удобный маршрутиз дома в вуз.
На территории университета здания приспособлены длялюдей с особыми потребностями – есть перила, пандусы, специальные подъемники,расширены лифтовые шахты и дверные проемы, есть просторные туалеты ибеспрепятственный вход в кафе, библиотеку. В студенческих общежитияхорганизованы удобные комнаты для людей с инвалидностью, созданы парковочныеместа, для передвижения по территории можно заказать приспособленныймикроавтобус.
Устудентов с инвалидностью обычно нет сложностей с парковкой – для этогоотведены специальные места
Дляперемещения по студенческому городку можно воспользоваться специальным такси
Длятого, чтобы попасть на верхние этажи в зданиях без лифтов предусмотрены воттакие подъемники
Все это дало возможность более тысячи студентов сособенностями получать здесь высшее образование.
И главное, как пояснил Павел Вдувик, дляабитуриентов с инвалидностью нет никаких льгот при поступлении: если знанияпозволяют – студентом станешь. Дальше уже начинается обязанность университетапо обеспечению равного доступа ко всем образовательным материалам и занятиям.
Поначалу такая деятельность финансировалась за счетуниверситета, для преобразования архитектуры университета искали спонсоров, аволонтеры адаптировали учебные материалы. Однако последние пять лет финансовыесредства выделяются из средств госбюджета.
Университетысо знаком «плюс»
Хороший пример совершенствования инфраструктуры внашей стране — Белорусский государственный педагогический университет имениМ.Танка. Здесь корпуса оборудовали лифтами, установлены пандусы, в кафе естьсанузел для людей с инвалидностью, в общежитиях – комнаты, для студентов наколясках, заезд к общежитию со стороны стоянки оборудован пониженным пандусом.
В Гомельском государственном университете имени Ф. Скориныкаждый год закупают современные средства обучения: компьютеры, мультимедийное илингафонное оборудование.
В Брестском государственном университете имениА.С.Пушкина есть учебные аудитории для незрячих и слабо видящих студентов.
В Гродненском государственном университете имениЯ.Купалы в практику входит проведение вебинаров.
В некоторых вузах вступительные экзаменыадаптированы с учетом разных видов инвалидности и «носят индивидуальныйхарактер».
В белорусских университетах нередко есть возможность составитьиндивидуальный график обучения с ориентацией на самостоятельную работу внеучебных аудиторий. Витебский государственный университет имени П.М.
Машерова проводитнабор на ряд специальностей по дистанционной форме обучения, в том числе и длялюдей с инвалидностью.
Девятьпринципов доступности
Эксперты считают: пора уходить от частностей. Они предлагаютразработать общую стратегию, которая сделала бы высшее образование доступным
Инклюзия высшего образования, равный доступ квысшему образованию, недискриминация, индивидуальный подход, компетентностьакадемического персонала, совершенствование учебных методик, физическаябезбарьерность и достаточность технологий и вспомогательных устройств,ответственность университетов за доступность образования и преимущественногосударственное финансирование — вот те самые принципы, которые должны статьнормами.
Директор Офиса по правам людей с инвалидностью Энира Броницкая
— На них должно ориентироваться государство впроцессе регулирования права на высшее образование. Это — векторы, без которыхневозможно двигаться дальше, — отмечает директор Офиса по правам людей синвалидностью Энира Броницкая. — Девять принципов — это далеко не полныйсписок, он может дополняться. На наш взгляд, руководящие принципы должныперейти в общий Закон об образовании.
+ Кто превращает инвалидов виждивенцев?
«Больше 10 профессий никто не пишет». В Беларуси планируют убратьобязательный список профессий для инвалидов
Источник: https://zautra.by/news/news-14322
Содержание
- 1 Льготы при поступлении в вуз 2020 в подробностях
- 2 Льготы при поступлении
- 3 Льготы при поступлении в ВУЗ в 2019-2020 году
- 3.1 Кто имеет право на льготу и какие виды предусмотрены
- 3.2 Зачисление без экзаменов
- 3.3 Квоты
- 3.4 Имеющие преимущества перед другими абитуриентами
- 3.5 Основные положения о порядке поступления в ВУЗ
- 3.6 Какие льготы при поступлении в ВУЗ
- 3.7 Многодетным семьям
- 3.8 Инвалидам
- 3.9 При потере кормильца
- 3.10 Детям ветеранов боевых действий
- 3.11 Сиротам
- 3.12 Перечень олимпиад
- 3.13 Куда обращаться и как воспользоваться
- 3.14 Необходимые документы
- 3.15 Заключение
- 4 Все о льготах для инвалидов 3 группы
- 5 Как поступить в Академию МВД: отвечаем на вопросы читателей If.by
Льготы при поступлении в вуз 2020 в подробностях
Все о льготах при поступлении в вуз 2020
Льготы при поступлении существуют для того, чтобы у всех слоев населения был одинаковый доступ к высшему образованию. О том, какие категории абитуриентов могут претендовать на особые права при поступлении и как ими воспользоваться эта статья.
Что такое льготы при поступлении вообще?
Существует несколько видов квот при поступлении:
1) зачисление в учебное заведения без сдачи экзаменов и в обход конкурса;
2) квоты, дающие право поступления на льготных основаниях некоторым категориям абитуриентов;
3) право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими абитуриентами.
Какие бывают льготы при поступлении? Кто может поступить в вуз по льготам?
Пройдемся по категориям…
1) Итак, на право поступить без сдачи экзаменов и прохождения конкурса могут рассчитывать:
- победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (подробнее об школьных олимпиадах тут); Важно: далеко не все олимпиады дают право поступления вне конкурса. Подробнее по ссылке чуть выше.Также важно, что по олимпиаде можно поступать в 1 вуз. То есть вы можете подать заявление в 5 вузов, но претендовать на поступление без конкурса можете только в 1-м университете на одну специальность.
- члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам Важно, чтобы профиль олимпиады, в которой вы заняли первое место, соответствовал профилю специальности, на которую вы хотите по ней поступить. В противном случае 1-е место ничего не дает.
- лица, занявшие 1-е месте на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх;
- чемпионы мира, Европы. ВАЖНО: спортивные достижения дают вам право поступить без конкурса и вступительных экзаменов только на специальности, связанные с физической культурой и спортом. Если вы чемпион Олимпийских игр, но хотите поступить на, например, специальности «Прикладная информатика», то максимум, на что вы можете претендовать, это доп. баллы к ЕГЭ за дополнительные достижения.
2) Поступить льготно при условии успешного по квоте могут следующие абитуриенты:
- инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
- инвалиды детства;
- инвалиды, ставшие ими при прохождении военной службы (военная травма или заболевание, приобретенное в армии).
Для вышеперечисленных абитуриентов каждый год выделяется не менее 10% от всех бюджетных мест.
Важно, чтобы у вас не было противопоказаний к обучению в выбранном университете и вы успешно сдали вступительные испытания.
3) Кто имеет право на преимущественное зачислении при равенство баллов с другими абитуриентами:
- абитуриенты, которым еще не исполнилось 20 лет, имеющие только 1-го родителя – инвалида I группы при доходе на 1-го человека в семье меньше прожитого минимума;
- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
- те, кто подвергся действию радиации по причине катастрофы на Чернобыльной АЭС;
- дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
- дети умерших или погибших Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
- дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей;
- дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы;
- военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров;
- инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий;
- граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ;
- те, кто участвовал в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках на военных объектах;
- военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, а также, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.
Как воспользоваться льготами при поступлении?
Для этого вам нужно приложить к подаваемым при поступлении докам документы, которые подтверждают ваше право на получении льгот. Справки, прочие документы и т.д.
Подводим итоги уходящего года. Абитуриенты 2019 года заняли около 390 000 бюджет..
Накануне публикации результатов итогового сочинения напомним, что это один из не..
Источник: https://vuzopedia.ru/articles/20
Льготы при поступлении
Характер льгот для поступающих различен. Льготы предусматривают для разных категорий граждан возможность поступления без экзаменов, вне конкурса, с учетом преимущественного права на зачисление.
При этом в 2009 году из категорий льготников были исключены выпускники – обладатели золотой или серебряной медалей.
Однако, по рекомендации министерства образования, при проведении конкурсных процедур среди абитуриентов с одинаковыми результатами ЕГЭ у вузов осталось право принять во внимание наличие медали.
Кроме того, многие негосударственные вузы, принимая медалистов, предоставляют им скидки на обучение.
Без экзаменов
Без вступительных испытаний в вузы при поступлении на соответствующие профильные специальности принимаются:
- победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников;
- члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметами сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации, по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю Всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады;
- чемпионы и призеры Олимпийских, Парлимпийских и Сурдлимпийских игр;
- победители и призеры вузовских олимпиад школьников (по правилам, установленным вузом).
Вне конкурса
Для зачисления на первый курс достаточно успешно пройти вступительные экзамены, при этом результат экзамена должен быть не ниже минимального значения, устанавливаемого ежегодно Рособрнадзором.
На бюджетные места вне конкурса принимаются:
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих вузах;
- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»
- военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также на подготовительные отделения федеральных государственных вузов для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения (постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 года №78).
- другие категории граждан, предусмотренные законодательством РФ.
Преимущественное право
Преимущественное право на зачисление выражается в приоритете при прочих равных условиях. Например, если самый низкий проходной балл имеют пять человек, а место только одно, то приемная комиссия принимает решение на основании преимущественного права, если таковое есть у кого-то из поступающих.
При поступлении в вуз преимущественное право на зачисление имеют:
- граждане, уволенные с военной службы, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний;
- дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом. Порядок определения лиц, принимавших участие в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом, устанавливается в соответствии с федеральными законами;
- дети граждан, погибших вследствие военной травмы;
- граждане других категорий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Правила приема 2010 года предусматривают так же возможность поступления на основании вступительных испытаний, установленных самим учебным заведением, для отдельных категорий абитуриентов:
- с ограниченными возможностями здоровья (в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ);
- получившие полное среднее образование до 1 января 2009 года при приеме на вечернюю и заочную формы обучения;
- имеющие среднее профессиональное образование при поступлении на программы бакалавриата и подготовки специалиста по соответствующему профилю;
- иностранные и российские граждане, получившие среднее образование в иностранных образовательных учреждениях.
ВНИМАНИЕ!
Льготы распространяются только на государственные и муниципальные учебные заведения. Однако негосударственные учебные заведения по своему усмотрению могут принимать во внимание те или иные положения законодательства. Задать вопрос о наличии льгот можно, обратившись в приемную комиссию выбранного вуза.
Как воспользоваться льготой
Абитуриенты, имеющие право на льготы при поступлении, подают документы в приемную комиссию наравне со всеми остальными. При этом к стандартному набору бумаг прилагаются необходимые справки (об инвалидности, о назначении опекунства и т.д.).
Юридический отдел института рассматривает личные дела всех поступающих и принимает решение о предоставлении льгот.
Если решение, вынесенное администрацией, не устраивает абитуриента, он имеет право обращаться в вышестоящие инстанции – Департамент образования или Министерство образования и науки РФ (в зависимости от статуса учебного заведения). В крайнем случае, абитуриент (или его представитель) имеет право подать в суд.
ВНИМАНИЕ!
Подделка документов преследуется по закону. Приемные комиссии в большинстве случаев легко определяют поддельные справки об инвалидности. Если мошенничество раскрывается – вуз обязан будет довести дело до суда.
Подготовлено: MoeObrazovanie.ru
Перейти к статьям “ЕГЭ 2010” →
Перейти к статьям “Ответы на главные вопросы ” →
Перейти к статьям “и” →
Перейти к статьям “Статистика” →
Перейти к профориентационным центрам →
Источник: https://moeobrazovanie.ru/lgoti.html
Льготы при поступлении в ВУЗ в 2019-2020 году
Получение высшего образования — важный последовательный этап в жизни каждого целеустремленного гражданина, получившего аттестат об окончании школы. Освоение специальности, подтвержденной дипломом, существенно увеличивает шансы на трудоустройство на перспективное место работы с достойной оплатой и возможным карьерным ростом.
Законодательство РФ предусматривает ряд категорий социально незащищенных групп, которым положены льготы при поступлении в ВУЗ.
Одной из актуальных проблем современного общества является низкий уровень правовой осведомленности, и далеко не каждый знает, кому и какие предусматриваются преференции в сфере образования действующим законодательством РФ.
Кто имеет право на льготу и какие виды предусмотрены
В зависимости от принадлежности к той или иной категории предусматриваются следующие льготы:
- внеочередное зачисление в ВУЗ без необходимости сдачи вступительных экзаменов;
- льготное зачисление по квоте при условии успешной сдачи вступительных тестов;
- зачисление на льготной основе в подготовительные группы на бюджетную форму обучения;
- иные преференции, предусмотренные федеральным и региональным законодательством РФ.
Граждане, имеющие право на льготу при поступлении в высшее учебное заведение, подразделяются на три категории привилегированных кандидатов на место:
- зачисляемые без необходимости сдачи вступительных экзаменов;
- поступившие в ВУЗ по квоте;
- имеющие преимущество перед остальными абитуриентами.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Зачисление без экзаменов
К данной категории относятся лица:
- участвовавшие во всероссийской олимпиаде, и занявшие призовые места, подтвержденные соответствующим дипломом;
- принявшие участие в международной олимпиаде по школьной программе, предметы которой соответствуют специализации выбранного ВУЗа;
- прошедшие ЕГЭ на «отлично» с максимальным набором баллов;
- ставшие чемпионами или призерами спортивных Олимпийских игр — касается ВУЗов спортивной специализации.
Квоты
Квотированные места — набор ограниченного количества абитуриентов для обучения в образовательном учреждении на бюджетной основе.
Поступить в ВУЗ по квоте могут:
- лица, имеющие 1 или 2 группу инвалидности, а также инвалиды детства;
- лица, получившие инвалидность в период несения воинской службы и участия в боевых действиях;
- сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей в результате их смерти либо лишения родительских прав;
- ветераны войны;
- лица, не достигшие 20 лет, воспитываемые родителями-инвалидами 1-2 группы. При этом, сумма ежемесячного дохода семьи не должна превышать МРОТ, установленный в регионе.
Имеющие преимущества перед другими абитуриентами
К данной категории относятся:
- дети-инвалиды и сироты;
- пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС;
- дети родителей, участвовавших и погибших в боевых действиях в результате полученной смертельной травмы;
- дети кавалеров ордена Славы, Героев СССР и иных лиц, имеющих государственные награды;
- дети сотрудников прокуратуры, погибших при исполнении служебных обязанностей;
- дети сотрудников силовых и правоохранительных государственных структур;
- пострадавшие в результате проведения радиоактивных испытаний;
- контрактные военнослужащие, отслужившие не менее 3 лет.
Читать так же: Льготы опекунам инвалидов 1 группы
Основные положения о порядке поступления в ВУЗ
Подавая документа на поступление в ВУЗ, абитуриент должен понимать, что это вступление в правовые отношения, регламентированные соответствующими нормами законодательства.
При подписании договора с образовательным учреждением необходимо знать основные положения гражданского законодательства о порядке заключения сделок.
В качестве предмета соглашения указывается предоставление образовательных услуг по выбранному направлению. Также в тексте договора отображается:
- уровень образования;
- срок и форма обучения.
Частью 1 статьи 55 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливается, что зачисление студентов в ВУЗы осуществляется на равных условиях, исключая какие-либо признаки дискриминации по половому признаку, расовым, идеологическим, политическими или религиозным соображениям.
Часть 4 этой же статьи закрепляет, что прием в образовательное учреждение осуществляется на конкурсной основе по результатам прохождения вступительных экзаменов по системе ЕГЭ или установленных ВУЗом.
Какие льготы при поступлении в ВУЗ
Предлагается рассмотреть разновидности преференций, предоставляемых различным категорий граждан РФ.
Многодетным семьям
Российское законодательство не содержит в себе норм, касающихся предоставления каких-либо льгот детям из многодетных семей, касающихся предоставления права на внеочередное зачисление в ВУЗ. По этой причине поступление в образовательное учреждение происходит на общих основаниях.
Родители должны с раннего возраста позаботиться о надлежащем обучении ребенка в ДОУ и школьных учреждениях, чтобы к моменту поступления в ВУЗ абитуриент имел достижения, награды, полученные по результатам участия в образовательных конкурсах и олимпиадах, а также стабильно показывал высокие результаты в учебе.
Не стоит упускать из внимания иные виды социальных льгот, которые способствую нормальному процессу обучения до момента поступления в ВУЗ. Более того, при зачислении в высшее образовательное учреждения, социальные льготы сохраняются до момента получения диплома об окончании ВУЗа.
Инвалидам
Часть 5 статьи 71 Закона «Об образовании в РФ» регламентирует льготы инвалидам при поступлении в высшее образовательное учреждение. Речь идет о лицах, имеющих статус:
- инвалида детства, а также 1-2 группы;
- ребенка-инвалида;
- утратившего дееспособность в результате военных действий или болезни.
Указанная льготная категория граждан вправе рассчитывать на зачисление в ВУЗ в пределах квоты, установленной образовательным учреждением.
При потере кормильца
Граждане, потерявшие кормильца, при поступлении в ВУЗ имеют право на внеочередное зачисление в образовательное учреждение на бесплатное обучение.
Кроме того, указанной льготной категории назначается обязательная социальная стипендия.
Детям ветеранов боевых действий
Как и в случае с детьми из многодетных семей, для детей ветеранов не предусматривается каких-либо преференций при поступлении в ВУЗ, а зачисление происходит на общих основаниях.
Сиротам
Государство предусмотрело возможность сиротам бесплатно пройти подготовительные курсы для изучения материала перед поступлением в ВУЗ.
Указанная категория граждан может быть зачислена в высшее учебное заведение по квоте при условии наличия аттестата о получении основного общего или среднего образования.
Перечень олимпиад
Часть 4 статьи 71 Закона «Об образовании в РФ» закрепляет перечень категорий лиц, имеющих право на зачисление в ВУЗ без конкурса и вступительных экзаменов, а именно:
- лица, победившие или занявшие призовые места на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников;
- члены сборных РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным дисциплинам;
- победители и призеры Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр;
- чемпионы мира, Европы
Читать так же: Субсидии на выполнение государственного задания
Куда обращаться и как воспользоваться
Будущий студент, имеющий право на льготу при поступлении собирает необходимый пакет документов и подает в приемную комиссию ВУЗ со всеми остальными абитуриентами.
Юридический отдел образовательного учреждения рассматривает предоставленные документы и принимает решение о возможности предоставления льготы.
Необходимые документы
Абитуриенту потребуется:
- паспорта гражданина РФ;
- школьный аттестат;
- результаты ЕГЭ;
- справка о прохождении медицинского осмотра.
Это базовый набор, который потребуется любому поступающему в ВУЗ, а льготнику потребуется дополнительно предоставить документальное обоснования наличия права на привилегию в зависимости от категории преференции.
Заключение
Российское законодательство предусматривает ряд льгот для отдельных категорий граждан, которым предоставляется право на привилегированное или внеочередное зачисление в образовательное учреждение.
В каждом случае потребуется документально подтвердить наличие права на льготу, и если членами комиссии будет принято решение о предоставлении льготного места, то студент поступает в ВУЗ на бюджетную форму обучения.
Законодательная база постоянно претерпевает изменения и возможно перечень лиц, которые могут рассчитывать на льготное зачисление в ВУЗ будет расширен.
Источник: https://zakonoved.su/lgoty-pri-postuplenii-v-vuz.html
Все о льготах для инвалидов 3 группы
Очень часто в Офис по правам людей с инвалидностью обращаются граждане, не знающие собственных прав и льгот. Поэтому юристы Офиса собрали все льготы из разных нормативных актов в один документ.
Вот полный перечень льгот для людей с инвалидностью 3 группы
1. Инвалиды III группы обеспечиваются лекарствами по рецептам лечащих врачей, а с заболеваниями хирургического профиля – и перевязочными материалами (при наличии заключения врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения) с 50-процентной скидкой от их стоимости, если они не пользуются правом на получение лекарств на более льготных условиях.
2. Инвалиды имеют право на преимущественное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях и аптеках, а также на первоочередное обеспечение санаторно-курортным лечением в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь.
3. Инвалиды III группы имеют преимущественное право на зачисление в учреждения Республики Беларусь, обеспечивающие получение высшего образования, при одинаковом количестве баллов.
4. Инвалиды III группы при отсутствии медицинских противопоказаний при одинаковом общем количестве баллов имеют преимущественное право на зачисление в учреждения образования Республики Беларусь, обеспечивающие получение среднего специального образования.
5. Инвалиды III группы при отсутствии медицинских противопоказаний пользуются преимущественным правом (при других одинаковых условиях) при зачислении в учебные заведения профтехобразования.
6. Инвалидам с учетом индивидуальных программ реабилитации обеспечивается право работать у нанимателей с обычными условиями труда, а также в специализированных организациях, цехах и на участках.
7. Отказ в заключении трудового договора либо в продвижении по работе, увольнение по инициативе нанимателя, перевод инвалида на другую работу без его согласия по мотивам инвалидности не допускается, за исключением случаев, когда в соответствии с медицинским заключением состояние его здоровья препятствует выполнению трудовых обязанностей либо угрожает его здоровью и безопасности труда.
8. Не допускается расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, медико-профессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях независимо от срока пребывания в них.
9. Инвалидам при приеме на работу не устанавливается испытание.
10. Работающим инвалидам наниматель обязан создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в том числе путем организации их профессионального обучения на производстве, надомного труда.
Условия труда, в том числе оплата, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность трудового отпуска, устанавливаются трудовым договором, коллективным договором, соглашением и не могут ухудшать положение или ограничивать права инвалидов по сравнению с другими работниками.
11.
Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в ночное время, в государственные праздники и праздничные дни, работе в выходные дни допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена в соответствии с медицинским заключением. Направление инвалидов в служебную командировку допускается только с их согласия. Наниматель вправе уменьшать инвалидам нормы выработки в зависимости от состояния их здоровья.
12. Инвалидам предоставляется трудовой отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Инвалиды, работающие в учебно-производственных предприятиях общества глухих, имеют право на кратковременный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в период, согласованный инвалидом с нанимателем.
13. При сокращении численности или штата работников инвалидам при равной производительности труда и квалификации отдается предпочтение в оставлении на работе.
14. Инвалиды, работающие в специализированных организациях, цехах, на участках для использования труда инвалидов, имеют преимущественное право на оставление на работе независимо от производительности труда и квалификации.
15. Инвалиды, работавшие до ухода на пенсию у нанимателя, сохраняют наравне с его работниками право на медицинское обслуживание, обеспечение жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения, а также на другие социальные услуги и гарантии, предусмотренные коллективными договорами, соглашениями.
16. Инвалидам III группы гарантирована социальная помощь со стороны государства в виде трудовой либо социальной пенсии по инвалидности.
17. Инвалиды с детства имеют право на пенсию по возрасту: мужчины – по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Инвалидам с детства, инвалидность которым установлена пожизненно, пенсия по возрасту увеличивается на 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту.
18. Инвалидам государством предоставляется техническое средство социальной реабилитации в пользование в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации, выделяемых инвалидам бесплатно или на льготных условиях (инвалидам по слуху – слуховой аппарат, телефон с усилителем звука, световой будильник, сигнализатор звука «Няня»).
19. В случае не предоставления инвалиду технического средства социальной реабилитации, предусмотренного программой реабилитации, ему выплачивается компенсация в порядке, установленном законодательством.
20. При распределении жилых помещений местные исполнительные и распорядительные органы, другие юридические лица учитывают потребности инвалидов в выделении им жилых помещений вблизи места их работы, места жительства их родственников, учреждений реабилитации.
21. Инвалидам по их просьбе предоставляются жилые помещения на нижних этажах или в домах, имеющих лифты. Предоставляемые инвалидам жилые помещения должны соответствовать санитарно-техническим требованиям, определяемым с учетом состояния здоровья инвалидов.
22. Инвалиды с детства имеют право на первоочередное обеспечение общежитием.
Источник: https://eurobelarus.info/news/society/2012/11/15/vse-o-l-gotah-dlya-invalidov-3-gruppy.html
Как поступить в Академию МВД: отвечаем на вопросы читателей If.by
Условия поступления в Академию МВД Беларуси вызывают повышенный интерес у читателей interfax.by. Удовлетворяем интерес потенциальных абитуриентов.
Высшая школа благородных девиц
«Подскажите, пожалуйста, можнолипоступатьвАкадемиюМВДдевушкепосле 9 классов?» — спрашивает нас автор одного из вопросов.
В конкурсе на поступление в академию для получения высшего образования I ступени в дневной форме получения образования могут принимать участие граждане РБ, имеющие общее среднее, профессионально-техническое с общим средним или среднее специальное образование и прошедшие профессиональный отбор, из числа:
- сотрудников, состоящих в должностях рядового и младшего начальствующего состава, военнослужащих в возрасте до 30 лет;
- гражданской молодежи, которой в году поступления исполняется либо уже исполнилось 17 лет, но не старше 25 лет.
В конкурсе на заочное отделение (образование I ступени) имеют возможность участвовать сотрудники, военнослужащие внутренних войск (за исключением военнослужащих, проходящих срочную военную службу), имеющие общее среднее, профессионально-техническое с общим средним, среднее специальное или высшее неюридическое образование, в возрасте до 35 лет.
Таким образом, лица с базовым средним образованием, будь то девушки или юноши, не смогут стать абитуриентами академии.
«А глаз — как у орла»
«Смогулияпоступитьнаоперативно–розыскнуюдеятельность, еслиуменязрение -3,0?» — интересуется наш гость Валентина.
В академии обозревателю портала interfax.by сообщили, что среди требований, предъявляемых к состоянию здоровья кандидатов для поступления на учебу в Академию и иные учреждения образования МВД действительно есть и те, что касаются зрения.
В частности, острота зрения должна быть не ниже:
- без коррекции: для дали — 0,6/0,6 (при поступлении на факультет милиции), 0,3/0,3 (на следственно-экспертный и уголовно-исполнительный факультеты);
- без коррекции: для близи — 0,8/0,8 для всех трех факультетов.
Рефракция (в дптр) должна быть не более:
- близорукость — 1,0/1,0 (ФМ), 2,0/2,0 (СЭФ, УИФ);
- дальнозоркость — 2,0/2,0 (ФМ), 3,0/3,0 (СЭФ, УИФ);
- астигматизм — 1,0/1,0 (ФМ), 2,0/2,0 (СЭФ, УИФ).
По цветоощущению ситуация следующая. Обладатели дихромазии, аномальной трихромазии А, В, а также цветослабости II-III степени признаются не годными к поступлению. А вот цветослабость I степени (аномальная трихромазия, тип С) хлопот не доставит.
Годен — не годен?
Наш гость под ником MVD поставил вопрос шире: «СкакимизаболеванияминепринимаютнаучебувАкадемиюМВД?».
В вузе нам ответили, что поступающие проходят медицинское освидетельствование на предмет годности к поступлению на тот или иной факультет по направлению комплектующих органов:
- предварительное — в штатных военно-врачебных комиссиях (ВВК) УВД облисполкомов, ЦВВК МВД;
- окончательное — в нештатной временно действующей ВВК Академии МВД, создаваемой на время вступительной кампании.
Порядок проведения медицинского освидетельствования регламентирован постановлением МВД № 275 от 13 октября 2006 года (редакции данного документа время от времени обновляются).
Не годными к поступлению признаются те, у кого будут обнаружены:
- зоб II степени;
- пониженное питание ИМТ 29,9;
- неврозы;
- оперативные вмешательства (в течение 6 месяцев после них);
- черепно-мозговые травмы (в течение 3 лет после них);
- спазмы или паралич аккомодации на одном глазу;
- расстройства поведения или эмоций;
- эпилепсия;
- обмороки;
- НЦД, ПМК I степени, артериальная гипертензия I степени;
- варикоцеле II степени, водянка оболочек яичка, фимоз;
- кисты придаточных пазух носа, хронический синусит, хронический декомпенсированный тонзиллит, поллиноз;
- стойкие не поддающиеся лечению стоматиты, гингивиты, хейлиты;
- хронический гастродуоденит, панкреатит, холецистит, дискинезия желчевыводящих путей, доброкачественная билирубинемия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;
- грыжи;
- болезнь Осгуда-Шлаттера без нарушения функции суставов;
- сколиоз I степени;
- ограниченная экзема, ксеродермия, ихтиоз, витилиго;
- задержка одного яичка в паховом канале или у наружного его отверстия;
- аллергические состояния, препятствующие проведению профилактических прививок и лечению антибиотиками.
В то же время годными считаются те, у кого комиссии найдет:
- зоб I степени;
- ожирение I степени;
- варикоцеле I степени;
- аномалию прикуса I степени;
- хронический поверхностный гастрит;
- начинающаюся пупочную грыжу;
- сколиотическую осанку;
- плоскостопие I-II степени без явлений артроза;
- пигментные невусы, не ограничивающие ношение формы одежды;
- незначительное косноязычие и заикание.
Следует отметить, что в данном случае I степень болезни — наименьшая. А ИМТ — это индекс массы тела. ИМТ = Масса тела (кг)/Рост (м2). Пример: рост — 170, масса тела — 75 кг. ИМТ = 75/(1,7х1,7) = 75/2,89 = 25,9.
К слову, начальник Академии МВД РБ Владимир Бачила, отвечая на вопросы будущих абитуриентов и их родителей, заявил, что в 2013 году требования к здоровью абитуриентов могут смягчить. Проконсультироваться по этому поводу, по словам руководителя вуза, можно будет уже в конце зимы.
Александр Нестеров
Источник: https://www.interfax.by/article/98302