Возможно ли привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков услуг?

Можно ли включить недобросовестного поставщика в реестр с нарушением установленного для этого срока?

Возможно ли привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков услуг?

Недавно ВС РФ на примере сложившейся судебной практики пояснил, правомерны ли действия антимонопольного органа, который вынес приказ о включении недобросовестного поставщика в соответствующий реестр с нарушением установленного для этого срока. Рассмотрим подробности.

Суть дела

ООО “М” взяло на себя обязательства поставить ОАО “К” электрорадиоизделия, но нарушило установленные договором сроки. В связи с этим ОАО “К” обратилось в суд с исковым заявлением о расторжении договора поставки. Данное исковое заявление было удовлетворено (решение Арбитражного суда Калужской области от 19 июня 2013 года по делу № А23-33/2013).

Сведения о поставщиках, с которыми по решению суда расторгнуты договоры в связи с существенным нарушением их условий, включаются в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”).

Для этого заказчик не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора должен направить в ФАС России установленные законодательством сведения, а также копию решения суда о расторжении договора (ч.

4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков).

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Екатерина Маковлева, руководитель направления Дирекции по развитию ЗАО “Сбербанк- АСТ”.

9 августа 2016 года

О контрактной системе в сфере закупок.

Принять участие

С 20 июля 2013 года договор поставки между ООО “М” и ОАО “К” считается расторгнутым, а 8 августа 2013 года, по истечении установленного 10-дневного срока, ОАО “К” направило в Санкт-Петербургский УФАС России заявление о внесении ООО “М” в реестр недобросовестных поставщиков.

Это заявление сразу же было перенаправлено по территориальной принадлежности в Калужское УФАС России. Через 14 с лишним месяцев после получения данного заявления УФАС России по Калужской области издало приказ о включении ООО “М” в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.

При этом согласно п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подтвержденные по результатам проверки сведения о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) включаются уполномоченным органом в реестр в течение трех рабочих дней.

Какой срок предоставляется для самой проверки сведений, нигде не указано.

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций

ООО “М” обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным приказа УФАС России по Калужской области о включении ООО “М” в реестр недобросовестных поставщиков, признании незаконным самого факта включения и с требованием об исключении общества из указанного реестра.

В обоснование своей позиции ООО “М” указало на нарушение срока включения в реестр.

По подсчетам истца, при своевременном направлении решения суда со стороны ОАО “К”, своевременном издании приказа Калужским УФАС России и своевременном размещении сведений в реестре недобросовестных поставщиков исключение из этого реестра могло произойти в начале августа 2015 года.

Учитывая, что сведения в реестр фактически были включены только 2 февраля 2015 года, то их исключение произошло через два года, а именно 2 февраля 2017 года.

Заявитель полагает, что включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, в связи с чем на данные правоотношения распространяется норма о годичном сроке давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ). По мнению заявителя, нарушение сроков является основанием для признания решения УФАС России по Калужской области недействительным, а факта включения сведений в реестр – незаконным.

Кроме того, ООО “М” апеллирует к наличию в реестре недостоверных и неполных сведений, а именно сведений об адресе и причине включения поставщика в реестр.

Как пояснил представитель Калужского УФАС России, сведения в отношении поставщика, с которым договор по решению суда расторгнут в связи с допущенными нарушениями, комиссией не проверяются и сразу направляются в Центральный аппарат ФАС России для включения в реестр (письмом ФАС России от 4 августа 2014 года № ИА/31163/14).

Срок включения таких сведений в реестр – не позднее трех рабочих дней с момента их получения.

Изучив обстоятельства дела и позиции сторон, суд первой инстанции пришел к выводу: и ОАО “К”, и УФАС России по Калужской области действительно нарушили установленные законодательством сроки, однако этот факт не может служить основанием для удовлетворения исковых требований. По мнению суда, эти сроки не являются пресекательными, а законодательством не предусмотрены правовые последствия их несоблюдения.

КРАТКО

Реквизиты решения: Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30 мая 2016 г. № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015.

Требования заявителя: Отменить решение суда первой инстанции и постановления апелляционного и кассационного судов, признать приказ УФАС России по Калужской области о включении ООО “М” в реестр недобросовестных поставщиков недействительным, факт включения – незаконным, исключить общество из указанного реестра.

Суд решил: Удовлетворить требование об исключении ООО “М” из реестра недобросовестных поставщиков. В остальной части решения нижестоящих судов оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Ссылки заявителя на нарушение его прав несвоевременным размещением сведений, по мнению суда, не свидетельствуют о том, что предусмотренная законодателем мера ответственности не должна применяться.

Суд отметил, что до 2 февраля 2015 года заявитель не был ограничен в осуществлении предпринимательской деятельности. Доводы о применении годичного срока давности, установленного ст. 4.

5 КоАП РФ, суд также счел несостоятельными, поскольку указанный срок применяется только к административным правонарушениям. Ошибки в реестре были расценены как технические, не ущемляющие права заявителя и не свидетельствующие о незаконности включения сведений о нем в реестр.

При этом существенное нарушение договора поставки, подтвержденное вступившим в законную силу решением суда, является безусловным основанием для включения сведений о нарушителе в реестр недобросовестных поставщиков.

Исходя из изложенного, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований (решение Арбитражного суда Калужской области от 26 июня 2015 года по делу № А23-1510/2015).

Апелляционный и кассационный суды подтвердили законность вынесенного решения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2015 года № 20АП-4492/15 по делу № А23-1510/2015, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 ноября 2015 года № Ф10-3914/15 по делу № А23-1510/2015).

Позиция ВС РФ

Не согласившись с вынесенными решениями, ООО “М” обратилось в высший судебный орган. Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ признала, что нарушение ФАС России сроков включения в реестр не отвечает ни целям и задачам предусмотренного механизма защиты прав заказчиков, ни гарантиям, предоставленным недобросовестным поставщикам.

При соблюдении установленных сроков нарушитель вправе рассчитывать на своевременное исключение сведений о нем из реестра, что обеспечивает его право на дальнейшее возможное участие в закупках, отвечает требованиям Конституции РФ и принципу юридического равенства.

Как неоднократно указывал КС РФ, целью установления сроков исковой давности и сроков давности привлечения к ответственности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, так и сохранение необходимой стабильности соответствующих правовых отношений.

Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступать неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий (постановление КС РФ от 27 апреля 2001 года № 7-П, постановление КС РФ от 20 июля 2011 года № 20-П).

МНЕНИЕ

Денис Мурашов, управляющий партнер юридической компании Murashov & Assistants:

“Административное воздействие на участника гражданского оборота может осуществляться государственным органом только в случаях, определенных нормативно-правовым актом, и только в определенном таким актом порядке и в установленные сроки.

В этой связи, по моему мнению, любой нормативно установленный срок реализации государственно-властного полномочия в отношении участника гражданского оборота является пресекательным.

Выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций об обратном представляются спорными, а отмена ВС РФ основанных на этих выводах судебных актов – позитивным явлением, позволяющим рассчитывать на изменение в положительную сторону судебной практики по подобным делам”.

Принимая во внимание, что ООО “М” находится в реестре недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с момента наступления у антимонопольного органа обязанности по его включению в указанный реестр, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ определила частично отменить решения нижестоящих судов, а именно удовлетворить требование ООО “М” о его исключении из реестра и обязать ФАС России сделать это. В остальной части принятые по данному делу судебные акты ВС РФ оставил без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 30 мая 2016 г № 310-КГ16-556 по делу № А23-1510/2015). 

***

Так, ВС РФ указал антимонопольному органу на допущенные нарушения и еще раз подтвердил: никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок.

Источник: http://www.garant.ru/article/787180/

Штрафные санкции на заказчиков за нарушение законодательства о закупках

Возможно ли привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков услуг?

В статье расскажем, кого можно привлечь к административной ответственности: должностное или юридическое лицо? Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника? А также срок давности и обжалование постановлений.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».За нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена ответственность (ст.

  107 закона № 44-ФЗ).

Штрафные санкции на заказчиков

Лектор расскажет, как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент и другое.

Смотреть

Ответственность за нарушение законодательства в области закупок

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность  (ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ).

Остановимся на административной ответственности. Кто будет к ней привлечен?

  • должностное лицо —  в случае совершения им административного правонарушения, связанного с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей: контрактный управляющий или работник контрактной службы.
  • юридическое лицо — если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, предусмотренных КоАП РФ, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению указанных норм.

Обратите внимание, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за это же правонарушение должностное лицо, физическое лицо, равно как и привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от ответственности юридическое лицо.

Зачастую уполномоченные органы привлекают к ответственности именно должностных лиц, т.е. сотрудников, избегая привлечения к ответственности юридических лиц. Привлечь к ответственности и наложить штраф на должностное лицо могут даже при увольнении сотрудника из организации-заказчика, если не истек срок давности.

Особенности административной ответственности:

  • национализированность:
  • назначается только за административные проступки;
  • субъект ответственности определяется широким кругом уполномоченных лиц;
  • административная ответственность применяется к не подчиненным лицам;
  • не влечет за собой судимость;
  • к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке.

Как избежать привлечения к ответственности невиновного сотрудника

Как подстраховать сотрудников от риска привлечения к ответственности за нарушения, к которым они не имеют никакого отношения? Бывает так, что по итогам проверки контрольные органы в закупочных документах выявляют нарушения, например нарушение при составлении плана-графика. Ответственность за составление плана-графика лежит на контрактной службе, т.е. теоретически к ответственности могут быть привлечены все ее сотрудники.

Для того, чтобы избежать рисков привлечения к ответственности невиновных сотрудников, заказчикам рекомендуется:

  • в положении о контрактной службе детализировать должностные полномочия каждого сотрудника контрактной службы с указанием конкретных действий, сроков, отведенных на их осуществление, прописать наименование должностей;
  • прописать взаимодействие структурных подразделений заказчика, ответственных за те или иные стадии осуществления закупочной деятельности;
  • сделать лист ознакомления ответственных сотрудников с регламентом и должностными полномочиями, закрепленными за ними.

Можно ли оспорить штраф и как это сделать

Штраф имеет смысл оспаривать, если его наложили незаконно или с нарушением порядка привлечения к административной ответственности. Вопрос об обжаловании можно рассматривать в следующих случаях:

  • когда лицо привлекают к ответственности по истечении срока давности;
  • когда нарушен порядок привлечения к ответственности, например, когда нарушение не доказано, отсутствуют факты, подтверждающие, что лицо, привлекаемое к ответственности нарушило закон.

Например, за направление сведений в реестр контрактов ответственна контрактная служба и за нарушения могут привлечь к ответственности всю службу, но есть конкретный сотрудник, за которым указанные функции закреплены. Таким образом, если уполномоченный орган привлек к ответственности всю контрактную службу, невиновные сотрудники могут оспорить штраф.

Обратите внимание на правильность составления протокола об административных правонарушениях. Если он составлен неправильно, суд может не привлечь к ответственности, т.к. указанный протокол является основным по делу об административном правонарушении.

Обратите внимание на надлежащее уведомление о месте и времени рассмотрении дела об административном правонарушении. Если уполномоченный орган не уведомил обвиняемое лицо, то штраф необходимо оспорить.

Так же и в случае, если лицо уже подвергалось за данное нарушение административному наказанию.

Куда обжаловать постановление об административном правонарушении

Органы власти, которые уполномочены рассматривать жалобы:

  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России);
  2. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. Уполномоченные органы местного самоуправления.

Контрольный орган выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

  • муниципальные нужды — любой из названных органов;
  • нужды субъекта РФ — ФАС России или орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • федеральные нужды или государственный оборонный заказ — ФАС России.

Если было вынесено решение по наложению штрафа, оно может быть обжаловано в течение 10 дней с момента получения решения (по почте или на руки).

Физическое лицо, на которого было составлено постановление, может направить обжалование в районные суды, а юридическое — в арбитражные.

Арбитражный суд может принять обжалование от физического лица, но затем остановить процесс, но таким образом будет пропущен 10-дневный срок.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление.

В КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление, вынесенное должностным лицом, подается вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. Если жалоба поступила одновременно в суд и к вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд.

Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления по делу. Пропуск срока может быть восстановлен судьей, должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу, по ходатайству ее автора.

Срок рассмотрения жалоб — 10 дней со дня их поступления. Жалобы рассматриваются судьями и должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. Порядок обжалования установлен ст. 30 КоАП РФ.

Каков может быть результат:

  1. Жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений.
  2. Постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение.
  3. Постановление отменяется и дело прекращается.
  4. Изменяется мера административного наказания при условии, что оно не будет усилено.    

Положение лица ухудшено быть не может.

Срок давности привлечения к административной ответственности

Срок давности составляет 1 год с момента совершения административного правонарушения. Он отсчитывается не с момента рассмотрения жалобы (выявления правонарушения), а с момента совершения. К примеру, должен быть размещен протокол по итогам закупки, но он не был размещен.

Крайний срок размещения такого протокола будет началом отсчета. В течение года с этого момента лицо могут привлечь к административной ответственности. Лицо, принимающее решение, в течение этого времени выносит постановление о привлечении к ответственности или снимает обвинения.

При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Читайте по теме: 

Как рассчитывать пени и штрафы за просрочку и ненадлежащее исполнение контракта 

Источник: https://school.kontur.ru/publications/325

Неаккуратное заключение и неисполнение госконтракта могут привести к уголовной ответственности

Возможно ли привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков услуг?

Что должен предусмотреть предприниматель, чтобы не стать фигурантом уголовного дела?

Выиграть тендер на исполнение госконтракта хотят многие предприниматели. Однако не все понимают, с какими сложностями они могут столкнуться.

Нужно иметь в виду, что нарушения со стороны исполнителя могут повлечь не только финансовую ответственность в рамках гражданско-правовых отношений, но и административную.

Возможна даже уголовная ответственность, которая будет сопровождаться заключением под стражу, обысками, обследованиями и выемками. Чтобы не потерять не только бизнес, но и свободу, необходимо быть предусмотрительным.

Существуют стандартные требования, которые предъявляются ко всем участникам конкурса. Они перечислены в ст. 31 Закона № 44-ФЗ1.

Дополнительные требования заказчик может предъявить к участникам, если это:

  • конкурс с ограниченным участием, где участники проходят предквалификационный отбор;
  • двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием;
  • закрытый двухэтапный конкурс, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил лучшие условия по результатам второго этапа;
  • закрытый аукцион, когда заказчик направляет информацию ограниченному кругу лиц, а победителем признает участника, который предложил наиболее низкую цену.

К дополнительным относят требования:

  • к финансовым ресурсам, оборудованию и другим материальным ресурсам участника;
  • к специалистам, которые должны выполнять работу или быть сотрудниками участника;
  • к опыту выполнения аналогичных работ;
  • к деловой репутации.

Обычно стандартные условия участники соблюдают в полном объеме, а вот с дополнительными лишь ознакомляются для того, чтобы победить в конкурсе. Далеко не всегда предприниматели пытаются определить, отвечает ли их компания всем требованиям. Иногда преувеличивают, предоставляя сведения о ресурсах, возможностях, опыте и достижениях.

Порой не обращают внимания на то, что контракт необходимо выполнить только силами компании. Это означает, что привлечение субподрядчика нужно обязательно согласовывать. Некоторые снижают цену, чтобы выиграть.

В таких случаях участники не задумываются о том, что придется экономить, а это может повлечь выполнение работ, предоставление услуг или поставку товара ненадлежащего качества.

Следует помнить, что все это может привести не только к штрафным санкциям, а следовательно, существенным финансовым потерям предпринимателя, но и к уголовной ответственности. Почему это возможно – рассмотрим ниже.

Чтобы принять участие в конкурсе, нужно подать заявку. Но перед этим необходимо внести денежные средства на расчетный счет заказчика или предоставить в качестве обеспечения заявки банковскую гарантию.

Сведения о ней должны быть включены в реестр банковских гарантий – электронную базу данных, размещенную в Единой информационной системе. В противном случае заказчик может отказать в принятии гарантии (ст.

45 Закона № 44-ФЗ).

Заявка подается в запечатанном конверте для предотвращения просмотра ее содержания до вскрытия. Можно подать заявку в форме электронного документа, если это допускает конкурсная документация.

Участники или их представители вправе присутствовать при вскрытии конвертов. Именно в этот момент комиссия оглашает и вносит в протокол информацию об участнике и условиях исполнения контракта, которые служат критериями оценки.

После вскрытия конвертов на определение победителя отводится не более 20 дней.

Если участник стал победителем конкурса, он должен внести обеспечение исполнения контракта перед его подписанием. Это может быть выполнено посредством перечисления денежных средств на счет заказчика или предоставления банковской гарантии.

В течение 10 календарных дней после размещения в Единой информационной системе протокола рассмотрения заявок победитель должен подписать проект контракта.

Заказчику нужно предоставить его экземпляры и документы, подтверждающие внесение денежных средств или оформление банковской гарантии.

Если эта обязанность не будет выполнена, компания попадет в реестр недобросовестных поставщиков как участник, уклонившийся от заключения контракта.

Этот реестр ведет Федеральная антимонопольная служба. Данные в него вносятся для того, чтобы предупредить участников госзакупок о недобросовестных контрагентах.

Предприниматели, попавшие в реестр, не смогут участвовать в конкурсах на право заключить госконтракт в течение двух лет2.

Причем этот вопрос нельзя будет решить открытием другого юридического лица, потому что в реестр заносятся данные не только о компании, но и об учредителях, руководителе и членах правления.

В реестре также оказываются участники, которые существенно нарушили условия контракта и с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке.

Контракт всегда предусматривает жесткие условия и значительные штрафы за их нарушение. Тем не менее изучению этих условий часто не уделяют достаточно внимания. В результате может последовать финансовая ответственность, если, например, нарушены сроки исполнения контракта.

Более того, если исполнитель допустил нарушение, у него не окажется подписанных актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ или оказание услуг, что повлечет приостановление финансирования.

На данной стадии гражданско-правовые риски могут переходить в уголовно-правовые. Это случается, когда предпринимателю требуется дополнительное финансирование, но он не знает, где его найти, и потому возникают трудности с исполнением контракта.

Позже в основу обвинения может лечь вывод следствия о том, что лицо и не планировало исполнять контракт.

Часто на этой стадии руководство компании-исполнителя вступает в сговор с представителями заказчика. Его цель – подписание актов, подтверждающих надлежащее выполнение работ, несмотря на недочеты или частичное неисполнение.

Это делается, чтобы финансирование не было приостановлено. Однако такие действия еще более чреваты последствиями в виде привлечения к уголовной ответственности.

В данном случае будет иметь место обман с целью получения денежных средств.

Если будет сделан вывод об обмане со стороны исполнителя, т. е. его действия будут квалифицированы как мошеннические, то ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы до 10 лет (ст. 159 УК РФ).

Если же следствие придет к выводу о том, что действия осуществлялись организованной преступной группой, то при расследовании фигурантам дела, скорее всего, будет избирана мера пресечения в виде заключения под стражу, а наказанием может быть лишение свободы на срок до 20 лет.

Риски возникают при привлечении субподрядчиков, даже если это не нарушает условий контракта. Велика вероятность, что обязательства не исполнит привлеченная компания, а наказана будет организация, которая подписала контракт, потому что именно она несет ответственность перед заказчиком.

Поэтому так важно проверять контрагентов. Причем нельзя подходить к этому формально. Нужно узнать об их репутации; посмотреть, где находится офис, обратить внимание на обстановку; сделать подтверждающие фотографии.

Помните: в ходе осуществления уголовного преследования отсутствие должной осмотрительности усиливает позицию обвинения. Поэтому выбирать субподрядчика необходимо таким образом, чтобы этот выбор был логичными и обоснованным.

Нельзя отдавать предпочтение недавно зарегистрированным компаниям; тем, которые не выполняли аналогичные работы; организациям, где среднесписочная численность, которую теперь стала публиковать ИФНС в открытом доступе, свидетельствует о невозможности выполнения задач субподряда.

Если речь идет о поставке товаров, то поставщик должен быть крайне внимательным при их закупке. Нужно изучить все требования к товару, включая страну-производителя, сертификаты и иные важные характеристики.

В случае возбуждения уголовного дела в связи с недостатками поставленных товаров или оказанных услуг в качестве суммы, которую следствие будет считать похищенной, станет подразумеваться вся сумма контракта. Даже несмотря на то, что товаром или услугой воспользовались и на них были затрачены денежные средства3.

Обычно уголовное дело при нарушениях, описанных выше, возбуждается по ст. 159 УК РФ.

Причем чаще правоохранительные органы и суд считают, что такие действия были совершены не в сфере предпринимательской деятельности. Это приводит к невозможности применения гарантии, предусмотренной ч. 1.

1 ст. 108 УПК РФ, т. е. не действует запрет на избрание предпринимателю меры пресечения в виде заключения под стражу.

Возбуждение уголовного дела сопровождается многочисленными обысками как у подрядчика, так и у контрагентов. Это приводит к созданию негативного имиджа компании. Более того, заключенный под стражу предприниматель лишен возможности управлять бизнесом, что может привести к его потере.

Именно поэтому очень важно перед заключением госконтракта трезво оценить свои возможности, внимательно ознакомиться со всеми требованиями к участникам, убедиться в способности выполнить все условия в случае непредвиденных обстоятельств, а также крайне внимательно отнестись к выбору субподрядчиков.

1 Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Пункт 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

3 Пункт 30 Постановления Пленума ВС РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате».

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/neakkuratnoe-zaklyuchenie-i-ispolnenie-goskontrakta-mozhet-privesti-k-ugolovnoy-otvetstvennosti/

О сервисе – ассистент поставщика

Возможно ли привлечь к ответственности недобросовестных поставщиков услуг?

В статье читайте о том, кто относится к субподрядчикам и соисполнителям, зачем из привлекать, как это сделать и когда привлечение субподрядчиков может быть законным требованием заказчика.

Кто такие соисполнители и субподрядчики

Субподряд — это передача некоторых или всех обязанностей по контракту третьим лицам. Это довольно распространенный механизм в госзакупках. Закон № 44-ФЗ предоставляет возможность его использования.

Привлечение субподрядчиков и соисполнителей имеет место при выполнении договоров подряда и договоров возмездного оказания услуг.

Подрядчик (исполнитель), заключивший договор с заказчиком, вправе привлечь субподрядчиков (соисполнителей), если из контракта не вытекает обязанность выполнить работу (оказать услугу) лично.

Также возможность привлечения субподрядчиков или соисполнителей допускается в отношении договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Способ закупки не имеет значения. Привлечение субподрядчиков разрешено и в конкурентных закупках, и в закупках у единственного поставщика.

Зачем привлекать соисполнителей и субподрядчиков

Во-первых, это позволяет подрядчику участвовать в закупках работ, для выполнения которых нужны лицензии, разрешения, квалификация и опыт, которыми сам он не обладает.
Во-вторых, такая практика позволяет разгрузить подрядчика.

Он будет лишь проверять качество работ, контролировать действия субподрядчика и руководить ими. Таким образом, можно взять на себя больше контрактов.

В-третьих, это дает возможность заработать на разнице между ценой контракта и ценой договора субподряда.

Требования к субподрядчикам и соисполнителям

Участник закупки должен представить в составе своей заявки документы, подтверждающие соответствие предложенного субподрядчика (соисполнителя) требованиям, предъявляемым к участникам, а также документы.
Какие это требования?
По закону, участников не допускают до процедур, если они:

  • проходят ликвидацию;
  • признаны банкротами;
  • приостановили деятельность по решению суда или госоргана;
  • имеют недоимки по налогам, сборам;
  • имеют судимость в сфере экономики или по статьям 289, 290, 291, 291.1 Ук РФ;
  • были привлечены к ответственности по статье 19.28 КоАП РФ в течение 2 последних лет;
  • не имеют прав на результаты интеллектуальной деятельности;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком;
  • относятся к офшорным компаниям;
  • имеют какие-то другие ограничения, установленные законодательством.

Кроме того, в некоторых закупках могут быть также установлены требования к финансовым ресурсом поставщика, оборудованию, опыту работы, квалифицированным кадрам. Какие документы необходимы для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, смотрите в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Часто заказчики требуют копии писем субподрядчиков (соисполнителей), в которых указывается, что субподрядчик (соисполнитель) информирован о том, что участник предлагает его в качестве субподрядчика (соисполнителя), и в случае признания заявки лучшей он готов обеспечить выполнение всех работ (услуг) в указанных в заявке объемах, а условия будущего договора между участником и субподрядчиком (соисполнителем) согласованы.

Обратите внимание: предлагая субподрядчика, подрядчик поручается за него. А значит, несет ответственность за соответствие требованиям, наличие разрешений и т.д. Если выяснится, что данные о соответствии недостоверные, заявку отклонят.

Проверить данные по субподрядчикам и исполнителям можно проверить в сервисе Ассистент Поставщика.
Для принятия верного решения Ассистент соберет следующие данные:

  • Полную документацию, которую можно посмотреть в карточке закупки.

    Скачайте на компьютер и работать с нужными файлами.

  • Историю контрактов заказчика. вы сможете анализировать репутацию потенциального заказчика до участия в закупке.

  • Общие сведения о компании в карточке заказчика: наименование, основные реквизиты, контактные данные
  • Жалобы на заказчика и арбитражные дела

Когда заказчик может потребовать привлечь соисполнителей или субподрядчиков

Заказчики обязаны проводить закупки у малых предприятий и СОНКО. в частности, устанавливая требование о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов малого бизнеса и СОНКО.

Проще говоря, подрядчик, который не относится к малому бизнесу и социально-ориентированным НКО, вправе участвовать в закупках среди них, но обязан будет привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из их числа. Об этом заказчик пишет в документации о закупке.

Там же указывается объем работ, которые должен выполнить субподрядчик в обязательном порядке. Если это условие не будет выполнено, подрядчика оштрафуют.

Об обязанностях подрядчика, который привлек субподрядчиков из числа МСП и СОНКО, говорится в постановлении Правительства РФ от 23.12.2016 № 1466. Итак, в течение 5 дней после заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем он должен представить заказчику:

  • декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации;
  • копию договора (договоров) с субподрядчиком, соисполнителем.

Если в процессе исполнения контракта субподрядчик сменился, на нового подаются те же самые документы.

В течение 10 дней после оплаты работы субподрядчика (соисполнителя) необходимо передать заказчику копии документов о приемке и копии платежных поручений. Кстати, оплачивать работы и услуги, выполненные и оказанные СМП и СОНКО подрядчик должен в течение 15 дней после приемки.

Что грозит за нарушение требования о субподрядчиках

О том, что будет, если подрядчик не привлек третьих лиц из числа СМП и СОНКО, говорится в Письме Минфина России от 20.06.2017 № 24-02-06/38404.

Ведомство отметило, что заказчик не вправе расторгать контракт в одностороннем порядке лишь по одному этому основанию.

Все, что может произойти, — это привлечение подрядчика к гражданско-правовой ответственности в соответствии с условиями контракта.

Нужно ли отчитываться перед заказчиком

Одним из спорных вопросов остается следующий: должен ли подрядчик (исполнитель) согласовывать с заказчиком субподрядчиков (соисполнителей). Практика ФАС показывает, что такое требование в документации признают неправомерным.

Однако правовая трактовка правомерности этого условия не совсем однозначна. Если смотреть на него как на требование к участникам, оно незаконно.

но если подходить к этому как к условию о способе и порядке исполнения контракта, оно не противоречит Закону № 44-ФЗ.

У подрядчика есть обязанность в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о соисполнителях и субподрядчиках. О ней говорится в постановлении Правительства РФ от 04.09.2013 № 775.

Если цена контракта выше установленного предела, в нем должна быть установлена обязанность сообщать обо всех соисполнителях, субподрядчиках, при условии, что договоры с ними составляют более чем 10% цены контракта.

Это правило действует, если цена контракта для федеральных нужд больше 1 млрд. руб., а для региональных и муниципальных нужд — больше 100 млн руб.

Запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)

Также интересен вопрос о том, могут ли заказчики устанавливать запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей). Опять же, трактовка такого условия неоднозначна, а практика по подобным делам противоречива. с одной стороны, о личном оказании услуг и выполнении работ в Законе № 44-ФЗ ничего не сказано.

А значит, такое требование неправомерно. но с другой стороны, о нем идет речь в ст. 706 Гк РФ. Там сказано, что право на привлечение субподрядчиков и соисполнителей возникает, если «из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу (оказать услугу) лично».

Соответственно, такое условие может быть в договоре.

При этом некоторые виды работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно. За нарушение этого требования грозят санкции.

Заключение договоров субподряда

до участия в закупке подрядчик не обязан заключать с субподрядчиками договоры. Можно обойтись соглашением о намерениях. Такой документ прикрепляют к заявке в качестве подтверждения договоренности с субподрядчиком.

Несмотря на то, что договор субподряда заключен в рамках исполнения государственного контракта, он имеет стандартную форму. Включите в него наименования сторон, реквизиты госконтракта, все обязательства и срок их исполнения, стоимость работ, порядок оплаты, порядок приемки и другие существенные условия.

Что касается оплаты по договору субподряда, варианта может быть два. Оплатить работы подрядчик может как до окончания срока действия основного контракта (из своих средств или частично из денег заказчика), так и после, когда заказчик рассчитается с ним. Второй вариант более надежен, поскольку в таком случае подрядчик будет уверен, что работы приняты и нареканий у госзаказчика нет.

Условия контракта

Приведем примеры условий, которые встречаются в контрактах, предусматривающих привлечение третьих лиц из числа СМП и СОНКО.

Подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком или соисполнителем в соответствии с п. 1 ст. 313 и ст. 403 Гк РФ.

За непредоставление информации о всех субподрядчиках, соисполнителях, заключивших договор или договоры с подрядчиком (если он был обязан предоставить такую информацию) грозит санкция — пени в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены договора с субподрядчиком.

Заказчик имеет право проверять в любое время ход и качество выполняемой подрядчиком и его субподрядчиками, соисполнителями работы по контракту и оказывать консультативную помощь.

Подрядчик вправе менять субподрядчиков, если они не исполняют свои обязанности по договору. Также он обязан принимать меры по отношению к тем, кто нарушает сроки или другие условия закупки.

Примеры из практики

Рассмотрим пару примеров из практики, касающихся привлечения субподрядчиков.

Первый — решение Челябинского УФАС России от 25.12.2018 по делу №765-ж/2018.

Проводился электронный аукцион по 44-ФЗ на оказание услуг по комплексной уборке служебных помещений и прилегающей территории УФНс России по Челябинской области.

в ФАС пришла жалоба от одного из участников, который посчитал, что заказчик включил в документацию не связанные между собой услуги, для некоторых из которых нужно спецразрешения. Также недовольство вызвало отсутствие объемов работ.

Заказчика жалоба не смутила. Представители предприятия отметили, что включенные в документацию об аукционе услуги объединены единым ГОСТом Р 51870/2014, а также единым кодом ОКПД 81.21.10.000.

Кроме того, госзаказчик намекнул, что никто не запрещает привлекать соисполнителей, имеющих необходимые разрешения.

Объединение нескольких услуг и поставки товара в одну закупку он объяснил тем, что это позволяет обеспечить качество и экономию времени.

Были и другие нарушения в документацию был включен документ с наименованием и периодичностью оказания услуг в разных зданиях. При этом вывод об объеме работ из него сделать довольно сложно. к примеру, по техзаданию необходимо проводить комплексную уборку лифтовых кабин ежедневно.

При этом количество лифтовых кабин не прописано. Также невозможно определить количество окон, которые необходимо мыть исполнителю, количество необходимых к обрезке деревьев и др.

Не сделал заказчик и скидку на сезонность, обязав исполнителя озеленять и поливать клумбы ежедневно, независимо от времени года.

В результате жалобу участника признали частично обоснованной, а заказчика — виновным в нарушении 44-ФЗ. ФАС потребовала отменить все протоколы и сам аукцион.

Вывод: если вам кажется, что заказчик ограничивает конкуренцию, объединяет разные услуги, требует несколько спецразрешений, посмотрите, разрешено ли привлечение субподрядчиков.

Если да, жалоба в ФАС может оказаться безрезультатной: заказчик просто сошлется на то, что подрядчик мог привлечь квалифицированных субподрядчиков.

Еще один пример — решение Тульского УФАС России от 30.01.2019 по делу № РНП-71-05. Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области обращение заказчика о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков. Работы по ремонту системы водопровода и канализации были выполнены ненадлежащим образом, и заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке.

Контракт был заключен с ИП. Предприниматель привлек к его исполнению субподрядчика. на заседании комиссии ФАС подрядчик свалил всю вину за неисполнение контракта на субподрядчика. Мол, обязательства не были исполнены по его вине.

Однако, по закону, именно генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств.

Заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.

Установлено, что заказчик не получал от подрядчика как уведомления о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, так и самого договора субподряда. Следовательно, привлечение субподрядчика являлось риском ИП и не свидетельствует об отсутствии его вины в неисполнении контракта. в итоге подрядчик угодил в реестр недобросовестных поставщиков.

Для участия в тендерах, вам потребуется полная правовая база, а также поддержка экспертов. В сервисе Ассистент Поставщика, собраны все законы, Постановления, комментарии, поправки – самая свежая и актуальная информация для ежедневной работы. А с онлайн-помощником ни один вопрос не останется без ответа.

Источник: https://search.pro-goszakaz.ru/articles/soispolniteli_subpodriadchiki

Абсолютное право
Добавить комментарий