Является ли намеренным ухудшением жилищных условий дарение доли квартиры родственнику?

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Содержание

Что такое ухудшение жилищных условий и как это определяется

Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

  • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
  • разделение лицевых счетов;
  • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
  • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
  • договора найма жилого помещения (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
  • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
  • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
  • перевод части жилья в нежилое помещение;
  • отказ от пользования социальным жильем.

Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните: Москва+7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург+7 (812) 313-26-64.

Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

  • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
  • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
  • перевод жилья из жилого в нежилое;
  • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
  • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
  • выселение из жилого помещения маневренного фонда не попадают под это определение!

Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

  • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшилусловия своего проживания;
  • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут бытьпризнаны умышленными.

Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства.

Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено.

Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства.

Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

  • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
  • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
  • временная регистрация жильцов;
  • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
  • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
  • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

Ухудшение жилищных условий военнослужащих

Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

  • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
  • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
  • развод с последующим выделением доли в квартире;
  • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
  • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
  • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждогопредставителя семьи военнослужащего.

В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

  • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
  • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
  • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, безсогласия органов опеки и попечительства.

По Семейному кодексу РФ за соблюдение прав ребенка отвечают родители. Эту обязанность они не теряют после развода. Поэтому ухудшение жилищных условий несовершеннолетнего или вовсе лишение его прав на жилплощадь являются серьезными правонарушениями со стороны родителей.

После развода родителей ребенок обладает полным правом пользования их жилой недвижимостью. Кроме этого, вселение и регистрация детей, не достигших 18 лет, у любого из родителей не считается преднамеренным действием, даже если количество жилых квадратных метров на одного ребенка будет меньше учетной нормы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 653-60-87, Санкт-Петербург +7 (812) 313-26-64 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Намеренное ухудшение жилищных условий


ВВЕДЕНИЕ
Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции.

Уведомление об увольнении за прогул — образец

Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?

Статья 53.

Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий

«Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».

Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески

Источник: https://polit-gramota.ru/yuridicheskaya/chto-takoe-namerennoe-yhydshenie-jilishnyh-yslovii-uridicheskie-sovety

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий

admin2016-08-23T06:28:21+00:00

Термин «намеренное ухудшение жилищных условий» имеет совсем недавнюю историю. Он появился в юридической практике после принятия в 2005 году нового Жилищного Кодекса РФ. В положениях данного законодательного акта введены формулировки, касающиеся действий граждан, которые могут привести к ухудшению условий проживания.

Иногда такие действия действительно являются умышленными, и преследуют цель предоставления нового жилья специально уполномоченными территориальными органами взамен квартиры, пришедшей в негодность.

В данной статье будут подробно рассмотрены вопросы, касающиеся юридического обоснования умышленного характера действий гражданина, и какая за такими действиями следует мера ответственности.

Что нужно понимать под формулировкой «умышленное ухудшение жилищных условий»?

Бывают случаи, когда члены только что образовавшейся семьи бояться приписывать на свою жилую площадь супруга (супругу), поскольку некоторые чиновники дают негативную оценку таким действиям. В частности, это трактуется, как ухудшение жилищных условий вследствие умышленного уменьшения фактической нормы площади квартиры в расчете на одного человека. Действительно ли это так?

Разберемся в этом подробнее. Итак, понятие намеренного ухудшения жилищных условий появилось в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ. Но ни в самом законодательном акте, ни в других Законах не раскрывается, а какие же конкретно действия могут быть классифицированы, как нарушение законодательных норм.

Так, в тексте данного документа говорится о последствиях таких действий, что привели к ухудшению условий проживания.

То есть, если граждане намеренно создают условия, при которых у них возникает право встать на учет, как лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, то его они могут реализовать не ранее, чем через пять лет после установления факта, доказывающего, что они сознательно совершили такие действия. И в тоже время нет никаких комментариев, что же конкретно они из себя представляют.

В данном случае можно обратиться к разъяснению Конституционного Суда РФ, и практике юристов, участвующих в рассмотрении дел по подобным вопросам в судах. Это дает возможность систематизировать основные признаки, свидетельствующие об умышленном характере действий, следствием которых явилось ухудшение условий.

В этих же разъяснениях можно найти и обоснование отсутствия в поведении граждан намерений нарушить нормы жилищного законодательства. Здесь главное, и определяющее значение имеет то, знал ли человек, совершающий определенные действия, заранее о том, что они приведут к ухудшению жилищных условий, и к последующей процедуре рассмотрения вопроса о постановке данной семьи на жилищный учет, или нет. При этом для квалификации такого поведения, необходимо, чтобы имели место такие моменты:

Результатом совершения гражданином таких действий будет признание территориальными органами власти того факта, что он является нуждающимся в предоставлении жилья. Последствием такого признания будет взятие его на учет по улучшению жилищных условий.

Гражданин должен при совершении таких действий иметь намерение встать на учет по улучшению жилищных условий. Если такого намерения нет, то квалифицировать его действия как умышленные, пользуясь положениями субъективного права, не представляется возможным.

 В тот момент, когда гражданин совершил действия, повлекшие за собой ситуацию, при которой жилищные условия ухудшились, он не должен состоять на квартирном учете.

 Если же во время совершения таких действий гражданин уже состоял на учете по улучшению жилищных условий, то такие действия автоматически лишаются признаков умышленного деяния.

 К действиям, квалифицируемым, как направленные на ухудшение жилищных условий, относится также приведение жилья в состояние, которое не отвечает санитарным и прочим другим нормам, требуемым для создания нормальных условий проживания человека.

Таким образом, намеренным ухудшением жилищных условий можно считать действия, являющиеся преднамеренными, конечной целью которых является получение выгоды в виде получения улучшенного жилья.

 Применение же положений законодательства, ограничивающих права граждан, как свидетельствует специальное решение Конституционного Суда, может быть только совместно с использованием юридической нормы, которой фактически признается презумпция добросовестности действий граждан, и при этом, прежде всего, предполагается их законность.

В некоторых регионах в местных нормативных документах конкретизированы действия, классифицируемые, как умышленное ухудшение жилищных условий. Так, например, администрация Пермского края, утвердила следующий перечень действий, предусматривающих присвоение им квалификации «умышленных, имеющих целью получение улучшенного жилья»:

  • когда изменяется порядок пользования квартирой вследствие заключения соответствующей сделки;
  • в случае совершения обмена квартиры, предоставленной территориальными органами власти, результатом которого стало явное изменение в худшую сторону жилищных условий;
  • невыполнение требований договора социального найма, следствием чего стало выселение по судебному решению в отдельных случаях (например, хроническое и длительное невнесение платы за квартиру и коммунальные услуги);
  • осуществление процедуры вселения в квартиру лиц, не имеющих родственных связей с нанимателем или собственником помещения, что повлекло за собой уменьшение реальной учетной нормы на человека;
  • при выделении доли в натуральном виде одному из владельцев долевой собственности помещения;
  • осуществление отчуждения недвижимости (равно, как и ее доли), находящейся в собственности у граждан или членов их семей;
  • принятие добровольного решения о расторжении договора социального найма, или отказ от помещения, предоставляемого территориальными органами власти;
  • намеренное причинение вреда жилому помещению, повлекшее за собой возникновение условий, препятствующих безопасному проживанию в данном жилье;
  • осуществление процедуры перевода жилого помещения, или его части (полностью пригодного для проживания) в нежилое состояние;
  • покупка недвижимости, признанной до момента заключения сделки, как полностью непригодная для проживания (за исключением случаев дарения или наследования).

На данной территории этот перечень полностью исчерпывает все основания для определения действий граждан, как умышленные, предпринятые в целях ухудшения жилищных условий.

Какие действия граждан не относятся к намеренному ухудшению условий проживания?

Не все действия граждан можно квалифицировать, как намеренное ухудшение условий проживания, в том числе и как в том самом примере, который рассматривался в начале статьи, когда после заключения брака оба супруга прописываются в одной квартире. То, что это повлечет за собой уменьшение учетной нормы, еще не означает злого умысла в таких действиях.В частности, можно считать действиями, не влекущими за собой злого умысла, следующие, часто встречающиеся на практике:

прописка и поселение ребенка, не достигшего совершеннолетия, в квартире одного из родителей;

  • процедура вселения родственников (супругов, родителей, других близких по родству граждан) при условии, что это существенно не повлияет на нарушение требований законодательства и местных органов власти в вопросе норм проживания;
  • операции, связанные с расторжением договора ренты, инициированные покупателем;
  • отказ получателя дара от имущества, предусмотренного по договору безвозмездной передачи, также как и отказ лица, дарящего недвижимость, от выполнения условий прежде заключенного договора;
  • признание судом недействительности сделки, касающейся купли-продажи недвижимости.

Кроме того, следует отметить одну важную деталь, рассмотренную в определении Конституционного суда.

Она касается наличия принадлежности лица, совершающего действия, влекущие за собой ухудшение условий проживания, к той категории населения, которая имеет право пользования так называемым социальным жильем.

Таким образом, если данная ситуация касается собственника недвижимости, не претендующего по определению на квартиру от местной власти, то он не является нарушителем норм жилищного законодательства.

Что такое осознанное ухудшение жилищных условий военных?

Военнослужащие имеют особый статус при решении вопросов улучшения жилищных условий, поэтому определение, касающееся действий, при которых сознательно ухудшаются жилищные условия, в данном случае имеет много различных толкований.

Для некоторого упорядочивания данного вопроса существует внутренняя ведомственная Инструкция, предусматривающая регламентацию всех ситуаций и правил, связанных с условиями предоставления военнослужащим служебного жилья.

В ней определены те случаи, когда военнослужащий лишается права на получение такого жилья в результате осуществления следующих определенных действий:

  1. сознательное изменение порядка использования предоставленного жилья;
  2. совершение процедуры обмена служебного помещения;
  3. нарушений условий, утвержденных в договоре социального найма (предоставления служебного жилья);
  4. расторжение брака, повлекшее за собой выделение доли квартиры;
  5. совершение отчуждения части жилья, или всего помещения, следствием которого явилось уменьшение учетной нормы на одного члена семьи, проживающего в оставшейся части жилища.

Действия, классифицируемые, как отчуждение, должны включать в себя такие последствия, как:

  1. передача жилой площади другому лицу по договору дарения;
  2. продажа помещения с обязательным заключением соответствующей сделки.

В случае совершения военнослужащим таких действий, по отношению к нему действует стандартная норма ограничения его возможности улучшения жилищных условий – не ранее чем через пять лет после установления факта совершения одного из перечисленных действий.

В то же время нельзя признать преднамеренным ухудшением жилищных условий такие действия военнослужащих, как вселение в свои квартиры супругов, детей, родителей (по решению суда), если до вселения эти категории лиц:

  1. не имели собственной недвижимости или жилья на правах пользования;
  2. имели помещение для проживания, но оно было официально признано негодным (аварийным);
  3. воспользовались возможностью прекращения права на пользование своими помещениями вследствие заключения брака с военнослужащим и выездом к супругу в другую местность для проживания в месте прохождения службы.

Что подразумевается под термином «ухудшение жилищных условий детей, не достигших совершеннолетия»?

Отдельно следует рассмотреть вопрос о нарушении прав несовершеннолетних в части создания для них благоприятных условий проживания.

Так, часто после бракоразводного процесса супруг, не имеющий права собственности на жилье, в котором он проживал в браке, теряет возможность использования данного помещения, как места жительства.

Эта норма закреплена в соответствующих статьях жилищного законодательства. Если бывшие супруги между собой не договорятся, то одному из них придется выехать, и происходит это часто вместе с ребенком.

Но, в соответствии с законодательством, регулирующим семейные отношения, каждый несовершеннолетний ребенок при этом не утрачивает своих законных прав и интересов, несмотря на то, что его родители уже не являются родственниками.

В данном случае принуждение ребенка покинуть помещение вместе со вторым бывшим супругом, уже будет считаться нарушением прав такого несовершеннолетнего гражданина. Это и будет реальное ухудшение условий его проживания.

Поэтому любой суд восстановит право ребенка на проживание в ранее занимаемом помещении даже после того, как его родители развелись.

Какая предусмотрена ответственность за нарушение норм жилищного законодательства

К сожалению, никакой серьезной ответственности за намеренное ухудшение жилищных условий, законодатели не предусмотрели. Нет ни штрафов, или каких-то иных санкций, ни других видов ответственности. Единственная норма, имеющаяся в ст. 53 Жилищного Кодекса РФ, которая предусматривает наказание нарушителя такого рода, касается только сроков предоставления жилья.

То есть, речь идет о том, что лишь через пять лет после того, как был установлен факт умышленного ухудшения ситуации, связанной с нормами проживания, такой гражданин имеет право встать на учет по улучшению жилищных условий.

В то же время, для применения выше указанной нормы, территориальные органы власти должны иметь объективную информацию о том, что гражданин:

  1. Действительно совершил действия по ухудшению жилищных условий.
  2. Такие действия имели однозначно умышленный, а не вынужденный характер.
  3. Эти действия носили искусственный характер для создания условий предоставления гражданину улучшенного жилья.

Более того, доказать факт умышленного совершения действий даже в суде практически невозможно, поскольку не существует реального правового механизма подтверждения намеренного ухудшения условий проживания в целях получения материальной выгоды. Этим пользуются как недобросовестные граждане, так и чиновники, часто злоупотребляющие властью на местах.

Источник: http://yuristbp.ru/chto-takoe-namerennoe-uhudshenie-zhilishhnyh-uslovij/

Чем грозит ухудшение жилищных условий при постановке на учет?

В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний — желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий — это умышленность деяния, при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

Намеренное ухудшение жилищных условий

(Мальцев Р. Н., Максимчук И. В.)

(«Юридическая газета», 2011, N 5)

НАМЕРЕННОЕ УХУДШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ

Р. Н. МАЛЬЦЕВ, И. В. МАКСИМЧУК

Мальцев Роман Николаевич, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации Волгограда.

Максимчук Игорь Викторович, к. э.н., начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда.

До принятия Жилищного кодекса РФ в российском законодательстве не было норм, касающихся намеренного ухудшения жилищных условий и его последствий. Статья 53 ЖК РФ установила особые правила в данной сфере.

Законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Из содержания интересующей нас статьи следует, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Что признавать намеренным ухудшением жилищных условий? Какие действия не могут расцениваться в качестве таковых? В каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий? В настоящее время четких ответов на эти вопросы нет.

К примеру, семья из трех человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. В указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник. В результате количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ, в отличие от действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР, большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Учетной нормой площади жилого помещения признан минимальный размер площади жилого помещения, на основе которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ).

Так, в Волгограде на основании п. 1.1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 с 1 марта 2005 г. учетная норма площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В приведенном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении таких ситуаций?

Чтобы дать юридическую оценку всех обстоятельств и правовое заключение, следует учитывать, что установление перечня действий, считающихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

Само по себе перечисление в законе субъекта РФ таких действий, а также их последствий не свидетельствует о противоречии данной нормы ст. 53 ЖК РФ. Эта федеральная норма не содержит списка намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий. Значит, нет и правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта РФ этого перечня.

Источник: http://center-bereg.ru/a546.html

Намеренное ухудшение жилищных условий: норма и практика применения – Управление персоналом

Соавторы:

1. И.В. Максимчук, начальник управления по жилищной политике администрации г. Волгограда, кандидат экономических наук, действительный муниципальный советник Волгоградской области 1 класса;

2. Р.Н. Мальцев, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации г. Волгограда.

Намеренное ухудшение жилищных условий является новеллой Жилищного кодекса РФ. Статья 53 Жилищного кодекса РФ «Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий» установила новые правила, неизвестные прежнему жилищному законодательству.

Так, из содержания указанной статьи следует, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К сожалению, законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

В настоящее время на вопросы, что признавать намеренным ухудшением жилищных условий, в каких случаях следует отличать реализацию прав граждан от ухудшения своих жилищных условий, какие действия не могут расцениваться, как намеренное ухудшения жилищных условий, не может быть дан четкий ответ.

К примеру, семья из 3 человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. Затем в указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник и количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5 кв. м.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ в отличие от ранее действующего Жилищного кодекса РСФСР большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Так, учетной нормой площади жилого помещения (далее — учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (части 4, 5 статьи 50 ЖК РФ)

К примеру, в Волгограде в соответствии с пунктом 1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 г.

№ 19/342 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Волгограде» с 01 марта 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения в Волгограде для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях при обеспеченности в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В указанном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв.

м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на соответствующий учет.

Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы, и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Действительно, как справедливо отмечают авторы, обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (ч.1 ст.51 ЖК РФ) будет служить основанием для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Однако одного только уменьшения размера общей площади жилого помещения не достаточно для принятия граждан на учет, поскольку согласно ч.2 ст.

52 ЖК РФ состоят на учете имеют право только определенные категории граждан: 1) малоимущие (ими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению) и 2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан (например, сотрудники милиции, педагогические работники образовательных учреждений).

В связи с изложенным сразу возникает несколько существенных вопросов:

  • Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализации права на свободу передвижения?

  • Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

  • Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении указанных ситуаций?

Для юридической оценки всех обстоятельств и дачи правового заключения следует учитывать, что установление перечня действий, являющих намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

В соответствии со статьей 13 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта РФ категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, компетенции органов местного самоуправления.

Само по себе перечисление в Законе субъекта Российской Федерации действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а также последствий таких действий, не свидетельствует о противоречии данной нормы статье 53 Жилищного кодекса.

Данной федеральной нормой непосредственно перечень намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий, не установлен, а, следовательно, нет правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта Российской Федерации этого перечня.

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?129