Законно ли нас остановил сотрудник ДПС не на стационарном посту?

С 20 октября вступил в силу новый административный регламент ГИБДД. Некоторые положения документа вызвали недовольство среди правозащитников. Портал Москва 24 разбирался, почему водителям не стоит бояться перемен.

портал Москва 24/Александр Авилов

Содержание

Нужно ли изучать административный регламент водителю?

Административный регламент – это внутренний приказ МВД. По сути, инструкция для инспекторов, как вести себя с водителями.

Если вы гражданский человек, вы совершенно не обязаны его знать, объясняет председатель Всероссийского общества автомобилистов (ВОА) Валерий Солдунов.

С ним согласен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто: “Ознакомиться с регламентом не лишнее дело, он открыт и не засекречен. Но учить его наизусть совершенно не нужно”.

Регламент описывает правила поведения инспекторов ГИБДД. Водителям достаточно знать ПДД и не нарушать их.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

Остановка вне постов ДПС

По предыдущей редакции регламента 2009 года инспектора могли останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС.
Отныне сотрудники ГИБДД могут останавливать автомобили для проверки в любом месте. Однако место каждый сотрудник выбирает не по собственному желанию, а только по приказу своего начальника.

ТАСС/Юрий Машков

Для добропорядочных водителей это изменение ничем не грозит, считает Игорь Моржаретто.
“В прошлом регламенте формально запрещалась остановка вне стационарных постов без причины.

Но тут же называлась дюжина причин, по которым можно остановить. Например, проведение спецопераций или если водитель нарушил ПДД. И сейчас сотрудник ДПС всегда найдет повод остановить автомобиль, если ему это понадобится.

Но если нет, то проезжай свободно”, – объясняет эксперт.

Если же вы едете в ночи и у вас есть подозрения, что вас тормозит не сотрудник ГИБДД, можете проехать мимо и доехать до ближайшего поста, говорит Игорь Моржаретто. “На месте сообщите, что я не остановился, потому что у меня было впечатление, что это не сотрудник ГИБДД, а какой-то мошенник. Такая возможность была раньше и остается сейчас”, – подчеркнул эксперт.

То, что на практике машины останавливали вне постов, порталу Москва 24 подтвердил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и давали взятки, стало гораздо меньше.

Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

съемка

Сергей Канаев обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения.

“В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку.

А сейчас может сказать: я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь. И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете, вам грозит статья 19.3″.

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции… влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

В ГИБДД поспешили разъяснить, что запрета на съемку действий инспекторов нет.

“Исключение указанной нормы не препятствует реализации конституционного права граждан свободно искать, получать, передавать, производить информацию любым законным способом”, – цитирует ”РИА Новости” начальника управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александра Быкова.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Председатель ВОА добавил, что теперь сотрудник полиции и сам имеет право вести съемку на собственный мобильный телефон.

портал Москва 24/Александр Авилов

Отменяются справки о ДТП

Одно из важных нововведений регламента – отмена справок о ДТП, на получение которых требовалось длительное время. С 20 октября выдавать их перестали.

Такие справки требуют страховые компании, чтобы урегулировать убытки и последующие выплаты. В случаях с ОСАГО это требование содержится в положении ЦБ № 431-П 2014 года, в случаях с каско – во внутренних документах каждой страховой компании.

ТАСС/Денис Русинов

Как пишет газета “Коммерсантъ”, Александр Быков пояснил, что на деле выдача справок не предусмотрена уже давно. У МВД нет полномочий утверждать форму справки о ДТП. Инспектора в последние годы фактически не должны были выдавать такие документы, хотя это и практиковалось.

В ГИБДД уверяют, что более года предупреждали Центробанк и Российский союз автостраховщиков, что с 20 октября эта практика прекратится.

ТАСС/Донат Сорокин

С 20 октября если для оформления аварии требуются сотрудники ГАИ, то максимум, что могут получить на руки участники аварии, – это процессуальные документы, пишет “Российская газета”. В частности, постановление о наложении штрафа или определение об отказе в возбуждении административного дела. Другие документы участники аварии могут получить в прежнем порядке.

По данным “Российской газеты”, в протоколах, определениях, постановлениях и других документах будут максимально расписывать всю ситуацию: какие машины и сколько их участвовало в ДТП, их повреждения. Также укажут данные водителей и владельцев машин, номера полисов ОСАГО.

При этом водитель по-прежнему должен будет заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и передать в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

Гибдд разрешили устраивать засады на дорогах, но в особых случаях

По новому регламенту сотрудники полиции смогут останавливать машины, находясь в засаде. Однако, согласно документу, сделать это смогут лишь в особых случаях.

“В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети”, – отмечается в документе.

Засады как таковые не разрешены. Того самого гаишника, который в кустах лежал с палочкой и выскакивал, если “прибыльная” машина ехала, его не будет, тем более что и количество инспекторов, которые работают на земле, сильно уменьшилось. За десять лет их число сократили на треть.

Игорь Моржаретто

Автомобильный эксперт

В остальных случаях автомобиль ДПС с раскраской должен стоять на видном месте в местах концентрации ДТП для предупреждения, объясняет Игорь Моржаретто.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать “любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений”, хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и “удерживающих устройств”. Кроме того, сотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Источник: https://www.m24.ru/articles/avto/20102017/151269

Проверка документов сотрудниками ГАИ вне постов признана законной

Вступило в силу решение Верховного суда, которое признает законным возможность сотрудников Госавтоинспекции останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов.

Речь идет о подпункте 84.13 Административного регламента МВД по надзору за дорожным движением. Дело в том, что прежний регламент, действовавший с 2009 года, разрешал проверять документы у водителей только на стационарных постах ДПС. Делалось это по нескольким причинам.

Во-первых, на дорогах промышляли мошенники, которые, переодевшись в полицейскую форму, останавливали машины для личных нужд. Во-вторых, у инспекторов не было планшетов и прочих гаджетов, с помощью которых можно было бы проверить документы.

Поэтому проверить их можно было только на стационарном посту.

Водителей обязали носить световозвращающие жилеты

Но время изменилось, бандитов в форме стало меньше, технологии упростили работу инспекторов на дороге, а сами стационарные посты уходят в прошлое. Выявлять нарушителей эффективнее на дороге, чем на стационарном посту. Поэтому в новом регламенте, действующем с октября 2017 года, инспекторам разрешено останавливать автомобили для проверки документов вне стационарных постов.

Однако эту норму решил оспорить некто К. Рудаков. Он обратился в Верховный суд с требованием признать недействующим подпункт 84.13 Административного регламента.

По его мнению, он противоречит конституционному принципу недопустимости произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина и нарушает его право на участие в дорожном движении без установления необоснованных ограничений со стороны органов власти.

Выявлять нарушителей 
гораздо эффективнее 
на дороге, чем на стационарном посту ДПС

Также Рудаков считает, что остановка водителя вне стационарных постов может привести к злоупотреблениям со стороны инспекторов Госавтоинспекции.

Она несет в себе существенную угрозу коррупционной составляющей в их действиях, так как какой-либо контроль за соблюдением ими законных оснований для остановки транспортных средств Административным регламентом не установлен.

Кроме того, остановки машин для проверки документов могут привести к дальнейшим нарушениям Правил дорожного движения и повышению аварийности, поскольку потраченное на остановку и общение с инспектором время водитель компенсирует увеличением скорости, указал Рудаков в своем заявлении.

Истец также считает, что остановка машины для проверки документов – то же самое, что задержание граждан.

Верховный суд, разобрав иск, а также доводы представителей МВД и министерства юстиции, указал, что Административный регламент утвержден уполномоченным органом и не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. А именно Законам “О безопасности дорожного движения” и “О полиции”.

На загородных трассах предложили увеличить разрешенную скорость движения

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 13 Федерального закона “О полиции” сотрудники этого ведомства вправе останавливать машины, если это необходимо для выполнения обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. А также проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие полиса ОСАГО.

Правила дорожного движения предоставляют регулировщикам, к которым относятся и сотрудники полиции, право останавливать машины с помощью соответствующих сигналов, но не определяют специальные места для остановки.

Они лишь предусматривают общие требования к остановке и места, где она запрещена.

Поэтому доводы истца о проверке документов исключительно на стационарном посту не основаны на нормах права, а потому – несостоятельны, посчитал Верховный суд.

Также ВС указал, что остановка для проверки документов никоим образом не относится к порядку административного задержания, как мере обеспечения производства по делу.

Остановка для проверки документов не имеет отношения к административному задержанию

Довод Рудакова о том, что оспариваемый подпункт противоречит пункту 106 Административного регламента, ВС также отклонил. Он напомнил, что оспариваемый нормативный акт может быть признан не действующим, если он не соответствует иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу. Здесь же оба положения – это различные части одного и того же документа и имеют равную юридическую силу.

Эксперт: Новая разметка на дороге повысит собираемость штрафов

Что касается контроля за инспекторами, то статьями 49-53 Закона “О полиции” за ними установлен государственный, ведомственный и общественный контроль, судебный контроль и надзор, а также прокурорский надзор.

ВС решил, что при изложенных обстоятельствах подпункт 84.13 Административного регламента в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав истца. Инспекторы могут останавливать машины для проверки документов где угодно.

Источник: https://rg.ru/2018/03/21/proverka-dokumentov-sotrudnikami-gai-vne-postov-priznana-zakonnoj.html

Если ваш автомобиль остановил сотрудник ДПС

Свисток, взмах жезла, суровый инспектор…Только это уже вводит в дрожь, даже если вы уверены, что ничего не нарушали. Рано или поздно встреча с инспектором ДПС на дороге ждет каждого.

Не все знают, как правильно вести себя в этой ситуации, особенно сложно начинающему водителю, только закончившему обучение вождению.

Что делать, если вас остановил гаишник, мы расскажем в нашей сегодняшней статье.

Правила поведения при остановке инспектором ГИБДД

Инструкторы по вождению напоминают, что сейчас по закону остановка автомобиля вне стационарного пункта ДПС возможно лишь в случае явного нарушения ПДД. И неважно, какова была причина остановки гаишником: проверка документов или нарушение, каждый автомобилист должен знать следующее:

  1. Вам не нужно выходить из машины, если не потребует сотрудник ГИБДД, но для этого должны быть какие-то веские основания.
  2. Представитель власти должен обязательно представиться, четко и ясно произнести фамилию и имя, а также звание. Более того, он обязан показать вам свое удостоверение в развернутом виде.
  3. Далее нужно узнать причину остановки. Пока она не названа, вы имеете право не предъявлять документы, даже водительское удостоверение.
  4. Если у вас возникают сомнения в том, что остановивший вас человек в форме действительно является работником ДПС, то смело набирайте телефон службы доверия ГИБДД, где можно узнать, работает ли в органах человек с такой фамилией и званием, и какой участок дороги он контролирует.
  5. Если вас обвиняют в нарушении ПДД, то должны быть даны необходимые детальные разъяснения. Перечисленные статьи лучше записать, чтобы в последствии проверить правильность заполнения протокола.
  6. Протокол можно обжаловать в течение 10 дней.
  7. Часто бывает, что сотрудники ДПС ведут себя некорректно, разговаривают с вами повышенным голосом, угрожают еще большими обвинениями. Не стоит вдаваться в панику.

Даже если вы действительно что-то нарушили, сохраняйте уверенность в себе и спокойствие.

Обязанности сотрудника ДПС

Зачастую на трассе может случиться так, что вашу машину останавливает гаишник, неожиданно появившийся из кустов. Он проверяет ваши документы и требует «дунуть» в алкотестер. Помните, в 95% это попытка вас обмануть.

В первую очередь, сотрудник ГИБДД не должен прятаться, его служебный автомобиль должен находиться в зоне видимости. Действия гаишников, которые влекут умышленное создание помех в распознавании водителями цветографической схемы, стационарных приборов для подачи световых и звуковых сигналов патрульного авто, не допускаются.

В условиях плохой видимости (например, ночью) работники ГИБДД обязаны находиться только на освещенных участках дорог. Более того, у них должно быть специальное светоотражающее снаряжение (одежда) и светящийся жезл, чтобы водители проезжающих автомобилей могли без труда видеть людей в форме.

Согласно новым правилам, сотрудник ГИБДД не может останавливать ТС без видимых причин. К тому же запрещено проверять документы автолюбителя не на постах ДПС.

Таким образом, если за городом вас остановил внезапно появившийся гаишник и решил проверить ваши документы или провести медосвидетельствование, то это незаконно. Как известно, неподчинение незаконным требованиям никакой ответственности не влечет.

Возможные причины остановки

К самым частым причинам остановки ТС на дороге можно отнести следующие, но именно на них и зарабатывают недобросовестные лица в форме.

Проверка документов, если машина числится в угоне. В этом случае стоит попросить ориентировку, иначе можно звонить в службу доверия.

Вторая причина — это проведение спецопераций, когда необходимо соблюдать все требования полиции. Но перед этим опять же стоит уточнить ситуацию в службе доверия.

И третья, самая популярная причина — это вождение в пьяном виде или в состоянии наркотического опьянения. Если вы знаете, что не пили и не употребляли наркотиков, а алкометр показал промилле выше нормы, лучше сразу требовать медосвидетельствования в специализированном медицинском учреждении.

Если гаишником составляется протокол

Если все же работник ДПС решил составить протокол о нарушении, то внимательно проследите, чтобы документ был заполнен правильно, без каких-либо нарушений. В первую очередь в протоколе должна быть указана причина остановки. В противном случае напишите, что вашу машину остановили не на посту и без причин.

В случае с обвинением, что вы были за рулем в пьяном виде, укажите в бумагах, что вам не было предложено провериться на месте алкотестером (если этого действительно не было сделано).

Или же проверка проводилась, но данные о приборе не были сообщены, несмотря на ваши требования.

Чтобы направить водителя на освидетельствование, сотрудник ГИБДД должен иметь для этого достаточные основания: запах алкоголя, нарушение речи, неустойчивость позы и т.п. Однако чтобы эти признаки обнаружить, нужно остановить ТС, а остановка автомобиля без причин запрещена.

Заключение

Не позволяйте лицам в форме превышать свои обязанности и полномочия. Внимательно следите за всеми действиями сотрудника ГИБДД, и если он что-то нарушает, смело идите в вышестоящие органы, суд, прокуратуру.

Если же вы на самом деле позволили себе сесть за руль пьяным, то лучше принять наказание как заслуженное, ведь в этом случае вы действительно нарушили закон. 

Далеко не все гаишники — это оборотни в погонах, многие выполняют свою работу правильно и ведут честную борьбу за безопасность движения.

Согласитесь, как много можно рассказать историй, когда глупая бравада или небрежность водителя стоила человеческих жизней…

материал о том, что делать, если вас остановил сотрудник ДПС:

Защищайте свои права и удачи за рулем!

В статье использовано изображение с сайта baktver.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/esli_vash_avtomobil_ostanovil_inspector_dps/

Беспричинная остановка авто – ликбез от Лазуты

Главный защитник прав казахстанских автомобилистов рассказал, как следует себя вести с дорожным инспектором при остановке авто.

Руководитель проекта «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) Руслан Лазута, конечно, славится своеобразным отношением к правоохранительным органам, но он далеко не одинок в своих суждениях.

Лазута в своих выступлениях опирается не только на собственную практику – в арсенале богатый опыт множества членов возглавляемого им общества.

Мы попросили его прокомментировать элементарный, даже обыденный, но очень проблемный вопрос – остановка автомашин сотрудниками полиции. МВД Республики Казахстан уже давным-давно назвало те самые причины, по которым водителей можно останавливать на дороге. Это список из восьми пунктов.

Любые другие варианты исключаются. Но что-то пошло не так: то ли некоторые водители как-то по-своему понимают сообщения, то ли информационное сопровождение подвело, итог такой, что вопросы, недовольство и возмущения как были, так и остались.

Возможно, рекомендации главы Общественного объединения «ОСА» помогут нашим соотечественникам.

Освежим память. Восемь законных причин для остановки:

1. Нарушение Правил дорожного движения. Полицейский должен назвать конкретную статью или пункт ПДД, которые были нарушены.

2. Автомобиль находится в розыске. Данный пункт неприятен тем, что в ориентировках зачастую могут повторяться описания машин.

3. Изъятие транспорта для служебных целей. Данное действие можно назвать самым опасным, учитывая, что всегда есть риск столкнуться с лжеполицейским.

4. Проверка документов. Часто происходит во время проведения каких-либо оперативно-профилактических либо оперативно-розыскных мероприятий (ОПМ, ОРМ). Одна из самых любимых сотрудниками полиции причин остановки. Стопроцентно она дозволена лишь на стационарных постах дорожно-патрульной полиции.

5. Проверка груза и документов на него. В большинстве случаев этот пункт касается коммерческих грузоперевозок.

6. Ограничение или запрещение движение. В данном случае страж закона может лишь пояснить, почему изменена схема проезда или почему он закрыт.

7. Остановка в целях опроса водителя и его пассажиров, когда они стали очевидцами правонарушения. Здесь речь идет только о показаниях. Правда, если водитель пожелает, он может настоять на беседе в присутствие своего адвоката.

8. Регулирование автодвижения. Остановка по соответствующему сигналу регулировщика. Основания понятные – организация движения в случае, к примеру, поломки светофора.

Больше всего нареканий у казахстанских водителей вызывают первые семь пунктов, последний обычно никого не волнует.

Теперь разложим все по полочкам. Называем пункт и приводим комментарии Руслана Лазуты.

Нарушение ПДД:

– Мы обязаны исполнять требования инспектора, даже если они незаконные. И нарушение правил – это самая главная причина и это надо понимать.

Уже потом, если человек посчитает, что были незаконные действия, он их может обжаловать. Водителю в принципе не надо заморачиваться по поводу этих остановок. Потому что всегда найдется какая-то причина.

И это не прихоть конкретного инспектора, хотя и такое бывает. Сами по себе эти пункты ненормальные.

А вообще, по моему мнению, инспектор не имеет права останавливать водителя за исключением случаев, если водитель нарушил ПДД, либо водитель или автомобиль находятся в розыске.

Розыск авто:

– Инспектор сразу, как правило, интересуется наличием документов. Сейчас если и угоняют, то обычно из хулиганских побуждений, чтобы просто покататься. А профессиональный угонщик, который нацелится на элитный автомобиль, уже будет иметь полный пакет липовых документов.

МВД как следует задумалось бы о целесообразности этого пункта, если бы водители заявляли в ответ следующие требования – если у вас есть подозрения, что моя автомашина значится в розыске, составляйте протокол задержания меня, как водителя, ведите в отдел, а машину помещайте на штрафстоянку. Дорожный инспектор не является техническим специалистом, перебитые номера может только техник определить, который составит заключение. А если версия с розыском не подтвердится, подавайте жалобу с требованием возместить моральный ущерб.

Изъятие машины для служебных целей:

– Если бы я был уверен, что поврежденную при поездке мою автомашину, а это вполне вероятно, потом вернули бы в исправном состоянии, я бы без лишних разговоров, при первом же требовании отдал бы инспектору ключи.

Но я слишком хорошо знаю, что когда дело дойдет до компенсации, мне весь мозг вынесут! Я еще не говорю про страховые компании. Я ни к чему не призываю, это только мое мнение. Но заработав своим трудом деньги, на которые купил машину, я не готов просто так расстаться с ней.

Я лично был бы против того, чтобы ею воспользовались в попытке, к примеру, задержать преступника.

Проверка документов:

– ОПМ – самая распространенная причина остановки. Надо знать, что в Конституции у нас написано, что каждый гражданин вправе ознакомиться с теми документами, которые затрагивают его права и свободы. В данном случае применяется мера принуждения в виде остановки. Инспектор остановил автомобиль и просит показать документы.

Казалось бы, секундное дело. Но с другой стороны я попросил бы приказ на ОПМ. Если получаю ответ «позвоните туда-то, съездите туда-то», я тогда скажу «почему я должен Вам на слово верить, Вы же мне на слово не верите, что у меня есть документы на руках?». Инспектор с одной стороны ни в чем не виноват, он же просто выполнят приказы.

Это все вопросы к МВД.    

Но предъявить водитель в любом случае обязан. В законе сказано, водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника полиции передавать документы. Тут надо понимать, что никаких вообще последствий не будет, если это происходит на стационарных постах.

Проверка грузов:

– Вскрытие автомашин, если это необходимо, пусть проводят, но при этом составляют протокол досмотра и тут обязательно наличие двух понятых. И всё. Если же это не будет сделано, я категорически призываю, чтобы водители отказывались допускать полицию к досмотру автомобиля.

Ограниченный или закрытый проезд:

– В целом тут сложностей не должно быть.

Но я приведу пример, когда наблюдается повышенная температура воздуха и должно быть ограничено движение большегрузных автомобилей по трассам республиканского значения.

Полиция должна останавливать такие фуры и выпускать их только вечером, когда спадет жара. Недавно я был в Балхаше, сильная жара стояла и прут большегрузы. Норма не работает, а страдает дорожное покрытие.  

Опрос водителя, как очевидца происшествия:

– Это больше вопрос морали или воспитания. Я, например, был очевидцем и понимаю, что меня будут дергать, опрашивать и сразу оставил свои контакты и водителю и инспектору на случай, если понадобятся мои показания.

Ситуация с аварийностью касается Казахстана в особенности. Здесь резко-континентальный климат, погода меняется по 10 раз на дню и происходит много аварий.

Говоря об адвокате, скажу, наверное, он нужен тем, кто совершил какое-то нарушение. Простым очевидцам это совершенно не нужно.

Регулировка движения:

– Тут комментировать в общем-то нечего. Так должно быть по определению.

Мы не стали упоминать служебные удостоверения и жетоны полицейских, т.к. они априори должны присутствовать у каждого заступившего на службу сотрудника. Скажем, что в дороге не стоит забывать о праве на фото- и видеосъемку.

Ведь когда возникнет необходимость доказывать свою правоту в суде, это будет самым «железным» доказательством. Как сложатся дела при разбирательстве это совсем другой разговор, но максимальная готовность к защите своих прав и свобод не помешает.

Надеемся, что советы эксперта помогут водителям и, наверное, в первую очередь тем, кто только начинает знакомиться с «прелестями» и сюрпризами на дороге. 

Источник: https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2016/07/15/70847/

Права водителя

Поговорим о правах, которые у вас есть при остановке машины инспектором ГИБДД: что можно делать, что требовать, от чего отказаться и что контролировать. Все эти права — из Конституции, закона о полиции, административного кодекса и регламента для сотрудников ГИБДД.

Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится

Сохраните себе эти картинки, чтобы использовать их при встрече с инспектором. И делитесь с другими водителями: чем больше юридически грамотных автовладельцев, тем меньше произвола со стороны ГИБДД.

Основание. Пункт 89 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор останавливает машину, он сам сразу же подходит к водителю. Водитель не обязан выходить из машины. Он может сидеть на месте и слушать, чего хочет инспектор. Сотрудник ГИБДД подходит к машине со стороны водителя (п. 48). И только если что-то мешает или есть опасность, он может подойти с другой стороны.

Инспектор может попросить водителя выйти из машины, если есть конкретные причины. Например, нужно провести досмотр, составить протокол или есть подозрения, что водитель пьян (п. 93). При проверке документов выходить необязательно: сам факт остановки не означает, что водитель должен сразу покинуть салон и встать рядом с инспектором или идти в патрульную машину.

Основание. Пункты 84, 89 и 91 административного регламента.

Как это работает. При остановке машины инспектор обязан объяснить, почему ее остановили, какие документы нужно показать. Не водитель спрашивает, а инспектор говорит сам и сразу. Причин для остановки машины достаточно. Это может быть проверка документов или какой-то рейд.

Иногда говорят, что инспекторы не могут проверять у водителя документы: якобы это не повод останавливать машину. Действительно, раньше документы могли проверять только на стационарных постах, но такое ограничение отменили. По новому регламенту это повод для остановки на дороге: инспектор имеет право попросить права, полис ОСАГО или пластик, даже если нарушений не было.

По регламенту инспектор может проверить документы еще и у пассажиров. Есть мнение, что такие проверки противоречат праву на личную неприкосновенность и свободу передвижения. Но таков регламент.

См. также:

  • ГИБДД запретили снимать номера

Основание. Статья 51 Конституции РФ, пункты 51, 132 административного регламента.

Как это работает. Даже если водитель что-то нарушил — превысил скорость, пересек сплошную, едет без полиса ОСАГО, — он может объяснить, почему так поступил.

Причина может повлиять на наказание, например стать смягчающим обстоятельством при назначении штрафа. Иногда это и вовсе исключает вину водителя.

В любом случае инспектор обязан выслушать объяснения и занести их в протокол.

Если водитель не хочет ничего объяснять, имеет право: по Конституции никто не обязан свидетельствовать против себя или родственников. Даже если есть грубое нарушение, водителя поймали на попытке дать взятку, он угнал машину или подделал документы на груз, можно молчать. Поможет это или нет — другой вопрос, но такое право есть, и им можно пользоваться.

Основание. Статья 8 закона «О полиции».

Как это работает. В новом регламенте нет пункта о видеосъемке. Некоторые инспекторы этим пользуются: говорят, что снимать их действия запретили.

На самом деле можно вести видеозапись всех действий сотрудника ГИБДД или полицейского.

А потом использовать эту съемку как доказательство в суде — например что у водителя требовали взятку или досмотр провели без понятых и протокола.

Иногда запретить съемку все-таки могут. Но для этого нужен документ и основание — например проводится оперативное мероприятие или что-то связано с гостайной. Просто так инспектор ГИБДД не может запретить видеосъемку. У МВД на этот счет однозначное мнение.

См. также:

  • Что изменилось в регламенте ГИБДД

Основание. Пункты 45, 52 административного регламента, статья 5 закона «О полиции».

Как это работает. Когда инспектор подходит к водителю, он обязан представиться. Водитель имеет право попросить служебное удостоверение. Можно узнать номер дежурной части или подразделения и позвонить туда для проверки: точно ли этот сотрудник там служит, действительно ли он сейчас при исполнении и правда ли, что есть ориентировка на такую же машину.

Узнавать подразделение ДПС полезно еще и для жалоб. Сам по себе вопрос о месте службы может сделать инспектора вежливее и заставить его внимательнее относиться к правам водителя.

Основание. Пункты 134, 151, 168, 211 административного регламента.

Как это работает. Если инспектор заметил превышение скорости, провел осмотр автомобиля, установил алкогольное опьянение, задержал машину, забрал из нее какие-то вещи, то должны быть документы.

В зависимости от мероприятия это может быть акт, протокол или постановление. Например, при осмотре составляют акт, а при досмотре — протокол.

Если составить не тот документ, результаты можно признать недействительными.

В любом случае водитель имеет право изучить протокол и внести в него уточнения. Инспектор обязан показать ему, что там написано, и отдать на руки копию. Все это помогает оспаривать штрафы, доказывать чужую вину и получать компенсации.

См. также:

  • Что делать при эвакуации машины

Основание. Статьи 28.1.1, 28.2 КоАП РФ.

Как это работает. Когда инспектор составит протокол, он покажет его водителю. Не сразу отдаст копию, а сначала даст ознакомиться. Водителю предложат подписать протокол, но с этим не надо торопиться.

Во-первых, протокол можно вообще не подписывать. Но наличие такого права не дает преимуществ: в протоколе напишут, что водитель не стал подписывать, а от штрафа это не спасет.

Лучше использовать другое право — предоставить объяснения и замечания. Например, что инспектор что-то указал не так или водитель нарушил по такой-то причине.

Или что свидетелей на самом деле не было, а вместо осмотра инспектор провел досмотр. Это пригодится в суде.

Если в протоколе есть ошибки оформления, например не та дата или данные водителя, об этом можно не писать и потом использовать для полной отмены: неправильно заполненные документы вообще могут не принять в суде, тогда и штраф не назначат.

См. также:

  • Штрафы за нештатное оборудование

Основание. Статьи 290, 291 УК РФ.

Как это работает. Инспектор ГИБДД не может требовать деньги, даже если водитель что-то нарушил. Водители не платят штрафы напрямую инспектору. Их нужно платить в бюджет через банк или с карты.

Если инспектор предлагает договориться на месте и обещает скидку, он вымогает взятку. Скидку 50% можно получить и при оплате штрафа на госуслугах, а намеки инспектора могут привести к уголовной статье. За дачу даже небольшой взятки могут оштрафовать на сотни тысяч рублей или приговорить к лишению свободы.

Если у вас требуют деньги, откажитесь или напишите жалобу. Такое предложение может быть провокацией: за поимку взяткодателей сотрудникам светят новые звания и премии.

Если у вас работают водители, предупредите их о том, что для взяток в интересах компании штрафы еще больше. Водитель получит приговор, а работодатель запросто потеряет миллион.

См. также:

Основание. Пункты 146, 147, 203 административного регламента, статья 25.7 КоАП РФ.

Как это работает. Если инспектор хочет провести досмотр машины, у него должны быть основания. Например, есть подозрения, что в машине находятся преступники или незаконно перевозят оружие. Это не то же самое, что осмотр: для него другие основания и отличается процедура.

При досмотре всем нужно выйти из машины, а инспектор имеет право трогать вещи. Но при этом обязательно нужны понятые или видеозапись. При осмотре их может не быть, но там и вещи трогать нельзя, и выходить из машины необязательно.

Если инспектор не позвал понятых, не ведет запись, но при этом проводит досмотр, можете ему не мешать, но потом запишите в протоколе, что понятых не было. Результаты досмотра будут недействительными — их не признают доказательствами.

Без понятых и протокола можно отказаться от досмотра. Пусть вызывают начальство из дежурной части: в конфликтных ситуациях так положено (п. 51). Но не забудьте, что если требования законные, то их нужно выполнять.

См. также:

  • За что могут задержать машину
  • Как проводят осмотр и досмотр машины

Основание. Пункт 221 административного регламента.

Как это работает. Бывает, что прямо на дороге инспектор нашел основания для лишения прав. Например, водитель пьян, ездит с чужими номерами или пересек двойную сплошную. Забрать права на месте не могут. Для этого нужно решение суда, которое вступило в силу.

На месте инспектор может только составить протокол. Потом его передают в суд. Даже если решение суда не в пользу водителя, его можно обжаловать. Пока постановление не вступило в силу, права забрать не могут и водитель имеет право ими пользоваться. Много лет назад права забирали сразу, но сейчас это условие не действует.

Если постановление о лишении прав вступило в силу, их нужно сдать как можно скорее. По закону на это есть три рабочих дня. Если не сдать их вовремя, срок лишения прервется, а за вождение машины грозит штраф.

См. также:

  • Что делать, если лишают прав

Основание. Пункт 234 административного регламента.

Как это работает. Если у инспектора есть подозрения, что водитель пьян, ему могут предложить пройти проверку на алкоголь, по-простому — подышать в трубочку. Но водитель может отказаться. Тогда он пройдет медицинское освидетельствование, то есть сдаст пробы в лаборатории.

Такое право может пригодиться, если есть сомнения в точности алкотестера, его поверке и пломбах. Или если инспектор не соблюдает процедуру проверки и не составил протокол.

Результаты проверки влияют на штрафы, лишение прав, отстранение от управления, выплаты по ОСАГО и потерю работы.

Медицинское освидетельствование обычно точнее проверки на алкотестере — пользуйтесь этим правом в спорных ситуациях на дороге.

См. также:

Основание. Статья 33, 53 закона «О полиции», пункт 316 административного регламента.

Как это работает. Когда инспектор ГИБДД нарушает ваши права, он несет за это ответственность. На его действия или бездействие можно жаловаться, результаты проверок и протоколы можно оспаривать, доказательства — признавать недействительными, штрафы — отменять, права — возвращать.

Если из-за нарушения прав водителю причинен ущерб, можно требовать компенсацию от МВД. Чаще всего это ни к чему не приводит, но есть случаи, когда водители добивались своего и получали выплаты из бюджета.

Даже если не доводить до компенсации ущерба, можно отменить постановление о штрафе или лишении прав. Мы уже рассказывали истории водителей, которые так делали.

См. также:

  • Как оспорить штраф ГИБДД
  • Что делать с двойным штрафом за нарушение ПДД

Источник: https://journal.tinkoff.ru/prava/ostanovili-prava/

Была ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Была ли законной остановка автомобиля вне стационарного поста

Сотрудники ГИБДД часто останавливают автомобили вне стационарного поста по тем или иным причинам (проверка документов, спецоперация и т.д.).

Водитель, которому сотрудник ГИБДД подал сигнал об остановке, не может проигнорировать это требование и должен остановиться (иначе: преследование, принудительная остановка).

При этом автолюбитель не только должен остановиться по требованию инспектора, но и должен общаться с инспектором.

Он не может уехать с места остановки до момента, когда ему разрешат продолжить движение (иначе: преследование, принудительная остановка).

Из вышесказанного делаем вывод, что остановка автомобиля сотрудником ГИБДД вне стационарного поста ограничивает права и свободы автолюбителя. Какие конкретно права и свободы водителя ограничиваются при остановке автомобиля по требованию сотрудника ГИБДД – это уже другой вопрос. Например, право на свободное и беспрепятственное движение по дорогам России.

Добропорядочный водитель, едущий по своим срочным или не очень срочным делам должен достоверно знать законные ли действия сотрудника ГИБДД по остановке автомобиля.

Как проверить, законны ли действия сотрудника ГИБДД?

В пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен разъяснить ему причину и основания применения таких мер.

Давайте спросим у сотрудника ГИБДД, законны ли его действия и что послужило причиной для остановки автомобиля вне стационарного поста.

Он говорит, что его действия законны, так как в данный момент проводиться какая-то спецоперация или ссылается на какую-то другую важную причину для остановки водителя (далее – остановка со ссылкой на спецоперацию).

Таким образом (в рассматриваемом случае), сотрудник ГИБДД ограничил права водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России со ссылкой на спецоперацию.

Можно ли заведомо доверять устным словам сотрудника ГИБДД о проведении спецоперации или необходимо требовать от него предоставления документального подтверждения?

Анализ большого количества видеороликов на ЮТУБЕ об общении водителей и сотрудников ГИБДД позволяет делать вывод, что нередко ссылка на спецоперацию – это лишь предлог для обычной проверки документов водителя вне стационарного поста. 

Получается, что сотрудник ГИБДД, который хочет проверить документы водителя вне стационарного поста ДПС, может безосновательно использовать ссылку на спецоперацию (подтверждающую якобы законность его действий по остановке автомобиля).

Таким образом, при остановке автомобиля вне стационарного поста водитель не может заведомо доверять словам сотрудника ГИБДД ссылающегося на спецоперацию, как на причину ограничения прав водителя на свободное и беспрепятственное передвижение по дорогам России.

В противном случае (если спецоперация не проводится и нельзя останавливать ТС вне стационарного поста для проверки документов) остановка автомобиля вне стационарного поста заведомо незаконна. А вы где-нибудь видели человека, который сам добровольно подтвердит незаконность своих действий?

Это значить что слова сотрудника ГИБДД о (якобы) проводящейся спецоперации необходимо проверять из независимого источника.

Какие это могут быть источники?

Давайте зададим этот вопрос сотруднику ГИБДД, который нас остановил. Ведь в пункте 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» сказано, что сотрудник ГИБДД в случае ограничения прав водителя должен не только разъяснить ему причину и основания применения таких мер, но и возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Водитель: «Как я могу проверить ваши слова о том, что проводиться спецоперация?».

Сотрудник ГИБДД: «Езжайте в дежурную часть. Там хранятся все документы. А пока передайте мне водительское удостоверение и другие документы».

Другой вариант ответа сотрудника: «Звоните в дежурную часть».

Получается, водитель должен верить на слово заинтересованному сотруднику ГИБДД. Это одно и то же что в ответ на просьбу сотрудника ГИБДД передать ему документы на проверку водитель будет говорить: «У меня всё документы в порядке. Если не верите, то можете съездить ко мне домой. Моя жена вам их даст или может подтвердить их наличие по телефону».

Устроит такой ответ сотрудника ГИБДД?

Нет. Документы ему нужно передать лично в руки, чтобы он убедился, что они действительно есть.

Почему же водитель по аналогии не может убедиться в реальности проведения некой спецоперации, которая позволяет сотруднику ГИБДД останавливать все автомобили вне стационарного поста ДПС (фактически) для проверки документов.

Тем более что в законе предусмотрена прямая обязанность сотрудника ГИБДД обеспечить каждому водителю возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (п.7 ст. 5 ФЗ «О полиции»). 

Во избежание возникновения конфликтных ситуаций на дороге, каждый сотрудник ГИБДД при остановке транспортного средства вне стационарного поста для (фактической) проверки документов должен иметь при себе заверенный ответственным лицом документ, предоставляющий ему такой право (документ на проведение спецоперации). Наличие у сотрудника ГИБДД данного документа позволит водителю убедиться, что сотрудник ГИБДД действует на законных основаниях.

Обязанность сотрудника ГИБДД иметь такой документ при себе фактически предусмотрена п. 7 ст. 5 ФЗ «О полиции».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/byla_li_zakonnoj_ostanovka_avtomobilya_vne_stacionarnogo_posta/59674