08.09.2019
У граждан России по праву рождения есть определенные права и обязанности. Их спектр расширяется в процессе взросления, весь объем человек получает при достижении восемнадцати лет. Но часть прав и обязанностей есть и у детей, так как они находятся под особой защитой государства.
Различные международные и федеральные акты указывают на принципы реализации прав несовершеннолетнего в школе.
Содержание
- 0.1 Основные права ребенка в школе
- 0.2 Право на получение образования
- 0.3 Права на уроке
- 0.4 Права на здоровое и качественное обслуживание
- 0.5 Права на классном часу
- 0.6 Обязанности ученика в школе и на уроке
- 0.7 Что запрещается ученику, когда он в школе
- 0.8 Нарушение прав ребенка в школе
- 0.9 Что и кто защищает права ребенка в школе
- 1 При каких условиях возможно вести видеонаблюдение в школе?
- 2 Департамент образования
- 3 Закон о поборах в школе в 2019-2020 году
- 4 Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Основные права ребенка в школе
Защита прав и свобод человека — основная обязанность государства. Особое внимание в данном вопросе уделяется детям, так как они самостоятельно не могут постоять за себя. Много времени несовершеннолетние граждане проводят в школах. Базовые права детей в учебном заведении закреплены в следующих нормативных актах:
- Конвенция ООН о правах человека.
- Конституция РФ.
- ФЗ об основных гарантиях прав ребенка в России.
- Устав школы.Нормативная база права на образование
Согласно российскому законодательству в каждой школе должен быть человек, занимающий должность уполномоченного по правам ребенка. У него есть спектр обязанностей. Во-первых, профилактика нарушения прав. Во-вторых, проведение мероприятий по просвещению учеников и их родителей. В-третьих, рассмотрение жалоб учащихся. На практике такой специалист есть не всегда.
Объединяя все вышеуказанные законы и подзаконные акты, можно выделить следующие права ребенка в школе:
- Выбор учебного заведения с возможностью перехода из одной школы в другую по желанию ученика или родителей.
- Различные образовательные программы, в частности, обучение на дому, при наличии особых потребностей ребенка.
- Бесплатный доступ к школьной библиотеке.
- Безвозмездная помощь учителей в процессе получения знаний.
- Безопасная среда — оборудованные классы, поддержание комфортной температуры и так далее.
- Добровольное посещение дополнительных секций и кружков на платной и бесплатной основе после базового учебного дня.
Часть вышеописанных прав далее рассмотрим подробнее. Но прежде стоит упомянуть и о ряде иных возможностей, закрепленных Конституцией:
- бесплатная медицинская помощь в период нахождения на территории школы;
- выбор вероисповедания, выражения своих убеждений;
- доступ к информации об уровне знаний и подготовке;
- гендерное равенство;
- неприкосновенность частной собственности.
Для детей с ограниченными возможностями должны организовываться специальные приспособления, дающие им возможность в равной степени с другими детьми получать образование.
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Право на получение образования
Государству нужны образованные граждане, которые смогут работать и приносить пользу стране и доход себе. В связи с этим получение образования не просто право, а обязанность. Обучение в общеобразовательных государственных школах осуществляется на бесплатной основе, так гарантируется равенство в доступе к знаниям.
Право на образование в РФ
Школа также должна соответствовать определенным требованиям и нормам. В частности, в заведении должны быть туалеты, гардероб, спортивная площадка открытого и закрытого типа, столовая, библиотека. Классы оборудуются в зависимости от преподаваемого в них предмета.
Права на уроке
В большинстве случаев учителя указывают лишь на обязанности учеников на уроке, но у них есть и спектр прав. К ним относятся:
- высказывать личное мнение;
- отойти в туалет, предварительно, спросив об этом у учителя;
- иметь доступ к оценкам, как только они поставлены;
- покинуть класс после звонка на перемену.
Читать так же: Корпоративный отпуск
Если педагог допустил ошибку в объяснении темы урока, ученик вправе на нее указать.
Права на здоровое и качественное обслуживание
В школе ученик должен не только получать знания, но и делать это в безопасной атмосфере. В учебном заведении обязательно должен быть медицинский пункт с квалифицированным специалистом, который сможет оказать первую помощь.
К иным необходимым мерам относятся:
- соблюдение чистоты на всей территории школы, куда имеют доступ дети;
- хорошее освещение в классах;
- температурный режим, соответствующий принятым нормам.
В туалетах должны быть гигиенические принадлежности, а также полотенца.
Права на классном часу
Каждый классный руководитель регулярно проводит специальный урок, на котором обсуждаются вопросы класса. У детей на таком занятии также есть спектр особых прав:
- Выбор темы урока. Как правило, проводится ание, а инициатор подготавливает интересную презентацию.
- У каждого есть возможность высказать свое мнение, ни учитель, ни другие ученики не должны перебивать и прерывать спикера.
С одной стороны, классный час обязательный для посещения урок, с другой, на нем меньше требований и больше свобод. Как правило, обсуждаются вопросы каких-либо мероприятий или школьных событий.
Обязанности ученика в школе и на уроке
Полноценная защита прав всех граждан допустима только в случае соблюдения обязанностей всеми членами общества. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается другого. В связи с этим помимо широкого перечня прав есть и определенные обязательства учеников. Рассмотрим некоторые из них:
- Ребенок должен проявлять уважением к педагогам и всем работникам школы.
- Добросовестное отношение к учебе — одна из базовых обязанностей.
- Соблюдение школьного режима и внутренних стандартов, в частности, формы.
- Если ученик пропустил школу по уважительной причине, то должна быть приложена соответствующая справка или иной документ.
- Соблюдение техники безопасности.
Одной из обязанностей родителей является обеспечение ребенка всем необходимым как перед учебным годом, так и в процессе него. Если семья является малоимущей, то родителям оказывается материальная поддержка со стороны государства.
Что касается обязанностей школьника непосредственно на уроке, то к ним относятся:
- добросовестное и полное выполнение домашнего задания;
- предъявление дневника по требованию учителя;
- внимательно слушать то, что говорит педагог;
- приносить на урок, все, что для него требуется — тетради, учебники, канцелярские принадлежности и так далее;
- отсутствие лишних предметов в рюкзаке — игрушек, гаджетов;
- по просьбе учителя подходить к доске и отвечать, либо сразу выразить свою неготовность к уроку;
- своевременно приходить на занятия.
Во время урока следует соблюдать тишину. Если ученик хочет выйти или что-то спросить, то должен сначала поднять руку.
Что запрещается ученику, когда он в школе
Идеальная ситуация, когда учителя и ученики соблюдают свои обязанности и уважают права друг друга. Но такое достигается не всегда. Есть перечень действий, реализуемых учениками, которые недопустимы:
- принесение в школу опасных предметов — оружия, химикатов и так далее;
- провоцирование конфликтов, участие в потасовках;
- пропуск уроков без уважительной причины;
- находится в школе в состоянии алкогольного опьянения;
- курение на территории школы;
- воровство и причинение ущерба третьим лицам.
Читать так же: Закон о занятости населения Российской Федерации
Грубое общение с педагогами и работниками учреждения также недопустимо. Распространенной формой наказания за подобный проступок является вызов в школу родителей.
Нарушение прав ребенка в школе
Несмотря на то что все права ребенка закреплены в законодательстве и внутренних актах учебного заведения, некоторые преподаватели нарушают их. Рассмотрим несколько типичных проблем:
- Публичное разбирательство с учеником. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка недопустимы публичные выяснения отношений. Педагог вправе наедине спокойным тоном разъяснить ученику свою точку зрения, выслушать его позицию. Любое физическое или психологическое насилие в отношении ребенка запрещено, каким плохим не было бы поведение ученика.
- Изъятие личных предметов. Сегодня типична ситуация, когда учитель во время урока забирает мобильный телефон ученика или другой его предмет. Такое действие недопустимо, все, что вправе сделать педагог — попросить убрать вещь, которая мешает процессу, даже если это сигареты.
- Недопуск в школу или на урок. За опоздания, отсутствие формы или сменной обуви не пускать в школу нельзя, это нарушение права на получение образования.
Если любое из прав ребенка в школе нарушается, следует сначала написать жалобу директору учебного заведения, затем в вышестоящую организацию.
Что и кто защищает права ребенка в школе
Существует ряд ситуаций, при которых у родителей и самих детей возникает вопрос — как поступать и как защищать свои права. Рассмотрим некоторые из них:
- Добровольная сдача денег. Образование в России предоставляется на бесплатной основе, следователь, собирать какие-либо средства на ремонт класса, обучающие материалы и прочее нельзя. Если родители отказываются, то на детей это сказываться не может.
- Охрана здоровья. Школа отвечает за жизнь и здоровье ребенка, как только тот переступит порог утром и до тех пор, пока не покинет здание вечером. Любое принуждение к активности, которое может навредить ребенку, а также безответственное отношение может привести к серьезным последствиям.
- Все факультативные занятия посещаются на добровольной основе. Нельзя занижать оценки тем, кто ходил только на основные уроки.
- Привлечение к уборке в школе может реализовываться только с согласия ученика и его родителей.
- Недопустима дискриминация детей по половому признаку, то есть, разделение обязанностей между учениками в зависимости от того, мальчики они или девочки.
Так как Россия — светское государство в школе могут учиться дети разных конфессий. И задача педагогов уважительно относится ко всем ученикам, не проводить мероприятия, популяризирующие ту или иную религию.
Школа — это место, в котором дети проводят очень много времени. В связи с этим на законодательном уровне закреплены права и обязанности несовершеннолетних в процессе нахождения в учебном заведении.
Существует множество нюансов и тонкостей, которые приводят к периодическим нарушениям прав детей.
Контроль над тем, чтобы действия педагогов и работников школы были законны, должен осуществлять родительский комитет, а также вышестоящие инстанции.
Источник: //zakonoved.su/prava-rebenka-v-shkole-narushenie.html
При каких условиях возможно вести видеонаблюдение в школе?
Установка камер для внутреннего наблюдения в учреждениях образования становится обыденным явлением.
Для администраций школы – это доступная мера, которая в случае необходимости позволяет установить достоверность различных фактов, связанных с причинением травм и насилия, а также предотвратить мелкое хулиганство и кражи.
Очень часто именно родители выступают с инициативой установки видеонаблюдения, так как рассматривают эту меру как эффективное средство обеспечить безопасность своих детей.
При установке видеонаблюдения есть одно «но»! Использование видеокамер в общественных местах, в том числе в школе, должно проводиться с соблюдением требований законодательства об информации, о персональных данных и об охране изображения гражданина.
Поскольку речь идет о видеонаблюдении в публичном месте – директор школы вправе единолично принять решение об установке видеокамеры, без согласования этого вопроса с родителями и сотрудниками. Однако, самый важный вопрос в этой ситуации – как хранятся и используются видеозаписи, кто имеет к ним доступ.
Дело в том, что изображение гражданина, в том числе видеоизображение находится под особой охраной государства.
У любого гражданина есть право требовать прекратить распространение своего изображения требовать компенсации причиненного морального ущерба, если кто-либо допустил распространение видеозаписей, которые позволяют его идентифицировать.
Распространением является не только размещение в интернете или по ТВ, но и просто просмотр записи посторонними. Исключение составляют случаи, когда запись используется в общественных интересах.
Например, на территории школы произошел инцидент – взрослый ударил школьника, дети разрисовали стены и т.п.
Очевидно, что администрация школы может организовать просмотр соответствующей записи педагогами, членами управляющего совета или специальной комиссией созданной для урегулирования конфликта, в том числе это может происходить с участием и без участия участников инцидента и их законных представителей. Согласие фигурантов записи не требуется, поскольку имеет место общественный интерес.
Предположим, по недосмотру видеозапись о поведении школьника на перемене (или о поведении и манерах конкретного учителя) – выкладывается в интернет, либо «гуляет» среди учителей/школьников – очевидно, что нет никакого общественного интереса для использования записи для досужего просмотра и обсуждения.
Гражданин, изображенный на записи, имеет право требовать возмещения морального вреда.
Кстати, надо понимать, что это же относится и к ситуации, когда дети снимают на видео своих одноклассников и используют записи для травли.
В таких случаях, можно официально уведомлять родителей о том, что они как законные представители, могут быть привлечены к материальной ответственности за правонарушения своих детей в рамках гражданского законодательства.
Кроме того, видеозаписи – это биометрические персональные данные и на их обработку распространяются требования закона о персональных данных.
! Недопустимо устанавливать камеры в местах, где они заведомо нарушают право граждан на защиту частной жизни, например, в туалетах, раздевалках, комнатах отдыха, медицинском кабинете, кабинете психолога и т.п.
Что должна сделать администрация школы:
Вывесить предупреждение о том, что ведется видеонаблюдения. Скрытое (негласное) видеонаблюдение допустимо только по отношению к конкретному лицу, в рамках оперативно-розыскных мероприятий или в интересах расследования конкретных правонарушений уполномоченными органами.
Обеспечить конфиденциальность данных видеонаблюдения. Принять локальный акт о порядке использования видеонаблюдения, в котором определить круг лиц, имеющих доступ к записям и меры защиты от несанкционированного доступа.
В документе рекомендуется установить сроки хранения записей, а также специальные сроки для хранения записей конфликтных (нестандартных) ситуаций.
Если камеры зафиксировали правонарушение, то уничтожать такие записи не стоит, как минимум, в течение срока исковой давности.
Право:
Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Такое согласие не требуется в случаях, когда: 1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; 2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; 3) гражданин позировал за плату (Статья 152.1. Охрана изображения гражданина, Гражданский кодекс РФ).
Биометрические персональные данные, которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных (п.1. ст.11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”).
Таким образом, каждый раз, когда данные видеонаблюдения используются для установления личности, для сбора информации о конкретном лице – согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона № 152-ФЗ необходимо получать согласие этого лица в письменной форме.
Можно вести видеонаблюдение в публичном месте для фиксации общей обстановки. Но не допускается устанавливать видеокамеры в местах, где человек находится один. В этих случаях, обязательно письменное согласие лица, который будет находиться под видеонаблюдением.
Также попытка идентифицировать конкретное лицо на видеозаписи и хранить базу данных видеозаписей о поведении конкретного лица – также предполагает необходимость получить предварительно его согласие в письменном виде.
Без согласия субъекта его биометрические персональные данные (данные видеозаписи) могут обрабатываться в рамках оперативно-розыскной деятельности в связи с расследованием преступлений.
Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 “Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных”
Разъяснения Роскомнадзора об отнесении фото и видеоизображений, а также данных отпечатков пальцев к биометрическим персональным данным
Источник: //usperm.ru/content/videonablyudenie-v-shkole
Департамент образования
Система общего образования города Омска включает 153 бюджетных общеобразовательных учреждения (далее — БОУ), из них: 19 гимназий, 13 лицеев, 16 школ с углубленным изучением отдельных предметов, 99 общеобразовательных школ, 3 школы-интерната, 2 вечерних школы, 1 начальная общеобразовательная школа.
Действующая сеть общеобразовательных учреждений в целом обеспечивает равный доступ к полноценному образованию всех категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными интересами и способностями, состоянием здоровья.
©Фото из архива пресс-службы Октябрьского округа
Урок
Основная задача, стоящая перед учреждениями — предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. При этом общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии соответствующих лицензий.
В 2017–2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях города Омска обучается 115 178 человека, из них по очной форме обучения в БОУ обучается 114 780 человек, в том числе: по основным образовательным программам начального общего образования — 51 411 человек; основного общего образования – 53 236 человек; среднего общего образования — 10 133 человек; по заочной форме обучения в БОУ обучается 398 человек.
Обучение организовано в различных режимах: пятидневной, шестидневной неделе и по смешанному варианту. В 2017–2018 учебном году в 95 общеобразовательных учреждениях города Омска (62% от общего количества общеобразовательных учреждений) 23 420 школьников (20,3%) обучается в две смены.
©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа
Кто пойдет к доске?
Обеспечено поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования, который в настоящее время осваивают 77 343 обучающихся (69,8 % от общей численности обучающихся).
С 1 сентября 2016 года в БОУ города Омска реализуется федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Число детей, родители которых выбрали получение образование вне образовательной организации в семейной форме, в 2018 году составило 819 человек (увеличение на 334 человека по сравнению с 2017 годом).
Численность обучающихся, изучающих предметы на углубленном уровне в 2017 году составила 8 618 человек, из них гуманитарный профиль — 4 339 человек, естественно-научный профиль — 116 человек, социально-экономический профиль — 518 человек, технологический — 517, технический — 370, математический — 1 080, другие профили — 1 678 человек.
В 10-11-х классах сформировано 412 профильных классов, в том числе: технологических — 41, физико-математических — 58, физико-химических — 15, химико-биологических — 20, социально-экномических — 75, социально-гуманитарных — 51, филологических — 6, художественно-эстетических — 2, оборонно-спортивных — 4, других — 140. Всего в профильных классах обучается 9 261 человек.
Индивидуальные образовательные программы профильного обучения реализуются в 114 классах 2 684 обучающихся, в том числе в 9 профильных сетях (36 общеобразовательных организаций), а также в 4 общеобразовательных организациях реализуются индивидуальные образовательные программы профильного обучения через индивидуальные учебные планы.
По итогам 2016–2017 учебного года успешно освоили основные образовательные программы 98,8% обучающихся 1–11-х классов.
©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа
Урок физкультуры
Мероприятия по поддержке одаренных детей
В 2017 году в муниципальной системе образования города Омска проведено более 200 мероприятий для обучающихся интеллектуально-творческой, духовно-нравственной, патриотической, художественно-эстетической, эколого-биологической, социально-педагогической, спортивной и технической направленности. В различных конкурсах, олимпиадах, конференциях, соревнованиях, интернет-проектах приняли участие более 100 000 обучающихся, из них победителями, призерами, лауреатами стали более 13 000 обучающихся.
В течение трех последних лет 28 обучающихся получили денежное поощрение Губернатора Омской области. В 2017 году 19 обучающихся стали обладателями премии Губернатора Омской области за высокие результаты в интеллектуальной, творческой, спортивной, социальной деятельности.
В конкурсном отборе на присуждение именных стипендий Мэра города Омска в 2017 году приняли участие 80 обучающихся. Именные стипендии за высокие заслуги в интеллектуальной, спортивной и художественной деятельности присуждены 20 обучающимся.
Ежегодно обучающиеся БОУ города Омска участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников. Олимпиада проходит по 22 предметам.
©Фото из архива пресс-службы Октябрьского округа
В споре рождается истина
На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2017 году город Омск представляли 29 обучающихся БОУ города Омска. Призерами стали 9 обучающихся из 6 БОУ: «Лицей № 64», «Гимназия № 19», «Гимназия № 85», «Гимназия № 88», «Гимназия № 115», «Средняя общеобразовательная школа № 151».
Этап Участники Победители Призеры
2016–2017 учебный год | |||
Школьный | 107 548 | 9 040 | 20 771 |
Муниципальный | 7 403 | 139 | 1607 |
Региональный | 909 | 33 | 215 |
Всероссийский | 29 | 9 | |
2017–2018 учебный год | |||
Школьный | 99 594 | 8 726 | 19 322 |
Муниципальный | 6 145 | 126 | 1506 |
Создание условий в части приобретения учебно-лабораторного оборудования и учебно-производственного оборудования
Одним из приоритетных направлений функционирования муниципальной системы образования является создание условий, соответствующих требованиям современной инфраструктуры в части приобретения учебно-лабораторного оборудования и учебно-производственного оборудования.
В 45 (29,4%) бюджетных общеобразовательных учреждениях полностью оснащены кабинеты физики, химии, биологии учебно-лабораторным оборудованием.
В 114 БОУ (74,5%) кабинеты иностранного языка оснащены мобильной лингафонной системой.
92 учреждения (60%) имеют современное учебно-производственное оборудование в кабинетах технологии. В 2015 году оборудованы учебно-производственным оборудованием кабинеты технологии для мальчиков и девочек в двух БОУ города Омска №№ 7, 24.
В 2016 году во вновь построенную БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 53» поступили 6 новых лабораторных комплексов для учебной практической и проектной деятельности по физике, химии, биологии.
В учреждение поставлен один интерактивный компьютерный класс и специализированная мебель для компьютерного класса, 13 интерактивных досок, а также приобретено компьютерное оборудование, оборудование для сенсорной комнаты и игровое оборудование.
В 2016 году в кабинеты физики, химии, биологии, начальных классов БОУ г.
Омска «Средняя общеобразовательная школа № 7» поставлено учебно-лабораторное оборудование, в том числе: лабораторные комплекты по квантовым явлениям, по электролизу, электростатике, комплекты для подготовки к ГИА по физике №№ 1-8, микролаборатории для химического эксперимента, лабораторные комплекты для начального обучения химии, наборы по электрохимии, лабораторные комплекты по механике, молекулярной физике, термодинамике, оптике (базовые комплектации), лабораторные комплекты по электродинамике, биологические микролаборатории с микроскопами и микропрепаратами. В кабинет ОБЖ поставлены тренажер сердечно-легочной реанимации, противогазы, комплекты оборудования по предмету.
В 2017 году за счет бюджетных средств в БОУ г.
Омска «Средняя общеобразовательная школа № 24» поставлены цифровые лабораторные комплекты, цифровые микролаборатории для учебных экспериментов по химии, биологии, электронные пособия и карты в кабинеты истории и географии, цифровые приборы и комплекты оборудования в кабинеты физики, химии, биологии, ОБЖ, начальных классов, в школу приобретены интерактивные доски, проекторы и компьютерное оборудование
В 2016 году за счет средств благотворительных программ ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» были произведены ремонт и оснащение спортивных площадок школ №№ 4, 31, 37, 41, а также ремонт и пополнение информационно-образовательной среды учебно-лабораторным оборудованием 3-х кабинетов физики БОУ №№ 66, 64, 140.
Реализация данных мероприятий позволила модернизировать материально-техническую базу общеобразовательных учреждений; создать комфортные условия в соответствии с санитарными требованиями для обучения, обеспечить двигательный режим при организации учебных занятий по физической культуре посредством оборудования спортивных площадок на территории школ.
Омск одним из первых в стране обеспечил доступ всем школам города к сети Интернет по высокоскоростным каналам. Продолжается обновление компьютерного оборудования.
Общее количество интерактивных досок, используемых в 2017 году в образовательной деятельности БОУ города Омска — 912, мультимедийных проекторов — 1 593. В образовательной деятельности школ города Омска используется 7 070 персональных компьютеров, из них 220 персональных компьютеров поставлены в школы города Омска в 2016–2017 учебном году.
Источник: //admomsk.ru/web/guest/government/divisions/44/general-education
Закон о поборах в школе в 2019-2020 году
Государство гарантирует всем жителям страны бесплатное среднее образование. Однако родители учеников часто сталкиваются с необходимостью сдавать деньги на нужды образовательного учреждения. В каких случаях это будет считаться незаконным, устанавливает закон о поборах в школе в 2019-2020 году.
Федеральный закон о поборах: официальный текст
Действия руководства учебного заведения регламентирует ФЗ 273 «Об образовании в РФ». Депутаты Госдумы одобрили законопроект в 2013 году. В проекте указано, что из бюджетов разных уровней выделяются средства на:
- выплаты заработных плат учителям, воспитателям детских садов;
- приобретение учебных пособий, учебников, средств обучения;
- игрушки (для дошкольных учреждений).
Местные власти обязаны выделять деньги на ремонтные работы, на содержание спортивных и игровых зон при учебных и дошкольных учреждениях, а также на благоустройство прилегающей территории. То есть, родители не должны платить за ремонт класса или группы в детском саду, за покупку деревьев для высадки.
Согласно закону, каждое образовательное учреждение публикует список бесплатных и платных услуг, которые предоставляет. Он должен находиться в свободном доступе на сайте. К незаконным действиям относят установление платных услуг, если они должны быть бесплатными согласно действующим законодательным нормам.
Тем не менее руководство некоторых школ пользуется безграмотностью родителей в вопросах образования. Чтобы избежать недоразумений и знать, за что не имеют права брать деньги в учебном учреждении, предлагаем скачать закон о поборах в школах.
За что с родителей не имеют права брать деньги
Официальный текст закона определяет перечень образовательных услуг, которые должны предоставляться бесплатно. В школах не могут требовать от родителей деньги на:
- покупку учебников;
- ремонт в помещениях;
- приобретение учебной мебели, инвентаря;
- благоустройство территории (сюда относится покупка саженцев);
- уроки, входящие в список стандартных;
- заработную плату уборщиц или охранников.
Родители не должны оплачивать занятия, если только они не входят в список дополнительных программ обучения. Стандартные уроки, предусмотренные федеральным законом, предоставляются бесплатно. Не оплачиваются подготовительные к контрольным либо экзаменам.
Школа обязана самостоятельно оплачивать услуги уборщиц и охраны, приобретать учебники и методические пособия. Есть исключение из этого правила. Например, если учащийся занимается по дополнительным программам, не предусмотренным федеральными стандартами, учебники родители приобретают за свой счет.
Читать так же: Земельные споры
Общеобразовательное учреждение самостоятельно оплачивает приобретение любого инвентаря или оборудования, которое используется на занятиях. Сюда относится спортивный инвентарь, компьютеры и пр. Ремонт и закупка мебели в классы также осуществляется за счет учебного заведения.
Платные услуги
Законом предусмотрены не только бесплатные, но и платные услуги в школе. За предоставление дополнительных видов учебного сервиса общеобразовательные учреждения могут назначать отдельную плату. В список входят следующие услуги:
- преподавание по дополнительным образовательным дисциплинам. Оплачивается отдельно, если курс не предусмотрен в стандартной школьной программе;
- занятия с учениками по углубленному изучению дисциплин. Сюда можно отнести также репетиторство. Плата за обучение устанавливается по договоренности с родителями, либо ее регламентирует школьный устав, если дополнительные уроки учитель проводит на основании договора с работодателем. Может осуществляться с одним или с двумя учащимися одновременно, на занятиях обеспечен индивидуальный подход. Дополнительные уроки позволяют более слабым ученикам понять курс школьных предметов или лучше подготовиться к предстоящим вступительным экзаменам;
- в школах могут предоставляться услуги по преподаванию дисциплин для специального развития детей. К примеру, родители могут оплачивать дополнительные уроки рисования или музыки, если считают, что у ребенка есть к этому расположенность;
- предоставляются прочие услуги, которые не входят в перечень стандартов, установленных государством.
Каждое учебное учреждение имеет право сформировать полный перечень платных услуг, однако список должен находиться в свободном доступе, а вся информация по дополнительным дисциплинам должна быть прозрачной.
Куда жаловаться на поборы в школе
Если в школе, которую посещает ваш ребенок, поборы – обычное дело, а другие родители предпочитают мириться с ситуацией, необходимо отстаивать права на бесплатное образование.
В первую очередь следует обратиться к руководству учебного учреждения с требованием разъяснить, на основании чего происходит сбор средств. Обязательно просите письменный ответ. Он вам пригодится, если дело дойдет до вышестоящих инстанций.
В некоторых случаях руководство предпочитает разобраться с конфликтом мирно и перестает вымогать деньги (по крайней мере, с того родителя, который платить не хочет). Но иногда требуется обращение в профильные структуры. Если директор проигнорировал ваш запрос и поборы остались прежними, необходимо обратиться в одно из следующих ведомств:
- муниципальный комитет образования (или региональный);
- администрация;
- полиция;
- отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
- прокуратура;
- министерство образования.
В некоторых случаях родители опасаются, что после оформления жалобы может пострадать их ребенок. В такой ситуации в заявлении следует указать требование о неразглашении данных.
Читать так же: Свидетели Иеговы: что говорит закон в 2019-2020 году
Наказание за вымогательство денег
Законодательством предусмотрены штрафы за поборы в школах. Для сотрудников образовательных учреждений предусмотрены следующие санкции:
- ограничение свободы либо принудительные работы сроком до четырех лет;
- арест на полгода;
- денежное взыскание (максимальная сумма 80 тыс. руб.).
Представители власти неоднократно заявляли о том, что родителям не следует закрывать глаза на поборы. Если эта проблема есть в учреждении, которое посещает ваш ребенок, не нужно бояться.
Следует обратиться в один из органов, уполномоченных наказать руководство школы.
Помните о праве каждого ребенка на бесплатное среднее образование и заявляйте о нарушениях, чтобы в будущем исключить факты поборов в школах.
Источник: //zakonoved.su/zakon-o-poborah-v-shkole.html
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:
- на бесплатное образование;
- на выбор учебного заведения;
- на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
- на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
- на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
- на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
- на участие в школьном самоуправлении;
- на помощь учителей во время обучения;
- на свободу совести и выражение личных убеждений;
- на обучение в безопасных условиях;
- на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
- на помощь школе на добровольных началах;
- на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
- на доступ к информации;
- на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
- на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
- на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
- на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
- имущественные права.
Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:
«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».
Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.
Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.
В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет.
Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.
Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.
Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.
Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.
Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.
Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.
Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.
Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства.
В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.
Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.
Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.
Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.
В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.
Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.
Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.
Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.
Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.
Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.
Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.
Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.
Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять.
К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.
Примечание
С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.
Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей
Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Также в блоге
Защитим наших детей
Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся
Из школы в школу
Защищаем права ребенка в школе
Безопасность ребенка в школе
Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Источник: //eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/