Законы ли действия руководства

Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.

В объективном мире существуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон отрицания отрицания.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.

В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).

Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.

К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.

Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления, посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.

К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные».

К общим законам управления относятся:

1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.

2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.

3. Закон единства системы управления.

4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

6. Закон единства действий законов управления.

Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны.

С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса.

Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.

Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит, что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.

Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.

Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.

Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему.

В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы.

Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.

Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе).

Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом.

Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.

Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем.

Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой.

Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.

Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.

Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.

Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.

Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.

К частным законам, касающимся управляющей подсистемы, относятся:

1. Закон изменения функций управления.

2. Закон сокращения числа ступеней управления.

3. Закон концентрации функций управления.

4. Закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.

Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.

Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.

Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы.

Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.

Источник: https://lib.sale/teoriya-upravleniya-besplatno/zakonyi-upravleniya-harakteristiki-54265.html

Утверждены «Основные государственные законы Российской империи»

23 апреля (6 мая) 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи».

Пересмотр Основных законов был сделан «… в видах укрепления основ обновляемого государственного строя»: «Мы повелели свести воедино постановления, имеющие значение Основных государственных законов, подлежащих изменению лишь по почину Нашему, и дополнить их положениями, точнее разграничивающими область принадлежащей Нам нераздельно власти верховного государственного управления от власти законодательной».

Основные государственные законы Российской империи — свод законоположений об общих началах государственного строя России — впервые были кодифицированы под руководством М. М. Сперанского в 1832 г., а в 1833 г.

император Николай I изданием Манифеста о введении в действие «Свода законов Российской империи» провозгласил их вступление в законную силу. В 1906 г. Основные законы были пересмотрены в связи с опубликованием Манифеста 17 (30) октября 1905 г.

, созданием Совета министров, Государственной думы, реорганизацией Государственного совета.

Утверждённый 23 апреля (6 мая) 1906 г. документ состоял из вводной части и пяти глав (82 статьи): О существе верховной cамодержавной власти; О правах и обязанностях российских поданных; О законах; О Государственном cовете и Государственной думе и образе их действий; О Совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями.

Основные законы закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных.

Согласно Основным законам, верховная самодержавная власть и власть управления во всём объёме принадлежали императору, однако законодательную власть он осуществлял «в единении с Государственным советом и Государственной думой». Отныне определялось, что «никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу без утверждения государем императором».

Однако прерогативы монарха оставались весьма широкими: ему принадлежал «почин по всем предметам законодательства», только по его инициативе могли быть пересмотрены Основные государственные законы, он назначал и увольнял министров и высших сановников, руководил внешней политикой, провозглашался «державным вождём российской армии и флота», наделялся исключительным правом чеканки монеты, от его имени объявлялась война и заключался мир, осуществлялось судопроизводство, жаловались титулы, ордена и другие государственные отличия.

Впервые в Основных законах были провозглашены права гражданской свободы.

Российским подданным гарантировались право на неприкосновенность личности, жилища и собственности, право устраивать собрания, общества и союзы («в целях, не противных законам»), свободу веры, и право «высказывать изустно и письменно свои мысли, а равно распространять их путём печати» — «в пределах, установленных законом».

Обновлённые Основные законы наделялись особой юридической силой. Они изменялись лишь в особом законодательном порядке. Инициатива их пересмотра принадлежала исключительно императору. Последний, обладая правом издания указов с временной силой закона (во время прекращения занятий Думы), не мог, тем не менее, обратить это право на Основные государственные законы.

В преддверии созыва Государственной думы Основные государственные законы 23 апреля (6 мая) 1906 г. являлись фундаментальным законодательным актом, регулирующим разделение полномочий между императорской властью и организованным по Манифесту 17 октября 1905 г. парламентом (Государственным советом и Государственной думой).

Лит.: Белковец Л. П., Белковец В. В. История государства и права России. Курс лекций. Новосибирск. 2000; Высочайше утверждённые Основные государственные законы. 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е. Т. 26 (1906). СПб., 1909. № 27805. С. 456; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.

ru/ER/Etext/apr1906.htm; Владимирова Г. Е. Основные государственные законы Российской Империи 1832-1892 гг. в определении основ государственного строя в России. Автореферат дис. … канд. юрид. наук. Омск, 2010; Яцкова А. П. Основные государственные законы Российской империи 23 апреля 1906 г. — первая российская конституция. Автореф. дис. … канд. юрид.

наук. М., 2001.

Источник: https://www.prlib.ru/history/619222

Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента

Любая деятельность осуществляется в рамках объективных законов природы и общества. Не является исключением и управленческая деятельность. Именно поэтому для повышения эффективности деятельности менеджеру необходимо знать и понимать возможности и ограничения, которые “диктуют” законы объективного мира.

Понятие “закон” рассматривается с двух позиций:

  1. как нормативные акты, принятые в установленном порядке высшими органами государственной власти. В этом случае они имеют субъективный характер, т. к. отражают уровень интеллекта и профессионализм членов законодательного собрания, расстановку политических сил и т. п.;
  2. как необходимые, существенные, устойчивые повторяющиеся отношения между явлениями в природе и обществе. Эти законы имеют объективный характер.

Законы объективного мира – это законы его развития. К ним мы можем отнести:

  1. закон единства и борьбы противоположностей;
  2. закон отрицания отрицания;
  3. закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей утверждает:

  • во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения:
  • противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;
  • борьба противоположностей является источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;
  • в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

Закон отрицания отрицания гласит:

  • во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличаются от самих себя в предшествующий момент времени;
  • в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

Смысл действия этого заключается в следующем: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления; новое заменяет старое, новейшее приходит на смену новому.

Сущность закона перехода количественных изменений в качественные заключается в том, что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения. Достигнув определенного уровня, они приводят к коренным качественным изменениям. Количественные изменения совершаются эволюционно, а коренные качественные изменения – революционно.

К законам управления мы можем отнести следующие:

  1. закон единства и целостности системы управления гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством, т. е. она должна содержать все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Целостность систем достигается применением единых принципов, ценностей, подходов при проектировании и функционировании системы управления. Нарушение действия закона приводит к несогласованности действий и чрезмерным затратам на управление;
  2. закон обеспечения необходимого числа степеней свободы требует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т. п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое чисто степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы;
  3. закон необходимого разнообразия гласит, что система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы. Разнообразие систем управления обусловлено воздействием ситуационных факторов (отраслевых, природно-климатических, профессионально-квалификационных и др.). Однако во всех случаях должны соблюдаться законодательные акты, стандарты, обычаи, ценности и т. п. Типовые системы, структуры, методы должны быть не догмой, а инструментом для создания методологии управления конкретным предприятием;
  4. закон соотносительности управляющих (СУ) и управляемых систем (ОУ) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития:
  • функциональная сложность СУ должна превышать функциональную сложность ОС, уровень компетентности работников СУ также должен превышать уровень компетентности ОУ;
  • динамика совершенствования СУ должна превышать динамику совершенствования ОУ.

Развитие управляемой системы (субъекта управления СУ) связано с высоким уровнем компетенции руководителя, творческие способности которого позволят максимально использовать действия законов и расширить сферы их действия.

Принципы управления

Под принципами управления понимают основные фундаментальные идеи, представления об управленческой деятельности, правила, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления, т. с.

принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека. Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, которую мысленно формирует каждый руководитель на уровне его познания, общей и профессиональной культуры.

Так как принципы принадлежат субъекту, то они носят субъективный характер.

К числу основных принципов управления могут быть отнесены:

  1. принцип научности, который требует построения системы управления и ее функционирования на строго научных основах, т. е. привлечения всего спектра современных знаний, их тщательно синтеза, и, прежде всего – комплекса паук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, этики, эстетики, технологических технических наук;
  2. системность и комплексность. Системность означает необходимость использования элементов теории БС, системного анализа в каждом управленческом решении, используя при этом все свойства БС: неаддитивность, эмерджентность, синергичность и др. Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учета всех направлений, всех сторон, всех свойств (возрастных, этнических, профессиональных и др. особенностей структуры коллектива). Системность означает попытки структурировать проблемы и решения по вертикали, комплексность – развернуть их по горизонтальным, координационным связям;
  3. единоначалие и коллегиальность. Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально, т. е. с учетом мнений многих специалистов по различным вопросам (комплексность разработки). Принятое решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица должна быть установлена ответственность за выполнение определенных и точно очерченных работ;
  4. принцип демократического централизма, означает необходимость разумного рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении. Противоречивость этого принципа заключается в полярности демократии и централизма. Крайняя выраженность демократизма – охлократия (власть толпы), анархия; крайняя степень централизма – автократия. Демократизм тем выше, чем выше уровень квалификации работников, чем более творческим является содержание труда, чем более стабильным и эволюционным является развитие общества.

Принципы управления должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т. д.

Из принципов управления вытекают правила группового поведения больших профессиональных групп работников, например, руководителей фирм, коммерческих директоров и т. и. Для каждой из категорий существуют свои писаные и неписаные правила.

Из правил группового поведения вытекают правила индивидуального поведения руководителей с учетом их личностных характеристик.

Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc

Менеджмент…

Источник: https://www.inventech.ru/lib/management/management-0002/

За долги предприятия будет отвечать директор: какие риски для руководителей несет новый Кодекс о банкротстве | БІЗНЕС

21 октября 2019 года был введен в действие Кодекс Украины по процедурам банкротства, несмотря на призывы отдельных экспертов отсрочить его введение, чтобы устранить пробелы и недостатки, содержащиеся в нем.

Однако зарегистрированные законопроекты, которыми предлагалось отсрочить введение в действие Кодекса, не были своевременно приняты Парламентом.

Это означает, что решение относительно недостатков нового Кодекса будет зависеть от способности хозяйственных судов сформировать единую правоприменительную практику.

Одним из нововведений Кодекса является введение солидарной ответственности руководителя предприятия за неудовлетворение требований кредиторов в случае, если он уклонился от обращения в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве.

Касается всех

Дело в том, что Кодекс не определяет минимального размера долга, который может стать основанием для подачи заявления о банкротстве, а также не устанавливает обязанности предварительно обращаться в суд и выполнять судебное решение в пределах исполнительного производства.

Поэтому агрессивного кредитора, обладающего информацией о состоянии активов должника, отделять от подачи заявления о банкротстве будут лишь относительно незначительная сумма судебного сбора в размере 10 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц и сумма аванса вознаграждения арбитражному управляющему в размере 3-х минимальных заработных плат за три месяца осуществления полномочий.

Особенно такой риск актуален для предприятий, имеющих обязательства по кредитам и займам, предприятий с сезонным характером бизнеса и торговых компаний, которые могут при вполне нормальном функционировании подпадать под определение предприятия с угрозой неплатежеспособности.

Потенциальная возможность обратить взыскание не только на имущество предприятия, но и на имущество его руководителя будет только стимулировать кредиторов использовать институт банкротства как средство взыскания задолженности вместо того, чтобы решать вопрос проблемных долгов в исковом производстве или путем использования альтернативных средств разрешения споров.

Напомним, проверить вашего контрагента на благонадежность и узнать о наличии открытых процедур банкротства можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Вы можете проверить контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису.

В каких случаях будет отвечать руководитель

Подход Кодекса, дающий кредиторам действенный инструмент взыскания долгов, является положительным, однако для руководителей предприятий, которые потенциально могут быть признаны банкротом, новый акт создал существенные риски личной имущественной ответственности.

В соответствии с положениями Кодекса, солидарную ответственность вместе с обществом перед кредиторами будет нести руководитель должника, если он не обратился в месячный срок с момента угрозы неплатежеспособности в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве.

И здесь, казалось бы, ключевая норма, которая обусловливает риск личной имущественной ответственности руководителей многих компаний, должна была бы давать четкий ответ на вопрос о том, когда возникает момент, с которого необходимо отсчитывать срок для подачи в суд заявления о банкротстве.

Вместо этого соответствующие положения, наоборот, не дают четкого однозначного ответа, с какого момента рассчитывать возникновение риска неплатежеспособности и что такое неплатежеспособность в целом.

С базой актуальных объявлений о банкротстве и ликвидации субъектов хозяйствования можно ознакомиться в модуле «Банкротство» ИПС ЛІГА:ЗАКОН, а модуль «Алгоритмы действий для бизнеса» содержит пошаговые инструкции, представленные в виде инфографики, по общей процедуре банкротства юридического лица, процедурам санации и ликвидации. Кроме того, в модуле приведена схема общей процедуры банкротства физического лица. Получить тестовый доступ к ИПС можно по ссылке

Как правильно рассчитывать срок

Согласно ч. 6 ст.

34 Кодекса, должник обязан в месячный срок обратиться в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу в случае, если удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами (угроза неплатежеспособности), и в других случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Однако фактически для предприятия довольно сложно установить момент, с которого возникает угроза неплатежеспособности (мы бы не рекомендовали однозначно привязывать этот момент к дате представления финансовой отчетности).

Более того, многие «финансово здоровые» предприятия в то или иное время могут подпадать под определение предприятия с угрозой неплатежеспособности.

Такая угроза может возникнуть в обычных условиях, когда контрагент вовремя не рассчитался с предприятием, или когда по формальным условиям контракта кредитор получил право требовать от предприятия досрочного погашения обязательств, или когда уничтожились товарные запасы, или когда налоговый орган начислил значительный размер штрафных санкций, а предприятие их не обжаловало. Поэтому такие обычные для бизнеса ситуации могут иметь фатальные последствия для руководителя предприятия, если в дальнейшем финансовое состояние предприятия по тем или иным причинам ухудшится.

Стоит отметить, что на момент введения в действие Кодекса многие предприятия уже находились под угрозой неплатежеспособности. Поэтому формально во избежание возможной солидарной ответственности все руководители таких предприятий должны были бы обеспечить представление в хозяйственные суды заявлений о банкротстве.

Будет ли работать норма

В отличие от положений о субсидиарной ответственности учредителей, руководителей или иных лиц за умышленные действия, приведшие к банкротству, которые могли быть применены по усмотрению суда, норма о солидарной ответственности руководителя прямо предусматривает, что суд должен рассмотреть вопрос соблюдения руководителем правила обращения в хозяйственный суд в течение месяца с момента возникновения угрозы неплатежеспособности. Подчеркнем: это уже является не диспозитивным правом суда, а одним из вопросов, который обязательно должен рассматриваться судом по делу о банкротстве.

Поэтому случаи взыскания задолженности кредиторами с руководителя предприятия-банкрота могут стать довольно частым явлением.

Общее собрание как форпост защиты

Одним из документов, который подается в хозяйственный суд вместе с заявлением о банкротстве, является решение высшего органа управления должника об обращении в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства по делу. Однако нужно помнить два момента.

Во-первых, принятие или согласование решения об обращении в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве согласно действующему законодательству не относится к исключительной компетенции общего собрания.

Во-вторых, уставы предприятий также нечасто содержат положения, ограничивающие право директора на обращение в суд с заявлением о банкротстве без согласования с вышестоящим органом управления.

Поэтому остается ключевой вопрос: достаточно ли самого факта созыва общего собрания, если участники должника уклонились от участия в них, чтобы руководитель избежал солидарной ответственности, или же руководителю лучше подать заявление о банкротстве без прилагаемого решения высшего органа управления? Законодательство по этому поводу не дает четкого ответа, поэтому необходимо дождаться позиции хозяйственных судов. Как минимум, на данный момент мнения экспертов по этому вопросу разделились. Тем не менее, вероятно, было бы целесообразно внести в устав положения, ограничивающие полномочия руководителя обращаться в хозяйственный суд с заявлением о банкротстве, не дожидаясь формирования судебной практики по этому вопросу.

Каковы последствия принятия Кодекса

Новый механизм привлечения руководителя предприятия к солидарной ответственности в условиях нечеткой законодательной базы стал новой реальностью, с которой невозможно не считаться владельцам бизнеса и назначенным ими руководителям.

К моменту, когда судебная практика «расставит все точки над и» (а для этого понадобится не один год для рассмотрения дел о банкротстве), руководителям предприятий нужно позаботиться о надлежащих мерах предосторожности для уменьшения реальных рисков ответственности – от мониторинга состояния чистых активов и обеспечения платежной дисциплины контрагентов до детального установления в учредительных документах порядка действий руководителей в случае возникновения угрозы неплатежеспособности и внесения в контракты положений, предусматривающих соответствующие гарантии для учредителей и руководителей предприятий относительно возмещения ущерба, связанного с солидарной ответственностью руководителя в случае банкротства предприятия.

Богдан Скоропад, старший юрист KPMG Law Ukraine

ЛІГА:ЗАКОН приглашает юридические фирмы принять участие во всеукраинском рейтинге рынка юридический услуг LIGA ZAKON AWARDS 2019. Подробнее о рейтинге здесь

Источник: https://biz.ligazakon.net/analitycs/190563_za-dolgi-predpriyatiya-budet-otvechat-direktor-kakie-riski-dlya-rukovoditeleyneset-novyy-kodeks-o-bankrotstve